Ашкинази Леонид Александрович
Об истории Ф М Ш___М И Э М

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Размещен: 01/01/2000, изменен: 29/06/2014. 21k. Статистика.
  • Статья: Мемуары
  • Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  •  Ваша оценка:


       Это подборка написанных в разное время текстов о нашей школе, ФМШ МИЭМ.
       В связи с поглощением МИЭМа так называемой Высшей школой экономики тексты носят, возможно, чисто исторический интерес.
      
       -----------------------------------------------------
      
       ТЕКСТ N 1
      
       Московский государственный институт электроники и математики
       Физико-математическая школа
      
       Есть вещи, которые предсказать трудно или просто невозможно. Например, путь развития России. Есть вещи, которые предсказать можно, если изучить проблему. Например, какая будет погода или когда завтра взойдет солнце. Есть вещи, которые предсказывать даже не стоит - потому что они очевидны. Например, будут ли компьютерные технологии развиваться и в дальнейшем. Да, причем станут основой цивилизации. Поэтому человек, который поступит в наш институт - и будет серьезно учиться, - всегда найдет интересную работу. И кусок хлеба с маслом - а если будет хорошо работать, то и не только с маслом.
      
       Главная задача нашего вуза - вырастить не просто хорошего специалиста в своей области, а специалиста, владеющего новыми компьютерными технологиями. А сама область может быть разной - это электроника (от физики до технологии), автоматика, информатика, вычислительная техника, а также телекоммуникации, прикладная математика, математическая экономика.
      
       Для рассказа о МИЭМе мы используем выдержки из интервью нашего ректора - профессора Д.В.Быкова. Сразу обратим ваше внимание на главное - вуз не ограничивается собственно обучением, а способствует трудоустройству и адаптации.
      
       - Вуз готовит специалистов по всем перечисленным выше специальностям (и не только по ним). Чем студент сильнее, тем лучшим специалистом он выйдет из вуза, но в каждой компании есть своя специфика, поэтому "дообучение" почти неизбежно. В вузе есть совместные "фирменные центры", в частности с фирмами Motorola, Zyxel, Tectronics - потребителю выгодно получить специалиста, хорошо изучившего новейшие изделия. Помимо студентов, мы учим всех, кого присылают к нам фирмы, уже приобретшие данный продукт. Сначала фирма-изготовитель обучает наших преподавателей, сертифицирует их, а потом уже они учат. Есть у нас и Учебно-научный центр современных информационных технологий и математического образования.
      
       Контакты с фирмами вообще тем важнее, чем быстрее развивается область, а наша область развивается быстро. Наличие таких контактов помогает студенту на первой встрече с работодателем - она происходит не в виде жесткого интервью при трудоустройстве "с улицы", а в условиях работы, где и студент может себя показать, и со стилем работы фирмы познакомиться. И выбрать себе путь по силам и вкусу. Обращений к нам фирм - на предмет получения наших студентов - довольно много. Но условия работы на этих фирмах, зарплата, не всегда устраивают студентов. Многие студенты уже работают, причем работают по специальности, в фирмах, которые нашли сами, и знают себе цену.
      
       Некоторые студенты начинают работать еще на третьем курсе. А институт создает образовательную среду - место, где студенты и преподаватели могут обмениваться информацией, где у студентов вырабатывается правильная оценка и самооценка, куда и вчерашний выпускник может прийти, посоветоваться, обсудить свои проблемы. Более того, эта "образовательная среда" - для тех, кому она действительно нужна - создается еще до поступления!
      
       Ибо существенную помощь в подготовке абитуриентов к поступлению в МИЭМ оказывает наша вечерняя физико-математическая школа, ФМШ, существующая с 1966 года. Поэтому мы говорим, что школа готовит не только к поступлению в вуз, но и к обучению в нем. В этом году у нашей ФМШ юбилей.
      
