Добрускина Инна Андреевна
Израиль глазами репатрианта 1996

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Добрускина Инна Андреевна (innadobruskina@gmail.com)
  • Обновлено: 31/03/2009. 33k. Статистика.
  • Сборник рассказов:
  • Аннотация:
    Мое первое впечатление от Израиля в дни первого знакомства и
    эйфории - это сюрреалистическая смесь Америки и СССР -
    на фоне левантийской заторможенности.
    СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ,КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ
    направления развиваются почти независимо друг от друга

  •   
      
      chizhik5 октябрь 1996
      
      И З Р А И Л Ь Г Л А З А М И Р Е П А Т Р И А Н Т А ИЗ СССР
      
      
       Нет ничего нового под солнцем.
       Бывает нечто, о чем говорят:
       "Смотри, вот это новое"; но это
       было уже в веках, бывших
       прежде нас. (Кохелет, 1, 9-10)
      
       Мое первое впечатление от Израиля, в первые дни, дни первого знакомства и эйфории - это сюрреалистическая смесь Америки и СССР - на фоне иврита и левантийской заторможенности. По мере более обстоятельного знакомства со страной и ее историей это впечатление только усиливается. К нему добавляется не менее странное ощущение, что с течением времени здесь ничего принципиально не меняется, несмотря на смену внешнего облика, что все, что происходит сейчас, уже когда-то было. Что три главные направления: СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ, КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ - определились очень давно и развивались почти независимо друг от друга по крайней мере последние сто лет.
       История современного сионизма - это не только история героического заселения и героических войн за Эрец Исраэль. Это многолетняя и страшная борьба за еврейские души, борьба иудаизма с ассимиляцией, национализма и интернационализма, борьба религиозных и атеистов, борьба индивидуализма и коллективизма, капитализма и социализма, демократии и тоталитаризма, правды и демагогии.
       Противостояние началось на первых сионистских конгрессах, когда из всемирного еврейского религиозного движения выделились в "демократическую фракцию" секулярные сионисты. Взяв себе это название, они экспроприировали термин "демократический" для личного пользования. До сих пор левая пресса считает само собой разумеющимся, что секулярный сионизм - по определению демократичен, а религиозный - антидемократичен, что весьма спорно.
       Окончательное распределение ролей было сделано Бен Гурионом в период Второй Алии, когда он с товарищами после трехдневных дебатов (1906 г) пришли к соглашению о том, каким должно быть наше госудаство. Они-таки создали государство в соответствии со своим видением мира, и это государство до сих пор живет по их правилам. Правила эти начали претворяться в жизнь с периода Третьей Алии.
      
