Богданова Полина Борисовна
Ученик и учитель

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Богданова Полина Борисовна (polina11@mail.ru)
  • Обновлено: 13/05/2012. 8k. Статистика.
  • Статья: Культурология
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Режиссер Игорь Яцко как ученик васильевской школы и как учитель, передающий принципы этой школы своим собственным ученикам.


  •    Ученик и учитель
      
       Игорь Яцко сегодня - лучший и в определенном смысле единственный активный ученик Анатолия Васильева. Конечно, остальные ученики могу обидеться и возразить. - а мы что же? Да, вы конечно тоже. Но Игорь - единственный, кто занимается не просто собой и своими спектаклями, а реально проводит в жизнь театральные идеи Васильева, и подчинил этой задаче всю свою деятельность. Он стал руководить театром - "Школа драматического искусства" - после того, как Васильев в силу обстоятельств, породивших конфликт с Лужковым, театр этот оставил и уехал из страны. Игорь выполняет обязанности главного режиссера, формирует политику "Школы драматического искусства", занимается, естественно, административными делами и ставит самостоятельные спектакли в духе и традициях Васильева.
       Игорь Яцко как стойкий оловянный солдатик, как монах закрытого монастыря, или как посвященный эзотерического ордера изучал тайную науку игровых структур. . Он провел в лаборатории Васильева двадцать лет, постигая все ступени его тайной доктрины. Придя к Васильеву молодым актером, за плечами которого было саратовское театральное училище и несколько лет работы на саратовской сцене, он прошел этап за этапом все виражи васильевских исканий и экспериментов и ни единожды не возроптал. Когда я впервые познакомилась с ним, меня поразила эта его дисциплинированность, эта его преданность мастеру и абсолютное убеждение, что это и есть его жизненное предназначение. Он даже выражался чуть высокопарно: "Васильев дал мне путь". Вот по этому пути он шел и ни разу не свернул в сторону. Такая преданность мастеру и его делу заслуживает особого уважения.
       Игорю, конечно, было интересно и многое другое, то, что располагалось за стенами васильевского монастыря. Ведь профессия актера предлагает самые разные возможности, и прежде всего работу в кино и на телевидении. Конечно, после ухода Васильева из театра Игорь несколько "оторвался", почувствовал большую свободу и попробовал себя там, где ему пробовать себя прежде не доводилось. Но все это не вскружило ему голову и не увело с главной дороги, по которой он продолжает идти и строить театр, в исходе которого лежала васильевская идея лабораторного поиска.
       Помимо того, что Игорь Яцко - превосходный актер, игравший главные роли в васильевских спектаклях, он проявил себя и как прекрасный режиссер-постановщик, выпустив в "Школе драматического искусства" четыре абсолютно самостоятельных и очень интересных спектакля: "Каменный ангел" М.Цветаевой, "Саломея" О.Уайльда, "Кориолан" В.Шекспира и "Человеческий голос" Х. Об этих спектаклях писала пресса. На них активно ходят зрители. Они все вместе создают очень интересный и своеобразный театр, который жив не привычными человеческими страстями и эмоциями, но духом. И для того, чтобы такой театр почувствовать, надо смотреть не вниз, а вверх, в те сферы, которые располагаются над обыденностью. Конфликт духа и красоты в "Саломее" - это то, над чем задумываются далеко не все люди, а если и задумываются, то не часто. Но этот конфликт имеет отношение к проблемам и истории всей христианской цивилизации. Такой глобальный охват тем и проблем, конечно, идет от Васильева, который всегда был неординарным театральным мыслителем и проявлял интерес не к человеческим и житейским проблемам, но тому, что располагается выше человеческого и житейского. Такая ориентация, правда, делала Васильева фигурой ортодоксальной и необычной, мало понятной и закрытой. Васильеву всегда была присуща чувство некоего превосходства. На которое он имел, несомненно, право, но которое отделяло его от коллег и зрителей. Игорь Яцко эту васильевскую черту не унаследовал, и унаследовать не мог. Яцко по природе своей демократичнее и всегда считал, что лабораторная работа Васильева должна быть не закрытой, а открытой: ее необходимо объяснять, рассказывать о ней, ее раскрывать и вести в этом отношении просветительскую деятельность. Таким образом, в лице Игоря Яцко Васильев нашел убежденного пропагандиста своей театральной философии, которую Игорь успешно претворяет в жизнь.
