А. Т. Сапронов
А. Т. Сапронов "Дисциплинарная практика в вооруженных силах Сша"

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 22/03/2016.
  • © Copyright А. Т. Сапронов (kostinsky@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 33k. Статистика.
  • Статья: Обществ.науки
  • Оценка: 5.92*7  Ваша оценка:


       Военная мысль, N2, 1990, сс.61-68
      

    Дисциплинарная практика в вооруженных силах США

    (По материалам зарубежной печати)

      

    Полковник в отставке А. Т. САПРОНОВ,

    кандидат исторических, наук

      
       ДИСЦИПЛИНАРНАЯ практика в вооруженных силах (ВС) США определяется системой различных административных, судебных и идеологических мероприятий. Правовыми документами, регламентирую­щими дисциплинарную практику в ВС США, являются "Военная при­сяга", "Единый военно-судебный кодекс", уставы и наставления. Наибо­лее полно вопросы дисциплинарных взаимоотношений военнослужащих отражены в "Кодексе", введенном в действие в 1950 году решением пре­зидента страны. Основные его положения раскрывают систему дисцип­линарной и судебной практики в ВС США, предъявляют общие требо­вания к военнослужащим, устанавливают порядок наказания за нару­шение дисциплины, определяют полномочия органов военного руковод­ства, идеологического аппарата и военных судов, а также процедурные вопросы при ведении судебных процессов.
       Из 140 статей "Кодекса" 58 отведены вопросам определения нака­зуемых действий и взысканиям, налагаемым на военнослужащих. Это подчеркивает то, что в дисциплинарной практике в ВС США приори­тет отдается карательным мерам и принуждению, направленным на поддержание у солдат и матросов состояния постоянного страха перед наказанием. С этой целью офицерскому составу предоставлены большие права. Командир роты и равные ему в звании не ниже майора име­ют право понижать военнослужащим воинское звание (от капрала и ниже) на одну ступень. Офицеры, равные по должности командиру пол­ка, могут понизить на одну ступень военнослужащих в звании сержан­та, сержанта 1-го класса и мастер-сержанта.
       В правовых документах особое внимание уделено тем нарушениям дисциплины, которые могут быть совершены по политическим мотивам. Это подтверждается статьями "Кодекса", направленными на предупреж­дение возможных проявлений прогрессивных настроений и действии во­еннослужащих. Разделы о так называемой "заговорщической деятель­ности" "провокационных высказываниях или действиях", "подстрекательстве к дезертирству или бунту" и другие предусматривают суровое наказание лиц, осмелившихся в той или иной форме выступить против порядков, утвердившихся в американском государстве и в его воору­женных силах. Так, "Кодекс" дает возможность американскому коман­дованию за любое недовольство политическим режимом осуждать этих лиц на каторгу или пожизненное тюремное заключение. А с 18 февраля 1986 года в "Единый военно-судебный кодекс" введена статья, предпи­сывающая судам выносить военнослужащим за шпионаж в мирное и во­енное время и смертные приговоры.
       {61}
       К военнослужащим могут применяться и другие взыскания, нала­гаемые без проведения судебного процесса. К ним относятся: неувольнение из части до двух недель, ежедневная сверхурочная работа про­должительностью до 2 часов в день в течение того же срока, обычный арест сроком до 7 суток и строгий арест продолжительностью до 3 су­ток (на кораблях). Офицер в дисциплинарном порядке может быть ли­шен половины своего месячного денежного содержания.
       Генерал или офицер, имеющий право созывать военный суд, сам назначает его состав, дает инструкции о ведении процесса и вынесении приговора, т. е. осуществляет полный контроль за судопроизводством в возглавляемой им части. Такая концентрация власти в руках командира вызывает глубокую озабоченность американской общественности. На­пример, в номере флотской газеты "Нейви Таймc" от 3 апреля 1989 го­да подчеркивалось: "Карательные права командира способны создавать серьезные осложнения. Компетентность и справедливость выносимых приговоров, агрессивность судебного преследования, влияние политики на судопроизводство дебатируются уже длительное время".
       По мнению авторитетных экспертов США, моральный климат среди личного состава отражает состояние дисциплинарной практики. Поэто­му она является исключительно подвижной категорией и в соответствии с развитием вооруженных сил постоянно совершенствуется. Существую­щая дисциплинарная практика охватывает все эшелоны командного, ру­ководящего состава и государственного военного управления. Все ин­станции подчинены единым требованиям, изложенным в регламентиру­ющих ее документах.
