Ашкинази Леонид Александрович
Электронная информационная среда во время занятий

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Размещен: 20/05/2013, изменен: 20/05/2013. 8k. Статистика.
  • Статья: Естеств.науки
  •  Ваша оценка:


       Ашкинази Л.А., Гришкина М.П.
      
       Московский институт электроники и математики, МИЭМ
      
       Электронная информационная среда во время занятий
      
       Что же делают студенты и школьники, когда находятся на занятиях физически, ментально присутствия на них лишь частично? При проведении занятий в школе и вузе слушатели часть времени пользуются различными техническими устройствами. При этом некоторые перестают участвовать в занятии, переключаются на игру, общение, интернет-серфинг. Другие сочетают, по крайней мере внешне, учебу и постороннее занятие, например, слушание музыки или чтение художественной литературы. Наконец, кто-то использует устройства в учебных целях, а отдельные преподаватели, проявляя чудеса адаптабельности, пытаются использовать это в преподавании - предлагают посмотреть нечто в сети и обсуждают найденное студентами.
      
       Мы исследовали различные аспекты данного явления - степень отвлечения от занятий, распространенность видов устройств и видов занятий, реакцию на это явление преподавателей и мнение слушателей о надлежащей реакции преподавателей. Общий объем выборки - около полутора сотен анкет, поэтому мы приводим в основном ранги ответов, а сравнительные данные - только там, где разница значительна (20 процентных пунктов и более). Опрашивались студенты 1-3 курсов Московского института электроники и математики (МИЭМа), посещающие занятия по непрофильному предмету (от трети до половины групп), при объявленном свободном посещении, далее они названы "старательными студентами". Там, где приводятся их мнения обо всех их соучениках, использовано выражение "все студенты". Кроме того, опрашивались школьники 9-11 классов, посещающие занятия по профилирующим предметам в вечерней физико-математической школе при институте (ФМШ МИЭМ), далее они названы "старательными школьниками". Там, где приводятся их мнения обо всех их соучениках, использовано выражение "все школьники".
      
       Что касается жизни в целом, а не только в институте и школе, то по времени использования у старательных студентов доминирует ноутбук, второе место - смартфон, плеер, третье - мобильный телефон (здесь и далее список в порядке рангов доводится до убывания частоты упоминания вдвое, через запятую - один ранг). У старательных школьников доминирует мобильный телефон, плеер, ноутбук, второе место - смартфон, коммуникатор. Т.е. при превращении школьников в студентов телефон вытесняется смартфоном и растет ранг использования ноутбука. По частотам использования первокурсники, естественно, находятся между школьниками и третьекурсниками.
      
       По видам занятий в целом у старательных студентов доминирует слушание музыки, второе место делят разные виды общения, разное чтение и использование устройств в учебных целях. При переходе от 1 курса к 3-му падает частота общения в социальных сетях, просмотра кино, использования техники для учебы, а растет использование для заработка и чтение. У школьников доминирует музыка, второе место - общение голосом и использование для учебы, третье - общение в сети и серфинг. В 11 классе ощущается близость экзамена и развлечения падают в среднем на 25 процентных пунктов. При превращении школьников в студентов падает ранг серфинга (студенты уже знают, что им нужно) и вообще растет разнообразие.
      
       Что касается жизни в институте и школе, то старательные студенты уделяют устройствам в среднем 30 % времени занятий, старательные школьники - в школе 30 %, в институте - 20 %. Т.е. приходя на занятия вечером в институт, школьники делаются серьезнее. Студенты больше всего используют ноутбук и смартфон, на втором месте - плеер, iPod, школьники - мобильный телефон, на втором месте - смартфон, плеер, iPod. При превращении школьников в студентов, а студентов-первокурсников - в третьекурсников, растет ранг использования ноутбука и смартфона. Заметно отличие поведения школьников в институте от поведения школьников в школе - упоминание использования плеера, iPodа падает на 30 процентных пунктов. Приходя вечером в институт, школьники и по этому параметру делаются серьезнее.
      
