Ашкинази Леонид Александрович
Классическое, дистанционное, экстернат - что посередине?

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Размещен: 22/10/2012, изменен: 22/10/2012. 7k. Статистика.
  • Статья: Естеств.науки
  •  Ваша оценка:


       Тезисы доклада на конференции ИТО-XXI 2012 года
      
       Классическое, дистанционное, экстернат - что посередине?
      
       Сделана попытка классификации методов образования. Схема включает классическое образование, дистанционное и экстернат. Показано, что может быть реализован некоторый промежуточный метод, сочетающий признаки этих трех методов, допускающий адаптацию к пользователю и, возможно, эффективный в некоторых случаях.
      
       Существует множество видов образования, отличающихся от классического по разным параметрам. Среди них наиболее на сегодня распространенными и наиболее быстро растущими являются экстернат и дистанционное образование. Причины этой растущей популярности, а также доводы за и против того и другого хорошо известны. Растущая популярность при наличии веских доводов "против" может означать следующее.
      
       1. Что дискутирующие видят только часть доводов, чаще всего один, психологически комфортный или тот, отстаивание которого оплачивается либо сулит продвижение по служебной лестнице;
      
       2. Что - и это важнее - в разных условиях вес, значимость одного и того же довода различна, и, по-видимому, существуют условия, когда лучше одно, и условия, когда лучше другое;
      
       3. Что - и это еще важнее - возможно, существуют промежуточные решения, которые лучше всех крайних.
      
       Две отдельные сложности представляет в данном случае дефиниция "лучшего". Первая сложность - то, что лучше сейчас, может оказаться хуже в более далекой перспективе, и наоборот. Алгоритмического выхода из этой ситуации нет, остается надеяться на знание истории и наши прогностические способности. То есть на то, что мы знаем, где уже побывало образование, и представляем себе, что может потребоваться в жизни нашим ученикам.
      
       Вторая сложность состоит в том, что то, что может быть хорошо для одного учащегося, плохо для другого. Идеально пуховой перина быть не должна - будет неудобно, и в преподавании есть оптимальная степень манипуляции и насилия. Приучение к горшку тоже ведь насилие, если вдуматься. А в жизни пригодилось. Проблема педагогики в том, что эта оптимальная степень разнится для разных учеников.
      
       Для этой второй проблемы есть алгоритм решения - строить адаптирующиеся системы, причем с двумя, так сказать, адаптационными направлениями. Первое - когда система адаптируется к учащемуся, второе направление - когда система разнообразна и учащийся побуждается к поиску в этой многовариантной системе своего места, а лучше - своей траектории.
      
       Для реализации такого алгоритма удобно ввести какие-то параметры, характеризующие образовательные системы, указать в пространстве этих параметров место существующих систем и посмотреть, а) существует ли что-то, кроме общеизвестного, б) можно ли двигаться от одной системы к другой и в) как сделать это движение управляемым.
      
       Эти два параметра - степень самостоятельности и степень принудительности контакта с преподавателем.
      
      
      
       степень самостоятельности работы
      
       низкая
       средняя
       высокая
      
       свобода от принуди-тельного контакта с препода-вателем
       низкая
       (живой класс)
       классическая школа
       "продвинутая" школа
      
       средняя
       (интерактив по сети)
       наше предложение
       с адаптируемой степенью самостоятельности
      
       высокая
       (обмен информацией по почте или электронной почте)
      
       дистант
      
       экстернат
      
       Мы предлагаем следующий способ построения образовательной системы.
      
       Предлагается методика проведения занятий, при которых некоторое количество учеников присутствует в классе "живьем" и некоторое количество - дистанционно (телеприсутствие), имея возможность общения с преподавателем и соучениками. Таким образом, возникает "полуинклюзивная" среда. Заодно этот вариант может смягчить проблему инклюзивного обучения для граждан, психологически к этому не подготовленных. Возможен также просмотр занятий в записи, в этом случае интерактивность реализуется постфактум (электронная почта, форум). Таким образом, имеет место частичная и регулируемая "экстернатность", в частности, занимающиеся в экстернате могут временами присоединяться к таким группам. Предлагаемая технология ослабляет некоторые из обычно называемых минусов экстерната, а именно изоляцию от среды и педагога. Механизм и условия присоединения и отсоединения могут быть добровольными и принудительными, могут регулироваться педагогом и администрацией. Таким образом, возможно построение обоюдно адаптируемой среды, в которой учащийся ищет оптимальное для него место, а среда предоставляет ему такую возможность. В такой структуре естественно реализуются оперативный инструментальный контроль усвоения материала для всех участников и использование преподавателем и участниками информационного содержания Сети. При определении оптимального места для каждого учащегося (степень реальности-дистантности, степень плотности контроля) могут учитываться его и его родителей желания, его психологические и физические характеристики, его географическое местонахождение.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 22/10/2012. 7k. Статистика.
  • Статья: Естеств.науки
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.