      
       Чем наша школа отличается от некоторых других
      
       До 2005 года мы были полностью бесплатными - одной из последних бесплатных школ при вузе в Москве. Сейчас мы стараемся поддержать традицию и уровень образования, и отчасти это удается - у нас есть и бесплатная форма обучения с экзаменом, и конкурс, и учиться у нас трудно - школьники получают домашние задания, успеваемость контролируется и учитывается при переводе (или не переводе...) в следующий класс. В последние годы до 90% наших выпускников поступает к нам на бюджетное отделение - и это при том, что кое-кто учится у нас, и не собираясь поступать в МГИЭМ. А кто не попадает к нам - поступает в другие вузы, или к нам же, но, к сожалению, на платное. Но так же, как и вуз не ограничивается собственно обучением, а способствует трудоустройству и адаптации, так и Физико-математическая школа готовит не только к собственно поступлению, но и к учебе в вузе.
      
      
       Кто и как будет заниматься с вашими детьми
      
       Наши преподаватели - сотрудники института, кандидаты наук, доценты. В младших классах - восьмых и девятых - часть занятий ведут студенты: мы убедились, что студенты старших курсов иногда лучше находят общий язык с младшими школьниками, нежели убеленные сединами патриархи. Наши преподаватели - авторы учебников, многих статей на педагогические темы и еще большего количества рецензий на учебники, опубликованных в педагогических журналах и газетах.
      
       Несколько чисто личных мелких замечаний. Так уж сложилось, что мы негативно относимся к курению. И потому, что некоторые из нас занимаются или занимались спортом, и потому, что для серьезной учебы тоже нужно здоровье. Поэтому, уважаемые родители, будьте любезны проследить за тем, чтобы ваши чада не строили из себя взрослых посредством курения. Нам кажется, что медленное усвоение материала и полное нежелание работать во многих случаях являются результатом излишнего общения с телевизором и современным "общедоступным" искусством или чрезмерного увлечения компьютерными "игрухами". Лучше всего было бы, как нам кажется, на некоторое время телевизор просто выкинуть. Мы не разрешаем пользоваться во время занятий сотовыми телефонами и плеерами - если вы пришли к нам, то вы пришли учиться, а не "оттягиваться по полной".
      
       И главное. "Лошадь можно привести к водопою, но нельзя заставить ее пить". Учить насильно невозможно. Школьники, если вы не хотите учиться или не понимаете, что учеба - это труд, не приходите к нам. Родители, если ваш ребенок не хочет учиться у нас - не приводите его. Даже если он уступит вам - он потратит зря свое время и помешает нам учить других, а вы потратите зря свои деньги.
      
      
       Наши главные логические ошибки
      
       Учеников
      
       1. Родители заплатили - значит, я поступлю.
       2. Я хожу в институт - тем более, я поступлю.
       3. А если не поступлю, родители что-нибудь придумают.
      
       Родителей
      
       1. Я заплатил - значит, он поступит.
       2. Он выходит и приходит вовремя - значит, он ходит в институт.
       3. Он ходит в институт - значит, он учится.
      
       Педагогов
      
       1. Он смотрит на меня умными глазами - значит, что-то понимает.
       2. Он что-то понял сегодня - значит, будет знать это завтра.
       3. Он получил домашнее задание - значит, его сделает.
      
       Правда, будет здорово, если мы попробуем не делать этих ошибок?
      
       --------------------------------------------------------------------------------------------
      
       ТЕКСТ N 2
      
       Мы и наша школа
      
       Когда-то Физико-математические школы имелись почти при всех вузах. Были они бесплатные, рассказывали в них школьникам всякие полезные интересные вещи из математики и физики. А тем, кто их окончил, было потом легче учиться в вузе - они и кое-что уже знали, и мыслить умели не как школьники, и с новой системой занятий оказывались немного знакомы.
      
       Шел дождь, грело солнышко, что выросло - то выросло, но бесплатных физматшкол почти не осталось. Да и платные учат уже не тому и не так, а в основном просто готовят к поступлению.
      
