Ансельм Людмила Николаевна
Возвращение Орфея

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 16/03/2009.
  • © Copyright Ансельм Людмила Николаевна (luanselm@yahoo.com)
  • Обновлено: 12/03/2009. 74k. Статистика.
  • Пьеса; сценарий: Драматургия
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Действие пьесы разворачивается в коммунальной квартире в Советском Союзе, в семидесятые годы . Главный герой пьесы Володя, руководитель рок-группы, возвращается назад к своей жене, живущей после развода с ним, в коммунальной квартире. В пьесе показано как "замкнутое общество" влияет на психологию и активность людей. Пьеса носит такое название, так как появление главного героя в "коммунальной квартире" сравнивается с Орфеем, спускающимся в Ад (коммуналки), в поисках своей жены Евридики.


  • ВОЗВРАЩЕНИЕ ОРФЕЯ

    Людмила Ансельм

       Copyright No 2008
       L. Anselm
      
      

    Действующие лица

      
       !. Лариса -женщина лет тридцати.
        -- Володя - бывший муж Ларисы, около тридцати лет.

    Соседки Ларисы по коммунальной квартире:

       3. Вера-женщина лет двадцати двух
       4. Зоя-женщина лет тридцати пяти
       5. Клеопатра Ивановна - женщина пятидесяти пяти лет
       6. Анна Михайловна -- женщина шестидесяти лет.
      

    Другие персонажи:

       7. Мария Гавриловна - женщина пятидесяти лет.
       8. Милиционер.

    СЦЕНА

       Действие пьесы происходит в 70-х годах в Советском Союзе в коммунальной квартире. Коммунальная квартира - это квартира, жильцы которой проживают в разных комнатах, но кухня, туалет и ванная находятся в общем пользовании жильцов..

    АКТ ПЕРВЫЙ

    Картина 1

    Кухня коммунальной квартиры. На кухне Анна Михайловна и Зоя, вбегает Вера.

       ВЕРА (радостно). Девочки, к Ларисе муж вернулся!
       ЗОЯ. Верка, не придумывай, у тебя всегда так: шел мимо, заскочил на минутку, а ты уже и вернулся.
       ВЕРА. Нет, не заскочил, по-настоящему вернулся. Жить у нее собирается. Я, говорит, целый день тебя искал. Я, говорит, без тебя жить не могу, забыть тебя не могу... Решил, говорит, к тебе вернуться.
       АННА МИХАЙЛОВНА. Вера, ты, наверное, как всегда путаешь.
       ВЕРА (обиженно). Ничего не путаю. Это все истинная правда, сама слышала -- перегородка ведь тонюсенькая. Я, говорит, как увижу женщину, похожую на тебя, так все тебя вспоминаю.
       АННА МИХАЙЛОВНА (миролюбиво). Хорошо, может быть, к Ларисе муж и вернулся, а ты, Вера, чему радуешься? Тебе-то что?
       ВЕРА. Если они возвращаются, то, может быть и ко мне муж
       вернется.
       ЗОЯ. Это кто же к тебе должен вернуться?
       ВЕРА. Мой муж.
       ЗОЯ. Ой, держите меня, у нее есть муж.
       ВЕРА. Да, есть.
       ЗОЯ. Интересно, какая же у твоего мужа фамилия?
       ВЕРА. Жмаев.
       ЗОЯ. Жмаев? Он что, тебе муж?
       ВЕРА. Муж, у меня от него ребенок.
       ЗОЯ. Чудачка, да ты-то откуда знаешь, от кого у тебя ребенок?
       ВЕРА. Каждая женщина знает, от кого ребенок.
       ЗОЯ (злорадно). Говоришь, что знаешь, а на суде доказать не смогла.
       ВЕРА. Меня не слушали.
       ЗОЯ. Еще как слушали, битый час. Всю подноготную выспросили. Что, где, когда. Ой, смех-то какой был: судья представительный такой, интересный мужчина, плечи-во! Так судья ее спрашивает: "Где вы познакомились со Жмаевым?" А она говорит: "На улице". А судья говорит: "Вы что же, не знаете, что порядочные девушки на улицах не знакомятся?" Она молчит-отвечать-то нечего. А Жмаев как на весь зал хмыкнет при слове "порядочные", а судья как закричит на него: "Вы что тут расхмыкались? Мы сейчас Вас будем спрашивать, тогда и похмыкаете". Жмаев так испугался, даже красными пятнами с лица пошел.
       ВЕРА. Судья все-все у меня выспросил, во всех подробностях. Всем интересовался. "А когда, говорит, -- Вы с ним сблизились, в тот же вечер?"-"Нет, -- говорю, -- не угадали. Ровно через неделю".
       ЗОЯ. Это верно. Жмаев на суде то же самое сказал. "Через неделю после этой встречи, -- говорит, -- она ко мне в общежитие"
       ВЕРА. А потом он повез меня к своим родителям в деревню. Ой, девочки, как там хорошо было! Утром на траве роса, а у родителей куры, свинья, корова и сеновал. А мы с ним каждую ночь на сеновале спали.
       АННА МИХАЙЛОВНА. А как Жмаев тебя представил родителям?
       ВЕРА. Сказал, что знакомая.
       АННА МИХАЙЛОВНА. А ты помогала старикам?
       ВЕРА. Нет, не помогала. Я уже тогда беременная была, так меня тошнило с самого утра.
       АННА МИХАЙЛОВНА. Зачем же он тебя возил к родителям? Да еще беременную? Сказать, что ты его знакомая?
       ЗОЯ. Да, что вы ее спрашиваете, она все равно вам толком ничего не расскажет. Я была на суде, все слыхала. Жмаев не хотел ее брать к родителям, она сама напросилась.
       ВЕРА. Неважно, что не хотел, взял же.
       ЗОЯ (агрессивно). Не слушайте ее, врет она все. Она и судью хотела обмануть, да не получилось. Судья ее спрашивает: "Оставлял Жмаев Вам свои вещи? Стирали Вы его вещи, чинили их?" Так по закону полагается спрашивать. А она говорит: "Оставлял".-"Что, спрашивает судья, -- он оставлял?"-"Костюм" -- говорит.... А Жмаев с места кричит: "У меня отродясь костюма не было никогда". Какой у него костюм? Джинсы, свитер и куртка-вот и весь костюм. "А еду какую-нибудь ему готовили?"-спрашивает судья. "Готовила, говорит, -- колбасу, сыр покупала".-"Нет, милая, -- говорит судья, -- это не еда, эта закуска". Так что получается, никакой он тебе не муж...
       ВЕРА (плачет). Я не виновата, что у него и вещей никаких не было. Я бы ему и стирала, и штопала, если бы они были. А денег тоже у него никогда не хватало, только на выпивку и закуску.
       АННА МИХАЙЛОВНА (неодобрительно). Зоя, нельзя так резко, не надо так...
       ЗОЯ. Не люблю, когда выдумывают: мой муж, отец моего ребенка. У меня целая очередь в пивном ларьке из таких мужей состоит. Я прямо так и говорю, ничего не выдумываю. А то!..
       АННА МИХАЙЛОВНА. Ты же не даешь помечтать человеку. Нехорошо, Зоя!

    Картина 2

       Комната Ларисы. Лариса и Володя.
       ЛАРИСА. Володя, не понимаю, как ты увидел меня в такой толпе?
       ВОЛОДЯ. Я тебя целое утро искал. У меня было предчувствие, что обязательно тебя увижу. Что ты в этом магазине делала?
       ЛАРИСА. Через неделю ехать на юг, а чемодана нет... Увидела в магазине чемоданы, удобные, с застежками и стала в очередь...
       ВОЛОДЯ. Чемоданчик-то с застежками. А кто стоял рядом с тобой? Такой невысокий?
       ЛАРИСА . Один мой знакомый.
       ВОЛОДЯ. Чемодан удобный, ничего не скажешь. А вот...
       ЛАРИСА. Он что, тебе не понравился?
       ВОЛОДЯ. Да, какой-то неприбранный, потом эти уши...
       ЛАРИСА. Кирилл сегодня подстригся. На юге жарко, а длинные волосы...
       ВОЛОДЯ. Ты бы лучше посоветовала ему этого не делать.
       ЛАРИСА. У него волосы быстро отрастают.
       ВОЛОДЯ. Оставь эти подробности при себе... Хочешь сказать, что вы вместе едете на юг?
       ЛАРИСА. Вместе. А что, нельзя?
       ВОЛОДЯ. Нет, отчего же, ты свободная женщина. "Суд заслушал дело гражданки и гражданина о разводе".
       ЛАРИСА (жалобно). Перестань! Я тогда думала, что умру. Лежала на диване в нашей комнате...
       ВОЛОДЯ. Хорошая была комната, квадратная, светлая. Где она теперь?
       ЛАРИСА. Я тогда не выбирала, лишь бы скорей, разменяться... Ничего не слышать, не знать, не думать.
       ВОЛОДЯ. А я свою комнату в коммуналке поменял на квартиру в Новосибирске.
       ЛАРИСА. Ты женат?
       ВОЛОДЯ. Нет..
       ЛАРИСА. У тебя кто-нибудь есть?
       ВОЛОДЯ. Считай, что я один.
       ЛАРИСА. Что ж так?
       ВОЛОДЯ. Долго рассказывать.
       ЛАРИСА. А ты расскажи.
       ВОЛОДЯ. Сама все знаешь. Два года нам с тобой было неплохо, а потом, каждый день одно и то же. Время утекало, жуткое ощущение потерянного времени. Помнишь, я тебе намекал несколько раз насчет развода, но ты и слушать не хотела.
       ЛАРИСА. Потому что я тогда любила тебя...
       ВОЛОДЯ. Любила?...
       ЛАРИСА. Рассказывай дальше.
       ВОЛОДЯ. Я сказал самому себе...,: если она тебя так любит и готова все тебе простить, хорошо, ты будешь ее мужем, но остальное пусть принадлежит тебе. Ты не будешь разводиться, но и виноватым не будешь себя чувствовать. Она сама так хотела. И стоило мне так решить, как началось: знакомство за знакомством, свидание за свиданием, -- сплошное мелькание-одна, другая, третья. И все одинокие, несчастные, тридцатилетние. Всех нужно пригреть, приласкать. Одни еще хотят замуж, другие отчаялись. Третьи нуждаются в участии, ей уже неважно, какой ты: толстый, худой, высокий, лишь бы ты ее погладил, приласкал. Непонятно, ты их выбираешь или они тебя... Ты только взглянул на нее, еще у мыслей никаких не зашевелилось, а она уже сидит у твоего рабочего места, нога на ногу: "Вы курите?", -- предлагает сигарету. Сперва мне все это нравилось, льстило моему мужскому самолюбию. А потом до меня дошло... Никакой я не особенный, и не меня они любят, им важно почувствовать к себе интерес, пусть самый мизерный, крошечный интересик, они его на расстоянии чуют...

