Ансельм Людмила Николаевна
Михаил Чехов

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 01/10/2012.
  • © Copyright Ансельм Людмила Николаевна (luanselm@yahoo.com)
  • Обновлено: 30/09/2012. 23k. Статистика.
  • Пьеса; сценарий: Драматургия
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Пьеса затрагтвает американский период из жизни великого актера Михаила Чехова и его жены Ксении


  • MИША ЧEХOВ

    ЛЮДМИЛА АНСЕЛЬМ

      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       Copyright No 2008 Людмилы Ансельм
      
       Ludmila Anselm
       10 Kenmore St. #1-206
       Boston, Ma. 02025
       (617) 859-0829
       (617) 960-6307
      
       luanselm@yahoo.com

    Все авторские права на пьесу защищены законами России и Америки международным законодательством, и принадлежат автору. Запрещается ее издание и переиздание, публичное исполнение, внесение изменений в текст пьесы при постановке без письменного разрешения автора.

    МИША: ЧЕХОВ

       МИША: ЧЕХОВ - актер шестидесяти лет, с бородой, одет по консервативной американской моде пятидесятых годов...
       КСЕНИЯ: ЧЕХОВА - жена ЧЕХОВА актриса лет шестидесяти.
       Время: 1955 год.
       Место: Комната в доме МИХАИЛА ЧЕХОВА в Лос Анджелесе.
      
       КСЕНИЯ: (в черном платье выходит на середину сцены): Я должна сообщить вам:... 30 сентября 1955 года мой муж, Михаил Александрович ЧЕХОВ умер от сердечного приступа. Сердечный приступ случился с ним совершенно неожиданно, в тот момент, когда он протянул руку, чтобы достать сигарету. Ему было всего 64 года...

    (КСЕНИЯ медленно и печально покидает сцену)

      

    (МИША: сидит за письменным столом пробует дозвониться по телефону... Закуривает сигарету)

       КСЕНИЯ: (голос из кухни). МИША:! МИША:, завтракать!

    (КСЕНИЯ входит в комнату , несет завтрак на подносе)

       КСЕНИЯ: МИША, пора завтракать...

    (Миша быстро прячет сигарету вместе с пепельницей в ящик стола. КСЕНИЯ: ходит по комнате, принюхивается)

       КСЕНИЯ: Ты опять курил?
       МИША: Как я могу курить, видишь я звоню по телефону?

    (МИША придвигается ближе к ящику стола).

       Не мешай, у меня срочное дело...

    (КСЕНИЯ подходит к столу, отодвигает Мишу, выдвигает ящик, в пепельнице лежит, потушенная сигарета. КСЕНИЯ хватает сигарету ,и брезгливо бросает ее в корзинку для мусора)

       КСЕНИЯ: Я так и знала... Врач запретил тебе курить...
       МИША (усмехаясь): "Я знаю...Врач запретил мне курить, но я очень нервный"...
       КСЕНИЯ: Я это уже слышала...
       МИША: Конечно... я говорил эту фразу, когда играл в кинофильме Хичхока? Американцы тогда очень смеялись...
       КСЕНИЯ:. А мне не до смеха... Ты обещал, бросить... А ты...
       МИША: Это последняя... Не мешай...Я занят...
       КСЕНИЯ: Кому ты звонишь?
       МИША: Юлу ...
       КСЕНИЯ: Бриннеру? ...
       МИША: Мне сказали, что он будет сниматься в фильме по роману Достоевского "Братья Карамазовы"...
       КСЕНИЯ: Хочешь его поздравить?
       МИША: У меня идея... Я должен помочь Мерелин Монро...

    (Пауза)

       Никто не отвечает...

    (Кладет телефонную трубку)

       КСЕНИЯ: (с возмущением). Ты опять, за старое?
       МИША: Что ты имеешь ввиду?
       КСЕНИЯ (кричит): Он не понимает... Я устала от твоих увлечений ... Сьюзен,, Елен, Энн и наконец, Маргарет... Забыл, сколько я пережила, когда ты в Коннектикуте влюбился в эту пышку Маргарет Дреппер или Пеппер?
       МИША (морщится): Не кричи..., я все объясню...
       КСЕНИЯ:. Слушать не хочу... Я заткнула уши...

