Ашкинази Леонид Александрович
То, что касается всех: экономика

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Размещен: 05/10/2018, изменен: 16/12/2018. 18k. Статистика.
  • Очерк: Литкритика
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзоры научно-популярной литературы, N 29


  •   

    То, что касается всех: экономика

      

    - Ну, а как насчет хеджирования портфеля ге-ка-о с помощью фьючерсов? /.../

    - Увы. Могу гарантировать только личное участие во вторичных торгах
    ге-ка-о о-эф-зе из дилингового зала.

    С.Витицкий "Бессильные мира сего"

      
       На самом деле, все касается всех. Разве что кроме "дольней лозы... трепетания" -- впрочем, тут начинаются гнилые базары про "эффект бабочки", то есть трепетание ее крылов, влекущее "Катрину" -- хаос, синергия и далее со всеми остановками. Кстати, вы знаете, что у алжирского дея под носом шишка? А главный покемон живет в кабинете главного же психиатра-нарколога Минздрава Е.А.Брюна? Я вообще с ним знаком... нет, нет, не с деем и не с покемоном, с Евгением Алексеевичем. Нет, нет, я у него когда-то брал интервью...
      
       Разница между физикой, математикой и алжирским деем с одной стороны, и экономикой, медициной и политикой с другой в том, что большинство из нас, ничего не понимая в первых трех, и не пытается что-то изрекать. А насчет экономики и т. д. -- изрекаем. Правда, именно эти три области нам интересны, именно о них многие готовы читать. Почему? То ли потому, что эти области касаются нас более непосредственно? То ли потому, что они разговаривают -- хоть частично -- по-русски? А учили бы, как встарь, медиков латыни -- и не рассказывало бы российское телевидение, как полезно пить мочу и не заряжало бы фотографии. Итак, экономика. Вы думали, это о деньгах? Я тоже так думал, пока не напоролся на вот это.
      
       Зигмунт Бауман. "Глобализация. Последствия для человека и общества".
       Отличие многих экономистов от представителей естественных наук в том, что они знают, что хорошо и что плохо, и вообще уверены, что эти понятия применимы. Это деформирует им мозги, навязывает контрпродуктивный подход -- вместо того, чтобы описать явление, построить модель и верифицировать ее, они пытаются оценить какой-то кусочек. Не разобравшись в архитектуре здания, коммуникациях и работе лифтов, решить, хорошо это или плохо, что дверь на входе покрашена зеленым? Более того, их дальнейшие действия (незаметно для них самих) определяются этими оценками. Если зеленая дверь - это хорошо, будем изучать лифты, потому что они тоже зеленые.
      
       В книге почти нет цифр, а где есть -- попадаются и ошибки. И автор "ошибается", когда пишет, что он только ставит вопросы. Он пытается вкрутить читателю в голову тезис: глобализация -- это плохо. Нет бы борцам с глобализацией выйти на сцену и мееедленно снять с себя все, сделанное не в их родной стране. Кстати, апологеты импортозамещения могли бы сделать то же, причем снять импорт не только с себя, но и -- что людей заинтересует больше -- со стен своих хором.
      
       Любое событие, любая тенденция, вообще любое, что есть в обществе, кому-то нравится, кому-то нет. А дальше все просто: при наличии большого количества информации можно отобрать то, что работает на любую позицию. Можно даже не врать, не выдавать фотографии, сделанные в одном регионе, за снятые в совсем другом месте, и не нужен фотошоп. Более того, не нужен даже циничный и продуманный отбор, потому что "такова позиция издания" или потому что "просто бизнес, ничего личного". Можно даже быть почти честным человеком, потому что отбор начинается "сам собой", когда автор твердо знает, что глобализация -- это плохо, что мультикультурализм -- это хорошо, что трудящиеся в странах капитала стонут под игом, что весь мир насилья мы разрушим и так далее, сами в курсе.
      
       Тем более, если правильно уловлено, к чему открываются сердца людей, за что можно получить грант, на какую лекцию в каком очередном университете в очередной стране будут ломиться очередные молоденькие с горящими глазами. Разница, впрочем, в том, что в цивилизованной стране они немножко повзрослеют и станут немного взрослее, а в нецивилизованной этого может и не произойти.
      
