Динамов Сергей Борисович
Одинокая королева Севера по прозвищу Зверь. Книга 3.2

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 4, последний от 09/08/2018.
  • © Copyright Динамов Сергей Борисович (sdinamov@me.com)
  • Размещен: 27/05/2018, изменен: 01/08/2018. 87k. Статистика.
  • Монография: Перевод
  • Тирпиц
  • Иллюстрации/приложения: 1 шт.



  •   
      

    Р.Геринджер, А.Бономи

    "Одинокая королева Севера по прозвищу "Зверь"

     []


      Третья книга охватывает период с января по июль 1942 года. Тирпиц несет боевую службу с базированием во фьорде близ Трондхейма в Норвегии.
      

    БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРОТИВ КОНВОЕВ PQ12 и QP8 с 6 по 9 марта 1942 года (продолжение).



       Прокладка курса Тирпиц, уходящей с отрядом кораблей из района боевых действий в направлении на Трондхейм, указывает на выполнение экстренного отворота на восток почти сразу же после обнаружения разведборта британских ВВС. Следуя курсом на Вестфьорд (Vestfjord), Тирпиц необходимо пройти узкость шириной чуть более 2 миль, между островом Москенесёй (Moskenesøya) из группы островов Лофотен (Lofoten) к северу и островом Варёй (Værøya) к югу.



       9 марта 1942 года. Вскоре после 11:00. На курсе - пролив Москен (Moskenstraumen, на фото справа вверху). Начиная с 11:37, немецкий авиаборт разведки и прикрытия отряда кораблей (торпедоносец/самолет-разведчик "Хейнкель" Не-115) передает данные об обнаружении подводной лодки с правого борта и необходимости маневра уклонения влево. Две минуты спустя гидроакустики докладывают о шуме одной торпеды по пеленгу 20 градусов (прим. явно, не пеленг, а курсовой угол). В 11:48 - снова шум торпеды по пеленгу (по курсовому углу) 45 градусов. Отмечается, что шум высокой тональности и дребезжащий в отличии от торпед, применяемых британскими королевскими ВВС (RAF), шумы которых глуше.




       Тирпиц идет на максимальной скорости. Северо-восточное направление съемки с борта эсминца Z14 с видом на Лофотенские острова. В 10:35 эсминец выполнял задачи ПЛО с выдвижением вперед по правому борту Тирпиц, в 11:45 получил приказ занять позицию по корме.




       Пересечение на высокой скорости одного из самых мощных течений мирового океана при наличии многочисленных отмелей в прибрежной зоне... Плюс, вероятность атак с воздуха или из-под воды в любую минуту... За время, которое потребуется на взятие пеленгов и отметки точки положения на карте Тирпиц проходила немалое расстояние с крепким сносом к северу.




       9 марта, полдень. Перед входом в пролив Москенстраумен (Moskenstraumen). В левом верхнем углу фото видна южная горная вершина острова Москенесёй (Moskenesøya). На баке уже выставлено леерное ограждение, хотя экипаж явно действовал по тревожному расписанию, то есть по погребам и у казенников почти не спали.




       Незадолго до полудня. Северное северо-восточное направление съемки, остров Москенесёй на заднем плане. Ведется наблюдение за горизонтом, в данном случае, в корму с левого крыла флагманского мостика.




       9 марта, после полудня. После прохождения пролива Москенстраумен, Тирпиц легла на северо-восточный курс вглубь Вестфьорда в 12:09. Авиаприкрытие, запрошенное на начало атак торпедоносцев, подошло после 13:15, поскольку радиограмму с борта не смогли раскодировать из-за отсутствия шифроблокнота на авиабазе в Будё (Bodø). В боевом журнале эсминца Z14 записано, что первой подошла пара "Штук" Ju-87, а затем несколько Ме-109.




       Курсовая прокладка включает циркуляцию в Тысфьорде (Tysfjord) и последующий переход через Уфотфьорд (Ofotfjord) в направлении Богена (Bogen).




       9 марта 1942 года, ~15:00. Вестфьорд (Vestfjord). Поскольку на борту не было лоцмана, никто и не подозревал о скалах к югу от острова Барёя (Barøya). В 15:10 эсминец Z14 отсигналил: "Движение этим курсом опасно", - после чего Тирпиц немедленно изменила курс вправо и зашла в Тысфьорд.




       9 марта, после полудня. Тысфьорд. Через минуты после экстренного изменения курса вправо. На верхнем снимке видна 150-мм орудийная башня III по правому борту c защитным кожухом ее перископа (по стрелке) и кильватер Z14 на заднем плане. На нижнем снимке: описав циркуляцию, Тирпиц выходит из Тысфьорда. Южное юго-восточное направление съемки. Примерно в это же время Z14 принял радио от командующего флотом линкоров: "К западу от пролива Москенстраумен была обнаружена ПЛ, уклонились от торпедной атаки," - и на Z14 все облегченно перестали, до сей поры не понимая отчего Тирпиц тогда дважды бросало к северу (видно на карте). Z14 было приказано идти головным во избежание очередных навигационных катаклизмов.




       9 марта, ~15:45. Вход в Уфотфьорд. Впереди по правому борту видны горы Скарштад (Skarstadfjellet). С 15:30 эсминцы Z7 и Z25, завершив бункеровку, снова заняли позиции по корме Тирпиц, которая легла в дрейф в 15:40, чтобы принять на борт норвежского лоцмана.




       ~15:45. На входе в Уфотфьорд, вблизи острова Тжелея (Tjeldøya). Виден Z7, который пока идет по корме с левого борта. В 15:53 эсминец займет позицию в авангарде по левому борту, согласно построению охранения за номером 3. На палубе готовят концы для подачи на буксиры.




       Сфотографировано примерно в одно время с предыдущим снимком, но в противоположном направлении с борта эсминца Z7 HERMANN SCHOEMANN.




       Немногим позже. Близ острова Тжелея (Tjeldøya). Снимки сделаны с борта Z25 при смене позиции замыкающего на авангард по правому борту.




       ~17:00. Уфотфьорд (Ofotfjord). Северное северо-восточное направление съемки, стрелка указывает на остров Скугья (Skogøya), за которым находится Боген. Напротив заходящего Солнца, как наиболее опасное направление, ведется наблюдение за воздушной обстановкой, поскольку предугадать намерения британцев довольно сложно, а где-то там мотается их разъяренный авианосец VICTORIOUS.




       ~17:30. Залив Боген (Bogen). По стрелке: населенный пункт Боген. Видимо, заход в залив потребовался, чтобы разобраться с навигационной обстановкой в течение светового дня, так как в 17:42 Тирпиц ушла и вернулась только с наступлением темноты. Это было правильное решение, поскольку в боевом журнале эсминца Z14 есть запись о сигнально-барьерной сети на входе в залив, наличие или отсутствие которой пока неизвестно. А уже разобрались. И если бы Тирпиц в первый раз зашла в залив только с наступлением темноты, то даже при бдительной вахте сети, она бы там посносила все и, вполне возможно, намотала бы на винты.




