Ирхин Валентин Юрьевич
Дантов Рай

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ирхин Валентин Юрьевич (Valentin.Irkhin@imp.uran.ru)
  • Размещен: 03/03/2024, изменен: 03/03/2024. 10k. Статистика.
  • Эссе: Религия, Эзотерика, Обществ.науки
  • Библиотеки и словари символов
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сила пророческого слова может быть раскрыта во всех направлениях смысла, помимо воли и религиозных воззрений автора, тем паче отвлекаясь от мирских исторических реалий. На таких путях мы находим у Данте новые прозрения о природе мира и Бога, наставления по высшей йоге о путях освобождения, спасения и просветления. Можно перевести на язык хоть современной квантовой физики и космологии, хоть эзотерики.

  • 1. Сотворены само их вещество
    И сила тех творящих излучений,
    Что льют светила, движась вкруг него.
    Душа животных и душа растений
    Из свойственной среды извлечены
    Лучами и движеньем звездной сени.
    (волновая энергетическая природа мира)
    
    Как только тот, чьим блеском мир сияет,
    Покинет нами зримый небосклон,
    И ясный день повсюду угасает,
    Твердь, чьи высоты озарял лишь он,
    Вновь проступает в яркости мгновенной
    Несчетных светов, где один зажжен
    
    Вослед глазам последовав умом,
    Преобрази их в зеркала видений,
    Встающих в этом зеркале большом.
    (невидимые миры, практика духовного зрения Той стороны, ср. 1 Кор.13:12)
    
    Так, в ярком свете дав блуждать очам,
    Я озирал ряды ступеней стройных,
    То в высоту, то вниз, то по кругам.
    
    Суди же, сколь пространно вознесен
    Предвечный, если столькие зерцала
    Себе он создал, где дробится Он,
    Единый сам в себе, как изначала.
    (Бог в тварных мирах)
    
    Сияньем озарив и ствол, и плечи,
    Стремились пламена,  искрясь сильней
    При прохожденье мимо и при встрече.
    Так, впрямь и вкривь, то тише, то быстрей,
    Подобные изменчивому рою,
    Крупинки тел, короче и длинней,
    Плывут в луче, секущем полосою
    Иной раз мрак, который, хоронясь,
    Мы создаем искусною рукою.
    (невидимые сущности, открывающиеся видящему)
    
    И как в часах колеса ходят сами,
    Но в первом - ход неразличим извне,
    А крайнее летит перед глазами,
    Так эти хороводы, движась не
    Однообразно, медленно и скоро,
    Различность их богатств являли мне.
    (различные миры живых существ с разными сроками жизни)
    
    И как душа, под перстью преходящей,
    В разнообразных членах растворясь,
    Их направляет к цели надлежащей,
    Так этот разум, дробно расточась
    По многим звездам, благость изливает,
    Вокруг единства своего кружась.
    И каждая из разных сил вступает
    В связь с драгоценным телом, где она,
    Как в людях жизнь, по-разному мерцает.
    (это круче Джордано Бруно, вся картина благих перерождений бодхисаттв в сансаре)
    
    2. Ликующей природой рождена,
    Влитая сила светится сквозь тело,
    Как радость сквозь зрачок излучена.
    В ней - ключ к тому, чтоб разное блестело
    По-разному, не в плотности отнюдь:
    В ней - то начало, что творит всецело,
    По мере благости, и блеск и муть.
    
    Когда мой облик пред тобою блещет
    И свет любви не по-земному льет,
    Так, что твой взор, не выдержав, трепещет,
    Не удивляйся; это лишь растет
    Могущественность зренья и, вскрывая,
    Во вскрытом благе движется вперед.
    (сила духовного зрения)
    
    Я вижу, как гнездишься ты внутри
    Своих лучей и как их льешь глазами,
    Ликующими пламенней зари.
    
