Ашкинази Леонид Александрович
Инженерно-популярная - о космосе

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Размещен: 10/07/2016, изменен: 10/07/2016. 15k. Статистика.
  • Очерк: Литкритика
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзоры научно-популярной литературы, N 4


  •    Инженерно-популярная -- о космосе
      
       Но не обо всем сразу, а сначала -- только о полетах. Потому что о космосе пишут очень много, и разделим хорошие книжки на две стопки. Одна будет о планетах, звездах, галактиках и так далее, до самого горизонта событий. Вторая стопка -- это наша сегодняшняя добыча, она о более близком -- о полетах.
      
       На закуску (не путать с закусью) немного психологии. Книги о полетах в космос особенно популярны по трем специфическим причинам -- советской, российской и нашей всегдашней. Соревнование, реванш и милитаризм соответственно. И эти три пряди так туго переплетены, что позволяют книгоиздателям зарабатывать и на хороших достоверных книжках отечественной выпечки, и на переводах, и на идеологизированном вранье. В этом маленьком обзоре мы ограничимся первыми двумя группами, причем начнем с переводов -- их меньше. А также, отдавая -- мы не жадные -- дань уважения нашим коллегам; ибо, кажется, везде, где оговаривалось размещение карточек в каталожных ящиках и ссылок в изданиях, на первые места рекомендовалось ставить труды "классиков", а на последние -- иностранные источники. Да и сейчас так иногда делается.
      
       На первое место мы поставим вот эту книгу -- Джеффри Клюгер и Джим Лоувелл,
       "Аполлон-13". Она переведена давно, есть в Интернете (как почти и все книги, о которых мы пишем), и недавно некое издательство стало ее печатать "под заказ" (print on demand) за дикие деньги (вдруг кто-то посмотрел кино, а про Интернет не знает, и поведется?). Книга прекрасна детальным описанием инженерной стороны всей истории, а также трезвым и честным показом американской жизни. Заметим, что второе свойственно профессионалам, которые пишут о том, что знают и любят -- о науке, о технике, о преподавании, о медицине и так далее, но походя показывают нам (вовсе не ставя себе такой цели) и жизнь. Например, когда-то в одной из центральных уже тогда заметно пожелтевших газет, была огромная статья об американской армии, написанная советскими вояками. Ах, какая это была содержательная, честная и объективная статья -- и об армии, и о людях, и о стране. Ну да, писали-то профи...
      
       Мэри Роуч, "Обратная сторона космонавтики". В космос летают люди, а людям свойственно -- простите за банальность -- все человеческое. Советская и российская хоть в какой-то мере серьезная литература от этой темы всегда уклонялась, и понятно почему: она создавала определенный образ человека - рыцаря не только "без страха и упрека", но и без пола и употребления алкоголя, вообще без вкусов, привычек и психологии. Конечно, тут немедленно возникает вопрос: в какой мере описание скандалов на борту космических станций и проблем с рвотой в скафандре нужно для услаждения патологических интересов и продавабельности книжки, а в какой -- для создания полной и правдивой картины?
      
       Книга добросовестно, весело и временами немного ехидно повествует о множестве проблем, которые приходится решать конструкторам, технологам, врачам, самим космонавтам и вообще всем, кто связан с полетами туда, на самый верх. Это проблемы спасения при аварии, межкультурных контактов, еды и туалета, пота, запаха и грибка, всюду проникающей лунной пыли и всюду размножающихся бактерий... это жизнь в космосе, как она есть, детка. Когда вы решите подать заявку на включение в марсианскую экспедицию, прочитайте эту книгу. И подавайте.
      
       Третья книга в этом блоке -- Вон Хардести и Джин Айсман, "История космического соперничества СССР и США". Интереснейшее предисловие Сергея Хрущева, подробное изложение немецких работ, которые послужили основой и для советских, и для американских, множество технических деталей дальнейших событий по обе стороны океана, политические аспекты космического соперничества (отношения между странами и события внутри Америки) и, наконец, несколько интересных фотографий.
      
       В качестве прокладки между американской и российской частью поставим книгу "Секреты американской космонавтики" А.Б.Железнякова. Игривое название вполне соответствует дальнейшему: большое количество технических сведений, к сожалению, разведено псевдобытовыми деталями оживляжа ради, игривыми кавычками и залихватским стилем. Заметим, что предыдущая книга того же автора, "Тайны ракетных катастроф: Плата за прорыв в космос", написана лучше -- техники в ней больше, а псевдобыта меньше, и она отличается широким охватом материала -- как по времени, так и по пространству, рассмотрены не только гражданские, но и чисто военные программы, не только ракетные катастрофы, но и истории стратостатов, ракетных "автомобилей" и спутников, развалившихся на орбите. Отдельный интерес представляет обзор легенд и баек о секретных космонавтах и НЛО. Кроме того, автор подробно рассказывает о катастрофах на подводных лодках -- некоторые из них связаны с ракетной техникой. Эту часть книги, наверное, не всем стоит читать на ночь.
      
