Динамов Сергей Борисович
Одинокая королева Севера по прозвищу Зверь. Книга 4.2

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Динамов Сергей Борисович (sdinamov@me.com)
  • Размещен: 29/07/2018, изменен: 29/08/2018. 93k. Статистика.
  • Монография: Перевод
  • Тирпиц
  • Скачать FB2
  • Аннотация:
    Многие спрашивают, почему фотографии маленькие? Кликайте. Там по 5-10Мб.



  •   
      

    Р.Геринджер, А.Бономи

    "Одинокая королева Севера по прозвищу "Зверь"


      
      Во второй части четвертой книги отображен период c августа 1942 года по март 1943 года. После очередной неудачной попытки завоевать превосходство в Арктике, ударные силы Кригсмарин перешли в новый базовый район вблизи Нарвика, где одно присутствие Тирпиц вызывало очень серьезное беспокойство у командования союзников. Осенью 1942 года Тирпиц должна была вернуться в Германию для планового ремонта. Но последовал приказ оставаться в Норвегии. Ремонтные работы были проведены при стоянке в Лофьорде. В марте 1943 года Тирпиц вернулась в Боген.

      

      

    ЗАЛИВ БОГЕН (BOGEN)
    с августа 1942 года


       204. 30 июля 1942 года, ~19:10. После выполнения учебных задач по буксировке и прохода сетевого заграждения Шуманфьорда (Skjomenfjord, карта п.5) в 18:35, Тирпиц на этом снимке в полутора милях от места ночной стоянки, куда прибудет в 19:18.




       205. 31 июля, ~08:15. Шуманфьорд (Skjomenfjord). Тирпиц снялась с якоря в 08:05, прошла сетевое заграждение в 08:29 и прибыла в Офотфьорд для боевой подготовки с применением резака минрепа (прим. который на форштевне в подводной части и картинки есть в 1.1). Предыдущий и данный снимок сделаны отважным местным пиплом из дома на берегу.




       206. Вероятно, начало августа 1942. По прибытию в залив Боген 31 июля (прохождение сетевого заграждения в 11:20) Тирпиц встала на якорь вблизи места стоянки номер 1 из-за отсутствия буксира. В 16:25 снялась с якоря, и с 17:00 до 18:50 находилась под швартовными операциями для постановки на МС-1 с обеспечением наконец-то объявившегося буксира. Эта фотография подтверждает цвет авиараспознавания на время проведения четырехдневных учений, который виден наверху орудийных башен главного калибра.




       207. Начало августа (предположительно). Залив Боген. Флаги расцвечивания указывают на хронологическую последовательность этого и предыдущего снимков. 1 августа с 11:35 до 20:00 танкер TIGER ошвартован под бортом для передачи 980 куб.метров тяжелого топлива.




       208. 1 - 5 августа 1942 года. Залив Боген. Сфотографировано с острова Эйкалвен (Øykalven). Эсминец Z4 стоит на западных швартовных бочках, и все еще в прежней камуфляжной окраске, которая претерпит изменения 11 августа. Тирпиц на МС-1, ADMIRAL HIPPER на МС-2.




       209. Четверг 6 августа (предполагается), ~21:00. МС-1. Буксир FRIGGA под правым бортом Тирпиц. В отдалении - легкий крейсер KÖLN, прибывший в этот день из Фаэттенфьорда (Faettenfjord), и сейчас его развернуло на якоре курсом на юго-запад.




       210. 7 августа, ~18:30. МС-1. Буксир FRIGGA в той же позиции под правым бортом. На этот момент командующий флотом снова находится на борту Тирпиц (вставка), поскольку в наличии разведпризнаки формирования очередного конвоя союзников с назначением в СССР.




       211. 7 - 14 августа, вечер. Залив Боген. Солнце на западе и, судя по теням (от фотографа, в том числе), полярный закат близок. Справа - Z15 ERICH STEINBRINK, который пришел из Трондхейма 7 августа и встал на якорь в 11:25.



    67
       212. Суббота 8 августа. Снимок сделан Джоном Идом Олссоном при местонахождении в н.п.Драгвика (Dragvikа). Джон Ид Олссон принимал участие в разведоперациях по кораблям германцев в качестве проводника агентов в Норвегии при следовании на велосипедах из Харштада (Harstad). Велосипед на фото принадлежал местному жителю Ламберту Ламбертсену, который встречал группу из Харштада именно здесь. Агенты были раскрыты, но избежали ареста, благодаря спланированному отходу через пещеру и по подземной реке.




       213+214. 9 или 10 августа, после полудня. Залив Боген. Снимок с борта ремонтной плавмастерской NEUMARK, стоявшей с 01:37 9 июля до 13:30 12 июля в заливе по пеленгам: 352 градуса на Слеттбаккен (Slettbakken), 232 градуса на остров Эйкалвен (Øykalven). 12 августа плавмастерская перешла на стоянку к югу от остров Эйкалвен. Рядом с МС-2 стоит на своем штатном месте, ошвартованный кормой к берегу эсминец Z29.




       215+216. 11 или 12 августа. Плавмастерская NEUMARK перешла 12 августа на другое место якорной стоянки из-за штормовой погоды. KÖLN на фото 209 стоял с курсом на остров Скугья (Skogøya). Теперь легкий крейсер развернут на противный курс и ошвартован кормой на бочку.




       217. Суббота 15 августа, ~19:00. Залив Боген. Тирпиц с буксиром PELLWORM и на большом удалении - тяжелый крейсером ADMIRAL HIPPER на МС-2. На западных швартовных бочках: большой буксир ВМФ, эсминец Z15 с буксиром FRIGGA (по миделю с левого борта); Z4 правее, на переднем плане.




       218. Воскресенье 16 августа, ~10:00. Снимок с Z4. Под левым бортом Z15 стоит буксир FRIGGA (по стрелке, на вставке), который ошвартовался утром прошлых суток для пополнения запасов эсминца пресной водой. Буксир подошел с высокой скоростью и даже потащил эсминец с якоря, в результате Z15-ому пришлось перешвартовываться с отдачей большей длины якорного каната (прим. на практике, корабль держит не якорь, а массив отданных и лежащих на донном грунте смычек цепи).




       219. 16 августа. Западные швартовные бочки, залив Боген. Юго-восточное направление фото, снятого немногим позднее предыдущего. По пожарному рукаву (стрелка) вода подается на борт Z15 из небольшого ручья. Плавоборудование для постановки дымзавесы, находящееся вблизи эсминца Z27, указано стрелками на вставке.




       220. 16 августа, ближе к вечеру. Залив Боген. Эсминец Z15 снялся с якоря в 16:15 и поэтому... нету его. Тяжелый крейсер ADMIRAL SCHEER вышел из Шуманфьорда (Skjomenfjord) и движется в северном направлении с эсминцами Z4, Z15 и Z16 из состава 5-й флотилии ЭМ.




       221. 16 августа, почти вечер. Следующим утром с 05:00 до 05:30 Тирпиц выполнит операции по отшвартовке и снимется с якоря для участия в пятидневных маневрах под командованием вице-адмирала Оскара Кумметца (B.d.K. командующий крейсерами). В учениях также задействованы: тяжелый крейсер ADMIRAL HIPPER, легкий крейсер KÖLN, эсминцы 8-й флотилии Z27, Z28 и Z30.




       222. Понедельник 17 августа 1942 года. Вестфьорд (Vestfjord). После рандеву кораблей в Офотфьорде (Ofotfjord), снимок сделан с борта ADMIRAL HIPPER утром во время маневров. Некоторое время отсутствовала ПЛО, хотя существовала потенциальная угроза торпедных атак. Ближе к полудню корабли маневрировали при совместном плавании на всей акватории Оксфьорда (Øksfjord). После обеда проводились подкалиберные стрельбы по буксируемой плавмишени. Также, в качестве учебных целей были задействованы гидропланы.




