Ашкинази Леонид Александрович
Образование: 50 тезисов

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Размещен: 20/11/2014, изменен: 01/01/2022. 19k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


      
       Образование: 50 тезисов
      
      
       Образование и общество
      
       1. Объект образования - сознание большинства людей, почти всей молодежи. Образование сильно влияет на жизнь людей, причем на больших временных интервалах. Поэтому цена ошибок высока и, как бы ни хотелось увидеть результат еще при своей жизни, новации в образовании должны быть тщательно обоснованы, постепенны и обратимы.
      
       2. Образование, особенно начальное, использует легализованное насилие и манипуляцию. Поэтому оно является естественной жертвой государства, склонного к насилию и манипуляции. Образование должно быть от этого защищено.
      
       3. Школа может использоваться обществом только для продолжения, после семьи, социализации и обеспечения такого уровня знаний и умений, при котором человек как можно дольше является работником и созидателем, а не обузой для окружающих и потребителем социальной помощи. Социализация - это привычка к здоровому образу жизни и нормальным межчеловеческим отношениям, принятым в цивилизованных странах и закрепленных традицией и законом. В знания и умения входит свободное владение языком, владение основами арифметики, умение осмысленно пользоваться системами, созданными обществом, - медицинской, образовательной, транспортной, коммуникационной, торговой, денежной, правоохранительной и т. д.
      
       4. Могут существовать всякого рода специализированные школы, опекаемые частями общества -- ВУЗами, предприятиями, религиозными организациями, прочими организациями. Но их частные функции не должны входить в противоречие с общегосударственными, они должны организационно и финансово быть четко от них отделены.
      
       5. Более конкретные задачи образовательной системе могут ставиться только потребителями, понимающими эту заинтересованность - производством, наукой, культурой и т. д. Государство не может непосредственно управлять образованием. Только люди, делающие конкретную работу, знают, что именно должен знать и уметь человек, чтобы выполнять ее. Именно эти люди должны определять содержание образования.
      
       6. Образование состоит в освоении учащимися разнообразных знаний и умений, но человек может охватить лишь какую-то одну науку или технику на уровне, достаточном для эффективного преподавания в серьезном ВУЗе, или несколько - для преподавания в серьезной школе. Поэтому никакая конкретная личность не может управлять образованием, этим оно отличается от многих других областей деятельности. Для общего, организационного управления пригоден человек, который достаточно умен, чтобы построить работающую систему из людей, знающих конкретные области.
      
       7. Совершенствование образовательной системы требует независимого изучения самой системы и результатов ее работы, включая отдаленные. Взаимодействие общества и образовательной системы должны изучать независимые социологические организации. Следует принимать активное и честное участие в международных исследованиях образовательных систем, потому что многое со стороны виднее. Следует внимательно изучать работу образовательных систем разных стран.
      
      
       Уничтожение образования
      
       8. Некоторые направления эволюции европейского образования опасны для существования цивилизации - общедоступность влечет падение субъективной ценности и стимула к получению образования, а фрагментарность влечет падение уровня самого образования.
      
       9. Советское образование характеризовалось:
       - относительно большой ролью естественных наук и малой - гуманитарных, это было наследием эпохи ускоренной индустриализации,
       - тотальной идеологизацией преподавания гуманитарных дисциплин,
       - в школах и ВУЗах - недостаточным вниманием к применению полученных знаний, поэтому доучивание происходило в процессе работы,
       - повсеместной, общепринятой и нараставшей с годами ложью ("три пишем, два в уме").
      
       10. За последнюю четверть века:
       - введение преподавания гуманитарных наук вместо естественных повлекло ухудшение преподавания естественных наук,
       - искусственное и формальное введение преподавания гуманитарных наук обернулось профанацией,
       - внимание к практике выразилось в употреблении слова "компетенции",
       - введение ЕГЭ в основном превратило обучение в дрессировку, и создало бизнес по натаскиванию.
      