       А.Б.Долгин. "Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка".
       Лейтмотив автор формулирует так: "Голодного человека экономисты моделируют недурно, по крайней мере европейца, и голодного не чересчур, не доведенного до крайности. А вот хомо сапиенс, достигший высокого уровня материального благоденствия, просчитан ими гораздо хуже". Книга посвящена новым явлениям в обществе, которые влияют на экономическое поведение. Это, например, легкость обмена информацией между людьми, рост неутилитарного потребления, рост сложности многих товаров, краудсорсинг, экономика дара, постфактумная оплата... Все это было всегда, но роль этого в экономике была в большинстве случаев невелика, а вот теперь, так сказать "на наших глазах"... или, по крайней мере, на глазах наших умных детей... Короче -- читать интересно. Тем более, что автор не навязывает мнения, а рассказывает про явления. Кое-где он, конечно, высказывает рекомендации всемирной экономике, но делает это и редко, и тактично. Упоминаемые в книге конкретные сведения могут быть ошибочны, автор не все проверял -- про окраску "Форда Т" написано некорректно, про ИЧР (индекс человеческого развития) и про QWERTY -- тоже. Во второй части книги автор пытается (как хорошо, что он отделил эту часть от первой) предложить что-то свое. Тут, конечно, многое неубедительно - даже смайлики не спасают, но читать все равно интересно.
      
       С.М.Гуриев. "Мифы экономики: Заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики".
       Автор ясно, четко и последовательно анализирует многочисленные мифы. Назовем некоторые... приятно видеть мифы на столе квалифицированного прозектора.
      
       Чтобы предупредить безработицу, надо поддерживать профсоюзы и субсидировать предприятия.
       Общественные блага может предоставлять только государство.
       Все инфраструктурные отрасли -- это естественные монополии.
       Коррупцию победить невозможно.
       Российские олигархи уникальны. Если бы не они, у нас возникла бы конкурентная рыночная экономика, поэтому необходимо экспроприировать их активы.
       Политика и экономика независимы друг от друга -- можно построить конкурентоспособную экономику и без демократических свобод.
       Приписки позволяют обмануть внешних инвесторов, но не угрожают компании. Точно так же можно построить эффективную экономику без независимых источников информации о работе бюрократии.
       Можно создать эффективный "рыночный социализм" -- экономику с государственной собственностью и конкурентными рынками.
       Антиглобалисты защищают интересы бедных во всем мире.
       В ВТО вступать не стоит, ведь эта организация помогает богатым странам эксплуатировать бедные.
       И весь этот перечень -- лишь четверть того, что выпотрошено в книге.
      
       Джим Коллинз. "От хорошего к великому".
       Одна из множества книг, посвященных тому, как сделать американскую компанию успешной. Собственно, этой фразой сказано все... но чтобы не выглядеть слишком афористичным, я разжую. Автор и команда под его руководством проделали огромную работу по изучению историй компаний и корреляции между их успешностью и самыми разными параметрами. Некоторые найденные ими корреляции, похоже, действительно являются функциями. Но даже если мы согласимся, что перед нами функция, то кто ее аргумент? Если это картинка в учебнике -- тот, кто на горизонтальной линии со стрелочкой, а если в жизни? Далее - на основании чего мы решили, что корреляция существенна? Кроме того, могли работать и вообще не принятые во внимание вещи, а еще есть случайности... в подобных исследованиях, сколько бы там ни имелось цифр, важны еще интуиция и опыт исследователя. Это не делает результаты менее важными, но об этом нужно помнить.
      
       Существеннее, однако, то, что связи, работающие на одной стороне океана, не обязаны работать на другой -- культуры ведения бизнеса различаются. А еще дальше к востоку? Так что эта книга -- не сборник рецептов. Но зато она -- учебник страноведения; как, впрочем, и многие другие книги по экономике. Хотя некоторые наблюдения автора может быть, кому-нибудь, когда-нибудь и потребуются.
      
