Черевков Александр Сергеевич
Мстислав Запашный

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Черевков Александр Сергеевич (lodmilat@zahav.net.il)
  • Размещен: 29/10/2021, изменен: 29/10/2021. 16k. Статистика.
  • Рассказ: Проза
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      Мстислав Запашный.
       Было это в середине семидесятых годов. Работал тогда в пермском государственном цирке по совместительству сразу в трёх должностях. Художник-дизайнер (оформитель цирковых афиш). Режиссёр-инспектор (ответственный за установку цирковой аппаратуры и реквизита). Старший машинист сцены (ответственный за манеж и за униформистов, работников на манеже).
       Первые две должности у меня были временные. На эти должности вскоре приняли специалистов. За мной осталась должность старшего машиниста сцены. набрал с улицы парней для работы на манеже. Все они хотели стать артистами цирка. Но далеко, ни все смогли работать даже на манеже.
       На манеже надо было уметь не только убирать и расстилать опилки, а также разгребать опилки так, чтобы лошади не портили себе копыта. На манеже надо было ещё уметь правильно расстилать круглый ковёр почти двенадцать метром в диаметре. На манеже надо было убирать и помёт за животными.
       Было много и других работ, которые были сложными, тяжёлыми и не всегда приятными. Поэтому большинство униформистов вскоре покидали работу на манеже цирка.
       Одна цирковая программа заканчивала свою работу. Вторая цирковая программа только приезжала в пермский государственный цирк. Вполне обычная смена цирковых программ и номеров.
       Со второй цирковой программой приехала семья Запашных вместе с семейными цирковыми номерами. В семейном комплекте цирковых номеров были акробаты, воздушные гимнасты, жокеи наездники и дрессировщики животных. Семья цирковых артистов занимала целое отделение в цирковой программе.
       Руководил семейными цирковыми номерами Мстислав Запашный. Один из самых замечательных цирковых артистов, который был удостоенных звания народный артист СССР (1990), перед самым развалом Советского Союза.
       Каждый известный человек обрастает всякими легендами, былями и небылицами. Так было и с семьёй Запашных. В цирке рассказывали, что младший брат Игорь Запашный, дрессировщик хищников, когда захватил свою бывшую жену в постели с любовником то зарубил их топором. По другой версии бывшая жена была зарезана двадцатью ударами ножом.
       Игорь Запашный был приговорён к высшей мере наказания. Но под давлением артистов цирка высшую меру наказания заменили многими годами жизни отбывания в месте заключения. В цирке также говорят, что знаменитого артиста цирка от расстрела спасла дочь Брежнева. Несколько раз Игорю Запашному, сбрасывали срок заключения. Отсидел Игорь Западный пятнадцать лет...
       Последние годы своего заключения Игорь Запашный отбывал в лагере заключённых в Перми. Как бы на вольном поселений. Мог иногда выходить в город. Когда в пермский государственный цирк с цирковой программой приехала его семья, то он стал просить начальника лагеря отпустить его на один день в цирк к семье. Начальник лагеря отказал ему в этой просьбе.
       Тогда Игорь Запашный вопреки отказа пошёл к своей семье в пермский цирк. В этот же день по требованию семьи он вернулся обратно в лагерь. Уговорили начальника лагеря не поднимать скандал. Насколько это правда, ни мне судить.
       В любой легенде бывает доля правды. Не бывает дыма без огня. Также о легендах цирковых артистов семьи Запашных всякое говорят.
       Говорят, что когда Мстислав Запашный дрессировал тигров и какой-то из тигров не хотел работать, то Мстислав Запашный ругался матом на тигров и непослушного тигра бил по голове кулаком, тигр от страха писался. Поэтому дрессированные тигры в номере Мстислава Запашного даже пасть не раскрывали и работали на манеже, как кошки у клоуна Юрия Куклачёва. Также Мстислав Запашный работал со слонами.
       Не могу подтвердить истинность этих легенд о дрессировщике Мстиславе Запашном. Мне не приходилось работать с ним во время дрессировки тигров и слонов. Но вот как работал Мстислав Запашный с лошадьми и со своими родственниками на манеже цирка, это видел собственными глазами.
