Добрускина Инна Андреевна
Маоз - общество помощи еврейству Ссср 2001

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Добрускина Инна Андреевна (innadobruskina@gmail.com)
  • Обновлено: 31/03/2009. 21k. Статистика.
  • Сборник рассказов:
  • Аннотация:
    К сорокалетию МАОЗа 1998 г. Посвящается Голде Елин.
    Голда Елин "Путь МАОЗа". Введение к монографии "МАОЗ - общество помощи еврейству СССР"

  • xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxххххххххххххххххххххxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

      
      
      
      
      

    Светлой памяти Голды Елин

      25 ноября 2001
    К первой годовщине со дня смерти Голды Елин
      
      
      
      

    МАОЗ - общество

    помощи еврейству СССР

    С.Н.Чижик

      
      
      
      
      
      
      
      
      

    Иерусалим, 2001

    xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

    xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

      
      

    МАОZ - SOCIETY FOR HELP TO SOVIET JEWRY

    S.N.Chizhik

      
      
      
      
      
      
      

    Книга напечатана на средства
    Эдуарда Усоскина,
    за что ему большое спасибо

    Графика и обложка С. Н. Чижик

    Напечатано в типографии Цур От

    בית דפוס צור-אות, אזור התעשיה מקור ברוך, ירןשלים

    2001 by the author

      
      
      
      

    ISBN 965-555-0999

    Напечатано в Израиле

      
      
      
      
      

    xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

    Содержание

    Введение

    Голда Елин "Путь МАОЗа"
    Вступительное слово к сборнику 1976 г.

    Часть 1

    Хронология противостояния МАОЗа
    генеральной линии в борьбе за алию
    и абсорбцию советских евреев
    в период 1958-2000 гг

    I.C высоты сорока лет
    II.МАОЗ 1958 - 1968
    III.Шабтай Бейт-Цви
    IV.МАОЗ 1968 - 1987
    V.МАОЗ 1987 - 2000
    VI.Голда Елин
    Цитированная литература

    Часть 2

    Исследование причин ошибок
    сионистского движения в период 1938-1945 гг
    Шабтаем Бейт-Цви, основателем МАОЗа

    I. Биографические сведения о Шабтае Бейт-Цви
    II. Причины обращения Шабтая Бейт-Цви к истории сионизма
    III. Книга Шабтая Бейт-Цви на иврите, 1977
    IV. Книга Шабтая Бейт-Цви по-английски, 1989
    V.Выводы Шабтая Бейт-Цви и реакция в Израиле
    VI. Оценка Аниты Шапира
    VII. Оценка Боаза Коэна
    VIII. О правде и мифах
    Цитированная литература
    Информация об архиве и библиотеке Голды Елин

    Приложения

    I. Из аннотации к сборнику "Советско-Израильские отношения", 2000 г.
    II. Список публикаций МАОЗа
    III.Рубрикация сайта

      
      

    ххххххххххххххххххххxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

    ххххххххххххххххххххxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

    Введение

    Голда Елин "Путь МАОЗа".
    Вступительное слово к сборнику 1976 г.

    Где кончается мое "я" - и где начинается
    мой народ? И без моего народа - что я?..

    "Отпусти народ мой!"

