Адамьянц Тамара Завеновна
Социальные коммуникации

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Адамьянц Тамара Завеновна (tamara-adamiants@yandex.ru)
  • Размещен: 04/09/2013, изменен: 14/11/2018. 17k. Статистика.
  • Учебник: Обществ.науки
  • Иллюстрации/приложения: 2 шт.
  • Скачать FB2
  • Оценка: 7.15*9  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Учебное пособие представляет собой адаптированное изложение ключевых теоретических и практических аспектов семиосоциопсихологической концепции, разработанной в рамках российской академической науки выдающимся ученым Т.М. Дридзе. В самом определении этой концепции заключена ее суть: междисциплинарность, исследовательский поиск и возможности кругозора "на стыке наук". В пособии предлагаются методы и подходы, знакомящие с комплексными социально-диагностическими и социально-проектными технологиями, направленными на совершенствование коммуникативных навыков людей, на реализацию задач социально ориентированного управления коммуникационными процессами. Книга снабжена иллюстративным материалом. Для социологов, социальных психологов, культурологов, журналистов, переводчиков, педагогов, менеджеров и представителей других гуманитарных специальностей.


  • Высшее образование

    Т.З. АДАМЬЯНЦ

    СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

    ДРОФА

    Т.З. АДАМЬЯНЦ

    СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

    Допущено

    Советом Учебно-методического объединения вузов России

    по образованию в области менеджмента

    в качестве учебного пособия по дисциплине специализации специальности "Менеджмент организации"

      

    МОСКВА

    ДРОФА

    2009

       УДК 316.77 (075.8)
       ББК 88.53я73
       А 28
      

    Рецензенты:

    доктор социологических наук, профессор Е.Я. ДУГИН (зам. начальника отдела Аналитического управления Совета Федерации РФ);

    доктор философских наук, профессор В.А.МАНСУРОВ (зам. директора Института социологии РАН, президент Российского общества социологов);

    доктор экономических наук, профессор Н.И. СИДОРОВ (декан Института управления и предпринимательства в социальной сфере Государственного университета управления)

      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       ISBN 978-5-358-05970-2

    Содержание

      
       Предисловие .........................................................................................
       Введение...............................................................................................
       5
       7
      
       Раздел I. Социальная коммуникация - универсальный механизм социального взаимодействия......................................................................................
      
      
      
       ї 1.
      
       Модели социальной коммуникации: от информирования - к диалогу...................
      
       9
      
       ї 2.
      
       Текст как коммуникативный знак высшего порядка..........................................
      
       17
      
       ї 3.
      
       ї 4.
      
       ї 5.
      
      
       ї 6.
      
      
       ї 7.
      
      
      
      
       ї 8.
      
      
       ї 9.
      
       ї 10.
      
      
       ї 11.
      
       ї 12.
      
      
      
       ї 13.
      
      
       ї 14.
      
      
       ї 15.
      
      
       ї 16.
      
       ї 17.
      
      
       ї 18.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       Интенция как равнодействующая мотивов и целей общения.................... ..........
      
       Коммуникативные механизмы понимания: знак, значение, смысл........................
      
       Дифференциация аудитории по уровню развития коммуникативных (интерпретационных) навыков ...................................................................
      
       Коммуникативные интенции в "картинах мира" разных интерпретационных групп аудитории..............................................................................................
      
       Задачи и методы развития коммуникативных навыков личности .........................
      
       Раздел II. Современные социальные коммуникации: методы анализа и проблемы социальной эффективности
      
       Технологии социально ориентированного управления коммуникационными процессами.............................................................................................
      
       Методика и процедуры комплексного междисциплинарного опроса аудитории......
      
       Социальная диагностика коммуникационных процессов в современных системах управления ............................................................................................
      
       Критерии социальной эффективности средств массовой коммуникации (СМК)......
      
       Текст-имидж (образ) как вид социальной коммуникации...................................
      
       Раздел III. Приложения
      
       Анкета и рабочий аппарат комплексного междисциплинарного исследования "Картины мира современных школьников в свете парадигмы толерантности"........
      
       "Картины мира" современных школьников в свете парадигмы толерантности: опыт комплексного междисциплинарного исследования...........................................
      
       Социальная диагностика информационной среды современных детей: от теории к практике................................................................................................
      
       Социальные технологии изучения имиджа.......................... ...........................
      
       "Горка понимания" (фрагменты занятий с детьми по развитию коммуникативных навыков)................................................................................................
      
       По материалам инновационных семинаров: отработка диалогического имиджа.................................................................................................
      
       Программа учебной дисциплины "Социальные коммуникации"................ ...
      
       Заключение...........................................................................................
      
       Указатель основных терминов и персоналий.......................................................
      
       Литература .........................................................................................
      
