Исламутдинов Вадим Фаруарович
Особенности инновационного поведения организаций

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Исламутдинов Вадим Фаруарович (isvad@hotmail.ru)
  • Обновлено: 09/07/2014. 23k. Статистика.
  • Статья: Бизнес
  • Иллюстрации/приложения: 1 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Раскрыта сущность инновационного поведения организаций. Показана связь инновационного поведения с другими типами экономического поведения. На базе проведенного анкетного опроса выявлены факторы, влияющие на инновационную активность организаций. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - # 3. - С. 74-75


  • ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

    В.Ф. Исламутдинов, к.э.н., зав. кафедрой экономической теории

    Югорского государственного университета

    П.Ю. Пермяков, аспирант

    Югорского государственного университета

    Е.А. Егорова, студентка группы 4360

    Югорского государственного университета

       Раскрыта сущность инновационного поведения организаций. Показана связь инновационного поведения с другими типами экономического поведения. На базе проведенного анкетного опроса выявлены факторы, влияющие на инновационную активность организаций.
      
       Инновационное поведение предпринимателей чаще всего считают разновидностью экономического или рыночного поведения. Экономическое поведение, согласно [1, с 834] - "образ, способ, характер экономических действий граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в тех или иных складывающихся условиях экономической деятельности". Соответственно, инновационное поведение можно понимать как разновидность экономического поведения, предполагающего особый способ, характер экономических действий, заключающийся в целенаправленном, и осуществляемом не однократно, а на постоянной основе, инициировании, оценке эффективности, отборе и осуществлении инновационных проектов и мероприятий.
       Рыночное поведение [2, с. 578] -- "действия, которые осуществ­ляются фирмами как продавцами (поку­пателями) товаров и услуг. Ключевыми элементами рыночного поведения выступают: 1) цели фирмы, например прибыль, продажи, рост активов; 2) методы конкуренции, приме­няемые фирмами для достижения своих целей, особенно политика цен, уровень производства, дифференциация продук­ции; 3) межфирменное взаимодействие, от­носительная мера интенсивности конку­ренции фирм друг с другом на рынке или мера скоординированности их ценовой по­литики. Как разновидность рыночного поведения инновационное поведение предполагает преобладание стратегических целей над тактическим, предпочтение неценовых методов конкуренции (в первую очередь конкуренция по качеству) и сочетание интенсивного взаимодействия фирм с научно-исследовательским и государственным сектором и непримиримой конкурентной борьбой между собой.
       Еще один подход к рассмотрению инновационного поведения субъекта предпринимательства - это как одна из разновидностей конкурентного поведения. Наиболее близкое к поведенческому аспекту определение конкуренции - это "...экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибыли, получение заказа" [2, c. 250] Данный аспект инновационного поведения подробно изучается в работе М.М. Купцова. Согласно ему "инновационный тип конкурентного поведения базируется на креативности (творческом начале) в деятельности субъекта предпринимательства по созданию и реализации товаров/услуг" [3, c. 25]. Отличительной чертой данного типа поведения является то, что "его осуществление предполагает создание принципиально новых, а не копирование существующих товаров/услуг, как при адаптивно-приспособленческом типе, или фокусирование на ранее достигнутых результатах деятельности, как при гарантирующем типе" [там же, c.48].
       Инновационный тип конкурентного поведения, в отличие от других, характеризуется тремя комплексными признаками: новаторскими целями деятельности, инновационными результатами развития по сравнению с предыдущими этапами, а также по сравнению с деятельностью конкурентов. Благодаря инновационной активности есть возможность ненадолго занять доминирующее положение в избранных направлениях деятельности, пока в данную нижу не пришли конкуренты. Для проведения наступательных и контрнаступательных действий требуется постоянно обновляемая технологическая база; совокупность внутренних и внешних условий, позволяющих обеспечить инновационную направленность производства на постоянной воспроизводственной основе [4].
       Таким образом, в первом приближении инновационное поведение экономических субъектов может быть определено как особый тип стратегического рыночного поведения предпринимателей и фирм, заключающийся в систематическом поиске новых технологий, способов организации производства товаров, осуществления работ и оказания услуг, и направленный на достижение достаточного уровня прибыли за счет более полного удовлетворения потребностей покупателей и клиентов по сравнению с конкурентами.
       Однако, в современных экономических исследованиях мало внимания уделяется факторам, влияющим на инновационную поведение и инновационную активность экономических субъектов. В данной работе обобщены результаты анкетного опроса фирм, осуществляющих инновационную деятельность на территории ХМАО-Югры.
       Всего в анкетировании участвовало 26 компаний округа, которые занимаются НИОКР либо используют инновации. Данные компании осуществляют свою деятельность на территории округа, в целом на территории России либо функционируют и на зарубежном уровне. Так 73,1% опрошенных (19 компаний) осуществляют свою деятельность только на региональном уровне; 19,2% участников анкетирования (5 компаний) функционируют исключительно на федеральном уровне. И только две компании (7,7%) выходят на международный уровень. Причем нужно отметить, что одна из этих двух компаний осуществляет свою деятельность и на уровне РФ. Соответственно лишь одна компания из рассматриваемого перечня осуществляет деятельность только на международном уровне.
       Что же касается отраслевой принадлежности, то в анкетировании участвовали представители 7 отраслей: промышленное производство (топливно-энергетический комплекс), лесная промышленность, телекоммуникации и связь, строительство, оказание услуг, транспорт, информационные технологии (Рисунок 1).