       В 18:53 получена радиограмма командования группы ВМС "Север" с приказанием находиться в ожидании дальнейших распоряжений. В 19:57 Тирпиц встала на якорь в точке с пеленгами на навигационные огни, соответственно: 76 градусов - Ёстрвик (Østervik), 256 градусов - Скугья (Skogøya), 306 градусов - Слеттбаккен (Slettbakken).




       Вторник 10 марта, ~09:00. Сфотографировано из населенного пункта Боген. После того, как свободные от вахт и обязона по БГ отдохнули в обмундировании; по завершению бункеровки эсминцев Z7, Z25 и миноносцев Т5, Т12 с борта Тирпиц; когда произошла смена эсминцев в боевом охранении на входе в залив, Тирпиц была перетянута буксирами на защищенное противоторпедной сетью место стоянки (справа, за кадром) близ Слеттбаккена (Slettbakken). Стрелка указывает на сетевой заградитель NT7 или NT8.



    ЗАЛИВ БОГЕН. БЛИЗ СЛЕТТБАККЕНА с 10 по 11 марта 1942 года.


       Этот и предыдущий снимок сделаны офицером радиосвязи, служебное помещение которого находилось на втором этаже гостиницы, оккупированной германцем. Буксир FAIRPLAY VII тянет Тирпиц к месту стоянки, защищенному противоторпедной сетью. Постановка завершилась в 11:45.




       10 марта, полдень. Вблизи Слеттбаккена. Стоял штиль, и маневры с отдачей якоря и заведением швартовых прошли успешно, даже несмотря на использование всего двух маломощных буксиров. Правее на фото - ремонтная плавмастерская сетевых заграждений DEIME.




       10 марта, полдень. Приказ командующего флотом линкоров: "Стоять на якоре в трехчасовой готовности". Обе фотографии сделаны с сетевого заградителя-киллектора Netzleger II HERMANN SAUBER (бывший китобой). Сетевой заградитель NetzTender7 или NT8 также виден на фото.




       С 13:00 до 16:00. Вблизи Слеттбаккена. После первой неудачной попытки швартовки, эсминец Z14 снова подошел к борту Тирпиц для приемки бункера (около 300 кубов тяжелого). Командир эсминца, корветтен-капитан Гюнтер Ваксмут (Günther Wachsmuth) и командир 5-й флотилии ЭМ, капитан цур зее Фриц Бергер (Fritz Berger) поднялись на борт для аудиенции с командиром соединения, командующим флотом линкоров, вице-адмиралом Отто Цилиаксом. Заметно, что топы башен главного калибра окрашены в цвет авиараспознавания (предположительно, красный).




       ~16:00. Эсминец Z14 все еще ошвартован под бортом, и наверху его 150-мм орудийной башни также видна окраска для опознавания авиацией (по стрелке). Последующая серия из шести фотографий относится к 10 марта, при нахождении Тирпиц близ Слеттбаккена, так как в боевом журнале записано, что ясная солнечная погода стояла только в этот день.


      



       Четверг 12 марта. Вблизи Слеттбаккена (Slettbakken). Снято членом экипажа миноносца Т12, принимавшего бункер с борта Тирпиц в этот день. Командующий отправил на авиабазу в Будё (Bodø) один бортовой гидроплан "Арадо", который будет обеспечивать плотное авиаприкрытие на следующее утро. В 18:00 вице-адмирал начал проведение командирского совещания с постановкой задач на переход в Трондхеймфьорд.




       11 или 12 марта. В сетях у Слеттбаккена.




       13 марта, начиная с 02:00. Уфотфьорд (Ofotfjord). Походный ордер. Особое внимание - ПЛО.



    ПЕРЕХОД ИЗ БОГЕНА В ФАЭТТЕНФЬОРД пятница 13 марта 1942 года.


       Во время перехода соблюдался режим радиомолчания, осуществлялась только визуальная связь, радары FuMO были деактивированы.
       1. 12 марта, в 23:55 снялись с якоря.
      ___13 марта, 00:24 проход сигнально-барьерной сети в заливе Боген.
       2. 13 марта, 06:16 начало прохождения в шхерах вблизи Ландегоде (Landegode),
      ___вместо Фолдафьорд (Foldafjord), как было изложено в приказе на переход.
       3. 13 марта, 11:30 выход из шхер у Аасварь (Ааsvær), вместо более позднего
      ___покидания шхерного прохода в районе Кверстейн-фьорда согласно приказа.
       4. 13 марта, 22:00 ошвартовка в Фаэттенфьорде (Faettenfjord).



       Пятница 13 марта 1942 года, ~07:15. Уфотфьорд (Ofotfjord) и Вестфьорд (Vestfjord) уже позади. Тирпиц вошла около часа назад в проход между шхерами близ Ландегоде (Landegode). Восточное юго-восточное направление съемки с острова Халтоя (Haltøya), где находилась береговая батарея германца.




       13 марта, ~07:30. Фюглёйфьорд (Fugløyfjord). Вид в корму Тирпиц. Эсминцы и миноносцы в кильватерной колонне, в авиаприкрытии - несколько Ме-109 и один Не-115. Высокий уровень угрозы атак подводных лодок противника и незнание обстановки на маршруте вызваны отсутствием должной воздушной разведки.




       13 марта, ~07:30. Фюглёйфьорд (Fugløyfjord). Вид вперед и на курсовой линии - Кунна (Kunna). Ход 25 узлов. Эсминец Z14 (по стрелке) идет в авангарде с приказом замерять глубины эхолотом и - в случае опасности - подать сигнал "Ганс" (Hans! Ja-ja, Karl!).




       Все еще утро 13-го. По прохождению Кунны Тирпиц покинула шхеры и примерно полтора часа шла в юго-западном направлении на Валварь (Valvær). Затем произошло опасное сближение с подводными скалами у Сандваря (Sandvær). Сигнальщик на Z14 дал "ганса", и Тирпиц отвернула.




       13 марта, утро. Между Сандварем (Sandvær) и Скогсхолменом (Skogsholmen) с последующим изменением курса к востоку - в шхеры. Видимо, было уже не до подводных лодок, потому что все охранение шло в кильватере, за исключением Z14 (прим. который долбил эхолотом на всю Атлантику).




       ~09:30. На входе в шхеры через Утерварьфьорд (Oterværfjord). Эсминец Z14 эхолотит в голове, Z7 идет по корме Тирпиц. Снимок с борта Z25. Немногим позже корабли повернут почти на 90 градусов вправо - на юг, в Рёдёфьорд (Rødøfjord).




       На левом фото: с 09:45 эсминец Z14 в отдельном плавании, оставляя остров Реньга (Renga) к востоку. Соединение пройдет вдоль восточного берега Реньги. Справа: в 10:00 у южной оконечности острова Реньга Z14 снова занял позицию в авангарде.




       Пятница 13 марта 1942 года, все то же утро. Прохождение в шхерах курсом на юг. Согласно оперативному плану, при обнаружении воздушной разведкой противника соединение кораблей ложилось на обратный курс по необходимости, принимая во внимание свое местоположение. Отряд охранения должен был атаковать подводные лодки противника незамедлительно.




       ~11:00. Вид с крыла командирского мостика. В соответствии с оперативным планом, вице-адмирал Отто Цилиакс намеревался немедленно вступать в бой с уступающим по огневой мощи противником при наличии оперативного морского простора и достоверных разведданных.