    (Пауза)

       В общем, когда мы с тобой разводились, я уже понимал, что не нужны мне были эти знакомства, чужая любовь. Мне надо было найти свою собственную, любить самому, страдать в конце концов... С работой в Новосибирске я устроился, а что касается личной сферы, тут у меня завал. Чем больше у меня перемен, тем больше меня тянет назад, в наше прошлое... Ведь было же нам с тобой хорошо? Год-два жили и я тебя любил, и мне никто не был нужен... Взял командировку и приехал... к тебе... Лариса, я так рад, что мы снова встретились...

    Картина 3

    Коммунальная кухня. Те же. Входит Клеопатра Ивановна.

       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Что за шум, а драки нет?
       АННА МИХАЙЛОВНА. Зоя и Вера отношения выясняют.
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. У них есть отношения?
       ЗОЯ. Конечно, есть. Мы что, не люди, что ли?
       ВЕРА (радостно). Клеопатра Ивановна, вы еще не знаете, а к Ларисе муж вернулся. Сегодня остается у нее ночевать, наверное, жить здесь будет.
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Надолго вернулся?
       АННА МИХАЙЛОВНА. Мы сами толком не знаем.
       ВЕРА. Он живет сейчас в другом городе, приехал сюда в длительную командировку и встретил Ларису...
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Случайно?
       ВЕРА. Нет, не случайно, в том-то и дело. Целый день бродил по городу, искал ее...
       АННА МИХАЙЛОВНА. Если поладят, может быть, он к ней сюда переедет, а то, может, ее в свой город возьмет.
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. А вы что, с ним разговаривали?
       ЗОЯ. Верка все подслушала.
       ВЕРА. Вот бы посмотреть на него одним глазком. Очень хочется. По голосу слышно, что мужчина интересный.
       ЗОЯ. Это где ты таких видела, в кино что ли?
       ВЕРА. Не только в кино и на улице попадаются...
       ЗОЯ. Ну да, держи карман шире.

    Клеопатра Ивановна начинает размораживать свой холодильник.

       ЗОЯ (удивленно). Клеопатра Ивановна, это что же ты делаешь? Дело к вечеру, а ты холодильник размораживаешь. Да ты что, не в своем уме?
       АННА МИХАЙЛОВНА. Клеопатра Ивановна, Зоя правильно говорит, Бунчук скоро вернется, быть беде.
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА (уверенно). Я знаю, что делаю. Холодильник промерз насквозь, что ж разморозить его нельзя?
       АННА МИХАЙЛОВНА. Не к вечеру... Бунчук сейчас вернется...
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Что из того? Пусть возвращается. Я ей не помешаю.
       ЗОЯ. Мать моя женщина, опять быть скандалу. Вы ведь знаете, Бунчук никого кроме себя на кухне не терпит.
       ВЕРА. Вы забыли, как она вас по ноге ведром саданула?
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Вот именно, не забыла. За эту ногу она мне и ответит. Вы тут сидите, боитесь нос на кухню показать, а Бунчук что хочет, то и делает.
       ЗОЯ. А по мне пусть делает... Я ее боюсь и не скрываю этого.
       АННА МИХАЙЛОВНА (миролюбиво). Клеопатра Ивановна, мы устали. Может, не надо, повремени чуток. Все-таки посторонний человек в квартире...
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Я, может быть, этого постороннего давно ждала. Вы забыли, что нам сказал председатель товарищеского суда? "Я вам не верю, у вас одна компания... Если будет посторонний свидетель, тогда и поговорим".
       АННА МИХАЙЛОВНА. А вдруг он не сможет быть свидетелем?
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА (уверенно). Свидетелем может быть каждый. Для этого немного надо: глаза, уши и капельку совести. Надеюсь, все это у него есть?

    Картина 4

       Комната Ларисы. Лариса и Володя.
       ЛАРИСА. Володя, ты здесь надолго?
       ВОЛОДЯ. Я в длительной командировке.. А ты, неплохо устроилась. (Переворачивает портрет Хэмингуэя, читает надпись). "Дорогой Ларисе от коллектива лаборатории". Замечательно. Я- то думал, что это Мефодий тебе подарил.
       ЛАРИСА. Поверни назад.
       ВОЛОДЯ (игриво). Не поверну, я его стесняюсь. Он так в упор на меня смотрит, а я хочу тебя обнять...
       ЛАРИСА. Не надо.
       ВОЛОДЯ. Не надо? Как знаешь...(Осматривает комнату) А кто это у вас играет на гитаре?
       ЛАРИСА. Может быть, я... Почему спрашиваешь?

    ВОЛОДЯ. Да так, я тоже кое-чему за это время научился. (Берет гитару).

       ЛАРИСА. Эту гитару мне подарил Кирилл, он сам хорошо играет и меня учит играть...
       ВОЛОДЯ. Хорошо играет, говоришь. (Пробует струны). Звук еще тот. Я тебе не все про себя рассказал... Я теперь руковожу рок-ансамблем...
       ЛАРИСА. Надеюсь, ты защитил диссертацию?
       ВОЛОДЯ. Нет.
       ЛАРИСА. Почему? У тебя же была готовая кандидатская?
       ВОЛОДЯ. Там все устарело. Я, когда переехал в Новосибирск, решил перейти в новую область, поездить, побывать в экспедициях...
       ЛАРИСА. Это тоже интересно. Я только одного не понимаю, как ты можешь руководить ансамблем, не имея музыкального образования?
       ВОЛОДЯ. Теперь такого образования и не требуется.
       ЛАРИСА. Всегда требовалось...
       ВОЛОДЯ. А ты знаешь, что такое "рок-музыка"?
       ЛАРИСА. Слыхала, кое-что...
       ВОЛОДЯ (с воодушевлением). Музыка "рока" величайшее открытие нашего времени. Ни один вид искусства не может так завладеть толпой как "рок", даже кино... "Рок"-гипнотизирует массу людей и может довести их до коллективного экстаза. "Сбудется мечта! И наши люди займут места! Под страхом лишения рук или ног-все будут слушать один только Рок."
       ЛАРИСА. Я, лично, предпочитаю классику.
       ВОЛОДЯ. Твоя классика для избранных, а "рок" настоящее народное искусство, он входит в тебя вместе с ударами сердца и бьется в тебе, в такт с пульсом, в общем действует непосредственно и не требует для восприятия ни особой культуры, ни усилий...
       ЛАРИСА (неодобрительно). Ни музыкального образования. Что же тут хорошего?
       ВОЛОДЯ. А ты знаешь, что хорошо и что плохо? "Рок" дает новое представление о мире. Кто знает, как устроен мир? Особенно сейчас... Классическая музыка, в которой есть внутренняя логика и закономерность, убеждает нас, что окружающий мир устроен разумно, а потому познаваем разумом.... "Рок" вносит в наши ощущения свободу, элемент произвола, неопределенность и непредсказуемость.
       ЛАРИСА. Ты здорово подковался в этом вопросе. Интересно, какой ты музыкант?
       ВОЛОДЯ. Хочешь, послушать "увертюру", с которой наша группа начинает выступление?
       ЛАРИСА. Хочу.

    Володя начинает играть. Он поет песню из кинофильма "Черный Орфей". В это время в квартире гаснет свет. В коридоре шум, голоса, шаги....Стук в дверь.

       ЗОЯ Лариса, у нас на кухне пробка перегорела, а у тебя в гостях мужчина, может быть, он поможет нам пробку ввернуть?
       ВОЛОДЯ (охотно). Непременно... Только я ничего не вижу... Темно...
       ЛАРИСА. Дай руку, я тебя проведу. Пробки на кухне.

    Картина 5

    Кухня коммунальной квартиры. Все соседки, Володя и Лариса.

       ВОЛОДЯ. Где ваши пробки?
       ХОР. На стене, в правом углу...
       ЗОЯ. Не беспокойтесь, мы поставили лестницу...
       ВОЛОДЯ. Ага, нащупал. Обе пробки холодные. Может быть, не перегорели, просто отошли... Попробуем ввернуть...

    Зажигается свет. Володя стоит на лестнице. Все внизу.

       ВОЛОДЯ. Как вас тут много. Вы все здесь живете? Сколько вас?
       ХОР. Шесть квартиросъемщиков.
       ВОЛОДЯ. Многовато будет. Как вы уживаетесь?
       ХОР. Уживаемся, на кухне места много.
       ВЕРА. Мы сейчас слышали песню... Спойте и для нас.
       ВОЛОДЯ. Хорошо. Лариса принеси гитару.
       ВЕРА. Песня уж больно красивая, редкая... Я ее ни разу не слыхала.
       ВОЛОДЯ. Эта песня из фильма "Черный Орфей".