       223. 17 августа, ~16:30. Рафтсунд (Raftsund) близ н.п.Дигермулен (Digermulen). На подходе к точкам якорных стоянок. Справа налево: Z27, HIPPER (на якоре в 16:15), Z28, Z30 и Тирпиц (на яше в 16:40). Постановка эсминцев на якоря выполнялась с 17:08 до 17:40.




       224. ~16:45. Рафтсунд (Raftsund). Пока основные ударные единички бросали якоря близ н.п.Дигермулен (Digermulen), эсминцы проследовали в Грюннфьорд (Grunnfjord). Один "Арадо" (на вставке) , который использовался днем в качестве учебной цели, был поднят на борт Тирпиц в 16:56.




       225. 17 августа 1942 года, ~16:45. Рафтсунд (Raftsund) близ нп Дигермулен (Digermulen). Юго-восточное направление съемки (противоположно 224) с борта эсминца Z30, следующего назначением в Грюннфьорд (Grunnfjord). На переднем плане Z28, за ним - ADMIRAL HIPPER и Тирпиц.




       226. Вторник 18 августа, 18:10 - 18:55. Тирпиц снялась с якоря в 07:30, затем практические торпедные стрельбы (4 торпеды) по цели - тяжелому крейсеру ADMIRAL HIPPER. В качестве торпедоловов задействованы Z27 и Z28. В 17:25 возврат на якорную стоянку близ Дигермулена, после чего эсминцы доставили торпеды-инерты. На снимке: Z27, вероятно, стоит под левым бортом Тирпиц, а Z28 на подходе.




       227. Среда 19 августа. Вестфьорд (Vestfjord). Снимок с борта Z28. Утром выполнялись учебно-боевые задачи по обнаружению, сопровождению и уничтожению кораблей условного противника - тяжелого крейсера ADMIRAL HIPPER и легкого крейсера KÖLN. Короткое замыкание в верхнем контуре (кабель номер 4 на палубе) системы размагничивания, в результате чего вся система выведена из строя.




       228. Четверг 20 августа, ~05:30 (Солнце на востоке северо-востоке). Рафтсунд (Raftsund), близ нп Дигермулен. Снимок с борта Тирпиц, которая после ночного перестоя снялась с якоря в 05:30 и с эсминцами Z27, Z28 проследовала в точку рандеву в 3 милях к югу от Скравы (Skrava). Здесь корабли, а также легкий крейсер KÖLN, вошли в состав ордера "Синих" (Blaue Partei).




       229. Рафтсунд (Raftsund). Тяжелый крейсер ADMIRAL HIPPER стоял на якоре до 07:45 (Солнце уже на востоке, а он не едет). В период с 09:00 до 11:23 HIPPER с эсминцами Z23, Z29 и Z30 сформировали ордер "Красных" (Rote Partei) и приняли участие в учениях, проходивших под общим командованием вице-адмирала Оскара Кумметца (B.d.K. командующий крейсерами).




       230. 20 августа, ~13:30. Вестфьорд (Vestfjord), у входа в Экксунд (Økssund). Вероятно, этот снимок сделан с борта катера, на котором вице-адмирал Кумметц и его штаб покинули борт Тирпиц после завершения учений.




       231. 20 августа, вечер. Стрельбы тяжелым вооружением ПВО с 14:00 до 16:00, затем учения по нештатной ситуации в ГЭУ. В 17:15 Тирпиц в последний раз встала на якорь в Рафтсунде (Raftsund), близ нп Дигермулен (Digermulen).




       232. 20 августа, вечер. Рафтсунд (Raftsund), близ нп Дигермулен. В 19:00 эсминец Z29 ошвартован под левым бортом, принял 145 кубов тяжелого топлива.




       233. 20 августа, ~19:10. Подходит Z30 c правого борта для бункеровки, примет 305 куб.метров тяжелого.




       234. Пятница 21 августа. Вестфьорд (Vestfjord). Снимок с борта Z23. Тирпиц и ADMIRAL HIPPER во время учений, начавшихся 20 августа. После отшвартовки эсминцев Z30 и Z29, в 07:45 Тирпиц покинула место ночной стоянки, и в 09:00 корабли заняли позиции в ордере для продолжения учений.




       235. Вестфьорд (Vestfjord), Лофотенские острова на заднем плане. Утром выполнялись учебно-боевые задачи (прим. м б групповые боевые упражнения. Журнал чистовой - пишут в общих чертах "для начальства и гестапо", во избежание...), задействованы пять эсминцев из состава 8-й флотилии. Поскольку командующий учениями, вице-адмирал Кумметц убыл 20 августа, общее руководство осуществлял командир тяжелого крейсера ADMIRAL HIPPER.




       236. 21 августа, полдень. Вестфьорд (Vestfjord). Военкор лейтенант Лукас в центре фото, после трехминутного выполнения боевых стрельб главным калибром по задаче постановки ЗО (заградогонь) на максимальном удалении. Расход: 8 снарядов. Моряк извлекает гильзу порохового заряда из-под башни (по стрелке).




       237. Вероятно 21 августа, полсе полудня. Вестфьорд. Снимок с борта тральщика 4-й флотилии. После пятидневных боевых учений Тирпиц следует курсом на заграждения близ Борёя (Barøya) с проходом в 15:13. С 17:00 до 19:30 швартовные операции при постановке на МС-1 в заливе Боген.




       238. 25 или 26 августа. Залив Боген. 23 августа Тирпиц бункеровалась с танкера TIGER. Обращает внимание брезент, скрывающий верх башен главного калибра А (орудия развернуты на правый борт), С и D. Такое же положение башен ГК на следующем фото.




       239. 25 или 26 июля. Справа - Z27, стоявший на западных швартовных бочках с вечера 21 до полудня 28 августа. Эсминец Z28, прежде привязанный на бочку там же, 25 августа перешел к борту плавмастерской NEUMARK и ошвартовался в 05:32. Z29 встал на западных бочках 27 августа в 11:40.




       240. В это время проводились соревнования по футболу внутри экипажей, а также между командами соединений кораблей условных противников, принимавших участие в прошедших учениях. В газете, выпускавшейся на Тирпиц, написано о проведении футбольного чемпионата между командами экипажа 30 августа с 10:00 до 15:00.




       241. 27 или 28 августа. Залив Боген. Эсминцы Z29 (слева) и Z27.




       242. 29 августа, утро. Залив Боген. Соревнования по гимнастике на борту Тирпиц. На заднем плане - эсминец Z29 на ходу, вероятно, после бункеровки с борта танкера TIGER с 07:55 до 08:43. Ранее, в 07:30, вместе с разъездным моторным катером Тирпиц, Z29 уходил в район проведения спасательных операций по снятию аварийной ПЛ U-591 с мели (прим. Выдержка из допроса выживших членов экипажа подводной лодки U-591, затонувшей 30 июля 1943 года: "U-591 находилась в Нарвике 2-3 недели. В связи с приказанием о переходе в Берген, по выходу, на средней скорости хода села на мель. Балластная цистерна номер 3 получила серьезные повреждения, сняться собственными силами не представлялось возможным. После сообщения об аварии на базу ВМФ в Нарвике, четыре буксира прибыли на следующие сутки (неточно). К этому времени было потеряно примерно 10 тонн топлива (солярочкааа), а также большая часть боезапаса 88-мм орудия. U-591 была снята с камней импульсным методом примерно через 40 часов и малым ходом возвратилась в Нарвик.... Командир и старшина-рулевой: 4 суток ареста по окончанию расследования").




       243-246. Командир эсминца Z28, фрегатен-капитан Ганс Отто Эрдменгар (Hans Otto Erdmenger, по стрелке) на борту Тирпиц обратился к экипажу с речью. 28 декабря 1943 года, в должности командира 6-й флотилии ЭМ он погибнет на борту тонущего Z27 в Бискайском заливе во время боя с британцами. На правом нижнем снимке в первом ряду слева-направо: главный артиллерийский офицер Роберт Вебер, командир Карл Топп и второй артиллерийский офицер Фриц-Гюнтер Больдеманн (Fritz-Günther Boldemann).




