Динамов Сергей Борисович
Одинокая королева Севера по прозвищу Зверь. Книга 2.1

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 22/06/2018.
  • © Copyright Динамов Сергей Борисович (sdinamov@me.com)
  • Размещен: 25/04/2018, изменен: 24/07/2018. 64k. Статистика.
  • Монография: Перевод
  • Тирпиц
  • Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  • Скачать FB2



  •   
      

    Р.Геринджер, А.Бономи

    "Одинокая королева Севера по прозвищу "Зверь"



      Линкор "Тирпиц" возможно следовало бы назвать венцом творения человеческой мысли. У англичан и во многих странах корабли женского рода. Авторами проделана титаническая работа по восстановлению эпизодов из жизни незабываемой и удивительной Красавицы северных морей, созданной, направляемой и любимой Человеком, но оказавшейся во власти бессердечного и кровожадного монстра.

      "Создание второй книги оказалось для Авторов серьезным испытанием в плане определения дат и мест проведения фотосъемки, так как почти четыре месяца (с 1 апреля по 20 июля 1941 года) жизни "Тирпиц" необходимо было восстановить при отсутствии каких-либо записей в боевом журнале, почти через семьдесят лет после событий. Кропотливая работа в архивах, с записями в боевых журналах других кораблей и военно-морских подразделений, позволила пролить свет на утерянную информацию в летописи "Тирпиц". Дальнейшие трудности возникли из-за длительной дислокации в одной и той же позиции, что затрудняло размещение фотографий в хронологическом порядке. В боевом журнале содержатся записи о метеорологических условиях: направлении ветра, волнении моря, температуре, давлении, - что также помогало с установлением дат и времени съемки. Но записи о погоде вносились всего лишь раз в сутки, утром".



    ПОРТ ГОТЕНХАФЕН, ПРИЧАЛ ЗЕЕБАНХОФ с 18 апреля по 11 мая 1941 года.


       Зеебанхоф, май 1941 г. На следующий день после инспекции 5 мая командующий флотом линкоров адмирал Гюнтер Льютенс снова прибыл на борт Тирпиц. По слухам, это было вызвано предстоящим Бисмарку боевым походом под кодовым наименованием "Rheinübung".




       Зеебанхоф. Командир корабля Топп в присущей ему манере приказал ошвартовать Тирпиц левым бортом , но спустя некоторое время линкор развернули баком на выход из порта. Вероятная причина: осмотр подводной части корпуса водолазами.




       Зеебанхоф, май 1941 г. На воду спущен небольшой понтон. Водолаз осмотрел подводную часть корпуса и провел мелкие ремонтные работы.




       Связь с водолазом осуществлялась по проводному переговорному устройству (по стрелке).




       Воскресенье 11 мая, отход. На заднем плане (левое фото) видны: судно-плавказарма CAP ARCONA и пассажирское судно WILHELM GUSTLOFF. На правом фото: швартовная команда на баке Тирпиц выбирает буксирный канат.



    ВТОРОЙ ЭТАП БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ. ВОСТОЧНАЯ БАЛТИКА с 11 по 20 мая 1941 года.




       Утро 11 мая. Сестрица выходит из порта и на удалении виден братец Бисмарк, который будет стоять на рейде порта Готенхафен с 10 по 12 мая для бункеровки-снабжения и проведения ремонтных работ. Тирпиц следует в район учебно-боевой подготовки в восточной Балтике.




       11 мая. Проход рейда порта. Юго-западное направление съемки. За флагштоком виден порт Готенхафен и пассажирское судно WILHELM GUSTLOFF (по стрелке). Корма Тирпиц с правого борта на фото. Один из двух бомбосбрасывателей для глубинных бомб (всего 18 глубинок на борту) пока не демонтирован.




       13 или 14 мая. Тирпиц стоит на рейде Готенхафена. Бисмарк - по корме. Эта встреча, вероятно, случайна и произошла не по причине совместных учений, так как уровень подготовки экипажей очень разнится.




       Рейд порта Готенхафен. По вышеуказанной причине Тирпиц (снимок сделан с ее борта) не принимала участия в боевом походе ""Rheinübung". Бисмарк, стоящий на рейде (на снимке в отдалении), находился в полной боевой готовности, а задержка с выходом на боевую службу на три недели была вызвана подрывом (23 апреля) тяжелого крейсера PRINZ EUGEN на мине.




       11 - 20 мая 1941 г. Залив Данциг (Danziger Bucht). Эта и следующая фотографии сняты с борта подводной лодки U-20 из состава 22-й флотилии ПЛ (базирование в Готенхафене). Стоящая на якорях Тирпиц ведет боевые стрельбы главным калибром для определения характеристик рассеивания снарядов.




       При проведении стрельб отданы как носовой, так и кормовой якоря, для того, чтобы достичь неизменного параллакса для каждой орудийной башни ГК при наведении на плавмишень, доставленную буксиром.




       До или сразу же после стрельб. Виден буксир, осуществлявший доставку плавмишени. Внизу справа находится 105-мм артустановка ПВО образца 1931 года в позиции IV, которая будет заменена на новейшую обр.37 года в середине июля в Киле.




       11 - 20 мая 1941 г. Кормовая орудийная башня ГК "Дора" произвела выстрелы. Необходимая кучность стрельбы достигается путем уменьшения разброса снарядов при попадании в местонахождение мишени. Только в этом случае возможен максимальный поражающий эффект.




       11 - 20 мая. Во избежание проникновения морской воды в орудийные башни использовались прочные брезентовые чехлы, закрепленные между 380-мм стволами орудий и 360-мм бронеплитами башен.