       Распределение школьников и студентов по доле времени занятия, которую они уделяют устройствам, отчетливо бимодально: 0-10 % времени уделяют устройствам 42 % наиболее старательных школьников и студентов, далее по 10 %-ным интервалам значения таковы: 17-10-8-4-4-3-6-4-3 %, т.е. отчетливо видны два пика - в области 0-10 % и в области 70-80 %. Поскольку чаще называются значения, кратные 10, результаты сглажены методом скользящих средних.
      
       Виды деятельности старательных студентов и школьников в институте и школе таковы. Студенты чаще всего делают что-то для учебы, слушают музыку, общаются в социальных сетях, на втором месте - чтение художественной литературы, общение текстом и голосом, кино, на третьем - чтение, интернет-серфинг, игры. Школьники чаще всего делают что-то для занятий, на втором месте - музыка, социальные сети, общение текстом. При превращении школьников в студентов растет ранг чтения художественной литературы (ее перестали преподавать, а значит - ее можно начать читать), падает ранг музыки, серфинга, социальных сетей. При переходе от школьника в школе к школьнику в институте падает ранг слушания музыки. Приходя в институт, школьники и по этому параметру делаются серьезнее.
      
       При постановке "старательным студентам" или "старательным школьникам" вопроса как экспертного, т.е. если предлагается описать деятельность соучеников, "всех студентов" или "всех школьников", ответы студентов и школьников изменяются вполне предсказуемым образом. Посещаемость занятий оценивается несколько ниже, степень отвлечения от занятий - выше, сам набор занятий сдвигается в менее серьезную сторону. Доля времени занятия, посвящаемая "устройствам", возрастает у студентов с 30 % до 50 %, у школьников с 20 % до 40 %. Суммарная "доля" респондентов, указавших в качестве занятий различные развлечения, изменилась у студентов с 155 % до 360 %, у школьников с 115 % до 320 % (сумма всех выборов). Доля указавших чтение изменилась у студентов с 55 % до 75 %, у школьников с 15 % до 25 %. Указавших работу или учебу изменилась у студентов с 90 % до 60 %, у школьников с 50 % до 45 %. Все полученные данные разумно согласуются с приведенными выше данными опросов студентов о степени их участия в занятиях - от трети до половины студентов, если и присутствуют на занятиях, в них не участвуют.
      
       Рассмотрим реакцию преподавателей. Институтские преподаватели у студентов чаще всего "не обращают внимания", реже в два с лишним раза просят "так не делать". Школьные - "просят так не делать", реже - говорят, что "так будете хуже знать предмет". То есть в отличие от реакции институтских преподавателей у студентов, школьные преподаватели еще не смирились. Институтские преподаватели у школьников отличаются и от тех, и от других - они в равной степени "просят так не делать" и "пытаются обратить в шутку", а реже - "говорят, что будете хуже знать предмет", "делают вид, что не замечают" и "взывают к воспитанности". То есть они и подходят менее формально, и их репертуар разнообразнее. В данном случае заметен тренд от 9-10 к 11 классу - ответы 11-классников ближе к ответам студентов, то есть институтские преподаватели, ведущие занятия с 11-классниками, более склонны воспринимать их как студентов и меньше верят в возможность на них повлиять.
      
       Что касается мнения студентов и школьников о надлежащих действиях преподавателей, то первый ранг получило мнение "просить ходить только тех, кому интересны занятия", второе место - "взывать к воспитанности" и "удалять с занятия". Мнение школьников (как для школьных преподавателей, так и для институтских) таково - первый ранг получило предложение "просить ходить тех, кому интересны занятия", второй - "говорить, что будете хуже знать предмет", "пытаться обратить в шутку", "взывать к воспитанности". Совпадение позиций означает, что, по крайней мере, в плоскости этого вопроса, школьники хоть и прекрасно отличают институтских преподавателей от школьных, но ждут от них таких же нравоучений.
      
       Международная заочная конференция "Электронная среда в образовании: движение в будущее", 2013
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 20/05/2013. 8k. Статистика.
  • Статья: Естеств.науки
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.