       Этот сборник документов рассказывает о деятельности группы евреев в Израиле еще в то время, когда политика замалчивания судьбы евреев в России действовала беспрепятственно. Эта группа евреев выступала под лозунгом "Шалах эт ами" - "Отпусти народ мой!". Она показала народу Израиля, что и сегодня в мире имеются миллионы угнетаемых евреев, которые не могут освободиться своими силами и что долг еврейского государства - прийти им на помощь!
       Начиная с 1958 года члены МАОЗа постоянно напоминали обществу и ответственным кругам в Израиле о положении евреев в России и пытались направить их усилия на действенную помощь в деле освобождения из СССР наших братьев и репатриации их в Израиль.
       Национальное пробуждение еврейской молодежи в СССР и струя алии оттуда начались благодаря давлению изнутри, со стороны самих советских евреев, которые встали на защиту своих прав на свободу репатриации на свою Родину. Это было естественным и разумным следствием идеи "Шалах эт ами", а не влияния каких-либо материальных факторов. Советские евреи начали свою борьбу с жестоким врагом, который осудил их на ассимиляцию и уничтожение. Они действовали без всякой помощи, даже без моральной поддержки со стороны свободного еврейского народа, и они победили! И только благодаря их открытой и мужественной борьбе более ста тысяч евреев из СССР прибыло в Израиль в последние годы (поддержка со стороны свободного еврейства, в основном в Америке и в Европе пришла позднее). Моральным долгом еврейского государства было внести в повестку дня заботу о судьбе евреев, находящихся в странах угнетения и преследования, в первую очередь - заботу о судьбе советских евреев. Но в Израиле спокойно согласились с политикой Кремля по отношению к евреям, с политикой, которая выразилась в совершенном прекращении контакта между советскими евреями и их братьями в других странах, в запрете изучения и знания всего, что касается культуры, языка, религии или истории еврейского народа. Более того, в Израиле не только тихо согласились со всем тем, что проделывалось с евреями в Советской России, но заглушали каждый голос, пытавшийся поднять эту судьбоносную и моральную проблему и протестовать против ее замалчивания. Игнорирование деятельности д-ра Марголина, известного писателя, сиониста, вернувшегося в Израиль из советских концлагерей в 1946 году и посвятившего свой незаурядный талант борьбе за советское еврейство, - показательный пример такого отношения. Кто знает о нем в Израиле? Суверенное еврейское государство отказалось от миллионов своих сынов, без всякой дискуссии, даже не вступив в борьбу за них.
       "У нас произошло чудо! Все-таки прибыло в Израиль более ста тысяч евреев из СССР!" - приблизительно такими словами обратилась к олим из Грузии в феврале 1976 г. г-жа Голда Меир (так было передано по "Коль Исраэль").
       Для нас, ожидавших эту алию, не случилось чуда; для нас, как и для всех тех, кто еще сегодня ожидает в СССР репатриации в Израиль, случилось счастье, обернувшееся несчастьем. Потому что мы мечтали о прибытии не только ста тысяч евреев, но ВСЕХ евреев, желающих вернуться к своему свободному народу! Что будет с остальными? С сотнями тысяч еврейских семейств, подавших просьбы на выезд и получивших отказы?..
       На фоне всех провалов, которые переживает сейчас государство Израиль, самый страшный - это провал алии из-за железного занавеса, алии, которая прежде всего является спасением евреев! Но в Израиле еще не отдают себе отчета в этом.
       Сам факт, что в еврейском государстве была необходимость создать общественную организацию, которая взяла бы на себя задачу напоминать государственным инстанциям и общественности о судьбе миллионов сынов народа, ожидающих спасения, свидетельствует о серьезности положения. Этот факт должен привлечь внимание каждого думающего еврея, которого беспокоит будущее еврейского народа.

    Общество "МАОЗ"

       С чем обратился МАОЗ к еврейской общественности? Шабтай Бейт-Цви, основатель МАОЗА и его первый председатель, писал об этом в брошюре "Чего хочет МАОЗ?"*:
       "Основное, что отличает МАОЗ - это полный отказ от фаталистического подхода к проблеме евреев в СССР. Согласно этому подходу, который глубоко укоренился в широких кругах Израиля, невозможно ничего сделать для спасения русских евреев обычным путем политической деятельности. На протяжении 40 лет все привыкли видеть во власти, управляющей советскими евреями, высшую силу, которая не поддается никакому влиянию извне, нечто подобное вулканам и силам, вызывающим землетрясения.
       Согласно принятому у нас фаталистическому подходу, нет никакого смысла даже пытаться активно воздействовать на судьбу наших братьев по ту сторону Железного Занавеса. Можно только ходатайствовать, просить... Можно даже иногда вслух жаловаться... Но главная установка - надеяться и ждать. Может быть, Кремль смилостивится...
      
       Общество "МАОЗ" не согласно с таким подходом.
      
       Мы считаем, что наши усилия увенчаются успехом, если нам удастся мобилизовать серьезные политические и общественные силы, которые будут постоянно оказывать давление на СССР, требуя освобождения советских евреев.
       Положение еврейства России плохо. В конце 1952 - начале 1953 г. над ним нависла реальная опасность уничтожения путем высылки масс евреев в отдаленные районы СССР, в концлагеря с убийственными условиями жизни.
       Евреи России не могут спасти себя своими силами. Их спасение - долг их братьев в свободном мире и, в первую очередь, в государстве Израиль, которое было создано специально для этой цели. Если государство Израиль откажется от этого своего долга, оно может, не дай Бог, потерять свое право на существование.
       Мы добьемся ИСХОДА евреев из СССР путем непрерывного политического давления во всем мире, с помощью всех средств, имеющихся в распоряжении еврейского народа".
       Так мы думали и мечтали в 1959 году. И не только мечтали, но и действовали, и настоящий сборник документов свидетельствует об этом. Но у правительства Израиля и его советников была своя линия по отношению к этому важному вопросу, и на них не влияли никакие обращения, никакие петиции.
       Следует специально отметить реакцию коммунистической и левой прессы в Израиле. Они уделяли много места деятельности МАОЗа. Об их отношении можно судить по заголовкам статей: "Антисоветское подстрекательство МАОЗа в стенах государственных школ", "Пропаганда МАОЗа - историческая фальсификация" и т.д.
       Такой вид имела "борьба" разных "левых" "в пользу" алии.
       Но это не мешает им теперь занимать высокие должности и управлять министерством абсорбции олим, которых они не ожидали! И поэтому нечего удивляться страшному провалу на фронте алии, находящейся в "преданных" руках этих "патриотов".
       МАОЗ стоял одинокий, без денежных средств перед колос-сальной и трагической проблемой будущего миллионов евреев. Он противостоял не только СССР, внешнему открытому врагу. Но, в первую очередь, глухой стене безразличия и враждебности, созданной на базе идеологии, которая предпочла интересы коммнистической России национальным интересам еврейского народа.
       Силы были неравны...
       Однако надо отметить тот факт, который дал нам поддержку и силы - это спонтанная и положительная реакция со стороны части народа, "АМХА" из религиозных и национальных кругов. В особенности мы убедились в этом во время сбора подписей под петицией в пользу советских евреев, которая была подана нами в Кнессет в январе 1965 года.
      
