Фельдман Александр Васильевич
"Круглый стол по теме образования в фотографии"

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Фельдман Александр Васильевич (aleksfeldman2@gmail.com)
  • Обновлено: 11/07/2018. 23k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это случилось некоторое время тому назад, но сегодня и, полагаю еще долго в следующих "завтра" ситуация с просвещением прекрасного и, в частности, в фотографии как искусстве, не изменится. По-видимому, еще не пришло время для создания и внедрения технологий прекрасного, гуманного как фактора прогресса и всеобщего счастья.

  •   "КРУГЛЫЙ СТОЛ ПО ТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОТОГРАФИИ."
      
      17 апреля 2011 г.
      Вчера был в Киеве, участвовал в этом самом круглом столе. Ирина Рузина организовала все довольно основательно и по составу участников и по администрированию, и по ведению, и по подготовке... В общем, почти все было "на должном уровне". Пишу "почти" потому, что в зале слушателей было едва не раза в два-три больше, чем представительного народа, восседающего в синем зрительном зале (Дом кино, там этот кинозал) Один из зрителей прямо указал на неудачный выбор времени, "круглый стол" проходил в будний день в рабочее время. На это были, наверное, причины,но получилось вот так...
      
      В обычно положенном для всяких президиумов месте зала протянулись в прямую линию столы с карточками участников круглого стола. Обсуждение так же развивалось по прямой, что соответствовало настроениям собравшихся. Каждым выступающий прибавлял энергии этой отчаянно выпущенной на удачу стреле в будущее фотографии. Удивительно было и то, что все участники искренне желали найти решения, которые бы расширили просветительские каналы влияния фотографического творчества (добавлю от себя:не только на вновь обращенных фотографов, но на культуру общества и на общественное производство) Не прозвучало в выступлениях участников, но кажется все подтвердили бы господствующую мысль нашей реальности, что довольно уже приобщать подрастающие поколения к визуальной культуре извращенным и ущербным методом. Визуальная культура формируется у нас не традиционным потреблением прекрасного в классическом наследии и политике просвещения. Мы, вслед за десятилетиями сидения за "железным занавесом", формируем сознание поколений преимущественно через любование ими обводами прекрасных форм западных марок автомобилей и дизайнерскими идеями их же кухонной утвари. Неширокие массы пробиваются, конечно, через завесу официального безразличия к образцам, пригодным для подражания. Но потери в этом деле невосполнимы и даже, смею предположить, отражаются и на цифрах ВВП.
      
      Они там у себя на западе развивают изобразительные искусства с полным вниманием и участием государств. Не меньше развивают, в числе прочих, и фотографию. Иногда кажется, что даже больше уделяют внимания фотографии как искусству. Не знаю, все ли у них понимают, что фотографическое в числе прочих визуальных искусств влияет на цивилизацию. Да и нужно ли, чтобы все понимали? Достаточно, чтобы была создана атмосфера культурного влияния. Чтобы каждый, вдыхая веяния совершенств формировался как личность и под этим влиянием.
      И как может быть иначе в прагматическом обществе, сформированном западом? У них не было правильного идеологического прошлого. Потому и делают для нас "бусы", приобщают к цивилизации...
      
      Обогащенные художественным опытом, они делают прекрасные товары. Они захватили наш рынок не потому, что наш производитель робок или маломощен, но потому что мы не умеем создавать форму прекрасного. Нашему инженерному дизайнерскому сознанию это уже не под силу. Отсталость. Отсталость мышления прежде, чем может показаться, что причина отсталости в технологиях. Хотя все взаимосвязано.
      
      Наши подрастающие поколения вынуждены развиваться не на первичных образцах совершенного, не на объектах искусства, не на учебном материале в общем процессе образования, не на художественной критике, не на государственных программах продвижения изобразительных искусств в массы... Всего перечисленного и еще больше того нет в просветительской системе нашего общества. У нас просвещают арифметикой, естественными науками и литературой. И все. А потом население добирает просвещения изобразительного на вторичных формах влияния прекрасного, через завезенный с запада и дальнего востока товар, через образцы инженерно-эстетических технологий влияния, через потребительский культурный секонд хенд.
      
      Может быть кто-то сомневается, что суррогатное "просветительство", характерное для обочины мирового тракта развития, извращает в наших людях все представления о совершенстве?
      Наше общество представляет прекрасное, как совершенную форму красоты, как идею,заключенную в форме товара. Вот вам и весь космос, и высокие технологии, и повидлы с чаями...
      
