Гуреев Евгений Михайлович
Проект 2000: Школа в третьем тысячелетии (будущее: принципы обучения)

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Гуреев Евгений Михайлович (chekanovandrey@mail.ru)
  • Обновлено: 08/08/2009. 50k. Статистика.
  • Эссе: Фантастика, Философия, Обществ.науки
  • Воспитание и общество (эссе)
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Будем пока говорить лишь о светлом! Сердце истерзано ужасами прошлого и настоящего. Озарим же круги нашей души размышлениями о самых прекрасных из всех возможностей Грядущего!" (Даниил Андреев, "Роза мира") Вы же в конце своего тысячелетия, следуя родительскому эгоизму и считая детей своей собственностью, своей любимой игрушкой, называя их цветами жизни, пытались избавить их от святого чувства сопереживания. А получилось так, что, избавив их в детстве от вида страдающего животного существа, Вы не смогли избавить их от потоков крови во взрослой жизни, которую они сами в большинстве своем и творили. Вы вырастили их капризными эгоцентристами, которые думали, что страдают лишь они одни. Чужих страданий они не могли ни понять, ни представить. Дети - это не забава и не украшения - каждый из них новая становящаяся личность, от которой в будущем будут зависеть и судьба Земли, а, возможно, и судьба всей Вселенной.


  •    ПРОЕКТ 2000.
      
       ШКОЛА В ТРЕТЬЕМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ.
       "Будем пока говорить лишь о светлом! Сердце истерзано ужасами прошлого и настоящего. Озарим же круги нашей души размышлениями о самых прекрасных из всех возможностей Грядущего!" (Даниил Андреев, "Роза мира")
      
       Фрагмент третьего тысячелетия.
       Человечество сумело преодолеть величайшие трудности, возникшие еще в конце второго тысячелетия. Удалось выйти из экологической катастрофы, решить проблемы перенаселения, продовольственную проблему. Устранены военное, экономическое, политическое, религиозное, расовое противостояния. Отведены опасности, грозящие человечеству из ближнего и дальнего космоса. Удалось преодолеть культурную и духовную деградацию землян. И вот представьте себе, что Вы подходите к учебному заведению, которое является в каком-то отношении аналогом современной массовой школы.
       Впрочем, это уже не заведение и не учреждение. Какое простое и в тоже время величественное слово будет использовано для наименования того, что сейчас именуется то казенно, то скучно и банально, -гадать не будем. Будем пока именовать его школой (дворец или храм - слишком напыщенно).
       Перед Вами большой ухоженный парк, а в его глубине виднеется красивое здание. Оно не шокирует своей вычурностью, претенциозностью. Не кричит и не подавляет, а органично вписывается в окружающий ландшафт. Многое в нем от природы, от типичных русских зданий давно минувших веков, от порывистых и нежных форм архитектуры третьего тысячелетия. Оно олицетворяет и устремленность в будущее, и связь с прошлым, и то настоящее, что окружает человека. Оно олицетворяет Вечность. Это не только символ познания, но и символ жизни, памяти, человечности. Гениальный архитектор сотворил это чудо. Но это чудо связано со всеми сторонами человеческого существования, с его надеждами на будущее, с ответственностью настоящего момента и с признательностью предыдущим поколениям. Вот поэтому оно воспринимается так легко, вдохновенно и естественно.
       Другие школы имеют иной архитектурный ансамбль. Ближайшая к нам школа исполнена, например, в виде большого розового полупрозрачного цветка, следующая - в виде глобуса. Красивая, но не вычурная символика. Некоторое отличие в ритуалах. Но продолжим наше путешествие.
       Перед входом в парк Вы видите эмблему школы. Вот Вы уже идете по тихим парковым аллеям. Очень часто на своем пути видите цветы, проходите площадки для игр и развлечений, спортивных состязаний.
       А вот здесь места уединения и отдыха. А это "платоновские дорожки". Здесь учитель, подобно великому Платону, ходит с группой учеников и ведет с ними беседы и дискуссии. Вскоре Вы замечаете, что и другие учителя проводят занятия на природе. Смотрите, учитель и группа учащихся расставляют на парковой площадке какие-то приборы, а вот другая группа сидит на легких креслах, и слушает учителя. Вы идете дальше и видите старшеклассников и малышей, подкармливающих собачонку и ее щенят. Потом Вы замечаете одноэтажный домик. Оказывается - это медпункт для живущих в парке животных. Общество уже научилось бережно относиться ко всему живущему на планете. Но все равно находятся пострадавшие животные и птицы, они-то и находят здесь приют и заботу. А ученики используют свои знания по биологии и медицине, обучаются чувству сопереживания. Особенно деятельное участие и заботу о животных проявляют младшие школьники. Но оказалось, что поиграть с животными, помочь им, приходят сюда вместе с родителями малыши, которые через год-другой сами придут учиться в эту школу. Оказывается, все это не случайно, а является необходимым элементом в воспитании личности пока еще маленького члена мирового сообщества.
       Чуть попозже Вы узнаете, что школа третьего тысячелетия использует всю человеческую мудрость, накопленную за время существования человечества. Общество осознало, как опасны знания в руках хитрых, своекорыстных и циничных людей. И оно, настрадавшись от великих бед, сотворенных учеными циниками, стало духовно готовить молодого человека к приобретению знаний.
      
