Азаров Юрий
Святая любовь к Отечеству и подвижничеству

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Азаров Юрий (azarov_u@mail.ru)
  • Обновлено: 18/10/2009. 57k. Статистика.
  • Эссе: Публицистика, Политика
  • Эссе
  • Оценка: 8.90*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Я на седьмом небе был от счастья, когда, поселившись двадцати одного года от роду в глубинке Архангельской области, бывал в крестьянских избах. В неистовом восхищении я глядел на отцов и матерей моих учеников, их дедушек и бабушек с непередаваемо прекрасными бесхитростными лицами, с их спокойной уверенной праведностью, с их могучим долготерпением, сравнимым лишь с природой . Я покидал семьи моих учеников со слезами на глазах. Я плелся по заснеженному холодному лесу один, и горячие мои слезы согревали душу, открывали во мне что-то новое, что я знал лишь по отечественной литературе, которая еще в юношеские годы зацепила мои сокровенные душевные струны, порождая сокровенную боль - боль о самом себе, о моем будущем, о моей причастности к этой загадочной жизни, к государству, народу. В словах "Родина" и "Народ" слышится что-то громкое, а между тем в них господствует незримая, неслышимая, величественная, святая, божественная тишина.


  •    Юрий Петрович Азаров. Святая любовь к Отечеству и подвижничеству. (2009 г.)
         
          Источник: Азаров Юрий Петрович. Святая любовь к Отечеству и подвижничеству.//Апофеоз Любви и Свободы. Настольная книга для тех, кто ищет истину и духовный смысл жизни. Роман-эссе. - М.: Русский мир, 2009
          Сайт писателя Юрия Азарова http://www.azarov.su
          Подготовка текста: Андрей Ундервуд.
          Текст представлен для публикации в Библиотеке Максима Мошкова
          (www.lib.ru) на основании разрешения автора - Юрия Азарова.

    СВЯТАЯ ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ И ПОДВИЖНИЧЕСТВУ

    Содержание

       1. Творческий акт духовного самоопределения (И. Ильин)
       2. Идеалы и пути к ним
       3. Родина, государство и политический режим
       4. Государство, Родина и Народ
       5. Единство патриотизма и государственности
       6. Патриотизм и культура
       7. Культура и духовное согласие
       8. Педагогическое искусство, государственность и патриотизм
       9. Уроки патриотического воспитания
       10. Творческая личность учителя - главное условие патриотического
    воспитания

    1. Творческий акт духовного самоопределения (И. Ильин)

      
       О любви к Родине, к Государству очень точно сказал И.А. Ильин: "Патриотическое единение людей имеет в корне духовную природу, слагаясь и протекая в формах права и государства... Любовь к родине должна быть осмыслена как ТВОРЧЕСКИЙ АКТ ДУХОВНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ, ибо только в этом виде она достигает истинной высоты и зрелости... Любить свою родину умеет только тот, кто не умеет ненавидеть и презирать другие народы, ибо только он знает, что такое дух, а без этого нельзя воистину любить свое отечество".
       Перед нами, как путеводная звезда, проблема выбора - либо бездны новых падений, либо ускоренный выход из духовного и социально-экономического кризисов.
       Грандиозные исторические испытания поставили Россию перед необходимостью ответить на глобальные судьбоносные вопросы: каким видится будущее нашей Родины, какие идеалы и духовные ценности приведут к духовному согласию народы многонациональной великой державы, как на основах социальной справедливости строить правовое демократическое государство, как будем растить детей - будущих просвещенных, лояльных граждан страны, любящих свою семью, свое профессиональное дело, свою Родину, свои потенциальные возможности и достоинства.
       Эти вопросы жестко обозначают альтернативу: либо мессианская роль России, либо агония и смерть. И эта альтернатива - не художественный образ, а жестокая реальность, выношенная историческим прошлым, реальность, с которой сталкивается каждый гражданин страны, ибо гражданственность и патриотизм рождаются, формируются и крепнут на стыке двух величин - глубоко интимно-личностной и государственно-правовой, обеспечивающей свободное неотчуждаемое развитие личности. Эти две величины определяют психологические процессы развития патриотических чувств, взаимодействие сознания и подсознания, рациональных и иррациональных факторов жизнедеятельности человека.
       Именно поэтому развитие чувства любви к Родине неотделимо от духовно-правового становления личности, в котором органично слиты Духовность и Право, Достоинство и Честь личности, эмоции права и правовые отношения, выражение необходимости соблюдать и выполнять свой гражданский долг в правовом демократическом государстве.
       Патриотизм является священным чувством Любви к Родине и актом духовного самоопределения личности, который зарождается и развивается в глубинах родства человека со своим народом, с родным краем, с разносторонними традициями, чаяниями и культурой народа, с верой в его исключительность и способность обогащаться духовным потенциалом других народов, развивать свою самобытность на основе приоритетных духовных ценностей - ЛЮБВИ, СВОБОДЫ, СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ.
       Патриотизм, как отмечают многие выдающиеся мыслители отечественной культуры, НЕ ВОСПИТЫВАЕТСЯ, А САМОСОЗИДАЕТСЯ. "Патриотическое чувство должно быть пережито каждым из людей САМОСТОЯТЕЛЬНО И САМОБЫТНО. Никто не может указать человеку его родину - ни воспитатели, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть... Патриотизм есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть в порядке АВТОНОМИИ - в личном, но подлинном духовном опыте. Всякое идущее извне предписание может только помешать этому опыту или привести к злосчастной симуляции. Нельзя любить по принуждению или по чужой указке: любовь может возникнуть только "САМА", в "ЛЕГКОЙ И ЕСТЕСТВЕННОЙ ПРЕДМЕТНОЙ РАДОСТИ, ПОБЕЖДАЮЩЕЙ И УМИЛЯЮЩЕЙ ДУШУ" (Ильин, И.А. Соч. Т. 3. М., 1995. С. 420).
       Именно о развитии такого САМОСОЗИДАЮЩЕГО ПАТРИОТИЗМА призвано в первую очередь заботиться правовое демократическое государство, утверждающее такую социальную справедливость, когда ИСКЛЮЧАЮТСЯ ГРАБЕЖИ И КОРРУПЦИЯ, ЛОЖЬ И НАСИЛИЕ, когда присвоенные отдельными лицами несметные богатства ДОБРОВОЛЬНО и НЕМЕДЛЕННО возвращаются народу. В этих благородных инициативах отечественных олигархов и предпринимателей, чиновников и банковских магнатов, сумевших на своих счетах сберечь народное достояние, и ПРОЯВИТСЯ ВЕЛИКИЙ ПОЧИН ДУХОВНОГО ОБНОВЛЕНИЯ РОССИИ.
       Этот почин как невиданное ЧУДО СТРАНЫ КРАЙНОСТЕЙ непременно приведет к рождению НОВЫХ ФОРМ ДУХОВНОГО СОГЛАСИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ, к обогащению РОССИЙСКОГО ПРАВЕДНИЧЕСТВА новым духовным содержанием, к возникновению одухотворенной государственности, противостоящей тоталитаризму.
      