      
       25
      
       33
      
      
       39
      
      
       52
      
       61
      
      
      
      
      
       66
      
       75
      
      
       81
      
       99
      
       113
      
      
      
      
       125
      
      
       133
      
      
       142
      
       160
      
      
       166
      
      
       176
      
       182
      
       193
      
       197
      
       199
      
      
      

    ПРЕДИСЛОВИЕ

      
       Для каждого времени характерны свои высоты и барьеры в познании и овладении практическими навыками. Еще совсем недавно в сфере коммуникации перед человечеством как первоочередные стояли задачи массового овладения грамотой и накопления, усвоения имеющихся знаний и сведений.
       Современные процессы информатизации и глобализации выдвигают на передний план новые социально значимые задачи, о которых на протяжении веков ученые и мыслители могли только мечтать - это массовое совершенствование качества сознания людей, наших современников, их умения при общении адекватно понимать друг друга и, следовательно, конструктивно взаимодействовать.
       Решение этой принципиально важной для судеб человечества проблемы невозможно без постижения скрытых, латентных механизмов, единых для любых форм и видов социальной коммуникации. Такие знания и навыки дает лежащая в основе настоящего учебного пособия комплексная междисциплинарная концепция социальной коммуникации, разработанная в рамках российской академической науки.
       Настоящее учебное пособие предлагает инновационное, подкрепленное оригинальным методологическим и методическим аппаратом, обеспечение дисциплины "Социальные коммуникации", а также других, близких по тематике и проблематике вузовских дисциплин. Структурно пособие состоит из трех разделов.
       Первый раздел вводит читателя в принципиально новое поле анализа коммуникационных процессов, где во главе угла оказываются интенциональные (мотивационно-целевые) первопричины общения, а основными целями коммуникации оказываются адекватное понимание и взаимопонимание.
       Второй раздел преимущественно посвящен характеристикам современных коммуникационных процессов (в системах управления, средствах массовой коммуникации), методам поиска и отработки диалогического имиджа.
       Третий раздел представляет собой приложения - здесь представлены методики и результаты научно-исследовательских работ, анализирующих социальные последействия конкретных телепрограмм, книг, компьютерных игр, предлагаются разработки инновационных семинаров и тренингов, направленных на развитие коммуникативных навыков обучающихся. В пособие включена программа учебной дисциплины "Социальные коммуникации", с контрольными вопросами и тестовыми заданиями, которые неоднократно были апробированы в процессе занятий со студентами разных вузов.
       Стабильность и устойчивость нашей цивилизации смогут обеспечить только мудрые, умеющие понимать друг друга люди и соответствующие им высокоорганизованные формы социальной коммуникации.
      
      
      

    Раздел I

    Социальная коммуникация - универсальный механизм социального взаимодействия

    ї 1. Модели социальной коммуникации:

    от информирования - к диалогу

       Понятие коммуникация (от лат. communicatio - сообщение, передача) используется в различных науках. Общее в его трактовке связано с представлением о коммуникации как о "передаче информации от одной системы к другой посредством специальных носителей, сигналов".
       Как известно, коммуникация осуществляется межу индивидами, группами, организациями, культурами посредством различных знаковых систем (языков). Различают коммуникацию межличностную, массовую (средства массовой коммуникации, или СМК), научную, техническую и т.д., поэтому термин "коммуникация", кроме общего, универсального, имеет дополнительные и уточняющие значения, в зависимости от того, какой смысл вкладывается в него в рамках того или иного научного подхода.
       В центре внимания семиосоциопсихологической парадигмы оказывается социальная коммуникация, которая рассматривается как "универсальный социокультурный механизм, ориентированный на взаимодействие социальных субъектов, на воспроизводство и динамику социокультурных норм и образцов такого взаимодействия".
       Для различных видов искусства, массовой коммуникации, а также для ряда иных форм и способов (жанров), связанных с социальным взаимодействием общающихся субъектов, правомочен универсальный термин - социальная коммуникация. Множественное число этого же термина - социальные коммуникации - используется при необходимости дифференцировать коммуникационные потоки.
       Внимание науки и общества к процессам социальной коммуникации не случайно: от качества информационной среды, в которую "погружен" фактически каждый человек, зависит в значительной степени и качество нашей жизни... Уважаемые читатели! С ноября 2018 года исключительное право на текст этой книги принадлежит издательству Юрайт. Теперь это учебник для академического бакалавриата, издание 2-е, переработанное и дополненное. Книга издана в бумажном и электронном вариантах, с нею можно познакомиться на сайте издательства Юрайт или приобрести в книжных магазинах. Однако и здесь, на сайте lib.ru, осталось немало других моих публикаций, обязательно буду помещать и новые! Всегда с вами, Адамьянц Т.З.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Адамьянц Тамара Завеновна (tamara-adamiants@yandex.ru)
  • Обновлено: 14/11/2018. 17k. Статистика.
  • Учебник: Обществ.науки
  • Оценка: 7.15*9  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.