       Наша Физико-математическая школа - полуплатная. Для поступления к нам надо сдавать экзамен по математике, и те, кто сдает его лучше, учатся бесплатно. Рублем мы и наказываем, и поощряем - в середине и конце года учащийся по результатам экзаменов и контрольных может быть переведен из платной группы в бесплатную. А может - наоборот.
      
       Мы принимаем тех, кто учится в дневной школе в 8, 9, 10 или 11 классе. Чем раньше вы придете к нам, тем интереснее будет вам учиться. Потому что чем ближе к окончанию общеобразовательной школы, тем скорее нам придется ограничиться латанием дыр в вашем школьном "образовании" и подготовкой к экзаменам - вузовским и ЕГЭ. А в 8-9 и отчасти в 10 классе мы еще можем попытаться показать вам, что такое на самом деле математика и физика.
      
       Кроме физики и математики мы учим информатике (как в рамках школы, так и на специальных летних курсах) - это наверняка пригодится вам, когда вы будете учиться в МИЭМе. Потому что разрыв между школой и вузом особенно велик в этой области и потому что (это скажем по секрету!) поступить - не главное. Главное - учиться. Мы также помогаем в профориентации, помогаем осмысленно выбрать специальность.
      
       Кстати, раз уж пришлось к слову. Учиться придется и у нас. То есть работать придется. Не сидеть на занятиях, прихлебывая из бутылки, поигрывая сотовым и слегка обсуждая происходящее с соседями. Если школа окончательно приучила вас к такому образу жизни, лучше не приходите к нам. Родительский кошелек многое заменяет в этой жизни, но не заменяет ни работы, ни кайфа от решенной задачи. Кто-то может сутки напролет мочить монстров, а кто-то - сказать подруге: "Это моя программа". А еще круче - сказать это другу, дабы он осознал, за кем пытается ухаживать...
      
       Из окончивших нашу школу на бесплатное обучение в МИЭМ поступают более 80% из пришедших к нам в 11 классе и все или почти все - из пришедших к нам ранее.
      
       --------------------------------------------
      
       ТЕКСТ N 3
      
       Некто сказал: "Когда вы стоите у доски, происходят две важные вещи, одна из них - вы смотрите на будущее."
       Мы оптимисты: мы считаем, что у человечества и у наших школьников есть будущее. Но мы полагаем, что это будущее образованного человечества и это будущее образованных школьников.
       Врачи говорят - нельзя умирать с каждым больным. А что, становиться идиотом с каждым студентом можно?
       Нельзя, ибо так нас не надолго хватит. Поэтому в школе есть приемные экзамены пор математике. Прием в школу проводится с учетом результатов этих экзаменов, а именно: те, кто сдал лучше всех, учатся бесплатно, а остальные мы рекомендуем или не рекомендуем поступать к нам с учетом результатов экзаменов.
       Педагог говорит: "При общении со школьниками иногда кажется, что у них понижена на порядок тактовая частота или отсоединен шлейф от жесткого диска. Нет - у некоторых просто выдрана клавиша Enter".
       Предложение взять ручку в руку и что-то записать некоторые школьники воспринимают с удивлением. И это страшная проблема - потому, что мы не можем решить ее без вашего участия. Только родители могут сделать так, что мир интереснее человеку, что человеку интересна работа, что он готов что-то делать. А не просто медузообразно возлежать у телевизора с банкой в руке.
       Некто сказал: "Разница между решением задачи и разговорами о решении такая же, как между любовью и разговорами о любви."
       Это относится и к математике, и к физике, и к химии, и ко многим жизненным задачам. Еще Маркс сказал, что "главное достояние человечества - свободное время". Возможно, он был и прав - особенно в те времена, когда в просвещенной Европе рабочий день для детей не должен был длиться более 10 часов. Но нынче большое количество свободного времени приводит к замене всего на свете разговорами. Мы конечно рады, что наши дети живут легче нас, но... означает ли это "лучше"? И хотим ли мы, чтобы именно наши дети составили "наслаждающуюся" часть человечества, то есть бездельников, паразитов?
       Один психолог пошутил: "Если ребенок ломает игрушки - это будущий инженер, если режет лягушек - будущий биолог, если мучает старших - врач, если младших - педагог."
       Это конечно упрощение - мы, например, не мучили старших, а стали педагогами, да и те ваши дети, которые вас мучили, не стали врачами. Но для успешной работы в той или иной области свойства личности действительно небезразличны, и мы при необходимости даем нашим ученикам и их родителям консультации в этой сфере.
       Преподаватель платной школы сказал: "Скупой платит дважды, ленивый трижды, а ленивый школьник - из родительского кошелька."
       Именно поэтому мы не только проводим экзамены, чтобы учить самых сильных бесплатно, но и с учетом результатов учебы переводим иногда из "платных" в "бесплатные". А иногда и обратно.
       Один инженер сказал: "Будь электриком. Надейся, что ОНИ включат свет."
       Мы и надеемся.
      