       Поэтому могу подписаться под каждым своим словом, рассказанным о Мстиславе Запашном, как руководителе цирковых номеров с воздушными гимнастами, акробатами и жокеями наездниками. Об этом мне хочется рассказать.
       Когда приехала новая программа цирка, то стали репетировать постановку программы на манеже пермского цирка. Как говорят в цирке, что делают прогон цирковой программы. Присутствовал на большинстве репетиций цирковых номеров. Не присутствовал только во время дрессировки животных, так как присутствовать рядом с хищниками запрещалось всем без исключения.
       На репетиции с хищниками были только те, кто обязан по своей работе присутствовать рядом с хищниками, это дрессировщики, укротители, ассистенты, охрана и просто люди по уходу за этими хищниками. Тогда Мстислав Запашный готовил с воздушными гимнастами своей семьи номер под названием "Полёт к звёздам".
       Это был очень изящный номер с оригинальными подсветками всех трюков под куполом цирка. Коронным трюком этого номера был полёт артиста из-под купала к трапеции. Трапеция находилась в темноте, на несколько метров ниже летящего из-под купола артиста цирка.
       Весь зал замирал в ожидании того, что артист цирка сейчас разобьётся о манеж в дребезги. Но вовремя полёта вниз артист, вдруг, перехватывал трапецию. Зал заворожённых зрителей награждал рискованного артиста цирка бурными аплодисментами.
       Как вы догадались, этот опасный трюк выполнял Мстислав Запашный. Так как в работе с этим цирковым номером над манежем не подвешивалась сетка для страховки воздушного гимнаста, то вовремя этого опасного трюка воздушного гимнаста подстраховывали снизу два, а то и сразу три ассистента. Все зависит от веса воздушного гимнаста.
       Вес ассистентов, стоящих во время страховки на лонжи должен как минимум дважды превышать вес летящего воздушного гимнаста. Иначе, ассистент взлетает в воздух, а воздушный гимнаст разбивается насмерть. За этим весом должны следить все, кто участвует в работе с номером.
       Во время очередной репетиции этого опасного трюка все воздушные гимнасты были под куполом цирка. Другие артисты этой семьи находились за пределами манежа. Были заняты своей работой к подготовке репетиции следующих номеров. На манеже возле страховки остался тощий ассистент этого трюка. В это время в первых рядах зрительного зала сидели мои работники манежа.
       Униформисты просто смотрели за репетицией этого воздушного номера, после окончания, которого им предстояло работать в подготовке манежа для репетиции следующих цирковых номеров. У меня в это время была своя работа возле форганга.
       Прежде чем подняться под купол цирка, Мстислав Запашный попросил меня постоять противовесом на страховке вовремя его полёта под куполом цирка.
       - Работа на лонжи не сложная. Надо только внимательно следить за выполнением опасного трюка. - объяснял мне, Мстислав Запашный. - Если воздушный гимнаст долетает до трапеции и успевает за неё схватиться руками, то ассистенту на страховке надо всего лишь пропускать лонжею между рук. В том случае, если воздушный гимнаст не смог схватиться, то страховщики на лонжи своим двойным или тройным противовесом удерживают воздушного гимнаста на весу. Затем осторожно спускают его на цирковой манеж. Надеюсь, что ты знаком с такой работой в цирке.
       - Мне больше приходилось работать в иллюзионном аттракционе. - коротко объяснил суть своего знания в цирковой работе. - Но последнее время занимаюсь контролем крепления в колёсиках.
       - Вот и прекрасно! - уверенно, сказал Западный. - Ты ни новичок в цирковой работе. Справишься!
       Мстислав Запашный объяснил мне несколько раз, как подстраховывать его вовремя полёты и стал подниматься на верх под купол цирка для выполнения своего опасного трюка. В это время меня позвали за форганг по моей непосредственной работе.
       Поставил на место себя новенького униформиста, который по весу был даже больше меня. Объяснил униформисту, как стоять на лонжи, а сам ушёл работать за форганг.
