Гулиа Нурбей Владимирович
О любви платонической

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Гулиа Нурбей Владимирович (gulia_nurbei@mail.ru)
  • Размещен: 25/12/2012, изменен: 25/12/2012. 9k. Статистика.
  • Эссе: Публицистика
  •  Ваша оценка:

      Прочитав это заглавие, кое-кто решит, что автор окончательно выжил из ума. Еще бы - после романов "Полисексуал", "Императив любви", "Любовная исповедь Тамароведа" и других "эротических" произведений он перекинулся на любовь Платоническую. Чистую, святую, даже без намека на секс! Как у Петрарки с Лаурой, например. Тестостеронное голодание наступило, что ли, у автора на старости лет? "Не дождетесь!" - как отвечал старый еврей из анекдота, когда соседи спрашивали его про здоровье. В данном случае имеется в виду здоровье сексуальное.
      Просто дело в том, что большинство людей превратно понимает выражение "платоническая любовь". Ведь почти никто из нас не читал произведений древнегреческого философа Платона, в частности: "Апология Сократа", "Федр", и, главным образом, "Пир". Вот и верим мы толкователям-самоучкам, которые либо сами не понимают, о чем "толкуют", либо намеренно выдают желаемое за действительное, прикидываясь этакими асексуальными святошами. К тому же, древнегреческие воззрения на любовь, особенно "возвышенную", столь разительно отличались от современных европейских, что понять их неспециалисту действительно непросто. Как не понять, например, нам людоедов, по преданию съевших Кука, и не считавших свой поступок преступным. Просто хотели поумнеть, съев умного человека. Также и в античные времена, древнегреческие "умники" в лучшем случае просто засмеяли бы человека, осмелившегося утверждать, что любовно-сексуальные отношения взрослого мужика и подростка - это не преступная педофилия, а возвышенная (именно возвышенная, в отличие от подобных отношений к женщине!) любовь!
      Известно немало случаев изменения с течением времени и понятий и терминов. Все мы слышали поговорку "В здоровом теле - здоровый дух". Если поразмыслить, то для большинства случаев - это нелепость. Уж мне-то, всю жизнь занимавшимся силовым спортом и имевшим "здоровое тело", здорового духа частенько не хватало. Чего только мы - "силовики" не вытворяли в молодости! Все наши "подвиги" я описал в автобиографической книге "Приватная жизнь профессора механики". Это - дебоши и массовые драки в ресторанах, хулиганство на улице и в транспорте, не всегда рыцарское отношение к противоположному полу. А "Рыжий Тарзан" по фамилии Дацик! Здоровее его тела отыскать трудно, но дух! Если забыли его физиономию располневшего солдата Швейка и рычащий вопль: "Сарынь - на кичку!", загляните в интернет и вспомните. Это и называется - "здоровый дух"?
      Так вот, оказывается, древнеримская поговорка гласила: " В здоровом теле здоровый дух - явление редкое". В том или ином виде эту поговорку повторили и римский писатель Ювенал, и философ Дж. Локк, и всем известный "моралист" Жан Жак Руссо, и мало ли кто еще из великих в прошлом... А современники вторую часть поговорки отбросили и получилась та нелепость, которую мы сейчас имеем, и, хуже всего, в которую верим! Таких случаев "перерождения" взглядов и понятий со временем случилось много. Это же и произошло со взглядами на возвышенную и плотскую любовь за полтора тысячелетия. Прошедших от Платона до Данте и Петрарки, от античности до эпохи Возрождения.
      В античной Греции любовные отношения между взрослым мужчиной и подростком, названные педерастией, воспринимались как "высшие", по сравнению с таковыми между мужчиной и женщиной. Упомянутая "педерастия" и была "высшей" формой любви по Платону. Такие отношения в античной Греции носили воспитательный характер и даже поддерживались государством. В настоящее же время слово "педераст" используется как бранное и в сильной степени оскорбительное. Не мешает вспомнить, что именно этим словом Н.С.Хрущев обзывал художников-авангардистов на их выставке в 1962 году. Сделай он это в древней Греции, все бы встретили эту похвалу художникам аплодисментами!
      Обратимся к толкованию упомянутых отношений в Википедии, основанным на научных данных.
      Педерастические взаимоотношения в древней Греции, как уже было упомянуто, носили воспитательный характер и зачастую были санкционированы государством. Мальчик вступал в такие взаимоотношения в подростковом возрасте, примерно в том же возрасте, в котором девочек выдавали замуж (около 12 лет, именно этот возраст называется Плутархом в биографии Ликурга, а также в ряде эпиграмм Палатинской антологии). Наставник должен был обучать юношу или следить за его обучением и дарить ему определённые подарки, которые было принято дарить. Наставник мог быть наказан за проступки воспитуемого. Часто такие взаимоотношения имели место при обучении военному делу. Особенно важную и институциональную педагогическую роль педерастия играла, с одной стороны, в воинских сообществах типа критского и спартанского, а с другой - в аристократических "товариществах" (гетериях), где связь между старшим и младшим аристократом являлась, особенно в архаическую эпоху, одним из главных средств "благородного воспитания" и передачи аристократических ценностей.