    Бог видит все, твое в нем зренье реет.
    (чудесное внутреннее зрение)
    
    А Беатриче к вечным высотам
    Стремила взор; мой взгляд низведши вскоре,
    Я устремил глаза к ее глазам.
    Я стал таким, в ее теряясь взоре.
    (зрение - оно общее)
    
    Как различимы искры средь огня
    Иль голос в голосе, когда в движенье
    Придет второй, а первый ждет, звеня,
    Так в этом свете видел я круженье
    Других светил, и разный бег их мчал,
    Как, верно, разно вечное их зренье.
    (голографическое зрение)
    
    Господня слава всюду разлита
    По степени достоинства вселенной,
    И от нее не может быть щита.
    (то же, ср. Иер. 23:24, Пс. 138)
    
    Как при колючем свете сон разъят
    Тем, что стремится зрительная сила
    На луч, пронзающий за платом плат, 
    И зренье пробужденному немило,
    Настолько смутен он, вернувшись в быль,
    Пока сознанье ум не укрепило, -
    Так Беатриче с глаз моих всю пыль
    Прочь согнала очей своих лучами,
    Сиявшими на много тысяч миль;
    (пробуждение-прозрение)
    
    Знай, что отрада каждого кольца -
    В том, сколько зренье в Истину вникает,
    Где разум утоляем до конца.
    Мы видим, что блаженство возникает
    От зрения, не от любви; она
    Лишь спутницей его сопровождает;
    А зренью мощь заслугами дана.
    (прозрение на пути познания закона)
    
    3. Когда
    Луч милости, который возжигает
    Неложную любовь, чтоб ей всегда
    Расти с ним вместе, так в тебе сверкает,
    Что вверх тебя ведет по ступеням,
    С которых сшедший - вновь на них - ступает
    (восхождение по энергетическим центрам)
    
    Затем что животворный Свет, идущий
    От Светодавца и единый с ним,
    Как и с Любовью, третьей с ними сущей,
    Струит лучи, волением своим,
    На девять сущностей, как на зерцала,
    И вечно остается неделим;
    Оттуда сходит в низшие начала,
    Из круга в круг, и под конец творит
    Случайное и длящееся мало.
    (нисходящая йога)
    
    Когда бы воск был вытоплен исправно
    И натиск силы неба был прямой,
    То блеск печати выступал бы явно.
    Но естество его туманит мглой,
    Как если б мастер проявлял уменье,
    Но действовал дрожащею рукой.
    Когда ж Любовь, расположив Прозренье,
    Его печатью Силы нагнела,
    То возникает высшее свершенье.
    (то же, сила посвящения)
    
    Кто сетует, что смерть изведать надо,
    Чтоб в горних жить, - не знает, не вкусив,
    Как вечного дождя сладка прохлада.
    (то же, путь вниз и вверх)
    
    Пусть не будет пленным
    Огонь желанья; дай ему пылать,
    Отбив его чеканом сокровенным
    (тайные учения тантры)
    
    Затем что все, что сердцу вожделенно,
    Все благо - в нем, и вне его лучей
    Порочно то, что в нем всесовершенно.
    (то же, неразличение)
    
    4. Доколе Рай небесный
    Длит праздник свой, любовь, что в нас живет,
    Лучится этой ризою чудесной.
    Ее свеченье пылу вслед идет,
    Пыл - зренью вслед, а зренье - до предела,
    Который милость сверх заслуг дает.
    Когда святое в новой славе тело
    Нас облечет, то наше существо
    Прекрасней станет, завершась всецело:
    Окрепнет свет, которым божество
    По благости своей нас одарило,
    Свет, нам дающий созерцать его;
    И зрения тогда окрепнет сила,
    Окрепнет пыл, берущий мощность в нем,
    Окрепнет луч, рождаемый от пыла.
    Но словно уголь, пышущий огнем,
    Господствует над ним своим накалом,
    Неодолим в сиянии своем,
    Так пламень, нас обвивший покрывалом,
    Слабее будет в зримости, чем плоть,
    Укрытая сейчас могильным валом.
    И этот свет не будет глаз колоть:
    Орудья тела будут в меру сильны
    Для всех услад, что нам пошлет Господь.
    (телесное просветление через прозрение)
    
    Как вспышкой молнии поражена
    Способность зренья, так что и к предметам,
    Чей блеск сильней, бесчувственна она, -
    Так я был осиян ярчайшим светом,
    И он столь плотно обволок меня,
    Что все исчезло в озаренье этом.
    "Любовь, от века эту твердь храня,
    Вот так приветствует, в себя приемля,
    И так свечу готовит для огня".
    Еще словам коротким этим внемля,
    Я понял, что прилив каких-то сил
    Меня возносит, надо мной подъемля;
    Он новым зреньем взор мой озарил,
    Таким, что выдержать могло бы око,
    Какой бы яркий пламень ни светил.
    И свет предстал мне в образе потока,
    Струистый блеск, волшебною весной
    Вдоль берегов расцвеченный широко.
    (то же, мгновенное просветление после долгой практики)
    
