Ашкинази Леонид Александрович
Музеи-усадьбы: книги и Интернет

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Размещен: 24/09/2017, изменен: 24/09/2017. 26k. Статистика.
  • Очерк: Литкритика
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзоры научно-популярной литературы, N 20


  •    Музеи-усадьбы: книги и Интернет
      
       Что можно узнать о музеях и об усадьбах? А это -- смотря где. Например, в Интернете много информации и о музеях, и об усадьбах. Одна серия из ста книг "Великие музеи мира" чего стоит! Но если мы пересечем области и спросим "музей-усадьба" или "усадьба-музей", нам вывалится, примерно 470 и 50 тысяч ссылок, но независимых окажется не слишком много -- 300 и 250; за полдня можно проверить все. Есть и списки музеев-усадеб, но тут надо уже быть осторожным, потому что разные авторы трактуют термин по-разному. Можно понимать его узко -- как серьезный музей, располагающийся в усадьбе и связанный именно с ней через людей, которые в ней жили, и время, в которое они жили. А можно и экстремально широко -- поскольку сама усадьба (или то, что от нее осталось) может быть музейным объектом. В первом случае список, например, для Москвы не дотянет и до десятка, во втором - перевалит за полсотни.
      
       Серьезные книги по усадьбам есть, по крайней мере три из них имеются в Интернете. Это книги Н.В.Мурашовой и Л.П.Мыслиной "Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии (Всеволожский район)" (319 стр., 2011) и "Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии (Ломоносовский район)" (197 стр., 1999), но собственно музейный аспект в них не затронут. Тем не менее, предисловие ко второй из них стоит процитировать -- в нем сжато и полно сформулирована задача усадьбоведа.
      
       "Усадебная тема -- одна из самых многосложных. Она связана с историей, религией, эстетикой, философией, географией, топографией, ботаникой, дендрологией, гидротехникой, литературой, иконологией, музыкой, живописью, скульптурой, архитектурой, паркостроением, садоводством, генеалогией. Их неразрывность обуславливалась многофункциональным назначением усадеб, укладом жизни владельцев, стилевыми особенностями эпох, природными условиями. Д.С.Лихачев считает важными "все обстоятельства, сопутствовавшие их созданию, все отразившиеся в них веяния времени, все исторические реминисценции, всю историю создания". История владельцев -- это живая история России. От их родовых корней, социального положения, благосостояния, семейных традиций, уровня культуры и связей в создании усадеб зависело все. Среди них были представители императорской фамилии и вельможи, родовитые, но обедневшие, и новые дворяне, ученые и декабристы, но больше всего людей служилых -- военных и чиновников. И потому в столичной губернии были и дворцово--парковые ансамбли, предназначенные для приемов и празднеств, и сельские барские усадьбы с набором всего необходимого для длительного пребывания в деревне, и утилитарные рентабельные хозяйства, приносившие немалый доход". Правда, широкий охват? Однако он не является максимально возможным.
      
       Вот книга А.Ю.Послыхалина "История усадьбы Гребнево". В ней уделено внимание, так сказать мета-усадьбоведению -- перечислены краеведы, исследователи и их опубликованные и неопубликованные (расходившиеся в списках -- был и такой самиздат!) работы. Цитируем предисловие: "Возникновение усадьбы неразрывно связано с многовековой историей Гребневского поселения и близлежащих населённых пунктов, а в судьбах бывших владельцев имения отражена история России. В краеведческих работах последнего времени за подробными биографиями владельцев нередко теряются такие важные вопросы как количество и занятость местного населения? а за общеисторическим контекстом подчас нелегко разглядеть изменения административной подчинённости конкретного населённого пункта, имеющие прямое отношение к его истории. Поэтому особое внимание в работе уделено истории административно-территориального деления местности, социальному и демографическому аспектам, а также истории многочисленных текстильных фабрик края -- его былой отличительной особенности.
      
       Многочисленные примеры народных преданий о "цельнотканой рубашечке", подземных ходах в усадьбе, ночных собраниях масонов и их тайных ритуалах на Большом острове, создании "Барских прудов" руками пленных участников пугачёвского восстания и "злодеях" Пантелеевых, уничтоживших усадьбу своим купоросным заводом, в последнее время активно тиражируются средствами массовой информации. Между тем, сохранившиеся документы ушедших эпох демонстрируют нам куда более захватывающие картины прошлого".
      