       ------------------------------------------------------
      
       ТЕКСТ N 4
      
       Мы, оглядываясь, видим...
      
       Физико-математическая школа МИЭМ была образована в 1966 году. И каждый видел в ней свое. Администрация вуза - подготовку школьников к поступлению, улучшение качества абитуриентов и студентов. Преподаватели - источник удовольствия от процесса преподавания и трудового дохода, удовлетворение своего желания рассказать, как это здорово - математика, физика и компьютинг. Учащиеся - подготовку к поступлению в вуз, возможность вырваться из-под родительского контроля, расширить круг общения, изобразить из себя взрослых посредством курения и т.п. Родители - подготовку к поступлению и снятие с них части заботы о ребенке.
      
       На самом деле школа делала все это и многое другое. Она обучала школьников взаимодействию с преподавателем, учила учиться. Показывала лицо науки и техники, помогала в "широкой" профориентации. Обычно под профориентацией понимают узкую профориентацию - на определенную область техники, - но конкретное знание без общего быстро устаревает, и общее представление о науке и технике необходимо. Школа учила оценивать свои собственные знания - без этого невозможно эффективное обучение ни в школе, ни в вузе. Учила взаимодействию с книгой. Наконец, школа учила и преподаванию - умению объяснить так, чтобы тебя поняли, уметь выступать перед аудиторией.
      
       ФМШ МИЭМ проводила олимпиады. По математике - с 1968 по 1997 год включительно, ежегодно, проведено 30 олимпиад. По информатике проводились с 1993 по 1997 год включительно, ежегодно, проведено 5 олимпиад. По физике проводились с 1968 по 1997 год включительно, ежегодно, проведено 30 олимпиад. Для проведения олимпиад по физике было предложено и опробовано несколько оригинальных типов задач, предназначенных для выявления потенциально успешных студентов (материал публиковался в педагогических изданиях и позже мы замечали подобные задачи в разных местах - естественно, без ссылок).
      
       Соотношение мотивов, целей и задач изменялось с годами, ФМШ эволюционировала вместе с, как сказали бы геологи, вмещающей породой - то есть страной и вузом. На начальном этапе доминирущими были некоммерческие мотивы, причем поскольку конкурс в вуз был велик, заинтересовнность вуза в деятельности ФМШ была относительно мала. Это прекрасно гармонировало с работой преподавателей "на общественных началах". Дело доходило до того, что при назначении повышенной стипендии преподавание в ФМШ не рассматривалось как общественная работа. Однажды было совсем по-простому заявлено "ФМШ помогает поступать в МИЭМ детям интеллигентов, поэтому мы не считаем эту работу общественной, а вот преподавание на рабфаке - считаем". Хотя к тем, кто преподавал, с требованиями "заняться какой-либо общественной работой" уже не приставали, так что от части советской мерзости и лжи это избавляло. Все это формировало и определенное отношение к делу, и определенный состав преподавателей. Одна бывшая студентка МИЭМ, поступив на работу в некое НИИ и увидев там преподавателя ФМШ, радостно возопила "Это про вас говорили - сумасшедший, который бегает с детьми по институту!"
      