      СОЦИАЛИЗМ
       Вся страна была разделена на Партию (социалистическую) и ее врагов. Партия создала многочисленные еврейские сельхохозяйственные поселения в Эрец Исраэль, воплотила в жизнь мечту о коммуне, организовав в 1909 г первый киббуц, прообраз колхозов, создала профсоюз - Гистадрут. Самостоятельная свободная работа на земле без капиталистов и без применения арабского труда (кибуш авода) и еврейская самозащита без наемных арабов (кибуш шмира) - главные лозунги Второй и Третьей Алии.
       Но самым главным достижением было разделение Партии на Внутреннююю и Внешнюю (ср. роман Джорджа Оруэлла "1984"). Внутреннюю партию составляли отцы-основатели из Второй Алии. Говорят, что в руководящую верхушку из Третьей Алии удалось пробиться только Арлозорову. Стаж пребывания в стране имеет в Израиле самостоятельную ценность (как в армии): чем раньше ты приехал, тем ты лучше. КАМА ЗМАН АТА БА АРЕЦ? Кстати, из 40 тысяч олим Второй Алии перепись 1922 г нашла в Эрец Исраэль только 2,519 человек.
       Внешнюю Партию составляли энтузиасты, приехавшие в страну после Первой Мировой Войны. Это были халуцим, настоящие герои, строившие дороги, создававшие кибуцы и мошавы, осушавшие Изреельскую долину ("Ха Эмек"), ставившие за одну ночь Стену и Башню вокруг новых поселений, встречавшие нелегальную алию, голодавшие, умиравшие от малярии, сражавшиеся во всех войнах. Это был цвет нации, рабочая сила, человеческая пыль. В это же время Внутренняя Партия занималась государственной безопасностью, вела фракционную борьбу, борьбу с религиозным засильем, уничтожала нутренних врагов. Ср. историю больше
      вистской партии в СССР: "Краткий курс истории ВКП(б)".
       Классовым врагом на первом этапе был старый ишув - религиозные антисионисты (забегая вперед, обратим внимание, что на современном этапе врагом номер один Партии являются религиозные сионисты). С ними успешно расправилась Хагана, УБИВ в 1924 их руководителя Яакова Хаана.
       На следующем этапе враг принял облик ревизионистов. Партия обличала их, называя фашистами и расистами, а лично Жаботинского лично Бен Гурион окрестил Владимиром Гитлеровичем. ООН применила к сионизму термин расизм только в 1975 г., а египетские газеты изобразили Натяниягу в образе Гитлера в 1996.
       Решительный удар врагу был нанесен, когда по подозрению в убийстве Арлозорова были арестованы три ревизиониста. Они были оправданы, но пропаганда сработала: на выборах в Сохнут (=Кнессет) победила Партия. Ревизионистский враг был парализован на 44 года. Разнузданную кампанию травли правых образца 1933 г Партия повторила после убийства Рабина в 1995 г: безответственное обвинение всего правого лагеря в убийстве, необоснованные аресты правых активистов. Но кампания 1995 не имела успеха. Методы 1933 не сработали. Что-то все же меняется на Святой Земле?
       В сороковые годы ревизионисты начали вооруженную борьбу с англичанами. Партия помогла англичанам справиться с еврейскими террористами. С ноября 1944 по апрель 1945 г по ее приказу Хагана выловила и выдала англичанам около 1000 евреев - членов Эцеля и Лехи (операция "Сезон"). Они были пытаны, посажены в тюрьмы и отправлены в концлагерь в Кению, члены их семей были объявлены врагами народа. Слова "Эцель", "Лехи", "ревизионист", "правый" стали клеймом. Люди до сих пор боятся быть правыми.
       Несмотря на это враг наглел. Во время Войны за Независимость он привез целую "Альталену" оружия для ЦАХАЛа - июнь 1948 г. Партия не поверила, что оружие предназначается для войны с арабами и что большая часть будет передана Хагане (разве сама Партия дала бы оружие классовому врагу?). Партия предпочла потопить все оружие и заодно убить 16 евреев еврейскими же руками. Жертвы мирного процесса? В том же 1948 году был расформирован Пальмах, который почему-то представлял для Партии угрозу слева.
       После войны Партия разоблачала подпольные правоэкстремистские организации (процессы 1954, 1985) и оппозиционную левую прессу (процесс 1965), поставила вне закона партию КАХ и сделала легальной деятельность Компартии, которая была вне закона при англичанах. Израильская пресса и телевидение работают как органы Партии. До суда и следствия они объявляют арестованных врагов Партии преступниками и настраивют против них общественное мнение. Объявление арестованных преступниками до суда является грубым нарушением основ правосудия: в цивилизованных странах обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока суд не доказал его преступления. Этот закон называется "презумпция невиновности".
       Советская юриспруденция в лице Вышинского этот закон отменила. Председатель Высшего Суда Справедливости Меир Шамгар тоже не считается с эти законом. В 1994 г он открыл заседание комиссии по расследованию убийства в Хевроне словами: "УБИЙЦА Барух Гольдштейн" ДО начала расследования.
       В 1995 была изобретена новая формула обвинения правых и только правых - подстрекательство к насилию. Дважды была показана по телевизору пьеса, заказана Авишаем Равивом и выданная за реально существующую подпольную организацию; потом было скромное опровержение, но дело было сделано. Какой-то человек (может быть, тоже на заказ?) перед телевизором осквернял могилу Баруха Гольдштейна. Никто не потребовал от левых журналистов провести "Хешбон нефеш". Хешбон нефеш требуется только от правых. По-видимому, только у них есть нефеш, душа, с которой строго спрашивается. Самые честные и наивные из них, действительно, пришли в отчаяние и стали спрашивать себя: "Может быть, мои слова были истолкованы не так, может быть, я говорил нечетко, может быть, я виноват?" Психологи Партии - это профессионалы. Они знают, на какие струны нажимать...
      