       11 - 20 мая. По правому борту ошвартован буксир плавмишени. Согласно вахтенному журналу, в этот период проводились боевые стрельбы бортовыми огневыми средствами ПВО, отрабатывались практические навыки по определению дистанций, расчетам траекторий стрельб и ведению различных целей, а также проверялась работа системы размагничивания корпуса для противодействия магнитным минам.




       Как и в мирное время, Тирпиц вставала на якорь в открытом море практически в полной безопасности. В 41-м германец все еще имел неограниченное превосходство на море и в воздухе восточной части Балтики.




       11 - 20 мая. Залив Данциг. Группа кинооператоров "Кампании пропаганды" ведет съемки документального фильма о достижениях властного режима в области ВМФ. В основном, при киносъемке использовалась 36-мм черно-белая пленка.




       На борту Тирпиц видны участки, окрашенные в более темный цвет, причины возникновения и назначение которых неизвестны. В "мирное" время корпуса окрашивались в серый цвет, который был темнее цвета надстроек.




       На фото: гидроплан с бортовым номером BB-YF. Первый гидроплан "Арадо" Ар-196 серии А3 прибыл с испытательного аэродрома в Травемюнде. По фотоснимкам были определены следующие гидропланы, которые находились на борту в течение 1941 года: Т3-BL(на борту с 30 ноября в Холтенау), Т3-КН, Т3-LH.




       При сильном волнении, чтобы обеспечить безопасную посадку гидропланов корабли совершали маневр в виде резкого поворота на высокой скорости хода для сглаживания волн на посадочном участке поверхности воды. У германца для выполнения данного маневра используется команда (жаргон ВМФ): "Пруд для уточек!" (Ententeich) - или "прикрытие" (Leemachen).




       Вот таким высокотехнологичным способом гидроплан буксировали, а затем поднимали на борт грузовым краном.




       11 - 20 мая 1941 г. Вид в корму. На переднем плане - боевой дальномерный пост управления артой. Исходя из прочностных соображений, башня имела доступ внутрь через единственную водонепроницаемую дверь размером 124,5 х 45 см. В соответствии с требованиями, толщина брони бортовых переборок башни 15 см, топ - 5 см. Гидроплан "Арадо" виден в правом верхнем углу фото (по стрелке).




       Залив Данциг. Вероятно, на небольшом удалении от песчаных дюн косы, разделяющей залив и лиман Висла, вблизи населенного пункта Кальберг (Kahlberg, соврем.Krynica Morska). Снимок сделан членом экипажа одного из двух буксиров-толкачей "Герта" (Hertha), который при буксировочных операциях всегда работал с левого борта. Буксиры использовались для сохранения моторесурса главной энергетической установки Тирпиц при переходах на коротком плече в этот период.




       Фото слева с видом на бак, на переднем плане: верхняя крышка тамбучины светового люка с телефонной коробкой, чуть правее - трап "в недра" с высоким комингсом на палубе и в отдалении - два шпиля якорной механизации левого и правого бортов. Также, по одной слева и справа видны тамбучины аварийной вытяжной вентиляционной системы, выходы с жалюзями которой задраивались при непогоде в небоевых условиях. Сбоку правой тамбучины виден т-образный инструмент, служащий для регулировки воздушного потока, поступающего из внутренних помещений, путем изменения угла наклона жалюзей. Фото справа: на переднем плане видна открытая крышка светового люка (у нас эту хрень называют "капа")




       11- 20 мая. Все орудия главного калибра в положении максимального возвышения (угол +30 градусов) для киносъемки. В данной позиции орудийных стволов дальность стрельбы составляла 35,6 км при скорости снаряда 460 метров в секунду.




       Высочайшие стойкость и сопротивляемость были важнейшими преимуществами брони. Бортовая защита выдерживала обстрелы крупным калибром с дистанций от 15 км, а горизонтальные поверхности противостояли попаданиям с дистанций от 25 км.




       В кильватере по корме разрастался огромный белый бурун, когда Тирпиц резко поднимала обороты во время испытаний на ускорение хода. При работе главной энергетической установки на полную мощность (138000 л.с.) скорость хода достигала 29,7 узла, а при кратковременных перегрузках - 30,8 узла. Согласно рапорта сюрвейера Кригсмарин Крукса (KMW, военно-морская верфь в Киле), для таких скоростей глубина акватории прохождения должна была быть не менее 65 метров.




       Вышеприведенные факты выводили линкоры класса "Бисмарк" в лидеры. Они рассматривались на тот период, как самые современные и мощные корабли. Огневой контакт с кораблями противника на дистанциях, превышающих 15 км считался идеальным, что подтвердила впечатляющая артиллерийская дуэль "Бисмарка" с "Худом".




       11 - 20 мая 1941 года. Восточная Балтика. Снимок сделан с борта "Молнии" (BLITZ), бывшего миноносца Т185, а прежде - V185. "Молния" была оборудована для управления по радиосигналу кораблем-мишенью HESSEN.




       После стрельб по определению рассеивания и выставления правильных прицелов орудий главного калибра предстояли стрельбы на различные дистанции, по движущейся цели, то есть калибровка систем наведения и управления артогнем в комплексе. Вероятно, целью для этих стрельб послужил вышеупомянутый корабль-мишень HESSEN. Фотография сделана с борта "Молнии" (BLITZ).




       11 - 20 мая. Стрельбы главным калибром в условиях, приближенных к боевым. Скорость снаряда на срезе ствола: 820 метров в секунду. Скорострельность: два выстрела в минуту. Применялись различные типы снарядов: бронебойные и осколочно-фугасные снаряды с донным или головным расположением взрывателя.