       247. Снимок с борта одного из многочисленных буксиров: FRIGGA, PELLWORM, FINKENWERDER, VOSLAPP, ROBBE, DANZIG, SONDERBURG, ORKAN, ARNGAST, NAUTHURNS, - выполнявших задачи по обеспечению флота летом 1942 года в заливе Боген.




       248. Воскресенье 30 августа, немногим ранее 18:00. Поавмастерская NEUMARK на якорной стоянке к югу от острова Эйкалвен (Øykalven). С левого борта ПМ ошвартован Z28 для ремонта трубопровода (трещина), с правого борта - пассажирский пароход "ДОМОЙ" (HEIMWÄRTS, на вставке). Едва заметные детали указывают на точную дату: сигнальный дым (по стрелке), а-ля "колдун" для определения силы и направления ветра, служил также приводом для трех гидропланов "Арадо", вылетевших с аэродрома в Вильхельмсхафене и совершивших посадку в акватории залива вблизи Тирпиц в 17:57.




       249. 30 августа - 2 сентября 1942 года. Залив Боген. Снимок с борта Z29, который отшвартовался от плавмастерской NEUMARK 29 августа в 19:50 и встал на западных швартовных бочках. 3 сентября в 09:10 Z29 снимется на Каафьорда (Kaafjord) с заходом в Нарвик.




       250. Начало сентября. 5 сентября на корме Тирпиц, после задержания на норвежско-шведской границе, был казнен ефрейтор Туровски, приговоренный военно-полевым судом под председательством командующего флотом. Стремлением ефрейтора было участие в реальных сражениях в рядах британского ВМФ, как последствия тяжелой ежедневной рутины, а не страх перед врагом.




       251. Сентябрь 1942 года. Снимок с борта плавмастерской NEUMARK. В заливе Боген лишь Тирпиц. 10 сентября ADMIRAL HIPPER, ADMIRAL SCHEER, KÖLN, Z4, Z27, Z28, Z29 и Z30 вышли в поход под кодовым наименованием 'Синицы на току' (Meisenbalz), назначением в Каафьорд (Kaafjord). Через две недели эсминцы выйдут в Баренцево море для постановки минных заграждений - боевой поход 'Царица' (Zarin).




       252. Вторая неделя сентября. Залив Боген. После короткого замыкания 19 августа, ведется ремонт системы размагничивания с прокладкой нового контура из-за разрушения изоляции кабеля, проходившего по ватервейсу.




       253. Вторая неделя сентября. Работы по прокладке кабеля начались 12 сентября и выполнялись рембригадой NEUMARK, согласно записи в журнале плавмастерской. Кабель с правого борта уже проложен и оснащается левый борт (на вставке).




       254. Вторая неделя сентября. 9 сентября командование группы ВМС 'Север' приказало тяжелым крейсерам ADMIRAL SCHEER и ADMIRAL HIPPER 10 сентября перейти в Алтафьорд для подготовки к боевому походу с целью перехвата конвоя союзников QP14. Тирпиц также планировалось задействовать, поэтому ремонтные работы ускорились.




       255. Понедельник 14 сентября. Харьянгсфьорд (Herjangsfjord). Вид из Нарвика на Тирпиц, следующую в Офотфьорд (Ofotfjord). Два 'Морских дракона' BV-138 на рейде. Тирпиц снялась с якоря в 07:36 и с 08:00 до 10:37 проводились испытания системы рамагничивания на полигоне в заливе Боген. С 13:00 трехчасовое плавание с применением носового резака минрепа, затем отработка действий при условном отказе в ГЭУ. Ночной перестой - в Шуманфьорде (Skjomenfjord).




       256. Вторник 15 сентября, утро. Шуманфьорд (Skjomenfjord). Якорь поднят в 08:00, затем снова переход в Офотфьорд для проведения тренировок с тремя новыми экипажами 'Арадо' из Вильхельмсхафена, что включало: практическую отработку летных навыков, взлеты с катапульты и посадки в 'Утиный пруд' (Ententeich, прим. когда Тирпиц маневром закрывает посадочную акваторию от волн).




       257. 15 сентября, вероятно. На выходе из Шуманфьорда (Skjomenfjord). Фото с причала парома. С 13:00 до 15:00 боевая подготовка по обнаружению и сопровождению условных целей - миноносцев Т9 и Т12. С 15:30 до 17:20 проверка работы системы размагничивания на полигоне в заливе Боген. Постановка на МС-1 с 17:30 до 18:47.




       258-261. Третья неделя сентября 1942 года. Залив Боген. Серия снимков плавмастерской NEUMARK. С левого борта стоит Z28. По правому борту, лагом: миноносец Т12, затем Т9; возможно, буксир VOSLAPP (котлочистка с 14 сентября) и танкер для перевозки воды HARLE.




       262. Пятница 18 сентября, ~16:15. МС-1, залив Боген. Аэрофотосъемка с британского разведборта при полете на высоте 24000 футов. 14 сентября разведчик британских королевских ВВС (RAF) пролетал этим же маршрутом, но не обнаружил Тирпиц, так как она стояла в Шуманфьорде (Skjomenfjorde).




       263. Вторник 29 сентября, после полудня. Шуманфьорд (Skjomenfjord). Северное направление съемки на Кунгсбакктинд (Kongsbakktind). 28 сентября проверялась работа системы размагничивания в заливе Боген, затем боевая подготовка по обнаружению и сопровождению целей, а также ночные тренировки с применением прожекторов при взаимодействии с миноносцами Т9 и Т12.




       264. Среда 30 сентября, после полудня. Офотфьорд (Ofotfjord). Утром - отработка действий при условном отказе в главной энергетической установке, затем тренировки по обнаружению и ведению учебных целей - миноносцев Т9 и Т12. С 15:00 до 17:09 подкалиберные стрельбы орудиями среднего калибра.




       265. Конец сентября - начало октября 1942. Место стоянки-1. Подивизионное построение на главной палубе. Счетверенные зенитные установки на башне главного калибра 'Бруно' и передней надстройке оснащены кулерами охлаждения стволов (по стрелкам), установленными рембригадой плавмастерской NEUMARK, вероятно, в конце сентября 1942 года.




       266. Четверг 1 октября, ~15:30. Залив Боген. Высота около 20000 футов. Аэрофотосъемка с борта 'Бристоль Blenheim' или 'Москито' британских королевских ВВС (RAF). Плавмастерская NEUMARK и танкер TIGER между островом Скугья (Skogøya) и материком (по стрелкам). Интенсификация разведдеятельности в районе Нарвика и наличие авиаэскадрилий британцев в береговой зоне Мурманска указывали на неизбежность авиаударов по Тирпиц, о чем записал в боевом журнале командир корабля Карл Топп.




       267. 2-7 октября 1942 года. Залив Боген. Плавмастерская NEUMARK на якорной стоянке между островами Скугья (Skogøya) и Эйкалвен (Øykalven). У борта снова стоит-ремонтируется Z28 и буксир. Работы по прокладке верхнего контура системы размагничивания Тирпиц завершены 2 октября, о чем имеется запись в боевом журнале плавмастерской.




       268. Первая неделя октября 1942 года. Залив Боген. Буксир FRIGGA под левым бортом Тирпиц. 4 октября три экипажа авиаотряда и гидропланы вернулись на борт после завершения учебного курса корректировки артогня по знакам падения (Z.H.B. Lehrgang). Заменявшие их экипажи вылетели в Вильхельмсхафен.




       269. Первая неделя октября. По стрелке и на вставке: кулеры для охлаждения стволов счетверенной зенитной установки на передней надстройке. 10 октября сместился береговой швартовный пал, в следствии чего сетевое противоторпедное заграждение пришлось снять для обеспечения свободы маневра Тирпиц.




       270. 10-14 октября. Залив Боген. Сетевое заграждение снято. Также и тяжелому крейсеру ADMIRAL HIPPER (по стрелке) пришлось покинуть свои сети на месте стоянки.




