Ашкинази Леонид Александрович
Море, небо и книжки

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Размещен: 01/08/2016, изменен: 01/08/2016. 15k. Статистика.
  • Очерк: Литкритика
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзоры научно-популярной литературы, N 6


  •    Море, небо и книжки
      
       Откуда у людей берется тяга к путешествиям и приключениям -- психологи, наверное, знают. Вот если бы они еще могли объяснить, почему у кого-то она возникает, а у кого-то - нет... а еще лучше -- предсказать ее возникновение! Тогда бабушка была бы дедушкой, а психология -- наукой. И можно было бы жизнь простроить с младенчества так, чтобы тяга эта со временем создала движение; а тяга, то есть сила, вместе с движением, то есть с пройденным путем, по известной школьной формуле, -- работу, преобразующую мир и самого человека. А так получается, что у одного тяга есть и он покоряет восьмитысячники и марианские впадины, а у другого есть, но он не покоряет. Потому что здоровье не позволяет, начальник хмурится и любимая не всякое безумие разделяет или хотя бы терпеть готова. И приходится книжному рынку невидимой рукой всемогущего Книгоиздателя сглаживать человеку фрустрацию -- доставляя ему возможность читать о приключениях, то есть адреналин в топку подкидывая. Заметим также, что, по моему скромному опыту, человеку адреналинно читать именно про те приключения, коих он не испытал. Например, если он в Марианский жёлоб нырял, то скорее будет читать про прыжок из стратосферы, а если как раз оттуда и прыгал -- то про жёлоб и его Бездну. Поскольку я не знаю, что из этого вам душещипательно, то рассмотрим научно- и инженерно-популярные книжки и о том, и об этом.
      
       Начнем с воодушевляющей книги - Ричард Брэнсон "Достичь небес. Аэронавты, люди-птицы и космические старты". Это вполне популярное, успешно соединяющее технические сведения и человеческие драмы, изложение истории полетов -- от воздушных шаров до X-15 и Concorde. Некоторые фразы потрясают даже тренированного читателя: "Весь самолет при сверхзвуковом полете будто разбухал от жара, и на летной палубе появлялся зазор между пультом бортинженера и шпангоутом. Уходящие в отставку бортинженеры помещали свои фуражки в этот зазор; там они и лежат до сих пор". Нынче принято на обложках книг помещать бессодержательные взвизги средств массовой информации, но вот что пишут об этой книге: "Если у вас ещё есть мечты -- читайте "Достичь небес". Если хотите, чтобы у ваших детей были мечты - купите детям.
    Читать можно лет с 14. Результат будет! Брэнсон заражает своей любовью к авиации! Как же хочется полетать в его Virgin Galactics! А что за храбрые женщины испытывали новые самолеты! Элен Дютрие, Бесси Коулман, Крошка Бродвик!" Ну и плюс -- добавим мы -- интересные иллюстрации.
      
       Для контраста: Фетисов В.С., Неугодникова Л.М., Адамовский В.В., Красноперов Р.А. "Беспилотная авиация. Терминология, классификация, современное состояние". Аннотация: "Книга носит преимущественно справочно-ознакомительный характер и написана по результатам обзоров и анализа многочисленных литературных и интернет-источников. Она знакомит читателя со сложившимися на сегодняшний день терминологией и классификацией в области беспилотной авиации, с современными тенденциями в производстве беспилотных летательных аппаратов, а также с состоянием рынка беспилотных авиационных систем. Книга может быть полезна для студентов авиационных учебных заведений, а также для всех интересующихся авиацией". К этому надо добавить, что в книге подробно рассмотрена история соответствующих разработок в СССР. Книга великолепно иллюстрирована.
      
       Отдельный, я бы сказал -- метаинженерный интерес представляет анализ определения понятия "беспилотный летательный аппарат". Дело в том, что определения в технике (а иногда и в физике) устроены иначе, нежели в математике, и анализ "устройства" определений, их вариантов и эволюции многое говорит о самой технике и ее истории.
      
       Более широко трактуется понятие "беспилотный летательный аппарат" в книге Павлушенко М.И., Евстафьева Г.М., Макаренко И.К. "Беспилотные летательные аппараты: история, применение, угроза распространения и перспективы развития". Авторы относят к этим аппаратам и ракеты, соответственно, половина книги им и посвящена. Причем и рассмотрение истории их в этой книге, соответственно, шире, чем в предыдущей. В частности, подробно рассмотрены крылатые ракеты -- история и современное состояние. Особенно смачно авторы описывают действия камикадзе, хотя беспилотными эти "аппараты" назвать совсем трудно. Собственно дронам, то есть аппаратам многократного действия, посвящена примерно треть книги, но она весьма насыщена данными; впрочем, иллюстрации отсутствуют.
      