       Народы! Знайте раз навсегда, что природа хотела сберечь вас от наук, подобно тому как мать вырывает из рук своего ребенка опасное оружие. Все скрываемые ею от вас тайны являются злом, от которого она вас охраняет, и трудность изучения составляет одно из немалых ее благодеяний. Люди испорченны, но они были бы еще хуже, если бы имели несчастье рождаться учеными (Ж-Ж руссо.4)
      
       Но продолжим наше путешествие. Вот мы подошли к центральному зданию. Перед его главным входом развеваются флаги. Первым - флаг мирового сообщества, затем - государственный флаг. А завершает линию флагов - флаг школы. Вы прижимаете левую руку к сердцу, делаете головой легкий поклон и входите в здание. Вы попадаете в овальный зал, в центре которого, сочетаясь с грандиозным водяным фонтаном, бьет световой. Расцветки его меняются от красно-розовых тональностей до зеленых и нежно-голубых. Вы осознаете глубочайший смысл, заключенный в этой символике. Естественное течение жизни с ее обновлениями в формах некоего постоянства, и с ее живой реальностью то противостоит в вашем сознании, то гармонирует с порывами, прозрениями человеческого разума, перипетиями его гения в изумительной симфонии духа - вот что Вы заворожено читаете в потоках, излияниях света и чистых грозно и величественно рокочущих, ниспадающих потоках воды.
       На голубом полу золотые блестки звездного неба. Такое ощущение, что Вы идете, или даже плывете над созвездиями. На стенах Вы сначала видите некие фиолетовые и золотые символы, но после нескольких мгновений сквозь них проступают лики величайших гениев человечества: Платон, Аристотель, Ньютон, Лев Толстой, Пушкин, Эйнштейн.... А над вашей головой, как бы собирая все увиденное воедино - символ Творца в виде бескрайних, вложенных одно в другое пространств и искр, летящих ввысь к центру, к лучезарному сиянию. Как два крыла этого зала, от него влево и вправо раскинулись еще два изгибающихся холла. Большие арочные входы в них прикрыты тонкой световой вуалью с серебристыми блестками. Вы видите начало этих холлов сквозь световую вуаль, но далее они изгибаются и их продолжения из центрального зала Вам не видны. Один холл - административно-технический, а в другом обучаются первоклассники (первоклассники у нас считаются учениками первой ступени посвящения). Какой-то тайной холлы притягивают Вас. Вы проходите в один из них; в другой. Затем Вы поднимаетесь на второй этаж. Впрочем, подняться на него не так просто. Для этого нужно получить посвящение второй ступени, то есть, говоря по-вашему, перейти во второй класс. Но Вы - гость и Вам позволено.
       Мы не сказали о том, что Вы увидели на первом этаже. Однако, этажей много: не менее, чем количество ступеней посвящения. И каждый из них настолько прекрасен и настолько своеобразен, что нет никакой возможности описать все в подробностях. Здесь потрудились талантливейшие архитекторы, художники, дизайнеры, музыканты, психологи, биологи, медики, создатели голограмм и представители других профессий. Уже на первом этаже Вы были поражены тихой, волшебной, чарующей музыкой, и внутренним ландшафтом того, что в начале третьего тысячелетия именовалось классами и рекреациями. Сказочные пейзажи сменялись то озорными, то какими-то нежно-колыбельными. Признайтесь, что Вы погрузились в воспоминания своего детства, и Вам не захотелось уходить отсюда. Но когда Вы поднялись на второй этаж, Вы были поражены. Здесь было не менее прекрасно, но в формах, красках и звуках звучали какие-то более сильные, более глубокие и более тонкие мотивы.
       Вы уже не тосковали по первому этажу и были рады, что оказались здесь. Вы уже сообразили, что Вас ожидает дальше, и Вас потянуло на третий и следующий этажи. Вы гость и Вам скоро разрешат пройти туда, но пока и Вам не говорят, с чем Вы там встретитесь. Да это и невозможно рассказать. Не знают ничего о третьем этаже и те, кто обучается сейчас на втором. Этого им и не нужно, они увлечены своим делом, своей учебой и любят то прекраснейшее место, где они находятся. А небольшая тоска по новым знаниям, по тому будущему, что предстанет перед ними через год, сочетается с ожиданием того небольшого восторга и того нового окружения, в котором они будут тогда пребывать. Это будет им сюрпризом и наградой за их труд.
       Попадая на следующий этаж, Вы каждый раз испытываете новый восторг. Но пора остановиться и хотя бы в общих чертах рассказать о функциональном устройстве одного из этих этажей.
       Вы вошли в класс, оборудованный самыми современными технологиями. Странно, но Вы не ощутили здесь ничего чуждого Вам, человеку второго тысячелетия. Вроде все то же самое, только ничто не давит на психику, не пугает, не сковывает. Просторно, комфортно, красиво. Просто и знакомо! Те же столики и те же кресла. Только столики - одноместные. Изящные и простые, и, в то же время, универсальные. Вы и не заметили, что они насыщены техническим оборудованием. Не удивительно, каждый функциональный элемент оборудования появляется лишь тогда, когда Вы прикасаетесь к тому или иному иероглифу-кнопке, нарисованной на столе. Вот перед Вами плоский монитор (точнее - его аналог), а вот и монитор голографический, точнее - объемная голограмма, работающая по принципу монитора, а вот монитор-очки, а это - биокомпьютер, посылающий сигналы сразу в мозг.
       Сейчас начнется урок. Нежная мелодичная музыка и изменившееся освещение приготавливают присутствующих к началу урока. Появляется учитель. Ритуал приветствия. Все держат себя непринужденно, но не развязно. Внешность учителя, его манеры, выражение лица описывать не будем. Все учителя разные, даже очень разные. Унификация учителя или учительского поведения, равно как и унификация ученика, здесь не признаются. Но всегда ценится личность в учителе, свободное владение материалом и преданность своему делу, не говоря уже о таких общечеловеческих качествах как искренность и честность. Нелишне для Вас, человека 2000 года, отметить, что Учитель у нас всегда Ученый; на нем не только учебная, но и научная работа. Впрочем, все это касается представителей и других профессий.
       Но вернем наше внимание в класс. Учитель читает вводную лекцию. В ней он дает базовые знания (историю возникновения знаний, их структуру, назначение) и установки на дальнейшее изучение материала. Небольшая беседа, вопросы - ответы. При этом учитель пользуется самой обычной доской. Да нет, это она только на внешний вид подобна обычной доске, и в руках у учителя не кусочек мела, а контактно-световая указка. И контактно, и дистанционным образом с ее помощью учитель рисует на доске цветные изображения, стирает части рисунков, перемещает их, вставляет другие изображения, т.е. делает все то, что возможно сделать с помощью компьютера. Доска - тот же монитор, а кусочек мела - это аналог компьютерной мышки.
       Вдруг перед доской появляется голограмма, которая может все то же самое и даже больше того. Оказывается доска и не нужна вовсе. А когда Вы узнаете, что все происходящее можно принимать на собственные очки, а когда Вы узнаете, что можно увидеть и услышать учителя, не выходя из собственного дома, Вы, наверное, удивитесь: "Зачем же нужны излишества в виде доски и даже кабинетных голограмм? не проще ли - компьютерные очки и домашнее обучение? "
       Но этот вопрос задаете Вы, человек второго тысячелетия. Ваше отношение к вещам, несмотря на Ваше приличное, по меркам Вашего времени, воспитание, - сугубо потребительское. Вы не оценили по достоинству вещи-Символы и поступки-Символы. Поэтому на вашей школе и не было ни собственного герба, ни собственного флага. Даже флаг российской федерации не всегда развевался. У Вас не было и посвящения во второклассники, третьеклассники и т.д. Мы же понимаем ценность символов. Это они объединяют в единстве прошлое, настоящее, будущее, погружая их в Вечность.
       Архитекторы, конструкторы так продумали устройство здания и его техническую оснащенность, чтобы, с одной стороны, непрерывно модифицировать процесс обучения в соответствии с быстрым научно-техническим прогрессом. А с другой стороны, оставлять в нем вечный элемент преемственности и единения.
       Поэтому не удивляйтесь, что когда закончится урок и Вы выйдете из кабинета, то увидите столики, на которых лежит книга. Да, да, самая обычная бумажная книга - как символ вечного знания, и связанности тысячелетий. Не удивляйтесь, когда попадете в музейный класс, в котором самая обычная доска и самый обычный кусок мела. После этого Вы вполне естественно воспримите кабинет-музей, где Вы сможете прочитать, прослушать, просмотреть все, что известно о бывших выпускниках этой школе. Но вернемся на урок. На столике учителя лежит книга. По внешнему виду она не слишком отличается от ваших книг и от тех книг, что Вам показали в музее. Но, взглянув на нее и увидев на ней слабо проступающие иероглифы, Вы поймете, что это компьютер, модифицированный под книгу. Можно сказать: книга, модифицированная под компьютер.
       Вы уже не удивитесь, если узнаете, что компьютер такого вида пользуется наибольшей популярностью.
       Его можно читать, как обычную книгу в твердом или мягком переплете, листая страницы. Но вот Вы притронулись к одному из иероглифов на полях одной из страниц, или к браслету на руке - и открылась страница под заданным номером, нашелся нужный заголовок... А вот выскочило из страницы содержание гиперссылки и, причем, в голографическом варианте. Вы притронулись пальцем еще к одному иероглифу или произнесли нужное слово (наши компьютеры понимают человеческую речь), - и по пальцу в мозг потекли биотоки с нужной Вам информацией. Вам очень хочется подольше подержать эту книгу в руке. Если хотите, она станет более мягкой и более теплой. Но рано или поздно Вы все равно устанете. Не отчаивайтесь, одно Ваше слово и перед Вами в воздухе появится голографическая книга с теми же страницами, которые могут листаться по Вашему словесному приказу или, после необходимой тренировки, - по приказу мысленному. Вы можете изменить размеры книги, расцветку ее букв. Вы можете раскрыть сразу несколько страниц, размножив перед собой голографическое изображение книги; и сопоставлять эти страницы. Но не злоупотребляйте всеми возможностями (у нас это считается технической суетой, технической чесоткой), выбирайте одну из них, читайте, сравнивайте, думайте...