      

    2. Идеалы и пути к ним

      
       Снова проблема: МОГУТ ЛИ БЫТЬ ОПРЕДЕЛЕНЫ ТАКИЕ ИДЕАЛЫ И ЦЕННОСТИ, под которыми готовы будут подписаться все граждане страны, представители разных национальностей, конфессий, культур? БЕЗУСЛОВНО.
       В течение последнего десятилетия нами разработано и опубликовано в десятках книг СОДЕРЖАНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛЮБВИ, СВОБОДЫ, СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ и СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, одобренных представителями Православия, Католицизма, Ислама, Буддизма, а также представителями разных стран и регионов нашей страны. Именно на этих ценностях должно строиться и правовое демократическое государство, и гражданско-патриотическое воспитание.
       Вывод: если идеалом страны является ПРАВОВОЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО, то способ приближения к нему лежит через ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ с такой педагогической ЦЕЛЬЮ - ЛОЯЛЬНЫЙ И ПРОСВЕЩЕННЫЙ ГРАЖДАНИН, беззаветно любящий свою родину, свою семью, свое профессиональное дело.
       На перекрестьях духовности и права, реализуемых в активной творческой деятельности, соединенной с развитыми формами человеческого наслаждения, рождаются мощные энергетические поля, формирующие в глубинах человеческого Я высокие чувства любви к народу и его культуре, к традициям, надеждам, идеалам и чаяниям.
       Цель воспитания отвечает на вопросы: каким должно быть, в том числе, и гражданско-патриотическое становление человека, какими правами, свободами и какой любовью должны быть выражены честь и достоинства каждой отдельной личности, какова связь духовности и права, любви и свободы - высших нравственных ценностей человека, каков путь к идеалу?
       Иными словами, ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ - ДУХОВНО-ПРАВОВАЯ ЛИЧНОСТЬ, свято выполняющая свои разносторонние обязанности, соблюдающая свои права на самореализацию, на утверждение духовно-правовых ценностей в своей душе, в семье, в близлежащем общении, в обществе, государстве.
       Наш опыт свидетельствует, что изложенные нами цели воспитания выступают как социально-педагогический идеал, внутренне принимаемый семьей, государством, педагогами, личностью воспитуемого. Эта доверительность к идеалу является также важнейшим условием эффективности гражданско-патриотического воспитания.
       Заметим сразу: ни в одном словаре нет определения духовности, а в юридических науках право трактуется как бездуховная правовая норма. Между тем право и духовность в гражданско-патриотическом воспитании неразрывны. Духовность есть СИЛА ПРОЯВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ДАННЫХ ЛИЧНОСТИ, ВЫРАЖЕННЫХ И ВЫРАЖАЕМЫХ В ТВОРЧЕСКИХ ПРОДУКТАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ОБЩЕНИИ, В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА НА ОСНОВЕ ВЫСШИХ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ, ДОМИНАНТНЫМИ СРЕДИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ - ЛЮБОВЬ И СВОБОДА. С точки зрения религии Любовь и Свобода есть Бог (См. Евангелие от апостолов Павла и Иоанна). В светской культуре всех времен и народов эти ценности выступают как ПРИОРИТЕТНЫЕ.
       ПРАВО представляет собой СИЛУ ЗАКОНА, НОРМ, САНКЦИОНИРОВАННЫХ ГОСУДАРСТВОМ. Стремление к ЕДИНСТВУ, к предельно возможному совпадению права и духовности - это и есть стремление к ИДЕАЛУ.
       СЛИЯНИЕ ДВУХ СИЛ - ПРАВА И ДУХОВНОСТИ - образует ту МОЩЬ, благодаря которой крепнут и личность, и государство, и семья, и разностороннее человеческое общение.
       Разрабатывая проблемы новой духовности, отечественные мыслители отмечали, что НОВАЯ ДУХОВНОСТЬ есть РЕЛИГИЯ ЛЮБВИ И СВОБОДЫ, которые лишены гордости и вероломства и выражают смиренномудрие и долготерпение, стремление к добру и красоте, к истине и справедливости.
       И эта религия только тогда способна стать "материальной силой", когда будет поддерживаться правом, государством. Точнее, при государственной поддержке духовность получает больше свобод и возможностей для своего развития и обогащения. В тоталитарных системах духовность противостоит государству, уходит в глухое подполье, ведет с темными силами страны борьбу, обрекая своих защитников и пророков на мученичество, пытки и даже смерть.
       Разумеется, государственным идеалом является максимальное единение права и духовности как основы патриотического воспитания. Вне государства "родина безжизненна и аморфна" (И.Ильин), ибо государство призвано на основах духовности сплачивать свой народ, с помощью справедливых законов оберегать, обогащать и развивать духовный и социально-экономический потенциал Отечества.
      
      

    3. Родина, государство и политический режим

      
       Родина и государство - не одно и то же. Родина шире и глубже государства.
       Родина и патриотизм - явления духовные, священные, исключающие принуждение, насильственность и силовые воздействия извне. Государство и гражданственность - явления правового порядка, выражающие силу ЗАКОНА, ВЛАСТИ, ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.
       Демократическое государство ЕСТЬ РОДИНА, ОФОРМЛЕННАЯ ПРАВОМ. В правовом демократическом государстве все, относящееся к СВЯЩЕННОЙ РОДИНЕ, СТАНОВИТСЯ ДУХОВНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ ГОСУДАРСТВА, где все властные структуры, все члены правительства, работники всех ведомств и служб призваны подавать образцы честности, подвижничества, самоотречения и гражданского мужества. Только при этом условии каждый гражданин может с гордостью сказать: "Мое государство", "Моя Родина", "Наше правительство". Такое государство является ВЫСШИМ АВТОРИТЕТОМ для каждого гражданина страны.
       Здесь уместно различать категории "государства" и "политического режима". Первая дефиниция несет на себе историко-духовную нагрузку, выражает преемственность законов, правовых норм, деяний, умножающих патриотический потенциал Отечества. Политический режим - явление кратковременное, нередко характеризующее болезненно-социальную вспышку тоталитаризма и властолюбия временщиков, весьма далеких от истинного патриотизма, занятых лишь собственными карьерными интересами.
       В несправедливо устроенном государстве, где властвует продажная элита, грабящая и насилующая свой народ, лгущая и циничная в своих притязаниях, патриотические чувства чаще всего соединены с отрицанием государства с его пороками и его порочными правителями. Именно о таком государстве и о таких правителях поведал великий Пушкин: "Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, твою погибель, смерть детей с жестокой радостию вижу..." Такое бездуховное порочное государство, ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮЩЕЕ СВОЕЙ ВЛАСТЬЮ, НАЗЫВАЕТСЯ АВТОРИТАРНЫМ ГОСУДАРСТВОМ, НЕИЗБЕЖНО УТВЕРЖДАЮЩИМ ТОТАЛИТАРИЗМ.
       В этой связи надо отметить, преимущественно у творческой русской интеллигенции, неоправданные переносы своей неприязни к тоталитарным режимам на Отечество. Как часто и сегодня мы слышим: "В этой стране жить нельзя... Бежать надо отсюда". И действительно, многие русские люди, отчаявшись, бежали и бегут за границу, пытаясь найти спасение в материальном благополучии или в другой вере. Об одном из таких беглецов поведал Бердяев в своей книге "Истоки и смысл русского коммунизма": "В этом отношении характерна фигура Печорина, который писал в одном из своих стихотворений:
       Как сладостно отчизну ненавидеть
       И жадно ждать ее уничтоженья".
       Типические слова отчаяния, за которыми скрыта любовь к России. На Западе, будучи католическим монахом, Печорин тосковал по России и верил, что Россия несет с собой новый цикл мировой истории.
       Нашему воспитаннику, студенту 3 курса Европейского университета права Андрею Коробейникову, гениальному пятнадцатилетнему пианисту, лауреату десяти международных конкурсов, американцы предложили 36 тысяч долларов, лишь бы он учился в США. Коробейников, сын уборщицы, нищенствующий студент, отказался. Причем в этот период как раз крайне осложнилась его жизнь. Его несправедливо выгнали из музыкального Ипполитова-Ивановского института, он тяжело переносил отверженность и все же нашел в себе силы сказать: "Нет".
       Истинный гражданин действительно любит родину без какого бы то ни было двойничества, любит независимо от того, какой политический режим складывается в его стране - тоталитарный или демократический, ибо Родина в его патриотических чувствах всегда противостоит бездуховности и тоталитаризму. Такой гражданин живет тревогами своей страны, болеет и "сораспинается" с ней, делает все возможное, чтобы помочь своей державе преодолеть то зло и пороки, которые поразили страну. Неприятие зла в своей стране не мешало великому поэту искренне призывать сограждан: "Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы".
       Слияние патриотизма и государственности осуществляется тогда, когда сопринадлежность людей к единому духовному образу жизни освящается любовью к Родине и к Государству. Священная любовь к Родине достигается только любовью, когда человек боготворит предмет своей любви, когда любовь к Отечеству разгорается с такой силой, которая ставит человека в необходимость любить свою страну больше самого себя. Именно при таком условии человек во имя блага отчизны готов жертвовать своей жизнью. Человек становится патриотом, когда духовная жизнь народа становится судьбой каждого отдельного гражданина, становится духовной составляющей родного государства.
      
