Бужор Юрий
Не только поржать

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бужор Юрий (yuribuzhor@yahoo.de)
  • Размещен: 11/09/2020, изменен: 11/09/2020. 14k. Статистика.
  • Эссе: Проза
  • Иллюстрации/приложения: 5 шт.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      Интеллигентный Гент
      
      Даже если бы нас подвели к алтарю 'Поклонение агнцу' и больше ничего не показали, мы должны были бы заехать в Гент.
      
       []
      
      Ради него и в Бельгию стоит заехать. Прорывное произведение искусства, из самых-самых. Появление его на свет 600 лет назад, ничем, кроме божественного вмешательства, не объяснишь. Отточенное же до немыслимых пределов мастерство - заслуга человека по имени Ван-Эйк.
      
      Имеется своя царь-пушка, и имя есть у нее: "Безумная Грета". Не путать с одноименной картиной Брейгеля в Антверпене. Длина 3.5 метра, калибр 50 см, могла довольно далеко бросить ядро весом 350 кг. Московская куда мощнее. Правда, ни та, ни другая ни разу не стрельнули, слава Богу.
      
      Какая-то в Генте пегая, не страшная совсем.
      
      Один из самых больших городов Западной Европы в XIII веке. По затейливым домам гильдий, мрачному замку, пышной ратуше видно, какие серьезные люди здесь жили.
      
      Родина Метерлинка. Синяя Птица, знаем.
      
      Но и родина властелина половины мира Карла V. Появился на свет, легко запомнить, в 1500 г. Маму звали Хуана Безумная. Совершенно была сумасшедшая. А мальчик удачный. И удачливый. Фламандско-бургундский герцог по праву рождения, император Священной Римской империи германской нации, испанский король и еще король Иерусалима. Последнее, правда, только на бумаге.
      
      В 1555 году объявит всем, что делит свои владения в Старом и Новом свете между сыновьями, а сам удалился на покой. Добровольно сдал почти космическую власть. Уникальный случай.
      
      1540 год. Гент вздумал своевольничать. Отказался платить военный налог. Карл заявляется с многочисленным войском. Вот он вместе со своим верным служакой (и редким садистом) герцогом Альбой взбирается на самый верх городской колокольни. Гент как на ладони. Карл хочет обрушить на город, подобно грому небесному, строгое, но справедливое решение.
      
      Альба предлагает всех к ногтю. Карл возражает. Много испанской кожи придется извести на эту перчатку, говорит он. То есть много живой силы положить.Игра слов: перчатка по-французски gant; слово по тем временам галантерейное, французский был уместен.
      
      Он придумал лучше. Заставил гентцев стоять на коленях в грязи, а 50 именитых граждан должны были пройти вереницей перед своим высокопоставленным земляком. Каждый из этих 50 был в исподнем, и на каждом была петля. Готовы, мол, умереть, но ты прости нас, батюшка. Мы больше не будем.
      
      И он простил. Пятерых повесил только. Всех лишил привилегий, не вернул кредиты - это само собой.
      
      За жизнь свою фламандцы дрались бы как львы, а на унижение пошли. Грустно, но такова правда истории. И правда жизни.
      
      Интересное продолжение имело место в 2000 году. Испания решила подарить гентцам копию памятника Карлу V, имеющегося в Мадриде. Те подумали и согласились. Все же такой знаменитый человек в земляках. Пусть стоит.
      
      И стоит.
      
      Вроде ему на грудь табличку вешали: "Простить мы тебя сможем, полюбить - никогда". Ну, и где эта табличка? И так всё понятно.
      
      В защиту гентцев скажу только, что похожие сложные чувства уместны по поводу чуть ли не любого историко-политического памятника. Разве вот Ганди, и то я не уверен, а больше настоящих непротивленцев при большой власти что-то не припомню.
      
      ***
      
      В ряду аутентичных средневековых построек обнаруживается некое прикольное сооружение. Я большой брюзга по части подобных нарочитых контрастов, но тут как-то сразу по сердцу пришлось. Тайные шалашики нашего детства? Танцплощадки пубертата? Казавшийся когда-то несбыточным домик, такой уютный и такой свой?
      
       []
      
      Очень функционально. Концерт, инсталляция, выставка - всё тут. Готическое пространство, стрельчатость. Выдержана суть готики, красивых же деталей Генту не занимать, они там везде.
      
      А вот и писающие достопримечательности.
      
      В Брюсселе мальчик, девочка и пёсик. Кто же не слышал.
      
      Здесь нет такого разнообразия видов , зато активных участников процесса существенно больше: мальчиков - 3(три); девочек - 2(две). Утерли нос столице.
      