    Лариса приносит гитару. Володя поет.

       ВЕРА. А кто такой Орфей?
       ВОЛОДЯ. Певец такой был, древнегреческий.
       ЗОЯ. Это он сочинил эту песню?
       ВОЛОДЯ. Нет, конечно... Эта песня из французского кинофильма. Он у нас не был в прокате...
       АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВНА. Спойте еще что-нибудь...
       ЛАРИСИН ГОЛОС. Володя, иди сюда!
       ВОЛОДЯ. Извините, меня зовут.
       ХОР. Приходите еще, милости просим. Очень приятно познакомиться.
       ВЕРА. А песня очень красивая.
       Володя уходит.
       ЗОЯ. Да, интересный мужчина, ничего не скажешь.(Поет). Эх, подружка дорогая, что со мною стало, куда делась красота, куда делось сало?! И эх!

    Картина 6

    Комната Ларисы. Володя и Лариса.

       ЛАРИСА. Где ты собираешься остановиться?
       ВОЛОДЯ. У тебя.
       ЛАРИСА. Как у меня? Я на днях еду на юг в отпуск, потом, у меня негде... Ты сам видишь.
       ВОЛОДЯ. Лариса, я, наконец, тебя нашел, а ты меня гонишь...
       ЛАРИСА. Забыл про развод?
       ВОЛОДЯ. Не забыл. Но за эти два года я кое-что осознал...
       ЛАРИСА. Любопытно...
       ВОЛОДЯ. Мне не радо было с тобой разводиться.
       ЛАРИСА. Вот как? Почему?
       ВОЛОДЯ. Ты женщина моей мечты.
       ЛАРИСА. Что это такое ?
       ВОЛОДЯ. Понимаешь, это такая женщина... Вот смотрю на тебя и у меня от волнения что-то в горле пересыхает, дыхание перехватывает. После того, как мы расстались, у меня многое было... В одно прекрасное утро я сделал открытие. Самые волнующие меня женщины - все похожи на тебя. И тогда я сказал себе: "Зачем искать черты своей жены в других женщинах? Надо найти твою собственную жену". И вот я здесь. Нашел тебя, а ты меня так встречаешь. У нас с тобой еще не все потеряно... Почему ты молчишь? Скажи "да"... Что тебе стоит сказать "да"?

    (Пауза).

       ЛАРИСА. Самое странное... Я всегда знала, что ты вернешься. Сегодня, когда тебя увидела в магазине, я поняла...
       ВОЛОДЯ. Лариса, я никого не любил после тебя... устал искать...

    (Володя подходит к Ларисе, обнимает и целует ее)

       Давай вспомним, как нам было хорошо вдвоем... Ты ведь можешь... (Затемнение). Тишина. Хорошо-то как! И собака где-то лает... У вас, как в деревне...

    По коридору раздаются тяжелые шаги, а затем слышен стук от бросаемых металлических предметов.

       ВОЛОДЯ. Что там случилось?
       ЛАРИСА. Это Бунчук, соседка по квартире, не выносит собаку Анны Михайловны. Поэтому бросается нашими ведрами, которые мы держим в ванной комнате.
       ВОЛОДЯ (удивленно). А зачем она их бросает?
       ЛАРИСА. Чтобы заглушить собачий лай.
       ВОЛОДЯ (с осуждением). Как вы такое безобразие терпите?
       ЛАРИСА (равнодушно). А что делать? Потерпи немного, это скоро кончится.
       ВОЛОДЯ (возмущенно). Зачем терпеть? Надо что-то делать.
       ЛАРИСА. Что делать? Посоветуй.
       ВОЛОДЯ. Почему ты не поменяешь свою комнату? Ты давала объявления об обмене?
       ЛАРИСА. Нет.
       ВОЛОДЯ. Вот именно. Почему?
       ЛАРИСА (устало). Володя, кто сюда поедет? Комната одиннадцать метров, большая коммунальная квартира и без водогрея.
       ВОЛОДЯ. Кто поедет, кто поедет! Может, кто-нибудь поедет, нельзя сидеть, сложа руки.... Под лежачий камень, сама знаешь...
       ЛАРИСА. Сюда никто не поедет, дураков нет.
       ВОЛОДЯ. Я тебе докажу обратное.
       ЛАРИСА. Как?
       ВОЛОДЯ. Расклею объявления по всему городу. Развешу эти объявления на всех водосточных трубах.
       ЛАРИСА. Напрасный труд.
       ВОЛОДЯ. Посмотрим. Ты давала объявления в другие города? Постой, постой. Например, в Новосибирск? Это идея!
       ЛАРИСА. Зачем мне в Новосибирск? У меня здесь работа, знакомые, друзья.
       ВОЛОДЯ. Подумаешь, работа. Работу можно найти в любом городе, инженеры везде нужны. И знакомых найдешь. А в Новосибирске у тебя будет близкий человек, друг.
       ЛАРИСА. Какой друг?
       ВОЛОДЯ. В Новосибирске буду я. Что ты так смотришь?

    В коридоре слышны крики: "Помогите, помогите!"

       ВОЛОДЯ. Что там происходит?
       ЛАРИСА. Не ходи туда.
       ВОЛОДЯ (настойчиво). Я должен. не могу быть равнодушным, когда зовут о помощи.

    Картина 7

    Кухня коммунальной квартиры. Клеопатра Ивановна лежит у стены и тихо стонет. Вбегают Володя и Лариса. Клеопатра Ивановна медленно поднимается

       ВОЛОДЯ. Что тут происходит?
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Все уже произошло.
       ЛАРИСА (с сочувствием). Клеопатра Ивановна, на Вас лица нет, у Вас вся щека красная.
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА (жалобно). Бунчук таскала меня за щеку и ударила головой о стенку.
       ВОЛОДЯ. Куда она делась?
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Смылась куда-то... Я занималась размораживанием холодильника и не успела все кончить к ее приходу. Она пришла и стала жарить свою колбасу. Был такой чад, что я открыла дверь в коридор, тогда она открыла окно, а я его закрыла... она схватила меня за щеку и ударила головой о стенку... Владимир, посоветуйте, что нам делать. Создалось такое положение...
       ВОЛОДЯ (с возмущением). Надо подать на нее в суд. Вы что-нибудь предпринимали в этом направлении?
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Ничего, это такая волокита. Милицию вызывать, протоколы составлять.
       ВОЛОДЯ (уверенно). А что милиция? Подошел к телефону, набрал номер, милиция приехала, протокол составила. Вы что, милиции боитесь?
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Да нет, я-то не боюсь-соседки боятся.
       ВОЛОДЯ (охотно). Хотите, я вызову.
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Что ж, вызывайте. Телефон милиции записан на стенке, прямо под трубкой.

    (Володя походит к телефону, набирает номер, возвращается на кухню. Лариса помогает Клеопатре Ивановне сесть на стул).

       ВОЛОДЯ. Обещали приехать в течение пятнадцати минут.
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Слыхали дверь хлопнула? Это Бунчук. Она к дружкам побежала. У нее везде дружки...

    На кухне появляются Анна Михайловна, Зоя и Вера.

       Наконец-то, появились. Человека убить могут, а вы не почешетесь.
       АННА МИХАЙЛОВНА (осторожно). Клеопатра Ивановна, мы тут краем уха слыхали, вы милицию вызывать надумали.
       ЗОЯ. У нас тут отродясь никогда милиции не было.
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА (убежденно). Так жить нельзя! А милиция ничего плохого вам не сделала...
       ЗОЯ. Не сделала, так сделает. Мне милиции на глаза вовсе нельзя показываться.... сразу возьмут на заметку. Не, я в эти игры не играю.
       АННА МИХАЙЛОВНА. Вы, нас в свидетели хотите записать? Какие из нас свидетели, коли мы ничего не видели?
       ВОЛОДЯ (уверенно). Значит так: тазы и ведра не убирайте, пусть валяются. Это вещественное доказательство...
       Хор. Нам что, пусть валяются...
       ВОЛОДЯ. Меня интересует вопрос: кто же все-таки слыхал крики о помощи? Вера, вы слышали, как Клеопатра...
       ВЕРА (неуверенно). Да... Вернее нет. Дочка моя громко плакала.
       ВОЛОДЯ. Очень хорошо. Значит, имеется два свидетеля, Лариса и я. Остальные свободны. Можете разойтись по своим комнатам.
       ЗОЯ. Из кухни мы не уйдем, кухня общая.
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Владимир, может быть, мне лечь на пол в той позе, в которой вы меня застали? Для пущей убедительности.
       ВОЛОДЯ. Пожалуй не стоит, подумают, что вы притворяетесь...
       Звонок в дверь.
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Это милиция!
      

    Картина 8

    Коммунальная кухня. Все жильцы находятся на кухне. Входит милиционер.