       271. 10-14 октября. Залив Боген. То же время, как и на фото 270, но в противоположном ракурсе.




       272. Четверг 15 октября, ~08:30. Залив Боген. Тирпиц во время швартовных операций. Конец c левого борта (по стрелке) заведен на буксир, который сейчас тянет Тирпиц по направлению к н.п.Боген. Солнце едва видно за горным массивом Веггфьеллет (Veggfjellet) на востоке. Причина смены места стоянки такая же, как и у ADMIRAL HIPPER: Тирпиц отжало к сетевому заграждению сильным восточным ветром, и даже сместились два береговых швартовных пала (прим. там приколы, наверное).




       273. 15-18 октября. Залив Боген, близ Ёстрвика (Østervik). Тирпиц и HIPPER встали на якорь в заливе слишком близко, поэтому Тирпиц перешла в другую точку якорной стоянки в тот же день с 11:47 до 12:00, и корабли расположились, как на этом снимке.




       274. 15-18 октября 1942 года. Близ Ёстрвика (Østervik). Согласно телексу от 18 октября, Тирпиц и тяжелый крейсер ADMIRAL SCHEER должны перейти в Трондхейм 22 октября. Поскольку ADMIRAL SCHEER находился в Алтафьорде, ему надлежало выйти 20 октября. Причиной похода была необходимость проведения ремонтных работ на верфи в Германии. Но фюрер германца настоял на том, чтобы Тирпиц находилась в Норвегии. Так как отмены плана боевой подготовки, утвержденного командующим флотом, не последовало, командир Топп видел в этом благоприятную возможность для неисполнения приказа от 18 октября о переходе.




       275. Понедельник 19 октября, ~09:30. Восточная часть Офотфьорда (Ofotfjord). Снаряжение для бункеровки на переходе в готовности на палубе.




       276. ~10:30. Офотфьорд. Тирпиц в кильватере тяжелого крейсера ADMIRAL HIPPER. В 13:04 и 13:18 взлет гидропланов 'Арадо' для практической арткорректировки по знакам падения.




       277. ~11:00. Тирпиц и HIPPER на выходе из Офотфьорда. Стрельбы средним калибром и подкалиберные стрельбы главным калибром. Позднее, ночные стрельбы (?) средним калибром с применением прожекторов. Возврат в залив Боген в 20:30.




       278. Вторник 20 октября 1942 года, утро. Харьянгсфьорд (Herjangsfjord). Приготовленное 19 октября снаряжение теперь задействовано для учебной бункеровки Z23 на переходе с 09:00 до 11:30. Затем - днем - стрельбы главным калибром и отработка действий при условном отказе в ГЭУ. Постановка на якорь в заливе Боген в 17:23.




       279. Среда 21 октября, ~12:30. Офотфьорд (Ofotfjord). Солнце на юге. Сигнально-барьерная сеть на выходе из залива Боген пройдена несколько минут назад.




       280+281. После полудня. Тирпиц и ADMIRAL HIPPER на переходе в Офотфьорд для боевой подготовки с использованием радиосвязи и применением дальномерных систем слежения и сопровождения целей. Затем выполнение учебно-боевых задач при условном отказе в ГЭУ, ночные подкалиберные стрельбы средним калибром. 22 октября - учебные буксировочные операции при взаимодействии с HIPPER.

    ПЕРЕХОД ИЗ ЗАЛИВА БОГЕН В РАНАФЬОРД (RANAFJORD)
    23 октября 1942 года.


       283К. После четырехдневных учений Тирпиц и ADMIRAL SCHEER снялись в поход к югу, код 'Глобус-1' (Globus I). Предварительно, было проведено траление маршрута следования и приказано выставить охранение с задачами по ПЛО в зонах угрозы торпедных атак. Авиаприкрытие обеспечивалось только во время светового дня. Разведборта барражировали в воздушном пространстве прибрежной зоны вдоль маршрута следования кораблей.


       Переход из залива Боген с назначением в Фаэттенфьорд и промежуточным заходом в Ранафьорд (на карте).
    1. 23.10.42 00:30 снялись с якоря в заливе Боген, в 00:50 прошли сетевое заграждение, в 01:30 (координаты 68-26,5'с 16-46'в) формирование походного ордера в составе: тяжелый крейсер ADMIRAL SCHEER, эсминцы 8-й флотилии Z4, Z16, Z23, Z28, Z29.
    2. 23.10.42 10:35 ход снижен до 12 узлов из-за узкости - шхерного прохода Эйдетсунд (Eidetsund).
    3. 23.10.42 15:47 Ранафьорд. Тирпиц и SCHEER на якорной стоянке во внутренней акватории Ютскарпен (Utskarpen). Эсминцы Z23, Z28, Z29 встали на внешней акватории. Z4, Z16 бросили якорь в Ловунгесвоген (Låvongsvågen).




       284-286. Пятница 23 октября, ~09:00. Вид на проходящий ордер с острова (Haltøya), где находился форт Тыскбигд (Tyskbygd)




       287. ~09:30. Остров Фюглея (Fugløya, по стрелке) на снимке с борта Тирпиц. Тактическое командование походом возложено на командира Тирпиц (На Карла!). Оперативное управление походом осуществляло командование "Адмирала Норвежского моря" (Adm.Nordmeer), штаб которого находился на борту корабля управления GRILLE в Нарвике.




       288. ~10:45. Эйдетсунд (Eidetsund). Южное направление съемки с борта Z28. Скорость хода снижена до 12 узлов в узком шхерном проходе. Командир 8-й флотилии на борту Z23 возглавляет отряд кораблей охранения.




       289. ~13:00. Стигфьорд (Stigfjord). Эсминец Z23 (по стрелке) идет в авангарде. Из-за нехватки ГСМ у германца, на маршруте следования Тирпиц шла экономичным ходом 16 узлов.

    РАНАФЬОРД (RANAFJORD)
    с 23 по 24 октября 1942 года.



    290. 23 октября 1942 года, после полудня. Согласно планам оперативного командования, переход осуществлялся в два этапа. В промежуточном пункте Тирпиц и SCHEER были скрыты во внутренней акватории Ютскарпен (Utskarpen). Эсминцы Z23, Z28, Z29 оставались на внешней акватории. Z4, Z16 стояли в Ловунгесвоген (Låvongsvågen).




       291+292. Немногим ранее 14:30 военкорр сфотографировал корабли, заходящие в Ранафьорд.




       293. Почти одновременно с 291 и 292, снимок сделан с борта Z23. Все радарные установки FuMO были обесточены на время перехода и активировались лишь в случае прямой и явной необходимости боеприменения, но только по приказу вышестоящего командования.




       294. ~15:30. Ранафьорд (Ranafjord). Снимок с борта Тирпиц при нахождении вблизи Ютскарпен (Utskarpen). В кильватере идут: тяжелый крейсер ADMIRAL SCHEER, Z23, Z28 и Z29. Эсминцы RICHARD BEITZEN и FRIEDRICH ECKOLDT час назад покинули строй и встали на якорь в Ловунгесвоген (Låvongsvågen).




       295. ~15:45. Ютскарпен (Utskarpen). Северо-восточное направление съемки с борта SCHEER, стоящего на якоре. Смутно различима Тирпиц, а три эсминца - в охранении на входе в каменный мешок шириной в пару миль.

    ПЕРЕХОД ИЗ РАНАФЬОРДА (RANAFJORD) В ФАЭТТЕНФЬОРД (FAETTENFJORD)
    24 октября 1942 года.