      Хотел показать своей группе хотя бы двух пацанов, но дождик вынудил сократить проход. Ограничились одним, зато самым крутым и тоже удачливым. Именно он находится в компании двух девочек-близнецов.
      
      Есть прототипы в реале. Две замечательные юные гентки. Они красовались в окошке при открытии многофигурной экспозиции и хохотали вместе со всеми. Однако их подлинных имен в открытой городской хронике нет. Лена и Луна - ладно, пусть будут Лена и Луна.
      
       []
      
      А cтруек-то мы и не разглядели. Похоже, перекрыли каким-то краником из-за дождя.
      
      Это бытовое раблезианство, открытость и здоровое отношение к здоровым вещам уже были исследованы на примере брюссельского пацана. Гляньте, кто не читал.
      
      ***
      
      Я еще приеду в Гент и по возможности скоро. Не с группой, а как обычный путешественник. Закажу себе ночлег. Никуда не буду торопиться. Предамся созерцанию бессмертного полиптиха. Обойду все улочки. Исследую все дворики. Мальчики, девочки - а как же. Даже в дурацкий музей пыток пойду. Правда, не ради испанских сапогов, а чтобы присмотреться к тем, кто посещает подобные музеи. Давно интересно.
      
      Предвкушаю поездку. Поверите ли, радостное возбуждение испытываю. Наверное, вот так и официантке в кайф зайти в ресторан, заказывать там и при этом привередничать, художнику - позировать для портрета. Не так давно стали меня посещать эти эмоции.
      
      Пригожий, статный, лёгкий, интеллигентный Гент.
      
      
      Борис Бурда и другие
      
      Московский физтех был чуть ли не филиалом одесской СШ 116, где я учился. Я тоже очень хотел стать физиком. Довольно быстро соображал по учебнику Перышкина, суть физических процессов мне давалась. Завел я, значит, тетрадку и стал туда конспектировать из курса высшей физики. К счастью, добрый ангел меня надоумил показать эти записи бесспорному авторитету по всем вопросам Боре Бурде, учившемуся в 10-м классе, а я тогда был в 9-м. Он стал листать, потом один вопрос мне задал, другой, потом извлек школьный учебник алгебры и стал гонять по нему. Недолго ему пришлось меня гонять. Выносится вердикт: Юра, ты никогда не будешь физиком, потому что это тебе не времена Фарадея, в современной физике без математики шагу не ступишь, а в математике ты...тут я страшно стесняюсь, но, с другой стороны, где-то и лестно, что такой известный впоследствии человек лично мне клеймо проставил...потому что в математике ты баран.
      
      Так я не стал физиком.
      
      Не буду врать, что это, мол, сфумато, тонкий авторский замысел, ах, юность с её поросячьими иллюзиями и т.п. Просто сдуру уменьшил, а исходное фото, присланное года четыре назад тоже 116-ком Мишей Геренротом, кануло безвозвратно.
      
       []
      
      Это выступление школьной команды КВН под названием "Плюс-минус". Я в основной состав еще не допущен, поэтому не в форме. В 10-м классе допустят. Но это будет уже не то. Хотя Плюс-Минус даст еще несколько ярких имен (один Ян Левинзон чего стоит), лично мне Борис Бурда и Борис Херсонский запомнились неким подобием предзакатного света. Через сколько-то лет слава одесского КВНа еще воссияет, но это совсем другая история.
      
      А возился с нами тогда уже выпускник - Борис Владимирский.
      
      Еще два выпускника порой являлись как боги ex machina: Ефим Аглицкий и Ефим Брезман. Оба с очень красивыми девушками.
      
      Да, хвастаю. Сподобился. Папа Римский, английская и датская королевы, отечественные звезды кино-театра-эстрады - благодаря туризму. Три Бориса и два Ефима - благодаря невозвратной юности и воссоединившему нас Марку Цукербергу.
      
      
      
      Поезд Одесса - мама
      
      Когда ржешь непрерывно, память отключается. Заливисто ржал, помню. А чему, собственно - хоть убейте. Плотность неимоверная. Сейчас поднапрягусь...ага, вот, из диалога мамы с сыном:
      
      - Мама на тебя обиделась. Ты плачешь, мой мальчик?
      - Нет, мама, я не плачу.
      - (потрясенно) Мама обиделась на своего сыночка, а он не плачет. Кажется, ты начинаешь взрослеть.
      
      Cтарая добрая родительская манипуляция. Пикантность диалогу придает то, что мальчику 55 лет.
      