       МИЛИЦИОНЕР. Молодой человек, вы вызывали милицию? ВОЛОДЯ. Я...
       МИЛИЦИОНЕР. Ну-с, что тут происходит?
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Скандалы происходят и драки.
       МИЛИЦИОНЕР. Почему по всему коридору тазы и ведра разбросаны?
       АННА МИХАЙЛОВНА. Это все она разбросала, а мы специально для вас не убирали.
       МИЛИЦИОНЕР. Кто она?
       ВЕРА. Бунчук, соседка наша,
       ЗОЯ. Так хулиганит, житья от нее нет...
       ВОЛОДЯ (деловито). Товарищ милиционер, мы вас вызвали, чтобы запротоколировать сегодняшний инцидент-дело будет передано в суд.
       МИЛИЦИОНЕР. Это можно... Какое сегодня число?
       ХОР. Десятое.
       МИЛИЦИОНЕР. Десятое июня. Давайте по одному и не хором.
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Бунчук меня схватила за щеку и ударила головой о стенку.
       МИЛИЦИОНЕР. Кто-нибудь был на кухне при этом? Меня интересуют свидетели.
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Нет, мы были с ней вдвоем, а я кричала: "Помогите, помогите!"
       МИЛИЦИОНЕР. Значит, никто из здесь присутствующих ничего не видел.
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Товарищ милиционер, вы посмотрите на мою щеку.
       МИЛИЦИОНЕР. Щека как щека.
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Вся красная. А пощупайте голову, вот здесь у меня шишка.
       МИЛИЦИОНЕР. Кто-нибудь видел, что происходило на кухне?

    Пауза.

       ВОЛОДЯ. Я видел. Я находился в ванной комнате, услыхал крики о помощи, открыл дверь и увидел, как соседка толкнула Клеопатру Ивановну... Затем она стремглав кинулась из кухни. Я бросился на кухню и застал Клеопатру Ивановну, лежащую на полу.
       МИЛИЦИОНЕР. Один нашелся. А вы кто такой будете?
       ВОЛОДЯ. Я здесь проездом, просто зашел в гости...
       МИЛИЦИОНЕР. А что вы делали в ванной?
       ВОЛОДЯ. Я? Хотел принять душ.
       МИЛИЦИОНЕР. А Вас кто-нибудь видел, как вы выходили из ванной?
       ВОЛОДЯ. Никто не видел.
       МИЛИЦИОНЕР. А почему вы в этом так уверены?
       ВОЛОДЯ. В коридоре больше никого не было.
       МИЛИЦИОНЕР. Значит, никто не видел. Позовите сюда Бунчук.
       ХОР. А ее нет дома.
       МИЛИЦИОНЕР. Где она?
       ХОР. Ушла прогуляться. Она всегда так, побросает ведра и уходит гулять, а мы собирай.

    Картина 9

    Прошло несколько дней. Кухня коммунальной квартиры. Зоя, Анна Михайловна и Вера на кухне. Входит Володя.

       ВОЛОДЯ. Здравствуйте. День добрый.
       ХОР. Здравствуйте, доброго здоровьечка.
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Владимир, мы тут оформляем документы для суда и подаем новое заявление в товарищеский суд. Подпишите его, пожалуйста, как посторонний свидетель. Вот тут в уголке.
       ВОЛОДЯ (охотно). Пожалуйста... Что еще надо подписать?.
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА (обрадовано). Пока все. Большое вам спасибо, уж и не знаем, как вас благодарить. Если бы не вы, мы никогда бы не решились подавать дело в суд.
       ВОЛОДЯ. Пустяки... Лариса еще не приходила?
       АННА МИХАЙЛОВНА. Не видели, наверное, на работе задерживается.
       ВЕРА. Вы не беспокойтесь, она скоро придет. Вообще-то она редко задерживается. Посидите с нами, а то скучно...
       ВОЛОДЯ. Что вы делаете?
       АННА МИХАЙЛОВНА. Мы обеды готовим...
       ЗОЯ. Беседуем на разные вопросы.
       ВЕРА. Вы с Ларисой совсем, совсем не ссоритесь?
       ВОЛОДЯ. Раньше ссорились, а теперь нет.
       ВЕРА. А мы со Жмаевым-чуть что, сразу ругались.
       ВОЛОДЯ. Кто такой - Жмаев?
       ВЕРА. Мой муж.
       ЗОЯ (агрессивно). Никакой он ей не муж. Я таких мужей могу целыми пачками приводить. Вся очередь в пивной ларек-мои мужья. С тех пор, как я стала стоять в этой очереди, мне отбою нет, и я не чувствую себя одинокой. А раньше, особенно в праздники, такая тоска меня брала-все по своим семьям сидят, а ты один, как сыч, идешь по улице, а на улице все гуляют парами, парами. Пойдешь в зоопарк-и там все звери попарно сидят. А ты один, даже стыдно делалось. Не поверите? А раз иду, смотрю-очередь в пивной ларек стоит длинная, одни мужчины. Дай, думаю, постою со всеми, все-таки веселее. Ну, и постояла. Потом пошло-поехало. Я не за деньги, я за ради любви.... От одиночества... Вот только печень последнее время что-то подводить меня стала, похудела немного. Вообще-то я веселая, не унываю, люблю плясать, петь: "Подружка моя, что с тобою стало, куда делась красота, куда делось сало?" ...
       АННА МИХАЙЛОВНА. Зоя, не умеешь петь - не берись. Владимир, лучше бы вы нам спели чего-нибудь.
       ВОЛОДЯ. Я уже пел вам.
       ВЕРА. Как его звали, этого певца?
       ВОЛОДЯ. Орфей.
       ВЕРА. Кто он такой? Расскажите о нем...
       ВОЛОДЯ. Давно, давно жил один певец в Греции. Была у него любимая девушка -- Эвридика. И вот эта Эвридика гуляла и наступила на змею. Змея ее укусила, и Эвридика умерла. Орфей страшно горевал, совсем не мог жить без нее и спустился за ней в подземное царство. Там он встретил тень Эвридики. Орфей упросил царя подземного царства отпустить назад Эвридику. Царь согласился, но при одном условии: Орфей должен выходить из поземного царства первым, Эвридика будет следовать за ним на расстоянии. Причем Орфей по этому условию должен пройти весь путь, ни разу не оглянувшись. Если он оглянется, Эвридика останется в подземном царстве навсегда.
       ВЕРА. Как интересно.
       ВОЛОДЯ. Орфей согласился и они пошли. Шли они долго. И вот вроде был уже виден конец подземного царства, оставалось идти немного... Орфей не выдержал и оглянулся. Совсем рядом на один миг, увидел Эвридику, а потом она исчезла, исчезла навсегда.
       ВЕРА (с удивлением). Почему же он оглянулся?
       ВОЛОДЯ. Не знаю.
       ВЕРА. Он любил Эвридику, не мог без нее жить... и вдруг оглянулся.
       ВОЛОДЯ. Может, ему не терпелось на нее взглянуть... или вдруг захотелось проверить, следует ли она сзади за ним... Она шла совсем тихо, как тень...Ведь она и была тенью... Трудно идти не оглядываясь, кажется ,что ты один и....
       ВЕРА. Когда любишь, то ты не один...

    Картина 10

    Комната Ларисы. Володя ходит по комнате, ждет Ларису. Входит Лариса.

       ВОЛОДЯ. Наконец-то....
       ЛАРИСА (виновато). Ты меня ждал?
       ВОЛОДЯ. Не знал, что подумать.
       ЛАРИСА. Нам дали срочное задание в конце дня.
       ВОЛОДЯ. Устала?
       ЛАРИСА. Целый день на ногах. Все бегом, бегом. А ты что сегодня делал?
       ВОЛОДЯ. Расклеил объявления об обмене по всему городу и дал объявление в справочное бюро насчет обмена на квартиру в Новосибирске.
       ЛАРИСА. Когда же ты все успел?
       ВОЛОДЯ. Все бегом, бегом... Думал, ты придешь и мы куда-нибудь сходим -- в кафе или в ресторан.
       ЛАРИСА (устало). Теперь уже поздно.
       ВОЛОДЯ. Ты наверное голодная, я ждал тебя... Чайник поставил. Сейчас принесу.
       ЛАРИСА. Хорошо, а я тогда переоденусь.

    Володя идет на кухню. Лариса быстро из коридора притаскивает чемодан, ставит стул, хочет чемодан забросить на шкаф, чемодан с грохотом падает. Входит Володя.