       Книга Стивена Ландсбурга "Экономист на диване. Экономическая наука и повседневная жизнь" в полном соответствии с названием состоит из рассуждений экономиста, "сидящего в кресле", то есть рассуждающего свободно и неформально, о повседневном поведении людей, причем поведении не только экономическом. Этот автор действительно задает вопросы и показывает нам кусочки рассуждений. При этом во многих случаях начало рассуждения содержит ложные хода, далее разоблачаемые автором. Этот метод "втягивания" читателя в проблему в рафинированном виде применен в знаменитой книге П.В.Маковецкого "Зри в корень" -- задачнике по физике. В отличие от физики, рассуждения экономиста часто упираются в необходимость получения экспериментальных данных о поведении людей (ау, психологи и социологи).
       А в некоторых случаях автор честно пишет, что не знает решения! У экономистов так писать не принято. Так могут писать физики... Как и Сергей Гуриев, автор рассматривает некоторые мифы и разбирает аргументы "за" и "против". Особенно интересен его анализ позиции так называемых "защитников природы", с религиозным рвением и небезуспешно навязывающим людям свои взгляды.
      
       Мотивам людей, влияющим на их экономическое поведение, посвящена и книга Стивена Левита и Стивена Дабнера "Фрикономика". Они рассматривают меньшее количество ситуаций, но зато более подробно; в частности, уделяют относительно большее внимание ситуациям, связанным с обманом. В целом книга неплохо дополняет предыдущую. Более подробное рассмотрение ряда ситуаций делает ее полезной при изучении социологии -- авторы демонстрируют правильный и эффективный подход к проблеме. Вообще полезная сторона некоторых книг по экономике -- демонстрация экономического мышления при рассмотрении социальных проблем. Это вполне относится к книгам Ландсбурга и двух Стивенов, а также к вот этой книге: Диана Койл "Секс, наркотики и экономика. Нетрадиционное введение в экономику". Книгу немного портят разухабистый стиль и экстремально дурацкая обложка, а круг рассматриваемых вопросов настолько широк, что глубина меньше, чем хотелось бы. Но -- что написано, то написано, и мы можем ознакомиться со слегка экономическим взглядом автора на порнушку, наркотики, профессиональный спорт, музыкальный рынок, поведение подростков, а также на политические и околополитические проблемы -- охрану природы, эмиграцию, глобализацию. Отдельный интерес представляет заключительная часть книги, "эпилог", в котором автор критически рассматривает ситуацию в экономике, но оптимистично оценивает ее перспективы. Что, впрочем, естественно.
      
       Герман Симон. "Признания мастера ценообразования. Как цена влияет на прибыль, выручку, долю рынка, объем продаж и выживание компании". В соответствии с длинным заголовком, автор рассматривает все, связанное с ценообразованием. Следуя достижениям экономической науки нового времени, автор придает значение и психологии покупателя, и указывает, что посредством цен можно управлять действиями покупателя. Немедленно вспоминается анекдот про два прилавка на рынке с одинаковыми товарами и чуть разными ценами и объяснение любопытному покупателю, как благотворно это сказывается на продажах. В значительной мере книга посвящена манипуляции, то есть управлению покупателем с целью максимального облегчения его кошелька и счета. Глубинная психология западного человека столь близка психологии россиянина (в этом аспекте), что книга будет полезна. Разделы, посвященные влиянию цен на работу компаний, носят на данном этапе российской истории скорее страноведческий характер. Не обходит автор и новейшие достижения биологии, например, применение магнитно-резонансной томографии для изучения процессов, которые протекают в мозге, когда оный мозг тупо смотрит в магазине своими передними отростками на новый ценник.
      
       Джон Гэлбрейт. "Экономика невинного обмана" -- это ярко написанный наезд на капиталистическую систему, написанный одним из ее серьезных деятелей -- экономистом, профессором, советником президентов (Кеннеди и Клинтона). Книга написана в 2004 и переведена в 2009 году. Заметим, что биография автора была длинной и продуктивной, но его большая по объему и более известная книга "Новое индустриальное общество", написанная в середине века и переведенная в конце оного, нынче может использоваться скорее как учебник истории экономики. "Экономика невинного обмана" интересна, прежде всего, тем, что автор рассматривает, как и Гуриев и Ландсбург, экономические мифы -- именно их он называет "невинным обманом". Правда, в большинстве случаев он прозревает во тьме злую волю нехороших людей -- капиталистов. Вторая интересная сторона -- видя слабость экономических теорий середины века, автор стал их критиковать и развенчивать, но не предложил пути развития -- это сделали другие (психология экономического поведения, поведенческая экономика, Даниел Канеман и т. д.). Третья -- и пусть это будет нам наукой -- надо внимательно следить, разбирается ли автор в том, о чем взялся писать: в капитализме Гэлбрейт разбирается (хотя и необъективен), но его единственное замечание об СССР -- детский лепет.
      