      КАПИТАЛИЗМ
       В целях развтия еврейского сельского хозяйства еще до Первой Алии были созданы еврейские поселения Петах Тиква и Рош Пина. Введением капитализма в Израиле в период Первой Алии успешно занимался барон Ротшильд. На его деньги были основаны десятки поселений и создано сельскохозяйственное производство. Он также поддерживал еврейскую самооборону. (Еврейская самооборона "Ха Шомер" была распущена Бен Гурионом в 1919 г). В конце Х1Х века благодаря деятельности Барона и беспартйных энтузиастов в Эрец Исраэль уже существовали еврейские поселения Зихрон Яаков, Хадера, Ришон Ле Цион, Нес Циона, Реховот, Акрон, Гедера.
       Вторая Алия выступила против капиталистической эксплуатации на предприятиях Барона, создала первый киббуц и еврейскую самооборону ("Кибуш Авода" и "Кибуш Шмира"). Капитализм отступил. Барон Ротшильд изъял свои инвестиции, испугавшись социализма. Он еще раньше говорил Хаиму Вейцману: "Вы слишком спешите. Вы начинаете строить дом с крыши."
       Новое наступление капитализма связано с Четвертой Алией. В конце Третьей Алии имели место голод и беспорядки, вызванные безработицей: в стране не было денег, чтобы обеспечить новых олим работой. Это заставило англичан в 1923 г ввести ИМУЩЕСТВЕННУЮ КВОТУ для эмигрантов. Для нищих халуцим путь в страну был закрыт; стали приезжать польские буржи, которые открывали мастерские и небольшие фабрики, занялись торговлей, банковским делом и развитием городов. Рутенберг приступил к электрификацию всей страны.
       Во время Пятой Алии параллельно с заселением территорий новыми халуцим, богатые евреи из Германии привезли оборудование для промышленных предприятий. Произошла идустриализация страны, промышленная революция, результаты которой были продемонстрированы на Всемирной Выставке. Киоски польских буржей сменились роскошными кафе буржей из Германии и Австрии. Изменилась мода, изменился внешний вид городов. В начале 80-х страна приобрела облик процветающей западной страны с современными городами, дорогами, магазинами, с обилием машин на дорогах и товаров в магазинах - после того, как правые пришли к власти и поддержали буржей и приватизацию.
      