       11:00, но чуть позже. Эсминец Z25 идет на удалении за кормой по правому борту. При наличии превосходящих сил противника вице-адмирал планировал обойти их по шхерам, либо находиться в укрытии во фьорде на ожидании или же лечь на обратный курс.




       ~11:15. Остров Ловунд (Lovund) на горизонте, а на передних планах 105-мм и 37-мм орудия ПВО в позициях IV с правого борта (у башни ГК "Цезарь"). В 10:20 вице-адмирал Цилиакс приказал головному Z14 выходить из шхер у Аасварь (Ааsvær), то есть раньше, а не после прохождения Вегафьорда, как значилось в оперативном плане похода.




       13 марта, полдень (Солнце на юге). Выход из шхер в 11:30 у Аасварь и перестроение кораблей охранения для выполнения задач ПЛО. Один "Арадо" в воздухе. Другой гидроплан, находившийся с прошлых суток в Будё (Bodø), задержался с вылетом из-за неисправности двигателя и его подлетное время: 11:58.




       После акватории Фрюхавет (Frohavet) и фьорда Крёквог (Kråkvågfjord) Тирпиц прошла заграждения близ Гартена (Garten) в 19:00. Около 19:45 кораблям 5-ой (ЭМ) и 2-ой (МН) флотилий приказано следовать в пункты базирования, соответственно, в Хоплаэльвене (Hoplaelven) и Трондхейме. Швартовные операции Тирпиц завершились в Фаэттенфьорде в 22:00.



    ФАЭТТЕН-ФЬОРД И РАЙОН ТРОНДХЕЙМА с 14 марта по 2 июля 1942 года.


       Суббота 14 марта. После прибытия в Фаэттенфьорд перво-наперво - пополнить запасы. Это и следующее фото донельзя скрытной позиции Тирпиц сделаны л/с полицейского батальона в Трондхейме из окна проходящего поезда.




       14 марта. Фаэттенфьорд. Танкер HEIDE c топливом и пресной водой ошвартовался под бортом в 11:20. Было принято 4100 кубов топлива (остаток на борту после бункеровки 7000 кубов) и 346 тонн котловой воды (остаток на борту 699,5 тонн). Результатом технической экспертизы опорного подшипника правого гребного вала стало кардинальное снижение оперативной готовности корабля на несколько дней.




       Воскресенье 15 марта. День памяти павших. На надводном борту ободранная краска и ржавчина демонстрируют следы боевого похода. Проводится построение на корме, с этого дня флаг поднимали не на грот-мачте, а на флагштоке (?мачта ?бизань) кормового дальномерного поста (по стрелке).




       15 марта. День памяти павших. Офицерам вручают награды за боевой поход.




       Предположительно 16 марта, полдень. Командир Топп вручает награды членам экипажа (прим. вчера весь день вручали и сегодня вручают) На заднем плане, по всей вероятности, вспомогательный корабль авиаобеспечения MAX STINSKY (по стрелке) с тремя "Арадо" на борту (один припозднился из Будё, а два взлетели с Тирпиц во время недавнего похода). Из-за плохих погодных условий гидропланы совершили вынужденную посадку в небольших фьордах к востоку от крошечного острова Кия с известным маяком "Огонь Кия" (Kya Feuer). Два гидроплана были повреждены при посадке и их заменили на бортовые "Арадо" тяжелого крейсера PRINZ EUGEN.




       17 марта, полдень. Изъяны облика надводного борта уже устранены. Моторный катер (по стрелке) под бортом, видимо, указывает на проводимое командующим, вице-адмиралом Отто Цилиаксом командирское совещание с разбором боевого похода. Совещание проходило с 10:30 до 13:15.




       Вероятно, март 1942 года. Обер-лейтенант цур зее Хайн Хеллендорн (Hein Hellendorn). Стрелки указывают на второй контур кабелей системы размагничивания корпуса на главной палубе. Вместе с первым контуром, расположенным ниже ватерлинии, система нейтрализует наиболее мощное электромагнитное поле кормы (прим. из-за массы вращающихся в морской воде железяк).




       Четверг 19 марта. Фьорд Трондхейм. Готовность к выходу в плавание в 07:30, затем проверка работы системы размагничивания корпуса на полигоне близ Стайнвикхолма (Steinvikholm), испытания главной энергетической установки при работе во внештатных ситуациях, практические стрельбы орудиями крупного калибра ПВО с задействованием артиллерии среднего калибра в целях постановки равномерного заградительного огня с применением по малым высотным быстролетящим целям (прим. видимо, разведчик "Спитфайр" всех замучил аэрофотосъемкой). После вторичной проверки работы системы размагничивания, началась отработка навыков и слаженности экипажа при бункеровке на переходе во взаимодействии с эсминцами Z7 и Z25. Швартовка в Фаэттенфьорде в 23:00.




       Пятница 20 марта, ок.11:15. Высота 22000 футов. Под бортом стоит пароход KURZEESEE, доставивший 14 тонн снабжения по механической части. На следующий день в район временного базирования в Трондхеймфьорде подошел тяжелый крейсер ADMIRAL SCHEER с отрядом кораблей охранения (эсминцы Z24, Z26, Z30 и миноносец Т11).




       Третья неделя марта 1942 года. В ночь с 23 на 24 марта танкер FORBACH пришвартовался для бункеровки, затем проводились водолазные работы по уплотнению дейдвудного сальника центрального гребного вала. Эсминцы Z24, Z25 и Z26 вышли в поход курсом на север.




       Третья неделя марта. Флаг теперь реет над кормовым дальномерным постом, надводный борт в носовой и кормовой части скрыт плавмаскировкой.




       21 марта 1942 года, после полудня третий тяжелый крейсер ADMIRAL HIPPER встал в Лофьорде (Lofjord).




       Предположительно 25 - 27 марта. Фаэттенфьорд. Ничего существенного в эти дни не произошло




       Суббота 28 марта, 11:40. Высота примерно 150 метров. Аэрофотосъемка с борта истребителя 'Спитфайр' (заход с курсового угла 240 градусов). Приказано открыть огонь расчетам бортовых малокалиберных артустановок ПВО и береговым зенитным батареям. На перехват подняты в воздух две пары истребителей. Безрезультатно.




       28 марта, ок.16:20. Фаэттенфьорд. Фрегатен-капитан Хайнц Асманн (позднее, его назначат ст.помощником командира корабля) прощается с вице-адмиралом Цилиаксом. Пять часов назад на борт прибыл адмирал Шнивинд (по стрелке).




       Вместе с командующим флота на борт прибыли несколько офицеров Люфтваффе, которые находятся сейчас на командирском мостике. На заднем плане: правое крыло мостика.




       Воскресенье 29 марта. Фаэттенфьорд. Традиционное ежегодное празднество на день вооруженных сил. Моряки возле тренировочного артстанка заряжания по правому борту.




       Среда 1 апреля, утро. После авианалета в ночь с 29 на 30 марта (32 бомбардировщика 'Галифакс' в две волны, сбито 6) Тирпиц вышла на боевую подготовку в Трондхеймфьорд невредимой.