       Учитель тем временем закончил беседу. А сейчас, возможно на голограмме появится "Интернет" и один из ведущих ученых расскажет о последних достижениях в изучаемой области. А может быть, по Интернет по приглашению выступит представитель другой школы (тоже ученый) - такие взаимообмены всегда приветствуются - и расскажет о полученных им результатах.
       Учитель еще некоторое время будет находиться в кабинете. Затем он уйдет. А учащиеся через различные виды компьютерных систем будут проверять полученные знания, расширять и совершенствовать их. Мы присутствуем на уроке базовых, т.е. вводных знаний. Учитель указал, как и куда двигаться дальше. Основное учебное продвижение на уроках базовых знаний - не вглубь, а вширь. Этим большинство учеников и будет заниматься. Но некоторым захочется двинуться в глубину, и им будет позволено сделать это.
       Если возникнут трудности при компьютерной работе, учащиеся вызовут учителя, и он появится или на экране, или (как чаще здесь практикуется) в живом виде.
       Мы еще вернемся к образовательному процессу. А пока выйдем из кабинета в залы. Мы уже говорили о своеобразии оформления залов, а теперь посмотрим на их функциональное назначение. Залы небольшие, но комфортные во всех отношениях. Вот в этом зале можно отдохнуть, сидя за столиком в мягком кресле, и перекусить. А в этом зале можно почитать, собраться с мыслями. В следующем зале игры и развлечения. А вот - небольшой спортзал и комната отдыха. где Вы можете даже полежать несколько минут, пока длится перемена. А в этом зале Вы можете прогуляться. А здесь - быстрый выход в школьный парк. На самом деле, здесь несколько спортивных залов и несколько залов для отдыха. Их расположение продумано с таким расчетом, чтобы, выйдя их учебного кабинета, можно было бы быстро попасть в зал нужного назначения. Ко всему прочему мы здесь найдем кабинеты-музеи и спортивно-медицинские кабинеты.
       Подробнее об учебных кабинетах. Они, с одной стороны, изначально унифицированы, т.е. технически позволяют провести урок по любому предмету. Тем не менее, многие из кабинетов символизируют лишь определенный учебный предмет, но делают это ненавязчиво, как это и принято в нашем обществе и соответствует нашим эстетическим вкусам. Как Вы уже убедились, чувство меры у нас очень ценится. Кабинеты по базовому образованию (оно является обязательным) вмещают в себя достаточно большое количество учащихся. Можно было бы и больше, но мы ценим уют, и, несмотря на то, что уровень компьютерного общения в обществе колоссальный, живое общение, за исключением торжественных случаев, происходит, как правило, между небольшим количеством людей.
       Поэтому, несмотря на технические возможности одновременного обучения большого количества людей в планетарном масштабе, классы в школе третьего тысячелетия не отменены.
       Но тут возникла проблема. Еще в вашем тысячелетии осознали, что учителей должно быть немного. Осознав это, ваши современники решили, что проблему разрешат видео, компьютер и Интернет. Но уже в ваши времена раздавались голоса, что живое общение ничем заменить невозможно. Даже если вместе с изображением и звуком можно будет телепортироваться запахи и осязательные свойства объектов, подделка будет явно или неявно ощущаться.
       Был найден компромисс. После того, как учитель провел урок в классе, его в течение нескольких уроков подменяют консультанты. А сам учитель в это время встречается с учащимися других классов. Переход из одного класса или этажа на другой не представляет для преподавательского состава проблем (для этого используются специальные лифты). Тетрадей, в обычном понимании, нет. Т.е. они, может быть, и есть, но - в компьютерном варианте. И передать те или иные данные из одного кабинета в другой также не представляет никаких трудностей.
       Кроме кабинетов по базовому обучению используются и такие, которые Вы назвали бы кабинетами дополнительного обучения. В этих кабинетах ученики по своему желанию углубленно изучают тот или иной выбранный ими предмет.
       Имеются кабинеты-лаборатории. Оборудованные кабинеты физики, химии, биологии и некоторые другие позволяют не только обучать, но и проводить несложные исследовательские работы, приобщая учащихся к большой экспериментальной науке. Если Вы посмотрите в кабинет биологии, то не увидите здесь чучел убитых животных. Здесь либо муляжи из специально подобранных материалов, либо голографические образы. С живой же природой ученики и общаются на природе, в том числе и в большой парковой зоне, прилегающей к школе (о чем мы уже говорили).
       Вот лаборатория по физике для учащихся 7 -- 9 ступеней, расположенная на 8 этаже. Попасть в нее можно по специальной системе лифтов (и ученики 7 ступени не нарушают "святости" 8 этажа). Впрочем, если ученик случайно окажется не на своем этаже, никто за это его ругать не будет. Ему просто самому станет неудобно перед товарищами.
       А в специальных лабораториях ученики и взрослые разрабатывают творческие проекты. Эти лаборатории размещаются или в подземных залах, или в зданиях, находящихся в парке недалеко от центрального.
       Особо следует отметить небольшое красивое здание, в котором по торжественным случаям собираются учащиеся и учителя, родители и представители общественности. А в соседней школе торжественные встречи устраиваются в залах торжеств, которые расположены над седьмым этажом. Этаж, где расположены эти залы, не пронумерован, а имеет имя. А уже над ним располагается другой этаж. Но вернемся в нашу школу.
       В системе зданий и в парковой зоне предостаточно условий для встреч, для взаимной работы учащихся всех ступеней и, прежде всего, это лаборатории творческого проектирования, которые являются не только разноуровневыми, но в них для совместной работы над проектами приглашаются учащиеся других школ. Это снимает всякую возможность взаимного неприятия между разными группами учащихся. А в ходе исполнения творческих проектов каждый из учащихся выясняет, какие дополнительные знания ему следует приобрести в первую очередь, какие психические и умственные способности следует развить.
       Однако вернемся в центральное здание и поднимемся на самый верхний этаж. Здесь, поближе к небесам обучаются будущие выпускники. Над ними "звездный зал", накрытый прозрачным куполом, за которым виднеется небо (земное, марсианское - это уже другой вопрос). Сюда они придут на выпускной вечер вместе со своими родителями и учителями. Сюда придут провожать их будущие выпускники, первоклассники и избранные представители других ступеней посвящения. В очередной раз все будут изумлены. То, что произойдет там, должно превзойти воображение, и никогда не повториться, за исключением нескольких традиционных моментов, и, в том числе, момента посвящения выпускников в почетные члены школы.
       Будет дана клятва перед людьми и Богом, клятва быть верным духу познания, любви и добра.
       Выпускники клянутся в верности школе, ее традициям. Обязуются помнить, любить и не порывать друг с другом и со школой связи.
       Итак, Вы прошлись по парку и по зданию. А теперь проходите в кабинет, садитесь в кресло и слушаете небольшую лекцию о системе образования третьего тысячелетия, ее базовых принципах ее структуре, формах, содержании и методах.
       Примечание
       Мы долго не решались сообщить Вам об этом. Готовы ли Вы к тому, что сейчас услышите? Вы следовали за нашим рассказом и замечали все, что ему соответствует. Вы еще не успели спросить себя, почему залы столь просторно пусты и никто, как в музее, не мешает Вам. Да, Вы наблюдали отдельные группы учащихся, но разве Вас не преследовало некое странное чувство, что детей вокруг Вас гораздо больше? Вы их как бы видели внутренним зрением, но не могли узреть глазами. Вы и не подозревали, что видели только то, что интересовало Вас в тот или иной момент. Но приближается время, когда Вы спросите, а где же шумные, веселые толпы учащихся, несущиеся навстречу? почему не слышны веселые детские голоса? Хотя Вы не имеете претензий к увиденному, и все было изумительно и прекрасно, но внутренний голос уже подсказывает Вам, что должно быть что-то еще. И то, что Вы сейчас увидите и услышите, Вас шокирует. Стоило только Вам последовать за высказанной нами мыслью, как кабинеты, залы оказались заполнены множеством детей. Шум, гомон (правда, все в меру), улыбки, смех. Вы удивлены этим чистым смехом. Вы никогда не слышали такого смеха. В нем нет ни злобы, ни насмешки, ни потери самообладания - только звонкая радость. Пока у Вас не было потребности во всем этом, все это и не проявлялось, не мешало Вашим наблюдениям и раздумьям. Но оно всегда было здесь, рядом.
       Такова степень вежливости и уважения ко всем живущим на земле. Посмотрите на тот столик. Вот Вы сконцентрировали внимание, желая узнать, есть ли кто за ним, и увидели хрупкую девушку с большим белым цветком. А если бы Вы этого не сделали, Вы могли бы сесть за этот столик и отдохнуть. И никто из вас друг другу не помешал бы. Не пугайтесь, не считайте этот мир ни призрачным, ни иллюзорным. Людей на Земле очень много. А есть уникальные и святые места, которые нужно посетить каждому (и не в голографическом варианте, а в живой реальности), постоять и подумать наедине со Вселенной и Богом. И мы решили эту проблему. В самой ничтожной степени это напоминает вашу работу на старых компьютерах, когда щелкая по гиперссылке вы раскрывали ее содержание. Не совсем адекватное сравнение, но оно поможет Вам слегка понять устройство мировой реальности.
      