       ВОЛОДЯ. Тебе помочь?
       ЛАРИСА (смущенно). Помоги. Не могу чемодан на место поставить.
       ВОЛОДЯ (кладет чемодан наверх). Хороший чемодан. Когда ты успела его купить?
       ЛАРИСА. Кирилл купил, он тогда достоял очередь.
       ВОЛОДЯ. Когда он тебе этот чемодан вручил? Сегодня?
       ЛАРИСА. Да.
       ВОЛОДЯ. После работы?
       ЛАРИСА. Да.
       ВОЛОДЯ. Значит, вы с ним вместе... после работы... Где?
       ЛАРИСА. В кафе.
       ВОЛОДЯ. В каком?
       ЛАРИСА. В кафе "Дружба".
       ВОЛОДЯ (с раздражением). Ты уверена, что это кафе называлось "Дружба"? Может быть, оно называлось как-нибудь иначе? Например, "Любовь"? Подходит?
       ЛАРИСА (растерянно). Не понимаю, что тебе нужно?
       ВОЛОДЯ. Хочу, чтобы ты с ним больше не встречалась.
       ЛАРИСА. Это невозможно. Он меня спас.
       ВОЛОДЯ. Я все бросил: работу, квартиру, приехал сюда. Каждую свободную минуту думаю о тебе... А ты в это самое время...
       ЛАРИСА (умоляюще). Ему сейчас плохо. Я должна помочь. Иначе с ним что-нибудь случится.
       ВОЛОДЯ. А со мной?
       ЛАРИСА. Кирилл-человек с комплексами...
       ВОЛОДЯ (возмущенно). А я без комплексов?
       ЛАРИСА. Володя, не сердись... Ты ведь знаешь я люблю тебя...
       ВОЛОДЯ. Ты ему говорила обо мне?
       ЛАРИСА. Вскользь.
       ВОЛОДЯ. Не хорошо морочить человека. Если любишь меня, позвони ему и скажи, между вами все кончено. Сейчас...
       ЛАРИСА. Позвонить? Сейчас?
       ВОЛОДЯ. Да, сейчас.
       ЛАРИСА. Володя, я это сделаю, все скажу, но не сейчас...
       ВОЛОДЯ. Почему?
       ЛАРИСА. Ему это будет очень тяжело услыхать... Он не готов...
       ВОЛОДЯ. Он не готов, а ты его подготавливаешь. Это и есть твое срочное задание?
       ЛАРИСА. Он очень одинок... Я его единственный друг... Володя, пожалуйста, не сейчас. очень прошу.
       ВОЛОДЯ. Как хочешь... Где мои вещи?
       ЛАРИСА. Володя!
       ВОЛОДЯ. Я спрашиваю: где моя папка с документами?
       ЛАРИСА. Володя, я понимаю, тебе это неприятно.
       ВОЛОДЯ (с раздражением). Неприятно... Подбирай выражения... Где моя папка?
       ЛАРИСА. Там, на шкафу.
       ВОЛОДЯ. Рядом с его чемоданом? Замечательно! Не нашла ничего лучшего. Где мои вещи? Отдай мне мои вещи!
       ЛАРИСА. Хорошо, я согласна...
       ВОЛОДЯ. Набери его номер.
       ЛАРИСА (набирает номер телефона). Занято.
       ВОЛОДЯ. Мы подождем. Он один живет?
       ЛАРИСА. Один в однокомнатной квартире.
       ВОЛОДЯ (настойчиво). Меня не интересует, сколько у него комнат. Позвони снова. Дозвонилась? Говори.
       ЛАРИСА. Кирилл? Это я... Добрый вечер. Недавно вернулся? Где ты был?
       ВОЛОДЯ. Меня не интересует, где он был. Говори: "Между нами все кончено".
       ЛАРИСА. Сейчас, минуточку... Что ты говоришь? Кирилл, звоню по делу, я должна тебе сказать...
       ВОЛОДЯ. "Мы больше не должны встречаться..."
       ЛАРИСА. Кирилл, я должна тебе сказать одну вещь... В общем, ты понимаешь, так все сложилось... Мы не должны встречаться. Не ищи со мной встречи и не звони мне больше.... Что ты говоришь, я плохо слышу.
       ВОЛОДЯ. "И на юг я с тобой не поеду".
       ЛАРИСА. И на юг я с тобой не поеду... Почему ты молчишь? Кирилл!
       ВОЛОДЯ. "Между нами все кончено".
       ЛАРИСА . Скажи что-нибудь...Не молчи... Повесил трубку. (Гудки). Ты этого хотел?
       ВОЛОДЯ. Теперь выброси этот проклятый чемодан, чтобы я его больше не видел.
       ЛАРИСА. Куда я его выброшу?
       ВОЛОДЯ. Куда хочешь, меня это не интересует.
       ЛАРИСА. Володя, чемодан ведь не виноват, он предмет неодушевленный.
       ВОЛОДЯ. Зато я одушевленный! Не могу его больше видеть, висит прямо над головой.
       ЛАРИСА. Мне некуда его деть,..
       ВОЛОДЯ. Это меня не касается. (Хватает чемодан и вышвыривает его в коридор). Пускай там валяется, может, его кто-нибудь подберет.

    Лариса выскакивает за чемоданом в коридор. Вскоре возвращается без чемодана, с заплаканным лицом.

       ВОЛОДЯ. Почему у тебя такое лицо? Ты плакала? Тебя кто-нибудь обидел?
      
      
      
      

    АКТ ВТОРОЙ

    Картина I

    Прошло несколько недель. Лариса одна в своей комнате. Стук в дверь. Лариса открывает дверь. В дверях незнакомая женщина-Мария Гавриловна.

       ЛАРИСА. Вам кого?
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. Я тут ищу по объявлению, насчет обмена которые. Проходила мимо, прочла объявление на водосточной трубе. Дай, думаю, зайду. Это не вы случайно комнату меняете?
       ЛАРИСА. Да, я.
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА (радостно). Вот как удачно-то получилось. И без звонка. Проходила мимо, дай, думаю, зайду. Вот и зашла.
       Входит Володя.
       ЛАРИСА. Это насчет обмена, комнату посмотреть пришли.
       ВОЛОДЯ. Почему ты стоишь и ничего не показываешь? Проходите, пожалуйста. Вот посмотрите: комната одиннадцать метров, светлая, тихая. Потолки-то какие! Сколько, по-вашему метров будет, как вы думаете?
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. Не знаю...
       ВОЛОДЯ. Три с половиной метра... Не так как сейчас делают в новых домах.... Где вы объявление прочитали?
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. Да, вот туточки, недалеко, за углом. На водосточной трубе приклеено было. Я телефон оторвала, а сама звонить не стала, решила так зайти. А вдруг...
       ВОЛОДЯ. Окно выходит во двор, поэтому комната тихая, спокойная. Хотите, окно можно открыть.
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. Да нет, не стоит, я шпингалетами любуюсь... Старинные.
       ВОЛОДЯ. Шпингалеты крепкие, все в порядке. А у вас что имеется?
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. У меня комната в коммуналке, двенадцать метров. Мы в ней живем вдвоем. Комната хорошая, вроде вашей...
       ВОЛОДЯ. Лариса, нужно показать человеку кухню. Я вижу, вы в принципе, согласны?
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. Да, комната хорошая, подходящая...
       ВОЛОДЯ. А кухня у нас большая. Соседей много, но у каждого есть свое место.
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. А у меня всего одна соседка.
       ЛАРИСА. Одна? Даже не верится.
      

    Картина 2

    Кухня коммунальной квартиры. Все соседки на кухне. Входит Володя, Лариса и Мария Гавриловна.

       ВОЛОДЯ. Добрый вечер всем, кого не видел.
       ХОР. Вечер добрый.
       ЛАРИСА. Вот почти все в сборе. Познакомьтесь - наши соседки. Это к нам по обмену пришли.
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. Будем знакомы: меня зовут Мария Гавриловна. Очень приятно.
       ЛАРИСА (осторожно). Вас не пугает, что нас так много?
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. Не пугает, меня как раз это самое устраивает.
       ЗОЯ. Вот те раз, интересное кино получается. Все ищут коммуналки поменьше, а вы наоборот?
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. Я по семейным обстоятельствам ищу.
       АННА МИХАЙЛОВНА. Какие у вас семейные обстоятельства?
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. Я живу не одна: у меня еще сын есть. Работаю, ухожу на целый день. Соседка тоже работает целый день. Я боюсь оставлять сына одного в квартире. А в большой коммуналке всегда кто-нибудь найдется, чтобы присмотреть. УЯ вижу, у вас все люди пожилые - пенсионеры...
       ЗОЯ. А он что, маленький? Сын-то?
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. Да нет, не маленький.
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Сколько лет вашему сыну?
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. К тридцати подбирается.
       ЗОЯ. Жених, значит. Верка, замуж хочешь?
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. Жених-то он жених, да не совсем.
       ЗОЯ. А что, больной что ли? Мы и больного вылечим, правда, Вер?
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА (печально). Его никто вылечить не может.
       ЗОЯ. А что, с головой что-нибудь?
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. С головой.
       ЗОЯ. Такого нам и даром не надо.
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА (огорченно). Что, и меняться не будете?
       ВОЛОДЯ. Конечно, будем. Не обращайте внимания... Лариса, покажи свой стол.
       ЛАРИСА. Мария Гавриловна, вот мой стол, у самого окна.
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. Очень хорошо. Я люблю, когда стол прямо у окна.
       АННА МИХАЙЛОВНА. Лариса, а ты предупредила, что у нас нет водогрея?
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. Ну и что, что нет водогрея. У меня в квартире его тоже нет. В общем, меня все устраивает.
       ВОЛОДЯ. Мария Гавриловна, вы еще не видели ванной комнаты.

    Лариса, Володя и Мария Гавриловна уходят

       ЗОЯ (передразнивая). "Не обращайте внимания", ишь раскомандовался. Ничего, мы заставим тебя обратить на нас внимание.
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Зоя, ты чего там придумала?
       ЗОЯ. Клеопатра Ивановна, а нам сумасшедших не надо - мы сами сумасшедшие.

    Картина 3

    Комната Ларисы. Володя, Лариса и Мария Гавриловна.

       ВОЛОДЯ. Мария Гавриловна, садитесь прямо в кресло. Располагайтесь поудобней. Расскажите нам подробней, что у вас имеется.
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. Я уже вам говорила, комната у меня, как ваша, немного поквадратней... Окно тоже одно, только выходит на улицу, а стало быть пошумней будет. А у вас тишина-то какая... Ой, кто это лает. У вас и собаки в квартире водятся?
       ВОЛОДЯ. А вы, собак не любите?
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. Отчего же не люблю. А сын мой, так он прямо без ума от них. А какая порода?
       ЛАРИСА. Карликовый пудель.
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. Это надо же -- карликовая собака, а так громко лает. А какие у вас соседи? Приятные?
       ВОЛОДЯ. Приятные, даже очень.

    По коридору слышны шаги Бунчук, а затем шум летающих предметов.

       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. Ой, что происходит? Матушка моя заступница, царица небесная! Конец света! Когда же это кончится? Как теперь отсюда выбраться?

    (Мария Гавриловна бросается к дверям)

       ЛАРИСА. Мария Гавриловна, куда вы? Сейчас нельзя. Погодите немного, скоро кончится.
       ВОЛОДЯ. Куда вы заторопились?
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. Домой, куда еще?
       ВОЛОДЯ. А как насчет обмена?
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. Я ведь не сумасшедшая. Чтобы жить в такой обстановке, надо комок нервов иметь... Кто это так балует?
       ЛАРИСА. Соседка....
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. Это надо же!