       Военное руководство США непреклонно в стремлении укреплять дисциплинарную практику. Эта тенденция подтверждается проведением ежеквартальных обзоров состояния воинской дисциплины, которые до­кументально и точно отражают состояние дисциплинарной обстановки, ее динамику по видам вооруженных сил. Командование, идеологический аппарат и средства массовой информации имеют возможность своевре­менно реагировать на любые изменения дисциплины в войсках.
       Дисциплинарная практика в ВС США осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям: судебному (при совершении серь­езного нарушения) и административному (дисциплинарному), когда речь идет о менее серьезных проступках.
       Судебное направление представлено системой судебных органов, имеющихся в каждой командной инстанции. В соответствии с "Единым военно-судебным кодексом" существуют три категории военных судов: дисциплинарный, специальный и общий.
       Дисциплинарный суд организуется в соединении, части, ба­тальоне и отдельной роте. Для ведения судопроизводства командир на­значает офицера и его помощников. Если в отдельном подразделении имеется только один офицер, то он сам разбирает дела и выносит со­ответствующие приговоры. Дисциплинарный суд имеет право выносить приговоры о тюремном заключении на срок до одного месяца, привлече­нии к каторжным работам на 45 дней, запрещении увольнения из ча­сти до 2 месяцев, о вычете 2/3 месячного денежного содержания. Он полномочен рассматривать дела рядового, сержантского состава и ун­тер-офицеров на флоте, но не имеет право судить офицеров, ворэнт-офицеров, кадетов и гардемаринов.
       Специальный суд назначается начальникам гарнизона, фор­та, командиром соединения или отдельной части в составе не менее трех офицеров для рассмотрения дел рядового и сержантского состава. Суд имеет право выносить приговоры об увольнении из вооруженных сил за недостойное поведение, о заключении в исправительный центр или во­енную тюрьму на срок до 6 месяцев и привлечении к каторжным рабо­там на срок до 3 месяцев.
       {62}
       Общий суд -- высший военный суд. В его состав входит не ме­нее пяти офицеров. Согласно "Кодексу" созывать общий суд имеют пра­во президент США, министр обороны, министры видов вооруженных сил, командующие группами армий, армиями, а также командиры корпусов, дивизий и отдельных бригад. Работой суда руководит военный юрист. Суд полномочен рассматривать все проступки, наказуемые в соответст­вии с "Единым военно-судебным кодексом", и может выносить любой приговор, вплоть до "увольнения с позором", пожизненного тюремного заключения или смертной казни.
       Рядовые и сержанты, осужденные дисциплинарным или специаль­ным судом, обычно отбывают наказание в исправительных центрах. Осужденные на длительные сроки направляются в военную тюрьму.
       Административное направление дисциплинарной практики считается главным в сфере воинской дисциплины. По мнению военных специали­стов, ее сущность определяется общественным и государственным стро­ем, а также социальной природой вооруженных сил. Эти факторы яв­ляются основой для политического и идеологического формирования мо­рального духа, характера дисциплинарной практики. В США "воинской дисциплиной называется состояние порядка и повиновения среди воен­нослужащих, достигаемое путем натренированности", т. е., по сущест­ву, муштры. В одном из учебных пособий утверждается, что "трениров­ка составляет основу дисциплинарного воспитания, она формирует при­вычку к повиновению". В Наставлении AR 600-10 подчеркнуто, что во­инская дисциплина выражается во "внешнем проявлении склада ума и степени подготовленности солдата, которые делают его повиновение и должное поведение чисто инстинктивными при всех условиях". Таким образом, в ВС США дисциплина основывается на классовом подчине­нии военнослужащих и носит принудительный характер по отношению ко всему рядовому, сержантскому и унтер-офицерскому составу.
       В повседневной жизни и деятельности войсковых коллективов в си­стеме дисциплинарной практики ВС США широко применяются не толь­ко методы принуждения, ограничения, но и поощрения. Некоторые из них отражены в официальных документах в качестве административных мер, а часть их стала традиционными мероприятиями, получившими все­общее признание.
       Значительное место в дисциплинарной практике занимает система увольнения личного состава из вооруженных сил. Американское коман­дование использует это как мощное средство давления на солдатские массы, как способ очищения вооруженных сил от демократически наст­роенных военнослужащих.