       В меморандуме, который был подан вместе с петицией, МАОЗ предложил проведение ряда акций, исполнение которых могло бы сдвинуть эту проблему с мертвой точки. Но можно с уверен-ностью сказать, что все наши усилия для пробуждения Кнессета и правительства к действию (сбор сотни тысяч подписей евреев под Петицией) были напрасны. На предложение обсудить этот вопрос на открытом заседании, Кнессет принял решение перевести Петицию вместе со всеми предложениями в Комиссию иностранных дел и безопасности - и на этом все было кончено!
      
       Еще один короткий рассказ, иллюстрирующий отношение правительства к советским евреям. Около 300 новых олим организовали демонстрацию-голодовку возле Стены Плача во время визита американского президента Никсона в Москву 22-28.6.1972 года. Демонстрация была очень внушительная. Голодающих посетили члены правительства, члены Кнессета, общественные деятели, а также делегации школ и общественных организаций. Можно сказать, что такой большой по числу участников голодовки Израиль до этого не видел, Однако, перед радио и телевидением выступали только разные известные деятели. Самим участникам голодовки и ее организаторам не была дана возможность сказать свое слово.

    3."МАОЗ"? - Кто слышал? - Кто знает?

       Имя "МАОЗ" знакомо ограниченным кругам, и те, кто слыхал что-то о МАОЗе, в сущности не знают ни о его целях, ни о проделанной за все годы работе. И это не по вине самих членов МАОЗа, не потому, что они не были активны, но из-за сильного противодействия со стороны левых кругов, имевших решающее влияние на направление политической мысли в Израиле и на деятельность государственных учреждений. И особенно в вопросе, связанным с Советским Союзом.
      
       Как сказал еще в 1967 г "товарищ" из мапамского "ХОТАМа" с показательным для них презрением ко всему сионистскому и национальному. "Нет у него бюро, и даже нет телефона... Обще-ство МАОЗ - это только безымянный почтовый ящик в Тель-Авиве..."
       Правильно! И сегодня нет у нас (у МАОЗа) бюро, а телефон - это только личные телефоны наших членов. Но мы не протя-гивали руку, как это принято в Израиле, и мы не имели своей доли в государственном пироге. Мы существовали на собственные деньги, на небольшие пожертвования, и, в основном, благодаря исполняемой бесплатно добровольной работе. Мы не стыдимся того, что не преуспели материально. Зато в нашем поведении мы не потеряли чувство собственного достоинства и чести.
      
       И все же нет у нас сегодня удовлетворения от путей развития алии советских евреев. Алия - освобождение и возвращение на Родину! - уменьшается каждый день, и положение теперь хуже, чем было 5 лет тому назад! Вдруг образовалась новая проблема "прямиков", которые "отсеиваются" в Вене и число их достигает 50-80%. И все будущее алии находится под знаком вопроса. Почему все это случилось?
       Нечего прятать голову в песок и искать причины этого страшного провала в других местах: корень зла в Израиле, в отчужденности от судьбы евреев в странах преследования в течение всех лет существования самостоятельного еврейского государства. Отношение к алие вообще, отношение к судьбе миллионов евреев в странах преследования и в особенности в СССР предписывалось людьми, идеологические цели которых были "равенство" и "социальная справедливость" вместо национальных целей. Но все эти понятия употреблялись для отвода глаз, и не больше. Результат - неподготовленность государства и общественности Израиля к принятию массовой алии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это основная причина, которая разрушила возможность успешной абсорбции, а вследствие этого - надежду и веру евреев в еврейское государство.
       Все это не пришло неожиданно и само по себе. Это результат политической линии, действовавшей в течение десятков лет: замалчивание каждого голоса, напоминавшего о судьбе евреев в России. Удушение каждой новой и самостоятельной мысли, осмеливавшейся указать на коммунистического врага; воспитание народа в рамках защиты эгоистических интересов, концен-трация внимания и мысли народа только на материальных проблемах и т.д. "Разъяснительная работа" СМИ о судьбе евреев из СССР только добавила масла в огонь враждебности израильской общественности, которая и до сих пор уверена, что расходы по абсорбции олим лежат на шее израильского налогоплательщика. И никто из ответственных деятелей не встал, чтобы объяснить, что за расходы абсорбции платят евреи из стран рассеяния и, частично, правительство США.
       Цензура в Израиле стояла и стоит сегодня на страже других интересов. Об этом писал д-р Юлий Марголин еще в 1969 году*.
      