    (Раздается грохот).

       Ой, она еще и стреляет!
       ВОЛОДЯ. Это вам показалось.
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА (крестится). Я ведь не глухая. Чистые снаряды. А я-то, дура старая, меняться вздумала на старости лет. Надо же так влипнуть... И часто это у вас бывает?
       ВОЛОДЯ. Как вам сказать...
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. "Как сказать, как сказать". А еще интеллигентные люди. В таких случаях не вешают объявления. Недаром одна ваша соседка мне подмигивала.
       ВОЛОДЯ. Это кто же вам подмигивал?
       НЕЗНАКОМАЯ ЖЕНЩИНА. А такая - высокая, худая, со стрижкой.
       ЛАРИСА. Зоя.
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. Что-то тихо стало. Угомонилось. Можно идти?

    Стук в дверь. Входит Клеопатра Ивановна.

       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Владимир, я к вам. Надо бы снова милицию вызвать... Мне в суде сказали, чем больше протоколов тем лучше...
       ВОЛОДЯ. Я уже навызывался. Сами все затеяли, сами и расхлебывайте.
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Отказываетесь? Что ж придется мне...

    Идет к телефону в коридор. Слышно, как она вызывает милицию.

       .Милиция? Милиция, делаю вызов. В чем дело? Как всегда: скандал в коммунальной квартире... Побитых нет...
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. А что, у вас и дерутся?

    Входит Клеопатра Ивановна.

       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Обещают приехать через пятнадцать минут. Мария Гавриловна, мы вас всей квартирой просим, не откажите в любезности.
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. Что такое?
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Не могли бы вы выступить у нас на суде, как посторонний свидетель. У нас своих свидетелей хватает, а вот посторонних маловато.
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. Уже и до суда дошло?
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Дошло, дошло. Скоро суд будет... Вы видели, что у нас творится.
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. Что творится, видела. Когда все это началось, я собиралась уходить домой. Выглянула из-за занавески, которая на дверях, а мимо меня и ведра, и тазы-ну, чисто снаряды. Я назад в комнату-шасть. Сижу и трясусь от страха... Чисто на войне...
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Можно на вас рассчитывать?
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. Если я вам буду кстати, тогда...
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Кстати, кстати.
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. Вы только меня заранее предупредите...
       Звонок в дверь.
       Картина 4

    Комната Ларисы. Лариса, Володя, Мария Гавриловна, Клеопатра Ивановна и милиционер.

       МИЛИЦИОНЕР. Милицию вызывали?
       ХОР. Вызывали, вызывали.
       МИЛИЦИОНЕР. Хорошо. Ну что у вас тут происходит? Опять тазы и ведра разбросали? Протокольчик составить? Так, какое сегодня число?
       Хор. Тринадцатое...
       МИЛИЦИОНЕР. Так и запишем...(видит Володю) А, старый знакомый! Что здесь делаем?
       ВОЛОДЯ. Как что? Я здесь живу...
       МИЛИЦИОНЕР. Интересно! Здесь живете без прописки... Режимчик нарушаем, дорогой товарищ. У кого проживаем?
       ЛАРИСА. Он живет у меня.
       МИЛИЦИОНЕР. На каком основании живем?
       ЛАРИСА. Он мой муж.
       ВОЛОДЯ. Лариса...
       МИЛИЦИОНЕР. Муж, так муж. Пожалуйста, ваш паспорт, проверим штампик. Если все в порядке, тогда извините.
       ЛАРИСА. Мы только вчера подали заявление в ЗАГС... еще не успели...
       МИЛИЦИОНЕР. Значит, не успели... Тогда делаю вам серьезное предупреждение. Если снова застану вас здесь и в ваших паспортах не будет печати, то без всяких разговоров-в двадцать четыре часа... и до свидания.
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Товарищ милиционер, мы вас вызвали, совсем по другому вопросу. А вы вместо этого бросаетесь на людей, честных и порядочных.
       МИЛИЦИОНЕР. Честных и порядочных, говорите? Это мы поглядим. На суде разберутся. Разве вам никто не объяснил, что лжесвидетельство наказывается?
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Какое лжесвидетельство?
       МИЛИЦИОНЕР. Вы не знаете, что такое лжесвидетельство?
       ХОР. Нет.
       МИЛИЦИОНЕР (охотно). Лжесвидетельство-это когда человек ничего не видел, а говорит, что видел.
       ВОЛОДЯ. Почему вы решили, что я ничего не видел?
       МИЛИЦИОНЕР. Не скажу-секрет. К нам с разных сторон ежедневно поступают сигналы. Сперва я не верил этим сигналам, а теперь вижу, что зря не верил: сигналы правильные. Ставлю вашу квартиру на контроль, проверять буду самолично. А за лжесвидетельство ответите на суде.
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Товарищ милиционер...
       МИЛИЦИОНЕР. Гражданочка, поймите меня правильно. Ко мне поступают сигналы-я должен реагировать. Я не могу заниматься сразу двумя делами. Сперва разберемся с одним вопросом, а потом возьмемся за другой. Так и знайте: если еще раз вас здесь засеку, то в двадцать четыре часа -- и до свидания!
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. Товарищ милиционер, я с вами.
       МИЛИЦИОНЕР. А вы кто такая? Еще одна посторонняя?
       МАРИЯ ГАВРИЛОВНА. Сейчас все объясню. Я здесь по объявлению, насчет обмена. На старости лет надумала меняться, а тут скандалы, драки, посторонние проживают без прописки. Такие интеллигентные люди с виду, даже образованные, а на деле обманщики...

    Картина 5

    Кухня коммунальной квартиры. Все соседки, кроме Веры, на кухне. Входит Клеопатра Ивановна.

       АННА МИХАЙЛОВНА. Что сказал судья?
       ЗОЯ. Представительный мужчина? Точно?
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Представительный, а что толку.
       АННА МИХАЙЛОВНА. Что-то не так, Клеопатра Ивановна?
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА (печально). Судья объяснил, ничего у нас не выйдет: Нет такого закона, по которому Бунчук можно было бы выселить из нашей квартиры.
       ЗОЯ. Как же нет?
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Судья объяснил, что если человек платит за свою комнату деньги и работает, то его никакой суд не может выселить.
       ЗОЯ. Значит, суда не будет?
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Суд все равно будет... Бунчук подала встречное заявление. Она требует выселение собаки. И судья посоветовал не забирать наше заявление, тогда два дела будут рассмотрены одновременно.
       АННА МИХАЙЛОВНА. То-то, я смотрю последнее время, она что-то разбегалась. Туда-сюда по коридору шастает... Деловая такая...
       ЗОЯ. Я своими глазами видела, как она ходила по своей комнате, и что-то по бумажке читала. Почитает-почитает, а потом повторяет наизусть.
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Что она повторяла?
       ЗОЯ. А я не слыхала-радио у нее громко кричало.
       АННА МИХАЙЛОВНА. Наверное, свою речь перед судом репетировала. С нее станется, она так свою речь отрепетирует, что мою собаку Лизку из квартиры на сто первый выселят. Ой, что же я тогда делать буду?
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА (деловито). Хватит причитать, надо делом заниматься. Мы должны подготовиться к суду, чтобы не ударить лицом в грязь. Мне сам судья говорил: нужны точные факты и даты; что, где, когда. Говорите мне факты, а я буду записывать.
       АННА МИХАЙЛОВНА. Намедни ведра опять бросала, когда насчет обмена приходили.
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Надо вспомнить точную дату. А что она еще вытворяла?
       ЗОЯ. Лизку мою за хвост дернула.
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Когда дернула?
       АННА МИХАЙЛОВНА. Да что Лизку, мне кипяток за шиворот лила.
       ЗОЯ. Ну, уж и кипяток.
       АННА МИХАЙЛОВНА. Почти кипяток, какая разница?
       ЗОЯ. Есть разница. Если бы кипяток, ты бы уже давно лежала в больнице.
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Не вздумайте на суде пререкаться, надо поддерживать друг друга, а то наше дело-швах.
       АННА МИХАЙЛОВНА. А ходит-то по коридору: халат до пупа, тапки на босу ногу, смотреть противно.
       ЗОЯ. Обручальное кольцо нацепила, а сама и замужем не была ни разу.
       АННА МИХАЙЛОВНА. Может быть, нам всем суд отрепетировать, а Зоя за судью будет? Она же все про суды знает.
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Давайте попробуем... Зоя, не возражаешь?
       ЗОЯ. А мне что? Я всегда пожалуйста.
       Вбегает Вера.
       ВЕРА (расстроенная). Девочки, слыхали? Улетает он сегодня.
       ХОР. Кто улетает?
       ВЕРА. Володя, Владимир. Говорит, что ему срочно позвонили из ихнего Главка, надо ехать...
       АННА МИХАЙЛОВНА. Как же мы? Он наш единственный свидетель?
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. У нас еще и Мария Гавриловна имеется.
       ЗОЯ. Был у нас один мужчина...
       АННА МИХАЙЛОВНА. Не держатся они здесь.
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Наверное, условия у нас неподходящие.
       ЗОЯ. А как же мы?
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Мы, другое дело...
       ВЕРА. Я-то надеялась, что хоть Лариске повезет...
       АННА МИХАЙЛОВНА. Повезет, не повезет. Тебе-то что, Вера?
       ВЕРА. Надо, чтобы хоть кому-нибудь везло в наших условиях.
       ЗОЯ. Сейчас условия еще ничего. После суда будут условия; Бунчук как даст нам сеанс одновременной игры... Попрыгаем.