       В вооруженных силах США существуют пять видов увольнения рядового, сержантского и унтер-офицерского состава: "увольнение с по­хвальным отзывом", являющееся поощрением за отличное несение во­инской службы; "увольнение на общих основаниях", т. е. по истечении срока службы; "увольнение по решению командования ввиду непригод­ности к службе"; "увольнение за недостойное поведение", а также "увольнение с позором" [1], которому подвергается военнослужащий по приговору общего суда. Каждому военнослужащему при увольнении из вооруженных сил выдается удостоверение (сертификат). В нем указы­вается, по какому из перечисленных видов он уволен.
       В американских вооруженных силах широко рекламируются блага, которые получит уволенный "с похвальным отзывом". Но основной ак­цент делается па широкое ознакомление военнослужащих с лишениями, которые неизбежно встретятся уволенному "с позором". Такому солдату
       ---------------------------------------------------------------
       [1] The Naval Officer's Guide, -- Annapolis, 1983, -- P. 519.
       --------------------------------------------------------------
       {63}
       или матросу могут не выдать пособия, не принять на работу и даже ли­шить гражданства США.
       Для молодежи, отслужившей в вооруженных силах США, сущест­вуют привилегии при поступлении на работу или в высшее учебное заве­дение. Однако даются они не каждому. Их получают только те, кто при примерном поведении безукоризненно выполнял свой воинский долг. Сертификат, выдаваемый при увольнении из вооруженных сил, не по­зволяет пользоваться этими привилегиями незаслуженно. Эта тщатель­но отработанная система дает командованию безотказное и могучее средство дисциплинарного воздействия на военнослужащих.
       Наряду с дисциплинарными мерами важную роль в укреплении во­инской дисциплины играет организация отбора молодежи для вооружен­ных сил. На военную службу не допускают тех молодых людей, которые в гражданских условиях вели себя "недостойно в моральном и социаль­ном отношениях". Закрыт доступ в вооруженные силы и гражданам с судимостью за уголовные преступления, а также тем, против которых возбуждено уголовное дело, которые освобождены условно или взяты на поруки.
       Общеизвестно влияние воинского коллектива на укрепление дисцип­лины военнослужащих. В США определилась своя форма воздействия коллектива. Речь идет о земляческих группах. Считается, что новобранцу легче освоиться в необычной для него обстановке, если адаптация проходит в коллективе сослуживцев, знавших друг друга до поступления на военную службу. Земляческие группы могут быть различной численности (чаще по 4 человека), формируются они на призыв­ном пункте и сохраняются в части по крайней мере на период первичной подготовки бойца. А если военнослужащие направляются за пределы го­сударственных границ США, то на весь срок службы.
       Заслуживают внимания мероприятия, проводимые американским командованием для привития военнослужащим навыков поведения в боевой обстановке. Требования, предъявляемые к ним в этой ситуации, сформулированы в "Кодексе поведения"[2]. Он разработан в 1955 году специальной комиссией, которая была назначена министром обороны США Г. Вильсоном [3].
       Согласно этому документу каждый военнослужащий обязан, помимо принятия присяги, давать клятвенное обещание не нарушать требований "Кодекса поведения" даже под угрозой смерти. Он требует от военно­служащих защищать Соединенные Штаты и "американский образ жиз­ни", не щадя сил и своей крови; запрещает сдаваться и плен "по своей воле"; в случае захвата в плен обязывает "продолжать сопротивление всеми возможными способами"; не позволяет принимать от противника какие-либо привилегии, давать показания, кроме сообщении имени, фа­милии, воинского звания, личного номера и даты рождения. Подписывая "Кодекс", президент США Д. Эйзенхауэр потребовал организовать спе­циальную подготовку, чтобы каждый военнослужащий мог, как выра­зился президент, "выдержать любое воздействие противника".
       В дисциплинарной практике личный пример командира считается проявлением высоких нравственных качеств. Поэтому в любых, даже мелких вопросах, от всего командного состава требуются высокая гу­манность и профессионализм. В Полевом уставе США FM 100-5 под­черкнуто: "Некомпетентность руководства недопустимо компенсировать героизмом солдат" [4].
       В помощь командному составу по вопросам дисциплинарной прак­тики разработана программа "совершенствования личной эффективно-
       ---------------------------------------------------------------------------------
       [2] The Army Officer's Guide. -- Harrisburg Pa, 1979. -- P. 18, 19
       [3] The Naval Officer's Guide. -- Annapolis, 1983.-- P. 515.
       [4] Commanders Gall. -- Washington, 1980. -- November -- December. -- P 3.
       ---------------------------------------------------------------------------------
       {64}