    0x01 graphic
    Рисунок 1 - Распределение опрошенных организаций по отраслевой принадлежности.

      
       Основная доля участников относится к сфере информационных технологий - 7 компаний из 26, что составляет 26,9% всех опрашиваемых. Это связано с тем, что все они являются резидентами окружного технопарка и априори являются инновационными. 19,23% участников анкетирования (5 компаний) приходится на промышленное производство, в частности на топливно-энергетический комплекс. Аналогичная доля участников приходится и на сферу оказания услуг. 3 компании из 26 представленных (11,5%) заняты в транспортной сфере. Аналогичное количество участников анкетирования относится к отрасли строительства. 2 компании заняты в области связи (7,7%) и лишь одна компания осуществляет свою деятельность в области лесного хозяйства. Важно отметить, что компания, которая осуществляет деятельность на международном уровне, относится к сфере информационных технологий.
       Среди представленных организаций - участников опроса 84,6% являются самостоятельными организациями (22 компании); 15,4% (4 компании) - дочерние предприятия. Причем основная доля самостоятельных предприятий функционирует на региональном уровне - 72,8%. Компании, которые осуществляют свою деятельность и на международном уровне, также являются самостоятельными. Важно отметить, что компании, занятые в области информационных технологий, относятся к данной группе предприятий (7 компаний). Кроме того, основная часть самостоятельных предприятий относится также и к сфере оказания услуг (5 компаний).
       Дочерние же предприятия осуществляют свою деятельность в основном на региональном уровне и заняты в сфере промышленного производства (3 компании).
       Среди участников опроса на вопрос анкеты "За счет чего повышается эффективность деятельности Вашей компании?" 84,6% (22 компании) ответили "за счет внедрения инноваций" и 61,5% (16 компаний) - "за счет увеличения объемов производства продукции". Причем среди данных компаний 12 указали оба варианта. Компании, которые повышают эффективность своей деятельности только за счет внедрения инноваций (10 компаний), относятся в основном к сфере оказания услуг и к сфере информационных технологий, а также являются самостоятельными предприятиями, функционирующими на федеральном и региональном уровне. Те компании, которые повышают эффективность деятельности только за счет увеличения объемов производства (4 компании), функционируют на региональном уровне, являются самостоятельными и относятся к отрасли строительства. Компании, указавшие оба варианта ответа, являются в основном самостоятельными компаниями, функционирующих на региональном и международном уровне (только 2 компании на федеральном уровне), и относятся к сфере промышленного производства, информационных технологий (2 компании), транспорта (2 компании).
       Что же касается вопроса об отношении организации к инновационной деятельности, то здесь 11 компаний (42,3%) занимаются только созданием (разработкой) инноваций; 6 компаний (23,1%) - потреблением инноваций; 9 компаний (34,6%) - одновременно и созданием и потреблением инноваций. Те компании, которые осуществляют создание инноваций, заняты в основном в сфере информационных технологий (5 компаний), в сфере строительства (2 компании) и в сфере промышленного производства (2 компании), функционируют на федеральном, региональном и международном уровне. Компании, потребляющие инновации, относятся к разным отраслям экономики, функционируют преимущественно на региональном уровне и повышают эффективность своей деятельности как за счет увеличения объемов производства, так и за счет внедрения инноваций. Что же касается компаний, которые и создают и потребляют инновации, то эти компании заняты в основном в сфере услуг (3 компании), а также в сфере информационных технологий (2 компании), в сфере промышленного производства (2 компании), в транспортной сфере (2 компании).
       Следующий вопрос анкеты касался того, какие именно инновации используют в своей деятельности опрашиваемые компании. Так большая часть участников анкетирования - 15 компаний (59%) указало, что в своей деятельности они используют исключительно собственные НИОКР. В эту группу входят компании, которые в основном заняты в области информационных технологий (6 компаний), в сфере услуг (4 компании), а также в сфере промышленного производства (3 компании). 4 компании же (15,4%) используют исключительно покупные дорогостоящие решения. Эти компании заняты в разных отраслях экономики, функционируют на региональном и международном уровне и повышают эффективность своей деятельности либо за счет увеличения объема производства, либо за счет и увеличения производства и внедрения инноваций. Кроме того, 2 компании из рассматриваемого перечня (7,7%) осуществляют как заказ НИОКР в специализированных научных центрах, так и покупку готовых дорогостоящих решений. Деятельность этих компаний относится к топливно-энергетическому комплексу. Одна компания из 26 использует собственные НИОКР и покупает дорогостоящие решения; 3 компании (11,5%) применяют собственные инновации и заказывают часть в научных центрах; и только одна компания применяет все три варианта НИОКР.