      НАЦИОНАЛИЗМ
       Партия ортодоксальных сионистов Мизрахи, предшественница партии Мафдал, существует с 1902 г. Они с самого начала строили сельскохозяйственные поселения, сами защищали их, как и левые первопроходцы, решали педагогические проблемы. Несколько киббуцев были созданы религиозными евреями. Сейчас члены Мафдал являются главной силой сионизма.
       Еще до начала современного сионизма религиозные евреи съезжались в Палестину из разных стран. Они селились в Иерусалиме, Цфате, Тверии, где учились в ешивах, изучали Тору и ждали Машиаха. Именно эти люди являются хранителями еврейской веры, еврейской традиции, еврейской истории. С их точки зрения независимое еврейское государство может быть создано только божественной силой, а не руками людей. Секулярное государство, теряющее связь с еврейской историей и с еврейской особостью, желающее быть "как все", для них неприемлемо. Так же, как еврейское государство вне Сиона (не в Палестине).
       Старый ишув не поддерживал создание секулярного государства и предпочитал существовать в рамках Хашимитского королевства. Его сопротивление было сломлено в результате убийства руководителя ишува Яакова Де Хаана в 1924 г. В 1929 г. старый ишув в Хевроне отказался от помощи Хаганы (памятуя убийство Хаана?) и был вырезан арабами. В 30-е годы руководство "Агудат Исраэль" переехало в Эрец Исраэль, а во время Катастрофы признало необходимость создания государства. Противниками государства остаются только представители "Нетурей Карта".
       Другая группа антисионистов состояла из сторонников прогресса, борцов за равноправие евреев в диаспоре и ассимиляцию: евреи не должны покидать те страны, которым они принадлежат физически и духовно, они должны участвовать в интернациональной борьбе за всеобщее, в том числе, собственное равноправие.
       Третья группа антисионистов просто боялась тех трудностей, которые неизбежны при освоении Палестины в борьбе с природой и враждебным окружением. Она предвидела, что освоение страны будет происходить на еврейской крови и слезах.
       Так или иначе, государство Израиль, построенное в борьбе со всем миром, с антисемитами, с еврейскими антисонистами, в борьбе разных направлений сионизма между собой, на еврейской крови и слезах, существует. Существует в постоянной угрозе уничтожения, однозначно записанной в Палестинской Хартии. Партию лихорадит: она то проводит официальную программу заселения территорий, то пытается изгнать поселенцев с территорий и создать там Палестинское государство.
       Религиозные сионисты сохранили идею "Эрец Исраэль шлема". В отличие от нерелигиозных халуцим прошлого, которых посылала Партия, они имеют независимую от Партии идеологию. Они сохраняют ДОСТОИНСТВО И ЧЕСТНОСТЬ, которых так нехватает руководителям Партии. Они дают детям еврейское воспитание, несмотря на попытки Партии заменить его изучением "мирного процесса". Партия продолжает борьбу с национальным лагерем. Продолжается кампания в прессе против правых и особенно против поселенцев. На Новоязе она называется борьбой с религиозным засильем. В глазах Партии религиозные СИОНИСТЫ заняли место религиозных АНТИСИОНИСТОВ старого ишува в качестве врага номер один. Религиозные сионисты продолжают общенациональное дело, от которого отреклась Партия, в борьбе за которое Партия в 1924 г впервые нарушила заповедь "Не убий". Четыре года Партия пыталась положить конец сионистской активности. Неважно, что теперь эти мальчики в вязаных кипах и девочки в длинных юбках - цвет нации, хранители земли и традиций, как неважно было в 1948 году, что стране позарез нужно было оружие. Для удержания власти Партия предпочла утопить оружие вместе с евреями.
      
      ДВОЕМЫСЛИЕ
       Четыре года продолжалась в стране вакханалия лжи, бесстыдства и безнаказанности. Она сопровождалась бесцеремонным искажением понятий и интенсивным промывании мозгов. Получив власть демократическим путем, Партия постепенно отказаласьот всех своих предвыборных обязательств, уверяя, что это и есть демократия. За время пребывания у власти Партия довела до совершенства демагогию и методы давления, включая взятки министерскими постами и личными машинами. Этим Партия открыто поощряла предательство, ложь и смену убеждений ради выгоды.
       Интересно, что для того, чтобы притти к власти, Партия использовала сионистские и национальные лозунги, отлично понмая, чего хочет народ Израиля. "Я не знаю, чего хочет народ Израиля, но я знаю, что ему нужно", - так говорит Шимон Перес.Партия полагает, что израильскому народу нужна ложь. Ложь о том, кто виновен в развале экономики, ложь о действиях Арафата. Может ли здравомыслящий человек поверить в то, что прекрасная экономика была разрушена за два месяца правления Ликуда? На кого рассчитано такое заявление или сообщение Партии о том,что Палестинская Хартия изменена. Ведь это так легко проверить! Какими качествами надо обладать, чтобы лгать публично, зная, что тебя тут же схватят за руку?
       Прежде всего, надо абсолютно не уважать того, кому ты все это говоришь. Но и этого мало. Надо обладать искусством ДВОЕМЫСЛИЯ. "Д в о е м ы с л и е - это способность придерживаться двух взаимоисключающих мнений и верить в оба. Сознательный член Партии знает, в каком направлении ему необходимо изменть свою память, а следовательно, знает и то, что он жонглирует действительностью, но, то же самое д в о е м ы с -
      л и е помогает ему смириться с этим. Процесс должен протекать сознательно, иначе он не будет достаточно точным; но, вместе с тем, он должен быть и бессознательным, чтобы не оставить после себя чувства фальши, а значит, и чувства вины. Д в о е м ы с л и е- альфа и омега Ангсоца, потому что главное для Партии - это так использовать сознательный обман, чтобы, благодаря неизменности цели, остаться незапятнанной. Говорить преднамеренную ложь и искренне верить в нее; забывть все то, что стало неприемлемым и снова извлекать забытое из небытия, когда это становится необходимым; отрицать объективную действительность и тут же принимать ее в расчет - вот что такое д в о е м ы с л и е... Если вам дано править, и вы хотите оставаться у власти, вы должны уметь отвлекаться от действительности. Тайна власти состоит в сочетании веры в собственную непогрешимость с умением учиться на опыте прежних ошибок" (Оруэлл, "1984")
      