      

    4. Государство, Родина и Народ

      
       Я на седьмом небе был от счастья, когда, поселившись двадцати одного года от роду в глубинке Архангельской области, бывал в крестьянских избах. В неистовом восхищении я глядел на отцов и матерей моих учеников, их дедушек и бабушек с непередаваемо прекрасными бесхитростными лицами, с их спокойной уверенной праведностью, с их могучим долготерпением, сравнимым лишь с природой. Я покидал семьи моих учеников со слезами на глазах. Я плелся по заснеженному холодному лесу один, и горячие мои слезы согревали душу, открывали во мне что-то новое, что я знал лишь по отечественной литературе, которая еще в юношеские годы зацепила мои сокровенные душевные струны, порождая сокровенную боль - боль о самом себе, о моем будущем, о моей причастности к этой загадочной жизни, к государству, народу. Я чувствовал: во мне совершалось очищение от того гадкого и мерзкого, что нажил я своей душой, к чему эгоистично стремился, лелея и наслаждаясь лишь собственным миром.
       Как же становился мне там, в лесу, понятен и Белинский, признававшийся в том, что он не будет счастлив и даром, "если не будет спокоен на счет каждого из своих братьев по крови, - костей от костей своих и плоти от плоти своей". И как понятна мне была главная праведническая мысль Достоевского: "Смирись, гордый человек!" И Толстой, яростный враг гнусного самодержавия и продажной догматической церкви, исповедующий идеи Любви и Свободы, идеи ВСЕ-ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, категорически заявивший, что КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ ТАЛАНТЛИВЕЕ ДВОРЯНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ, а простые труженики земли русской благороднее царедворцев и многих сильных мира сего. Красота и величие народа - вот что открылось там, в архангельской глубинке. Афонька, Ириней и Сашко Майбутнев, дошедшие до Берлина в Великую Отечественную войну, и родители Вани Золотых, щедрые и хлебосольные в своей нищете, и отец Коли Почечкина, сидевший в лагере строгого режима с тысячами, как он, невинными и проклятыми простыми людьми, - о них мои романы "Новый свет", "Групповые люди", "Паразитарий".
       В словах "Родина" и "Народ" слышится что-то громкое, а между тем в них господствует незримая, неслышимая, величественная, святая, божественная ТИШИНА! Эту тишину, олицетворявшую родину и народ, чуял Лермонтов, когда писал о своей любви к "дымку спаленной жнивы", к "чете белеющих берез", к "пляске с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков". Ее, как выражение священного народного духа, осязал великий Блок, когда писал:
       Россия, нищая Россия,
       Мне избы серые твои,
       Твои мне песни ветровые -
       Как слезы первые любви!
       И как схоже это мироощущение с любовью к родине и ее народу у Сергея Есенина:
       Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
       Для тебя ли я жизнь берегу.
       Весела твоя радость короткая,
       Звонкой песней весной на лугу.
       И снова духовно воинствующий Блок, пророчески обозначавший "тихие" народные катастрофы своей Отчизны:
       Я слушаю рокоты сечи
       И трубные крики татар,
       Я вижу над Русью далече
       Широкий и тихий пожар.
       Великие отечественные мыслители отмечали неоднократно, что Россия - единственная страна, где вырабатывалась на основе ВСЕ-ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, НА ОСНОВЕ ЛЮБВИ И СВОБОДЫ "эсхатологическая душевная структура, обращенная к концу, открытая для грядущего, ПРЕДЧУВСТВУЮЩАЯ КАТАСТРОФЫ" (Н.Бердяев), вместе с тем мучительно ищущая пути выхода из различных губительных кризисных состояний.
       Народ и ТОЛЬКО НАРОД хранит в себе ту истинность ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, способных привести к ДУХОВНОМУ СОГЛАСИЮ И МИРУ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ. Поэтому НАРОДОВЛАСТИЕ является одной из важнейших целей ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА.
       В Госдуме, когда готовилось обсуждение двух моих книг - трансцендентального романа "Подозреваемый" и "Руководство развитием талантов России", - главный вопрос был сформулирован такой альтернативой: "Либо мессианская роль и духовное обновление России - либо агония и духовная смерть". Мы не приближаемся к катастрофам. Мы уже одной ногой в БЕЗДНЕ. Преодолеть крушение можно лишь через единение с народом НА ОСНОВЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С НАРОДОМ в УТВЕРЖДЕНИИ ВЫСШИХ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ - ЛЮБВИ, СВОБОДЫ, СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ. К сожалению, в настоящее время народ выступает лишь в негативном отношении ко многим государственным указам, требованиям, правовым нормам. Митинги протеста, стачки, забастовки, демонстрации - вот что пытается противопоставить народ криминогенно-корпоративному государству. Народное возмущение аккумулируется в семье, на производстве, в межличностном общении. Народ служит государству в той мере, в какой государство является слугой народа. Государство крепнет, развивается и духовно обогащается, если интересы народа и государства совпадают.
       Трагический смысл народовластия состоит в том, что истинные хранители духовных ценностей, люди типа моего Афоньки и Иринея, родителей Вани Золотых и Коли Почечкина, интеллигентов из народа - Сашки Шевченко и Кости Рубцова никогда не будут допущены к власти. Их удел - смиренное несение бремени жизни, вскармливать тех, кто будет измываться над ними, разглагольствуя о демократии, кто будет пожинать плоды их труда.
       Идеал государства основывается на всеобщем доверии. Если нет доверия народа к государству и власти к народу, государство неизбежно разрушается. По этому поводу правовед И.А.Ильин замечал, что взаимное недоверие есть сила, разрушающая и правопорядок, и государство. Больше того, государство вообще не может существовать, если оно превращается в систему взаимного недоверия и подозрения. В условиях растущего недоверия любовь к родине может приобрести антигосударственный характер. Именно поэтому одной из задач патриотического воспитания должно стать развитие взаимного доверия, а государство должно идти встречным путем: пресекая всевозможные злодеяния, ложь, обман, манипулирование сознанием людей, утверждая социальную справедливость, завоевать ДОВЕРИЕ НАРОДА. Взаимное доверие - наиболее благоприятная атмосфера развития дарований.
      