       По поводу типа чаще всего внедряемых инноваций большинство компаний указало на то, что они в своей деятельности используют только технологические инновации - 19 компаний (73,5%). Только 2 компании (7,7%) используют исключительно организационно-управленческие инновации, и 5 компаний (19,2), которые заняты в сфере информационных технологий и промышленного производства, внедряют оба типа инноваций.
       На вопрос о наличии в компании отдела по осуществлению инноваций только 7 компаний из 26 (26,9%) дали положительный ответ. У оставшихся 19 компаний (73,1%) отсутствует специальный отдел для осуществления НИОКР. Причем важно отметить, что эти 19 компаний относятся к сфере информационных технологий, оказания услуг, строительству, преимущественно функционируют на региональном уровне, а также на международном уровне, и обеспечивают повышение эффективности своей деятельности за счет внедрения инноваций. Также 63,2% (12 компаний) из этих 19 компаний либо только применяют инновации, либо создаю и применяют их, а также используют в своей деятельности только собственные инновации. Компании, у которых все-таки есть отдел по разработке инноваций, функционируют в сфере промышленного производства и в области информационных технологий (2 компании).
       Что же касается наличия у компаний инновационной стратегии, то здесь, наоборот, у большинства компаний 65,4% (17 компаний) она имеется. У оставшихся же 9 компаний (34,6%) такой стратегии нет.
       На вопрос о наличии в компании отдела (работника) по управлению инновациями (внедрению инноваций) 14 компаний (53,9%) дали положительный ответ, а оставшиеся 12 компаний (46,1%) указали, что у них нет такого отдела. Кроме того, у этих 12 организаций нет и отдела по осуществлению НИОКР.
       О наличии у компании объектов интеллектуальной собственности (патентов, лицензий и т.п.) только 11 (42,3%) компаний указали их наличие, оставшиеся 15 компаний (57,7%) воздержались от ответа. Среди тех, кто дал положительный ответ, 6 компаний (23,1%) имеют только собственные объекты (в среднем по 2,5 на компанию), 2 компании (7,7%) только приобретенные объекты, 2 компании имеют как собственные, так и приобретенные объекты. Важно отметить, что те компании, у которых есть такие объекты, функционируют в сфере информационных технологий, а также в сфере промышленного производства. Причем число таких объектов у компаний в основном не превышает 5, за исключением 1 компании, у которой 95 приобретенных объектов интеллектуальной собственности.
       Еще один вопрос анкеты касался о влиянии текущей эффективности деятельности компании на решение о внедрении инноваций. На этот вопрос 23 компании (88,5%) дали положительный ответ, т. е. по их мнению, текущая эффективность их деятельности влияет на принятие решений о внедрении инноваций. Оставшиеся 3 компании (11,5%) ответили отрицательно. Эти три компании заняты в сфере информационных технологий, промышленного производства и строительства, функционируют на региональном и федеральном уровне, самостоятельны, создают и применяют технологические инновации. У одной из этих компаний годовой размер затрат на НИОКР и инновации составляет 7 млн. руб., и доля успешно реализованных проектов равна 100%.
       Что же касается причин отказа от внедрения инноваций, то ответы распределились следующим образом (рисунок 2).
       0x01 graphic
       Рисунок 2 - Причины отказа от внедрения инноваций
       Как видно из рисунка, наиболее весомыми причинами являются наличие слишком больших рисков и затрат, связанных с осуществлением инновационных проектов. Также следует отметить довольно большую долю ответов, указывающих на административные барьеры, как причину отказа от инноваций.
       На основе результатов анкетирования был проведен корреляционный анализ. Если рассматривать один из основных показателей инновационной активности предприятий - годовой размер затрат на НИОКР и инновации, то из результатов анализа видно, что данный показатель в наибольшей степени имеет зависимость с такими параметрами, как: характер используемых инноваций, наличие отдела по осуществлению НИОКР, наличие отдела по внедрению инноваций, доля затрат на НИОКР, доля успешно реализованных проектов. Учитывая данные связи, можно сделать вывод, что размер затрат на инновации и НИОКР в компаниях прежде всего зависит от наличия в компании отдела для осуществления НИОКР, затем наличия отдела (работника) по управлению (внедрению) инновациями, характера используемых инноваций, а также в зависимости от того, за счет чего повышается эффективность деятельности компании. Учитывая данные основные параметры, определяющие размер расходов на инновации, был проведен однофакторный дисперсионный анализ (Таблица 1).