       1 апреля. Эта и предыдущая фотографии сделаны бойцом ПВО при нахождении в северной части острова Скарьвхолм (Skarvholm). Боевая подготовка экипажа Тирпиц включала в этот день выполнение учебно-боевых задач с задействованием бортового гидроплана, отработку элементов боевого взаимодействия с парой истребителей Ме-109. После обеда проводились совместные учения с вспомогательным кораблем авиаобеспечения MAX STINSKY.




       1 апреля. Трондхеймфьорд. Тирпиц и эсминец Z5 PAUL JACOBI на снимке с борта Z14 FRIEDRICH IHN. Отработка действий при бункеровке в плавании с этими эсминцами с 17:00 до 18:45. Швартовка в Фаэттенфьорде в 23:15.




       Начало апреля. Фаэттенфьорд. Небольшой танкер MUNKHOLM (по стрелке) под бортом. Планировалась стоянка Тирпиц на срок в несколько недель, поэтому приняты меры для всеобъемлющей маскировки. Темные участки надводного борта на баке и корме также скрыты.




       Начало апреля 1942 года. Из-за большой приливно-отливной амплитуды произошел обрыв одного из швартовных концов на корме (прим. видимо, набить-набили, а дать слабину на отливе - нихт, а обвиняют природу). При минимальном отливе произошло касание скуловым килем грунта - скального монолита с большой крутизной - и, в последствии, соскальзывание донной части корпуса левого борта по камню вниз.




       Предположительно, начало апреля. На левом фото виден гимнастический конь (по стрелке). 30 марта на борту вспомогательного корабля обеспечения флота NORDMARK в Трондхейм доставлены четыре новые четырехствольные артустановки ПВО для вооружения Тирпиц.




       Начало апреля. Фаэттенфьорд. Начиная с 4 апреля, четыре автоматические зенитные пушки демонтированы для замены на только что доставленные, счетверенные артустановки ПВО. Две автоматические зенитные пушки перенесли к ночным постам управления с левого и правого бортов (по стрелке).




       Апрель 1942 года. Фаэттенфьорд. Вышеупомянутые меры по маскировке с использованием деревеьев и кустарника.



       Середина апреля (вероятно). Этот и следующий снимок сделаны зольдатен из подразделения, проходившего строем вдоль Фаэттенфьорда. 8 и 9 апреля водолазы осмотрели подводный корпус. Обнаружены различные повреждения скулового киля и обшивки.




       Тирпиц нуждалась в постоянных бункеровках для поддержания требуемой боеготовности, для чего, помимо других дней, 2 и 11 апреля под бортом стоял танкер BIWI. Запасы питьевой и мытьевой воды пополнялись, в среднем, каждые вторые сутки.




       Вторник 14 апреля, ок.11:15. Высота полета британского разведборта около 25000 футов. В этот период аэрофотосъемка производилась противником почти ежедневно. Видимо, маскировка Тирпиц была нужна скорее для самоуспокоения, нежели имела практическую ценность.




       Предполагается середина апреля. 13 апреля кормовой навальный брус на берегу был заменен на новый, шириной 8 метров. Проверка показала, что подводный корпус Тирпиц не касается грунта. Вскоре был также заменен носовой причальный отбойник.




       Сфотографировано воином из расчета вооружения ПВО моторного баркаса RUTH, который курсировал между Фаэттенфьордом и островом Салтоя (Saltøya). Под кормой Тирпиц виден плашкоут для мусора. Второй такой же - у берега (по стрелкам).




       Понедельник 20 апреля. Фаэттенфьорд. На борту сыграли "большой сбор" с построением экипажа на главной палубе в корме по поводу др "этого". С этого дня, помимо буксира PELLWORM, был задействован второй буксир, и они оба - в любое время - находились в готовности к швартовным операциям Тирпиц. На нижнем снимке, по стрелкам - вспомогательный корабль обеспечения флота NORDMARK, который, после прибытия в Трондхейм, перешел вечером 14 апреля в Осэнфьорд (Åsenfjord), где простоял на якорной стоянке (глубина 38 метров) до 28 апреля.




       Среда 22 апреля, утро. В боевом журнале записано, что маскировочные средства свернуты в срок до 20 апреля, и Тирпиц готова к выходу в плавание. Буксир PELLWORM и танкер BIWI стоят под бортом, корабль ВСГ NORDMARK виден слева.




       Четверг 23 апреля, 10:30. Фаэттенфьорд. По правому борту. Командующий группой ВМС "Север", генерал-адмирал Рольф Карльс с командующим флотом, адмиралом Отто Шнивиндом и управляющим военно-морской верфи (KMW) в Трондхейме, вице-адмиралом Эдуардом Айхелем (Eduard Eichel) покидают Тирпиц. Позади виден танкер, доставивший авиационное топливо (возможно).




       Старший помощник командира корабля Пауль Фридрих Дювель прощается с генерал-адмиралом на главной палубе, ближе к корме. В ночь на 28 апреля британцы совершили авианалет в две волны: первая - 12 бомбардировщиков "Галифакс" и 12 "Ланкастеров", вторая волна - 22 "Галифакса". В ночь на 29 апреля снова авианалет: первая волна - 9 "Галифаксов" и 12 "Ланкастеров", вторая - 15 "Галифаксов". Британцы потеряли 7 бомбардировщиков.




       Конец апреля. Фаэттенфьорд. Судя по наличию приспособлений на топе башни главного калибра "Бруно" (по стрелке), Тирпиц оснащается 1-й из четырех счетверенных зенитных установок, а 2-ая такая же артустановка уже размещена наверху передней надстройки.




       Счетверенные артустановки ПВО под номерами 3 и 4 заменили 20-мм автоматические зенитные пушки на платформе дымовой трубы по левому и правому борту. Автоматические пушки, в свою очередь, установили впереди кормовых ночных постов управления с обоих бортов. Решение об усилении вооружения ПВО Тирпиц базировалось на опыте, полученном во время ударов авиации противника 9 марта 1942 года вблизи Лофотенских островов.




       Вероятно, конец апреля. На борту появились первые элементы новой камуфляжной окраски (по стрелке), предназначение которой - слиться с окружающим, основательно позеленевшим ландшафтом. На двух предыдущих фотографиях, на вывешенной беседке видны авторы окрасочных работ маскировочного назначения.




       Конец апреля. Осэнфьорд (Åsenfjord). Направление съемки с острова Салтоя (Saltøya) на Фаэттенфьорд, где виден поднимающийся из трубы Тирпиц пар (по стрелке). В центре фьорда на якоре стоит вспомогательный корабль NORDMARK, а возле деревянной пристани - уже упомянутый, моторный баркас RUTH.




       Предположительно, конец апреля. Во время бомбардировочных авиаударов в ночь на 29 апреля применялись новые "авиационные глубинные бомбы". Британцы планировали сбрасывать их над местом стоянки Тирпиц, чтобы шаровидные бомбы скатывались по береговому склону в воду, и подрыв происходил под донной частью корпуса. Надлом или значительные повреждения киля сразу же выводили Тирпиц из строя, даже без пробоин в обшивке. Случиться этому было не суждено, а восемь бомб, начиненных смесью тринитротолуола и аммиачной селитры, смогли найти и обезвредить.




