Ашкинази Леонид Александрович
Учебник физики - розовые мечты

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Размещен: 03/04/2024, изменен: 03/04/2024. 22k. Статистика.
  • Статья: Естеств.науки
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


       Учебник физики - розовые мечты
      

    - Г-голубчики, - сказал Федор Симеонович озадаченно,

    разобравшись в почерках. - Это же п-проблема Бен Б-бецалеля.

    К-калиостро же доказал, что она н-не имеет р-решения.

    - Мы сами знаем, что она не имеет решения, - сказал Хунта,

    немедленно ощетиниваясь. - Мы хотим знать, как ее решать.

      
       Определены и поставлены
      
       Инженер скажет, что создание любого объекта, от скрепки до ракеты, требует наличия критериев качества и проведения испытаний. Физик скажет, что разработка любой теории, от устойчивости стержня при продольном сжатии, до запредельности Стандартной модели, предполагает наличие критериев качества (согласование с экспериментом, корректность процессов вывода, минимальность предположений) и проверки степени их выполнения.
      
       Ужас педагогики, даже летящий на крыльях РАО, состоит в том, что с образованием проделать это не получится. Под качеством образования в целом можно понимать отдаленные результаты - но чего? Знают ли люди, что вокруг чего вращается, или вокруг чего вращаются эти две - Солнце и Земля, и стоит ли оно, вокруг чего вращаются, само на месте? Или - сколько существует законов Ньютона и Ома через 10 лет после окончания школы? Или под качеством образования надо понимать не вызубренное, а то, какие скрепки, ракеты и Теории всего эти люди создали? Или счастливы ли они, или глядят в зеркало и в окно и все чаще спрашивают себя - зачем? А если все это вместе - то как выработать единый критерий?
      
       На больших временах роль учебника тонет в роли родителей, начальников, соседа по подъезду, государства, приятелей в подворотне и вообще всего, причем непонятно как переплетенного. Контрольная группа, двойной слепой метод... смеемся вместе! Если же вывернуться и заявить, что все в мире определяется образованием, - ибо все когда-то его получали, - то получится несомненно правильно, но еще более недоступно для эксперимента.
      
       Естественная идея - заимствовать образовательную систему откуда-то, где люди счастливы. Пошарить по пространству и по времени - неужели ничего симпатичного не найдем? Но критериев счастья можно придумать много, и самооценка не пройдет, потому что под счастьем люди в разных культурах понимают разное. Но даже если выработать, применив социологическое чудо, единое понятие счастья, то устроит ли жителей какой-то одной страны жизнь, которой живут люди другой страны, заявляющие в анонимном опросе что они счастливы? И еще гвоздь в крышку длинного ящика с этой идеей - то, что понимают под счастьем таитянские персонажи Гогена, вряд ли устроит власть многих стран.
      
       Но попробуем хотя бы указать на проблемы - вдруг их фиксация кому-то пригодится? - и обратимся к принципам образования. Их удобно разделить на общие, важные для всего курса того или иного предмета, и частные, зависящие от поставленной цели, в частности - что дальше будет делать, как будет жить наш учащийся. Реализация и общих, и частных принципов может быть по-разному распределена по курсу, как по времени, так и по ветвям, если курс содержит параллельные ветви. При этом должна учитываться психология - что-то они могут эффективно воспринять раньше, что-то позже, и метод подачи материала подойдет какой-то раньше, какой-то позже. Это же касается запросов, интересов и жизненные планов учащихся. Об этом как раз практикующие педагоги и психологи кое-что знают, и хочется верить, что они, поглядев на конкретный учебник, смогут сказать, подойдет ли он для конкретного персонажа или для такой-то доли учащихся такого-то возраста.
      
       Но проблема еще в том, что даже если мы можем все узнать про конкретного учащегося, и даже знаем или можем узнать функцию распределения по соответствующей социальной группе, то как строить образование для класса (еще и с учетом взаимодействия учеников)? Учитывая вколоченную традицию видеть грудь четвертого человека и ограничения по силам и средствам?
      