      НОВОЯЗ
       Представителей Израсоца, Совсоца, Амерсоца, Ангсоца (Оруэл, "1984") можно определить по применению ими Новояза. Нам он хорошо знаком по СССР. Новояз - это прежде всего сознательное искажение понятий и применение стереотипов, не имеющих никакого смысла. "Война - это мир. Свобода - это рабство. Невежество- это сила". Эти три главные лозунга Партии в Океании Оруэлла успешно применяются в нашей действительности. Арабы взрывают еврейские автобусы, палестинская полиция стреляет в еврейских солдат - нас уверяют, что это мир. Воистину: война - это мир. "Экстремисты хотят убить мирный процесс". "Мы не позволим убить мирный процесс". "Можно убить человека,но нельзя убить идею". "Ради мирного процесса допустимы любые жертвы". "Мы будем продолжать борьбу за мир". (Мы это уже слышали ТАМ).
       Если вы высказываете собственное мнение, несогласное с мнением Партии, вы находитесь в плену враждебной идеологии. Вы несвободны. За неосуждение убийства Рабина увольняют с работы, за словесное одобрение - арестовывают. Нам предписывают не только, как вести себя, но как думать, кого любить, а кого нет. А если мне не понравился Рабин с первого взгляда в телевизор? Об этом нельзя говорить свободно. Свобода - это рабство.
       Невежество народа - это сила Партии. Народу не надо знать историю, ни современную, ни танахическую. Никаких аналогий. У нас в стране все происходит первый раз, все непредсказуемо, все вызывает изумление. В 1995 первый раз еврей убил еврея. Никогда не было такого в еврейской истории. Что с нами такое случилось вдруг? Почему? Все было так хорошо, весь народ шел за Партией. Откуда взялся этот неожиданный экстремист? Что привело к этому? Что было раньше? Раньше ничего не было. Истории не было. Есть главный враг Партии - правые. Все правые подстрекатели и убийцы. Вот Арафат - это партнер Партии, друг (у Арафата прошлого тоже не было). Геверет Рабин принимает Арафата с его соболезнованиями у себя дома и отворачивается от Натаниягу. Да и от всего Израиля разом - после выборов она начинает складывать чемоданы: "Моего мужа убили дважды".
       "Цель НОВОЯЗА - не только выразить мировоззрение и мышление приверженцев Ангсоца (Совсоца, Израсоца, Амерсоца), но сделать все другие способы мышления невозможными. Предполагалось, что, когда НОВОЯЗ установится навечно, а СТАРОЯЗ будет забыт, еретическая мысль, т. е. мысль, несовместимая с принципами Ангсоца, станет буквально невыразимой, настолько, насколько мысль зависит от слова. Словарь его был составлен так, чтобы дать точное и часто тонкое обозначение всякому смыслу, который член Партии мог правильно выразить и в то же время исключить все другие смыслы и даже саму возможность их косвенного проникновения . Это достигалось отчасти изобретением новых слов, но в основном ликвидацией нежелательных слов и отсечением от слов неортодоксальных смыслов и, по возможности, вообще вторичных смыслов." (Оруэлл, "1984")
       Приведем примеры из нашей жизни. У слова "правый" остался только один четко отрицательный смысл: идеологический враг Партии, а, следовательно, всего народа. Смысл этого слова уже почти включает понятие "правый экстремист", т.е. потенциальный убийца. В даном случае слово, подлежащее ликвидации - экстремист, т.к. оно должно быть включено в понятие "правый". Поэтому, когда израильтянин определяет собеседника как правого, он перестает слушать его доводы, заранее зная, что они ошибочны.
      Пример использования: "Иргун Цваи Леуми является заклятым врагом еврейского народа, он всегда был против меня" (Бен Гурион, интервью парижской газете "Франс Суар"). В этом примере имеет место как произвольное, новоязовское, использование термина правый, так и произвольное, неправомерное, отождествление вождя и народа.
       Когда пресса требует от Натаниягу "четкие ответы на поставленные вопросы", надо помнить, что это НОВОЯЗ, и он требует перевода. Натаниягу четко ответил на вопросы, но ответы не устраивают вопрошающих. Четкость на НОВОЯЗЕ именуется жесткостью, а "четкий" ответ на НОВОЯЗЕ - это тот, которого от него ждут левые, т. е., "четкий" ответ предполагает смену позиции.
       Более сложный пример. Партия в целом осуждает советский строй, поэтому нежелательны параллели, которые показывают сходство Израсоца с Совсоцем. Аналогии, естественно, возникают у советских евреев, приехавших в Израиль. Израильтяне освоили две формулы, позволяющие им игнорировать все наши сравнения: 1. "Асур леашвот" (нельзя сравнивать), хотя на вопрос "почему?" вы вряд ли получите вразумительный ответ;
      2. "Русские" не умеют думать: все, что им кажется похожим на советское, они автоматически считают плохим и в Израиле.
       Поэтому, когда "русский" пытается показать общность явлений там и тут, это сразу вызывает раздражение и отключение. На эту удочку попался даже Бени Алон в интервью, которое он дал недавно Софье Рон для газеты "Вести". Он не захотел обсуждать в "русской" газете связь Авишая Равива с Шабаком, "потому что репатрианты из России очень любят все анализировать и во всем находить тайный смысл". Однако, как он сказал в том же интервью, за три месяца до убийства Рабина он ничего не понял также из предупреждений Ицхака Шамира о возможных провокациях. Не понял именно потому, что не считает нужным анализировать и находить в явлениях тайный смысл.
       Руководители Аводы и Мереца говорят на НОВОЯЗЕ. Добраться до смысла их речей и статей очень трудно: необходим перевод на нормальный язык. Вся левая израильская пресса работает на НОВОЯЗЕ. Цель - убедить нас, что вообще ничего не изменилось, что несмотря на выборы Перес попрежнему правит бал, что попрежнему правым быть стыдно и опасно, что хороший израильтянин - это левый или центрист, который предпочитает мирный процесс иудаизму и ездит по субботам через перекресток Бар Илан.
       Клинтон профессионально использует НОВОЯЗ, потому что в этом случае перестает быть очевидным, что он ничего не добился ни на Ближнем Востоке, ни в Югославии, ни в Ирландии. Подменяя понятия с помощью НОВОЯЗА, он полностью игнорирует тот факт, что в мае у нас были выборы, что народ проголосовал против политики Рабина и Переса. Пресса называет "провалом мирного процесса" требование Израиля соблюдать подписанные договоренности. Это НОВОЯЗ.
       Больше всего НОВОЯЗ подходит арабским лидерам. Не только Арафат, но и Мубарак, Асад, Хусейн очень естественно используют терминологию НОВОЯЗА, не стараясь даже ее чуть-чуть индивидуализировать. Если включаешь радио не с начала передачи и слышишь упреки Израилю в срыве мирного процесса, не всегда сразу понятно, говорит ли это Перес, Клинтон, Арафат или Мубарак.
      