       Использование работы в ФМШ в деловых целях на том первом этапе ограничивалось попытками "остаться при кафедре" после окончания вуза, предпринятой одним из сотрудников. Остальные сотрудники сочли это попранием идеалов, начался скандал, товарища при кафедре не оставили. Еще один скандал тех лет был связан с попыткой передачи школы в прямое подчинение комитету ВЛКСМ, тоже благополучно проваленной. Мы пишем об этом для того, чтобы было ясно - наши друзья не "выходили на площадь" ни в 1825, ни в 1968 году, но и баранами они не были. А если в последних двух абзацах вам не все слова понятны - "тот, кто не знает истории...", известно на что обречен.
      
       Второй этап подкрался незаметно, как это всегда в жизни и бывает. Падение уровня абитуриентов и уменьшение желания получить высшее образование в МИЭМе повлекло рост роли ФМШ для администрации вуза. Преподавателям, которые к тому моменту двадцать лет работали на общественных началах, начали платить (почасовку, без зачисления в штат - и то приходилось просить разрешения на основном месте работы: Хрущев отменил крепостное право для крестьян, но забыл про научных работников). Соответственно, на этом этапе в преподавании понемногу возрастала доля именно подготовки к поступлению, потом латания дыр в школьных знаниях, а позже - просто замены школы (в отдельные годы треть учеников не имели в школе физики - вообще не имели). Попутно ФМШ проводила олимпиады МИЭМа, принимала участие в организации городских олимпиад. Школа пока что оставалась бесплатной для учащихся.
      
       Третий этап можно смело назвать этапом коммерциализации. На этом этапе преподаватели были зачислены в штат вуза (сначала на полставки, потом - на полную), а позже обучение в школе стало в основном платным. Зато вузовская ставка у преподавателей куда-то исчезла: школа сейчас не только кормит себя сама, но еще и платит вузу. Однако для школьников сохранился экзамен, по результатам которого несколько человек в каждом классе учатся бесплатно.
      
       Четвертый этап - это еще большее сращивание с вузом: школа начала подготовку не только к поступлению, но и к обучению в вузе. И преподавание информатики, которое началось аж на первом этапе - ради удовлетворения интересов учащихся и учителей, понемногу превратилось именно в подготовку к обучению, ибо вступительных экзаменов по информатике в МИЭМе нет и ЕГЭ по информатике для поступления тоже не требуется. Заметим здесь некую диалектику: обучение математике и физике на первом этапе нашей истории тоже отчасти было подготовкой к обучению, ибо мы учили не той математике и физике, что нужны для поступления, а той, что нужны для успешного обучения.
      
       Наличие экзамена и отбора имеет следствие: мы наиболее полезны сильным абитуриентам. В рекламных проспектах некоторые подготовительные курсы и прочие "организации" при вузах пишут, что они "гарантируют поступление", загадочно намекают на "содействие", "помощь", "способствоваение", "организацию экзаменов" и т. п. Мы этого не пишем, не говорим и не делаем, но в разные годы от 80% до 100% наших выпускников поступают в МИЭМ на бесплатное отделение (остальные - на платное отделение или в другие вузы). Из окончивших наш двухгодичный курс в МИЭМ на бесплатное отделение поступает в среднем еще больше, иногда - просто все.
      
       За прошедшие сорок лет ректоры и проректоры МИЭМ как в публичных выступлениях, так и в частных беседах неоднократно отмечали, что именно выпускники ФМШ являются самыми сильными абитуриентами и впоследствие - студентами. Да и мы сами, когда преподаем студентам, это видим.
      
       PS А вот три цитаты - первая "из мамы", две другие - из окончивших:
      
       "Я не понимаю, что вы с ним сделали - он начал читать книги".
       "Я теперь поняла - вы научили нас думать"
       "Ваши курсы меня зацепили, поэтому я хочу учиться у вас. На какую специальность подавать документы, чтобы вас было побольше?"
      
       --------------------------------------------------------------------------------------
      
       0x01 graphic
      
      
      
      
      
      
      
      
       8
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 29/06/2014. 21k. Статистика.
  • Статья: Мемуары
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.