      
       ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ.
       ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
       Цель учебно-воспитательного процесса состоит в том, чтобы помочь духовному, нравственному, эстетическому, интеллектуальному становлению творческой личности, взаимодействующей с обществом, и, в свою очередь, помогающей духовному и нравственному развитию самого общества.
       Воспитание ребенка начинается задолго до его рождения. Оно начинается еще тогда, когда будущие папа и мама сами обучаются в школе, и при этом в обязательном порядке изучают курс воспитания детей. Затем, после рождения ребенка родители по системам компьютерной связи могут получить консультации у ведущих специалистов, или, в менее экстренных и сложных случаях, у их многочисленных помощников.
       Уже в раннем детстве основной упор делается на духовное развитие ребенка, затем идут нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие. Общество, пережившее череду тяжелейших кризисов, сумело правильно расставить приоритеты. Маленький почемучка будет задавать свои многочисленные вопросы, но родители больше не будут отмахиваться от них и станут объяснять явления мира интересно и мудро, доступным образом раскрывая становящейся личности всю палитру взаимосвязей того или иного явления с окружающим миром, человеческой историей; показывать мудрость и величие Творца.
       На первом месте воспитательного процесса будет находиться обучение сопереживанию. Сопереживанию людям, животным и еще более младенческим сущностям на ступеньках эволюции. Обучение бережному отношению к окружающей природе и одухотворенным творениям рук человеческих.
       По тому, как человек будет относиться к живым сущностям, к искусственной и природной средам, будет Творец судить о человеке. Как человек будет относиться к "братьям меньшим", так и более могущественные сущности различных миров будут относиться к человеку. Общество осознало, что отношение к животному миру есть лакмусовая бумажка для определения уровня духовной продвинутости и нравственного развития общества.
      
