Косилова Е.В.
В поисках истины между науками

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 12/05/2008.
  • © Copyright Косилова Е.В. (Valentin.Irkhin@imp.uran.ru)
  • Размещен: 06/12/2006, изменен: 17/02/2009. 10k. Статистика.
  • Статья: Философия
  • Рецензии, обсуждения, воспоминания
  • Оценка: 7.22*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия Е.В. Косиловой о книге С.В. Вонсовского "Современная естественно-научная картина мира". Вестник Уральского отделения РАН "Наука. Общество. Человек", N 3 (17), 2006.


  •    В поисках истины между науками
       Косилова Е.В., МГУ, философский факультет
      
       Замечательный отечественный ученый, специалист в области магнетизма и физики твердого тела, академик РАН С.В. Вонсовский (1910-1998), один из основателей Уральской школы физиков-теоретиков, в последние годы жизни работал над учебником физики, предназначенным не для специалистов-физиков, а для представителей гуманитарных дисциплин. Этот труд не был закончен им при жизни. Он вышел в свет только в 2005 году, подготовленный к печати учениками. По замыслу он значительно шире, чем обычные учебники, и поэтому справедливо назван "Современная естественно-научная картина мира".
       Эта книга преследует благородную цель сгладить разрыв между естественными и гуманитарными науками, подготовить разносторонне образованных людей. В наш век узкой специализации это становится все более и более утопической задачей. А в то же время ученые узкой специализации, лишенные элементарных знаний за пределами своей области, не только выглядят жалко, но даже представляют собой опасность для общества, особенно в случае, когда оказываются у власти. Ведущиеся с ожесточением "споры между факультетами", где каждый доказывает, что только его наука нужна и полезна, а все остальные только зря тратят деньги, доходят до абсурда. Если в кругах образованных людей, элиты общества, царит враждебность и нетерпимость, основанная на невежестве (причем добровольном и самодовольном!), - то о каком взаимопонимании во всем обществе может идти речь? А ведь ученым больше, чем обычным людям, доступны СМИ, и, заряжая свою аудиторию собственным невежеством и враждебностью, они ведут общественную атмосферу прочь от взаимного терпения.
       Для автора, одного из последних представителей ушедшей советской интеллигенции, всегда были характерны широта кругозора, терпимость, доброжелательный стиль полемики - как раз то, чего так не хватает в наше время. О постоянном стремлении к истине и духовной свободе на всех доступных путях говорит отрывок из письма С.В. Вонсовского, приведенный в книге. Эти строки звучат как завещание не только крупного ученого, но и незаурядного человека российскому обществу:
      
       И вот то, что я написал в ответ на статью [Тростникова] из "Нового мира", - это тоже еще отрыжка от рабства. И вот, может теперь... я найду в себе силы душевные, чтобы изгнать все рабское, что сохранилось внутри меня. В чем я согласен с тобой полностью - это с тем, что должна быть какая-то идея. Здесь может быть много разных путей. Здесь и наука, и искусство, и религия. Все они ставят свои цели. Самое главное, это чтобы общество было высоко интеллигентным, вот, наверно, это самое главное, мой друг (Т.П. Козляковской, 16.1.94).
      