      

    5. Единство патриотизма и государственности

      
       Совпадение ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН И ГОСУДАРСТВА является реальной основой и построения демократического государства, и обогащения патриотических чувств новым духовным содержанием. Однако полного совпадения быть не может. Государство, дойдя до полного совершенства, перестает быть государством, оно становится чем-то иным, возможно, Царством Божиим. Государство всегда несовершенно, поскольку его развитие связано с преодолением постоянно возникающих противоречий, болезней, недугов. В этой связи в целях борьбы с экстремизмом и воспитания лояльного гражданина, гражданина с истинно патриотическими чувствами, необходима большая разъяснительная работа, в первую очередь с молодежью, относительно естественно и закономерно возникающих трудностей в преодолении зла и, возможно, допущенных ошибок в отношении тех или иных граждан, и так далее.
       Высокое чувство любви к Родине сообщает государству ту мощную силу и тот источник энергии, который воплощается и осуществляется в виде такого замечательного свойства человека, как ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ, СОЕДИНЕННАЯ С ПОДВИЖНИЧЕСТВОМ. Демократическое государство заинтересовано в талантливых подвижниках.
      

    "Отечество - расширенное понятие отцовства и сыновства" (С. Булгаков)

       Развивая мысли философа Н.Ф.Федорова, отец Сергий - С.Н. Булгаков отмечал, что Отечество есть собрание отцов и матерей, породивших и непрерывно порождающих сыновство, а идея нации как реального кровного единства обозначена в Евангелии по именам родоначальников, и эта персонификация - великая трансцендентная феноменальная религиозная идея, характеризующая ЖИВОЙ ДУХОВНЫЙ ОРГАНИЗМ, каким является то или иное национальное единство.
       Некоторые нынешние мыслители, призывая к служению общечеловеческим ценностям, игнорируют национальность, становясь так или иначе на космополитический путь, отрицающий самую идею патриотизма как принадлежности человека к тому или иному государству, родине. По этому поводу С. Н. Булгаков писал: "Абстрактных, космополитических всечеловеков, из которых состоит абстрактное же всечеловечество, вообще не существует; в действительности оно слагается из наций, а нации составляются из племен и семей. Пробуждение любви к родине, к отцам и матерям своим, к своим предкам так или иначе связано с переводом подсознательных интуитивно-инстинктивных представлений в сферу сознательную, которая требует, чтобы национальное сознание и национальное чувство воспитывались на основе общечеловеческих ценностей ЛЮБВИ и СВОБОДЫ, с учетом умения предвидеть и преодолевать негативные явления как в развитии патриотических чувств, так и в развитии национального самосознания. Когда тот же С. Н. Булгаков говорил о том, что "национальное чувство нужно всегда держать в узде", он имел в виду как раз реальную тенденцию обращения различных динамических явлений в свою полную противоположность, когда, в частности, национальное самосознание, национальный мессианизм превращается в национализм, шовинизм, нацизм. Именно на основе таких искаженных национальных амбиций возникают распри между народами, кровопролитные войны и катастрофы.
       Категории "отцовства" и "сыновства" несут в себе глубокий нравственно-патриотический смысл, который характеризует ту или иную НАРОДНОСТЬ.
       НАРОДНЫЙ ИДЕАЛ, или СВЯТООТЕЧЕСКИЙ ИДЕАЛ, всегда выражает ВЫСШЕЕ ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКОЕ ПРИЗВАНИЕ данного народа, его духовную МИССИЮ. И это призвание выражают ГЕРОИ НАРОДА, народные таланты, способные не только восторгаться достоинствами своей страны, государства, Родины, но и быть "неумолимо жестокими и беспощадными" (Булгаков) по отношению к порокам своей страны. Поэтому отцовство и сыновство всегда тревожно, на грани страха и отчаяния, смиренного восторга и бескомпромиссного неприятия зла.
       Становление будущего ГЕРОЯ ИЛИ ПРОРОКА - ВСЕГДА ТАИНСТВО. Евангелист Лука рассказывает, что Иисус в детстве был обыкновенным сельским мальчиком, и никто, кроме матери, не знал, что он Помазанник Господень. Франсуа Мориак замечает о нем: "У него не было престола, а была лишь табуретка у огня в бедной хижине". А сам Иисус осознавал свою великую тайну, но никому в Назарете об этом не рассказывал. Даже с матерью не говорил о великом своем предназначении, и Мария хранила тайну в сердце своем, как замечал Лука. И это крайне примечательно и важно для тех, кто намерен насильственными мерами и понуканиями воспитывать святое чувство любви к Отчизне или развивать талант своего дитяти. Умные матери, отцы даже радость по поводу талантов у детей своих как бы скрывают, избегают словоизлияний, выспренности. Ребенку достаточно увидеть добрый материнский или отцовский взгляд, ощутить нежное прикосновение, чтобы детская великая тайна чуть-чуть дала о себе знать, чтобы екнуло сердечко детское и тем самым долгое время вело ребенка к желанной цели.
       Знакомясь с судьбами великих русских героев-подвижников, диву даешься, как скупы были их родители на похвалу, как сурово обращались с детьми, и какую радость у детей вызывала эта суровость, за которой хоронилась истинная великая любовь к детству, к будущему своих детей. Вот восьмилетний Миша Кутузов робко входит в папенькин кабинет. Он уже потому, что отец назвал его не Мишенькой, а Михаилом, почувствовал, что будет сказано нечто важное. И отец сурово говорит о том, что Михаил уже не ребенок, а отрок, и пора ему отправиться в трехмесячное плавание на военном судне... Забилось сердечко будущего фельдмаршала, но ни единым движением не выдал он своего восторга. Жаль было лишь расставаться с дворовым другом Ванечкой, с отставным солдатом Акимом да с крепостной Маврой, с которыми он дружил.
       И славен был Кутузов своей мудростью и добротой, своим неприятием любого национализма, шовинизма или космополитизма. Одинаково дороги были ему и шотландец Барклай, немец Александр Фигнер и русский Денис Давыдов, отважные партизаны, и зять Кутузова татарин Кудашев, и немец Пестель, "рыцарь из чистого золота", казненный декабрист. Идея всеединства, идея самой высокой народности была выношена всей жизнью этого великого ОТЧИЗНОЛЮБЦА. То же можно сказать и о других талантливых людях России - Пушкине и Лермонтове, Бердяеве и Булгакове, Вернадском и Сахарове и многих других.
      