       Развитие инфраструктуры на территории, прилегающей к пункту маневренного базирования. По слухам, железнодорожные пути проложены для вывоза боезапаса с борта Тирпиц. Но, судя по наличию единственного бункера, который сохранился до сей поры, достоверность слухов сомнительна из-за очень малых размеров места хранения.




       Конец апреля (вероятно). Фаэттенфьорд. Боевая служба: построения, издевательство над молодым офицером в плане развития у личного состава навыков, а также умений вязания морских узлов и приборка (прим. нет тут никакой приборки, то есть ГЛАВНОЕ и самое основное, каждодневное и бесконечное "ДРАИТЬ" практически не освещено)




       Среда 29 апреля, ок.19:15. Высота примерно 25000 футов. Это был уже шестой разведвылет британских королевских ВВС (RAF) за прошедшие двое суток. Через 45 минут Тирпиц снимется на Норвиксунд (Norviksund, карта п.11) для ночного перестоя из-за возросшей вероятности авианалета.




       Пятница 1 мая. Члены экипажа в увольнении на берег - на южных холмах Фаэттенфьорда и празднуют первомай. Прошлую ночь Тирпиц перестояла в Веррасунде (Verrasund, карта п.19) из-за ожидающихся бомбардировок.




       Пятница 1 мая, ок.14:45. Фаэттенфьорд. Высота 25000 футов. Два разведвылета британцев за эти сутки. В 21:21 Тирпиц перешла на ночь к высоким береговым скалам северо-западной части Трондхеймфьорда, между островом Таутра и Норвиксундом (карта п.18).




       Воскресенье 3 мая. Трондхеймфьорд. Сфотографировано с борта тяжелого крейсера ADMIRAL HIPPER. Видны новые элементы камуфляжа - полосы по миделю. После стоянки прошлой ночью в Скорэнсунде (Skarnsund, карта п.17) на этот вечер запланированы учения с маневрированием в составе соединения.




       3 мая. Трондхеймфьорд. С 20:30 до 22:30 маневрирование и ведение связи между кораблями в ордере. Задействованы тяжелые крейсеры ADMIRAL HIPPER и ADMIRAL SCHEER, которые видны в кильватерной колонне с Тирпиц в авангарде. По стрелке - юго-западная часть полуострова Фроста (Frosta).




       3 мая, вечер. Трондхеймфьорд. ADMIRAL HIPPER и ADMIRAL SCHEER на снимках с борта Тирпиц. Во время учений обеспечивалось постоянное авиаприкрытие, запрошенное командующим флота линкоров заблаговременно.




       3 мая, вечер. Трондхеймфьорд. По окончанию учений, с 23:00 Тирпиц на переходе в Норвиксунд, в Скорэнсунд и в 04:20 ошвартована в Фаэттенфьорде. 5 мая проводилась бункеровка с танкера ROGN.




       Начало мая 1942 года (предположительно). Фаэттенфьорд. После завершения приемки топлива с танкера ROGN, сетевой заградитель PONTO швартовался под борт Тирпиц три раза с 6 по 8 мая и доставил сеть, обычно используемую для постановки водных минных заграждений. Согласно записям в боевом журнале Тирпиц, управление миннозаградительного вооружения и управление по обеспечению сетевых барьерных заграждений командования группы ВМС "Север" должны были совместно организовать и обеспечить размещение доставленной сети между берегом и левым бортом Тирпиц для предотвращения попадания скатывающихся британских бомб в воду и их подрыва под корпусом корабля.




       9 мая счетверенные артустановки ПВО на башне главного калибра "Бруно" и сверху передней надстройки находятся в готовности к боевому применению. Штурман из экипажа Тирпиц откомандирован на тяжелый крейсер ADMIRAL SCHEER с выходом в море для навигационного обследования на наличие прохода в шхерах архипелага Викна (Vikna) вплоть до северной оконечности Рёрвика (Rørvik).




       Начало мая (вероятно). Появился новый камуфляж на барбете и башне главного калибра "Бруно".




       Предположительно 11 мая, дневное время. Вспомогательный корабль авиаобеспечения MAX STINSKY пришвартовался для перегрузки гидропланов (по стрелке). Согласно боевому журналу, доложено о вооружении центральной секции береговой сети для защиты Тирпиц от шаровидных британских бомб.




       Камуфляж с правого борта предназначался для слияния по цвету и формам с береговым гористым ландшафтом. Не было необходимости в такой же окраске с левого борта, за исключением поверхностей башен главного калибра, видимых с носа и кормы.




       Середина мая (вероятно). На правом фото: буксир PELLWORM под правым бортом. Справа: Не-111 на малой высоте над Фаэттенфьордом. С помощью этого плавсредства (по стрелке) производятся работы по сетевому заграждению берега и акватории вдоль левого борта к носу.




       Середина мая (вероятно). Теперь по миделю и в носовой части корпуса Тирпиц имелось двойное заграждение:
       - секциями сети, расположенными на берегу,
       - секциями миннозаградительной сети, закрепленными на концах с левого борта.




       16 мая офицер-минер (прим. КБЧ-3, наверное) Тирпиц на борту ADMIRAL HIPPER вышел в плавание для трехразового выполнения торпедных стрельб. Практические торпедные стрельбы на Тирпиц не проводились из-за нехватки топлива.




       Середина мая (вероятно). Фаэттенфьорд. Командир корабля, капитан цур зее Карл Топп и его главный артиллерийский офицер (I.A.O., КБЧ-2), корветтен-капитан Роберт Вебер, вероятно, инспектируют недавно перенесенные к кормовому ночному посту управления 20-мм автоматические зенитные пушки.




       Середина мая (вероятно). На борту Тирпиц в Фаэттенфьорде. Карл Топп и Роберт Вебер во время инспекционной проверки; групповое фото на баке; списанные на берег члены экипажа отправляются в отпуск или на обучение.




       Середина мая 1942 года. Фаэттенфьорд. 20 мая в 09:30 еще один тяжелый крейсер LÜTZOW c отрядом кораблей охранения: эсминец (?флагман) Z27 с командующим флотом эсминцев на борту, Z29, Z4, Z10 и миноносец Т10, - прибыл в Трондхеймфьорд для усиления группировки ВМС.




       Третья неделя мая. Фаэттенфьорд. После негативного опыта с применением темной маскировочной окраски в носовой и кормовой частях надводного борта (предполагалось, что Тирпиц будет выглядеть короче с дальних дистанций), теперь они будут окрашены светлее, по сравнению с остальным корпусом, для сокрытия длины и направления хода.




       Четверг 21 мая, 10:10. Аэрофотосъемка британцев с высоты около 24000 футов указывает на нахождение танкера BIWI под бортом Тирпиц, а в боевом журнале записано, что с BIWI принималось (предположительно) авиационное топливо и смазочное масло с 15:25 до 21:30.