       11. Мнение о сознательном уничтожении властями российского образования и российской науки не обосновано; действия, которые так воспринимаются - скорее всего, следствия власто- и корыстолюбия, низкой квалификации и завышенной самооценки. Впрочем, некоторые политики высказывали идею о вредности для государства образования, и закон о просветительской деятельности направлен в сторону ограничения образования.
      
       12. Уничтожение российского образования является, в частности, результатом того, что образованием управляют чиновники, заинтересованные не в качестве образования, а в количестве проектов, методов и бумаг. Придумывание методов контроля, освоение беглого произнесения модных слов, перекладывание бумаг со стола на стол и проставление галочек в клеточках наполняет их клеточки ощущением значимости.
      
       13. Попытки заимствования зарубежных методов являются следствием любви к дармовщине и непонимания того, как образовательная система связана с ментальностью людей и как сложна ситуация. Последнее характерно для недоучек, которые со школы сознательно и подсознательно не любят тех, кто учился успешно и пытается решать сложные задачи.
      
       14. Уничтожение образования происходит путем:
       - отказа от систематического изучения базовых естественнонаучных предметов и введения агрегированных курсов,
       - использования преподавания гуманитарных предметов в идеологических целях, например, замены изучения истории, научающего людей мыслить и анализировать документы, единственно правильным вероучением,
       - введения в технических ВУЗах гуманитарных предметов, преподавание которых не обеспечено педагогами соответствующей квалификации,
       - создания в государственных школах - в нарушение Конституции РФ - условий для ведения религиозной пропаганды,
       - введения ЕГЭ и ГИА под предлогом увеличения доступности образования и борьбы с коррупцией; результатом стало обременение бюджета и создание видимости объективного контроля, а также коренное изменение работы школы: учащиеся, натасканные на ЕГЭ, не могут решать задачи, требующие нешаблонного мышления,
       - объявления лишь некоторых предметов обязательными для сдачи экзаменов, что вызывает вырождение школьного преподавания остальных предметов,
       - увеличения и без того избыточного количества правил и бумаг, отвлечения педагогов на деятельность, не имеющую отношения к обучению,
       - установления связи зарплаты учителей со своевременным заполнением бумаг, а не с качеством обучения и его результатом,
       - отсутствия продуманной и реально применимой системы подготовки и совершенствования педагогов,
       - паразитирования на низменном инстинкте, то есть на инстинкте соревнования - олимпиады превращены из места, где можно получить удовольствие от собственного достижения, в погоню за наградой, способ удовлетворения политических понтов; возникла индустрия натаскивания.
      
      
       Учебный курс как целое
      
       15. Учебный курс должен быть цельным; набирая его по не связанным кусочкам из разных областей, можно получить видимость широты, но не глубину, и не способность применения знаний. Это не исключает дополнений и факультативов, но все они должны быть связаны с основными курсами.
      
       16. Состав любого учебного курса определяется конкретной ролью предметов в текущей и предполагаемой жизни обучающегося. Поэтому должны быть общедоступны: социологические данные о влиянии образования на дальнейшую жизнь в разных странах, психологические данные о связи обучения и свойств личности, компетентные прогнозы о дальнейшей эволюции разных обществ.
      
       17. В учебных заведениях должны быть консультанты по дальнейшей жизни - обучению и/или трудоустройству - для школьников и родителей. Эти консультанты должны быть независимы от потребителей образованных людей и от государства.
      
       18. В школах должны поощряться контакты между классами, в частности, проведение занятий в младших классах старшими учащимися. В ВУЗах должны поощряться контакты между курсами и факультетами, в частности, преподавание студентов на младших курсах и в подшефных школах. На старших курсах ВУЗов при составлении программ и расписаний должно учитываться, что многие уже работают, и работа по специальности должна поощряться.
      
       19. В управлении школами должны играть большую роль родители и ученики, в управлении ВУЗами - студенты.
      
       20. Школа и ВУЗ должны быть свободны в кадровой политике, найме на работу и установлении зарплат. Тогда им станет выгодно привлекать к преподаванию специалистов - ученых и инженеров. Поэтому ВУЗы должны сами определять правила приема, школы - частично.
      