       Выглядевший, как швартовный кнехт телескопический перископ (по стрелке) служил для наблюдения за горизонтом и, в частности, для обнаружения атакующих торпедных катеров. Боевой пост, использующий данный перископ и располагавшийся под палубой, назывался Ausguckraum (отсек наблюдения).



    ПЕРЕХОД В КИЛЬ с 21 по 22 мая 1941 года.




       22 мая 1941 г. Маршрутная точка "Зеленый-03". В боевом журнале штурмового корабля-тральщика Spbr-18 записано, что в 06:52 Тирпиц следовала за ним в точке с координатами 54-45'42"северной широты и 13-33'54"восточной долготы назначением в Киль, где - на военно-морском заводе-верфи (DWK) - будут выполнены заключительные работы по оснащению и дооборудованию.




       Около 07:00. Данная и предыдущая фотографии, вероятно, сделаны с борта брандвахтенного судна, стоящего на якоре на маршрутной точке поворота. Штурмовой тральщик Spbr-18 (слева) идет головным при полном штиле, скорость хода 10 узлов. BISMARK и PRINZ EUGEN на данный момент в северной Атлантике.




       22 мая, около 13:45. Координаты 54-18'сев. 12-00'45"вост. (приблизительно 7,5 миль к северу северо-западу от Варнемюнде). Изменение курса в точке поворота с юго-западного на северо-западный. Справа на переднем плане: брандвахтенное судно BÜRGERMEISTER BARTELS, которое находилось в данной поворотной точке в течение мая 1941 года, а до этого - в точке "Зеленый-01".




       Вскоре после прохождения брандвахтенного судна B.BARTELS. Слева видна та же шхуна, что и на предыдущем фото. За ней (по стрелке) - волна от головного штурм-тральщика Spbr-18. Используя тригонометрию и с помощью отбрасываемых теней, установлено положение Солнца под углом приблизительно 55,2 градуса, что соответствует примерно 13:45 местного времени. Это время подтверждается дистанцией перехода от точки "Зеленый-03" (06:52), составляющей около 69 миль, пройденных с крейсерской скоростью 10 узлов в течение 6 часов 54 минут. То есть, местное время на момент съемки 13:46.




       22 мая 1941 года. Центральная Балтика. Тирпиц следует за штурм-тральщиком Spbr-18. Снимок сделан членом экипажа миноносца Т1 (2-ая флотилия миноносцев), который в этот день совершал переход Киль - Свинемюнде.




       Вечер 22 мая. На горизонте видна береговая линия Шлезвиг-Гольштейна (Schlezwig-Holstein). Согласно боевого журанала, штурм-тральщик Spbr-18 прекратил проводку в 20:36, и далее Тирпиц проследовала в одиночном плавании.




       Вечер 22 мая. Незадолго до постановки на якорь в заливе Штранда (Strander-Bucht). Согласно записи в боевом журнале, сделанной командиром службы противоминной защиты Киля, в районе на фото в данный момент проводились траления донных мин, предположительно сброшенных британскими ВВС. С высокой долей вероятности можно предположить, что снимок сделан с борта одного из кораблей, участвующих в тралении.




       Пятница 23 мая, утро. На левом фото в северо-восточном направлении: внутренняя гавань Киля вблизи военно-морского арсенала. Виден один из первых портовых кранов верфи (DWK) на восточном берегу. На правом фото в направлении на Мёнкеберг (Mönkeberg): экипаж приветствует собравшихся на моле Seegarten-Brücken.



    ВОЕННО-МОРСКАЯ ВЕРФЬ В КИЛЕ (DWK) И БАЛТИКА с 23 мая по 17 сентября 1941 года.




       В течение лета 1941 года Тирпиц стояла во внутренней гавани порта Киль в акваториях, показанных на карте ввиде двух красных квадратов: гавани Шеа (Scheer-Hafen) и верфи-заводе "Дойч Верке Киль" (DWK), а также на внутреннем рейде на бочках "А-11", "А-12" и "А-13".




       Карта слева: ошвартовка осуществлялась к южной причальной стенке северного пирса гавани Шеа вблизи Холтенау. Тирпиц вставала здесь почти всегда левым бортом к причалу. Глубина в 12 метров позволяла безопасно швартоваться даже при максимальной осадке.
       Справа: военно-морская верфь, где Тирпиц находилась в трех позициях:
       - плавдок "С",
       - причал номер 16 (всегда левым бортом),
       - причал номер 2 (правым бортом) в канале бассейна верфи.



    ПЛАВДОК "С" И ПРИЧАЛ НОМЕР 16 с 23 мая по 02 июня 1941 года.




       23 - 29 мая 1941 года. В течение этого периода Тирпиц впервые находилась на верфи (DWK) в плавдоке "С", вмещающем корабли с водоизмещением до 40000 тонн, для проведения заключительных работ по дооборудованию, а также модернизации, и вскоре Тирпиц будет оснащена до уровня полной боевой готовности.




       Плавдок "С". Во избежание катастрофических последствий авианалетов, боезапас главного калибра перемещен с борта на береговое хранение. Выгрузка снарядных магазинов была возможна только при повороте башни главного калибра "Антон" на 90 градусов и производилась с помощью трипода (по стрелке). В конце февраля 1942 года, при нахождении линкора GNEISENAU в Киле, авиабомба разорвалась в носовой части линкора, возле башни "А", а затем произошел подрыв одного из снарядных магазинов с последующей цепной реакцией.




       Плавдок "С". На заднем плане видна башня городской ратуши в центре Киля. Предназначение устройства, закрепленного на срезе ствола (по стрелке) орудия главного калибра башни "Дора"(D), неясно. Возможно, это какой-то измерительный инструмент. На палубе видна заглушка ствола орудия, которая по документам главного командования Крейгсмарин (ОКМ) проходила под названием Mundpfropfen (нем. дульная пробка).