       Четверг 21 мая, ок.11:30. Пеленг на Солнце примерно 145 градусов. Танкер BIWI пришвартован к Тирпиц и позади него находится еще один танкер для пополнения запасов питьевой и мытьевой пресной воды, согласно записям в боевом журнале с 10:45 по 14:15 включительно. Под баком стоит ремонтный плашкоут (виден на предыдущих снимках), вероятно, для проведения работ с правым якорем. Слева отходит и дымит пароход KEHRWIEDER, обычно перевозивший л/c из и в Трондхейм.




       24 мая (вероятно). Фаэттенфьорд. Танкер ROGN пришвартован к Тирпиц для (возможно) пополнения запасов пресной воды. Эта фотография, одна из серии, принадлежащей армейскому офицеру Клемму, проходившему службу в районе Трондхейма, который случайно оказался пассажиром на борту самолета.




       Четверг 28 мая. Осэнфьорд (Åsenfjord). Снимки сделаны с 08:45 до 10:00, когда проверялась работа системы размагничивания корпуса Тирпиц на полигоне близ Стайнвикхолма (Steinvikholm). В этот день проводилась боевая подготовка по обнаружению цели и определению дальности при взаимодействии с эсминцем Z10, затем успешная постановка на якорь в глубоководной акватории (160 метров). Местным жителям было строжайше запрещено фотографировать военные объекты, в частности, корабли. Норвежский рыбак рассказал, что сразу же спрятал фотоаппарат в кровать, после того как сделал эти снимки.




       На новых счетверенных зенитных установках проводилась выверка прицелов/приведение к нормальному бою с 13:00 до 13:15.




       Конец мая - начало июня 1942 года. Трондхеймфьорд. Часы (по стрелке) показывают время 14:17. Согласно боевому журналу, этот снимок (камуфляж уже нанесен) мог быть сделан 28 мая, 7 или 8 июня. Возвышение орудийных стволов артустановок ПВО указывает на 28 мая, так как в боевом журнале упоминается проведение стрельб вооружением ПВО крупного и малого калибров с 14:00 до 16:00.




       Пятница 29 мая, полдень. Осэнфьорд (Åsenfjord), справа остров Салтоя (Saltøya). После ночного перестоя в Осэнфьорде и утренней демонстрации командующему флота отражения атаки условного противника (эсминец Z10), Тирпиц вернулась в Фаэттенфьорд.




       Вход в Фаэттенфьорд около полудня и швартовка в 12:37, после чего командующий флотом обратился к экипажу с речью. Земснаряд (справа на фото), возможно, вел дноуглубительные работы для подготовки дополнительного места стоянки.




       Воскресенье 31 мая, ок.19:40. Фаэттенфьорд. Гросс-адмирал Эрих Ридер, адмирал Отто Шнивинд и командующий флотом крейсеров, вице-адмирал Отто Кумметц. Вероятная причина присутствия на борту - планируемый на ближайшее время боевой поход против конвоев союзников.




       Среда 3 июня. На оригинальном фото указана эта дата. Возможно, снимок сделан во время боевой подготовки расчетов 37-мм и 20-мм зенитных артустановок. Слева вверху видны контейнеры для хранения подкалиберных стволов-вкладышей, а справа - конь (увы, гимнастический).




       Начало июня, вечер. Фаэттенфьорд. Девочки... На военных кораблях, которые несут службу вдали от родного дома, всегда наличествует вероятность психического покидания проложенного командованием курса. Удержанию членов экипажа, которые месяцами находятся вне семей и не могут посещать театры и кино, на курсовой прокладке способствует организация заботливыми отцами-командирами подобных увеселительных мероприятий. Первое подтверждение оснащения четвертой радарной антенной типа "Суматра" сверху наблюдательного поста на топе башнеподобной надстройки (по стрелке).




       Воскресенье 7 июня или понедельник 8 июня, утро. Выход из пункта маневренного базирования в Фаэттенфьорде, слева - остров Салтоя (Saltøya). 7 июня проводились подкалиберные стрельбы в Трондхеймфьорде по целям: миноносец Т7, буксируемая плавмишень, гидроплан "Арадо" (прим. не спрашивайте ничего...)




       Понедельник 8 июня, покидая Осэнфьорд (Åsenfjord). С 09:00 до 11:15 шесть торпедных атак на цель - эсминец Z10, с борта которого сделан снимок. В качестве торпедоловов для поиска и подъема на борт учебных торпед использовались: миноносец Т15, буксир TITAN и другие самоходные плавсредства. В перерывах между торпедными атаками - подкалиберные стрельбы орудиями среднего калибра. После обеда - боевая подготовка с использованием бортовых гидропланов (обмен визуальными сигналами и отработка взаимодействия с парой истребителей при использовании гидропланов, как самолеты-мишени). По доставке учебных торпед на борт Тирпиц, возобновление учебных торпедных атак. В 21:30 швартовка в Фаэттенфьорде.




       Вторник 9 июня, утро. Солнце на юго-востоке. Командующий флотом и итальянский военный или военно-морской атташе на спардеке. Надстройка с правого борта темнее, чем на левом борту до диаметральной плоскости. Видны дополнительные камуфляжные полосы. Контрастируя с ландшафтом на месте стоянки, такая маскировочная окраска скрывала во время похода, как предполагалось, класс корабля, размеры и затрудняла определение пеленгов противником. Камуфляж необходимо было нанести в кратчайшие сроки, не взирая на обилие деталей и огромную площадь окраски, а точнее: с вечера 8 июня до утра 10 июня. Казалось бы, вряд ли возможно, но помогли очень короткие ночи в это время года.




       Предположительно 9 июня. Где-то в это время нижняя палуба мачты была закрыта стальными листами с обоих бортов (по стрелке), чтобы обеспечить лучшее укрытие от свирепой погоды северных широт (прим. стальными листами закрыт промежуток между навигационной палубой (Unteres Mastdeck) и флагманским мостиком (Oberes Mastdeck).




       Предположительно 9 июня, вечером. Фаэттенфьорд. Камуфляж нанесен полностью. Очкур между навигационной палубой и флагманским мостиком закрыт приваренными стальными листами. Шток с закрепленной на нем четвертой радарной антенной "Суматра" (по стрелке), развернутой вместе с остальными антеннами и дальномером в корму, хорошо видны над наблюдательным постом наверху башнеподобной надстройки.




       Среда 10 июня, ближе к вечеру. Трондхеймфьорд. Снимок с борта эсминца Z14. Боевая подготовка: стрельбы главным и средним калибром на максимальную дальность поражения, обнаружение цели, определение дальности, учения акустиков при взаимодействии с Z14. Неисправность энергетической установки эсминца не позволила выполнить весь комплекс запланированных учебно-боевых задач. Утром проведен показательный бой с тяжелым крейсером ADMIRAL HIPPER и подкалиберные стрельбы при задействовании в качестве имитации целей эсминцев Z10, Z14, буксируемой плавмишени, гидропланов "Арадо" и одного бомбардировщика Не-111.




       Четверг 11 июня. Район боевой подготовки в Трондхеймфьорде (карта п.12). С 09:30 до 12:00 командующий флотом, находясь на борту Тирпиц, проводил совместные учения кораблей (ADMIRAL HIPPER, Z10 и Т15). Имитация целей: два миноносца и буксир ATLANTIK.