    (КСЕНИЯ: затыкает руками уши)

       МИША: Я хочу рассказать, об одном уроке в моей студии?
       КСЕНИЯ: Ничего не слышу...
       МИША: (просто открывает рот, имитируя разговор, и выразительно жестикулируя, изображает сильное волнение. КСЕНИЯ: приоткрывает уши. МИША: начинает громко говорить). Мы репетировали "Вишневый сад"... Мэрелин, играла роль Ани, дочери главной героини пьесы. Вдруг, к моему удивлению, я почувствовал, сильное возбуждение... Сексуальное...
       КСЕНИЯ: Не удивительно... Тебе не в первой это чувствовать...
       МИША: Мне пришлось прервать репетицию и спросить Мэрелин, думала ли она о сексе, когда играла роль Ани?
       КСЕНИЯ:. Дальше...
       МИША: Мэрелин очень удивилась моему вопросу и ответила, что совершенно не думала о сексе, а была сосредоточена только на своей роли из "Вишневого сада"...
       КСЕНИЯ (с усмешкой): И ты ей поверил?
       МИША: Получалось, что она совершенно неосознанно и бесконтрольно излучала вокруг себя сексуальную ауру...
       КСЕНИЯ: Не верю...
       МИША: И тогда я понял ее проблемы связанные с киностудиями... Все эти боссы на студиях интересуются только ее сексуальностью, и хотят снимать ее в кино только ради секса. Когда я сказал ей об этом, она прислонилась к моему плечу, заплакала и призналась: "Я хочу быть в театре серьезной актрисой, и не хочу быть резиновой куклой для секса"... Ее горе и слезы так тронули меня, и я ей поверил...
       КСЕНИЯ: Простачок ты, МИША... А при чем тут Юл?
       МИША: Если Юл исполняет в "Братьях Карамазовых" главную роль, то, я уверен, он сможет убедить своих боссов, пригласить Мерилин сниматься в этом фильме.
       КСЕНИЯ: Какую же роль ты наметил ей?
       МИША: Роль Грушеньки...
       КСЕНИЯ: (удивленно). Майкл!
       МИША: Я не Майкл, я МИША:...
       КСЕНИЯ: Забыл, где живешь?... Ты в Америке двенадцать лет, и так ничего не понял... Здесь никто из руководителей студии не будет прислушиваться ни к твоему мнению, ни к мнению Юла Бринера...
       МИША (мечтательно): Я так и вижу Мэрилин в роли Грушеньки... Грушенька такая же сексуальная, как и Мэрилин...
       КСЕНИЯ: МИША, мне казалось, что ты уже покончил со всеми увлечениями...
       МИША: Но Мэрилин -- не увлечение. Она моя ученица...
       КСЕНИЯ: Маргарет тоже была твоей ученицей и полной бездарностью, но это не помешало тебе назначать ее на главные роли в спектаклях...
       МИША: Прекрати... Мне неприятно...
       КСЕНИЯ: А мне было приятно, когда ты увлекся этой Маргарет, и часами простаивал под ее окнами на виду у своих учеников?
       МИША: КСЕНИЯ, Ксения, Мэрилин призналась мне, что в школе она очень уважала Авраама Линкольна, а теперь она также уважает и меня...
       КСЕНИЯ: Тебе хорошо известно, Мэрилин подписала контракт со студией 20-тый Век Фокс... Никто из боссов этой студии не позволит ей менять имидж американской, сексуальной бомбы на какую-то, русскую Грушеньку?
       МИША: Роль Грушеньки серьезная, драматическая роль... Я уверен Мэрилин талантливая актриса, она справится...
       КСЕНИЯ: Талантливая? Не смеши меня... Лучше подумай о себе... Ты талантливый актер, а какие роли получаешь на Голливудских студиях? Играешь смешных стариков... Да и то редко...
       МИША: С моим ужасным акцентом... я не могу сниматься в американских фильмах... Меня приглашают, когда нуждаются в русских стариках с бородой... Сама понимаешь, это случается не часто...

    (Пауза)