       Вот еще две книги, но их, кажется, в Интернете нет. Это альбом "Музеи. Усадьбы. Жемчужины Подмосковья" (первое издание -- 2007, второе -- 2011). Содержание: Большие Вяземы, Захарово, Даровое, Лопасня-Зачатьевское, Мелихово, Мураново, Шахматово, Тараканово; цветные иллюстрации почти на каждой странице. Вторая -- книга А.И.Фролова "Усадьбы Подмосковья" (704 стр., 2003). Каталог содержит сведения более чем о 3500 усадьбах, показывает все былое усадебное богатство Подмосковья. Приводится информация о владельцах и знаменитых гостях, сохранившихся и утраченных памятниках архитектуры, коллекциях и архивах.
      
       Особый (с учетом нашего отношения к чтению) интерес представляет книга В.И.Новикова "Русская литературная усадьба" (есть в Интернете). В ней рассмотрено влияние феномена "дворянской усадьбы" на российскую литературу. Пушкин и Михайловское, Грибоедов и Хмелита, Лермонтов и Тарханы, Лев Толстой и Ясная Поляна, Тургенев и Спасское-Лутовиново, Тютчев и Овстуг, Чехов и Мелихово, Блок и Шахматово, Северянин и Суда, Набоков и Рождествено. Некоторые усадьбы известны благодаря своим гостям: в Остафьеве жил Карамзин, в Знаменском-Губайлове собирались поэты "серебряного века", Слепнево известно посещениями Гумилева и Ахматовой. Эта книга -- путеводитель, охватывающий двадцать шесть усадеб, без которых литература выглядела бы, наверное, иначе. Обосновывая тему книги, автор пишет: "литература -- от Державина до Бунина -- тесно связана с жизнью дворянской усадьбы. Великие писатели -- А.С.Пушкин в Захарове, М.Ю.Лермонтов в Тарханах, Л.H.Толстой в Ясной Поляне, А.А.Блок в Шахматове -- созревали как личности в условиях усадебного быта и впоследствии всю жизнь были связаны с этим бытом. В "деревне" жили прототипы их героев. Культурное значение литературной усадьбы обусловлено тем, что каждый писатель -- и великий и малый -- творит свой собственный мир, материалом для которого служит его индивидуальный человеческий опыт. Вещественная атмосфера, в которой он жил, также становится литературным документом и соответственно принадлежностью национальной культуры. Дом писателя, предметы обихода, окружающий пейзаж -- все это необходимые компоненты его "художественной вселенной". Материальные памятники -- связующее звено между писателем и современным читателем. Часто благодаря знакомству с ними становится понятным".
      
       Есть в Интернете и книга Е.В.Первушиной "Усадьбы и дачи петербургской интеллигенции XVIII-XX века. Владельцы. Обители. Гости". (368 стр., 2012).
       Книга посвящена загородным усадьбам и дачам, принадлежавшим петербургским интеллигентам XVIII, XIX и XX веков. Именно здесь поэты, художники, ученые и государственные деятели могли без помех общаться между собой и работать, именно здесь складывался облик русской культуры. Многие усадьбы и дачи, описанные в книге, сохранились до наших дней, во многих из них организованы музеи. Особо отметим небольшую по объему, но весьма интересную по содержанию главу первую, в которой автор дает свой ответ на вопрос, что такое интеллигенция.
      
       Теперь обратимся именно к усадьбам-музеям. Короткие путеводители по отдельным таким музеям, изданные в разные годы, сейчас малодоступны. Например, в 1931 году была издана 66-страничная брошюра "Музей-усадьба Останкино. Дворец-театр. Краткий путеводитель", в 1955 году -- 96-страничная "Музей-усадьба Л.Н.Толстого в Москве", а в 1958 году -- 6-страничная ""Мелихово. Музей-усадьба А.П.Чехова". Потом -- молчание, лишь в 1968 году появилась книга Л.И.Булавиной, В.Л.Рапопорта, Н.Т.Унанянц "Архангельское. Краткий путеводитель", в 1976 году 162-страничная книга А.И.Опульского "Дом в Хамовниках: Музей-усадьба Л.Н. Толстого в Москве" и 24-страничное издание 2002 года -- Е.В.Кириллина "Музей-усадьба И.Е.Репина -- Пенаты: Путеводитель". Кое-что из этого можно добыть у букинистов, на сайте www.alib.ru , что-то, наверное, есть в библиотеках.
      