       Может быть, решением будет компьютерный учебник, реализующий все варианты изложения всех материалов, и позволяющий строить индивидуальные образовательные траектории? Плюсы очевидны - он дешевле, содержит намного больше материала, он гипертекст. Но насколько разными могут быть образовательные траектории? Если это разнообразие никак не ограничивать, то теряет смысл главный вопрос О.И.Бендера: Из какого класса гимназии вас вытурили за неуспешность?
      
       Попутно заметим, что в истинно демократическом обществе не должно быть дискриминации по образованию! Каждый человек должен иметь право на любое лево! Лечить, учить, сесть за руль и рулить страной. Если мы достигнем этого светлого послезавтра, то серьезные работодатели организуют подпольные курсы по обучению секретному умению пользоваться вольтметром и складывать дроби.
      
       Попытка предложить принципы
      
       Вот общие принципы, которые должны быть усвоены учащимися так, чтобы они радостно их применяли:
      
       - понятие о модели, параметре, законе, источнике закона, диапазоне величин, точности ответа,
       - понятие о последовательности шагов в глубину, об уровне опыт показывает, что мир устроен так,
       - единство физики - применимость всех ее законов к любому явлению,
       - неокончательность знания - возможность уточнения любого закона и расширения области применения,
       - возможность связи с любыми науками и инженерией,
       - наличие и ограниченность практической применимости и экспериментальной проверяемости.
      
       В более серьезном учебнике может быть осторожно упомянута возможность смены научной парадигмы, обозначена область компетенции физики и наук вообще.
      
       А еще желательно реализовать в преподавании вот что:
      
       - равновесие между верой и сомнением, опыт критического отношения к любому сообщению, согласование уровня сомнения с опытом, репутацией источника, ценой времени и ценой ошибки,
       - достижение понимания - связи с уже имеющимся опытом, субъективного ощущения, знания связей внутри материала, готовности сомневаться, готовности применять,
       - равновесие между формулировками для запоминания и для размышления (это деление предложено и введено в практику моим коллегой Сергеем Чернацким),
       - равновесие между физикой объектов и физикой законов.
      
       Любой из этих принципов можно обсудить подробнее. Например, указанные выше пять аспектов понимания связаны между собой, и эта связь может быть исследована. Но мы рассмотрим чуть подробнее последний аспект - равновесие между объектами и законами. Просто потому, что он специфичен для естественных наук.
      
       Про объекты и законы
      
       Физические исследования и публикации, книги и статьи по физике, можно разделить на две группы - про законы и про объекты. Например, про законы, это про закон Кулона, всемирного тяготения и закон Ампера, а три соответствующие ситуации про объекты, это про конденсатор, приливы и ускорители. Что включить в курс физики, чему учить? В разные эпохи и в разных странах этот вопрос решался по-разному. Например, в России 100-150 лет назад доля объектов в учебниках по физике была существенно больше, чем сейчас, позже учебники стали сосредоточиваться на законах (Химия и жизнь, 2019, ! 9).
      
       По-видимому, в представлении авторов тогдашних (и современных) учебников физики, главное в науке - то, что она открывает законы. Но это представление ошибочно, законы - не главное. У науки два назначения - изучать природу, создавать знания, и помогать инженерам создавать вторую природу, то есть технику. И природа, и техника состоит из объектов, поэтому наука - это изучение объектов. Открытие законов - это лишь один из способов изучения объектов, он применяется редко и осторожно. Конечно, открытый закон становится мощным инструментом познания природы и создания техники.
      
       Вторая причина сползания учебников физики к законам такова. То, что реальные объекты сложны, понятно любому. А некоторые законы физики можно считать простыми, особенно если не спрашивать про точность, диапазон величин и условия применимости. Поскольку обычно так и делается, то ученики считают, что законы достаточно выучить, подставить один в другой, заменить буквы цифрами и главное - не забыть написать слово ответ.
      