       Вернемся к менее катастрофической литературе и начнем, например, с Луны. Тут мы имеем две книги -- В.М.Филин, "Воспоминания о Лунном корабле: Неизвестная страница истории отечественной космонавтики..." и А.И.Первушин, "Битва за Луну: Правда и ложь о лунной гонке". Первая -- весьма насыщенный, с большим количеством технических деталей, но, к сожалению, довольно короткий отчет о работах по созданию лунного корабля, вторая -- по сути дела энциклопедия человеческого стремления к Луне, причем начиная с древних греков. В ней детально рассказано о действиях космонавтов на поверхности Луны. Книга написана технически грамотно, трезво и местами критично. Популистское название, скорее всего, приделано издателем.
      
       За Луной логично следует Марс: книга В.Е.Бугрова "Марсианский проект Королёва" подробно повествует о полуподпольной разработке С.П.Королевым проекта полета на Марс. Основной причиной этой подпольности, при которой некоторые заместители Королева вообще не знали о важнейшем проекте, автор считает конкуренцию между разработчиками (которую отмечают и другие авторы). Автор полагает, что говорить о проигрыше "лунной гонки" вообще нельзя -- ибо ракета Н1 создавалась под другую задачу. Рассуждения автора иллюстрируются его эскизами тех лет, частично восстановленными по памяти. Книга полезна для воссоздания атмосферы работы и человеческих взаимоотношений тех периода и отрасли -- чудовищного переплетения инженерных и человеческих проблем. А ведь автор по понятным причинам не касался научных проблем...
      
       Следующие две книги представляют интерес еще и тем, что повествуют не только о людях и технике, но и о том, что вообще происходило в то время, которое сейчас некоторые громко проклинают. Заметим, что громко высказывать свое мнение проклинатели имеют возможность только благодаря проклинаемым ими временам. Ну, а эти две книги повествуют и о том, как люди тогда работали, стараясь сохранить то, что можно сохранить, применить то, что можно применить, короче -- сделать что-то разумное. Вообще профессионалы часто именно так и поступают. Вот эти книги: В.С.Сыромятников, "100 рассказов о стыковке и о других приключениях в космосе и на Земле" и О.Н.Замятин, "Мы стремились к небу...: Воспоминания российского аэрокосмического инженера". Особенности этих книг таковы: первая по очевидной для инженера причине (см. название) рассказывает об определенном этапе развития американской космонавтики и о взаимодействии космонавтик советской и американской, и она -- единственная в этом обзоре книжка, которую нельзя назвать вполне популярной: в некоторых местах для понимания текста желательно инженерное образование. Вторая книга касается военной стороны советских космических программ, а также рассказывает о международных контактах 90-х годов. Заметим, что это единственная книга в нашем обзоре, текста которой, кажется, еще нет в Интернете.
      
       В основном организационным вопросам посвящена носящая мемориальный характер книга "Неизвестный Байконур: Сборник воспоминаний ветеранов Байконура", но и в ней имеются некоторые технические детали, а также много интересных фотографий. Книга И.В.Давыдова "Триумф и трагедия советской космонавтики: Глазами испытателя" посвящена в основном подготовке космонавтов к полетам, точнее -- к приземлениям в горы, пустыни и в море; рассмотрены также реальные сложные ситуации, складывавшиеся после приземления. Интересные фотографии в ней тоже есть.
      
       Когда какая-то отрасль науки или техники развивается, то у тех, кто в ней работает, нет ни времени, ни желания заниматься анализом и обобщениями. Они находятся в двух случаях. Если какой-то большой этап, длиной в несколько десятилетий или век, подходит к естественному концу или к существенному изменению своего места в мире. Пример -- с приходом полупроводниковых приборов изменилось место электровакуумных приборов: если в первой половине прошлого века они обеспечивали всю радиотехнику и электронику, то ныне -- только высокочастотную и/или мощную. Для человечества эта область не менее важна, и она делается все важнее, но это изменение вызвало существенные перемены внутри самой электровакуумной техники, которые идут на наших глазах.
      