       "Музейность" усадеб серьезно рассмотрена в книгах серии "Подмосковные музеи", изданных в 1925 году. На этом букинистическом сайте почти все они имеются (в строке поиска вводить "подмосковные музеи"). Например, это выпуск 2 -- "Архангельское. Никольское-Урюпино. Покровское-Стрешнево", выпуск 3 -- А.Н.Греч, Г.И.Чулков, Н.И.Тютчев, М.С.Урениус "Остафьево. Мураново. Абрамцево", выпуск 4 -- Ю.П.Анисимов, А.Н.Греч "Ольгово. Дубровицы". В 1927 году вышло 8 выпусков "Сборники Общества изучения русской усадьбы" (их тоже предлагают на этом сайте). Как сдержанно пишут в Интернете, "в конце 20-х годов деятельность Общества заметно угасла в связи с изменением общественно-политической обстановки в стране и прекратилась в 1930 году". Во время Перестройки деятельность Общества и, в частности, издание сборников были возобновлены, некоторые из этих изданий можно найти на букинистических сайтах или на сайте Общества http://oiru.archeologia.ru/biblio.htm
      
       И наконец, две книги по теме усадьбы-музеи -- Ю.Г.Иванов "Русские усадьбы-музеи". (368 стр., 2010), в которой предпринята попытка описать те усадьбы, которые уже в наше время превратились в музеи - все они связаны с жизнью и деятельностью великих людей и ныне носят мемориальный характер, и "Знаменитые музеи-усадьбы России" / Сост. И.С.Ненарокомова (383 стр., 2010). Михайловское, Ясная Поляна, Поленово, Пенаты и многие другие -- эти места интересны всем, кому вообще интересна история России. В их стенах создавались культурные шедевры, их пейзажи запечатлены на полотнах, в поэмах и романах.
      
       Поскольку книг по нашей сегодняшней теме немного, и добыть без хлопот и трат можно лишь часть из них, обратимся к Интернету уже не за книгами, а прямо за информацией. При этом мы сразу обнаруживаем, что есть такое понятие, как "виртуальный музей", причем под этим подразумевают две совершенно разные вещи. Во-первых, это музеи, существующие только в Интернете, например, "Виртуальный музей ГУЛАГа" или "Виртуальный компьютерный музей". Во-вторых, это обычные, существующие в реальном мире, но называющие себя виртуальными, потому что они уделяют серьезное внимание представлению информации о своей экспозиции в Интернете. Употребление слова "виртуальный" в данном случае сомнительно, но не это главное. На момент написания этого обзора таких музеев в РФ имелось 187, причем 12 из них сообщают, что они располагаются в усадьбах -- вот они-то нас и интересуют. Виртуальность же их состоит в выкладывании не только фотографий интерьеров, но часто и фотографий отдельных предметов, панорам и видео. В любом случае все это надо тщательно рассмотреть на сайте музея, прежде чем идти или, тем более, ехать. Вот список этих музеев вместе с краткими данными об их сегодняшнем состоянии; ссылки на их собственные сайты мы не приводим -- чем их набирать по отдельности, проще попасть с общего сайта www.culture.ru/museums/virtual/ (все, приведенные ниже сведения -- оттуда)
      
       Музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново"
      
       Спасское-Лутовиново -- усадьба матери И.С.Тургенева, ныне государственный мемориальный и природный музей-заповедник в Мценском районе Орловской области. Село Спасское было в конце XVI века пожаловано Ивану Лутовинову, который построил усадьбу: её центром стал двухэтажный деревянный, обложенный кирпичом дом (с библиотекой, театром и хорами для музыкантов), перед ним были разбиты цветники. Рядом находились каменная галерея, кухня, баня, скотный двор, птичий двор, кузница, столярный флигель, мельница, конюшня, каретный сарай, сбруйная, погреб, больница, флигель для полиции, лаборатория. Пережив почти пятивековую историю, усадьба стала Государственным мемориальным и природным музеем-заповедником, памятником культуры, единственным в России мемориальным музеем писателя. Это исторически сложившийся комплекс усадебных строений, включающий в себя, кроме перечисленного, храм Спаса Преображения, фамильный склеп Лутовиновых и богадельню, построенную на средства И.С. и Н.С.Тургеневых в 1872 году. Непосредственно к главному усадебному дому примыкает "флигель изгнанника", в котором И.С. Тургенев жил во время ссылки в Спасское в 1852-1853 годах.