    Пока я говорил, в груди нетленной
    Того пожара - колебался свет,
    Как вспышки молний, частый и мгновенный.
    (то же, искры прозрений)
    
    Из наибольшей области телесной, -
    Как бодрый вождь, она сказала вновь, -
    Мы вознеслись в чистейший свет небесный.
    (то же)
    
    Плотские своды - шире иль тесней,
    Смотря по большей или меньшей силе,
    Разлитой на пространстве их частей.
    По мере силы - мера изобилий;
    Обилье больше, где большой объем
    И нет частей, что б целому вредили....
    И ты увидишь, - ибо мерить нужно
    Лишь силу, а не видимость того,
    Что здесь перед тобой стремится кружно,
    (последняя реальность - энергетическая)
    
    Свет был так резок, зренья не мрача,
    Что, думаю, меня бы ослепило,
    Когда я взор отвел бы от луча.
    Меня, я помню, это окрылило,
    И я глядел, доколе в вышине
    Не вскрылась Нескончаемая Сила.
    О щедрый дар, подавший смелость мне
    Вонзиться взором в Свет Неизреченный
    И созерцанье утолить вполне!
    
    Так празднество, чьи вьются пламена,
    Объемля Точку, что меня сразила,
    Вмещаемым как будто вмещена, 
    За мигом миг свой яркий свет гасило
    (нирвана как ступень прозрения?)
    
    5. Я видел и внимал, как говорил
    Орлиный клюв, и "я" и "мой" звучало,
    Где смысл реченья "мы" и "наш" сулил.
    Так пышет в груде углей раскаленных
    Единый жар, как были здесь слиты
    В единый голос сонмы просветленных.
    Та часть моя, что видит и спокойно
    Выносит солнце у орлов земли, -
    Сказал он, - взоров пристальных достойна.
    Среди огней, что образ мой сплели,
    Те, чьим сверканьем глаз мой благороден,
    Всех остальных во славе превзошли.
    (выход за пределы личного, Единое, об Орле ср. 3 Ездр. 12 и Кастанеда)
    
    И разум, данный каждому из вас,
    В смысл вечной справедливости вникая,
    Есть как бы в море устремленный глаз:
    Он видит дно, с прибрежия взирая,
    А над пучиной тщетно мечет взгляд;
    Меж тем дно есть, но застит глубь морская.
    Свет - только тот, который восприят
    От вечной Ясности; а все иное -
    Мрак, мгла телесная, телесный яд.
    (ошибки в практике богословия, тщета земного церковного предания, разум - слишком человеческое)
    
    Размысли, и причина станет ясной:
    Ведь над землею власть упразднена,
    И род людской идет стезей опасной.
    (Бог ушел, оставил мир - сокрытие Лица)
    
    Врозь и совместно, суть и вещество
    В мир совершенства свой полет помчали, -
    С тройного лука три стрелы его.
    Так и Творца троеобразный плод
    Излился, как внезапное сиянье,
    Где никакой неразличим черед.
    (тройственность мира вне времени)
    
    Был должен Бог, раз не могли вы сами,
    К всецелой жизни возвратить людей,
    Будь то одним, будь то двумя путями.
    (двумя - через познание добра и зла в Эдеме)
    
    Движенье здесь не мерят мерой взятой,
    Но все движенья меру в нем берут,
    Как десять - в половине или в пятой.
    (символика пятеричной Торы и 10 скрижалей, задающих программу мироздания)
    
    И сказанная истина живая -
    Меня из волн дурной любви спасли,
    На берегу неложной утверждая.
    И все те листья, что в саду взросли
    У вечного садовника, люблю я,
    Поскольку к ним его дары сошли.
    (высшие истины с древа познания)
    
    Когда мы взглянем, с чьим лицом слилась
    Природа эта и кто был распятый.
    Так эта смерть, в последствиях делясь,
    И Бога, и евреев утолила:
    Раскрылось небо, и земля встряслась.
    (разрыв завесы вселенской иллюзии Христом (Евр.10:19-20) - все достигли прозрения, включая Бога)
    

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ирхин Валентин Юрьевич (Valentin.Irkhin@imp.uran.ru)
  • Обновлено: 03/03/2024. 10k. Статистика.
  • Эссе: Религия, Эзотерика, Обществ.науки
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.