       Что же касается космической техники, то на ее эволюции сказались изменения, произошедшие в России. Поэтому понятно появление нескольких весьма интересных обзорно-аналитических книг. Начнем с не слишком веселой книги Э.М.Галимова "Замыслы и просчеты: Фундаментальные космические исследования в России последнего двадцатилетия. Двадцать лет бесплодных усилий". В ней рассказано о научных проблемах фундаментальных космических исследований, в том числе о проблемах происхождения системы Земля-Луна, о проектах "Луна-Глоб" и "Фобос-Грунт". Книга рассказывает и об организации исследований - автор пытается указать на ошибки и просчеты, которые привели к наблюдаемому нами нынче результату: при высокой космической активности почти ничего не делается в интересах науки. Произошедшие во внешнем мире изменения не могли не сказаться на этой отрасли -- уж очень сильно она связана со всем, что происходит в стране и мире. Подробно описан процесс деления средств между разными направлениями исследований. Из мелких, но интересных деталей -- автор называет свою версию отмечаемой многими трудности публикации российских авторов в престижных зарубежных журналах (однако есть и другие версии).
      
       Обо всем, что летало или должно было летать в космос, но имело крылья, рассказано в прекрасно иллюстрированной книге В.П.Лукашевича и И.Б.Афанасьева "Космические крылья". Но начинают свое повествование авторы с "просто" реактивных самолетов. Книга содержит огромное количество как технической, так и организационной информации, причем как по осуществленным, так и по неосуществленным проектам. По сути дела, это энциклопедия на данную тему.
      
       Наибольшее, как кажется, количество конкретной информации вот тут -- "Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди" / под ред. Ю.М.Батурина. В этой книге впервые "под одной обложкой" подробно рассказано обо всех пилотируемых космических программах, осуществленных в СССР, России, США, Китае и других странах. В книге подробно описаны все 239 пилотируемых полетов, осуществленных с 1961 по 2004 год, а также о некоторых программах, которые не были доведены до этой стадии. Приводятся воспоминания непосредственных участников тех событий: космонавтов и астронавтов, конструкторов и различных специалистов. Книга содержит около 3000 фотографий, многие из которых публикуются впервые. В ней интересно различаются стили описания советско-российских и забугорных полетов: в первом случае подробно описываются административные детали (кто кому и что доложил, кто и что решил), а во втором -- по понятной причине -- разные забавные события и моменты. Книга содержит небольшое количество контрастирующих с основным текстом покусов в адрес американцев, а также показывает, что слишком многое в советской программе пилотируемых полетов было подчинено идее "догнать и перегнать".
      
       Еще одна книга, которую можно смело отнести к классу энциклопедий -- Б.Е.Черток, "Ракеты и люди". Это вообще-то четырехтомник, рассказывающий в хронологической последовательности всю историю советской ракетно-космической техники. Примерно половина первого тома посвящена описанию немецкой техники, получение которой в 1945 году было весьма существенно для будущей советской ракетной программы. Вообще, читая эту книгу, текст которой удивительно гармонично сочетает техническую и человеческую сторону, понимаешь, как хорошо, что она в четырех томах! Попутно -- при таком объеме она вполне может войти в список обязательного чтения по истории СССР. Потому что из нее видно, например, в какую чудовищную цену обошлись технике, а значит, и стране, зверства сталинизма. А также как вредила работе уверенность, что криками и угрозами можно решить все проблемы и что достижения должны быть "к дате".
      
       Трудно удержаться от хотя бы одной цитаты: "Не начальники штабов всех видов вооруженных сил США, а дальнозоркие политики доказывали, что фундаментальные исследования, раздвигающие границы познания, позволят США занять лидирующее место в мире через господство в космосе. Не следует экономить на науке. Ответы науки всегда шире задаваемых ей вопросов. Это говорили и писали те политики, которых наша пропаганда считала бешеными агрессорами".
      
       Наш маленький обзор завершают почти футурологическая книга "Космонавтика XXI века: Попытка прогноза развития до 2101 года" / под ред. Б.Е.Чертока. Почти она потому, что Б.Е.Черток и координатор проекта Ю.М.Батурин собрали замечательную команду из 44 человек, но замечательные специалисты пишут о своем, и не всегда о футурологии. Но зато это всегда интересно. В книге рассмотрены методология столь далекого прогноза, которая должна учитывать геополитику, экономику, право и международные отношения; опыт таких прогнозов, сделанных другими авторами; технология работы с экспертами; экспертные оценки развития отдельных отраслей космонавтики, в том числе -- передачи энергии с Земли в космос и обратно, а также космического туризма; задачи космонавтики -- гражданской и военной; развитие космонавтики РФ, США, Китая, Японии. Важной особенностью этой книги с точки зрения именно футурологии является рационализм, вообще свойственный профессионалам. Конечно, у них тоже есть идеология и пристрастия, но они меньше влияют на ход мысли, нежели у политиков, журналистов, и тем более -- у прикормленных и проплаченных пропагандистов и троллей. Некоторые статьи в книге носят литературно-фантастический характер, что делает чтение разнообразным и веселым; важнее то, что в некоторых статьях серьез и фантазии сочетаются, поэтому читать эту книгу надо настороженно.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 10/07/2016. 15k. Статистика.
  • Очерк: Литкритика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.