      Искусство фотографии, массовое ремесленное фотолюбительство, как и влияния этого самого массового в наше время вида изобразительного творчества, кто-то из участвующих в заседании "круглого стола" педагогов института им.Карпенко-Карого назвал "самым демократичным".
      Думаю, что это характерно. Любительство, действительно, больше напоминает ритуальные танцы с бубнами перед тотемами. Всякое искусство демократично... в той стране, где государственные институты создают обществу (а не только художникам)условия для развития искусств и художественных ремесел. Но так обстоит дело у них там, на западе.
      
      В Украине (потом оказалось, что и в России, как доложил один из участников, знающего процесс изнутри, так сказать) все не так.
      Ирина Рузина была вынуждена обстоятельствами доложить участникам "круглого стола" о том, что государственные чиновники пренебрегли приглашением к участию в "круглом столе". Более того, ответили на приглашение так, что иначе как оскорбительными их ответы нельзя назвать.
      Похоже на закономерность для нашего общества с имеющимся уровнем культурного просвещения.
      
      В Министерства культуры и просвещения были направлены письма от оргкомитета, как я понял из вступительного слова Ирины. И были получены ответы от высших должностных лиц, что участвовать в проведении "круглого стола" они будут и поручают исполнить это участие от лица министерства имярек начальникам отделов. Отлично.
      
      Казалось бы... Но,не тут-то было... Те самые назначенные на представление интересов начальники ответили по телефону на устное напоминание, что они не придут, поскольку фотография, туды и растуды ее (ну,конечно, только нормативно...), не искусство, а то же самое, что и парикмахерское дело.
      Они только не назвали окружающий нашу страну мир, скопищем идиотов, только за то, что они там развивают фотографию при активным участии государства. Это из ответа стало ясно, что они на том стоят. Передовая мысль, нужно понимать, бьется только в украинских министерствах.
      
      На этом бы, если все случилось в былые времена, стоило бы и окончить "Круглый стол".
      Советская система и традиции, прочно хранимые в уродливой культурной политике современного государства Украина, продолжают сдерживать изобразительную культуру, образование и экономику Украины. Они бережно сохраняют все предпосылки советской пропаганды, которые способствуют отставанию украинской экономики. Их мертвая партия уже не рулевой, но их разум еще не принял идеи нового времени или никогда уже и не примет.
      
      К чести оргкомитета, они не убоялись, что стрелы просветительства попадут в то болото, где обитают жабы совсем не заколдованные из принцесс.
      
      Странно, но фотолюбители, эгоистичный, нужно сказать, чести ради, народ, как всякие творческие личности, будь то в искусстве или в инженерии,науке или где угодно еще.., так вот эти фотолюбители, погруженные в собственные муки творчества, тем не менее, понимают сверх задачу почище какого-нибудь государственно-прикидывающегося чиновника, мнящего себя чуть ли не этаким Станиславским... в футляре государственного мужа.
      
      Половина участников "круглого стола" - люди занимающиеся фотографическим творчеством в разных его формах существования. Другая половина искренне участвующая в этом процессе духовно.
      
      Ну, и черт с ними, с этими не родившимися для новой истории чиновниками, с мумиями недавнего давно ушедшего прошлого!
      Остается надежда на то, что не все же там из воспитанников господина члена политбюро, идеолога КПСС товарища Суслова. Возможно, в министерствах есть люди, с которыми можно вести диалог и которые слышат и могут вникнут в проблему. Но это еще, конечно, нерешенный вопрос...
      
      Вникнуть в проблему! Нужно быть откровенным и честным до конца. Миллионы граждан страны занимаются прикладной фотографии, от обиходного широчайшего потребительского пользования до отдельных личностей, создающих произведения искусства. Миллионы находятся в благодатнейшем поле формирования созидающего сознания!
      Еще больше миллионов граждан активно потребляют изобразительное в разнообразнейших формах влияния, включая и фотографию. Но как потребляют... На имеющемся у них непросвещенном уровне культуры, скажем, как аборигены... Хотел сморозить про отсталые племена... Да, приостановился. Похоже, далеко ходить не нужно в своей стране аборигены - это мы и есть...
      