      Случайно краем глаза я тоже когда-то смотрел на ржущий зал. Но в этот вечер зал не только ржал. Зал еще и слезу смахивал.
      
      Ржанье почти всегда синхронно. Публикум, конечно, разный бывает, но в этот вечер в Бремене, спасибо всем, смеялись дружно.
      
      А вот слезу с глаз смахивает каждый по отдельности, еще и норовит сделать это украдкой.
      
      Наверное, это чертовски любопытно наблюдать со сцены, когда ты сам же эту слезу и вышибаешь.
      
      Как наблюдал и продолжает наблюдать при каждой очередной постановке 'Поезда ОДЕССА - МАМА' мой старинный друг Олег Николаевич Филимонов.
      
      Всесоюзно известный КВН-щик и анекдотчик трактует своего героя несколько отстраненно, добавляя к архетипической иронии еще и самоиронию. Не Актер Актерыч, вот уж нет. Образно выражаясь, один глаз закатывается в переполняющих Нухимзона (или Мухинзона, я так и не разобрал) ветхозаветных эмоциях, а другой слегка подмигивает залу.
      
      Немирович-Данченко мог бы этого и не одобрить. Но при нем не было КВН и топ-рейтинговой Десятки анекдотов по ЦТ.
      
      А зал ржет. И смахивает слезу.
      
      Сумасшедшую еврейскую маму осуществляет Ольга Владимировна Волкова. В пьесе она не появляется на сцене, а дает наставления своему Мишеньке по скайпу. Зритель слышит ее реплики и видит из зала глаза во весь экран. И в этих глазах - все чадолюбие еврейского народа.
      
      Абсолютное перевоплощение. Вот не зря у нас давали Народных.
      
      Случайная попутчица Нухимзона-Мухинзона в поезде Одесса - Львов - Руслана Писанка.
      
      Я помнил ее по каким-то давнишним телепроектам. Похоже, на этом этапе постижения я в своем развитии остановился, ее же развитие все эти годы продолжалось. Глубокая драматическая актриса. Поначалу - да, все эти рубенсовские дела имеют место. Плюс кошелки, дурацкие висюльки, высокий суржик и первозданная дремучесть.
      
      Но зато в конце...
      
      Но я не напишу здесь, что происходит в конце. Жалко вашего катарсиса. Может, когда-то по молодости я немножко и завидовал славе корефана. Тут ведь всегда и радость, и другое. Вопрос, чего больше. Рапортую: радости всегда было больше, намного больше, чем другого.
      
      Но в этот вечер я остро позавидовал чертову везунчику Нухимзону-Мухинзону. Какая женщина! И он играет ей на гармошке! Вживую, со сцены!
      
      Это невозможно вынести.
      
      Олег и Руслана сыграли обретение друг друга талантливо и убедительно. При этом...нет, сказал, не буду рассказывать - и не буду.
      
      Очаровательно поет Анечка Ткач. У нее вот-вот начнется мутация голоса, и ведь так бывает, что он остается сильным и чиcтым. Очень хотелось бы. Творческое общение с очень талантливыми людьми - бесценный опыт по-любому. Наверняка мы о ней еще услышим.
      
       []
      
      Наружная жизнь время от времени врывается в вагон в виде таможенника, полицейского, воровки, подгулявшего попика. Виктор Андриенко забористо и безжалостно воплощает эти метаморфозы. Уморителен и точен проводник Яша Гопп.
      
      Если бы я не боялся показаться банальным, я бы написал: спектакль учит добру. Многому чему еще, но в первую очередь - добру. Надо быть каким-то особенно редким, чтобы этого не понимать.
      
      Сюжетная ретроспекция в финале показалась было несколько диккенсоватой. Наверное, просто с ходу не разобрался в предложенной авторами метафизике. Нет ничего случайного в этом лучшем из миров, вот да. Всё исполнится.
      
      Классную пьесу сочинил Александр Тарасуль в соавторстве с Евгением Хаитом и Виктором Явником. Классную.
      
      Режиссёр Игорь Славинский.
      
      Аншлаг и, как говорят англосаксы, стоячая овация. Долго не отпускали.
      
      Двумя словами если: не ожидали. Это не было похоже на классический актерский дуэт в гастрольном формате. А кто-то собрался на cборник качественных украинско-еврейских анекдотов.
      
      Вышло по-другому. Не только поржать.
      
      Успех полнейший.
      
      Какой я молодец, что приехал в Бремен и посмотрел.
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бужор Юрий (yuribuzhor@yahoo.de)
  • Обновлено: 11/09/2020. 14k. Статистика.
  • Эссе: Проза
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.