       КСЕНИЯ: Нам было совсем неплохо в Коннектикуте, где ты преподавал актерское искусство, но из-за твоей любовной аферы с Дреппер пришлось уехать ... А теперь мы докатились до Тихого океана... Дальше ехать некуда... Впереди Япония...
       МИША: Прекрасно знаешь, из-за чего нам пришлось уехать: японцы бомбили Перл-Харбор, началась война, деньги перестали к нам поступать, школу пришлось закрыть, а меня пригласили в Голливуд... Разве я виноват, что здесь Лос Анджелесе нет театров, одни киностудии...
       КСЕНИЯ: Поэтому ты сидишь и ждешь, когда тебя поманит какая-нибудь киностудия....Хорошо, что Станиславский не смотрит Голливудские фильмы с твоим участием... Ему было бы стыдно за тебя...
       МИША (огорченно): КСЕНИЯ, в тебе говорит ревность... Никак не можешь простить мне старых увлечений...
       КСЕНИЯ: МИША, это не ревность... Мне обидно , что ты так и не сыграл своего короля Лира, хотя мечтал об этой роли всю жизнь... Тогда, в Коннектикуте, ты уже договорился о постановке Лира, уже начались репетиции с актерами... и вдруг ты исчезаешь в неизвестном направлении... Ты не представляешь, что я пережила тогда... Тебя искали несколько дней по всему Нью-Йорку...
       МИША: Нашли, же в конце концов...Зачем об этом вспоминать?
       КСЕНИЯ:: Нашли... И что выяснилось? Ты потерял драгоценное время, нарушил все договоренности из-за ссоры с этой самой дурацкой красоткой... Тогда все поняли, нельзя доверять такие ответственные контракты и деньги этому сумасшедшему русскому...
       МИША: Но ты тоже была, как сумасшедшая... У меня был сердечный приступ, я чуть не умер... а ты издевалась... кричала на меня...
       КСЕНИЯ: Когда тебя застукали с твоей толстенькой красоткой... да, я была, как сумасшедшая... Что мне оставалось?
       МИША: Ты никогда не понимала меня... Вместо того, чтобы пожалеть, стояла рядом и ругалась последними словами: Помнишь, что ты тогда кричала моим студентам?
       КСЕНИЯ: Еще бы!(кричит): Убирайтесь! Вы, все убирайтесь отсюда! Я вам говорю: Вон отсюда! А ты, проститутка, грязная тварь убирайся немедленно! Спуталась с моим мужем! Соблазнительница! Сука!
       МИША: Ты обзывала моих студентов такими неприличными словами... Они были в шоке...
       КСЕНИЯ: Я обзывала "сукой" и "проституткой" твою Маргарет....
       МИША: А что ты кричала мне?"Давай умирай, умирай поскорее! Подлец" Ты действительно хотела, чтобы я умер?
       КСЕНИЯ: Я хотела, чтобы студенты ушли поскорее, а ты перестал придуриваться, изображая сердечный приступ.
       МИША:: Как ты догадалась, что я играю?
       КСЕНИЯ:: Я знаю все твои дурацкие трюки...(смеется) А после того, как студенты ушли, ты кончил притворяться, поднял голову и спросил: "Они ушли? Все?"
       МИША (с довольным видом): Признайся, я ведь неплохо сыграл эту роль? Все студенты поверили, что я умираю...

    (Пауза)

       КСЕНИЯ:. Тогда ты не умер... А вот теперь...
       МИША: Что ты хочешь сказать?
       КСЕНИЯ: Ты умер, как актер... Что ты сыграл за это время, пока мы живем в Голливуде? Где твой Дон-Кихот?
       МИША: Не надо... Это моя боль.
       Ксения: И моя...
       МИША: Помню, однажды в России, Дон-Кихот явился ко мне и заявил: Меня надо сыграть... Я ответил: Конечно, надо, но некому.,, Дон-Кихот исчез... После этого, отогнав от себя Дон-Кихота, я спокойно думал о его образе, сознавая как он глубок, многогранен, и не доступен для меня. Потом он снова пришел и заявил уже более настойчиво: "Тебе надо сыграть"... Я спросил: "Кого? Сыграть кого?" Он не ответил и снова исчез... Но вскоре явился и властно заявил: "Посмотри на меня"... Я взглянул. "Теперь-- это ты. ... Слушай мою мелодию... Я --звук, я - пластика".

    (Миша начинает изображать Дон--Кихота)

       Я понял и принял его... Так закончился бой с Дон-Кихотом. Он победил, и я стал Дон-Кихотом. Я понял как надо его играть...

    ( Ксения аплодирует)

       КСЕНИЯ: Но, ты так и не сыграл Дон-Кихота... Это печально...
       МИША: Самое печальное... Он больше не является ко мне...
       КСЕНИЯ: Миша, поверь мне, сейчас ты был настоящим Дон-Кихотом, особенно в тот момент, когда поднял руку с копьем... Я всегда верила, ты замечательный, талантливый актер...
       МИША: Очень благодарен... Ты одна понимаешь меня... Ксения должен признаться, сейчас я переживаю страстную и безнадежную... Любовь...