       21. Для успешного образования нужна образовательная среда - среда партнеров. Поэтому ВУЗы должны контактировать друг с другом, с поставщиками абитуриентов - школами, и с потребителями выпускников - предприятиями, научными организациями и др.
      
       22. Зарплата всех, работающих в школе и ВУЗе, должна зависеть от результата работы школы и ВУЗа. Бюджетом должны управлять сотрудники и советы попечителей; могут принимать участие родители и учащиеся. Учебное заведение должно само определять свои источники дохода, в том числе плату за обучение, и иметь право заключать договора как с учащимися и их законными представителями, так и с потребителями своих выпускников.
      
       23. Чтобы иметь мыслящих и работающих, надо учить, как встарь - палочки и крючочки, "мелкая моторика", авторучки - только в старших классах, стихи - чтобы память, к доске и работа в группе - чтобы социальные навыки, работать - чтобы научиться работать. Генетика определяет интеллект, но только воспитание учит работать.
      
       "Во владениях Британии не заходило солнце", и она была "мастерской мира" - там учили работать. Пока Европа не отправила работящих и смелых за океан и за море, и стала "старушкой Европой".
      
       24. Любой учебный курс должен поощрять и учить искать и находить информацию, оценивать ее, ставить эксперимент, задавать вопросы природе и людям, добывать ответы и оценивать их достоверность.
      
       25. Учеба - это работа, она не должна быть слишком легкой. И потому, что усвоение серьезной науки - это обязательно труд, и потому, что люди ценят и берегут лишь то, во что они вложили труд.
      
       26. Дистантность во всех ее видах может являться полезным дополнением к обычным занятиям, но лишь в особых случаях она - лучшее решение. Замена традиционного обучения дистанционным усложняет взаимодействие с преподавателем и нарушает процесс социализации.
      
      
       Конкретные предметы
      
       27. Математика является лучшим способом развития мозга и разума, а также языком всех естественнонаучных дисциплин, она "не просто язык, она язык и логика вместе" (Р.Фейнман); чем дальше, тем больше ее используют и гуманитарии. Поэтому даже если она изучается лишь как служебная дисциплина для компьютинга и естественных наук, следует рассматривать не только используемые сегодня разделы, но и фундамент, и разделы, которые, по мнению педагога, могут оказаться востребованы завтра.
      
       28. Физика, химия, геология, биология необходимы для существования у человека адекватной естественнонаучной картины мира. Без нее человек становится объектом манипуляции жуликов. Каждый из этих предметов - это свой специфический язык, своя методика.
      
       29. Связная и относительно полная картина мира может возникнуть только в результате добросовестного изучения традиционных курсов естественнонаучных предметов с показом их связи и работы во взаимодействии. Замена добросовестного изучения отдельных предметов чем-то агрегированным ведет к профанации. Информация о связи наук должна быть гармонично введена в обычные курсы.
      
       30. История и литература страны должны изучаться как часть мировой истории и мировой литературы, учащиеся должны ясно понимать реальное и скромное место в истории мировой цивилизации. История и литература должны изучаться во взаимосвязи, ибо литературу невозможно понять без истории, а знание литературы облегчает трезвое восприятие и героизма, и трагедий жизни людей.
      
       31. При преподавании гуманитарных предметов, в которых нет единого в своей основе и опирающегося на факты научного взгляда на предмет, наличие нескольких систем взглядов и степень их обоснованности фактами должны быть отражены в учебном курсе.
      
       32. Общество, которое по сложности внутренних проблем сходно с российским - американское, - уделяет большое внимание преподаванию гуманитарных дисциплин, воспитанию взаимоуважения и терпимости - и живет в среднем более мирно и более счастливо. Но улучшение преподавания гуманитарных дисциплин - дело сложное и несовместимое с использованием преподавания для идеологической обработки.
      
       33. Социальная психология, психология и социология должны быть обязательными предметами. Они должны преподаваться с использованием множества примеров из истории и современности.
      