       Конец мая 1941 года. Плавдок "С". Открывается вид на всю внутреннюю акваторию порта Киль. Слева - холм Дюстернбрук (Düsternbrook). Справа (по стрелке) один из трех малых плавдоков, стоящий у военно-морского арсенала.




       Конец мая, плавдок "С". Командир Тирпиц, капитан цур зее Карл Фридрих Топп со старшим помощником, корветтен-капитаном Паулем Фридрихом Дювелем, за которыми видны гавань и холм Дюстернбрук.




       Среда 28 мая, 10:20. На следующий день Тирпиц выйдет из плавдока и встанет к причалу номер 16. Разведборт британских ВВС успел сфотографировать плавдок "С", все еще невредимые верфь и центр города (прим. распашут они Киль конкретно. Фоты - ужОс, Сталинград-2).




       29 мая - 2 июня 1941 года. Причал нр.16. Духовой оркестр играет на топе башни главного калибра "Дора". Этот причал, плавдок "С", док V и док VI были защищены от торпедных атак барьерной сетью. Слева вверху видна самоходная плавбатарея орудий ПВО NYMPHE, стоящая на бочке А-2. Поскольку бомбосбрасыватели все еще находятся на борту, данное фото не могло быть сделано позже указанного периода времени.




       Пятница 30 мая 1941 года, 15:15. Тирпиц ошвартована у причала-16. Стрелки указывают на УТС SCHLESWIG-HOLSTEIN в доке VI, тяжелый крейсер ADMIRAL HIPPER в доке V; бывший карманный линкор, а теперь уже тяжелый крейсер ADMIRAL SCHEER у причала нр.2. Вспомогательный корабль флота FRANKEN пришвартован к причалу нр.13 в акватории возле военно-морского арсенала.



    ТРЕТИЙ ЭТАП БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ. ЦЕНТРАЛЬНАЯ БАЛТИКА с 3 по 13 июня 1941 года.




       3 - 13 июня. Тирпиц с головным штурм-тральщиком Spbr-31 вышли из Киля 2 июня в 21:40. Прошли точку поворота "Красный-01" (rot 01) и 3 июня, примерно в 09:15 оставили позади маршрутную точку "Зеленый-03" (grün 03). Затем проследовали в центральную Балтику для ходовых испытаний на определение расхода топлива, а также для учебно-боевой подготовки (обнаружение и определение дальности до целей).




       Применение глубинных бомб (по стрелке) также входило в план учебно-боевой подготовки на этом этапе. Из-за слишком больших размерений и на малых скоростях хода Тирпиц была слишком неповоротлива. От борьбы с подводными лодками противника пришлось отказаться, а оба бомбосбрасывателя демонтировали по возвращению в Киль.




       Утро 10 или 12 июня до полудня. Рейд порта Засниц (Sassnitz). Слева видны белые известняковые скалы в северной части Засница. Фото из архива одного из членов экипажа миноносца "Сокол" (FALKE). В боевом журнале также имеется запись о якорной стоянке на рейде этого порта.




       Принадлежность данного фото к указанному периоду времени подтверждает наличие сферических боевых дальномерных постов управления артиллерией ПВО (см."Тирпиц в цветах"). В указанном стрелкой месте (позади кормового боевого дальномерного поста управления артой) отсутствуют платформы для размещения двух 20-мм счетверенных артустановок ПВО, так как решение по включению этого вооружения в план по модернизации будет принято позже - при нахождении Тирпиц на верфи в Киле (DWK).




       Пятница 13 июня. Кильский залив. Возвращающуюся в Киль Тирпиц сфотографировали с судна-маяка KIEL, находящегося на удалении около 8 км от береговой черты в навигационной точке "Красный-01" (rot 01) с координатами 54-30'сш 10-18'вд.



    ВНУТРЕННЯЯ АКВАТОРИЯ ПОРТА КИЛЬ. ШВАРТОВНАЯ БОЧКА "А-12". 13 июня 1941 года.




       Пятница 13 июня 1941 года. Стоянка на швартовной бочке "А-12". Из-за одновременного нахождения на верфи тяжелых крейсеров ADMIRAL SCHEER, ADMIRAL HIPPER и LÜTZOW, постановка Тирпиц в завод (DWK) задерживалась в связи со значительно возросшей угрозой авианалетов.




       13 июня. На бочке "А-12". Экипаж Тирпиц состоял из 12 боевых частей и дивизионов (Divisionen) по 150-200 л/с в каждом. БЧ и дивизионы подразделялись на боевые посты и службы (Unterdivisionen), которые состояли из смен или вахт, команд, расчетов, групп или отделений (Korporalschaften) по 10-12 л/с под управлением младших командиров.




       После трех месяцев учебы, впервые появилась возможность сходить в увольнение на берег.




       На бочке "А-12". Командир корабля Карл Топп также решил сойти на берег. Часть экипажа остается на борту и приводит Тирпиц в божеский вид (в данном случае, шкрябает палубу), в связи с запланированными на ближайшее время визитами высоких чинов из Адмиралтейства.



    ПОДГОТОВКА К ПОСТАНОВКЕ В ЗАВОД. ГАВАНЬ ШЭА (SCHEER-HAFEN) c 14 июня по 12 июля 1941 года.




       Середина июня. Гавань Шэа. Красные части орудийных стволов башни главного калибра "Бруно"(по стрелке) указывают на то, что топ всех башен главного калибра был окрашен в красный цвет в целях идентификации с воздуха. Предполагается, что покраска была произведена незадолго до возвращения в Киль.