      

    6. Патриотизм и культура

      
       Патриотизм неотделим от культуры, которую мы понимаем как развернутый во времени духовный мир человека. Историко-культурный смысл патриотизма и преемственности высоких чувств любви к Родине. Пушкинская муза любви к Родине вдохновляла целые поколения литераторов-патриотов. Поэт-патриот А. Н. Плещеев писал об этом:
       Все лучшие порывы посвятить
       Отчизне ты зовешь нас из могилы;
       В продажный век, век лжи и грубой силы
       Зовешь добру и истине служить.
       Неразрывна триада "культура-государство-патриотизм". Весь XIX век самодержавие вело беспощадную борьбу с талантливыми деятелями культуры - это прежде всего удар по патриотизму. Государству во имя воспитания патриотизма граждан России должно сделать все возможное для обновления и развития культуры.
       Как воздух нужны новые произведения (романы, повести, поэзия, фильмы, спектакли) в стиле критического реализма XIX столетия, где духовную победу ценою своих поражений одерживал ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ. Взгляните в глаза юношей и девушек, расстрелянных "черным октябрем 1993 года", - их фотографии на бесконечно длинных витринах рядом с Белым домом на Красной Пресне. Прочтите рассказы о них. "Расстрелянная нежность" - это о талантливых юношах Алексее Шумском и Наташе Петуховой. Это они обращаются к своим родителям: "Мама, меня расстреляли за то, что я любил горячо Родину".
       Кто-то злобно прошептал: "Какое дичайшее заблуждение!"
       Может быть, это и так. Но ведь расстреляно двести талантливых душ - разве это не острейшая тема патриотического становления!
       Одна из причин неоправданного максимализма и экстремизма молодежи, их стремления к насильственным мерам и даже их оправдывания терроризма объясняется отсутствием приемлемых нравственных идеалов.
       Мы ратуем за утверждение духовных ценностей Любви и Свободы прежде всего потому, что эти ценности внутренне принимаются всеми молодыми людьми, всеми народами мира. Последнее десятилетие показало, что во имя торжества этих ценностей готовы идти на любые испытания, даже на смерть.
       Конечно же, молодые люди нередко заблуждаются. Часто их чистоту и горячность используют в своих целях аморальные дельцы и руководители мафиозных структур, заинтересованные в разжигании межнациональных и других недовольств. Здесь требуются правдивые и честные объяснения происходящих событий.
       И снова о Наташах и Алешах, число которых растет с каждым днем. Они видят, как нищенствует народ, как продается и предается их Родина, они ищут пути борьбы со злом, насилием, коррупцией, ложью. Перед смертью Наташа написала свою последнюю пророческую песню:
       Это ведь еще начало года,
       Дальше может все произойти.
       А гроза близка - и нет громоотвода.
       Нет спасения на избранном пути.
       Где же выход? Скоро, может статься,
       Недовольные приклад получат в бок:
       "Эй вы, больше двух не собираться,
       Руки за спину, язык на поводок!"
      
      

    7. Культура и духовное согласие

      
       Общественное движение "Новая страна" выступило с инициативой создания духовного центра "Домбайский форум", который, по мнению организаторов, призван будет "ИСТИННОЙ КУЛЬТУРОЙ ПОБЕДИТЬ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ, НАСИЛИЕ, ТЕРРОРИЗМ СНАЧАЛА НА КАВКАЗЕ, А ЗАТЕМ ВО ВСЕМ МИРЕ".
       При этом даются несколько определений культуры, в которых просматриваются ориентации на творчество Рерихов, Блаватской, на учение йоги, дзен-буддизма. Даются определения культуры, весьма туманные и несколько, я бы сказал, псевдоиррациональные. "Культура есть жизнедающее и оздоровляющее начало, созидающий и гармонизирующий принцип". Кому и почему культура дарит жизнь и кого оздоровляет - неясно. И почему культура сведена к принципу - это просто абракадабра. Второе определение: "Культура есть практическое творческое выявление". Что значит это "выявление"? Кого или что выявляет культура? Здесь же даются определения культурности - это и терпимость, и "огненный путь", и "врата к братству", и красота, которая "спасет мир". Одним словом, вали кулем...
       Основываясь на творческом наследии великих отечественных мыслителей - Бердяева, Ильина, Лосского, Вышеславцева, Булгакова и многих других, кстати заметим, проработавших все европейские и восточные философские системы, мы даем такое определение культуры: КУЛЬТУРА ЕСТЬ РАЗВЕРНУТЫЙ ВО ВРЕМЕНИ ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА, ЗАФИКСИРОВАННЫЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА, НАУКИ, В ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДЕЯНИЯХ, В СПОСОБАХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ, ПОЗНАНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. Да, действительно, культура может быть НАЦИОНАЛЬНОЙ ПО ФОРМЕ И ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКОЙ ПО СОДЕРЖАНИЮ. РАЗВЕРНУТОСТЬ во времени означает ее исторический путь, скажем, культура Египта, Античного мира, Возрождения, Русского "бунташного века", знаменитого XIX столетия, Серебряного века, великого социального российского эксперимента, культура современных правовых ценностей страны. Культура неотделима от права, правосознания, государства и поиска оптимальных путей РАЗВИТИЯ РОДИНЫ.
       Истинная культура та, которая верит в исключительность своего духовного богатства, но не в ущерб другим культурам, обогащается за счет культурного и духовного потенциала других народов, верит в исключительную уникальность культур этих народов. Только в таком случае КУЛЬТУРА МОЖЕТ СТАТЬ ОСНОВАНИЕМ ДУХОВНОГО СОГЛАСИЯ, УСЛОВИЕМ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА, НАЦИЗМА И ШОВИНИЗМА.
       В отечественной культуре, представленной названными выше мыслителями, главные ценности - ЛЮБОВЬ, СВОБОДА, КРАСОТА, ИСТИНА, СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ. В своих целевых установках культура совпадает с духовностью. Здесь уместно сказать, что духовность с ее доминантными ценностями Любви и Свободы воплощается в культуре, является ее основным идейным содержанием, выразителем ИСТИНЫ, ДОБРА и КРАСОТЫ.
       За семьдесят лет социалистического режима мы свыклись с тем, что такие ценности, как Любовь и Свобода, не имеют практического значения, не могут решаться ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ. То есть эти ценности рассматривались как идеалистические, в ругательном смысле этого выражения, они будто бы использовались по ту сторону кордона для обмана народных масс, и умный и дальновидный пролетариат их начисто отметает как вредоносные частицы все того же опиума для народа. Не имея больше сил говорить от своего имени, мы намерены передать пояснительные, на уровне пропедевтики, функции великим отечественным мыслителям, в чьих учениях и пророчествах Любовь и Свобода объяснялись как мощная движущая сила, как главное условие преодоления всех возможных кризисов - духовных, социально-экономических, промышленных.
       Созидание духовно-творческих форм жизни требует особой КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ. В содержание духовности нельзя вламываться подобно вероломному взломщику: здесь нужна тончайшая бережность, исключающая любые формы насилия или принуждения. Исключается и излишняя торопливая горячность, способная причинить лишь вред процессу творческого самоопределения личности. Недопустимы и такие рекомендации, данные, скажем, тем же автором книги "Мир в новом измерении": "Нужно снова и снова разъяснять и НАСАЖДАТЬ в человеческом сознании понятие истинной культуры" (стр. 58).
       НАСАЖДАТЬ, НАВЯЗЫВАТЬ, ПРИНУЖДАТЬ - эти действия исключают продуктивное освоение культуры. У процесса освоения культуры на основе Любви и Свободы своя, не знающая границ внутренняя творческая активность, нередко приобретающая над личностью, говоря словами Бетховена, "деспотическую власть". "Но эта властность, как правило, соединена с РАЗВИТЫМИ ФОРМАМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО НАСЛАЖДЕНИЯ" (К. Маркс). ЗАКОН ПОВТОРЯЕМОСТИ НЕПОВТОРИМЫХ МГНОВЕНИЙ порождает мощную энергетику личности, позволяющую легко и безнасильственно преодолевать любые трудности в человеческой деятельности. Удовольствие становится фактором успешности трудовых человеческих усилий. Человек буквально, как сказал поэт, "и жить торопится, и чувствовать спешит". Духовность, соединенная с развитыми формами человеческого наслаждения, по своим особым внутренним законам творит истинную культуру. Здесь уместно заметить, что РАЗВИТЫЕ ФОРМЫ НАСЛАЖДЕНИЯ противостоят безнравственности, пошлости, насилию, злобности, бездуховности. Развитость наслаждений - особый вид человеческой культуры, не игнорирующий такие свойства, как БЫСТРОТУ И СКОРОСТЬ ДЕЙСТВИЙ, стремительный порыв и вдохновение. Когда мы говорим о феномене ВСПЫШКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ТАЛАНТЛИВОСТИ, мы имеем в виду пробудившееся в иррациональных глубинах личности творческое наслаждение. Об этом писали Бердяев и Лосский, Ильин и Шестов, Мережковский и Зинаида Гиппиус.
       Стремясь рассмотреть трансцендентные начала творчества, отечественные мыслители призывали преодолевать дискурсивное самосознание. Признавая ограниченность рассудка и слабосилие чистого рационализма, С.Н. Булгаков предлагал смело выходить за пределы человеческой ограниченности, обозначенной очевидными логическими пределами. Его девиз - ПРЕВЗОЙДИ САМОГО СЕБЯ ИЛИ СМИРИСЬ И ПРИЗНАЙ ОГРАНИЧЕННОСТЬ СВОЕЙ РАССУДОЧНОСТИ. Это же стремление к решению. СВЕРХЗАДАЧ имел в виду и Н.А. Бердяев, когда говорил о том, что без ДЕРЗНОВЕНИЯ НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ТВОРЧЕСТВА. В ТВОРЧЕСТВЕ, как и в ДУХОВНОМ САМОСОЗИДАНИИ, мысль о том, что промедление смерти подобно, играет наиважнейшую роль. Благие творческие порывы погибают, если не реализуются немедленно. Все эти сложные духовно-культурные образования мы намерены рассмотреть в последующих разделах, опираясь на творчество двух авторитетов - И.А. Ильина, выдающегося правоведа-мыслителя, и Б.П. Вышеславцева, названного современниками Рахманиновым в философии. И.А. Ильин пророчески предсказал, что в посткоммунистический период в России, строящей правовое демократическое государство, на первом месте окажется ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПРАВОВОЙ ЛИЧНОСТИ, способной реализовать духовное согласие. Он сумел обосновать единство права и духовности, демократии и правосознания, Любви и Свободы. К сожалению, ни правоведами, ни философами, ни педагогами его пророческие концепции пока что не востребованы. Обратимся к ним со всей ответственностью граждан державы с великой мессианской ролью в мире.
      
