Демченко Светлана Андреевна
Заметки по поводу...

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Демченко Светлана Андреевна (sofiyat@mail.ru)
  • Обновлено: 18/01/2015. 6k. Статистика.
  • Эссе: Литкритика
  • Иллюстрации/приложения: 1 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вместо отзыва на публикацию Николая Полотнянко "Кто про что, а я про Год литературы..."

  •  []
      Вместо отзыва на публикацию Николая Полотнянко "Кто про что, а я про Год литературы..."( http://www.velykoross.ru/blogs/all/article_1537/ )
      
      Недавно зашла на один литературный ресурс и не поверила своим глазам. До чего же измельчал! Один автор рекламирует свою поездку на курорт, второй - мёд, третий - ищет желающего за плату отредактировать его "повесть", четвёртый - предлагает услуги по изданию книги, пятый - печётся о месте в рейтинге, шестой - "учит" отводить от себя неудачи, и т.д.
      Современная литература в последние годы чем только не потчует своего читателя.
      
      Она лишь изредка приносит его сердцу радость и надежду, а больше - разочарования и грусть. Время от времени соблазняюсь мыслью высказаться о творчестве того или иного писателя, поэта, если оно привечает душу, раскрывает тайну толкотни в этом мире зла и добра, мрака и света, пошлости и достоинства.
      Ведь так хотелось бы, чтобы слово "литературный" несло в себе адекватную смысловую нагрузку и ей соответствовало.
      *
      Есть люди, которые заблаговременно, ещё не осознав до конца свои способности и творческие возможности, решают посвятить себя литературе, поэзии, сделать литературное сочинительство своей единственной профессией. А ведь иному и не досуг, что лучше быть отличным врачом или инженером, педагогом или агрономом, чем морочащим головы читателям посредственным сочинителем.
      Сколько же серости расплодилось ныне на литературной ниве! Только цыц! Не скажи об этом: заклюют, негодующе затопают, де, мол, отстал, не понял их гениальности и вообще, "кто ты такой или такая, чтобы меня судить". И корпят над своими талмудами, гламурными романчиками "ад-хок", мелодрамками и выдуманными фэнтези, лишёнными вкуса к слову и его художественности...
      И пишут примитивные постные немощные строки, а то и целые мёртворожденные книги, "пихают" их в СМИ, журналы и издательства, оформляют себе членство в ныне очень распространённых, искусственно создаваемых модных "союзиках" под спонсоров, участвуют в различных сомнительных "литературных" конкурсах, приобретают себе звания типа "народный писатель года" в соцсетях, будто это прибавляет им таланта.
      И что примечательно: в жюри соглашаются "заседать" и раздаривать подобные звания очень даже известные лица современной литературной кухни. Разве им невдомёк, что звания "Народный поэт" или "Народный писатель" не могут быть разменной монетой на рынке литературного продукта, тем более в социальных сетях?
      А таланта же, как не было, так и нет. Откуда ему взяться, коль идёшь ошибочной жизненной дорогой?! Такие авторы тем самым обрекают себя на личное принуждение годами колупаться в нелюбимой работе, не имея к этому ни живого интереса, ни призвания, забывая о том, что произведения невозможно "печь, как блины", благодаря лишь сдабриванию бартерными сделками, связями, бесчувственной технической сноровкой.
      Буквально на днях ко мне обратилась одна пишущая дама, проживающая за рубежом, с просьбой содействия ей в двух вопросах: как опубликовать написанное, и кто бы взялся отредактировать текст, по её мнению, первый вариант. Посмотрела этот опус. О чём он? Скучающая, стареющая, но молодящаяся дама, выехала за рубеж в поисках счастья. Одного мужчину сменила на другого. В деталях - ночи, проведённое совместно время в ресторанах, на пляжах, яхтах, и всё. Ни одной здравой мысли, которая бы объяснила цель написании этого "творения".
      В понимании авторицы, счастье - это сладострастие, возведённый в "энную" степень секс. Простите, эту похабщину даже цитировать не хочется: о 'тесноте в шортах', 'твёрдеющих бугорках', 'широких кроватях и возбуждающих простынях', 'анонирующих мальчиках', 'старых ловеласах', и т.п.
      Уверена, что деньги сделают своё: сей труд и отредактируют, и издадут, и появится очередной бульварный роман. Один, второй, а там и до брэндовых конкурсов и премий дойдёт, как это часто и бывает.
      *
      Но есть же среди пишущей братии и люди иного сорта, которые словно рождены для этого высокого дела. И "что бы, казалось, слова! Слова и голос, больше ничего, а сердце бьется, оживает, когда услышит их". Именно такими словами разговаривают люди, птицы и деревья, даже камень открывает уста, мертвая вода становится живой, вечер протягивает золотые руки и созревшие колосья смеются росами. Такая вот она, поэзия! И такая настоящая литература! Ее не возьмешь взаймы и не вторгуешь, не отдашь в услужение, а если предашь ее правдивую речь,- тогда она оставит тебя, как обманщика. У нее свои права и свои жестокие законы, ибо сама она - вечный подвиг и вечное самопожертвование. И этого самопожертвования требует от тех, кого она породила". (Андрей Малышко).
      Я много читаю произведений современных поэтов и писателей. В этом недостатка нет. Но только изредка окажешься в душевном литературном убежище, в плену особой житейской мудрости и красоты.
      Это прежде всего произведения и имена тех, чьему творчеству искренне хочется поклониться. Вовсе не тех, чьи имена на слуху в различных, считающих себя элитарными, группках и тусовках.
      Прочный успех остается за теми авторами, которые захватывают вопросы, в которых есть чётко обозначенный общечеловеческий остов, независимый от соображений частного порядка. Только писатель, умеющий донести в своих произведениях чистоту и силу высших нравственных идей и ощущений, умеющий стать понятным любому человеку, остается памятным в народе. Это ведь общеизвестно.
      
      В истинных литературных произведениях мы наблюдаем жизнь, нарастание, динамичность, а не статику. Читателю важна реальная картина действительности, а не застойная, метафизическая; целостная, не дающая обособляться эмоциям вне духовности.
      Нам навязывают мысль, что сегодня нет настоящей литературы. Она есть, хотя ей приходится переживать не лучшие времена. Она барахтается под грудами макулатурной графомании, стонет, взывает, борется, но живёт вопреки всему! Она не страшится никаких веяний, "годов" - ей посвящённых, признания или заклания, будет ли взята государством на идеологическое вооружение или нет.
      Власть, её "культмассовики" и ими же возглавляемые ведомства, - это априори мутный поток, не лишённый субъективности и конъюнктуры. А литература - всё же чище, словно река, принимающая в себя эти мутные воды, хоть и делается временами мутной, но постоянно очищается, ибо не теряет кислород из своей прародительской формулы... Она дышит постоянно нарождающимися талантами земли русской.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Демченко Светлана Андреевна (sofiyat@mail.ru)
  • Обновлено: 18/01/2015. 6k. Статистика.
  • Эссе: Литкритика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.