      НОВОЕ и СТАРОЕ
       "Прошел год, и ничего не изменилось", - сказал внук Рабина. Что он имел в виду? Народ, проголосовавший против "Партии" полгода назад, не изменил своего мнения? Это да, это так. Народ очухался от мощного наскока Партии и огульных ее обвинений, провел хешбон нефеш и понял, что ему не по пути с Партией. Изменилось что-то в нашем государстве.
       Однако роли, определенные Бен Гурионом в начале века, продолжают исправно выполняться. Внешняя Партия продолжает строить и укреплять государство, служить в армии, обживать "второй Израиль", гибнуть в терактах во имя светлого будущего вместе с Буржами и Досами. Внутренняя Партия прилагает все усилия, чтобы помешать этому союзу, потому что единение народа мешает ее бесконтрольному влиянию.
       Пресса попрежнему продолжает обслуживать ту Партию. "Возникает такое впечатление, что левая пресса взяла на себя функцию управления страной, а законно избранное правительство - в условиях подполья - упорно пытается спасти нашу страну от самоуничтожения" (формулировка Евгении Кравчик).
       Находящимся вне Партии буржам и досам была уготована роль врагов или, в лучшем случае, роль оппозиции. Клеймо, поставленное Бен Гурионом на "правых", пугает до сих пор. В "хорошем обществе" попрежнему неприлично быть правым: лично меня больше не принимают в "хорошем" израильском доме из-за того, что я не люблю Рабина. За кофе среди университетских преподавателей говорить хорошо о Биби Натаниягу - попрежнему дурной тон.
       Сами правые привыкли быть изгоями и постоянно извиняться. Прежде, чем высказать свое мнение, правый оправдывается: "Я, конечно, осуждаю Игаля Амира..." или "Я, конечно, высоко ценю товарища Рабина..." Ликуд не посмел ничего ответить на огульные обвинения всего правого лагеря в убийстве Рабина. Ликуд принимает правила игры в демократию, навязанные левыми: голосование в Кнессете больше похоже на спортивные соревнования.
       Так что же во всем этом новое, а что хорошо забытое старое? Появилось ли что-нибудь именно в 90-х годах или все уже было в предыдущих поколениях? Расколоть общество, изолировать инакомыслящих всегда было важнейшей задачей Партии. Расколото ли наше общество сейчас больше, чем когда-нибудь раньше? Или это нам только кажется, потому что мы плохо знаем свою историю?
       Послушайте голос Партии из ноября 1944 г, когда Бен Гурион заявил о четырех главных действиях для искоренения террора, еврейского террора - после убийства лорда Мойна в Каире:
      