    (Ксения думает, что эти слова относятся к ней)

       КСЕНИЯ: Миша, почему же безнадежную? Ты не прав... Я...
       МИША: Переживаю... любовь к русскому театру... Помнишь, когда-то в России был такой актер Михаил Чехов. ... Неужели это был я?...
       КСЕНИЯ: (С досадой) Помню, помню... Был такой актер... А здесь в Голливуде?... Что здесь ты сделал?
       МИША: Кое-что... Разработал метод обучения искусству актера, написал и издал два учебника для актеров на русском языке и на английском... Обучил целую группу знаменитых актеров "Голливуда"...
       КСЕНИЯ: Неужели, ты прошел нелегкий путь театрального актера только для того, чтобы обучать других?
       МИША (огорченно). Да, примерно такой же вопрос мне задал на днях наш общий друг Джорж...
       КСЕНИЯ:. Джорж Жданов?
       МИША: Он спросил: меня: "Миша, для чего мы здесь? Чтобы актеры кино чуть-чуть лучше исполняли свои роли, а боссы в киностудиях богатели все больше и больше?" Я ответил: "Нет, мы с тобою здесь для того, чтобы помочь людям расти духовно, становиться человечнее"...
       КСЕНИЯ: (начинает громко смеяться, не может остановиться) Ой, уморил! Ой, не могу...
       МИША: (удивленно). Разве я сказал, что-то смешное?
       КСЕНИЯ: Поэтому, поэтому... ты звонишь Юлу... Чтобы... Мэрилин росла.... духовно? (неожиданно, смех переходит в слезы). МИША:, а я помню, каким ты приехал в Америку. У тебя была мечта, ты хотел создать здесь такой же театр, как у Станиславского в Москве. Ты тогда много работал, собрал вокруг себя способных актеров... Почему ничего не получилось?
       МИША: (огорченно) Не знаю... Все время думаю об этом... Я горел, я мечтал... Мне казалось, что вот-вот... я это сделаю...
       КСЕНИЯ: Ты приехал покорять Америку своим искусством... А в результате, Америка покорила тебя...
       МИША: Да, так получается... Я со своими русскими мерками, с русской ментальностью приехал в другую страну, о которой ничего не знал, не имел никакого понятия, без языка, зная только одно слово, "хау ду ю ду", приехал с мечтою сделать что-то необыкновенное, создать здесь свой театр, удивить всю страну... И, в результате.. Позднее я понял, иначе и не могло быть...
       КСЕНИЯ: Когда же ты понял?
       МИША: Наверное, после провала на Бродвее нашей пьесы: "Бесы" по роману Достоевского...
       КСЕНИЯ: Критика была ужасная, как будто они все договорились тебя уничтожить...
       МИША: Они, в самом деле, меня уничтожили, долгое время я не мог оправиться...
       КСЕНИЯ: Зачем ты поставил эту пьесу?
       МИША: Тогда весь мир... сошел с ума: в Европе - фашизм, в России - коммунизм. Я хотел предупредить американцев, что и с Америкой может случиться то же самое...
       КСЕНИЯ: Слава Богу, пока не случилось...
       МИША: Мне тогда казалось, эта тема должна заинтересовать американскую мыслящую публику... А им было скучно...
       КСЕНИЯ: На самом деле, провал пьесы был первым предупреждением, что ты чего-то не понимаешь... Тебе надо было начать подстраиваться под интересы американской публики...
       МИША: Пока живу здесь, все время подстраиваюсь и никак не могу понять... что эту публику интересует...
       КСЕНИЯ: Поэтому ты звонишь Юлу с глупыми идеями. А руководители студии знают, публика хочет, чтобы Мэрилин Монро развлекала ее в смешных кинокомедиях, а не в серьезных театральных постановках...
       МИША: Но я всегда верил в великую миссию театра... (Пауза) И верю до сих пор...
       КСЕНИЯ: МИША, нет никакой миссии...
       МИША:. Тогда зачем я стал актером? Только для того, чтобы паясничать и смешить, публику?
       КСЕНИЯ: Именно... Люди работают целый день, устают, приходят в театр, чтобы отвлечься от повседневных забот... Что плохого, если они хотят развлечься и немного посмеяться?

    (Пауза)

       МИША: КСЕНИЯ, последнее время мне снится один и тот же сон: я сижу в своей артистической уборной в Москве, накладываю на лицо грим, сейчас мой выход на сцену, я играю "Гамлета", волнуюсь..., слышу звонок..., иду на сцену..., передо мной темный молчаливый зал... И я говорю в эту пустоту: "Быть или не быть?", потом повторяю эти слова почему-то по-английски: "Ту би, ор нот ту би" ... и просыпаюсь... Понимаю, где нахожусь, и меня охватывает такая тоска... Я знаю, мне уже никогда не сыграть "Гамлета"...