      Считалось, что государству выгоден тот факт, что дружба выполняла функцию сдерживания юноши. В Спарте, например, если он совершал преступление, наказание нёс не он, а его любовник. Такие взаимоотношения укрепляли армию, так как любовники сражались плечом к плечу, соревнуясь и стараясь блеснуть друг перед другом своей храбростью.
      Общественная польза педерастии аргументировалась в частности тем, что мужская любовь (в отличие от расслабляющей и изнеживающей любви к женщинам) вселяет мужество и высокие помыслы. В этой связи Платон полагает, что персы считали нужным запретить педерастию среди населения подвластных стран, так как: "тамошним правителям, я полагаю, просто невыгодно, чтобы у их подданных рождались высокие помыслы и укреплялись содружества и союзы, чему наряду со всеми другими условиями очень способствует та любовь, о которой идет речь".
      В этой связи был популярен следующий рассказ. Когда халкидяне воевали с эритрейцами (700 год до н. э.), к ним на помощь во главе конного отряда пришёл фессалиец Клеомах. Ему предстояло во главе своей конницы первому врубиться в ряды противника. Перед битвой Клеомах спросил у своего юного возлюбленного, не желает ли тот посмотреть на битву вместе с ним. Юноша отвечал согласием, сам надел шлем на голову Клеомаха и поцеловал его. Это настолько вдохновило Клеомаха, что он отважно врубился в ряды врагов и обратил в бегство сначала конницу эритрейцев, а затем и их пехоту, но ценой своей гибели. Халкидяне в знак особой почести похоронили его на главной площади своего города, воздвигнув над могилой колонну, и сложили следующую песню:
      "О сыны доблестных отцов, одарённые дивно Харитами,
      не откажите героям в общении с юностью вашей,
      ведь вместе с мужеством цветёт в градах халкидян
      освободитель Эрот".
      Также широко известно было шуточное высказывание фиванского полководца Паммена, который, комментируя стих "Илиады", говорил, что ахейцам следовало строиться не по племенам и коленам, но возлюбленному рядом с любящим: "ведь родичи и единоплеменники мало тревожатся друг о друге в беде, тогда как строй, сплоченный взаимной любовью, нерасторжим и несокрушим, поскольку любящие, стыдясь обнаружить свою трусость, в случае опасности неизменно остаются друг подле друга" - поясняет Плутарх. Горгид осуществил эту идею, создав элитный Священный отряд из 300 человек, в который вступали любовными парами; этот отряд наилучшим образом проявил себя на полях сражений и полностью полег в битве при Херонее.
      Педерастические отношения воспринимались греками как высшие, по сравнению с отношениями между мужчиной и женщиной, так как только в них видели интеллектуальное и духовное начало, тогда же, как отношения с женщиной воспринимались как отношения чисто телесные. Наиболее ярко эта идея представлена у Платона:
      "Эрот же Афродиты небесной восходит к богине, которая, во-первых, причастна только к мужскому началу, но никак не к женскому, - недаром это любовь к юношам, - а во-вторых, старше и чужда преступной дерзости. Потому-то одержимые такой любовью обращаются к мужскому полу, отдавая предпочтение тому, что сильней от природы и наделено большим умом".
       Платон, "Пир"
      Вот как понимал любовь великий Платон, и вот какая любовь имеет полное право называться платонической.
      Историки единогласно объясняют такой подход к любви чисто мужским характером греческого общества. В условиях приниженного положения женщины, она не могла удовлетворить интеллектуальным и духовным запросам мужчины; в ней видели существо низшее, пригодное только для деторождения и телесных утех, в отличие от юноши, которому открыты высокие помыслы.
      Конечно же, в наше время, когда женщины становятся не только докторами наук, но и президентами стран, упомянутый подход потерял смысл. Но не стало излишним, употребляя выражение "платоническая любовь", все-таки знать его реальный смысл, чтобы не попасть впросак при беседе, например, с философами, историками, да и вообще с "интеллигентными людьми". Несмотря даже на то, что последний термин сейчас несколько устарел и даже приобрел саркастический оттенок.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Гулиа Нурбей Владимирович (gulia_nurbei@mail.ru)
  • Обновлено: 25/12/2012. 9k. Статистика.
  • Эссе: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.