      Изобразительное влияет на сознание общества.
      По честному хотите? Влиять-то,влияет, но в постсоветском культурном пространстве влияет, просачиваясь сквозь фильтры сознания. Оно не приготовлено просвещением к влиянию изобразительного. А фильтры сознании обладают большой силой. Они ограничивают, в соответствии образцам, созданным просвещением. Они открыты бытовому примитиву и противятся необычному.
      Изобразительное должно бы влиять, но нет у него возможности опереться на образцы, внесенные просвещением в систему ценностей сознания. Потому и нет у нас функционирующего свободно в общественной среде изобразительного искусства,как и искусства фотографии, потому и нет многого в экономическом сознании наших граждан.
      Общество осуществляет себя естественным самотеком, само по себе, как попрет и где пролезет неукротимой силой талантов. Искусство прорастает в индивидах общества само по себе. Никакого поля коммуникации для художественного визуальных видов творчества. Государство щедро дарит свободу творческого волеизъявления в каждом отдельно взятом гражданине. Но за пределами тела творческого индивида ни подарков, ни естественной помощи для инновации ждать нечего. Но ведь известно, что действительная свобода наступает тогда, когда свобода волеизъявления в непроизводительных делах общественных, находит поддержку со стороны государства.
      
      Искусство, художественное оказывает развивающего влияния на сознание общества. Но в наших краях только слегка, кое-где, кое-в чем, кое-как, энтузиазмом поколений, преодолевая косность и ханжество государства...
      
      Основные каналы потребления информации, как известно, контролируются в человеке визуальным восприятием. Ну и что?..- отвечает чиновник. И государство, по-прежнему,как по Брежневу,..все еще измеряет фотографию мерками дореволюционных ателье, парикмахерских и прачечных. Эти же ребята, по-прежнему, ставит препятствия даже по мелочам, скажем в тех же музеях, взимая, например, ни на что не годную плату, не дает гранты на выставки, не помогает художникам обретать общественно-значимый заслуженный статус, не помогает кураторам, не ...
      В общем, одни "не". Искусство в сознании государственного служивого - сфера обслуживания. Впрочем, естественно, их так в ВПШ и учили.
      Но почему бы тогда и металлургию не свести к уровню лавок жестянщиков и перестать учить студентов этому делу? Придут на завод - научатся...
      Но что-то государевы хлопы уже усвоили. И слава Богу, а то пришлось бы начинать с каменного. С прямых соответствий: нажал - получил, ударил - отбил, нагнулся-поднял... Они уже додумались, все же, что народ нужно учить ремеслу. Теперь им остается "только" усвоить, что эффективность простых действий в экономике и производстве связана с художественной культурой, с художественным мышлением. То есть, не трясти нужно, а думать. Нужно как-то втолковать чиновникам, что все начинается с головы...
      
      Впрочем, визуальной культуре в ВУЗах, как и общеобразовательной начальной системе не придают внимания, как к пусть не профилирующей, но не менее важной дисциплине.
      
      Может быть, наука из наших местных ребят, которые "заточены" по этому делу, что-то бы вякнула... Не пишу "сказала" не из желания их шпыньнуть язвительно. Наука о влиянии визуальных искусств на экономику и на процессы формирования творческих инициатив в общественном сознании...просто молчит. Знает об этом, не знает,.. может в планы по придумыванию забыли вписать, кто знает. Молчит и все. У нас молчун априори считается мудрецом. Но, когда нет научной мысли и соответствующего слова, нет чего популяризировать, нет мыслей в государстве про это замолчанное дело, журналистика коснеет... Хотя, кажется, последней дальше некуда. Во всяком случае, в том, что касается нашей темы.
      
      В той же России, в университетских философских кругах пишут разработки о фотографии. Пишут не сладко и часто мимо. На местном уровне пишут, хотя цитируют западных умело. Но пишут. Уж коли пошло мудрствование, пусть и через поколение, но жди мысли...
      
      Постепенно фотография все же продвигается. Чаще поперек течения ожидаемой хорошей жизни от государства ( в том смысле, чтобы не мешала хотя бы...). Люди делают то, что им важно. Просто категории важного для людей и государств не совпадает в нашей местности. Пока еще фотография робко заглядывает в аудитории, преимущественно факультативно или в качестве приживалки в художественных учебных заведениях, с педагогами с улицы без царя в голове(и откуда только и берут...), но кое-что делается все же.
      Но в целом, полный "тормоз" и примитивное отгораживания официозных искусств величием "собственных" проблем. Эти корпоративные сообщества ощетиниваются на чужаков вокруг освоенных ими территорий этих учпедзаведений искусств...
      
