Курганов Ефим
Бриллиантовый скандал

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Курганов Ефим (abulafia@list.ru)
  • Обновлено: 28/10/2009. 8k. Статистика.
  • Глава: Проза
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Бриллиантовый скандал". Роман из серии "Старая уголовная хроника". Предисловие


  • ОТ АВТОРА

    НЕСКОЛЬКО КРАТКИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЙ ЧИТАТЕЛЯМ

      
       У истоков французской революции 1789-го года лежит один чрезвычайно громкий уголовный процесс (1785 - 1786 годы), связан-ный с дерзким похищением редкостного бриллиантового ожерелья.
       Похищение было совершено шайкою, во главе которой стояли графиня Жанна де ла Мотт и граф Алессандро Калиостро, знамени-тый авантюрист с оккультной репутацией.
       Вина преступников на суде была по-лностью доказана, но молва тем не менее упорно продолжала обвинять в воровстве королеву Марию Антуанетту, а если и не в воровстве, то хотя бы в сообщничестве с шайкой ла Мотт - Калиостро.
       Потом эта история аукнулась в револю-ции и прежде всего в процессе над самой королевой, который состоялся в 1793 году.
       На процессе афера была представлена во всех своих грязных подробностях. При этом обвинение пыталось представить дело таким образом, будто аферу спланировала лично сама королева:
       Общественный обвинитель Фукье-Тен-виль: Мария, вдова Людовика Капета, это правда, что вы впервые повстречались с графинею де ла Мотт в Малом Трианоне?
       Королева: Я вообще ее никогда не видела.
       Фукье-Тенвиль: Разве она не оказалась вашей жертвой в деле со знаменитым оже-рельем?
       Королева: Она не могла быть моей жер-твой, раз я ее не знала.
       Реально Мария Антуанетта вряд ли имела прямое отношение к истории с ожерельем, но история эта во многом способствовала дискредитации общего имиджа королевы.
       О некоторых весьма существенных об-стоятельствах этого чрезвычайно громкого некогда уголовного дела, явившегося явным предвестием крушения монархии Бурбонов, и пойдет речь в предлагаемом повествовании.
      

    * * *

       Шайка, провернувшая аферу с ожерельем, была не многочисленна. Она действовала в следущем составе:
       Граф Аллесандро Калиостро (подлинное имя - Джузеппе Бальзамо; из семьи итальян-ских лвочников; уголовное прошлое его пестро и разнообразно), граф Никола де ла Мотт (жандармский офицер из роты бур-гиньонцев) и его легкомысленная супруга графиня Жанна де ла Мотт де Валуа, а также ее возлюбленный Рето де ла Виллет (он подделывал королевские письма) и модистка Николь Леге по прозвищу "Олива" (она была двойником королевы).
       Объектом же аферы явились королева Мария Антуанетта, безнадежно влюбленный в нее кардинал и епископ Страссбургский Луи де Роган и королевские ювелиры Боемер и Боссанж, создавшие уникальное ожерелье из 629-ти бриллиантов.
      

    * * *

      
       Я начинаю свое повествование фактически с того, на чем Александр Дюма закончил свой роман "Ожерелье королевы" - с ареста, суда и казни графини де ла Мотт, непосредственной похитительницы бриллиантового ожерелья.
       Дюма живо, сочно, точно изложил грандиозную аферу, но фактически опустил самый уголовный процесс, который как раз, с моей точки зрения, и представляет совер-шенно особый и даже, пожалуй, исключи-тельный исторический интерес.
       В общем, я решил сосредоточиться непо-средственно на самом уголовном процессе (приговор был зачитан 31-го мая 1786-го года).
      

    * * *

      
       В последней части романа Михаила Кузмина "Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро" также воспроизведена история с графиней де ла Мотт.
       Сделано это было вполне по схеме Дюма - от русской версии легенды (а такая была и есть) Кузмин почему-то уклонился или же не обратил на нее внимания.
       Но при этом автор "Чудесной жизни", видимо, бесконечно любя своего героя, вывел за его за пределы аферы века, превратив Калиостро в стороннего наблюдателя и скорее морализатора, чем участника.
       Между тем, Калиостро был, можно сказать, главарем шайки и основным разра-ботчиком аферы "Collier de la Reine" (оже-релье королевы), хотя, конечно, и графиня де ла Мотт проявляла немалую активность и очень даже хотела во что бы то ни стало заполучить ожерелье.
      

    * * *

      
       В "Завоевателе Парижа", первом моем историческом романе (он представляет собой биографическую хронику жизни графа Людовика Александра Ланжерона де Сэсси, генерала и губернатора) я пошел по эф-фектному, но довольно-таки традиционному и даже изъезженному пути - взял за основу исторические документы и попробовал их расцветить и дополнить.
       Но потом мне стало очевидно, что негоже вставлять в художественный текст подлинные документы. Такой путь есть лишь доказа-тельство собственной творческой лени.
       Документы писатель должен так же вы-думывать, как и все остальное: он должен уметь вообразить документ.
       Придя к этому радикальному выводу, я решил свой новый роман - "Бриллиантовый скандал (Старая угололвная хроника. Случай графини де ла Мотт)" - полностью построить на подложных документах - их надо было придумать от начала и до конца, но при этом, по мере возможности, совершенно не на-рушая и не изменяя фактической базы событий.
       Иначе говоря, свою главную задачу я вижу отныне в сочинении правдивых по сути своей исторических документов, ни в чем не гре-шащих против истины.
       Юрий Тынянов как-то гениально заметил, что и документы лгут. Вот я и решил открыто сфальсифицировать документы, но выстроить при этом их на реальной исторической основе.
       И теперь я предлагаю абсолютно вымыш-ленные, но одновременно внутренне достовер-ные, как мне кажется, тексты - две связки якобы старых бумаг.
      

    * * *

      
       Cоздание исторических стилизаций, копи-рование внешних примет старых документов - все это при написании настоящего романа совершенно не входило в мою задачу, даже исключалось, пожалуй.
       Надо сказать, что словесная эквилибрис-тика вообще меня мало привлекает; скорее отталкивает.
       Ритуально этикетные для восемнадцатого- начала девятнадцатого столетий типы письма сами собой благополучно умерли, и я отнюдь не собирался и ни в коей мере не собираюсь их теперь воскрешать.
       При создании данного выпуска "Старой уголовной хроники" меня прежде всего за-нимали вовсе не стилистические изыски, не игры с мертвыми формами, а реконструкция реальных личностей и их совершенно реаль-ных поступков; зачастую безумных, но реаль-ных.
       Кроме того, я пробую хотя бы пунктирно реконструировать некоторые весьма необыч-ные исторические коллизии, которые во многом были предопределены этими лич-ностями, обладавшими повышенной, предел-ьно концентрированной, взрывоопасной до-зой авантюрности.
      
      

    Ефим Курганов.

    Париж

    20 декабря 2006-го года

      
       J. de Saint-Amand. La derniere annee de Marie-Antoinette. Paris, 1882, p. 283-284.
       Был ли он графом доказать невозможно: все его бумаги пропали при взятии Бастилии. Ефим Курганов.
       Роман был опубликован в журнале "Крещатик", 2005, N 28-29. Ефим Курганов.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       11

    От Автора

      
      
      
      
       11
      
      
      
      

  • © Copyright Курганов Ефим (abulafia@list.ru)
  • Обновлено: 28/10/2009. 8k. Статистика.
  • Глава: Проза
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.