       Роль законов в разных науках разная, например, в социологии, психологии и медицине она меньше, чем в физике и химии. Если обратиться к интернету, то количество упоминаний основных наук находиться в пределах одного порядка - от 10 до 100 миллионов, а по количеству упоминаний законов наук они различаются почти на три порядка - от двух миллионов (физика) до трех тысяч (социология, медицина). Разные науки в разной степени видят мир своих объектов как мир законов. Преобладание в курсе физики законов привело к тому, что школьники, которые могут написать все школьные формулы, имеющие отношение к конденсаторам, ни про одну из них не могут сказать, насколько она точна, когда ее можно и нельзя применять. Имея в кармане сотни конденсаторов, они в лучшем и редчайшем случае лишь про один из них могут сказать, что он иногда делает.
      
       Это общие принципы, которые в той или иной мере (специалисты по возрастной психологии нам в помощь) должны прослеживаться по всему курсу. А частные принципы зависят от назначения - для быта, для работы в любой науке и инженерии, для работы именно в физике. Эта разница может быть отражена несколькими способами. Один способ - четыре учебника, то есть общий, инженерно-технический, общенаучный, физический. Другой - вместо общенаучного, например, физико-химический и биофизический. Третий - одна книга, но содержащая весь этот материал с соответствующей разметкой. Вот один, наиболее традиционный вариант - развитие модели, предложенной ранее (Химия и жизнь, 2016, ! 2). В той статье предлагалось иметь два разных курса - Физику-I и Физику-II. Вот немного более сложная модель из трех курсов. Причем предлагаемый принцип построения годится для любого предмета.
      
       Физика-I - для всех и обязательная
      
       Итак, физика-I - ничего, выходящего за реальный быт. Учебник должен быть прост, понятен и ориентирован на обыденность. Чтобы гражданин не перебегал дорогу где не надо (особенно в дождливую погоду), выключал свет (а лучше оба предохранителя) перед тем, как менять лампочку, и не правонарушал даже ночью, памятуя об инфракрасной подсветке и камерах, с улыбкой глядящих на нас со всех сторон (из банкоматов тоже). То есть должна быть физика, позволяющая жить грамотно. По содержанию это примерно то же, что есть сегодня в школе, причем в первом концентре (например, 7-9 классы).
      
       Но в этом учебнике должно быть явно и неоднократно показано критическое мышление. То есть должны, и не один раз, разбираться глупости, которые пишут и говорят, должна быть показана их несовместимость с фактами и логикой. Для того, чтобы попытаться научить школьников обнаруживать лапшу и отгребать ее с ушей - вдруг пригодится.
      
       Учебник должен показать на каких-то знакомых, обыденных объектах, как работает физика. То есть откуда и как возникают физические задачи, как можно приступать к их решению, до какого места удастся продвинуться, используя школьные знания, и какой вид откроется оттуда восхищенному взору. Тут пять принципиальных пунктов, разъясним их подробнее.

    Объект должен быть знакомым, это психологически важно - увидеть физику в знакомой вещи. Например, конденсаторы и резисторы - это не только рисуночки на доске, и задачи ЕГЭ, на которые дрессируют школьников. Сотни тех и других обитают у школьника в кармане, а ему даже не сказали, что они там делают и зачем вообще они нужны (ужаснее то, что он и не спросит - его отучили спрашивать!). Выключатели и предохранители живут вместе с нами, включают нам свет и чайник, а при необходимости - защищают нас от неприятностей. Школьная физика может многое рассказать о них. Окружающий нас мир полон физики, но школьный учебник поворачивается к нему спиной.

    Знание того, откуда и как возникают физические задачи, делает естественным и понятным само словосочетание физическая задача. Если школьник и не полюбит задачи, то хоть не будет встречать их тоскливым вздохом. Знание того, как можно приступать к их решению, покажет ему, что физика - это не набор не связанных друг с другом приёмов, которые можно использовать только для решения специально подобранных задач. Физика - это система знаний, и только представляя себе её как систему, можно определить, в каких условиях применим тот или иной закон и метод. В идеале закон должен преподноситься вместе с ограничениями по диапазону и точности.
      