      "УВОЛЬНЕНИЕ С МЕСТА РАБОТЫ
      Каждый, кто связан с этими преступными бандами, каждый, кто оказывает преступникам поддержку, а не только тот, кто размахивает револьвером или бросает бомбы, любой, кто распространяет преступную литературу или расклеивает их экстремистские прокламации, должен быть уволен с места работы, будь то из учреждения, фабрики, завода или апельсиновой плантации, и вычеркнут из списков биржи труда. То же самое относится к учащимся средних или технических школ... Если юноша или девушка распространяют преступную литературу среди молодежи ишува, то вышеупомянутая литература должна быть изъята из обращения и сожжена в назидание всем, и те юноши и девушки, которые распространяли ее, должны быть исключены из школ...
      
      НЕ УКРЫВАТЬ ПРЕСТУПНИКОВ
      полное игнорирование преступников. Ни один сознательный член ишува не должен укрывать их от возмездия. Я знаю, что это идет вразрез с одним из самых благородных и похвальных человеческих инстинктов и особенно еврейских инстинктов, но если мы не хотим проявить жестокости к еврейскому народу, сражающемуся за право на жизнь, мы не должны допускать в свое сердце ложную жалость. Запрещается укрывать преступников, угрожающих будущему благосостоянию нашего народа.
      
      НЕ ПОДДАВАТЬСЯ УГРОЗАМ
      Наглость преступников достигла такой степени, что рядовые члены ишува, не поощряющие действий преступных банд террористов и не разделяющие их преступных идей, умоляют центральное руководство ишува не предпринимать против них никаких действий, иначе ишув окажется в состоянии гражданской войны...
      
      СОТРУДНИЧЕСТВО С АНГЛИЧАНАМИ
      Так как британские власти и полиция заинтересованы в подавлении терроризма, то мы будем непременно сотрудничать с ними. Будет глупо, вернее это было бы самоубийством, если мы откажемся от протянутой нам руки и не будем сотрудничать с британскими властями в тех областях, где у нас имеются с ними общие интересы. Без активного сотрудничества с властями и без их помощи мы не преуспеем в благородной цели искоренения с палестинской земли этой чумы...
      