      Общественно-значимые проблемы, тем не менее, никогда не бывают собственными. Миллионы увлекающихся не признак ли общественного интереса?Министерства в проблему визуальной культуры не видят и отвергают. ВУЗы изобразительно довольствуются мифологией заскорузло-идеологического прошлого. Они рады и тому, что их не трогают и продолжают кормиться в отведенном для них государством стойле. Впрочем, иногда они бы, и не против, принять фотографию к себе, пусть греется, все же из своих, изобразительных. Да, что министерства подумают...Мы теперь знаем, что подумают.
      
      Общественные проблемы всегда носят системный характер. Общество все еще вынуждено выживать. Государство все пытается не внемлить, а указать гражданину... Интеллигенция затаилась в ожидании худшего, в ожидании Годо...
      
      Да.., но я все же о "Круглом столе" по вопросу обучения фотографии...
      
      В дискуссии "круглого стола" участвовали:
      
      1.Богдан Вержбитский, завкафедрой кинооператорства КНУТКТ имю Карпенко-Карого,Киев. (дальше буду сокращать)
      
      2.Серьгей Лисецкий, профессор той же каф.того же института.
      
      3.Евгений Филипов, доцент той же каф. того же института.
      
      4.Людмила Лысенко, искусствовед, доцент каф.истории и теории и искусстваНац. Академии изобраз. Искусства и архитектуры, преподаватель курсов по истории искусства. член нац. Сюза худ. Украины. Киев.
      
      5.Виктория Мироненко, искусствовед, преподаватель каф. Искусствоведения и этнической культуры Института худ. моделирования и дизайна. Киев.
      
      6.Виктор Марущенко, фотограф, преподаватель и рук.Школы Виктора Марущенко. Киев.
      
      7.Михаил Каламкаров, фотограф, преподаватель МГУКИ, участник творч. Объед."Станковая фотография ХХI".Москва
      
      8.Елена Воц, эксперт по программной деятельности, Польский институт в Киеве.
      
      9.Александр Фельдман, фотограф, теоретик, основатель Днепропетровской школы фотографии, теоретик. Днепропетровск.
      
      10.Александр Ляпин, фотограф,фотокритик, куратор. Киев.
      
      11.Алексанлдр Гляделов,фотограф-документалист. Киев.
      
      12.Александр Ранчуков, фотограф, автор книг о фотографии. Киев.
      
      Список я переписал из официального документа и все названные выступили.
      В начале этого представительского документа было написано:
      
      Фестиваль Фотографии ChernigivPhotoFest,
      Киевское Фотографическое Общество и Киевский Национальный Университет театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого.
      
      Сказано не было, но следует понимать, что эти организации и есть те, кого должно считать организаторами в той или иной мере. Механизмы их взаимодействия мне неизвестен.
      
      Все участники сильно отклонились от предложенного организаторами вопросника, несколько , как мне показалось, составленного в более теоретическом плане, чем это предлагается основной темой. Но, отклонившись, в целом высказывались, с большой пользой для тех или иных сторон общего дела обучения.
      Рассказывали о том, кто чего достиг, как достигает и как трактуют проблемы обучения участники. Все мнения были интересны. И даже несмотря на естественную косность некоторых участников в отношении к существу фотографии, созданной остракизмом государства. Конечно же, почти все не фотографы, да и не мало фотографов и великое воинство зеленых фотолюбителей заражены невежеством в отношении существа метода фотографии, полученным в идеологическом наследии от предыдущего государства. Это проявлялось порой даже в трактовке передовых идей, высказываемых участниками, или, как казалось этим же участникам, что идеи, которые они выдвигают, в действительности и есть передовые.
      
      Конечно, если в художественном ВУЗе годами вынуждены педагоги малыми шажками приучать ректоров (из докладов..., да и из жизни) к тому, что фотография...ну, может, ну, может же быть искусством. Тем более может, если поднатрудиться и согласиться с уехавшим чуть пораньше в будущее западом, с его, западным, восприятием новых художественных идей от застрявшего на остановке "счастливого будущего" нашего трамвая времени бывше-современной (ну, было же кое-что...) страны.
      