       сти" командира. Ее реализация осуществляется, как известно, через си­стему групповых занятий. Численность группы не должна превышать 12--16 человек. Цель таких занятий -- расширить теоретический круго­зор командного состава и обогатить его дополнительными навыками в осуществлении дисциплинарной практики в своем подразделении. Боль­шую помощь идеологическому аппарату в пропаганде доблести команд­ного состава оказывают средства массовой информации США. Они мгновенно могут превратить даже заурядный случай в собы­тие легендарное. Вот весьма любопытный пример. Американский гене­рал Мэтью Риджуэй принял командование 8-й армией в Корее тогда, когда личный состав был деморализован в связи с серьезными пораже­ниями. Новый командующий часто посещал передовые позиции, внима­тельно и скрупулезно вникал в вопросы боевой деятельности и быта войск. Однажды хмурым дождливым утром М. Риджуэй стоял у обочи­ны раскисшей полевой дороги, по которой двигались до предела нагру­женные военными припасами морские пехотинцы. Один из солдат начал спотыкаться: у него на ботинке развязался шнурок. Из-за непомерной тяжести груза солдат не мог самостоятельно справиться с возникшей неполадкой в обмундировании. Тогда он, не обращаясь к кому-то кон­кретно, произнес далеко не вежливые слова: "Найдется ли здесь какой-нибудь сукин сын *, который завяжет шнурок на моем ботинке?" Услы­шав это, генерал М. Риджуэй подошел к остановившемуся пехотинцу, наклонился и завязал шнурок.
       Вскоре о поступке командующего знал не только личный состав 8-й армии, но и все вооруженные силы США. Помнят о нем по сей день, потому что совершен он был не для саморекламы или рисовки. Побуди­тельным мотивом явилось естественное во фронтовой обстановке стрем­ление помочь солдату, оказавшемуся в беде. Этот случай показывает, как простой, но гуманный по своей сути поступок обретает величествен­ность, красоту и смысл. Мужество и выдержка в экстремальных усло­виях, высокая военная компетентность и человечность командира спо­собны поднять воспитательную работу на новую качественную высоту.
       Военное руководство США особо выделяет конструктивную роль сержантов в дисциплинарной практике. Газета "Арми таймс" 24 июля 1989 года опубликовала интервью с начальником штаба армии США генералом К. Вауно. Именуя младших командиров "корпусом сержан­тов армии США", называя их "проводниками воинской дисциплины", он подчеркнул, что у специалистов других армий большой интерес вызыва­ют сержантские училища и их выпускники, а также "их необычайно вы­сокий профессионализм" и постоянная "готовность нести ответствен­ность". Уместно привести здесь и шутливое высказывание американских солдат о сержантах, которое гласит: "Нет, не капиталисты и не комму­нисты правят миром. Миром правят сержанты".
       Командование проявляет уникальную изобретательность в выборе форм и истодов работы с сержантским составом. Например, 1989 год был объявлен "Годом сержанта армии США". И еще один показатель­ный факт. Декларацию об этом мероприятии подписали министр и на­чальник штаба армии. Третьим лицом, подписавшим этот государствен­ной важности документ, был представитель войск --главный сержант Джулиус У. Гейтс [5].
       Как свидетельствуют американские источники информации, правя­щие круги и военное руководство США вынуждены пойти на существен­ную либерализацию дисциплинарной практики. Такая необычная в ка­питалистическом государстве тенденция связана с усилиями по преодо-
       --------------------------------------------------
       * Морских пехотинцев США именуют "псами дьявола". Использованная солдатом жаргонная форма обращения не считается оскорбительной.
       [5]Army Times. -- 1989.-- 16 January.
       --------------------------------------------------
       {65}
       лению острых кризисных явлений в дисциплинарной практике вооружен­ных сил. В своем труде "Меняющийся характер правовой системы в вооружейных силах" известный американский ученый в области социологии Морис Яновиц утверждает, что "военные власти, несмотря на око­стенелость своей иерархической структуры, были вынуждены модифи­цировать правовую систему, основанную на принуждении и жестокой дисциплине, в сторону более косвенных форм контроля" [6] Технический прогресс, по словам М. Яновица, изменил функции военного руководст­ва, которое в своей повседневной деятельности должно от практики, основанной на принуждении, перейти к широкому использованию манипу­ляций. Привлекает внимание аргументация отказа от откровенного уже­сточения дисциплинарной практики. По этому поводу американский со­циолог пишет: "Принуждение больше тяготеет к угрозам и негативным санкциям, чем к позитивным побудительным мотивам. Оно формирует механическое повиновение" [7].