       А вот нечто противоположное и более ИП (инженерно-популярное): Патрик Смит "Говорит командир корабля. Вопросы, ответы и наблюдения опытного пилота". Из предисловия: "Эта книга -- настоящий кладезь информации обо всем, что связано с авиацией: начиная от технического устройства самолета и инфраструктуры аэропорта и заканчивая экономическим, культурным и политическим бэкграундом индустрии.
       Чем отличаются закрылки от предкрылков, а стабилизаторы -- от спойлеров? Сколько стоил билет на самолет из Нью-Йорка до Гавайев в 1970-е годы? По какому принципу нумеруются взлетные полосы в аэропортах? Каких удобств лишились авиапассажиры за последние десятилетия? Что такое "положение дизарм"? Какие самолеты лучше -- Boeing или Airbus? Какие авиакомпании лучшие в мире? Каковы недостатки системы безопасности в аэропортах? Можно ли посадить пассажирский лайнер, не имея профессиональной подготовки? На все эти и многие другие вопросы автор дает обстоятельные и интересные ответы /.../ остроумная научно-популярная книга, энциклопедия всеобщих заблуждений об авиации. Но не только. Это еще и история любви Патрика Смита к полетам, которую он пронес через всю жизнь, с самого детства".
      
       Почему о некоторых книгах я пишу сам, а о некоторых -- цитирую предисловия? Потому что не всем книгам повезло с предисловием! Кажется, что хорошим НП- и ИП-книгам везет с предисловиями чаще, чем плохим. Понятно, почему: если автор накосячил с содержанием, то остается хвалить форму, вызывая смешки читателя. А если и форма неоформленная? И еще одна причина положительной корреляции книги и аннотации: если книга слабая, труднее найти сильного автора для предисловия.
      
       Теперь надо бы обратиться к морю, и логика здесь проста -- по поверхности люди передвигаются, но ни летать, ни плавать в глубинах не могут; может быть, поэтому и книги о небе и море многих увлекают больше, чем о наземных путешествиях и приключениях. Но у морских и тем более подводных нештатных ситуаций есть одна особенность -- они -- по крайней мере в книгах -- чаще кончаются авариями и катастрофами. А может быть, дело всего лишь в том, что морская катастрофа длится дольше, чем воздушная и поэтому проще написать о ней популярный текст.
      
       Начнем, однако с общеобразовательной книги Майкл ДиМеркурио, Майкл Бенсон "Подводные лодки". Четко, ясно, последовательно рассказано об устройстве и функционировании систем современной атомной подводной лодки. Бонус - юмор (в том числе байки об "отце американского атомного флота", адмирале Хаймане Риковере), минус -- плохой перевод и отсутствие редактуры, которая на это бы указала (не все огрехи может исправить редактор). На всякий случай напомню, что, по-хорошему, у книги должно быть три редактора -- научный, технический (технический - это, кстати, ведь не ляпы из жизни техники, это что-то из жизни верстки) и литературный. Так что когда издательство обходится одним -- это экономия за счет качества; а некоторые издательства реалистично делают вид, что не знают разницы между редактором и корректором. Вообще эта книга может быть хорошим примером того, как много технической информации, причем во вполне понятной форме, можно разместить на ограниченной площади. Значительная часть книги посвящена анализу аварийных ситуаций, что подготовит вас к чтению других книг. Об истории в книге тоже рассказано -- немного, но интересно.
      
       Хорошим чтением после этой книги станет труд Здобиной Г.В., Авдиенко И.Н., Чуксина Я.Н. "Современные и перспективные многоцелевые АПЛ ВМС США". Это короткий (50 стр.) высокопрофессиональный обзор, соответственно содержащий много данных и прекрасно иллюстрированный.
      
       Классическая книга о катастрофах с подводными лодками -- Нарусбаев А.А. "Катастрофы в морских глубинах". Эта книга выпущена давно (1982) и повествует, естественно, об отечественных событиях до 1917 года, а позже -- только о зарубежных, зато подробно; видимо, англоязычных источников хватало. Впрочем, как инженерно-популярная книга вполне полезна, поскольку многое "инженерное" не изменилось с тех пор -- изоляция так же горит, уплотнения так же текут, люди делают такие же ошибки. Отечественной ситуации посвящены книги Мазуренко В.Н. "Атомная субмарина К-27. Жидкий металл" и Осипенко Л.Г., Жильцова Л.М., Мормуля Н.Г. "Атомная подводная эпопея. Подвиги, неудачи, катастрофы". При сравнительном анализе -- а он напрашивается -- надо учитывать, что зарубежные источники пишут о самых разных происшествиях, и больших, и малых, а некоторые отечественные, даже пост- (и пред- ?) -советских времен -- преимущественно о больших. Ну, такова традиция -- заметать под ковер. Что, как мы видим, способствует гниению с обрушением перекрытий.
      