    Музей-усадьба Л.Н.Толстого "Ясная Поляна"
      
       Ясная Поляна -- родовое имение Льва Николаевича Толстого, здесь он родился, прожил большую часть жизни и был похоронен. Это его любимый дом, гнездо его семьи и рода, именно здесь можно по-настоящему окунуться в мир Толстого и его произведений. С середины XVIII века усадьба принадлежала предкам писателя по материнской линии князьям Волконским. На протяжении XVIII и XIX столетий здесь создавался уникальный усадебный ландшафт -- парки, сады, живописные аллеи, пруды, богатая оранжерея, Архитектурный ансамбль включает большой барский дом и два флигеля. Все предметы интерьера и произведения искусства являются подлинными и сохраняют атмосферу жизни Льва Николаевича и его близких; коллекция музея насчитывает более пятидесяти тысяч экспонатов. На данный момент Ясная Поляна -- это крупный музейный комплекс, признанный культурный центр мирового значения. Помимо толстовского музея, в него входит целая сеть филиалов. Но центром по-прежнему остается усадьба, она сохраняет не только свой подлинный облик, но и дух толстовской эпохи.
      
       Государственный музей-заповедник С. А. Есенина
      
       Есенины поселились в Константиново в 1871 году. Дед поэта купил землю и построил дом, в котором 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1895 года и родился Есенин. Старый дом в 1922 году уничтожил пожар, спустя два года отстроились заново -- этот дом и дошел до наших дней. Неподалеку -- амбар, в котором Есенин любил писать стихи; первые строчки были написаны в восемь лет. Избушка "застыла" в 20-х годах ХХ века, когда в Константиново так любил приезжать поэт. Серп, коромысло, ступа, ухват, самовар, простой крестьянский быт. И чисто есенинское: сразу за дверью -- знаменитый "ветхий шушун" матери Татьяны Федоровны. В горнице часы, подаренные отцу Александру Никитичу купцом Крыловым за долгую и безупречную службу. В марте 1984 года музейный комплекс в селе Константиново, в состав которого вошли крестьянская усадьба Есениных, поместье Л.И.Кашиной с усадебным домом и парком, храм Казанской иконы Божией Матери и здание бывшей второклассной учительской школы в городе Спас-Клепики, становится Государственным музеем-заповедником С.А.Есенина.
      
       Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы"
      
       В состав музея-заповедника входят: арсеньевская усадьба с комплексом мемориальных памятников начала XIX века (барским домом, усадебной церковью Марии Египетской, людской, домом ключника, заповедным парком, тремя садами, прудами, дубовой рощей), фамильный некрополь Арсеньевых-Лермонтовых и усадьба Апалиха близ Тархан, где М.Ю.Лермонтов часто бывал в семье двоюродной тетки М.А.Шан-Гирей. Тарханы -- богатейшее хранилище оригинальных и редких предметов помещичье-усадебного быта XVIII-XIX веков: мебели, посуды, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, замечательной коллекции книг русских и зарубежных авторов, составлявших круг интересов М.Ю.Лермонтова. Одновременно Тарханы -- образец усадебного садово-паркового искусства. Их природные богатства уникальны -- это парки с аллеями, террасированными склонами, каскадами живописных прудов, фруктовыми садами.

    Музей-заповедник А.Н. Островского "Щелыково"
      
       Усадьба была приобретена А.Н.Островским в 1867 году. Музей-заповедник объединяет мемориальный парк, Никольскую церковь в Бережках, семейный некрополь Островских, Литературно-театральный музей и дом-музей А.Н. Островского ("Старый дом"). В экспозиции дома-музея собраны личные вещи драматурга и членов его семьи, предметы подлинной обстановки дома, рукописи драматурга и богатая библиотека. Это деревянный усадебный дом постройки конца XVIII-XIX веков, в нем жил А.Н.Островский, приезжая в усадьбу на лето. На первом этаже мемориальная экспозиция, значительную часть которой составляют личные вещи А.Н. Островского. В состав музея-заповедника входит "Голубой дом" -- дом дочери драматурга Марии Александровны Островской-Шателен, построенный в 1903 году по её собственному проекту. После революции в доме долгие годы жили известные деятели русской культуры, сейчас здесь находится культурно-образовательный центр, составными частями которого являются Детский музейный центр, научная и публичная библиотеки, читальный и лекционный залы, литературно-музыкальная гостиная.
      