       8. Педагогическое искусство, государственность и патриотизм
      
       Педагогическое искусство как трансцендентная деятельность есть не только выход за пределы человеческого Я и взлет в божественную сферу духовности, но и погружение личности в бесконечные глубины своей души, именно те глубины, где зарождается и развивается патриотическое чувство.
       Только опосредованно, через высшие духовные искусства государство может приблизиться к душам людей. Н.А. Бердяев справедливо утверждал "недопустимость власти государства над человеческими душами, над духовной жизнью, над человеческим творчеством... Душа человеческая стоит дороже, чем все царства мира. Человек выше государства... Государство не есть воплощение на земле абсолютной идеи, как думал Гегель... Государство всегда неадекватно, всегда греховно, и в нем всегда возможно торжество царства зверя" (Бердяев, Н. О русской философии, Изд-во Уральского университета. 1991. С. 201-202).Чувство любви к родине есть сердцевина высшей духовности. Это глубинное чувство принадлежит личности, Богу, только не государству. "Государство, - писал Н.А. Бердяев, - имеет дело лишь с оболочкой человека, оно регулирует лишь внешние отношения людей... Духовно государству положены пределы на веки веков и признаны бесконечные права человеческой личности" (Бердяев, Н. Философия неравенства. М., 1990. С. 85). Государство неизбежно становится авторитарным, то есть злоупотребляющим своей властью, если бесцеремонно вторгается в глубинный трансцендентный мир неотчуждаемых чувств личности.
       Вероломное вторжение в интимно-творческий мир личности разрушает и мир патриотических чувств, и мир доброго, честного и предельно уважительного отношения к государству.
       Государственность, в отличие от патриотизма, не может быть основана лишь на любви. Гарантия безопасности граждан, свобода и независимость требуют того, чтобы в основу государства была положена не только любовь, но и принуждение... Здесь вступает в действие СИЛА ПРАВА как ПРАВО СИЛЫ. РОДИНА, ГОСУДАРСТВО ВЗАИМОСВЯЗАНЫ, но никогда не вытесняют друг друга, как никогда не происходит ПОЛНОГО СЛИЯНИЯ, ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ. РОДИНА как трансцендентное совершенство веками накапливает то вечное, что есть в данном социуме, культуре, духовности.
       Педагогическое искусство также веками через творчество великих педагогов приумножает потенциал искусства воспитывать и влиять на развитие человеческой души. Педагогическое искусство, как правило, преодолевает недостатки педагогической практики, регламентируемой государственными программами и методиками.
       Главнейшим фактором педагогического искусства является мощная духовная энергия, воплощающаяся в средствах и методах общения педагога и учащихся, духовного наставника человеческих душ и граждан своей страны.
       Руководители Царскосельского лицея, ненавидевшие Пушкина и его близких друзей, не имели доступа к душам своих воспитанников, потому не могли должным образом влиять на их патриотическое становление. Но зато такие педагоги, как Галич и Кошанский, духовно близкие лицеистам, могли в полную меру обогащать новым содержанием патриотизм юных своих питомцев.
       Справедливое государство и духовно развитое общество всегда поощряют различные виды искусств, ибо только искусство, культура, творчество и вероисповедание способны осуществить ту великую миссию, выполнение которой подвластно лишь трансцендентным началам человеческого духа. Вот почему расцвет искусств, в том числе и педагогических, во многом зависит от расцвета справедливого государства.
      
