Гуреев Евгений Михайлович
"Мастер и Маргарита" - аналитическая заметка

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Гуреев Евгений Михайлович (chekanovandrey@mail.ru)
  • Обновлено: 08/08/2009. 4k. Статистика.
  • Статья: Литкритика
  • Литературные заметки и памфлеты
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ... не каждое литературное произведение самодостаточно, не каждое отсекает внутренним образом те или иные интерпретации. Такие произведения живут версиями, в версиях.... Показан реально существовавший и сейчас существующий аспект общественной жизни, лишенный Бога.


  • Мастер и Маргарита

        
       Отшумел сериал "Мастер и Маргарита".  Можно понять точку зрения большинства православных священников и по поводу сериала, и по поводу самого романа и даже его автора. Роман, и в самом деле, в последние десятилетия стал знаменем явления, которое может быть причислено к разновидности сатанизма. Хотя и здесь не все однозначно. Не все знаменосцы этого течения погибли духовно. Для кого-то роман стал ступенькой, ведущей его к Богу. Это относится и к людям, которых  знаю лично.
       Дело в том, что не каждое литературное произведение самодостаточно, не каждое отсекает внутренним образом  те или иные интерпретации. Такие произведения живут версиями, в версиях. Какова будет общественная версия произведения, таково будет и его общественное значение. Вот к таким несамодостаточным произведениям относится и вышеназванный роман. И сражаться следует не за него или против него, а за версию, независимо от того, какой версии придерживался сам автор ( последнее, чаще всего - из области гаданий). Отождествление романа с исторической хроникой христианства, с которым одно время соглашались и сторонники, и критики романа,  привели к достаточно стойкой версии, что Иешуа это образ Иисуса, что зло в лице Воланда воспевается над бессильным добром в лице Иешуа и т.д. После этого и критические стрелы, и  сатанинский шабаш становятся как бы оправданными.
       Но роман спасает тот факт, что у него есть иная интерпретация. Побеждает всегда более светлая: та, которую помогает реализовать автору его даймон, в зависимости от того, насколько автор сможет расшифровать и принять предложенную помощь. Что показал Булгаков (или его сверхсознание, или его Даймон, или ячейка информационного вакуума)? Он показал реально существовавший и сейчас существующий аспект общественной жизни, лишенный Бога. Атеизм, язычество, сатанизм - частные его проявления. И вот тогда на сцене всего две силы: человек и Сатана. Бога нет.
       Булгаков распространил этот российский аспект на всю планету - это иная планета и ее литературное создание - это творческий процесс. На этой планете невозможно отвергнуть Бога, ибо Бог не сошел на неё. Иешуа всего лишь свидетель, посредник с нашей "Российской"  планеты, где христианству противостоит  Сатана, а между ними - род человеческий. Самая победная из этих сил и пришла половинчато на планету Булгакова в виде Иешуа. Но именно половинчато, а Бог не может быть половинчатым:  пришел человек, знающий о Боге и он повторил судьбу Сына Божьего. И был отвергнут, а, значит, отвергнут и Бог.  Поэтому Бог никогда не придет сюда.
       Он отвергнут и мастером, пытающимся сжечь свой роман об Иешуа, и Маргаритой, пытающейся спасти роман только потому, что он - свидетельство избранности мастера. И тем самым уже Булгаковский  роман переносится из плоскости эзотерики в плоскость социальной сатиры. Лишь две силы: человечество и Дьявол - и дьявол оказывается более светлой силой. В этом суть социального обвинения, в этом смысл выбора заплутавшегося мастера. Бал Воланда, которые СМИ пытаются пропагандировать для установки на мобильники, это социальнгый паноптикум. Но... и вот это "но": СМИ, кажется, собираются помочь организации новой эзотерики: "сатанинско - развлекательной".
       А критики уже разносят роман на мелкие кусочки.
       Жесткая соотнесенность Иешуа с Иисусом Христом нашего мира, превращает Иешуа в  ложный символ. История Иисуса Христа и история выдуманного Иешуа это контраст и об этом контрасте можно спорить на фоне социальной значимости произведения и его художественной ценности.
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Гуреев Евгений Михайлович (chekanovandrey@mail.ru)
  • Обновлено: 08/08/2009. 4k. Статистика.
  • Статья: Литкритика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.