       296К. Во время выхода из Ранафьорда от сигнальщиков береговых батарей и даже с борта авиаприкрытия BV-138 в адрес Тирпиц световым телеграфом передавались пожелания доброго утра, счастливого пути и подобные сообщения кодом Морзе, о чем Карл Топп сделал запись в боевом журнале, указывая на недисциплинированность и недопустимость такого рода демаскирующих действий.
       Второй этап похода: переход Ранафьорд-Фаэттенфьорд (на карте):
    1. 24.10.42 06:52 снялись с якоря в Ютскарпен (Utskarpen), с 07:40 один BV-138 обеспечивал авиаприкрытие вблизи Ловунгесвоген (Låvongsvågen). Эсминцы Z4 и Z16 на якоре, подойдут позже.
    2. 24.10.42 09:24-10:37 от BV-138 и Z23: угроза по ПЛО с направления от острова Ильвинген (Ylvingen) к востоку.
    3. 24.10.42 12:46 у северного входа в Наарёйсунд (Nærøysund), в 12:54 близ Рёрвик (Rørvik). Наарёйсунд пройден при противном течении, без происшествий.
    4. 24.10.42 21:35 ошвартованы в Фаэттенфьорде




       297. 24 октября, ~08:30. Бломсёйрёса (Blomsøyråsa). Снимок с борта ADMIRAL SCHEER. Снявшись с якоря в 06:52, ордер увеличил ход до 24 узлов, чтобы достичь Наарёйсунд (Nærøysund) до пика прилива, так как следование при попутном течении в узком шхерном проходе представляло опасность для Тирпиц.




       298+299. ~09:15. Хьёттафьорд (Tjøttafjord). Снимки с борта Z23, который выполняет задачи по ПЛО с левого фланга ордера. С правого фланга несли охранение Z29 и Z4. С 08:15 авиаприкрытие осуществлял гидроплан "Арадо", на замену которого в 09:10 подошли два истребителя.




       300. ~09:20. К востоку от острова Ильвинген (Ylvingen). Эсминец Z23 c опережением выходит в авангард для обеспечения охранения. Согласно боевому журналу Тирпиц, в 09:24 гидроплан BV-138, находящийся в передней полусфере на удалении, начинает совершать полет концентрическими кругами над точкой к югу от острова Ильвинген и подает сигнал кодом Морзе: "U...U" - обнаружена подводная лодка. Через минуту Z23, следующий примерно в 1500 метрах впереди Тирпиц, также предупреждает об опасности: "Подводная лодка прямо по курсу".




       301K. 24 октября. Угроза атаки ПЛ противника к югу от острова Ильвинген (Ylvingen) и боевая прокладка маневров эсминца Z23.




       302. ~10:00. Близ острова Ильвинген (Ylvingen). Вероятно, Z23 выполняет задачи по поиску и уничтожению ПЛ противника. Ордер лег на обратный курс незадолго до этого, чтобы избежать опасности. После трех атак эсминца Z23 и "Морского дракона" BV-138 на предполагаемую подводную лодку (это мог быть кит), Тирпиц, переложив рули вправо, возобновила следование прежним курсом.




       303. ~10:30. Вегафьорд (Vegafjord), вблизи Утторгфлеса (Uttorgflesa). Снимок с борта тяжелого крейсера ADMIRAL SCHEER. При увеличении дистанций между кораблями, в зоне опасности основные силы ордера следовали противолодочным зигзагом. Все эсминцы охранения заняли позиции с флангов ордера.




       304. ~12:00. Лекафьорд (Lekafjord). Через 45 минут Тирпиц войдет в Наарёйсунд (Nærøysund). Несмотря на 20-ти минутную задержку на маршруте из-за угрозы по ПЛО, шхерный проход пройден на 12-17 узлах при благоприятном противном течении.




       305-307. Предположительно 24 октября, после полудня. С 12:24 авиаприкрытие осуществляла пара истребителей обеспечения Тирпиц из IV-й группы 5-го истребительного авиаполка, базирующегося в Ладэ (Lade), недалеко от Трондхейма. Снимки сделаны пилотом Fw-190, обер-лейтенантом Эрнстом Шойфелем (Ernst Scheufele).

    ФАЭТТЕНФЬОРД (FAETTENFJORD)
    с 24 октября по 18 ноября 1942 года.


       308. Конец октября. Фаэттенфьорд. После расформирования ордера, тяжелый крейсер ADMIRAL SCHEER перешел в Трондхейм, а Тирпиц завершила швартовные операции 24 октября в 21:35.




       309-312. Вероятно, конец октября 1942 года. Серия снимков из проходящего поезда. Под бортом у бака и кормы видны элементы плавмаскировки.




       313. Конец октября - начало ноября. Интенсификация маскировочных мероприятий становится заметной. Многочисленные пролеты разведбортов британцев зафиксированы в этот период.

    ОПЕРАЦИЯ "ТИТУЛ" (TITLE)
    конец октября - начало ноября 1942 года.


       314К. Одной из причин участившихся разведвылетов в район Трондхеймфьорда была специальная операция британцев. Согласно разработанному плану, предполагалось, что группа боевых пловцов, используя индивидуальные носители Chariot, установит мины на Тирпиц при стоянке в Фаэттенфьорде. На начальном этапе доставка группы и носителей осуществлялась норвежским рыболовным судном ARTHUR. Носители Chariot были закреплены на подводном корпусе судна и утеряны из-за сложных погодных условий незадолго до подхода к запланированной точке выдвижения группы.




       315. Фаэттенфьорд. Правый борт Тирпиц. Расчеты ПВО несут службу по тревожному расписанию. Снова и снова разведпролеты британских "Спитфайров", "Москито" и "Бристоль Blenheim" в районе Трондхейма.




       316-323. Вторник 3 ноября, 13:00-14:00. Кадры из кинохроники германца "Новости недели". Учения в Фаэттенфьорде с постановкой дымзавесы.




       324. Четверг 5 ноября, ~13:15. Фаэттенфьорд. Аэрофотосъемка с борта "Москито" на высоте около 8000 метров. Наблюдатели Тирпиц не отреагировали на появление самолета-разведчика (прим.адмиральский час). Согласно рапорту пилота, "Москито" был обнаружен с позиций ПВО, находящихся на полуострове Фроста (Frosta), после чего последовала сигнальная стрельба зенитной артиллерии (разрывы снарядов в воздухе с целью наведения истребителей для перехвата).




       325. Ноябрь 1942 года, Фаэттенфьорд. После получения информации о готовящейся диверсии, 9 ноября командир корабля Топп потребовал расширения зоны охвата сетевыми заграждениями, включая берег. Также, охрана Тирпиц в ночное время была численно увеличена.




       326. Ноябрь. Фаэттенфьорд. Дальнейшей мерой по усилению охраны Тирпиц стало ужесточение пропускного режима в береговую зону стоянки. Допуск на борт осуществлялся только по предъявлению расчетной книжки (Soldbuch), запрещалось нахождение в ночное время на территории прилегающих холмов.




       327. Вероятно, моторный катер (по стрелке) был вооружен пулеметом и находился в постоянной готовности. Один из явных признаков усиления охраны и обороны в Фаэттенфьорде. По корме буксира видна дополнительная плавмаскировка.




       328. Возможно середина ноября. Фаэттенфьорд. Построение на главной палубе. Бак укрыт маскирующим материалом. Отчетливо виден уже упомянутый ограничитель хода стволов (по стрелке) счетверенной артустановки ПВО наверху передней надстройки для защиты расчета на башне "Бруно".




       329. Вторник 17 ноября, день. Боевая подготовка в Стриндфьорде (Strindfjord) после трех недель стоянки. Обнаружение и сопровождение учебной цели (буксир), условный отказ рулевого управления с переходом на аварийное и отработка действий при нештатных ситуациях в ГЭУ. Утром тревожились по боевым частям и службам, а затем сыграли общую учебную тревогу. После выхода на боевую подготовку 18 ноября, Тирпиц впервые зашла в Лофьорд (Lofjord, карта в книге III, пункт 2)

    ЛОФЬОРД (LOFJORD), ФАЭТТЕНФЬОРД (FAETTENFJORD), ОСЭНФЬОРД (ÅSENFJORD), СТРИНДФЬОРД (STRINDFJORD)
    с 18 ноября 1942 года по 10 марта 1943 года.