       Когда вскоре вернулся обратно, то увидел ужасную картину. Мстислав Запашный падает с высоты купала. Тощий ассистент летит вместе с лоджией к куполу. Униформист оставленный мною на страховке схватившись руками за своё лицо по дикому кричит. В тот самый момент другой униформист бросается на лонжу на манеже.
       Но вес второго униформиста меньше моего. Запашный продолжает падать на манеж. Прыгаю следом на ноги второго униформиста. Во время прыжка успеваю схватиться за ноги, второго униформиста и за конец ускользающей к верху лонжей. Теперь все изменилось в обратном направлении.
       Мстислав Запашный взлетает к куполу цирка. Мы втроём падаем на манеж цирка. К нам из-за форганг бегут артисты цирка, чтобы общим весом удержать артиста наверху под куполом цирка. Затем Мстислава осторожно спускают на цирковой манеж. Смотрю ему в лицо. По выражению лица видно, что Мстиславу Запашному досталось ни меньше чем второму униформисту, у которого верёвкой до крови ободраны ладони на обеих руках.
       Тощий ассистент отделался лёгким испугом. Испачкал свою униформу об манеж во время прыжка. Слегка ободрал на ногах колени. В истерике толстый униформист, который должен был страховать падение артиста. Остальные униформисты сидят в зрительном зале. Со стороны наблюдают за нами.
       Представляю, как сейчас досталось Мстиславу Запашному. Наверно у него от рывка в низ к манежу, а затем по купол цирка, повреждены внутренности. От такого резкого рывка, Мстислава Запашного, кожаным ремнём с тонким тросом внутри могло просто разорвать пополам и к нашим ногам упали бы две его половинки, разделённые словно ножом.
       Но видно тренированное тело воздушного гимнаста было готово к подобным ударам и смогло как-то амортизировать на двойной удар во время падения. Возможно, что Мстислав Запашный отделался только внутренними ушибами, после которых неизвестно, что может быть ещё.
       На цирковой манеж прибежали наши медики. Оказывают помощь второму униформисту и разговаривают с Мстиславом Михайловичем, который только морщится от боли и кивает головой на вопросы наших медиков. Видно все обошлось благополучно. Все остались живы. С манежа уходят медики и артисты цирка.
       Запашный благодарит за своё спасение второго униформиста и медленно направляется в мою сторону.
       - Люблю пошутить, но не в рабочее время. - говорит мне в лицо, Запашный и уходит с манежа.
       Откровенно, так думал, что Мстислав врежет мне по морде. Но он сдержался, хотя в какой-то степени заслуживал, чтобы мне врезали по морде за такой прокол в цирковой работе. На это происшествие можно было смотреть с разных сторон. Во-первых, сам Мстислав Михайлович Запашный не имел никакого права доверять свою жизнь постороннему человеку.
       Был всего лишь старший машинист сцены (манежа). В мои обязанности входила работа вокруг циркового манежа и ничего другого. Никакого отношения к работе цирковых номеров не имел. Во-вторых, прежде чем прыгать вниз головой из-под купала цирка артисту нужно было обратит внимание на то, кто там страхуется его жизнь во время падения.
       Во время репетиции этого опасного трюка свет горел во всём цирке, и Мстислав Запашный прекрасно видел, что ушёл от страховки за форганг. Ну, и, в-третьих. В последний момент исправил свою ошибку хотя бы частично. Если бы не пригнул следом за вторым униформистом на лонжу, то Запашный мог разбиться насмерть.
       Отвечал бы за гибель Мстислава Запашного, только сам Мстислав Запашный, но уже на том свете. Мог отделаться лишь выговором и увольнением с места работы. Так что в этой истории виноват сам артист цирка за халатное отношение к самому себе и к своей работе в качестве артиста цирка.
       Следующей репетицией на манеже цирка выступали жокеи наездники и акробаты вольтижёры на лошадях. В этой работе была задействована вся семья Запашных. Братья, сестры, племянники и жена Мстислава Запашного. Сейчас уже не помню её имени. Вроде Долорес звали. Поэтому буду о ней говорить просто как о его жене, которая была тоже наездницей и на лошадях. Выполняла различные акробатические трюки во время езды.