    (На глазах у Миши появляются слезы. Он берет дрожащими руками сигарету и закуривает. КСЕНИЯ не останавливает его)

    (Пауза)

       КСЕНИЯ: Миша, но ты ведь уже играл Гамлета в Москве и совсем неплохо...
       МИША: Вот именно: "неплохо"... После представления Станиславский был недоволен мною, говорил, что трагические роли не мое амплуа... Только теперь я понимаю, как надо играть Гамлета...

    (Пауза)

       Ксения, недавно я пришел к выводу: актеры, не должны эмигрировать... Мы совершили ошибку, когда уехали из своей страны...
       КСЕНИЯ (в замешательстве). МИША, что ты говоришь? Ты ведь знаешь, что сделал Сталин с известными актерами и режиссерами, с твоим другом Мейерхольдом?.. Он и тебя бы уничтожил...
       МИША: Может быть, из уважения к моему знаменитому дядюшке он бы не тронул нас? Моя тетушка, актриса КНИППЕР-ЧЕХОВА прекрасно здравствует в Москве и играет свои роли в театре. Ее никто не трогает...
       КСЕНИЯ (с ужасом в голосе): Это еще ничего не значит... Не смей так думать! МИША:, дорогой, не забывай, мы живы только благодаря тому, что эмигрировали в Америку... А ты успел здесь многое сделать...
       МИША: Что я успел здесь сделать, кроме того, что остался жив?
       КСЕНИЯ: Например... Ты разработал метод для обучения искусству актеров ... Написал две книги... У тебя много учеников, и среди них замечательные, знаменитые актеры...
       МИША: (горько усмехаясь). Теперь я знаю, что напишут обо мне в некрологе: Умер племянник известного русского писателя ЧЕХОВА, учитель Мэрилин Монро и Юла Бриннера...
       КСЕНИЯ:. А еще Гарри Купера и Грегори Пека,,. и...и...
       МИША (с улыбкой):.. М,ммм... Мерилин Монро...
       КСЕНИЯ:. Прекрати! Вспомнила.... Антони Квина, Джека Никольсона...
       МИША:(смеется). Хватит, хватит... Для некролога достаточно... Сдаюсь, ты меня обыграла... Стал забывать своих учеников... Старею...
       КСЕНИЯ: Просто, их так много, невозможно всех запомнить...
       МИША: Я попрошу, чтобы перед тем, как писать мой некролог, они обратились к тебе...
       КСЕНИЯ (сердито машет руками):Хватит! Не хочу ничего больше слышать о некрологах. Фу! Накурил здесь, дышать нечем!
      

    (Ксения собирается уходить)

       МИША: (миролюбиво останавливает Ксению): КСЕНИЯ, не сердись... Я виноват перед тобой... Прости мне мои увлечения...
       КСЕНИЯ: (улыбаясь)::Дождалась... наконец...
       МИША: На самом деле, ... я люблю только тебя...
       КСЕНИЯ: (растрогавшись): МИША, давно тебе все простила и, ... тоже люблю тебя...

    ( МИША: с удовольствием затягивается сигаретой)

       МИША: КСЕНИЯ, мы давно вместе, но так откровенно, пожалуй, ни разу не говорили... Я тебе очень благодарен...
       КСЕНИЯ: (обрадовано). За мое признание?
       МИША: (с хитрой улыбкой). Не угадала...

    (Многозначительная пауза. Миша докуривает сигарету)

       Ты позволила мне, в конце концов, спокойно докурить мою сигарету....
       КСЕНИЯ: (рассерженная): Паясничаешь? Прав был Станиславский: "Никакой ты не трагик"... Твое место в цирке...
       МИША (упавшим голосом): Почему в цирке?
       КСЕНИЯ (кричит): Хочешь играть Гамлета, а сам... сам...шут гороховый!... Вот ты кто!
       МИША: (огорченно) Ксения, зачем ты так?
       КСЕНИЯ: Зачем? Перестань, издеваться надо мной, в конце концов!

    (Обиженная Ксения уходит, хлопнув дверью. МИША кладет окурок в пепельницу. Некоторое время сидит задумчиво, но потом решительно протягивает руку и достает другую сигарету, хочет закурить, но, вдруг, хватается за сердце, резко откидывается на спинку кресла. Сигарета падает на пол )

    ЗАНАВЕС

      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       9
      
      
       9
      
      

  • Комментарии: 1, последний от 01/10/2012.
  • © Copyright Ансельм Людмила Николаевна (luanselm@yahoo.com)
  • Обновлено: 30/09/2012. 23k. Статистика.
  • Пьеса; сценарий: Драматургия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.