       Середина июня. Гавань Шэа, северный пирс. Подготовка к торжественной встрече высших офицеров флота. С визитами на борт прибудут: адмирал Отто Шнивинд, вице-адмирал Отто Цилиакс, контр-адмирал Август Тиле (до 19 июня "Адмирал северного берега Норвегии", затем начальник штаба командования флота) и контр-адмирал Вальтер Крастел, начальника военно-морской школы минеров в северном районе Киля, одновременно с 3 августа "Адмирал Арктики".




       Понедельник 16 июня 1941 года. Северный пирс. Приняты первые меры по маскировке, так как на борту уже ведутся работы, не требующие постановки на верфь. Снимок сделан с борта бывшего вспомогательного корабля флота SKORPION, который теперь используется как плавказарма.




       Среда 18 июня. Северный пирс. Командир корабля Топп и его экипаж приветствуют нового командующего флотом линкоров Отто Цилиакса, произведенного в вице-адмиралы 1 июня 1941 года. Направление съемки с востока на военно-морскую школу минеров в Киле-Вик, расположенную в северной части набережной Гинденбурга.




       Четверг 19 июня, около 11:00 (пеленг на Солнце приблизительно 125 градусов). Перед строем - адмирал Отто Шнивинд, который после гибели адмирала Гюнтера Льютенса на борту "Бисмарка" назначен новым командующим флотом 12 июня 1941 года.




       Вторник 24 июня 1941 года, 12:45. Гавань Шэа. Тирпиц у северного пирса, защищенная от торпед барьерной сетью. В центре фото у южного пирса ошвартован пассажирский пароход NEW YORK, с борта которого - среди многих других - снята предыдущая цветная фотография. Справа находится гавань Тирпиц. Слева видны шлюзы на входе в Кильский канал: старый и новый с внушительными размерами (длина 330 метров, ширина 45 метров, глубина камеры 14,1 метра), обеспечивающими прохождение линкоров класса "Н".




       Вторая половина июня 1941 года. Северный пирс. Надстройка укрыта маскировочной сеткой. Камуфляж правой стороны борта - композиция из четырех цветов. Судя по цветным фото кораблей с подобным камуфляжем того же периода, использовались краски зеленых, коричневых, синих и серых тонов.




       Два новых сферических боевых дальномерных поста управления зенитной артиллерией SL-8, установленные в конце мая - начале июня 1941 года, также окрашиваются в камуфляжные тона.




       Вторая половина июня. Отсутствие камуфляжной окраски на левом борту указывает на местонахождение Тирпиц в данной позиции в течение четырех недель без каких-либо маневрирований. Назначение маскировочной сетки - визуальное слияние поверхности пирса, участка водной поверхности и палубы Тирпиц в единое целое при наблюдении с воздуха.




       Конец июня - начало июля 1941 года. Насколько действенны были меры по камуфлированию с применением маскировочной сетки видно на фотографиях с разведбортов британских королевских ВВС (RAF) и, в частности, на предыдущем фото от 24.06.41, снятом в 12:45 (прим.пер. Авторы попросту издеваются над швабами и, кстати, зря. В эти годы никто днем ба-бахнуть из бритов не полетел бы, а в темноте - при освещении парашютными "люстрами" - предстает совершенно иная картина и хрен разберешь, именно благодаря "маске")




       Конец июня - начало июля, гавань Шэа, северный пирс. Вид со срединного пирса-эстакады (Mittel-Brüke) гавани. Нанесение камуфляжной окраски завершено. Надстройка полностью укрыта маскировочной сеткой. Шлюпочный выстрел на баке правого борта вынесен и накрыт брезентом, который закреплен в виде навеса. Видимо, малые плавсредства с борта находили под ним убежище от непогоды или укрывались от авиаразведки.




       Конец июня - начало июля. Северный пирс. Направление на юго-восток через вход в Кильский канал (на переднем плане). Слева вдалеке видны

    дымовые трубы и характерный силуэт пассажирского парохода NEW YORK, одного из четырех судов в классе ALBERT BALLIN.



       1 - 3 июля 1941 года. Согласно записям в боевом журнале 3-й эскадры тральщиков, у срединного пирса на ригелях (Mittel-Brüke) гавани Шэа стоит тральщик M15, пополняющий запасы смазочного масла. На его борту проводится капитальный ремонт насосов системы смазки. Справа на горизонте в Лабю высится монумент в память о павших в первой мировой войне. На внутреннем рейде видны несколько торговых судов. Снимок сделан с борта пассажирского парохода NEW YORK.




       Конец июня - начало июля, северный пирс. В центре виден срединный пирс-эстакада (Mittel-Brüke) гавани. Слева: здание военно-морской школы минеров. Перед школой дымят учебно-тренировочные тральщики (тип 1916, бывшие корабли германских имперских ВМС).




       20-мм автоматические зенитные пушки на крыльях прожекторной палубы (по стрелке) сняты, поскольку система ПВО Тирпиц будет оснащена 20-мм счетверенными зенитными установками С/38. Также, согласно документам Главного управления по кораблестроению Кригсмарин (Hauptamt für Kriegsschiffbau), 37-мм зенитные орудия демонтированы и установлены на одну палубу ниже.




       После завершения объема малых подготовительных работ и постановки в завод по выходу оттуда тяжелого крейсера (бывшего карманника) ADMIRAL SCHEER, на борту Тирпиц, которая все еще стоит у северного пирса, будет проведена первая основная модернизация. Только 10 июля ADMIRAL SCHEER освободит место на верфи для Тирпиц, а сам выйдет в Балтийское море на ходовые испытания и проведение практических стрельб вооружениями ПВО.