    До какого места удастся продвинуться и что оттуда можно увидеть - это зависит, в частности, от знания математического аппарата, и при обучении в серьёзном вузе на серьёзной специальности удастся продвинуться дальше и увидеть больше. Тот, кто решится работать в этой области, имеет шанс увидеть то, чего до него не видел никто. Такое тоже бывает, я свидетель.

    В курс Физика-I должен быть встроен ласковый капкан для школьника, способного и склонного к изучению Физики-II и Физики-III. Там должно быть ясно сказано: если тайны Вселенной и полет на Марс, то жизнь, подчиненная работе, со всеми ее рисками, лишениями и дарами. И два примера - один научный детектив, и один инженерный. Рассказанные так, чтобы были видны и потение, и вдохновение. Тут, кстати и кино, и художественная литература не помешают.
      
       Другой подход - пристальный взгляд на какую-то часть школьного курса, при котором становится видна упрощенность применяемых моделей, или хорошо знакомая бытовая ситуация (Химия и жизнь, 2023, ! 3). Вот некоторые из приведенных там примеров: почему съезжает одеяло в пододеяльнике, сильно ли вы ударитесь о потолок при отключении гравитации, почему режет нож и зачем его двигают, заполняют ли газы весь предоставленный им объем и почему атмосфера не улетает в космос, почему распределение молекул газа по скоростям не может быть максвелловским, почему возникает шум при трении и при зажигании конфорки у газовой плиты.
      
       Для надежности, можно использовать оба подхода. Кто-то поведется на одно, кто-то на другое.
      
       Физика-II - кому она нужна для работы
      
       Под работой мы здесь понимаем инженерное творчество или любую область науки и искусства. Но не работу в самой физике - о ней позже. Потребности в физике при работе в разных областях науки и искусства качественно и количественно отличаются. Художнику не помешает знание того, почему на палитре смешение красок происходит не так, как у пуантилистов. Но у химика или биолога потребность в физике больше - есть даже химфизика и биофизика. Все курсы Физики-II должны быть не обязательными (обязательна Физика-I), но желательно, чтобы школьник мог пройти несколько разных курсов из этого пакета, то есть они должны быть короткими и следовать один за другим на одном и том же уроке. Прохождение таких курсов должно содержать экзамен и отмечаться в аттестате. А уж работодатель или вуз найдет, как это использовать. А не найдет - найдет его конкурент, который умнее.
      
       Кроме дополнительного материала по физике, курсы из пакета Физика-II должны показывать взаимодействие физики с другими науками и инженерией (Химия и жизнь, 2017, ! 6). Для специализированной школы (например, биологической или химической), может быть создан и специальный курс по связи физики с соответствующей наукой. Хороший показ процесса применения физики в инженерии - это нечто среднее между нормальной инженерной статьей и хорошей научно-популярной статьей; странно, кстати, что нет термина инженерно-популярная статья или книга (сами-то они есть).
      
       Попутно заметим, что увлечение профилизацией часто обосновывают ритуальными заклинаниями о том, что все, все, все ускоряется. Однако ситуация противоположная - чем больших изменений мы ждем, тем более фундаментальным вещам надо учить, ибо при быстрых изменениях они-то как раз сохранятся. А на самом деле, нелепо говорить о скорости, не определив, что такое расстояние и время, не определив смысла слов. Кстати, не сгодится ли это, как определение человека - произносит слова, не задумываясь о смысле? Обезьяны - которых мы хотим отличить от человека - как раз так не делают.
      
       Физика-III - кому нужна именно физика
      
       Причем нужна не для взаимодействия с инженерией, химией, биологией и т. д., а для работы именно в физике. По содержанию это должно быть похоже на современный хороший учебник (для с углубленным изучением). Это будет именно введение в физическую картину мира и методы современной физики (включая начала матанализа). Разумеется, этот учебник не должен содержать заклинаний, к которым к концу курса сползают некоторые школьные учебники. Признак таких заклинаний - теоретический материал, не сопровождаемый задачами.
      