    Картина 6

    Комната Ларисы. Володя достает свой чемодан без ручки. Пробует его взять, пройтись по комнате. Чемодан падает из его рук. Володя подходит к телефону, звонит.

       ВОЛОДЯ. Лариса? Извините, пожалуйста, позовите Ларису. Хорошо, я подожду (одной рукой бросает вещи в чемодан). Лариса? Тут, понимаешь, какое дело, мне сейчас позвонили из института в Новосибирске. Как они меня разыскали, ума не приложу. Главк требует. Экспедиция под угрозой... Без меня не разобраться. В общем, надо срочно лететь. Начал складывать вещи... у тебя нет чемодана какого-нибудь? Мой чемодан... у него ручка оторвалась... Спросить у Веры. Спасибо... Что собираюсь делать? Сложу вещи и в аэропорт. Самолет в Новосибирск в три часа. Проститься? Приезжай в аэропорт. Буду у кассы, знаешь, направо. Увидишь... Не волнуйся, как прилечу, сразу позвоню. Договорились? Я буду складываться, времени немного. До встречи в аэропорту.

    Кладет телефонную трубку. В дверях стоит Вера.

       ВОЛОДЯ (удивленно). Ты что тут делаешь?
       ВЕРА. Так просто...
       ВОЛОДЯ. Вот, уезжаю. Звонили из института, надо срочно лететь в Новосибирск. Дела. Кстати, Вера, Лариса сказала, что у тебя должен быть ее чемодан. Принеси , пожалуйста.
       ВЕРА (протягивает чемодан), Вот, пожалуйста.
       ВОЛОДЯ. Ах, это тот? А другого нет?
       ВЕРА. Он удобный, с застежками.
       ВОЛОДЯ. Что там внутри катается?
       ВЕРА. Это подарок... вам от меня.
       ВОЛОДЯ. Вера, зачем же? Мне неудобно от тебя принимать подарки. Я тебе ничего не дарил.
       ВЕРА. Просто мне захотелось...
       ВОЛОДЯ. Спасибо. Знаешь, неудобно получается, когда женщина дарит подарки мужчине... Что это?

    (Вера достает из чемодана дезодорант)

       ВЕРА. Это мужской подарок, дезодорант для мужчин. "Орфей" называется. Хотите, я вас подушу? Приятный запах, верно? Я не из-за запаха дарю, а из-за названия...: Вы для меня все равно как Орфей.
       ВОЛОДЯ. Разве я похож?
       ВЕРА. Для меня похож. А потом у меня больше никого нет, а иногда хочется что-нибудь кому-нибудь подарить. Я когда была замужем за Жмаевым, я ему даже цветы дарила, иногда...
       ВОЛОДЯ. Ну, а он тебе дарил что-нибудь? (складывает вещи в чемодан).
       ВЕРА. У-у.
       ВОЛОДЯ. А где он сейчас, твой Жмаев?
       ВЕРА. Не знаю. Мы с ним расстались, когда дочки еще не было. А я все равно не жалею, что у меня дочь. Верю, он должен ко мне вернуться...
       ВОЛОДЯ. Чудачка! Кстати, помнишь, ты меня спрашивала, почему оглянулся Орфей? Я на эту тему подумал и кое-что понял. В общем, -- понял, почему он оглянулся.
       ВЕРА. Почему?
       ВОЛОДЯ. Орфей оглянулся нарочно.
       ВЕРА. Как нарочно?
       ВОЛОДЯ. Оглянулся специально, чтобы Эвридика исчезла.
       ВЕРА. Не может быть.
       ВОЛОДЯ. Почему же не может быть? У Орфея, как у человека творческого и талантливого, были свои переживания и трудности. Когда Эвридика умерла, то он очень горевал, ему казалось, что если Эвридика вернется, то все его трудности исчезнут. Мы, мужчины, всегда надеемся на женщин, верим, что они нас выведут, спасут, верим в любовь... Но любовь тогда спасает, когда не тебя, а ты любишь. А если не можешь любить, если путаешься между любовью и ревностью, принимаешь одно за другое... В конце концов, время все расставляет по местам...
       ВЕРА. Лучше расскажите про Орфея?
       ВОЛОДЯ. Хорошо... Орфей спустился в ад вместе со своими сомнениями и переживаниями, преодолел невообразимые трудности, чтобы попасть в подземное царство. Спустился он в ад и встретил там Эвридику, а вернее ее тень. И они пошли... Представь себе: кругом смрад, вонь, темнота, путешествовать в аду - совсем не сахар, а кроме того накладывается еще дополнительная психологическая нагрузка. Ведь что такое ад? Ад - это тупик, место, где человек теряет надежду... В аду действует тупиковая обстановка, а обстановка определяет наше сознание. Что мы знаем про Орфея? Только то, что он оглянулся. Если Орфею показалось, что он из этого ада никогда не выберется? Что он так и будет ходить туда-сюда кругами, пока она следует за ним сзади...Так и будет всю жизнь... В какой-то момент могло ему так показаться? Могло... Вот он взял и оглянулся. И Эвридика исчезла. Что ты на меня так смотришь? .
       ВЕРА. Это неправда.
       ВОЛОДЯ. Почему? Объясни.
       ВЕРА. Я чувствую, что неправда, а объяснить не могу...
       ВОЛОДЯ. Затвердила... Я на эти темы думал и кое-что придумал. Ты вот сказала, что я для тебя как Орфей. Это не я похож на Орфея - время такое. Бывают похожие времена. И во времена Орфея пели и пили, как сейчас. Безыдейные времена, старые идеи кончаются, а новые еще не появились. В такие времена особенно тяжело самой активной части человечества - мужчинам. На что, по-твоему, способны мужчины без идей и надежды? Только на то, чтобы уходить и оглядываться. Что же еще?
       ВЕРА. Еще и пить могут. Сейчас все пьют.
       ВОЛОДЯ. Что такое пьянство? Это бегство от себя...
       (Володя сложил все вещи. Закрывает чемодан)
       Ну, мне пора. Заболтался я с тобой. Так и на самолет опоздать можно. Да, чемодан удобный и вместительный. Вроде все уложил.
       ВЕРА. А дезодорант-то забыли.
       ВОЛОДЯ. Ах да, совсем забыл. Хороший запах, говоришь.

    Пауза.

       Вера, хочешь я никуда не поеду? Одно твое слово, и я останусь.
       ВЕРА. Где вы останетесь?
       ВОЛОДЯ. Здесь. Одно твое слово...
       ВЕРА. Это невозможно... Так нельзя...
       ВОЛОДЯ. Нельзя? (Ставит дезодорант на стол). Чудачка.
       ВЕРА. Конечно, нельзя... Что я должна была вам сказать?
       ВОЛОДЯ. Считай, что я пошутил. Ну, мне пора.

    Вбегает Лариса. Вера уходит.

    Картина 7

    Комната Ларисы. Лариса и Володя.

       ЛАРИСА (задыхаясь). Еле успела. Ты взял еду?
       ВОЛОДЯ. Нет.
       ЛАРИСА. Я тут по дороге заскочила в магазин, купила колбасу, сыр, я сделаю несколько бутербродов.
       ВОЛОДЯ. Зачем?
       ЛАРИСА. На всякий случай.
       ВОЛОДЯ. Не надо, в самолете кормят.
       ЛАРИСА. Не всегда.
       ВОЛОДЯ. На такие расстояния -- всегда.
       ЛАРИСА. Так все неожиданно. В такой спешке, не успеваю ничего сообразить. Я хочу тебя проводить.
       ВОЛОДЯ. Это совершенно лишнее.
       ЛАРИСА (настойчиво). Я так решила...
       ВОЛОДЯ (с усмешкой). Хочешь убедиться, что я улетел?
       ЛАРИСА. Почему ты так говоришь?
       ВОЛОДЯ. Я не люблю, когда меня провожают.
       ЛАРИСА. Тогда позвони из Новосибирска, сразу как долетишь, я буду беспокоиться.
       ВОЛОДЯ. В Новосибирск я прилетаю глубокой ночью, пока получу вещи, найду такси...
       ЛАРИСА. Такси? У тебя из вещей только один чемодан.
       ВОЛОДЯ. А сумка?
       ЛАРИСА. Зачем тебе сумка?
       ВОЛОДЯ. Иначе мне было не поместиться...
       ЛАРИСА. Ты забрал все свои вещи?
       ВОЛОДЯ. Взял, что было под рукой.
       ЛАРИСА (осматривает книжную полку). Ты и книги все забрал ...

    (Пауза)

       Володя, возьми меня отсюда.
       ВОЛОДЯ. Куда?
       ЛАРИСА. В Новосибирск, в экспедицию. Я ведь инженер как-никак.
       ВОЛОДЯ. Там таких как ты специалистов пруд пруди.
       ЛАРИСА. Я могу тебе пригодиться.
       ВОЛОДЯ. Что мы там, в Новосибирске, будем делать?
       ЛАРИСА. Будем жить. Может быть, у нас будет ребенок.
       ВОЛОДЯ. Я же сказал тебе, что вернусь, организую экспедицию и вернусь.
       ЛАРИСА (раздраженно). Ты все выдумал: нет у тебя никакой экспедиции! И никогда не было. Все выдумал! Что, я не права?