       330. Среда 18 ноября, ~13:00. Вход в Лофьорд. Тирпиц пришвартовалась правым бортом в 13:45. С 28 ноября по 17 декабря во фьорде находился пароход STAVANGERFJORD, на котором прибыли специалисты и рабочие Кильской военно-морской кораблестроительной верфи для проведения плановых ремонтных и регламентных работ на борту Тирпиц.




       331. Предположительно декабрь 1942 года. Лофьорд, Скарбергет (Skarberget). В связи с поступившей информацией о специальных операциях британцев в районе Трондхейма были приняты неординарные меры безопасности. Сетевое заграждение развернуто до береговой черты, сигнально-барьерная сеть на входе в Лофьорд оснащена звуковыми средствами подачи тревоги, малый сторожевой корабль 5711, несущий глубинные бомбы, находился в готовности в акватории фьорда.




       332. Конец декабря. Лофьорд, Скарбергет (Skarberget). Построение на корме, поет женский хор и установлена рождественская елка (по стрелкам). Незадолго до этого, утром 28 декабря Тирпиц перешвартовалась с помощью буксиров левым бортом в связи с необходимостью согласования орудий правого борта (стволы должны быть направлены в сторону свободной акватории).




       333. Январь 1943 года. Лофьорд (Lofjord). Грузовой кран правого борта, выведенный из эксплуатации и демонтированный 30 ноября, снова находится в рабочем состоянии. Он был доставлен 2 января и затем установлен плавкраном трондхеймской верфи.




       334. 4 января 1943 года Тирпиц перешла на якорную стоянку к северу от Стайнвикхолма (Steinvikholm), затем производилась выверка прицелов артиллерийских вооружений. Днем позже проводилась проверка работы системы размагничивания на полигоне в акватории, прилегающей к полуострову Фроста (Frosta) с юга, после чего встала на якорь к востоку от Стайнвикхолма (Steinvikholm). Ночью перешла в Фаэттенфьорд. 6 и 7 января производилась повторная выверка прицелов артиллерийских систем, а малый сторожевой корабль 5711 осуществлял охранение.




       335. Суббота 9 января, утро. Осэнфьорде (Åsenfjord). Также как и четверо суток назад, проверка системы размагничивания близ Стайнвикхолма (Steinvikholm).




       336. С 18 по 21 января: ночные подкалиберные стрельбы главным и средним калибром в районе Стриндфьорда (Strindfjord). Ночные перестои на рейде Ранхайма (Ranheim) или к северу от Стайнвикхолма (Steinvikholm). 21 января стрельбы тяжелой артилерии ПВО по надводным целям, и в 20:06 Тирпиц встала на якорь в Лофьорде.




       337. Пятница 29 января, немногим позднее 15:00. После стрельб 26 и 28 января в Стриндфьорде, Тирпиц на переходе по направлению к Лофьорду. Солнце (по стрелке) у горизонта на юго-западе, запись в боевом журнале также подтверждает точную дату съемки.




       338. Суббота 30 января, ~13:20. Лофьорд (Lofjord). 10 января начался демонтаж грузового крана левого борта, в операциях задействован 100-тонный плавкран трондхеймской верфи. Днем 3 февраля кран вновь установили на левый борт Тирпиц. После учебной тревоги последовала боевая подготовка в Стриндфьорде с задачами по обнаружению и сопровождению целей, а также отрабатывались действия при условном отказе в ГЭУ. 11 февраля проводилась боевая подготовка в Стриндфьорде с применением гидроплана "Арадо" в качестве учебной цели. В 14:05 Тирпиц ошвартовалась в Лофьорде.




       339-347. Понедельник 22 февраля. Лофьорд, Скарбергет. Карл Топп покидает борт после двух с лишним лет службы в должности командира Тирпиц. В последствии повышенный до контр- и вице-адмиральского звания, Топп стал председателем кораблестроительной комиссии имперского министерства вооружений и военного производства в Берлине.




       348-350. Новым командиром Тирпиц с 22 февраля 1943 года по 30 апреля 1944 года был назначен капитан цур зее Ганс Мейер. У него не было левой руки, а когда командиру исполнилось 45, авиаотряд Тирпиц презентовал ему обзорный полет на "Арадо".




       351. Командир Мейер на навигационной палубе. Вверху снимка видны кулеры для стволов счетверенной зенитной артустановки на передней надстройке.




       352. Вероятно март 1943 года. Лофьорд (Lofjord), Скарбергет (Skarberget). 5 марта новый командир Тирпиц проводил боевую подготовку экипажа в Стриндфьорде по задачам обнаружения и ведения учебных целей, а также отрабатывались действия при условном отказе в ГЭУ. Затем проводились ночные подкалиберные стрельбы. 6 марта в полдень Тирпиц вернулась в Лофьорд.




       353. Вторник 9 марта, ~11:05. Скарбергет (Skarberget). Аэрофотосъемка королевских ВВС (RAF). Спустя 39 минут поступил приказ о переходе в залив Боген. Для ввода британцев в заблуждение, 10 марта - и как ни в чем не бывало - проводилась боевая подготовка в Стриндфьорде, а затем постановка на якорь к северу от Стайнвикхолма (Steinvikholm).

    ПЕРЕХОД ИЗ ТРОНДХЕЙМФЬОРДА В ЗАЛИВ БОГЕН
    с 11 по 13 марта 1943 года.


       356. В соответствии с планом оперативного командования место якорной стоянки должно было находиться в Ютскарпене (Utskarpen). Но из-за сложных погодных условий ночное следование шхерными проходами представляло опасность, поэтому Тирпиц встала на якорь в заливе Хамнеслайра (Hamnesleira). Выписка на карте:
       Переход из Трондхеймфьорда в залив Боген:
    1. 11.03.43 06:14 снялись с якоря в Осэнфьорде (Åsenfjord). В 06:43 в точке рандеву с координатами 63-29,5'c 10-10'в. Вышли походным ордером в составе эсминцев 6-й флотилии Z5, Z20 и миноносцев JAGUAR, GREIF. Курс 250 градусов, ход 16 узлов.
    2. 11.03.43 19:35 - 12.03.43 10:12 ночная якорная стоянка в заливе Хамнеслайра (Hamnesleira) под охранением малого сторожевого корабля 3743 с западного направления.
    3. 13:03.43 00:54 встали на якорь южнее Ёстрвика (Østervik) в заливе Боген.




       357. Четверг 11 марта 1943 года, ~09:00. Трондхеймфьорд. Тирпиц проходит вблизи батареи-форта Хюзн (Hysnes). Юго-западное направление съемки. После рандеву с эсминцами Z5, Z20 и миноносцами JAGUAR, GREIF и по приему кодового слова "Rostock", ордер на переходе в северном направлении со скоростью хода 16 узлов.




       358. Снимок сделан чуть позже 357-го. Оперативное управление походом осуществляло командование "Адмирала Норвежского моря" (Adm.Nordmeer) с борта корабля управления GRILLE в Нарвике. Тактическое командование - командир Тирпиц. Отряд кораблей охранения находился в непосредственном подчинении командиру 6 флотилии эсминцев, идущему на Z5.




       359-365. Тирпиц в штормовом море. Условия перехода примерно такие же, как и 11 марта 1943 года, сравнивая записи в боевом журнале при следовании в Фрюхавет (Frohavet).




       366. 11 марта. Снимок сделан с борта эсминца Z5, который выполняет задачи по ПЛО и идет в авангарде по левому борту Тирпиц в открытом море. Из-за шторма миноносцы JAGUAR и GREIF (по стрелкам) следовали шхерным проходом Стокксунд (Stokksund, карта 356К) отдельно.




       367-369. 14:40 - 15:00. Наарёйсунд (Nærøysund). Тирпиц входит в узкость на снимке с борта Z20, лежащего в дрейфе на ожидании близ Рёрвика (Rørvik).




       370. Предположительно пятница 12 марта, полдень. Из-за ухудшения видимости, в 11:00 эсминец Z5 (снимок с борта), до этого находившийся в авангарде (приблизительно в 1000 метрах), перешел на один час в позицию по корме Тирпиц.