      
       Труд, хотя бы и творческий, направленный на умножение страданий живых существ, - будь то изобретение смертоносных средств, или печатание развращающих книг, или уничтожение животных ради развлечения, ради чревоугодия, ради так называемой научной пользы, - всякий такой труд будет восприниматься как атавизм, как нечто дикое и постыдное. О допущении таких забав, как рыбная ловля, охота или составление энтомологических коллекций, не может быть и речи. Какая там охота! Хороши были бы педагоги, пекущиеся на словах о развитии доброты и любви и в то же время спокойно созерцающие, как их воспитанники развлекаются мучениями животных. . (Даниил Андреев. "Роза мира")
      
      
       Поэтому не удивляйтесь, что у нас дети так много общаются с животными и птицами, и очень часто их можно увидеть в медицинских центрах помощи животным, где они помогают взрослым залечивать раны у раненых птиц, приставить искусственную лапку котенку, попавшему в беду. А Вы заметили, что животные в общении с человеком очень быстро эволюционизировали. Попугаи осваивают теперь несколько десятков тысяч слов, обезьяны и некоторые другие высшие животные общаются друг с другом и с человеком через компьютерные голосовые связки. А у отдельных видов животных произошли даже биологические изменения голосовых связок (лишь небольшому количеству из них помогла генетика). Гораздо реже один вид животных стал нападать на другой вид.
       А ребенку в медицинском центре, конечно, приходится видеть кровь и страдания, но он вместе со взрослыми ищет и находит путь, как помочь мучающимся животным. Вы же в конце своего тысячелетия, следуя родительскому эгоизму и считая детей своей собственностью, своей любимой игрушкой, называя их цветами жизни, пытались избавить их от святого чувства сопереживания.
       А получилось так, что, избавив их в детстве от вида страдающего животного существа, Вы не смогли избавить их от потоков крови во взрослой жизни, которую они сами в большинстве своем и творили. Вы вырастили их капризными эгоцентристами, которые думали, что страдают лишь они одни. Чужих страданий они не могли ни понять, ни представить.
      