    (Пауза)

       ВОЛДЯ. Права. Нет никакой экспедиции.
       ЛАРИСА. Так уже было, было! Ты уходил от меня, когда я была беременная. Ты знал, что я жду ребенка. Что ты тогда устроил. Неделями не приходил домой, а я тряслась от страха и ревности. Сделала аборт... Тогда я сказала себе, лучше быть одной. Теперь ты появляешься снова и снова уходишь. (кричит) Зачем приходил? Я тебя не отпущу! Встану в дверях. Не будешь же ты толкать женщину.
       ВОЛОДЯ . Лариса, возьми себя в руки.
       ЛАРИСА. Это все, что ты можешь мне сказать? Я не просила тебя возвращаться! Ты сам, сам! У меня было только одно желание: все забыть.
       ВОЛОДЯ. У тебя истерика.
       ЛАРИСА. Да, истерика! У меня истерика, а у тебя ничего нет, и никогда не было ни экспедиции, ни ансамбля...
       ВОЛОДЯ. Вот здесь ты не права: рок-ансамбль-то у меня как раз был. Этими руками я собрал инструменты, потом кое-что купили... Сначала мы играли с ребятами в подвале, потом стали выступать в кафе, ресторанах на танцплощадках... Нас уже знали в городе, и специально приходили послушать. И в одно прекрасное утро все кончилось. Появилась куча поп-ансамблей, мои ребята разбежались по группам, кто куда. Теперь они поют о "розовых розах на снегу, о девушках, в которых они влюбились или наоборот, которых разлюбили"... Они орут об этом так истошно, так громко, а я затыкаю уши. Кругом одна "попса". Я не смог удержать ребят...Группа развалилась... Может быть, все дело во мне...
       ЛАРИСА (злобно). Конечно в тебе. Ты никогда ничего не мог.
       ВОЛОДЯ. Может быть... Мне не хватило характера, таланта, чтобы удержать их...
       ЛАРИСА. Ты бездарный, неспособный тип. Как только появляется малейшая трудность, ты уходишь, тебе проще все бросить и убежать...
       ВОЛОДЯ. Лариса, ты так и не поняла, что нужно мужчине от женщины.
       ЛАРИСА. Что именно... нужно?
       ВОЛОДЯ. Женщина должна уважать мужчину, должна верить...
       ЛАРИСА. За что тебя уважать? Ты здесь уже месяц, а чем ты занимаешься? Шляешься по городу, да попиваешь пиво в пивных ларьках. Тебя Зоя...
       ВОЛОДЯ (с агрессией). Стало быть, следите за мной. Следите, что я делаю в городе, в квартире, в комнате. Вера все время подслушивает, остальные вывинчивают пробки, лают собакой... Ты что же думаешь, что я не понял, кто сигнализирует в милицию?
       ЛАРИСА (удивленно). Кто?
       ВОЛОДЯ. Сама не догадываешься?
       ЛАРИСА. Нет.
       ВОЛОДЯ. Это сделала ты... Ты ходишь в милицию. Ты лицо заинтересованное.
       ЛАРИСА. Заинтересованное, в чем?
       ВОЛОДЯ. Вы ловко разыграли этот спектакль всей квартирой. Клеопатре понадобилось размораживать холодильник в день моего приезда. Затем устроили драку, вмешали меня и милицию, таким образом, отметили мой приезд. А затем под присмотром милиции ты решила отправить меня прямиком в ЗАГС... Не затыкай уши.
       ЛАРИСА (кричит). Замолчи! Откуда ты все это взял?
       ВОЛОДЯ. Хорошо, скажу, если настаиваешь. Только ты одна знала, что я не был в ванной комнате. Я был с тобой. Почему милиционер знал точно, что я его обманул? Что я лжесвидетель? Кто мог ему об этом сказать? Никто, кроме тебя.
       ЛАРИСА. Ты сошел с ума! Ты сумасшедший!
       ВОЛОДЯ. Зачем же ты меня тогда держишь? Вам тут не нужны сумасшедшие...
       ЛАРИСА. Убирайся! Бери свои вещи, чемоданы, сумки и уходи! Не хочу тебя ни слышать, ни видеть!

    Лариса затыкает уши, отходит от дверей, подходит к окну.

       Не хочу! Не хочу! Совсем свихнулся! Тебе надо лечиться!

    Володя берет вещи и тихо уходит.

       Мне противно смотреть на тебя! Замолчи! Замолчи! Убирайся туда, откуда пришел.

    Лариса оглядывается, в комнате никого нет. Она прислушивается, в квартире тишина. издали приглушенный лай собаки.

    Картина 7

    Комната Ларисы. Телефонный звонок в коридоре. К телефону подходит Вера.

       ВЕРА. Алло! Алло! Междугородный? Новосибирск? Сейчас, одну минуточку, подождите немного. Лариса! Лариса! Тебя Володя...
       ЛАРИСА (подходит к телефону). Алло! Я слушаю. Алло! Воло... А, вы по объявлению. Какому объявлению? Насчет обмена? Да, объявление давали, давали. Комната одиннадцать метров... Что вы сказали? Большая. Шесть квартиросъемщиков.. Удобства? Почти все: отопление, газ, телефон. Водогрея только нет, теплой воды нет, одна холодная. А у вас что? Отдельная квартира. Хотите, чтобы я сейчас решила? Сейчас не могу. Мне обещали позвонить из Новосибирска. Один мой знакомый. Позвоните через неделю. Я буду знать точно... До свидания. (Вере). Это из Новосибирска звонили насчет обмена. Хотят, чтобы я сразу решала, а я не могу, без его звонка. Обещал позвонить и не звонит...
       ВЕРА. Может быть, он забыл?
       ЛАРИСА. Как забыл?
       ВЕРА. Он, когда уезжал, в тот день такой странный был. Вещи так быстро-быстро складывал, как будто убегал отсюда.
       ЛАРИСА. Что ты плетешь!
       ВЕРА. Да не плету я. Он такого наговорил...
       ЛАРИСА. Вера, о чем он мог с тобой разговаривать?
       ВЕРА. Да так, разное... И об Орфее наговорил...
       ЛАРИСА. Что он тебе наговорил?
       ВЕРА. Он мне сказал, что , живя у нас, он кое в чем разобрался, кое-что понял. И насчет Орфея понял, почему тот оглянулся.
       ЛАРИСА. Почему оглянулся?
       ВЕРА. Нарочно.
       ЛАРИСА. Как нарочно?
       ВЕРА. Оглянулся специально, чтобы Эвридика исчезла.
       ЛАРИСА. "Пока жил здесь, понял"... Так и сказал? Странно...
       ВЕРА. Вот и я говорю....
       ЛАРИСА. Мне так надо, чтобы он позвонил. Он мне нужен по очень важному делу.
       ВЕРА. Это насчет беременности, что ли?
       ЛАРИСА. А ты откуда знаешь?
       ВЕРА. Да, по лицу видно. Что ты собираешься делать?
       ЛАРИСА. Не знаю ... Может быть, аборт.
       ВЕРА. Не делай. В твоем-то возрасте. Потом пожалеешь. Я вот не сделала - и рада. А мне Жмаев даже деньги на аборт давал. А я боялась.
       ЛАРИСА. Чего тут бояться? Все делают... Пустяки...
       ВЕРА. Не пустяки, страшно.
       ЛАРИСА. Сама подумай, если у меня будет ребенок, куда я с ним денусь в такой квартире, совсем одна?
       ВЕРА. Ну а я как? Ничего, живу. Трудно, конечно, но зато, когда дочка моя улыбается, я так радуюсь. На самом деле ничего не произошло, просто ребенок улыбнулся.
       ЛАРИСА. Сейчас улыбается, потом, когда вырастет бросит тебя.
       ВЕРА. Это еще не скоро. Пока можно жить да жить - как-никак не одна,: вдвоем. И у тебя кто-нибудь будет, и ты будешь вдвоем.
       ЛАРИСА. Вдвоем в одиннадцатиметровой комнате...
       ВЕРА. Тебя сразу поставят на очередь. Глядишь, и квартиру дадут. Время-то быстро летит. Надо только уметь ждать и надеяться. Я вот свою дочку Надеждой назвала... Не случайно. А ты свою, если у тебя будет дочка, назови Эвридикой. Больно имя красивое и редкое. Надежда и Эвридика. Они будут тут вдвоем по коридору бегать. Коридор-то у нас огромный, хоть на велосипеде езжай. А потом, когда они у нас подрастут, мы им купим по трехколесному велосипеду, и они у нас по этому коридору на трехколесных велосипедах туда-сюда будут гонять. Из конца в конец. Надежда и Эвридика. Красиво! Надежда и Эвридика... Лариса, ты слышишь? Постой...постой.
       ЛАРИСА. Ничего не слышу.
       ВЕРА. Прислушайся: тара-ра-тар-ра. Песня, которую пел Орфей, то есть Володя. Откуда она звучит?
       ЛАРИСА. Наверное, по радио передают.

    Лариса увеличивает громкость радиоприемника, слышна песня из кинофильма "Черный Орфей". Стук в дверь. Голос Клеопатры Ивановны: "Лариса, к тебе можно?"

       ЛАРИСА. Можно.

    Входит Клеопатра Ивановна.

       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. А где...

    Вера хватает ее за руку и показывает на радиоприемник. Стук в дверь, входит Анна Михайловна.

       АННА МИХАЙЛОВНА. А где Володя?
       КЛЕОПАТРА ИВАНОВНА. Это радио.
       АННА МИХАЙЛОВНА (разочарованно). А... А ко мне прибежала Зоя и говорит: "Ты тут сидишь одна, ничего не слышишь, а к Ларисе муж вернулся".

    Вбегает нарядная, накрашенная Зоя, почти неузнаваемая, с улыбкой.

       ЗОЯ. А где...?

    Все показывают Зое на радиоприемник, молча стоят и слушают радио.

      

    ЗАНАВЕС

      
      
      
       4
      
      
      

  • Комментарии: 1, последний от 16/03/2009.
  • © Copyright Ансельм Людмила Николаевна (luanselm@yahoo.com)
  • Обновлено: 12/03/2009. 74k. Статистика.
  • Пьеса; сценарий: Драматургия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.