      Запад так быстро сорвался с места, не желая нас ожидать пока распутаемся с прошлым , что "наши" ректоры художественных учебных заведений утратили ориентиры. Они продолжают считать искусством то, что положено было считать сверху искусством во времена оны. Как оказывается, "положено считать"и во все наши "цивилизованные" времена. Правильные представления об искусствах не плод министерской мудрости,они вписаны черным по белому в документах, в разделе"Невежество", где вписывается положенное быть для пользы обществу.
      Им все еще кажется, что, вот, догоним по производству стали, молока и мяса на душу оставшегося населения,обВВПэпим страну, зарейтенгуем кредитоспособность.., а потом и займемся художественной культурой или хоть любой другой ерундой.
      
      Откуда им знать, что потом, этого "потом", как они себе его представляют, не будет?
      
      Это на западе художественная культура, преимущественно дотационной со стороны государства и бизнеса, все же понимается как неотъемлемая часть экономики. У них есть и "сейчас" и предвидится "потом"...
      
      А у нас художественная культура числится за индустрией развлечения и отдыха. А на деревянной лошадке сказать дело не государственного интереса.., как они мыслят культуру.
      Само собой разумеется, наверное, могли бы размышлять (о своекорыстии опустим...) министерские чинуши, сначала поработаем, потом отдохнем. Откуда им знать,что качество такой работы не может быть мирового уровня не только по причине технологического отставания. Причины комплексные. И среди прочего есть и причины в низкой способности работников к созиданию. А зависит эта способность от их общей, включая художественную, культуры.
      
      Я в этой статье, как читатель, наверное, раскусил меня, упоминаю и о том, что говорили,и тут же комментирую, и не медля вливаю свое, и получается текст, в котором не разберешь, кто чего говорил, а что добавлено от меня.
      Но я и не отчет пишу, я размышляю по материалам...
      А если кому-то приспичит знать и вливаться в русло практической реализации этой темы, прошу писать Ирине Рузиной в фотофест, который и в ЖЖ есть, ей соратники нужны, работы всем хватит. Можно и мне вопросы задавать.
      
      Большое впечатление на меня произвели и серьезностью отношения к теме, и конструктивными суждениями творческие работники каф.кинотелеоператорства и-та им. Карпенко- Карого. Г-н Вержбитский сделал весьма интересное предложение по исторической аналогии с Голливудом. Нужно заинтересовать общество, говорил он, создать информационный повод, общественный резонанс... чем-то, что напоминало бы присуждение Оскаров. Несмотря на ослепляющую грандиозность, почти немыслимую недоступность идеи, в ней заложена практическая мудрость ее основателей. Тут есть над чем поразмыслить.
      
      Коснулись выступающие и вопросов журналистики,критики, в том, что касается фотографии вообще, искусства в целом и художественного просвещения. Все единодушно понимают, что дело обстоит плохо. И все, опять же, упирается, в системную образовательную политику государства в области художественной культуры, вернее, в те ее ошметки идеологии и кадров, что достались нам в лице чиновников того самого былого. Выкарабкавшись из-под "обломков самовластья" они осели над нами... руководить нашей культурой. Кто их поставил и для чего?
      
      Я полагаю, и в своем выступлении об этом сказал, что если мы общими усилиями, а не только силами лиц, заинтересованных в фотографии, не сможем внести изменения в систему общего образования, то ситуация будет изменяться крайне медленно, эволюционно, по мере вымирания той части общества, что не приемлет инновационный и креативный путь развития общества.
      На словах все, конечно, "за". Но вот инновация в заскорузлых отсталых мозгах не зарождается. А мозги нужно готовить не только технически.
      
      Ситуация будет стагнироваться по кольцу. Экономика не сможет наращивать темп из-за низкого уровня креативности молодежи. Креативность зависит от общего уровня просвещения, включая и художественную культуру. А опережающему росту культуры, при существующей системе эволюционного развития, населению для саморазвития недостает средств, в виду слабости экономики.
      
      Начать нужно просто с изменения системных подходов в просвещении и культурном просветительстве, министерских научно-обоснованных(!) программ и программ местного уровня. Можно же, наконец, и заметить, что не начальники единолично, вкупе с прикормленными"деятелями искусства" при госаппарате должны решать вопросы функционирования культуры, а вместе с тем независимые специалисты.
       Вот, говорят, дороги начали строить...Глядишь, станут говорить, что и дураков поубавится.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Фельдман Александр Васильевич (aleksfeldman2@gmail.com)
  • Обновлено: 11/07/2018. 23k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.