       34. При специализации в естественнонаучной области должны преподаваться также и гуманитарные предметы, и наоборот. Слишком ранняя и узкая специализация вредит дальнейшему развитию. Степень профилизации должна определять школа с учетом местной ситуации.
      
       35. В ходе эволюции общества изменяется набор знаний и умений, которыми должен обладать человек, поэтому следует учить детей основам, например, правосознания или экономики. Но вводить такие курсы в школе или в ВУЗе надо медленно, обоснованно, изучив имеющийся опыт, и силами профессионалов, реально работающих в этих областях.
      
       36. При преподавании всех предметов надо учитывать новые способы доступа к информации и вызванные этим изменения психологии слушателей.
      
      
       Платность образования
      
       37. Бесплатное - это обман, за "бесплатное" образование платят все налогоплательщики, которым не нужно неизвестно какое и неизвестно кем полученное образование.
      
       38. Платить за образование должен тот, кто с его помощью будет зарабатывать или получать удовольствие от жизни, узнавая тайны Вселенной.
      
       39. Высшее образование должно быть полностью платным - это уменьшит и коррупцию, и разговоры о ней. Школьное образование должно быть частично бесплатным, то есть оплачиваться бюджетом, но лишь в той мере, в которой оно выполняет социальный заказ - потребность всего общества.
      
       40. Изменение платности образования должно быть тщательно обосновано, постепенно и обратимо. Замена серьезного входного экзамена платой за обучение понижает качество образования и его престижность, отмена платы за обучение без введения серьезного входного экзамена приводит к тому же.
      
       41. За образование могут платить все, кто хочет вложить деньги в конкретного человека. Родители - по любви, благотворительные фонды - по уставу, работодатели и банки - в надежде на будущий доход. Успешный и уверившийся в своем будущем бизнес начинает вкладывать деньги в высшее и среднее образование, успешный и верящий в свое будущее ВУЗ участвует в начальном и среднем образовании, находит и готовит себе студентов.
      
      
       Экзамены и вообще контроль
      
       42. Для обучения любому предмету необходимы: а) свободное владение языком, б) владение языком данного предмета, которым во многих случаях являются математика, физика и химия, в) знание предшествующего материала по данному предмету и другим, связанным с ним. Отсюда следуют необходимость и устройство экзаменов.
      
       43. Экзамены должны проверять знания и навыки, необходимые для работы, а если предполагается обучение - для дальнейшего обучения, и способность к этому обучению.
      
       44. Экзамены должны принимать те, кому предстоит учить людей дальше или работать с ними. Те, кто учил ранее, могут принимать участие не более чем с совещательным голосом.
      
       45. В школе и ВУЗах экзамены должны проводиться в начале года - они должны служить основанием для продолжения образования и определения набора предметов и уровня, на котором оно будет происходить.
      
       46. В школах и ВУЗах должна быть введена система многоуровневого изучения основных предметов. Зачисление на каждый уровень должно определяться входным экзаменом по математике, языку преподавания и предметам, знание которых необходимо для продолжения обучения.
      
      
       Заключение
      
       47. Падение квалификации, начиная с некоторого уровня, становится нарастающим процессом - плохо работающие успешно создают рабочие места для работающих плохо. Внешне это прикрывается внедрением формализованных процессов, не требующих квалификации, но создающих рабочие места для неквалифицированных и видимость объективности.
      
       48. Придумать и тем более создать новое трудно, запретить - легко. Поэтому тенденция к регулированию, запретительству, выстраиванию вертикалей и т. п. гармонична с падением квалификации и поглупением, а также удовлетворяет инстинкт властолюбия.
      
       49. До превращения человечества в кисель с медузами, до "тепловой смерти" цивилизации - еще как минимум несколько сотен лет. И на этом интервале возможно межцивилизационное столкновение. Поэтому европейская тенденция злокачественной либерализации с попутным разложением образования не представляется правильным решением.
      
       50. Инстинкт передачи накопленных знаний - это инстинкт передачи жизни, это то, что ведет педагога к доске, мелу и фломастеру. Даже если мала зарплата и не вытерта доска. И это тоже основной инстинкт.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 01/01/2022. 19k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.