       371. 12 марта, незадолго до 12:30. На заднем плане виден остров Тумма (Tomma). Снимок с Z5, который снова переходит в авангард ордера. В задачи эсминца Z5 на переходе входили: наблюдение за минной обстановкой прямо по курсу на маршруте следования, ПЛО в потенциально опасных районах действий ПЛ противника, наблюдение за воздушным пространством и береговой чертой, плотное огневое прикрытие вооружением ПВО при прохождении шхер.




       372+373. ~17:20. Фюглэйфьорд (Fugløyfjord). Снимок с борта теплохода LEVANTE (Atlas Levante Line), следующего встречным курсом.




       374. ~17:40. Халтоя (Haltøya). Час спустя, после прохождения Ландегоде (Landegode), Тирпиц вышла из шхерных проходов и 13 марта в 00:54 встала на якорь к югу от Ёстрвика (Østervik). Днем - переход на якорную стоянку во внутренней акватории залива Боген, откуда Тирпиц снялась утром 18 марта.




       375-380. Пятница 19 марта, 09:00 - 13:00. Офотфьорд (Ofotfjord). В 09:00, после подхода кораблей начались буксировочные учения. Предположительно, на фотографиях видна смена буксирующего (вначале тяжелый крейсер SCHARNHORST, затем Тирпиц) и буксируемого кораблей. На снимках 377, 378 видны три торпедных катера, идущих вблизи Варьгфьорда (Vargfjord). Снимок 375, весьма вероятно, сделан с борта одного из торпедных катеров. Обращает внимание светлая окраска верха 280-мм орудийных башен SCHARNHORST и предполагается, что данный цвет авиараспознавания: желтый.




       381-384. 09:47 - 11:15. Офотфьорд, восточнее. Буксировочные учения проводили также тяжелый крейсер LÜTZOW и легкий крейсер NÜRNBERG.




       385-387. 19 или 20 марта 1943 года. Вестфьорд (Vestfjord). Снимок с борта эсминца Z5. Учения проходили под общим управлением командующего крейсерами на борту легкого крейсера NÜRNBERG (по стрелкам). Легкий крейсер не принимал участия в учениях только 18 марта.




       388-390. 18 - 20 марта, Вестфьорд. Учения кораблей в общем строю при следовании походным построением, в боевом строю при поиске, а также с формированием оборонительного построения.




       391. Суббота 20 марта, ~11:15. После выполнения 19 марта учебно-боевых задач по перехвату конвоя и по ведению боевых действий в сумерках в Вестфьорде, корабли вновь выходят на учения и уже прошли минные и ПЛ заграждения (U.M.B.) близ Борёя (Barøya, по стрелке) в 10:50.




       392. 20 марта 1943 года. Вестфьорд (Vestfjord). Немногим позднее, вид в южном направлении на Хурннэсэт (Hornneset), горы Хаттн (Hatten, по стрелке) и Тильтхорнет (Tilthornet). Погодные условия, согласно записи в боевом журнале: сплошная облачность, дождь, видимость умеренная, температура воздуха плюс 3,9 градуса С.




       393. ~11:45. Во время выхода из Вестфьорда. К этому моменту относится запись в боевом журнале: улучшение видимости до 8 миль. Тирпиц возглавляет кильватерную колонну в составе SCHARNHORST и LÜTZOW при переходе в практический район учений для выполнения дальнейших учебно-боевых задач.




       394. 20 марта, день. Вестфьорд. Снимок с борта Z15. После совместного плавания и боевого маневрирования кораблей до 16:45, в соответствии с планом учений с 17:00 до 20:00 проводились учебные бункеровки на переходе при взаимодействии с эсминцами Z5 и Z20. В 23:10 постановка на якорь в заливе Боген.




       395. Воскресенье 21 марта 1943 года, ~08:25. Залив Боген. Правый грузовой кран поднимает на борт гидроплан "Арадо", прибывший из Нарвика. С левого борта, у которого вскоре будет ошвартован танкер HOLSTEIN, вывешены кранцы (по стрелкам).




       396-398. 21 марта, утро. HOLSTEIN пришвартован к Тирпиц. Прибывший из Трондхейма 20 марта эсминец Z31 бункеруется сейчас с борта танкера (09:30-13:56). Фото 397: Z15 снялся с якоря в ~09:30. На фото 398 виден Z20 (по стрелке, на вставке).




       399. 21 марта 1943 года. День памяти павших. Сыграли большой сбор. Моряки с миноносцев Т20 и Т21 в гостях на Тирпиц (на вставке). Бункеровка миноносцев проводилась прошлой ночью с 23:10 до 23:30. Верх орудийной башни среднего калибра Тирпиц укрыт брезентом.




       400. 21 марта, полдень. День памяти павших. Возможно, командир Тирпиц произносит речь. Верх орудийных башен главного калибра окрашен в желтый цвет авиараспознавания.




       401. 21 марта, после полудня. Залив Боген. Восточное юго-восточное направление съемки, Солнце на юго-западе. Тирпиц c ошвартованным танкером HOLSTEIN и миноносцами Т20, Т21. На заднем плане виден Z28 на фоне горных массивов Кунгсбакктинд (Kongsbakktind) и Веггфьеллет (Veggfjellet), а слева - разведенное сетевое заграждение бывшего места стоянки Тирпиц близ Слеттбаккена (Slettbakken).




       402. 21 марта, после полудня. Снимок сделан чуть позже 401-го и в южном юго-восточном направлении. Вход в залив Боген находится за Тирпиц. Слева - Z28 на фоне Веггфьеллета (Veggfjellet), справа виден остров Скугья (Skogøya).




       403. Понедельник 22 марта 1943 года, утро. Снимок с бака Тирпиц. Слева от двух миноносцев виден Z31, который, после вчерашней бункеровки с танкера HOLSTEIN, встал на якорь в 14:10 и сейчас в готовности к походу под кодовым наименованием "Silesia".




       404. 22 марта, утро. Снимок с Z6. Моторный катер, возможно, доставил командный состав на борт Тирпиц для участия в командирском совещании. Согласно записям в боевом журнале эсминца Z28, подведение итогов трехдневных учений под управлением командующего крейсерами началось не ранее 16:30.




       405. 22 марта, утро. Вероятно, снимок с борта Z31. Танкер HOLSTEIN уже снялся, но кранцы по левому борта пока остаются вывешенными. Замусоренная акватория, а на корме Тирпиц моряки драят палубу (по стрелке).




       406. Полдень. Миноносцы перетянули ближе к баку Тирпиц. Поскольку ее кормовой якорь не был отдан, в процессе перетяжки Тирпиц развернуло на носовом якоре. По корме теперь восток северо-восток. Обращает внимание гражданское лицо на борту (по стрелке). На заднем плане стоит на якоре эсминец Z31 (на вставке).




       407. 22 марта 1943 года, полдень. Снимок с борта Т20 или Т21. Близ н.п. Боген виден возможно эсминец Z31 (по стрелке), пополняющий запасы пресной воды с танкера или подобного судна. Хороший день с периодически появляющимся из-за облаков Солнцем нашел отражение в боевом журнале, как плохая погода.




       408. Полдень. В 09:00 был получен приказ о переходе в Алтафьорд (Altafjord). Этой ночью Тирпиц, SCHARNHORST, LÜTZOW, 5-ая и 6-ая флотилии эсминцев, 3-ая флотилия миноносцев снимутся в поход под кодовым наименованием "Silesia".

    ЗАЛИВ БОГЕН (ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ)


       409. Слеттбаккен (Slettbakken). Тирпиц на месте стоянки в заливе Боген. Видна гора Кунгсбакктинд (Kongsbakktind, "Трон короля"). Из-за внешнего вида германец прозвал ее "Слоном".




       410. Западная часть острова Скугья (Skogøya). Тирпиц и NEUMARK (по стрелкам). Даже валун на месте, только уровень прилива на фото разный.