       11 июня. Эти фотографии, три предыдущих и две последующих сделаны с борта эсминца Z10 HANS LODY. На верхнем снимке: у выхода из Трондхеймфьорда. На временных отрезках 13:00-14:30 и 16:00-17:00 по учебной вводной "отказ рулевых машин" Тирпиц переходила на аварийное рулевое управление. На нижнем снимке: Тирпиц входит в Трондхеймфьорд. Мыс Рёдберг (Rødberg) позади камеры.




       11 июня. На входе в Трондхеймфьорд. Правое фото: западное направление съемки и на заднем плане (по стрелке) виден мыс Рёдберг (Rødberg). С 14:00 обнаружение и определение дальности до цели при взаимодействии с буксиром ATLANTIK и два с половиной часа хода на аварийном рулевом управлении (прим. ниже, снимок не из книги, но это и есть аварийное рулевое управление Тирпиц).




       11 июня, немногим ранее 17:30. Тирпиц на входе в Фаэттенфьорд, близ Скарьвхолма (Skarvholm). Сигнально-барьерная сеть в Осэнфьорде (Åsenfjord) пройдена в 17:21 и видна ее секция (по стрелке). Швартовные операции закончены в 18:18.




       Середина июня 1942 года (вероятно). Фаэттенфьорд. На переднем плане видны провода телеграфных линий вдоль автотрассы и железной дороги. 12 июня корабль управления HELA доставил на Тирпиц обновленный л/с штаба командующего флотом.




       Середина июня (предположительно). Фаэттенфьорд. Эта и предыдущая фотография сняты из окна проходящего поезда. Новый камуфляж выделяется на фоне ландшафта, и агенты разведок в Норвегии расценивали это, как индикатор предстоящей активности.




       Примечательно, что данная маскировочная окраска будет изменена во второй половине июня 1942 года, в связи с запланированным боевым походом на перехват конвоя PQ17 под кодовым наименованием "Ход конем" (Rösselsprung)




       Вторник 16 июня, после 08:00. Выход на боевую подготовку и два буксира тянут Тирпиц из Фаэттенфьорда кормой вперед. Дата съемки определена по положению мусоросброса (по стрелке), обычно закрепленного на корме с левого борта, а теперь - валяется на палубе.




       16 июня, утро. Осэнфьорд (Åsenfjord). Снимок с борта эсминца Z6. Тирпиц предстоит выполнение учебно-боевых задач по обнаружению, определению элементов движения, вычислению данных для стрельбы с занятием позиции и уничтожением учебной цели, в качестве которой использовался эсминец Z20.




       16 июня, утро. На выходе из Трондхеймфьорда. Снимок с борта Z10. Учебная вводная о неисправности в главной энергетической установке также в плане сегодняшней боевой подготовки.




       Около полудня. Покидая Трондхеймфьорд. С 11:30 до 12:04 взлет двух гидропланов и подъем их на борт.




       После полудня. Отработка взаимодействия сил при атаке на условный конвой противника. Тирпиц, Z20 и Не-111 на фото с борта эсминца Z6.




       После полудня. Один из гидропланов "Арадо" уже поднят и установлен на пусковую тележку катапульты с левого борта. В кильватере Тирпиц идет эсминец Z10, за ним - Z20, а сфотографировали с борта Z6.




       После полудня. Трондхеймфьорд. Снимок с Z6. Гидроплан все еще в прежней позиции, башни главного калибра развернуты, что возможно указывает на уже сыгранную на борту тревогу.




       16 июня, после полудня. Трондхеймфьорд. Фотограф на борту Z20. В кильватере Тирпиц - Z6, замыкает Z10.




       После полудня. Юго-западное направление съемки с борта эсминца Z10. Виден северный берег Трондхеймфьорда у Хиндрем (Hindrem). В 15:30 задействованные в учениях силы выполняют разведывательные учебно-боевые задачи и отрабатывают навыки взаимодействия при получении и обмене разведданными.




       Около 16:15. На снимке с борта Z10: Тирпиц уходит в Веррасунд (Verrasund, карта п.19), во избежание обнаружения британцами в течение 24 часов; эсминец Z6 в кильватере Z20 (уже за кадром и пойдет в район Трондхейма для размагничивания). Z6 и Z10 вернутся в Хоплаельвен (Hoplaelven).




       Отсутствие Тирпиц в Фаэттенфьорде возможно встревожит британцев, если не учитывать, что они читают весь зашифрованный радиообмен, и их агенты немедленно известят Лондон о выходе в море.




       Среда 17 июня, незадолго до 17:00. На входе в Фаэттенфьорд. Слева на берегу видны столбы возле железной дороги и автотрассы. Мусоросброс в положенном месте на корме по левому борту. Позже - бункеровка с борта танкера ROGN.




       Воскресенье 21 июня. Фаэттенфьорд. В боевом журнале записано, что ничего существенного не произошло с 18 по 20 июня. Прошедшие дни были использованы для внесения крайних штрихов в маскировочную окраску. Появился трапециевидный участок на передней надстройке по левому борту (по стрелке). На правом борту пересмотрели и изменили расположение камуфляжных полос.




       Конец июня - начало июля 1942 года. Фаэттенфьорд. Снова верх башен главного и среднего калибра закрыт брезентом, а значит изменился цвет авиараспознавания (согласно оперативным инструкциям, цвет опознавания для Люфтваффе на боевой поход "Ход конем" (Rösselsprung) - желтый)




       Конец июня - начало июля 1942 г. Фаэттенфьорд. Со дня на день будет получен приказ о начале боевого похода на перехват конвоя PQ17. 1 июля - бункеровка с борта танкера ROGN. 2 июля - приказ на переход в Каафьорд (Kaafjord) под кодовым наименованием "Musik".
      
      
      

    ФАЭТТЕНФЬОРД И ОСЭНФЬОРД (FAETTENFJORD & ÅSENFJORD)
      Прошлое и настоящее.


       Место стоянки Тирпиц в Фаэттенфьорде - творение военных строителей германца "Организации Тодт", созданное в 1941 году, и почти сохранилось до сей поры в первозданном виде. Помимо жб-конструкций в воде, есть еще и в камнях со швартовной тумбой наверху (по стрелке).



       Также имелся доступ к месту стоянки с берега в виде лестницы с каменными и деревянными ступенями, ведущей к северо-восточной части стоянки. Останки ступеней различимы на цветном фото. На левом верхнем снимке видна сеть, защищавшая центральную часть Тирпиц с 12 мая 1942 года (а чуть позже и носовую часть) от шаровидных "авиационных глубинных бомб" британцев.




       11 мая 1942 года (дата подтверждается). На холме выше места стоянки была оборудована сцена и посадочные места.




       Для защиты Тирпиц от самолетов противника, летящих на малых высотах, были растянуты три металлических троса, крепившиеся вот к таким, вкопанным железным рельсам. Вблизи Вюддалена (Vuddalen) на северо-востоке тросы висели над долиной, которая была, как бы продолжением Фаэттенфьорда на берегу. Еще один трос растянули вблизи Хоплаельвена (Hoplaelven).




       Мемориал британцев в память о погибших экипажах самолетов. Наверху установлена "авиационная глубинная бомба" и звено якорного каната Тирпиц.