       Главное отличие школьного предмета физика от физики в следующем. Школьный предмет предполагает, что у каждого процесса есть объяснение, что это объяснение состоит в каком-то одном или двух законах физики, сформулированных в учебнике и применимых всегда, что подстановка одного закона в другой и данных в условии чисел в полученную формулу закрывает вопрос. Это может не утверждаться прямо, но такова учебная практика - а значит, и формирующийся в итоге взгляд на мир. Этот стиль - единственного правильного объяснения - возобладал в российском образовании не так давно: примерно лишь век назад (Химия и жизнь, 2019, ! 9).
      
       На самом деле у любого закона ограничена точность, которая зависит от области применения, и поэтому есть границы применимости, за которыми использование других законов будет более эффективным. Мы можем не знать ограничений точности и границ, но мы всегда должны помнить о том, что они есть. Иногда мы на это натыкаемся, например, в нанообласти оказалось, что звук передается через вакуум, трение и тепловое излучение ведут себя не так, как в больших масштабах и т. д. Глубинные физические законы при этом остаются на месте, но их проявление зависит от размера объекта, и это приводит к нетрадиционному поведению.
      
       Частью Физики-III должен быть показ того, как именно делается физика. Вся цепочка, начиная с рассказа о том, откуда берутся задачи - как в Физике-I, но на примерах других, не связанных с бытом, задач. И рассказ должен дотягиваться до кайфа ощущения решенности - одного из трех самых сильных кайфов этой жизни (я проверял). А откуда берутся задачи - это не секрет: задачи берутся из природы, из других задач, их ставят инженеры и другие ученые (биологи, химики, геологи, другие физики). В учебнике должны быть показаны примеры рассмотрения научных задач, пришедших из разных источников, задач простых и сложных, задач решенных и не решенных. Тем самым будет естественно показана и связь наук, и связь областей физики. И, кстати, должно быть объяснено, что это такое - решить задачу, и что есть разные формы и степени решенности.
      
       Для организации нормального преподавания Физики-II и III скорее всего, будет желательно сочетание с дистантом. И лучше всего организовать его на базе очного преподавания в школах при мощных университетах, - потому что в других ситуациях может не набраться целого класса для очных занятий по Физике-II и III.
      
       Чего в этой статье нет, и почему
      
       После публикации некоторых наших статей про образование читатели спрашивали, почему не рассматривается зарубежный опыт. Ответ прост - использование любого чужого опыта требует прежде всего ясного его понимания, для этого нужно трезвое, спокойное отношение к чужому; с этим у нас всегда было сложно, а сейчас особенно. И это только начало проблемы, потому что нужно понимание не вообще, а учет множества конкретных различий - в культуре, в задачах, которые (явно или неявно, через власть или диффузно) пытается решить общество, в психологии учеников, учителей и родителей, и в их стремлениях.
      
       Это не означает, что нельзя что-либо заимствовать, но заимствователь надеется, что у него это будет работать так же хорошо, как там, откуда слямзили. А с этим опять проблемы, причем даже непонятно, что такое хорошо. Пресса мусолит списки побед на олимпиадах (в одной стране) и умиляется поголовному умению детсадовцев пользоваться банкоматами (в другой стране). Но это мало говорят о состоянии образования в разных странах, как и победы олимпийцев мало говорили о здоровье людей и состоянии общедоступной медицины (в третьей стране).
      
       Тем не менее, достижение - в любой области, в любой сфере - наполняет, как говориться, сердца гордостью. И пренебрегать этим эффектом тоже не надо, он - важная часть человеческого счастья. Отсюда следует, что глобальные изменения в обществе не надо пытаться делать быстро. Даже если мы уверены, что знаем, как надо. Даже если мы понимаем, что побрякушки в виде достижений использовались для того, чтобы отвлечь внимание от обледеневших тротуаров и туалетов во дворах. И даже если нам хочется войти в историю (например, как Нерону) или просто увидеть результат в этой жизни (как многим из нас). У скорости изменений кажется тоже есть оптимальное значение.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ашкинази Леонид Александрович (leonid2047@gmail.com)
  • Обновлено: 03/04/2024. 22k. Статистика.
  • Статья: Естеств.науки
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.