       В нашу эпоху любовь к своему ребенку - это величайшая ответственность за его воспитание. Дети - это не забава и не украшения - каждый из них новая становящаяся личность, от которой в будущем будут зависеть и судьба Земли, а, возможно, и судьба всей Вселенной.
       Духовное развитие не противопоставляется интеллектуальному, наоборот - предполагает его. Но в нашем понимании сама интеллектуальность духовна. Она нужна, чтобы, и с помощью собственных усилий преодолеть все опасности, подстерегающие развивающееся общество. А Творец всегда поможет идущим ввысь, но не забывающим, откуда они идут.
       Вы уже заметили наши достижения в области биотехники. И Вы, видимо, догадываетесь, что наша система образования могла бы быть совершенно иной. Например, всегда можно расширить память, расширить восприятие либо за счет биокомпьютерных протез (так мы называем биотехническую перестройку организма), либо за счет генетических манипуляций. И мы изначально не отрицали ни того, ни другого. Мы просто хотели узнать, каковы возможности того человеческого организма, того мозга, которые даны нам Всевышним.
       И выяснили, что ресурсы организма и мозга неисчерпаемы, они значительно превосходят возможности биопротез. А что касается генетических манипуляций, то, как можно улучшать то, что еще до конца не изучено и не освоено? Синтезируя современные и древние методики, мы теперь стараемся развивать ребенка естественными методами, и, по возможности, избегаем физического вмешательства в природу его организма. И лишь в той степени, в какой этими методами мы еще не полностью овладели, мы вынуждены использовать биопротезы (биокомпьютерные подпорки). Так что, как Вы видите, мы не отрицаем ни естественного, ни техногенного путей совершенствования человека. Мы используем оба пути.
       Но Вас, конечно, интересуют образовательные методики.
       Мы используем развивающие игры, которые гармонично сочетают в себе игры с использованием технических средств (в том числе - компьютерных) и игры, использующие только человеческий мозг (его воображение, память, сообразительность, умение концентрироваться, и т.д.). Представьте себе, что Вы играете в шахматы, а шахматная доска у обоих партнеров - в уме, или представьте себе сложнейшие кроссворды, которые также держатся в уме, и Вы поймете, какие требования предъявляются к мыслительным качествам развивающегося человека.
       Что касается компьютерных игр, то в отличие от Ваших игр, нещадно эксплуатировавших человеческие слабости, переводивших человеческую энергию в плоскость низменных интересов, и низменных удовольствий, и убеждавших человека в том, что в таких удовольствиях - смысл жизни (а вы обращали все это в деньги), наши игры носят не только развивающий, но и духовный характер. В наших играх нет больше убийств, агрессии, наркотического азарта, в наших играх строят города, путешествуют, придумывают миры, населенные разумными и мудрыми существами, старшеклассники учатся управлять государством и спасать планеты от экологических бедствий. Помните, как в вашем обществе все пугали возможностью попасть в сети виртуальной реальности. В конечном счете, это с Вами и произошло.
       А мы не боимся виртуальной реальности. Мы ее просто разумно используем. При разумном использовании она исчезает как виртуальная и становится частью подлинного бытия. Представьте себе группу молодых людей, вошедших в такую реальность. Они взаимодействуют в ней как представители некоей цивилизации на своей планете. Здесь им предоставлена возможность воспользоваться "виртуальными" гравитолетами (реальные гравитолеты еще недавно вышли из стадии экспериментов и не каждому члену общества доступны). А теперь представьте, что обладание "виртуальным " гравитолетом расширяет "виртуальные" возможности. Но гравитолет в этом "виртуальном" мире нужно "заработать" по условиям этого же мира. Но можно и обойти эти условия незаметно от других участников. И быть потом разоблаченным, и быть посаженным в виртуальную тюрьму со всеми последствиями (и для "реальной" жизни, ведь виртуальные органичения скажутся на учебном процессе).
       Таким образом, молодой человек получает очень умный тренажер, с помощью которого можно побывать и опробовать себя в таком количестве ситуаций, которое в обычной жизни просто может не встретиться. Можно прожить множество жизней, получить богатейший жизненный опыт. Можно повторить ситуацию и попытаться по-новому решить проблему. Поверьте, что то, что мы сейчас условно называет игрой, - вовсе не игра, а реальность жизни третьего тысячелетия. Потерять партнера в "виртуальной игре" не менее тяжело, чем в реальной жизни, почувствовать себя трусом и предателем также тяжело, как и в обычной реальности.
       Самыми разнообразными играми развиваются мыслительные качества детей, начиная с рождения, но систематически они начинают развиваться в первом классе.
       Здесь идет обучение скорочтению и концентрации внимания, обучение методикам быстрого запоминания и воспроизведения. Кроме того, ученика учат радоваться и удивляться, учат искать и находить смысл и интерес в любом виде учебной и трудовой деятельности. Здесь учат прислушиваться к самым слабым сигналам окружающего мира, собственного подсознания и собственного сердца, к сигналам, которые, по существу, являются намеками и подсказками природы, проблесками глубинной истины человеческой души и человеческого сознания.
       Большое внимание придается развитию интуиции. Мы уже говорили о том, что младший возраст насыщен играми. Обратите внимание на такие игры: малыш возится с какими-то связками сфер, сеток, линий (используя натуральные и голографические модели), осязательно и визуально осваивает, преобразует их. Вы не увидите, чтобы кто-либо из взрослых навязчиво объяснял малышу назначение этих объектов. Однако подсознание малыша впитывает формы и преобразования, из которых и родится потом интуитивное предвидение.
       Если Вы вникнете в обучающий процесс, Вы обратите внимание, как много работают дети с подвижными (динамическими) моделями реальности и в компьютерно - голографическом, и в натуральном вариантах. Вы заметите, как быстро приобщается ученик младшего класса к оперированию абстрактными символами. Вы так боялись использовать абстракции в младших и средних классах. Но почему? Наверное, потому, что не учили детей приемам непрерывного, разветвляющегося по разным уровням моделирования. Наши ученики легко и свободно моделируют в динамике любой абстрактный символ (ибо они приучены к этому ), что является прологом к воспитанию и интуиции, и исследовательских способностей.
      