       Национально-сионистская деятельность МАОЗа не была принята правительственными кругами, а за ними и остальными, потому что она проводилась вопреки официальной линии. А эта генеральная линия все время находится под разрушительным влиянием левых кругов. Об отношении официальных кругов и отдельных общественных деятелей, между прочим, можно судить по "БЕЛОЙ КНИГЕ", выпущенной ЛИБАМ, организацией олим-академаим из СССР в 1973 г.*
       Как националисты-сионисты, члены МАОЗа не могли не видеть (как это принято теперь в Израиле во всех кругах) разрушительную роль Советской России и коммунистической идеологии для судьбы еврейского народа. К этой позиции МАОЗ пришел в конце 60-х годов. Нужно было видеть правду, видеть корень зла в коммунистической идеологии, угрожающей самому существованию и всему будущему еврейского народа.
       Логически рассуждая, еврейский народ должен был бы защищаться от коммунистического врага, отрицающего существование еврейского народа и ведущего против него холодную и горячую войну все годы. Но этого не позволяют "товарищи" из левых кругов, занимающие руководящие государственные должности в правительстве и ведущие свою разрушительную деятельность прямо с "Олимпа"

    Заключение. Алия под угрозой

       Алия из Советского Союза - это прежде всего спасение евреев, находящихся в постоянной опасности физического уничтожения и духовной ассимиляции, и только потом - репатриация в Израиль.
       Но этого еще не поняли руководители Израиля! И не поймут, потому что они порабощены фальшивой идеологией социализма, которую они выбрали и поставили на место национальных интересов еврейского народа, вместо сионизма, употребляемого лишь для маскировки.
       Алия находится под угрозой прекращения. Если немедленно не наступит изменение, и эта малая алия прекратится. И ответственность падет на весь еврейский народ, который заплатит дорогую цену за провал спасения евреев! Апрель 1976 г.
      

    Примечания

    Публикации МАОЗа

      Публикации МАОЗа можно разделить по темам примерно следующим образом:
      --Статьи и книги Юлия Марголина, идеолога МАОЗа
      --Публикации о Юлии Марголине
      --"Личные дела" - публикации о конкретных людях и судьбах
      --Алия и абсорбция
      --О праве еврейского народа на Эрец Исраэль
      --Сионизм и коммунизм
      --Из истории евреев в СССР
      --Мир вокруг нас
      --Документы МАОЗа, в том числе несколько интервью с Голдой Елин в брошюре
      "МАОЗ? Кто помнит? Кто знает?.."

    Замечания

       --Вступительное слово" Голды Елин дано с сокращениями и частично отредактировано С. Н. Чижик.
      --День памяти Голды Елин по еврейскому календарю - 28 день месяца Хешван
      --Лицо человека на обложке настоящего издания взято с плаката Иосифа Кузьковского,
      сделанного по заказу Голды Елин.
      --Лицо за колючей проволокой, которая имеет форму серпа и молота, стало эмблемой МАОЗа
      --Узник Сиона И. Кузьковский репатриировлся из России в Израиль в августе 1968 г.
      Cкончался в январе 1970 г.
      --Титульный лист напечатан на бланке МАОЗа 60-годов,
      когда он назывался "Общество помощи еврейству СССР".
      --Страница, завершающая основной текст, напечатана на бланке МАОЗа 80-х годов,
      когда он был зарегистрирован как Сионистское Национальное Движение"
       --Два плаката МАОЗа "КЕС АЛ-ДОМИ", которые были вложены в брошюру:
      1. описанный только что плакат Иосифа Кузьковского и
      2.предшествовавший ему вариант с картиной М. Маймона "Мараны"
      
      

  • © Copyright Добрускина Инна Андреевна (innadobruskina@gmail.com)
  • Обновлено: 31/03/2009. 21k. Статистика.
  • Сборник рассказов:

  • Связаться с программистом сайта.