      

    9. Уроки патриотического воспитания

      
       Государственные учебные программы являются законом для деятельности педагога. Однако, как подчеркивают отечественные мыслители, закон не есть высшая творческая сила. Высшая творческая сила есть любовь. Больше того, любовь есть высшая ценность, ибо "Бог есть Любовь". Конечная цель евангельского провозвестия, говорит апостол Павел, есть "любовь от чистого сердца и доброй совести, нелицемерной веры". Вот чего закон принципиально достичь не может, ибо в сферах ЗАКОН НЕ ДЕЙСТВУЕТ: нельзя приказать или запретить любить; нельзя приказать или запретить нелицемерно верить, ибо вынудить можно только лицемерие. Сфера чистого сердца трансцендентна, а императивы закона касаются лишь внешних поступков и деяний. Закон и правовые нормы являются РАЦИОНАЛЬНЫМИ СИЛАМИ, обращенными к сознанию, к уму, к сознательной воле людей, "но не к иррациональным, бессознательным и подсознательным инстинктам и влечениям". Подсознание - сфера бесконечных потенций и возможностей, из которых возникает и порок, и добродетель.
       Трагизм права состоит в том, что подсознание людей непредсказуемо, а потому неуправляемо. Разрешение противоречий между законами и властью, правом и духовностью, сознанием и подсознанием может быть осуществлено в системе правового воспитания средствами педагогического искусства, утверждающего честь и достоинства человеческой личности, правду и совесть, социальную справедливость, истину, красоту и добро в жизни граждан данного демократического государства.
       Педагогическое искусство есть практическая ПЕДАГОГИКА ВЫСШИХ ЦЕННОСТЕЙ, ОПИРАЮЩАЯСЯ НА ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЕ, ТО ЕСТЬ ВЫСШИЕ, ГЛУБИННО-ЛИЧНОСТНЫЕ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ, еще раз, в сотый раз повторим, доминантными среди которых являются ЛЮБОВЬ И СВОБОДА.
       Эти простые истины сегодня пребывают в людских душах, но они завалены непробиваемым хламом псевдогуманитарных знаний, схоластических научных построений, задушены амбициями невежд и лицемеров, осмеяны скептиками и политиканами, дельцами и доктринерами, считающими себя реалистами, владеющими конкретными технологиями...
       ЭТИ ИСТИНЫ, ЭТИ ДОМИНАНТНЫЕ ЦЕННОСТИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВОСТРЕБОВАНЫ ГОСУДАРСТВОМ И НА ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЯХ ВКЛЮЧЕНЫ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ. Только таким способом можно по-настоящему модернизировать или реформировать образование. Только при этом условии государство окажется способным влиять на развитие педагогического искусства, НА ЕДИНЕНИЕ ПРОЦЕССОВ САМОСОЗИДАНИЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ.
       Педагогический чиновник может возмутиться: "Как можно любовь и свободу включить в государственно-педагогический стандарт?!" По-своему, с позиций чиновничьей психологии он будет прав. Но есть психология творчества. Наконец, есть само ТВОРЧЕСТВО, способное СВОБОДНО И ЛЮБОВНО оперировать государственными стандартами. Способно, порой возвышаясь над стандартами, преодолевать узость рекомендаций, создавать в процессе творчества новые, более эффективные методы воздействия, методы воспитания.
       В этой связи мы вынуждены отметить, что не совсем правы Н. Бердяев и Б. Вышеславцев, считавшие, что патриотизм не воспитывается, а лишь самосозидается. Да, патриотизм не может быть навязан, насильно внедрен в сознание и чувства людей, не может быть сформирован, подобно тому как формируются поезда. Но патриотизм и самосозидается, и воспитывается, ибо всегда выступает как органическая часть целостного воспитательного процесса, в рамках и за пределами которого ЧЕЛОВЕК САМ ТВОРИТ СВОЕ ВОСПИТАНИЕ. Великое педагогическое искусство как раз и состоит в том, чтобы создавать оптимальные условия для самосозидания личности, для ее самораскрытия, самореализации, саморазвития. Для того чтобы человек реализовал эти многочисленные "САМО", необходимо СО-трудничество, СО-действие,СО-участие и даже СО-страдание. Единство этих "САМО" и "СО" характеризует сущность педагогического искусства, целостность которого достигается в том числе и совпадением интересов взрослых и детей.
       Приведем рассказ А. С. Макаренко об учителе словесности Мефодии Васильевиче Нестерове, который, рассказывая о героизме князя Игоря и его дружины по "Слову о полку Игореве", плакал и не стыдился своих слез. Он говорил о самых главных своих чувствах - о любви к гражданской литературе и о любви к Родине.
       Должно быть, и дети плакали, и эти общие слезы не просто объединяли учителя с его питомцами, но где-то в глубинах подсознания, в глубинах их душ раскрывали те сокровенные чувства, которые долгие годы будут давать о себе знать: вспомнил же великий подвижник Антон Макаренко своего учителя десятки лет спустя. И кто знает, может быть, когда он писал эти проникновенные слова о своем учителе-патриоте, слезы скатывались по его щекам. Вспоминается в связи с этим великое признание другого гения - Песталоцци, который такими словами охарактеризовал свое великое таинство общения с детьми: "Моя рука лежала в их руке, мои слезы текли вместе с их слезами..."
       Обратим внимание, не метод, не приемы и дидактические хитросплетения свидетельствуют о наличии педагогического искусства у Песталоцци и Нестерова, а простые человеческие слезы, пробуждающие сокровенные чувства взрослых и детей. Проявление чувства - это не бездна подсознательных эмоций, а та высота, с вершин которой открываются взрослым и детям тайны разума, величие искренних духовных начал человека. Это явление я бы назвал ИРРАЦИОНАЛЬНЫМ КАМЕРТОНОМ, который является ЭТАЛОНОМ ВЫСОТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ. Эта высота у разных педагогов строго индивидуальна, и поэтому ее нельзя рекомендовать: она не есть чисто технологическое решение, она пребывает в одухотворенности личности. А одухотворенность, как деньги: либо есть, либо нет.
      
      