       411+412. Останки набережной и бывшее футбольное поле, на котором играли экипажи кораблей.




       413. Близ Ёстрвика (Østervik). Редкая фотография от октября 1942 года, когда Тирпиц покинула место стоянки номер 1 в заливе Боген из-за сильного ветра, прижимавшего к сетевому заграждению.




       414. По возвращению в залив Боген в марте 1943 года Тирпиц не швартовалась кормой на МС-1, а вставала на якорь. На фото: якорная стоянка близ Слеттбаккена (Slettbakken), направление съемки на юг юго-запад.




       415. Фундамент проблескового навигационного огня на острове Эйкалвен (Øykalven) и бывшее место стоянки Тирпиц (по стрелке).

    ВЕСТФЬОРД (VESTFJORD) И ОФОТФЬОРД (OFOTFJORD). ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ.


       416. Вид в южном юго-восточном направлении на Офотфьорд с горного массива Веггфьеллет (Veggfjellet).




       417. Харьянгсфьорд (Herjangsfjord) в северо-восточной оконечности Офотфьорда.




       418. Офотфьорд с подходом к Нарвику и справа - Анкенес (Ankenes).




       419-421. Многочисленные позиции зенитчиков вдоль Офотфьорда, подобные тем, которые были расположены у входа в Рамсунд (Ramsund) на представленных здесь двух давних снимках. Остались одни фундаменты, вооружения демонтированы много десятилетий назад.




       422. Офотфьорд при взгляде с запада северо-запада. На большом удалении справа видна гора Стурфьеллет (Storfjellet).




       423. Офотфьорд с юга. Вдалеке Рамнесфьеллет (Ramnesfjellet).




       424. Вестфьорд (Vestfjord) и на заднем плане вход в Экксунд (Økssund).




       425. Вестфьорд с видом на северо-запад, видны горные вершины острова Стуре Молла (Store Molla).

    ШУМАНФЬОРД (SKJOMENFJORD). ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ.


       426K. Х - точка якорной стоянки Тирпиц.




       427. Причала паромной переправы во фьорде уже давно не стало.




       428-430. Этот мост заменил паром. Бывший железобетонный пост охраны и наблюдения на входе во фьорд построен на береговой скальной породе и до сих пор хорошо замаскирован (по стрелке).




       431-433. Виды на якорную стоянку во внутренней акватории Шуманфьорда с юго-востока и северо-востока. Авиаудары британцев при стоянке Тирпиц в этом каменном мешке были бы значительно затруднены из-за гор, возвышающихся вокруг.




       434. Южный берег Румбаксботна (Rombaksbotn). Остов эсминца Z2 GEORG THIELE. 13 апреля 1940 года, израсходовав весь боезапас в бою с британцами близ Нарвика, эсминец был выброшен на берег и покинут экипажем.

    ДИГЕРМУЛЕН (DIGERMULEN), РАФТСУНД (RAFTSUND). ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ.


       435-438. Рафтсунд близ Дигермулена. Населенный пункт Дигермулен на Лофтенских островах получил мировую известность в 1889 году, после первого посещения последним (каламбурчик) германским императором Вильгельмом II - большим почитателем Лофотенов. Эта деревня сегодня является частью так называемой Kaiserroute (Дорога кайзера)




       439+440. Рафтсунд при виде с острова Стуре Молла (Store Molla). Тирпиц следует в направлении Вестфьорда, и через 75 лет, тем же маршрутом идет пассажирский теплоход NORDKAPP. Рядом с точкой, откуда произведена съемка, находится старый грузовой кран, вполне возможно, оставшийся от германца, а фотография Тирпиц принадлежала кому-нибудь из оккупантов, проходивших службу на острове.

    БЕРЕГОВЫЕ БАТАРЕИ ДИТЛЬ (DIETL) И TЬЕО (THEO). ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ.


       441-448. Батарея Дитль на острове Энгелёя (Engeløya) в Вестфьорде, оборонявшая дальние подступы к Нарвику с августа 1943 года.
    449. Батарея Тьео на полуострове Трондэнес (Trondenes), недалеко от Харштада (Harstad). Расположенные здесь 16-дюймовые орудия предназначались для линкоров Н-класса.

    ПРОЛИВ ГИМСЁЙСТРАУМЭН (GIMSØYSTRAUMEN). ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ.


       450+451. Южный вход в пролив Гимсёй. По левому фото простирается Вестфьорд, на правом - восточная часть горного массива Нордфьеллет (Nordfjellet). 3 июля 1942 года горы закрывала низкая облачность, и на снимке видны только прибрежные скалы (по стрелкам).




       452+453. Следование проливом до сих пор представляет опасность для крупнотоннажных судов из-за сильных приливно-отливных течений.

    КААФЬОРД (KAAFJORD) В РАЙОНЕ АЛТЫ. ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ.


       454. Вид на северо-восток. Вход в Каафьорд.




       455. Каафьорд. Юго-западное направление съемки на полуостров Симанес (Simanes).




       456. Алтафьорд (Altafjord). Северное направление съемки на вход в Варьгсунд (Vargsund).




       457. Лангфьорд (Langfjord). Место стоянки линкора SCHARNHORST, начиная с марта 1943 года.




       458. Алтэнэсфьеллет (Altenesfjellet) на юго-восточном побережье Алтафьорда.




       459. Стурекорснес (Storekorsnes) - идеальная позиция для обороны подходов к фьордам.




       460+461. Путь от Квалсунда (Kvalsund) к Саммельсунду (Sammelsund) претерпел изменения в 1977 году из-за построенного вантового моста (по стрелке).

    НОРВЕЖСКОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ. ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ.


       462. Наарёйсунд (Nærøysund). Следование этим узким шхерным проходом безопасно для кораблей, подобных Тирпиц, только при противном течении.




       463. Сортляндсунд (Sortlandsund). 3 июля 1942 года горы на заднем плане скрывает туман или низкая облачность. Видимый горный склон (по стрелке).




       464. Остров Фюглёя (Fugløya) - "Птичий остров".




       465. Береговая батарея-форт на острове Халтоя (Haltøya), приблизительно в 22 километрах к юго-западу от Будё (Bodø).




       466. Течение в узкости Эйдетсунд (Eidetsund) менее интенсивно из-за изгиба акватории и поэтому прохождение безопасно даже при попутном течении.




       467. Стигфьорд (Stigfjord). Южное направление съемки. Слева высится горный массив Ярттинд (Hjarttind) острова Алдра (Aldra).




       468. Вид с северо-востока на остров Тумма (Tomma) и гору Тумскжелевен (Tomskjeleven).




       469. Глядя с юго-запада на Сандхорною (Sandhornøya) близ Будё (Bodø).

    РАНАФЬОРД (RANAFJORD). ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ.


       470+471. Ранафьорд. Якорные стоянки кораблей находились на большом удалении от береговой черты для безопасности.




       472. Ранафьорд простирается почти на 40 километров вглубь побережья до небольшого, хорошо защищенного ландшафтом залива Ютскарпен (Utskarpen, справа за кадром).

    РАЙОН ТРОНДХЕЙМА


       473. Стриндфьорд (Strindfjord). Вид с южной оконечности полуострова Фроста (Frosta).




       474. Глядя со Стайнвикхолма (Steinvikholm) через акваторию Осэнфьорда (Åsenfjord) на Фаэттенфьорд (Faettenfjord).




       475. При взгляде с полуострова Фроста в южном юго-западном направлении и находясь неподалеку от Лофьорда (Lofjord).




       476. Съемка с позиций форта Хюзн (Hysnes). Напротив виден чек-поинт - форт Хамбара (Hambara, по стрелке и сразу берлинский чек-поинт Чарли вспоминается...).



    ОКОНЧАНИЕ ЧЕТВЕРТОЙ КНИГИ





  • Оставить комментарий
  • © Copyright Динамов Сергей Борисович (sdinamov@me.com)
  • Обновлено: 29/08/2018. 93k. Статистика.
  • Монография: Перевод

  • Связаться с программистом сайта.