      
       Мы уже упоминали об обязательности основного, базового обучения, при котором познавательный процесс движется вширь. Изучаются логика, философия, психология, обязательными является курсы по воспитанию будущего ребенка, , по экологии и безопасности жизни, по культуре общения и культуре научных дискуссий. Цикл гуманитарных наук весьма обширен. Много естественных наук. Если Вы думаете, что изучение такого большого количества предметов приводит к поверхностному их усвоению, Вы ошибаетесь.
       С одной стороны, активизация мыслительных процессов, с другой - процессы моделирования - все это позволяет объяснять младшим школьникам темы, которые раньше с трудом давались и старшеклассникам. Вот Вы видите, как ученики младшего класса находят логарифм числа 8 по основанию 2, подсчитывая, сколько раз сомножитель 2 укладывается в восьми. А вот учитель, что называется, "на пальцах" показывает простейшие комбинаторные операции, позволяющие быстро и наглядно получить формулы площадей, объемов и другие интересные результаты. Учащиеся уже знают, что эти результаты получены экспериментальным путем. А учитель точно так же
       ("на пальцах") показывает модели умозаключений. Учащиеся воспринимают их в столь четкой форме, что тотчас используют их для проведения достаточно строгого логического вывода результатов предшествующего математического эксперимента. Единство экспериментального и теоретического познания - правило в нашей школе. Заметим, что обязательное обучение распространяется не только на фактические знания, но и на отработку методологии эксперимента и теоретического исследования. Математические знания, например, нужны не только сами по себе, но и для развития логического мышления и умения работать с дедуктивными системами. Поэтому обязательной является не только та часть математических знаний, которая используется повсеместно, но и та, благодаря которой ученик учится правильно мыслить. И, благодаря которой, осваивает творческую методологию. Обязательное обучение распространяется также на овладение учащимися приемами поиска знаний.
       Сказать, что при этом ученики не идут в глубину изучаемого материала - значит, ничего не сказать. Сказать, что система образования дает детям лишь то, что необходимо знать каждому члену общества - значит, тоже ничего не сказать.
       И вот тут мы коснемся дополнительного образования. За пределами базового образования ученик самостоятельно выбирает курсы для углубленного изучения. Здесь степень самостоятельной работы учащегося очень высока. Через компьютерные системы, через посещение цикла школьных лекций работает ученик. Учителя помогут ему в гибком планировании индивидуальных занятий (через индивидуальный план), и дать те советы и консультации, которые еще не отражены во всемирном компьютерном банке данных.
       Напомним, что во время Вашего небольшого путешествия по нашей школе, что обязательным является и необходимость выбора учащимся исследовательского проекта,
       над которым он будет работать совместно с учителями и другими учениками в разновозрастной команде. Повторим еще раз, что именно в работе над проектом ученик сам или по совету других участников проекта выбирает, курсы, которые необходимо изучить.
       Если Вы более внимательно изучите нашу систему образования, то будете слегка удивлены тем, что для нас нет любимых или нелюбимых наук. В работе над избранными проектами все так взаимосвязано, что перед нами лишь один вопрос, как и в какой последовательности изучать то или иное научное направление. Нам интересно все. И только одна проблема - нехватка времени.
       Одним из важных элементов учебно-воспитательной работы является проведение дискуссий. Дискуссии естественным образом возникают при работе над исследовательским проектом. Однако дискуссии организуются и специально и в системах обязательного обучения по инициативе кого-либо из участников образовательного процесса (ученика, учителя, родителя).
       Некоторые учителя практикуют дискуссионные диалоги на "платоновских" дорожках, о чем Вы уже слышали.
       Помните, Вам было сказано, что, общество, настрадавшись от великих бед, сотворенных
       безответственными и циничными учеными , стало духовно готовить ребенка и молодого человека
       к приобретению знаний.
       Как ни широк круг доступных знаний на той или иной ступени посвящения, для каждой ступени есть запретные знания. Почти никто на это не жалуется. Более того, "запретный плод" нередко стимулирует интерес к нему и желание всесторонне (духовно прежде всего) подготовиться, и выйти на новую ступень посвящения.
      
      
      
       Вы, конечно, вспоминаете, какие проблемы доставляет родителям и обществу переходный, подростковый возраст ребенка. По мере появления биотехнических возможностей многие предлагали решить проблему с помощью химиотерапии, торсионной терапии, с помощью биопротезов и даже генетических манипуляций. Вам не покажется странным, что, имея множество технических возможностей для ликвидации подростковых проблем, мы не воспользовались ими?
       Во-первых, было установлено, что все односторонние технические вмешательства, усиливая какие-то качества человека, нарушают общую гармонию качеств, искажают их целостную взаимосвязь между собой и миром.
       Во-вторых, мы достигли такого уровня культурного воспитания ребенка, что подростковый кризис происходит относительно безболезненно и для подростка, и для окружающих. Но в некоторых редких случаях все-таки приходится проводить комплекс психофизической терапии и использовать биопротезы. Но лишь по решению и под наблюдением специального медико-образовательного попечительского совета, в который кроме специалистов входят общественность, родители, и -обязательно - родители пациента-подростка.
       В-третьих, существуют специальные образовательные методики для подросткового периода. Когда ребенок физиологически достигает подросткового возраста, формы обучения меняются. Усиление интенсивности образовательного процесса будет теперь происходить (временно) только в одном направлении: вширь. При этом большую часть времени подросток проведет в экскурсиях. Но это не те экскурсии, которые знакомы Вашему времени. Подросток не просто приходит на предприятие, в лабораторию, в музей, в научное сообщество, а на какое-то время становится его младшим, но равноправным членом. В течение недели или нескольких недель подросток знакомится с условиями и методологией работы, и, главное, участвует в ней "рука об руку" со взрослыми, принося пользу обществу. Впрочем, для подростка это не ново (вспомните об общешкольных исследовательских проектах), но сейчас таких возможностей у него становится неизмеримо больше. Тем самым он реализует свои подростковые амбиции, и приобретает более широкий взгляд на окружающий мир и на общественную практику, выбирает и пути своей самореализации (у Вас это все было бы названо профориентацией подростка). В дальнейшем подросток может сохранить связи с коллективом, в котором трудился - у нас для этого большие возможности: многие юноши и девушки посещают различны лаборатории и предприятия, общаются с ними и по компьютерной связи.
      