    10. Творческая личность учителя - главное условие патриотического воспитания

      
       Патриотизм - явление живое, творческое. Богатство души учителя - вот основной фактор разностороннего воспитания, в том числе и патриотического.
       Обратимся вновь к учителю словесности Мефодию Васильевичу Нестерову, в котором Макаренко увидел подлинно патриотические качества. Макаренко сразу обращает внимание читателей на два фактора патриотического воспитания. Первый, можно сказать, технологический - нахождение того необходимого материала, который волнует учителя, является для него родным, ибо в нем присутствует подлинный патриотизм, присутствует открытая гражданская позиция. Таким материалом в данном случае было "Слово о полку Игореве". Второй фактор - личностные достоинства педагога: любовь к Родине, гражданская смелость, его совестливое и мудрое педагогическое кредо, его любовь к ученикам, которым он готов отдать самое лучшее, что в нем есть, ибо его питомцы - часть РОДИНЫ, больше того - БУДУЩЕЕ ЕГО ОТЧИЗНЫ. Своим сознанием, подсознанием, всеми фибрами своей души он не только пробуждает в детях гражданско-патриотические чувства, но закладывает на всю жизнь те духовные основы, которые формируют подлинного гражданина своей страны.
       Обратим внимание на то, как схож Нестеров со многими нынешними учителями - беден, одинок, что-то не состоялось в его судьбе, но он полон достоинства, демократизма, независимости. Он суров в требованиях, но ученики прощают ему строгость, поскольку учитель бесконечно честен и добр. За его фигурой ученики различали тени великих демократов - Добролюбова, Некрасова, Чернышевского. Макаренко подчеркивает, что Нестеров, сам истинный гражданин страны, особенной любовью любил истинных патриотов своей родины, всех, кто готов был отдать жизнь за нее. Он сорок лет читал русскую литературу, и, казалось бы, уже не должен был волноваться, когда рассказывал о горестях и бедах родины. Но всякий раз он будто забывал о своем почтенном возрасте, волновался, как ребенок, и плакал навзрыд...
       "Первый раз это было, когда он говорил о "Песне про купца Калашникова", но тогда он плакал скромно и старался показать, будто у него глаз засорился. А передавая "Слово о полку Игореве", он плакал свободно и доверчиво, и мы одновременно преклонились и перед его стариковской слезой, и перед силой "Слова". Он умел так рассказывать о нем, что его слезы глубоко волновали нас...
       - Юноши, если кто-нибудь когда-нибудь перед вами начнет поносить гражданскую поэзию, напомните ему "Слово о полку Игореве". Впрочем, давайте читать...
       Читал он просто, без приемов декламаторских, но он умел незаметно вложить в каждое слово столько чувства, такую убежденность, что древнее слово неожиданно хватало за сердце..."
       Обратим внимание на главные "приемы" учителя: говорил так, что каждое слово" ХВАТАЛО ЗА СЕРДЦЕ", абсолютная ДОВЕРЧИВОСТЬ И ИСКРЕННОСТЬ, ВЕРА В ИСПОЛИНСКИЕ СИЛЫ ГЕРОИЧЕСКОГО СВОЕГО НАРОДА, ИСПОВЕДАЛЬНОСТЬ В РАССКАЗЕ О ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, НЕПРИЯЗНЬ К ТЕМ, КТО ОТРИЦАЕТ ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ, ГРАЖДАНСКУЮ ПОЭЗИЮ, ГРАЖДАНСКИЕ ЧУВСТВА. Есть еще один неформализуемый момент в трепетном преподавании Нестерова - его ЛЮБОВАНИЕ ИДУЩЕЙ ОТ СЕРДЦА КРАСОТОЙ ПОЭТИЧЕСКОГО СЛОВА! Как изумительно звучит, какая гордость в нем: "А мои куряне опытные витязи: под трубами повиты, под шлемами укачаны, концом копья вскормлены..." Каждое слово берет за душу. И не прибегает Нестеров к декламации, к внешним эффектам, ибо он слит с волнением древнего Баяна, слит с горестной судьбой князя Игоря. Его судьбу он переживает как свою собственную и к этим переживаниям зовет своих питомцев. И не случайно Макаренко в самом начале рассказал о житейских невзгодах учителя. Его слезы - это мужественное и непреклонное оплакивание и собственной судьбы. Он понимает душой своей великие строчки поэта: "Где когда была без жертв искуплена свобода?" Цена свободы, достоинства, мужества бывает слишком высокой, и об этом учитель говорит детям, рассказывая о великом мужестве наших предков.
       "...На третий день к полудню пали стяги Игоревы!"
       Читая это, старик уже плакал, плакал странно: в его голосе не было слышно слез, они сбегали из-под очков и терялись в спутанной седой бороде".
       Макаренко далеко не сентиментальный педагог. Он любил повторять: "Мои нервы подобны тросам". Но здесь он смело соединяет, если можно так выразиться, технологию ( в данном случае проблемный метод) с той святостью своей души, которая является главной ценностью, во имя которой он и живет. Макаренко не упускает случая развернуть свои заветные мысли о коллективизме, что ж, здесь они уместны: народ погибает в рассеянии, погибает, когда рушится сплоченность людей, ибо истинная гражданственность и высокий патриотизм всегда зовут к ЕДИНЕНИЮ, а не к РАЗЪЕДИНЕНИЮ, всегда забота о ДРУГОМ, А НЕ О СЕБЕ.
       "Он снова опускал книгу, снова смотрел на нас, и мы не могли оторваться от его лица. Он спрашивал у нас сурово, как будто и мы виноваты в чем-то:
       - Отчего? Отчего погибли эти доблестные сильные люди, любящие свою Русскую землю?
       Также сурово, с неотразимым осуждением он читал дальше: "...ибо говорил брату: "Это мое и то мое же"".
       И снова Макаренко напоминает будто невзначай о горестной судьбе учителя, но его горестность отступает перед горячей верой в святую Русь.
       "Старик уставал от горя и сдержанности, он опускал голову и говорил тихо:
       - Юноши! Много страдания у этого поэта. Это было трудно видеть, как погибает Русская земля, как погибают доблестные люди от эгоизма, от жадности, от разделения: "Это мое и то мое же". Так погибла красивая, богатая мужественная Русь. Может быть, и сам поэт погиб где-нибудь в половецких степях.
       Он отдыхал снова, потом говорил сухо и спокойно последние слова:
       - Видите: более семисот лет тому назад так сильно, с убеждением, с чувством поэты призывали русских людей к единодушию, к защите родины. А против них стояли не только половцы, стояли и свои хищники, грабители, насильники - Гориславичи и другие. Видите? Ну вот. Вы все поняли? Вы поняли, как это было?
       Мы отвечали ему, преодолевая волнение:
       - Поняли, Мефодий Васильевич! Спасибо вам. Тогда он улыбался просто, по-домашнему:
       - Ну и хорошо. Я так и думал, что вы поймете, юноши!"
      
       ---------------------------------------------------------------------------------------------------
       Источник: Азаров Юрий Петрович. Святая любовь к Отечеству и подвижничеству.//Апофеоз Любви и Свободы. Настольная книга для тех, кто ищет истину и духовный смысл жизни. Роман-эссе. - М.: Русский мир, 2009
          Сайт писателя Юрия Азарова http://www.azarov.su
          Подготовка текста: Андрей Ундервуд.
          Текст представлен для публикации в Библиотеке Максима Мошкова
          (www.lib.ru) на основании разрешения автора - Юрия Азарова.
      
       Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 23-24.
       См.: Азаров, Ю. П. Соленга. М., 1985.
       Булгаков, С. Н. Соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 2. С. 439.
       Агешин, А. Ю. Мир в новом измерении. М., 2002. С. 59-60.
       Там же. С. 59.
       Там же.
       Вышеславцев, Б. П. Этика преображенного Эроса. М., 1994. С. 42.
       Макаренко, А. С. Соч.: В 7 т. М., 1985. Т. 6. С. 349.
       Макаренко, А. С. Соч.: В 7 т. М., 1985. Т. 6. С. 350.
       Там же. С. 352.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       102
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Азаров Юрий (azarov_u@mail.ru)
  • Обновлено: 18/10/2009. 57k. Статистика.
  • Эссе: Публицистика, Политика
  • Оценка: 8.90*4  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.