       В первой из названных книг излагается история создания атомного подводного флота СССР, причем, что интересно, описание ужасов сталинского живодерства вполне сочетается с восхищением теми временами. Поскольку это сочетание вообще не столь редко для книг, написанных профессионалами, читать надо аккуратно, отделяя факт от факта и главное -- факты от оценок и даже интонаций. От некоторых фактов волосики встают дыбом, вот только один пример: "В то время считалось, что любой крепкий мужчина может без особого ущерба для здоровья выдержать сто предельно допустимых доз облучения. Этому показателю мы и следовали. Увеличение радиоактивности происходило в первую очередь в пятом и шестом отсеках, расположенных рядом с реактором. И чтобы облучались не только энергетики, старшина 1 статьи Талалакин, служивший в отдаленном от реактора торпедном отсеке, предложил разделить радиационную опасность поровну на весь экипаж. Так мы и решили: когда предельно допустимая доза облучения превышалась в энергетических отсеках в сто раз, мы по всей лодке открывали переборки в другие отсеки и перемешивали радиоактивный воздух.
       Таким образом, все члены экипажа -- рулевые, торпедисты, командование и даже корабельный кок -- получали равную дозу с управленцами и турбинистами. И только когда по сто доз получал каждый, мы всплывали и вентилировали отсеки в атмосферу, иногда даже приходилось быстро подавать в отсеки воздух высокого давления /.../ и так до следующего раза".
      
       Книга Черкашина Н.А. "Чрезвычайные происшествия на советском флоте" повествует не только о катастрофах, но и о разного рода рекордных достижениях (скорость, глубина погружения и т. д.). Причем, как пишет автор, "в задачу настоящего издания не входит разбор причин чрезвычайных происшествий. Автору важно было проследить поведение моряков в экстремальных ситуациях". Поэтому к инженерно-популярным книга может быть отнесена с некоторой натяжкой; но и технические детали в ней упоминаются. Автор рассматривает несколько более чем интересных подводных историй, в том числе и связанных с рекордами. Отдельно отметим подробное изложение легендарной истории Николая Саблина и его корабля "Сторожевой". Автор резюмирует: "То, что совершил Саблин, -- ужасно. Но ужаснее всего то, что он должен был это совершить. И посему человек, выступивший против облечённого высшей властью изменника Родины (Л.И.Брежнева -- ЛА), не может быть назван предателем".
      
       Что касается поведения и психологии, то мы имеем весьма интересную книгу Тома Вулфа "Битва за космос". Это попытка рассказать в первую очередь именно о психологии, о той "вещи", которая нужна, чтобы стать летчиком-испытателем и космонавтом. Впрочем, о технике в ней тоже рассказано немало.
      
       Примечание. Советская традиция -- при переводе зарубежной литературы выкидывать не нужные советскому человеку куски, приделывать предисловия объемом в четверть книги, объясняющие читателю заблуждения автора, а также уснащать книгу примечаниями - с той же целью. Например, из книги Бенджамина Спока выкинули сексуальные проблемы и вандализм, а из книги Марка Ферро "Как рассказывают историю детям в разных странах мира" - главу об СССР. Практиковалась также замена названий, например, "Еврейка из Толедо" Лиона Фейхтвангера превратилась в "Испанскую балладу", а "Живи с молнией" Митчелла Уилсона -- стала называться (вы сидите?) "Жизнь во мгле". А книга Тома Вулфа, изданная в 2000 году под правильным названием "Нужная вещь", в 2006 году стала называться "Битва за космос". Мотивы для хамства сменились, но хамство осталось. Не это ли -- суть нашей эволюции?
      
       И наконец -- Сидорченко В.Ф. "Морские катастрофы". По категории "инженерных" книга проходит с трудом, и тем не менее она очень интересна. В книге рассмотрены все виды сигналов о катастрофе (от радио и флажков до бутылок, брошенных в море, и голубиной почты) или об обстоятельствах, которые могут привести к ней (например, о плавающих минах). Уделено внимание правовым аспектам ситуации. Проанализированы типичные нарушения технических и правовых норм, а также закономерности воздействия стихии на морские суда. Исследованы и случаи намеренного потопления судов экипажем, а также пиратами, мошенниками и так далее. Рассмотрение проводится на основе широкого привлечения примеров кораблекрушений из морской практики многих стран.
       Поскольку объектами кораблекрушения могут быть не только морские, но и воздушные суда, летающие над морем или перемещающиеся по поверхности воды при взлете, посадке и в других случаях, рассмотрены и такие ситуации, да и вообще примеры аварий воздушных судов над морем.
      
       И в заключение назовем историко-инженерные книги Шигина В.В. "Трагедии советского подплава" и "Кораблекрушения Черноморского флота", а также Бойко В.Н. "Подводные лодки Первой мировой войны", посвященные событиям и технике первой половины прошлого века. Все, названные в этой заметке книги, вы легко найдете на просторах Интернета. Читать вам, товарищи, не перечитать... читать, да перечитывать.
      
       Примечание: читателю НП-литературы может оказаться интересной статья Ваганова А.Г. Рождение термина "научно-популярная литература" в России последней трети XIX - первой четверти XX в.
       http://vietmag.org/?page_id=1877&lang=ru
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 01/08/2016. 15k. Статистика.
  • Очерк: Литкритика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.