      
      
       Мы не можем не рассказать Вам об особых формах обучения. Из увиденного и услышанного Вы поняли, что многое в нашей школе - от Символа, от традиций и ритуалов, освященных светом духовности и добра. Наши технические средства (включая сюда и биологические, ибо теперь трудно отделить искусственную мертвую природу от искусственных биоформ) позволяют любому члену общества получать информацию, учиться и даже проводить эксперименты, не выходя из дому. Ученику предоставлена полная свобода в выборе форм обучения. Он может обучаться где угодно, как угодно, но подавляющее большинство учащихся с удовольствием посещают школы, подобные нашей. Такова наша культура, таково наше воспитание. Наша метафизика (предмет, который в вашей школе был бы подвергнут осмеянию) отдает предпочтение живому общению между людьми (о чем Вы уже слышали от нас), общению с эпохами и цивилизациями. А восприятие современного человека отличит живое общение от самых изощренных торсионноголографических подделок под него. Вот почему ученики предпочитают приходить в эти школы и отдавать определенное количество времени ритуалам, которые ими почитаются, как священные.
      
       Но есть и особые обстоятельства, когда тот или иной ученик постоянно или временно использует внешкольные формы обучения. Они у нас достаточно развиты и многообразны.
       Вас, наверное, заинтересует, каким образом производится учет знаний и есть ли какое-либо подобие экзаменам и иным испытаниям?
       В компьютерном банке данных, а также в электронном путеводителе учащегося отмечаются его основные достижения. Электронный путеводитель нужен не только учителям и родителям, но, в основном, самому учащемуся. Он напоминает ему о не усвоенных или очередных темах, там же -характеристика его достижений в работе над исследовательским проектом (в основном она состоит из благодарностей от товарищей по работе). Всякие баллы отменены, - просто весь курс разбит на темы. И в путеводителе отмечается, какие темы и по каким критериям усвоены, а по каким - нет. Там же указываются усвоенные классы исследовательско-познавательных приемов.
       Что касается испытаний, то на многих стадиях обучения они проводятся непрерывны, а по существу являются испытаниями со стороны общества, но и самоиспытаниями. Лишь базовые лекции в большинстве случаев (по традиции) проводятся без непосредственного контроля усвоения (ученику предоставляется время для последующей работы). Но при отработке базовых или дополнительных знаний на компьютерах - испытания обязательны. А лучшее испытание - это успех или неудача при выполнении исследовательского проекта.
       Наконец, в конце учебного года (а учебный год это тоже символ!) проводятся испытания в "виртуальном" мире. Ученик погружается в самые сложнейшие жизненные обстоятельства, порой остается один на один с опасностями, ему приходится решать и духовные, и моральные, и научные проблемы, и он должен выйти из этих испытаний с достоинством. После чего учащегося получает следующую ступень посвящения, т.е., как Вы сказали бы, - переводится в следующий класс.
       Может ли учащийся быть оставленным на второй год, т.е. не получить новой ступени посвящения? У нас так вопрос не ставится. Речь идет лишь о том, чтобы отложить посвящение. Это, конечно, переносится болезненно (не подумайте, пожалуйста, что в нашем обществе - одно безоблачное счастье; как таковое оно нам даже противопоказано). Однако, учащийся при помощи взрослых может разработать индивидуальную программу, с целью нагнать сверстников. Впрочем, это не главная его цель, а главная - выдержать испытание жизнью.
      
       Мы так много рассказывали о воспитательно - образовательном аспекте, что Вы захотели спросить, а есть ли у детей обычные развлечения, шаловливые игры, и просто отдых от всяческих мыслей и от дел, слышен ли детский смех, видна ли на лицах детская беззаботность.
       Впрочем, Вы и сами заметили, что все это есть. Озабоченность вселенскими проблемами соседствует порой и с шалостью, и полным созерцательным покоем, и радостным смехом, а порою и со слезами. Мы знаем, что все это нужно и ребенку, и даже взрослому человеку. Но здесь мы должны все-таки сделать поправку: ни одно из человеческих качеств, человеческих проявлений у нас не носит бездуховного характера, не причиняет вреда ни людям, ни животным, ни окружающему миру в целом.
       Действительным пафосом тех эпох будут возрастание духа любви - во-первых; творчество, точнее богосотворчество во множестве видов и форм - во-вторых; просветление природы - в-третьих; разрушение преград между физическим миром и другими мирами - в-четвертых; радость жизни, кипящей и в Энрофе, и во многих других мирах, - в-пятых; и высшие формы богопознания -в-шестых. Устремление к такому будущему - вот что отличит человека облагороженного образа от человека всех предыдущих культурных ступеней.(Даниил Андреев, Роза Мира)
      
       Об основных принципах нашей системы образования и воспитания мы рассказали, иногда повторяя особо важные моменты. Но не считайте, что у нас в этой области нет проблем. Они есть, но они иные, чем у вас. Навряд ли ваше общество их поймет, если мы станем их обрисовывать здесь. Скажем лишь коротко, что борьба добра со злом продолжается, просто она приняла иные формы и перенесена во вселенские масштабы. И человечество понимает всю свою ответственность как участника этой борьбы.
       Что касается нашего отрицания многих моментов вашей жизни, ваших принципов воспитания, образования, вашего образа жизни, то это отрицание относится не к Вашему обществу, в котором вы были и хозяева, и зрители, и жертвы. Сочувствуя вам, вашей неопытности, мы молимся за вас. За прощение ваших грехов, и, в то же время, мы - ваши потомки. Мы благодарны вам за ваш трудный, болезненный, но бесценный опыт. Несмотря на всю тьму, окружавшую вас, вы желали света. Несмотря на ваши непрестанные духовные падения, Вы боролись и поднимались. И хотя планетарный кризис был неминуем, ваши прозрения и попытки исправить положение достигли цели: кризис однажды был преодолен и Человечество пошло дорогою, о которой мечтали лучшие его представители.
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Гуреев Евгений Михайлович (chekanovandrey@mail.ru)
  • Обновлено: 08/08/2009. 50k. Статистика.
  • Эссе: Фантастика, Философия, Обществ.науки
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.