       Безусловный интерес представляет и американское понимание "при­емов манипуляций" в объяснении того же Мориса Яновица: "Под мани­пуляцией подразумевается влияние на поведение индивидуума с по­мощью косвенных приемов группового воздействия и упора на коллек­тивный характер поставленных целей. Манипуляция отдает большее предпочтение позитивным побуждениям, чем физическим угрозам... При­емы манипулирования имеют тенденцию учитывать индивидуальные на­клонности солдата" [8].
       Но это теория. Практика же от каждого командира требует осмыс­ленных действий, быть в курсе всех изменений, происходящих в жизни солдат, и своевременно предвидеть кризисные ситуации, в которые могут попасть его подчиненные. Командир обязан не только знать то, что молодежь испытывает массу затруднений, которые связа­ны с отрывом от дома и переходом в казарму, но и стараться всячески их облегчить.
       Поучительны рекомендации по борьбе с самовольными отлучками. От командира требуется не только учитывать стрессы, которые тяжелым грузом давят на молодого солдата, но и проявлять сочувствие военно­служащим, испытывающим подавленное состояние. Командир должен знать результаты психологических тестов, помогающих выявить "комп­лекс симптомов" потенциального самовольщика для того, чтобы соз­дать собственную программу превентивных действий. В качестве одного из ее приемов рекомендуется "система эмоциональной поддержки". Она заключается в назначении старослужащего покровителем молодого сол­дата. Роль опекунов заключается в обеспечении морального и военно-профессионального становления молодого солдата. Использование старослужащих в качестве наставников считается в вооруженных силах США эффективной мерой в вопросах обучения. Для подготовки опеку­нов и руководства их деятельностью используются главным образом капелланы, корпус которых представляет значительную силу. Напри­мер, из 600000 военнослужащих военно-морских сил число капелланов составляет более 1000 человек [9].
       Немедленная помощь и поддержка оказывается тем военнослужа­щим, которые находятся в морально подавленном состоянии. Для про­ведения индивидуальных бесед и коллективных мероприятий с ними привлекаются капелланы, юристы, специалисты по "умственной гигие­не", а также инструкторы по борьбе с алкоголизмом и наркоманией. Направленность работы с нарушителями воинской дисциплины опреде-
       ---------------------------------
       [6] Administrative Science Quarterly.--Vol. 3.--N 4. -- 195П.--March. -- P. 474--475,
       [7] Administrative Science Quarterly. -- Vol. 3. -- N 4.--- 1959 --March -- P. 482.
       [8] Ibid.
       [9] Navy Times. -- 1989. -- 10 April.
       --------------------------------
       {66}
       ляется прежде всего исходя из сложившегося мнения о том, что солдат, решившийся на самовольную отлучку, обладает, по выражению журна­ла "Командерз колл" [10], "туннельным видением", поскольку считает свои действия единственным способом преодоления возникших трудностей. Командир должен знать, что обмен мнениями и взаимодействие с пере­численными выше специалистами помогут найти позитивный выход из затруднительного положения. Одновременно рекомендуется незамедли­тельно анализировать каждый случай оставления расположения части. Раскрытие причин и их обсуждение считаются полезными уроками, из которых командование обязано делать соответствующие выводы.
       Борьба с неуставными отношениями ведется решительно и организо­ванно. В каждой части работает офицер, .назначенный генеральным ин­спектором. Он имеет в своем подчинении несколько военнослужащих. Потерпевший обязан информировать представителя этого аппарата о случившемся нарушении. Учитывая, что от неуставных отношений осо­бенно страдают рядовые, им дано право обращаться непосредственно к командиру дивизии, записавшись предварительно на прием.
       Борьба с наркоманией также носит регулярный, организованный и решительный характер. Причин для этого оказалось более чем достаточ­но: в 1980 году волна наркомании захлестнула в среднем 29 проц. лич­ного состава армии, 33 -- военно-морских сил, 37--морской пехоты и 14 проц. -- военно-воздушных сил. С этого же времени осуществляется целенаправленная программа, охватывающая обязательный медицин­ский контроль, воспитательные мероприятия и широкий круг специаль­ных консультаций. Была введена должность помощника министра обо­роны по борьбе с наркоманией, периодически он отчитывается перед комиссией Конгресса США по делам вооруженных сил.