       Московский музей-усадьба "Останкино"
      
       Бывшая подмосковная усадьба-резиденция графов Шереметевых тесно связана с историей русского и европейского театрального искусства. Сохранилось здание дворца-театра со сценой, зрительным залом и театральной машинерией. Останкинская усадьба была загородной резиденцией графов Шереметевых, в 1792 году был выстроен театр, который был крупнейшим для своего времени крепостным театром -- собственно театр, боковые павильоны и жилые помещения. В 1918 году Останкино было национализировано и стало государственным музеем. В архитектурный ансамбль усадьбы входят храм Троицы Живоначальной, Парадный двор, дворец и парк "Увеселительный сад". В фондах музея хранятся произведения русского, западноевропейского и восточного искусства. Важной частью экспозиции являются сохранившиеся интерьеры дворца.
       Музей-усадьба Льва Толстого в Хамовниках
      
       Филиал Государственного музея Л.Н.Толстого. Комплекс музея -- главный дом, флигель и служебные помещения. Сегодня это здание, построенное в самом начале ХIХ века, на фоне каменных строений центра Москвы кажется анахронизмом, во времена Толстого оно выглядело не менее странно. Деревянное, не в лучшем состоянии, без водопровода и канализации, без электричества, оно больше напоминало деревенский дом, чем городскую резиденцию. Толстого привлек сад размером в гектар, запущенный и тихий, это было редкостью. Дом расширили, приусадебные постройки и сад привели в порядок. Зиму 1882-83 годов Толстые уже провели здесь. Лев Николаевич постарался учесть каждую мелочь, чтобы все члены семьи чувствовали себя комфортно, и, судя по воспоминаниям детей писателя, у него это получилось. Тем не менее, обстановка не очень соответствовала представлениям о роскошном быте русских дворян. В музее можно увидеть сапожный верстак, за которым писатель сам делал обувь, и велосипед, на который Толстой впервые сел в 67 лет.
      
    Государственный музей-усадьба "Архангельское"
      
       Дворцово-парковый ансамбль конца XVIII века, в разное время усадьба принадлежала представителям дворянских родов, Одоевским и Голицыным. Период подлинного расцвета Архангельского наступает после 1810 года, когда усадьба была приобретена князем Юсуповым. Усадьбу посещали российские императоры, знатные дворяне, политические деятели, известные поэты и публицисты. В музее "Архангельское" хранится богатая коллекция западноевропейской живописи XVII-XIX веков (Франция, Италия, Голландия), а также коллекция мебели XVIII-XIX веков; предметы декоративно-прикладного искусства и обширная библиотека. Дворцово-парковый ансамбль эпохи классицизма и богатейшие художественные коллекции снискали усадьбе Архангельское славу "подмосковного Версаля". Строительство и украшение усадьбы связано с именами архитекторов Герна, Тромбара, Петонди, Гонзаго, Бове, Клейна. В собрании декоративно-прикладного искусства -- художественная бронза, часы, мебель, изделия юсуповского фарфорового завода в Архангельском (1820-30-е годы) и основных европейских мануфактур XVIII-XIX веков. К юсуповскому собранию восходит коллекция скульптуры (VII век до н. э. -- начало ХХ века). Фонд редких книг -- самая обширная из всех усадебных библиотек, содержит более 16 000 томов русских и западноевропейских изданий XVI-ХIХ веков.

    Государственный музей-усадьба "Остафьево" -- "Русский Парнас"
      
       На территории новой Москвы находится уникальный памятник дворянской культуры -- усадьба Остафьево. С XVIII века она принадлежала древнему роду князей Вяземских. Это дворец, Храм Святой Троицы и старинный парк с прудом. Гостями Остафьево были: Н.Гоголь, Д.Давыдов, А.Тургенев, В.Жуковский, К.Батюшков, А.С.Пушкин. Здесь 12 лет жил и писал "Историю Государства Российского" Н.М.Карамзин. Именно здесь, в Остафьеве, последний владелец усадьбы граф С.Д.Шереметев в 1899 году открыл один из первых общедоступных музеев к столетию со дня рождения великого русского поэта, установил в парке памятники Н.М.Карамзину, А.С.Пушкину, В.А.Жуковскому, П.А и П.П.Вяземским.