    Таблица 1 - Результаты однофакторного дисперсионного анализа

    Источник вариации

    SS

    df

    MS

    F

    P-Значение

    F критическое

    Между группами

    27,27692308

    4

    6,819230769

    6,385047537

    0,000104277

    2,444173691

    Внутри групп

    133,5

    125

    1,068

     

     

     

    Итого

    160,7769231

    129

     

     

     

     

      
       Из таблицы видно, что 5 основных параметров (за счет чего повышается эффективность деятельности, характер используемых инноваций, наличие отдела по осуществлению НИОКР и одела по их внедрению, наличие инновационной стратегии) в совокупности дают Р - значение, равное 0,000104, что свидетельствует о существенной значимости данных параметров для компаний. Заметим, значимость определяется по значению Р, если оно больше 0,05, то соответственно рассматриваемые параметры незначительны, если же меньше, то наоборот.
       Таким образом на основе проведенного анализа можно сделать вывод, что инновационная деятельность организации определяется такими основными параметрами, как объем затрат на инновации и НИОКР, доля таких затрат в общей структуре затрат компаний и доли успешно реализованных проектов. В свою очередь эти показатели в значительной степени зависят от наличия в компании специализированных кадров и отделов, а также от характера используемых и внедряемых инноваций и от непосредственно внедрения таковых в качестве способа повышения эффективности деятельности.
       В определенной мере эти результаты перекликаются с результатами исследования инновационного поведения экономических субъектов в УрФО, представленными в статье []. Согласно предыдущему исследованию, инновационное поведение определяется такими факторами как: успешность деятельности в прошлом, масштабы деятельности, платежеспособность предприятия и склонность к расширению деятельности. Отличие состоит в том, что выявлен еще один дополнительный фактор, оказывающий влияние на инновационную активность - это наличие инновационной стратегии, общей нацеленности на внедрение инноваций у руководства компании.
      
      

    Литература

      
        -- Борисов А.Б. Большой экономический словарь. Издание 2-е переработанное и дополненное. - М.: Книжный мир, 2008. - 860 с.
        -- Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Современная экономическая энциклопедия. - СПб., Издательство "Лань", 2002. - 880 с.
        -- Купцов М.М. Роль инновационного типа конкурентного поведения в обеспечении конкурентоспособности субъектов предпринимательства [Электронный ресурс]: Дис. ...канд экон. наук - Москва, 2007.
        -- Фоломьев А. Обоснование инновационного типа воспроизводства // Экономист. - 2005. - N8. - С.41-42
        -- Исламутдинов В.Ф. Анализ инновационного поведения экономических субъектов в Уральском федеральном округе (статья) // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - N14. - С. 7-14.
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Исламутдинов Вадим Фаруарович (isvad@hotmail.ru)
  • Обновлено: 09/07/2014. 23k. Статистика.
  • Статья: Бизнес
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.