       Принятые командованием меры по борьбе с наркоманией за послед­ние годы, по свидетельству американской прессы, дали положительные результаты. Так, с 1985 года количество наркоманов в вооруженных си­лах США снизилось до 9 проц., но и этот показатель не удовлетворяет командование. В вооруженных силах США было проведено массовое увольнение наркоманов: в 1984 году уволено 3265 солдат, в 1985-- 4651, в 1986--более 6600 человек. По данным Конгресса США, количе­ство наркоманов в вооруженных силах в 1987 году составило 3 проц.
       Физическое и моральное здоровье американских военнослужащих подрывает "не только наркомания. Обратимся к данным, характеризую­щим уровень алкоголизма в вооруженных силах США. Чтобы сгладить гнетущее впечатление от статистики, вскрывающей разгул пьянства, в американских вооруженных силах для определения типа пьяниц исполь­зуют два термина: "горький пьяница" и "умеренный пьяница". Больше всего горьких пьяниц в сухопутных войсках. Они составляют 14 проц. личного состава. Однако если речь вести о пьяницах обеих категории, то первенство оспаривают ВМС и морская пехота: во флоте 38, а в мор­ской пехоте 41 проц. личного состава относится к пьяницам [11].
       Пьянство порождает воровство, которое нередко носит организо­ванный характер и достигло угрожающего размаха. В форте Худ 49 ган­гстеров в военной форме за короткий срок украли и продали различных предметов военного имущества на сумму, превышающую 100000 долла­ров [12]. Комиссия Пентагона, проверявшая американские войска в Евро­пе, установила, что в течение года американскими военнослужащими
       --------------------
       [10] "Вестник командира" издается в качестве пособия для офицерского и сер­жантского состава командных должностей. Выходит в свет раз в два месяца.
       [11] Army Times. -- 1986. -- 24 February.
       [12] Army Times. -- 1986. -21 July.
       -------------------
       {67}
       только с двух баз снабжения было разворовано 200 т боеприпасов к стрелковому оружию.
       В этих официальных данных убедительно отражена политическая заостренность социальной роли дисциплины в вооруженных силах. Дис­циплинарные проступки совершают не только солдаты, матросы и млад­ший командный состав, но и представители офицерского корпуса и да­же капелланы, являющиеся духовными наставниками американских во­еннослужащих. Результаты анкетного опроса генералов и офицеров су­хопутных войск характеризуют современное положение в командном звене армии США. Так, из 436 генералов, опрошенных в 1985 году, от­веты прислали только 333 человека. Половина из них откровенно выска­залась о моральной деградации высшего эшелона руководства своей ар­мии. Из 14046 офицеров, ответивших на вопросы анкеты, 49 проц. соч­ли, что "принципиальному, откровенному, наделенному творческими за­датками офицеру не удержаться в современной армии". Показательно, что 33 проц. генералов согласились с этим негативным явлением.
       В вооруженных силах США в вопросах укрепления воинской дис­циплины наряду с широко развитой системой наказаний значительная воспитательная роль принадлежит поощрениям личного состава. В этом плане хотелось бы сказать несколько слов о наградах. Концептуальная точка зрения заключается в том, что награждение командного состава не вызывает энтузиазма у подчиненных. Это обстоятельство учитывается в практической деятельности. Так, в качестве государственной награды для рядового и сержантского состава учреждена медаль "За примерное поведение". Налажена эффективная работа по мобилизации военнослу­жащих на борьбу за коллективные награды и призы, которых немало в вооруженных силах США. Таковыми являются, например, приз Эйзен­хауэра и приз Першинга. Первый приз ежегодно присуждается ротам и равным им подразделениям за высокие показатели в боевой подготов­ке. Второй -- учрежден для подразделений, показавших высокие резуль­таты в стрельбе из личного оружия. Списки победителей вносятся в мемориалы. Очевидно, что подобные призы выполняют воспитательную роль: являясь поощрением, они вместе с тем служат средством попу­ляризации среди военнослужащих выдающихся полководцев США.
       По мнению военных экспертов, сложившаяся система дисциплинар­ной практики в американских вооруженных силах обеспечивает поддер­жание порядка в войсках. Но приоритет по-прежнему отдается кара­тельным средствам. Вместе с этим военное руководство считает, что в современных условиях только репрессиями не обойтись. По этой причи­не командному составу, особенно офицерам, рекомендовано оценивать и учитывать человеческий фактор и расширять круг гуманных средств ук­репления воинской дисциплины.
      
      
      
      
      
      

  • Комментарии: 2, последний от 22/03/2016.
  • © Copyright А. Т. Сапронов (kostinsky@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 33k. Статистика.
  • Статья: Обществ.науки
  • Оценка: 5.92*7  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.