       Лошади в цирковом номере были какой-то русской тяжеловесной породы. Им бы тяжести на русских полях таскать, а не по манежу бегать. Поэтому тяжеловесные лошади вяло бегали по манежу цирка и номера акробатов на лошадях плохо смотрелись. Не знаю, понимал эти проколы в работе с лошадьми сам Мстислав Михайлович Запашный или нет, но проколом в воздушной гимнастике он был взвинчен до предела. Он орал матом на всю свою семью и на лошадей тоже. От этого работа никак не улучшалась.
       - Ты, дранная кошка! Лучше работай бёдрами! - кричал Мстислав на свою жену. - Не забывай, что ты на лошади, а не в постели с мужем. Хотя от тебя и в постели толку нет. Повтори номер ещё!
       Видимо после прокола в воздушном номере Запашный был в сильном стрессовом состоянии. Ему надо было как-то снять с себя накопившееся от стресса напряжение во всем теле. Но мат на родственников и избиение лошадей, видимо были обычным повседневным делом. Поэтому никак не могли снять с него напряжение после стресса. Мстислав Запашный взбесился до предела от постоянных проколов в работе с лошадьми и уже ничего не мог с собой поделать, чтобы как-то успокоиться во время репетиции.
       В то время как у Мстислава Михайловича Запашного пик бешенства от проколов достиг высоты, мимо него по кругу проезжала на лошади Долорес Запашная, на которой кроме циркового костюма из трусов и лифчика больше не было ничего. Трюк на лошади у Долорес не получился.
       Тогда разъярённый до без предела Мстислав размахнулся длинным хлыстом и со свей силы, словно лошадь, ударил Долорес Запашную плетью на виду у всех находившихся в то время в зрительном зале цирка вокруг манежа.
       В одно мгновение на теле артистки появилась темно-бардовая полоса от плети. Мстислав Запашный с досадой бросил свой хлыст и быстро ушёл за пределы циркового манежа. До циркового выступления перед зрителями в этот день оставалось всего три часа.
       Когда началось вечером цирковое представление. На манеж цирка выехала с номером акробатики на лошадях Долорес Запашная. Тут же обратил внимание на то место, где была темно-бордовая полоса на теле артистки от удара хлыста. Всю полосу синяка от удара хлыстом загримировали. Осталась лишь еле заметная выпуклость на месте сильного удара по телу хлыстом. Номер с лошадьми отработали нормально. Этот случай не обсуждался на общем собрании артистов цирка. Все осталось между Мстиславом Запашным и Долорес Запашной внутри семьи. Между работниками цирка прошёл слух, что подобный случай не впервые происходил в семье Мстислава Запашного, который постоянно оскорблял Долорес. Называл её полной бездарностью в цирковом искусстве. Нарастал конфликт в цирковой семье между Мстиславом и Долорес Запашных. В 1977 году Долорес вместе с Мстиславом Запашным создали аттракцион "Слоны и тигры". Долорес Запашная была участницей воздушных и конных номеров семьи 3апашных. Исполнительница номеров "Высшей школы" и "Гротеск-наездница". Несколько лет спустя, после истории в пермском государственном цирке, как-то однажды увидел по телевизору в цирковой программе на лицо знакомую женщину, которая выступает с номером "Иллюзионные миниатюры" и с трансформацией. То была Долорес Запашная. Она рассказывала корреспонденту, что Мстислав Запашный, постоянно её унижал. Обзывал бездарностью в цирковом искусстве. По этой причине они разошлись. Назло Мстиславу Запашному, она стала самостоятельно работать на манеже цирка. Больше мне не доводилось встречаться с Мстиславом Запашным и его огромным коллективом, в большинстве семья династии Запашных.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Черевков Александр Сергеевич (lodmilat@zahav.net.il)
  • Обновлено: 29/10/2021. 16k. Статистика.
  • Рассказ: Проза
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.