       Не секрет, что многие спектакли Васильева периода "Школы" были мало понятны даже просвещенному зрителю. Васильев сокрушался по поводу публики, что она изменилась, стала какой-то другой и контакт с ней утерян. Но это была реальность новых десятилетий, наступивших с начала 90-х, в которых Васильев продолжал существовать, плотно затворив окна и двери своей лаборатории и погрузившись в серьезные и глубокие изыскания. На этом пути он действительно терял публику, и даже не только публику, но и учеников. Некоторые как Владимир Лавров погибали, другие как Александр Онуров уходили из театра из-за тяжелой болезни, кого-то тянуло на путь самостоятельности, потому что все они были не молодые люди и ходить в учениках было уже не солидно, кто-то просто не выдерживал того глубокого погружения , той отрешенности, той жертвенности, которые требовались самой сутью опытов. Все тяготы васильевской лаборатории смогли выдержать очень немногие, в их числе - Игорь Яцко. Он выдержал благодаря глубокому желанию получить новое знание о театре и своей профессии, потому что старые знания его уже давно не удовлетворяли. И еще, очевидно, потому что он с самого начала обладал страстью к познанию, не стеснялся быть учеником. Самое главное в нем было то, что вся его стойкость и дисциплинированность питались абсолютным бескорыстием. Поэтому к его углубленной учебе вполне применимо такое высокопарное и сегодня не столь часто употребляемое понятие как служение.
       Когда после ухода Васильева он стал главным режиссером "Школы", он конечно, рассчитывал на васильевскую помощь и поддержку. Но Васильев давал советы только на первых порах. Потом жизнь в Европе заставила его забыть о своем прежнем доме, и Игорь понял, что отныне должен действовать абсолютно самостоятельно и не на кого не рассчитывать. Не знаю, как пережил этот момент сам Яцко. Но пути назад не было.
       Сейчас он работает с Борисом Юханановым над "Каином" Байрона (к моменту выхода этого номера спектакль уже должен быть готов). Это второй совместный проект Яцко и Юхананова. Первый был "Фауст", очень необычный спектакль, к которому публика относилась по-разному, кто-то - восторженно, кто-то более спокойно. Но всем было понятно, что такой спектакль не увидишь в другом театре. Это было произведение "Школы драматического искусства".
       Стоит, кстати сказать, как Яцко относится к своим коллегам, другим ученикам Васильева, которые все вместе работают в "Школе". Относится, что называется, толерантно, доброжелательно. Со стороны видно, что кто-то из учеников на фоне других как профессионал выглядит слабее, и его бы следовало из театра удалить. Игорь Яцко сохраняет васильевское братство, потому что сам его дух предпочтительнее профессиональной конкуренции, которая всегда ведет к разрушению.
       Сам Игорь по натуре человек открытый и миролюбивый, конфронтация с миром - не его удел.
       Совсем недавно Игорь Яцко проявил талант педагога: в Славянском международном институте выпустил актерский курс, с которым работал по васильевской методике, и почти целиком взял этот курс к себе в театр в качестве лаборатории. Он сумел заразить студентов своей страстью к познанию необычных и нетрадиционных вещей и воспитал в них то же бескорыстие, которым обладает сам. Они пришли в "Школу" не для того, чтобы за свою службу получать ежемесячную зарплату, а для того, чтобы продолжать учебу и опыты. Я видела выпускной спектакль этого курса - "Гамлет", и была поражена какой-то особой свежестью и свободой молодых актеров. Играли они необычно. И во всем чувствовался дух особого творческого вдохновения. Юные ученики Игоря Яцко очень достойно начали свое служение театру.
       Учитель им предоставил свободу, которой не обладал сам, будучи учеником Васильева. Игорь разрешил молодым актерам работать в других театрах, сниматься и вообще как-то зарабатывать себе на хлеб, чтобы иметь возможность заниматься тем, чем хочется. Сейчас трудно сказать, кто из них выдержит это жизненное испытание, у кого хватит запаса творческих сил и бескорыстия. Но как бы там ни было, новая лаборатория молодых актеров приступила к своей работе. И это начинание целиком и полностью лежит в русле васильевской традиции.
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Богданова Полина Борисовна (polina11@mail.ru)
  • Обновлено: 13/05/2012. 8k. Статистика.
  • Статья: Культурология
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.