       Нет ли чего-то до боли знакомого в этом альянсе Партии с англичанами против еврейских экстремистов? Не напоминает ли он любовь Переса и шаломахшавников к арабам и их ненависть к поселенцам? И постоянный рефрен Арафата о совместной деятельности экстремистов-арабов и экстремистов-евреев?
      
       Также невозможно определить, по поводу какого убийства, в каком году прозвучал этот плач, если мы заменим точками все имена и прочие внешние признаки времени:
       "Как всегда бывает у свежевырытой могилы, в которой покоится ... жертва, появляется желание облечься в траур, тем более, что час этот - час скорби для всего еврейского народа.
       Хочется забыть хотя бы на миг ту атмосферу ненависти и лжи, которой последние годы дышало сионистское движение. Хотелось бы хоть семь дней траура провести в чистой человеческой скорби. Однако даже это не выпало на нашу долю... В поистине звериной атмосфере развивается наше еврейское существование.
       Над свежевырытой могилой, в первое же мгновение после постигшего нас несчастья тошнотворная политическая спекуляция начала вышивать свои узоры только что пролитой кровью. Люди, желающие удостоиться титула "народных вождей", воспитатели масс, не захотели позволить себе даже одного часа личной скорби. С первой же минуты они затеяли над могилой политическую свистопляску. Они думают только о том, как "использовать" случившееся в своих ничтожных коммерческих предвыборных интересах. Каждый знает, что это и только это, кроется за их словами, что их скорбь в тысячу раз меньше их спекулятивных интересов. Это написано на их лицах, на всем их поведении, это заметно всем, об этом говорят на каждом углу...
       Нет, мы не удостоились и часа человеческой скорби - ни мы, ни они. У них скорбь растворилась в жажде политических спекуляций, у нас - в чувстве брезгливости при виде картины этого зоологического падения.
       Они во всем подражают поступкам и действиям, которые были свойственны погромщикам в подобной ситуации. Погромщик не желает дожидаться решения суда. Ему достаточно того, что полиция схватила "кого надо" - само собой , еврея. Он не хочет знать, что подозрение полиции еще далеко не является доказательством вины. Ему неведом древний священный закон человеческого правосудия, что обвиняемый не считается виновным до тех пор, пока суд не доказал его преступления. Нет, у них нет времени, они должны "использовать" подходящий момент, они мгновенно становятся - они, рыцари прогресса! - восторженными поклонниками полиции, они верят только ей...
       И еще одному они научились у гойских подстрекателей погромов: обращать подозрение, павшее на одного еврея, против всего общества... Даже, если он - преступник, ты не имеешь права возводить на этом основании обвинение против целой общины. Ведь это та же самая вредоносная разъедающая система мотивировок, от которой мы больше всего страдали, мы, евреи, столь многие из нас... Они забыли это, они хотят похоронить не только человека, схваченного полицией, они хотят "использовать" это с целью утопить целый стан людей, живущих и борющихся во имя чистых возвышенных идеалов..." (Жаботинский, 1933)
      
      ВЛАДЕНИЕ ПРОШЛЫМ
       . "Тот, кто владеет прошлым, владеет будущим: тот, кто владеет настоящим, владеет прошлым." (Оруэлл, "1984"). "Человек будущего - это тот, у кого окажется самая долгая память." (Ницше). Зная прошлое, зная, что в настоящем моменте нет ничего уникального, зная, что такие ситуации еврейский ишув в Эрец Исраэль преодолевал уже многократно - и мы все еще существуем, нам легче поверить, что мы справимся и на этот раз, что мы будем существовать и дальше.
       Однако, чтобы выжить, надо учиться на ошибках прошлого и не повторять их. Для этого надо хорошо знать историю, знать историческую правду, не позволять мифам владеть нашими умами. Знать ПРАВДУ, помнить ПРАВДУ. Не позволять тем, кто владеет нашим настоящим, искажать наше прошлое. Не позволить им отнять у нас наше прошлое.
      
      Тот, кто владеет прошлым, владеет будущим.
      Человек будущего - это тот, у кого окажется самая долгая память

  • © Copyright Добрускина Инна Андреевна (innadobruskina@gmail.com)
  • Обновлено: 31/03/2009. 33k. Статистика.
  • Сборник рассказов:

  • Связаться с программистом сайта.