       Незадолго до постановки в плавдок Тирпиц вышла из гавани Шеа (Scheer-Hafen). На левом борту видны явные попытки маскировки путем копирования структуры северного пирса с нанесением изображения строительных плит.




       Субботнее утро 12 июля 1941 года. Внутренняя акватория порта Киль. На юго-юго-западе видна башня ратуши в центре города. Справа холм Дюстернбрюк (Düsternbrook). Швартовная бочка "А-8" (по стрелке). Буксир тянет Тирпиц из гавани Шэа по направлению к верфи (DWK).




       Утро 12 июля. Слева виден холм Дюстернбрюк (Düsternbrook). Снимок сделан членом экипажа ADMIRAL SCHEER, который по возвращению из вышеупомянутого выхода в Балтику, встанет у северного пирса гавани военно-морского арсенала для проведения заключительного этапа работ.



    ВТОРИЧНАЯ ПОСТАНОВКА В ПЛАВДОК "С" c 12 июля по 2 августа 1941 года.




       Суббота 19 июля 1941 года, 10:00. Снимок сделан с германского воздушного борта при пролете на высоте 1500 метров. Судно-плавказарма перетянуто с прежнего места швартовки и стоит на причале нр.16 для дислокации рабочих (и прочих) верфи как можно ближе к Тирпиц. На фото хорошо видно, что применялись самые изысканные способы маскировки и все понятно без слов. Решили отказаться от маскировки со 2 августа, то есть в день постановки к причалу номер 2, поскольку "маска" затрудняла работы и кардинально снижала уровень пожаробезопасности.



    ВЕРФЬ (DWK) И ПРИЧАЛ НОМЕР 2. Со 2 по 27 августа 1941 года.




       Среда 6 августа, около 18:15. Высота 23000 футов. Тирпиц - без какой-либо маскировки - обнаружена британским разведбортом у причала нр.2 на входе в бассейн верфи (DWK).




       Среда 20 августа, эбаут 12:00. С 09:00 до 13:45 загружали боезапас. С 21 по 27 августа на этом же причале проводились стояночные испытания корабельной энергетической установки (прим. об оснащении и модернизации за период нахождения в заводе - в "Тирпиц в цветах").



    ПОРТ КИЛЬ, ГАВАНЬ ШЕА (SCHEER-HAFEN) c 27 августа по 1 сентября 1941 года.




       Среда 27 августа, ок.19:15. Снимок сделан в направлении внешнего рейда порта Киль. Судя по расположению буксиров, Тирпиц выходит из гавани Шэа. Но снаряженность, а также запись в боевом журнале указывают на прибытие в гавань вечером на указанную дату. Солнце находится с правого борта и, принимая во внимание расположение тени (стрелка), на западе.




       Предположительно четверг 28 августа, утро. Северный пирс гавани Шеа. Видимо, проведение работ или погрузка-выгрузка были необходимы, поэтому буксиры тянут плавкран к борту Тирпиц.




       Пятница 29 августа, ок.10:50. Британский военно-воздушный вид на гавань Шеа. Плавкран (по стрелке) с предыдущего фото все еще под правым бортом для подготовки Тирпиц к заводским испытаниям, запланированным на 1 сентября. 28 августа проводилось кренгование Тирпиц для определения метацентрической высоты (прим.не забивайте себе голову. Для любознательных: у кораблика есть центр тяжести, а второй центр - это изначальная точка суммарного вектора приложения всех выталкивающих из воды сил (Архимедовых сил). Расстояние между этими центрами - метацентрическая высота. Чем она больше, тем устойчивее (остойчивость) кораблик к оверкилю (переворачиванию, т е к finalle). Мет.высота определяется по времени (периоду) выхода кораблика из крена (наклона) на один из бортов. Обычно на один борт че-нить грузят или весь экипаж (+всяких бездельников) собирают вдоль одного борта, а потом груз убирают или всю толпу заставляют быстро бежать к срединной линии на палубе (к диаметральной плоскости) и засекают время, за которое корабль вернется на ровный киль).




       29 или 30 августа, гавань Шэа. Справа: входящий в Кильский канал (KWK) пароход HEMLAND. Это шведское торговое судно, перевозившее руду. Пароход вышел 25 августа из шведского порта Лулео (Luleå) назначением в Гамбург.



    ХОДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ ВБЛИЗИ ПОРТА КИЛЬ 1 сентября 1941 года.




       Понедельник 1 сентября, с 09:00 до 15:15. В Кильском заливе была протестирована система размагничивания корпуса. На топе башнеподобной надстройки отчетливо видна возвышающаяся над дальномерной рубкой с радаром дополнительная радарная станция (FuM) пока еще без антенны FuMB 7 "Тимор", а также без трех антенн FuMB 4 "Суматра".




       Кормовой боевой дальномерный пост управления артой теперь с установленной на топе рубкой для дальномера и радарной антенны FuMO 27.




       1 сентября, после полудня. Вблизи Лабю, на входе во внутреннюю акваторию порта Киль с последующей швартовкой к причалу нр.2. Помимо записанного в боевой журнал тестирования системы размагничивания вблизи Мёльтенорта (Möltenort), предыдущие три фотографии указывают на дополнительные испытания в Кильском заливе.




       После полудня. Вблизи гавани Шэа. 4 сентября начнутся работы по вводу в эксплуатацию радарной станции (FuM) на топе башнеподобной надстройки с радаром FuMB 30, включая антенны. Также будут демонтированы 20-мм зенитные автоматы на прожекторных площадках и установлены на переднюю надстройку позади башни главного калибра "Бруно"




       1 сентября, после полудня. По стрелкам: положение 150-мм стволов орудий башни среднего калибра в позиции III левого борта, мусоросбросов, а также вывешенного на шлюп-балках катера, вместе с другими деталями указывают на принадлежность фотографии к тому же временному периоду, что и на двух предыдущих снимках.