       Упомянутый ранее, небольшой береговой бункер в Фаэттенфьорде, в котором, по слухам, собирались хранить боезапас Тирпиц. Видимо, он использовался для складирования боеприпасов артиллерии ПВО.




       Бункер неподалеку от Стайнвик Лёгирь (Steinvik-Lager). Один из самых вместительных среди расположенных на берегу Осэнфьорда (Åsenfjord). Весной 1941 года германец начал строить 27 береговых бункеров в районе Трондхеймфьорда для тактического обеспечения подводного флота с базовым укрытием для подводных лодок DORA в Трондхейме.




       Проблесковый секторный маяк поворота на южном берегу острова Салтоя (Saltøya). При входе на навигационный створ в Фаэттенфьорд, свет этого маяка становился виден только в точке изменения курса с 90,3 на 57,1 градус, и после поворота корабль ловил и шел по следующему створу.




       Почти неизвестное, еще одно место для швартовки в Фаэттенфьорде (показано на карте фьорда). Судя по внешнему облику, используется сейчас для танкеров или грузовых судов.




       Три острова вблизи Фаэттенфьорда. Вход во фьорд для ошвартовки на месте стоянки (Liegeplatz) или покидание фьорда осуществлялись по маршрутам: южнее острова Салтоя (Saltøya) или между островами Фюрюхолм (Furuholm) и Салтоя (Saltøya).




       Скарьвхолм (Skarvholm) - это пара небольших островов, разделенных проливом, через который, в те давние времена, был проложен деревянный мостик (по стрелке). На берегу сохранилась лишь каменная лестница, ведущая к уже несуществующему мостку (на фото). На островах располагались артустановки ПВО германца.




       Позиции зенитчиков вблизи Несс (Ness) у Фаэттенфьорда. На правом фото, снятом в южном направлении, виден остров Салтоя (Saltøya). Остальные снимки сделаны бойцом из расчета 37-мм артустановки ПВО. Он защищал небо над Тирпиц с 7 апреля по 17 ноября 1942 года. В близлежащем лесу еще возможно найти останки сбитого британского самолета.




       Старый рыбак рассказывал, что на одном из островков Скарьвхолм (Skarvholm) стоял двухметровый имперский орел германца из белого гранита.




       Члены экипажа в увольнениях на берег проводили много времени на острове Салтоя (Saltøya) и прозвали его "Остров Тирпиц" (Tipitö).




       Остров Салтоя (Saltøya) сейчас находится в частной собственности, обустроенной несколькими просторными домами. Владельцы посещают остров на выходных и в праздники.




       Вдоль Фаэттенфьорда проходят все те же железная дорога и главная автотрасса страны E6, связывающая север и юг.




       Осэнфьорд (Åsenfjord). Фото справа снято из окна поезда Трондхейм-Мушен (Mosjøn).




       Швартовные операции обеспечивались двумя буксирами, которые стояли на ожидании у южного берега Фаэттенфьорда (по стрелке).
      
      
      

    ЛОФЬОРД (LOFJORD)
      Прошлое и настоящее.


       6 мая 1942 года. Скарбергет (Skarberget). При проведении подводных сварочных работ на оборудовании сонара эсминец Z28 швартовался к борту тяжелого крейсера ADMIRAL SCHEER.



       Скарбергет (Skarberget). Так выглядит сегодня место стоянки тяжелого крейсера ADMIRAL SCHEER. Тирпиц тоже швартовалась здесь в конце 1942 года.




       Скарбергет (Skarberget). Место стоянки оборудовано, как и в Фаэттенфьорде: две жб-конструкции в воде, и одна - на берегу (по стрелке).




       С 21 марта 1942 года тяжелый крейсер ADMIRAL HIPPER находился на якорной стоянке с сетевым заграждением в юго-западной акватории фьорда.
      
      
      

    В РАЙОНЕ ВРЕМЕННОГО БАЗИРОВАНИЯ
      Прошлое и настоящее.


       Форт Хамбара (Hambara). Любой корабль, судно, плавсредство, заходящие в район временного базирования, визуально обследовались с наблюдательных позиций форта самым тщательным образом. Боеприпасы доставлялись к орудию по чугунке (прим. слово веселое. узкоколейка - скучно) из арсенала, расположенного, видимо, в тоннеле.



       Береговая батарея-форт Хюзн (Hysnes). После войны здесь (прим. и не только) обосновались вооруженные силы Норвегии. Вместе с Бреттингеном и Хамбарой, три форта образовали укрепрайон, названный "Крепость Агднес" (Agdenes festning).




       Пункт маневренного базирования малых кораблей в Хоплаельвене (Hoplaelven). На фото - эсминцы Z5, Z29, Z8 и Z4, которые несли охранение при перебазировании Тирпиц в Норвегию в январе 1942 года. Помимо "Хоплаельвен" (река Хопла), в некоторых документах используется название "Хоплафьорд".




       Береговая батарея Ørland/форт Austrått, где, после перевооружения линкора GNEISENAU 380-мм орудиями, установили демонтированную 280-мм орудийную башню главного калибра "Цезарь" (С). Находилась в готовности к боевому применению с сентября 1943 года. Теперь это музейный экспонат.




       Укрепленный наблюдательный пост на острове Хэмнсйела (Hemnskjela), откуда просматривался весь пролив Трондхеймслайа (Trondheimsleia) - единственный вход в район временного базирования с моря. У вершины островной горы, вблизи поста наблюдения были размещены вооружения ПВО и укрытия.




       Тирпиц необходимо было проходить близ острова Хэмнсйела (Hemnskjela) 16 января 1942 года (фото слева), а второй и последний раз - 23 февраля 1942 года (не слева).




       Западное направление съемки с позиций береговой батареи-форта Хюзн (Hysnes) на противоположный берег и форт Хамбару (по стрелке). На карте в начале книги п.п.4 и 5.




      
      
      

    ПОБЕРЕЖЬЕ НОРВЕГИИ
      Прошлое и настоящее.


       Слева: между островами Халтоя (Haltøya) и Сандхорноя (Sandhornøya). Справа: вдалеке от берега в правой части фото - Кунна (Kunna) выглядит, как остров, но это гора на материке.



       Полярный круг. 13 марта 1942 года в 10:00 с эсминца Z14 и 28 мая 2016 года в 07:30 с борта Хуртигрютенского судна VESTERAALEN.




       "Блуждая в Тысфьорде" (Tysfjord). Поскольку инцидент не записан в боевой журнал, то есть Тирпиц никогда-никогда не заходила в этот фьорд - на снимках, можно сказать, задокументирован факт.




       Залив Боген (Bogen). Как уже упоминалось, офицер связи сфотографировал Тирпиц во время буксировки к месту стоянки близ Слеттбаккена из окна оккупированного отеля, в котором германец разместил радиостанцию. Теперь пришлось снимать с крыши частного дома в Богене.



    ОКОНЧАНИЕ ТРЕТЬЕЙ КНИГИ





      
      


  • Комментарии: 4, последний от 09/08/2018.
  • © Copyright Динамов Сергей Борисович (sdinamov@me.com)
  • Обновлено: 01/08/2018. 87k. Статистика.
  • Монография: Перевод

  • Связаться с программистом сайта.