       Обозревая все эти книги, можно констатировать, что за последние десятилетия экономисты стали приходить к мысли, что у людей есть психология, что не всегда они ведут себя идеально рационально. Правда, "экономическую психологию" психологи считают своей территорией, но за "психологическую экономику" дали Нобелевскую премию по экономике. Действительно, ну какой рационально мыслящий человек отдаст 101 рубль за право тащить билетик с выигрышем 1000 из мешка, где их 10%? А люди делают это постоянно, даже зная, как живут владельцы мешка. Поэтому читать книжки по экономике, психологии, психологической экономике и экономической психологии "не только вредно, но и вкусно", как сказано, опять же, у Стругацких.
      
       По части психологии экономического поведения есть хорошие книжки - вот несколько. В книге Дэна Ариели "Предсказуемая иррациональность. Скрытые силы, определяющие наши решения" анализируются особенности психологии покупателя -- то есть вашей психологии, -- позволяющие продавцу избавить вас от лишних денег. Причем автор иллюстрирует все примерами, да не просто примерами -- а описаниями живых экспериментов! Имейте, кстати, в виду -- эти методы вполне активно применяются в России. Как я иногда говорю школьникам -- "американская культура приходит в Россию неравномерно: традиция швырять сумки на пол пришла, а традиция мыть полы -- не везде". Так вот, методы раскручивания покупателя бегут впереди всего. Вторая половина книги посвящена разным аспектам психологии поведения -- не экономическим, но не менее интересным. И опять же, автор рассказывает об экспериментах с людьми, имитирующих простые жизненные ситуации, и это делает книгу не только интересной, но и -- так уж мы устроены -- увлекательной.
      
       Значительное количество данных о психологии поведении людей в экономических ситуациях приведено в книге Н.Б.Рудык "Поведенческие финансы или между страхом и алчностью". Книга несколько более академична, нежели предыдущая, а большая часть приводимых данных относится не к бытовой сфере, а к поведению в мире бизнеса. Поэтому она хорошо дополняет предыдущую книгу.
      
       Отдельно отметим книгу А.В.Белянина и В.П.Зинченко "Доверие в экономике и общественной жизни" и статью В.С.Автономова и А.В.Белянина "Поведенческие институты рыночной экономики: к постановке проблемы", посвященные принципиально важной для функционирования экономики проблеме. Потери бизнеса от естественного недоверия и к государству, и одних организаций к другим, и, естественно, к клиентам -- пытался ли кто-нибудь их оценить? Кстати, неплохая, как ни странно, статья в Википедии "Поведенческая экономика".
      
       И в заключение -- совершенно отдельная книжка: Ричард Флорида. "Креативный класс. Люди, которые создают будущее". Информацию о ней проще всего взять из статьи В.М.Гнедовского "Современные проблемы развития постиндустриального общества в городах США и Европы" www.archipelag.ru/geoeconomics/postindustrializm/version/contemporary-problem ,
       в которой подробно и содержательно рассказано не только об этой книге, но и об альтернативных теориях. А утверждения автора книги суммированы примерно так:
       -- постиндустриальное общество -- это общество, в котором доминирует креативный класс -- творческие профессионалы,
       -- это образованные, ответственные, увлекающиеся и толерантные люди, которые занимаются производством и распространением новых знаний,
       -- автору удалось разработать систему количественной оценки факторов существования среды, благоприятной для развития этого сектора экономики,
       -- постиндустриальное общество не будет обществом "вне пространства" и без географии, важнейшую роль в экономическом и социальном развитии будут играть факторы благоприятной городской среды и политика культивирования такой среды (здесь Маршалл Маклюэн переворачивается),
       -- города и - в гораздо меньшей степени - регионы и страны станут главными акторами новой эпохи, главными конкурентами,
       -- в Европе большая ставка делается на мобилизацию креативного потенциала собственных жителей, в США нарастает конкуренция за иногородних и иностранных специалистов,
       -- европейцы перенимают американский опыт, особенно страны Бенилюкса и Фенноскандии, которые благодаря этому занимают лидирующее положение в различных индексах креативности.
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 16/12/2018. 18k. Статистика.
  • Очерк: Литкритика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.