       1 сентября, ок.16:00. Внутренняя акватория порта Киль. Направление съемки на юг юго-восток. Буксировка Тирпиц по направлению к верфи. Слева - вход в канал бассейна верфи и причал номер 2. Справа виден штурмовой тральщик MAGDEBURG (Spbr 6).




       Вторник 2 сентября 1941 года, ок.09:45. Все еще без радарных антенн FuMB, Тирпиц буксируется от причала нр.2 к швартовной бочке "А-11". Согласно боевому журналу, при нахождении на швартовной бочке производилась калибровка магнитометра системы размагничивания (E.K.-G.S.) и определение девиации бортовых магнитных компасов.




       2 сентября. Определение девиации бортовых компасов. Тирпиц со швартовными концами, закрепленными на бриделе, с помощью буксиров делает полный оборот вокруг бочки. В боевом журнале замечено по этому поводу, что никакой необходимости в данном маневре не было, так как бортовая система размагничивания весьма незначительно воздействовала на работу магнитных компасов. 3 сентября проводились испытания катапульт для гидропланов, и тем же вечером Тирпиц ошвартовалась у причала номер 2.



    ВЕРФЬ (DWK), ПРИЧАЛ НОМЕР 2 И ГАВАНЬ ШЭА (SCHEER-HAFEN) c 4 по 10 сентября 1941 года.




       Четверг 4 сентября. Причал номер 2. Работы по вводу в эксплуатацию радара "Дальномер-II" (E.M. II - EntfernungsMesser II) радарной станции (FuMB) на топе башнеподобной надстройки. Орудийные башни главного калибра "А" и "D" развернуты в положения, при которых осуществлялось пополнение, либо выгрузка боезапаса или же это следствие проведения каких-то работ.




       4 сентября, после полудня. Главная палуба в корме Тирпиц. В дневниковых записях одного из членов экипажа упоминается о чемпионате по гимнастике, проводимом на борту с 25 августа. После того как командир корабля Карл Топп вручил памятные призы победителям, было сделано групповое фото всех участников торжественной церемонии награждения.




       Четверг 4 сентября, ок.17:50. Тирпиц у причала номер 2. Высота 27000 футов. Ночью ожидались авианалеты, поскольку в этот день авиаразведка бритов совершила два облета порта. Было принято решение о буксировке Тирпиц в гавань Шеа в целях безопасности.




       Начало сентября. Съемка от 2-й флотилии тральщиков. Авианалетов не последовало, и на следующее утро Тирпиц отбуксировали обратно к причалу нр.2. Британцы нанесут воздушные удары в ночь с 7 на 8 сентября и потеряют три борта.




       05 - 08 сентября, после полудня. Причал номер 2. Для установки антенн радарной станции (FuM) возвели строительные леса. На передней надстройке (по стрелкам) видны два 20-мм зенитных автомата, вероятно перенесенные с прожекторных площадок.




       Вторник 9 сентября, после полудня. Тирпиц снова отбуксировали в гавань Шэа. Антенна FuMB 7 "Тимор" установлена (по стрелке), но строительные леса пока не разобрали. Вероятно, верх (топ) башен, а также стволы орудий главного калибра под брезентом для того, чтобы не раскрывать недавно нанесенные знаки-цвет для авиараспознавания.




       9 сентября, после полудня. Гавань Шэа. Тирпиц защищена противоторпедной сетью от воздушных атак торпедоносцев. К тому же, принимались меры безопасности в случае применения британцами отравляющих газов, но это скорее относилось к неким классическим направлениям мышления высшего командования.




       Среда 10 сентября. Северный пирс гавани Шэа. В боевом журнале записано, что вчера (9 сентября) небо было частично закрыто облаками, а сегодня идет дождь и временами дымка. Явно, работы по вводу в эксплуатацию радарной станции (FuMB) продолжаются.



    ЗАПАДНАЯ БАЛТИКА И ГАВАНЬ ШЭА (SCHEER-HAFEN) c 11 по 17 сентября 1941 года.




       Основные записи в боевом журнале за период 11-16 сентября, в частности: детонация мины в точке с координатами 54-55'8"сш 10-07'5"вд, и артстрельбы на кучность попаданий при нахождении Тирпиц в двух точках (Pos.I и Pos.II) 13 и 15 сентября соответственно, близ Шляймюнде (Schleimünde).




       Четверг 11 сентября, утро. Тирпиц выходит из Кильского залива. Юго-западное направление съемки на внутреннюю акваторию порта Киль. Справа на побережье населенные пункты Шилькзее (Schilksee) и Бюлька Хук (Bülker Huk). Эта и три следующих фотографии сняты с борта судна-маяка KIEL (на вставке).




       Около 10:50. Тирпиц с головным штурм-тральщиком (Spbr 18) прошли маршрутные точки поворота 'Красный-01'(rot 01) и 'Красный-03'(rot 03), затем следовали по пеленгу на маяк Скёльнис (Skjoldnæs), после чего легли на обратный курс. Начато выполнение части плана боевой подготовки, на что потребуется несколько дней с утренними отходами из гавани Шэа и вечерними швартовками там же. Строительные леса на топе башнеподобной надстройки отсутствуют, стволы и топы башен главного калибра под брезентом для сокрытия знаков-цвета авиараспознавания. В первый день отрабатывали бункеровку на ходу с танкером DIEDENHOFEN, и около 15:00 произошел подрыв мины на траверзе штурмового корабля-тральщика (Spbr 18) на дистанции 50 метров.