       Итак, цель в том, чтобы преодолеть разрыв между науками. Как ее достичь?
       Книга Вонсовского предлагает первый шаг: привлечь гуманитариев к научному знанию, изложив современную физику на доступном для них языке. Поскольку очевидно, что учебники, ориентированные на физиков, недоступны неспециалистам, автор ставит цель создать курс, понятный для всех. Однако подчеркнем, это не научно-популярная литература, которая не требует почти совсем никаких усилий для понимания. Книгу Вонсовского просто так не прочитаешь. Это именно учебник, рассчитанный на самообразование в области физики (к нему бы еще хорошо добавить задачник).
       Построение курса нестандартно. В нем почти не нашлось места для тех разделов физики, в которые современная наука не внесла больших изменений по сравнению со школьными учебниками. Например, нет механики или геометрической оптики. Зато два самые важные раздела физики 20 века, квантовая механика и теория относительности, изложены очень подробно, и в них автор не скупится в том числе и на необходимые ему философские отступления и рассказы об истории открытий, которые невозможно найти в стандартных учебниках. Здесь наиболее заметен отпечаток личности автора; читая эти страницы, чувствуешь живое общение с ним.
       Первые две части книги - о микромире и о макромире. Начинает автор с явлений микромира - как более фундаментальных, что также очень нестандартно с точки зрения школьного обучения, но оправдано логикой современной физики. В первой части речь идет о строении вещества на всех уровнях. Как и соответствующая история открытий, повествование начинается неторопливо - с атомистических воззрений древнегреческих натурфилософов. Рассказ захватывает и Резерфорда, и Эйнштейна, и Бора. Чем дальше, тем более увеличивается, так сказать, скорость рассказа, и все более захватывающая картина современных теорий открывается перед читателем. Заканчивается все классификацией элементарных частиц, включая экзотические и виртуальные, теорией кварков. Рассказ настолько увлекает, что так и хочется продолжения, но тут дело уже за наукой, за тем, чтобы следить, что происходит у нее на переднем крае. (А что сейчас происходит? - это совсем иной и существенно более тяжелый разговор).
       Вторая часть построена почти аналогично, тоже начинаясь с общих понятий о пространстве и времени и заканчиваясь новейшими теориями из области космологии. И здесь можно найти необычайно интересные и редко встречающиеся темы: общий смысл законов сохранения (связь с фундаментальными симметриями), проблема "великого объединения" всех взаимодействий, теории суперсимметрии и суперструн.
       На протяжении всего рассказа автор повторяет, как огромна и даже, можно сказать, чудесна роль математики в построении физических теорий. Какое это чудо - что мир устроен согласно законам чисел! И здесь, в этих рассуждениях автора, открывается точка соприкосновения естественной и гуманитарной науки. Ведь если знать (открывать) законы природы - это типичная работа физика, то удивляться их наличию и задавать вопрос о том, что это может значить - это скорее прерогатива философа. И искомой областью их сближения может оказаться именно рефлексия над самой возможностью законо-сообразной картины мира.
       Третья часть трактует широкий круг общих вопросов - о связи физики с другими науками, как естественными (химией и биологией, например), так и гуманитарными; рассказывает о таких уникальных областях науки, как кибернетика, синергетика. Заканчивает ее раздел, посвященный месту человека во Вселенной, в котором автор, основываясь на анализе чисто физических теорий, приходит к теории времени, которую ввел в свое время Кант: время - это свойство человеческого сознания, а не мира природы. Таким образом, при использованном подходе физическая и философская проблематика неизменно смыкаются.
       Совершенно особое место занимает в книге обширное дополнение учеников С.В. Вонсовского, известных физиков В.Ю. Ирхина и М.И. Кацнельсона, которые, помимо физики, хорошо известны в отечественной философской среде как авторы книг, посвященных связи науки и веры, научных теорий и религиозных учений. Насколько я понимаю, этот текст ставит себе уже несколько иные цели: не столько изложить картину современной физики доступно для гуманитариев, сколько дополнить научную картину современными философскими и традиционными религиозными идеями. С точки зрения авторов, научное исследование, пока находится в собственных рамках, и религиозное мировоззрение, соответственно тоже в своих рамках, не входят в противоречие друг с другом. В то же время их механическое соединение, которое сейчас входит в моду (в том числе по "идеологическим" соображениям), выглядит вульгарно и нелепо, поскольку профанирует и то, и другое. Впрочем, приведены и впечатляющие примеры смысловых взаимопересечений этих областей - на более глубоком уровне, связанном с первичными текстами, принадлежащих как основателям религий, так и великим ученым. В.Ю. Ирхин и М.И. Кацнельсон предлагают подробный и очень критичный анализ состояния современной науки - от ее неспособности дать ответ на сколько-нибудь глубокие духовные запросы до традиционного философского вопроса о критериях научной истины. Лейтмотив на протяжении всего этого текста один - науку нельзя обожествлять, ее границы достаточно узки, и ее необходимо дополнять изучением иных, прежде всего, религиозных представлений, которые на протяжении многих тысячелетий лежали в основании культуры. Приведенная в дополнении критика науки является прекрасным введением в соответствующую проблематику для ученых, интересующихся философией науки.
       Таким образом, перед нами чрезвычайно содержательная и в научном, и в философском смысле книга, адресованная всем, кто не хочет ограничивать свои интересы узкой областью. К сожалению, масштаб читательской аудитории, будучи потенциально широким, на практике, скорее всего, широким не будет. С.В. Вонсовский, мечтавший сделать современную физику понятной для гуманитариев, по-видимому не сознавал, насколько далеко разошлись науки и как трудно современному гуманитарию понять даже очень облегченный естественнонаучный материал. Авторы дополнения, мечтающие совместить науку и высокие духовные ценности, также не отдают себе отчета, насколько малая часть современных естественников интересуется гуманитарными областями, будучи озабочены своими частными проблемами. Уже не говоря о том, как сильно упал общий уровень образования и культуры, даже по сравнению со второй половиной 20 века. Тем не менее, существование этой книги дает одну из возможностей сохранения естественнонаучных и гуманитарных знаний для передачи их будущим поколениям. Ведь сейчас есть риск бездарно разбазарить и полностью утратить интеллектуальный и духовный потенциал, большой ценой накопленный в советское и перестроечное время.
       Надо надеяться, что хотя бы насколько-то этот замечательный труд будет полезен - пусть тем, кто сам этого желает.

  • Комментарии: 2, последний от 12/05/2008.
  • © Copyright Косилова Е.В. (Valentin.Irkhin@imp.uran.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 10k. Статистика.
  • Статья: Философия
  • Оценка: 7.22*6  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.