    Музей-усадьба Г.Р.Державина
      
       Музей-усадьба Г.Р.Державина -- городская усадьба XVIII века, состоит из комплекса зданий. Центр усадьбы -- дом на набережной Фонтанки, 118, где Г.Р.Державин, старший современник и предшественник Пушкина, прожил почти четверть века, до своей кончины в 1816 году. В 1846 году дом поэта был куплен Римско-католической духовной коллегией и подвергся значительным перестройкам. В 1924 году особняк Державина стал обычным жилым домом с десятками коммунальных квартир. В настоящее время экспозиция музея, посвященного жизни и творчеству Державина в соотнесении с русской словесностью XVIII века, разместилась в шестнадцати интерьерных залах. С начала 1790-х годов и вплоть до смерти Державина дом был одним из культурных центров Петербурга, средоточием духовной жизни столицы. Здесь собиралась художественно-литературная и политическая элита страны, бывали А.А.Безбородко, А.С.Строганов, Д.И.Фонвизин, А.Н.Оленин, Н.М.Карамзин, И.А.Крылов, В.А.Жуковский, Д.Г.Левицкий и другие. Ныне в залах музея-усадьбы представлены рукописи, иллюстрации, книги XVIII века, журналы, мебель, предметы декоративно-прикладного искусства, живопись, графика конца XVIII - начала XIX веков, а также портреты современников поэта.


    Музей-усадьба А. В. Суворова
      
       Усадьба Александра Васильевича Суворова в селе Кончанском -- единственное из сохранившихся суворовских владений. Известность усадьба получила после того, как стала местом ссылки опального полководца в 1797-99 годах. А.В.Суворов был отставлен от службы императором Павлом I и сослан в глухое имение Кончанское за то, что выступал против опруссачивания русской армии. Отсюда полководец отправился в знаменитый Итало-Швейцарский поход. Открытие Дома-музея А. В. Суворова состоялось в 1942 году, в 1965 году был реконструирован летний дом полководца, в 1975 году открылась для посетителей экспозиция картины-диорамы "Альпийский поход А.В.Суворова". В 2000-е постепенно был восстановлен комплекс хозяйственных построек: кухонный флигель, каретный сарай, баня, амбар, погреб. В кухонном флигеле размещена экспозиция, рассказывающая о традиционном крестьянском быте конца XVIII - начала XIX века. Сейчас музей - это историко-архитектурный усадебный ансамбль XVIII века, расположенный на территории парка площадью 4,5 га. Усадьба рассказывает о бытовой жизни полководца, его хозяйственной деятельности и взаимоотношениях с крестьянами, дает представление об укладе помещичьей жизни. Среди экспонатов - подлинные вещи из усадьбы, мебель суворовской эпохи, копии вещей полководца. Портреты, скульптуры, гравюры, документы освещают историю кончанской ссылки А.В.Суворова.
      
       Музей-усадьба "Демидовская дача"
      
       "Демидовская дача" -- самый молодой из этих музеев, он был открыт в 2013 году. Его здание -- единственный для Нижнего Тагила образец частного загородного имения первой половины XIX века. Здание изначально построено в стиле классицизма с элементами неоготики и дополнено после реконструкции в последней трети XIX века элементами неорусского стиля. Район, где находится эта постройка, на карте 1843 года обозначен как Матильдино предместье. Такое название району было дано в честь супруги А.Н.Демидова -- принцессы Матильды де Монфор, племянницы императора Наполеона Бонапарта. Дача была построена после 1837 года, но не позднее середины 1840-х годов. При строительстве был использован рельеф местности: со стороны дороги дача -- одноэтажная, а с трех других -- имеет два этажа. Строительство усадьбы связано с именем выдающегося русского инженера, изобретателя, организатора и реформатора производства Фотия Ильича Швецова (1805-1855), который строил ее для себя. Под его руководством строились медеплавильные цеха, внедрялись паровые машины, новые технологии изготовления железа и стали, впервые в России применена идея использования тепловой энергии и построена рельсовая дорога с паровой тягой. Вторым владельцем дачи стал Павел Павлович Демидов (1839-1885). Эти факты легли в основу экспозиции нового музея-усадьбы. На первом этаже "Демидовской дачи" посетители могут познакомиться с интерьером кабинета горного инженера середины XIX века. Рядом в небольшом зале размещена экспозиция по истории застройки "Демидовской дачи". На втором этаже здания -- большой зал презентаций, так называемый "Демидовский зал". Его экспозиция будет представлять горнозаводчиков Демидовых, внесших огромный вклад в развитие промышленности и культуры Урала и России.
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 24/09/2017. 26k. Статистика.
  • Очерк: Литкритика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.