       Ранним утром Тирпиц покидает гавань Шэа (Scheer-Hafen). 12 сентября возникла необходимость встать на якорь в заливе Штранда (Strander Bucht) и перенести артстрельбы (определение кучности попаданий) вблизи Шляймюнде (Schleimünde) на следующий день из-за запрета на прохождение фарватером 'Красный' (rot).




       Суббота 13 сентября (предположительно). Вблизи Шляймюнде (Schleimünde). Снимок сделан с борта буксира плавмишени. Практические стрельбы главным и средним калибрами на определение рассеивания снарядов. Металлические кольца на стволах орудий главного калибра служили для измерения терморасширения по сечению ствола и устанавливались через определенные промежутки по длине всего ствола. На грот-мачте виден либо брейд- или сигнальный вымпел (прим. м б вымпел боевого корабля Кригсмарин? Он длиннющий, типа этого).




       Воскресенье 14 сентября, ок.08:00. Направление на запад юго-запад. С 07:37 до 08:18 Тирипиц отбуксировали из гавани Шеа к бочке "А-13", при стоянке на которой был осуществлен запуск, проверка в работе, а также настройка радарных станций с кодовым обозначением "Б-устройства" (Berta-Geräte). С помощью радаров необходимо было определить дистанции до цели, сопоставить с показаниями оптических дальномеров и внести коррекции для полного совпадения данных.




       Выход из внутренней акватории порта Киль ранним утром. 15 сентября в западной Балтике проводились дополнительные практические стрельбы на кучность попаданий. За день до этого, то есть 14 сентября уже установленные на борту торпедные аппараты проверяли специалисты департамента (TEK - Torpedo Erprobungs Kommando), отвечающего за тестирование торпед новейших конструктивных разработок, недавно принятых на вооружение.




       Понедельник 15 сентября. После практических артстрельб. Расширение стволов главного калибра и создаваемое внутри давление измерялось с помощью кольца на фото. Полученные данные касались внутренней баллистики и имели важное значение при определении дальности стрельбы. Видны нарезы внутри ствола, посредством которых снаряду придавалось вращение при полете, тем самым стабилизировалось его положение на траектории.




       Чистка стволов главного калибра.




       Во время нахождения л/с на башне выставлялось леерное ограждение (по стрелке).




       Навигационный сигнал "Стою на якоре" (шар по стрелке), положение теней и другие детали указывают на хронологическую связь фото с двумя предыдущими.




       15 сентября, ок.13:00. Нахождение в точке-2 (Pos.II на предыдущей карте) вблизи Шляймюнде (Schleimünde). Солнце на юге юго-западе и, согласно боевому журналу, северный ветер (отклонение дыма). Снимок сделан с борта буксира. После утренних артстрельб Тирпиц поднимает пары для перехода (c 13:08 до 14:00) на точку-1 (Pos.I)




       15 сентября, ок.13:00. Небольшие детали дополняют общую картину, указывая на принадлежность серии предыдущих фото к одному и тому же событию. При увеличении этого фото видно измерительное кольцо на дульном срезе орудия главного калибра (на вставке по стрелке), которое показано на предыдущих фото. Моряки на топе башни "D" занимаются чисткой-смазкой-протиркой орудийного ствола башни главного калибра "С", в стволе по правому борту которой уже установлена заглушка или "пробка" (Mundpfropfen), согласно официальным документам.



    УЧЕНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ БАЛТИКЕ c 17 по 22 сентября 1941 года.




       Загрузка боезапаса на борт. 17 сентября Тирпиц с головным штурм-тральщиком (Spbr 18) прошли судно-маяк KIEL и изменили курс в восточном направлении. Вечером того же дня встали на якорь у минных заграждений в районе сигнально-барьерной сети Гидзар (Gedser-Netzsperre) в 3,8 милях по пеленгу 134 градуса на Вустров (Wustrow).
       18 сентября проводились совместные учения с легким крейсером KÖLN. Задача учений: определение дистанций до цели с применением радара "Дальномер-II" (E.M. II - EntfernungsMesser II).




       19 сентября, утро: определение дальностей с применением радара при взаимодействии с легким крейсером KÖLN. Вечер: встали на якорь в 8 милях к северу от Грайфсвальдэ Ой (Greifswalder Oie). 21:00: калибровка радиопеленгатора.
       20 сентября. Маневрирование, проверка боевой готовности раздельно в боевых частях и по службам. Позднее встали на вчерашней точке якорной стоянки.




       Предположительно 21 сентября 1941 года, полдень. Снимок сделан членом экипажа корабля радиоуправления "Молния" (BLITZ, бывший миноносец Т185, а прежде - V185), на борту которого, несколько позже, командир корабля Карл Топп будет доставлен на аудиенцию к командующему флотом линкоров, вице-адмиралу Отто Цилиаксу, который на правах командующего Балтийским флотом проинформировал Топпа о предстоящем боевом походе с целью перехвата советских ВМС.




       22 сентября, постановка на якорь по пеленгу 312 градусов и в 13 милях от Грайфсвальдэ Ой (Greifswalder Oie). В 20:00 на борту корабля управления HELA прошло совещание в присутствии всех командиров кораблей, участвующих в планируемом на ближайшее время боевом походе против кораблей ВМФ СССР (звучит 7-я симфония Шостаковича), после чего Тирпиц бункеруется топливом и пополняет запасы пресной воды.
      



    КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ ВТОРОЙ КНИГИ





      


  • Комментарии: 2, последний от 22/06/2018.
  • © Copyright Динамов Сергей Борисович (sdinamov@me.com)
  • Обновлено: 24/07/2018. 64k. Статистика.
  • Монография: Перевод

  • Связаться с программистом сайта.