Исламутдинов Вадим Фаруарович
Институты стимулирования инновационного поведения экономических субъектов: сущность и классификация

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Исламутдинов Вадим Фаруарович (isvad@hotmail.ru)
  • Обновлено: 21/02/2015. 35k. Статистика.
  • Статья: Бизнес
  • Иллюстрации/приложения: 1 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Анализируются сущность институтов стимулирования инновационного поведения экономических субъектов и подходы к их классификации на основе ряда критериев. Представлен авторский подход к классификации указанных институтов, базирующийся на трех критериях - субъекте управления, масштабе применения и способе функционирования. \\\ Проблемы теории и практики управления. 2014. N 1. С. 78-86.


  •   
       Инвестиции и инновации
      

    ИНСТИТУТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ: сущность и классификация

       Аннотация
       Анализируются сущность институтов стимулирования инновационного поведения экономических субъектов и подходы к их классификации на основе ряда критериев. Представлен авторский подход к классификации указанных институтов, базирующийся на трех критериях - субъекте управления, масштабе применения и способе функционирования.
      
      
      
      

    Вадим Исламутдинов

       кандидат экономических наук, доцент
       кафедра экономической теории
       Югорский государственный университет
       628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 16

    v_islamutdinov@ugrasu.ru

      
      
       ключевые слова: институт, стимулирование, инновационное поведение, классификация

       ? Институты стимулирования инновационного поведения способствуют тому, чтобы экономические субъекты осуществляли выбор из имеющихся альтернатив в пользу инновационного типа поведения
      
      
       ? Представляется целесообразной классификация институтов стимулирования инновационного поведения, основанная на трех критериях: по субъекту управления, по области применения, по способу функционирования
      
      
       ? Исследование сущности и классификация институтов стимулирования инновационного поведения позволяют расширить теоретические представления в этой отрасли знаний, сформировать методологический инструментарий для оценки эффективности данных институтов
      
      
      
      
      
      
       В настоящее время существует множество подходов к определению понятия "институт" и каждый из них отражает лишь какой-либо один аспект этого понятия. Поэтому прежде чем трактовать такое понятие, как институт стимулирования инновационного поведения экономических субъектов (далее -- ИСИП), необходимо установить, какой из подходов отражает сущность этого понятия наиболее полно, а значит, будет наиболее продуктивным при исследовании его природы.
      
       ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ "ИНСТИТУТ"
      
       В той или иной степени сущность института стимулирования инновационного поведения отражают нормативный, информационный, эволюционный, трансакционный и организационный подходы к его пониманию (табл. 1).
      
       Таблица 1
       РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИНСТИТУТА
      
      

    Подход

    Определение института

       Нормативный
       Внешняя регламентирующая норма
       Этический
       Внутренняя этическая норма
       Информационный
       Знание, содержащее образец поведения
       Эволюционный
       Рутина - норма делового поведения
       Игровой
       Правила игры хозяйственных субъектов
       Трансакционный
       Ограничения, обусловленные трансакционными издержками
       Контрактный
       Общественный договор
       Социологический
       Форма социальных взаимодействий
       Организационный
       Согласованность отдельных элементов социальной среды
      
       Источник: [1, с 13].
       Прокоментируем некоторые из представленных подходов.
       Нормативный подход нельзя игнорировать, поскольку в последнее время усиливается тенденция, связанная с законодательным оформлением различных аспектов инновационной деятельности. Однако он слабо отражает сущность ИСИП, поскольку их назначение -- не столько запрещать какие-либо действия, сколько подталкивать экономических субъектов к определенным действиям.
       Информационный подход в большей степени применим при изучении ИСИП, поскольку именно благодаря распространению знаний о возможностях и последствиях инновационной деятельности меняются стимулы экономических агентов, происходит их переориентация на инновационный тип экономического поведения.
       Эволюционный подход более применим при изучении зарубежных ИСИП, потому что в других странах инновационная деятельность рутинизируется, становится нормой делового поведения, в то время как в России инновационная деятельность пока лишь скорее исключение, чем правило.
       Трансакционный подход к исследованию ИСИП весьма эффективен, так как в сфере инноваций трансакционные издержки наиболее высоки по сравнению с иными видами человеческой деятельности. Именно способностью институтов снижать трансакционные издержки можно объяснить их роль в стимулировании инновационной активности.
       Организационный подход применим при исследовании инновационной деятельности на макроуровне, в частности при исследовании национальной инновационной системы и ее элементов. При этом его недостатком является смешение понятий "институт" и "организация", что затрудняет понимание их сущности.
      
       ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНСТИТУТА СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ
       Переходя к определению ИСИП, необходимо учитывать, что в наиболее распространенном понимании институты, связанные с инновационной деятельностью, - это "совокупность различных органов (преимущественно общественных и государственных), которые включены в процесс создания, распространения научных и технических знаний и управления ими" [2, с. 93]. В более правильном с точки зрения институциональной экономики понимании - это совокупность формальных и неформальных правил, т.е. моделей поведения в сфере инновационной активности экономических субъектов.
       Необходимость выделения ИСИП в отдельную научную категорию обусловлена тем, что данные институты имеют характеристику, отличающую их от всех других институтов. Обычно институт включает 3 базовых элемента, составляющих его структуру: норму, санкцию и механизм функционирования (реализации санкций). ИСИП отличаются тем, что вместо санкций имеют в своем составе поощрения (антисанкции), которые и создают стимулы к инновационному поведению. Иными словами, если обычные институты ограничивают выбор экономических субъектов из имеющихся альтернатив, то ИСИП расширяют выбор за счет того, что делают возможными новые альтернативы (рисунок 1).
       Однако санкции в институтах стимулирования все же должны присутствовать, и применяться в отношении тех субъектов, которые либо используют данный институт не по назначению (псевдоинновационное поведение), либо своим действием (бездействием) сковывают действие института, тем самым снижая его стимулирующую роль.
       Следовательно, в нашем понимании ИСИП -- это нормы, правила, поощрения, санкции и механизмы, предназначенные для воздействия на стимулы экономических субъектов таким образом, чтобы они осуществляли выбор из имеющихся альтернатив в пользу инновационного типа поведения.
      
       0x08 graphic
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

       0x08 graphic
    - трансакционные издержки (барьеры)

    Рисунок 1 - Схема выбора инновационного поведения из имеющихся альтернатив

      
       Степень воздействия рассматриваемых интситутов на стимулы экономических субъектов зависит от ряда факторов. Наибольшая степень этого воздействия достигается при наличии максимально полной и отлаженной системы институтов в рамках институциональной среды инновационной деятельности. Важную роль играет эффективное функционирование институтов более высокого порядка (гражданское законодательство, судебная система и др.). Необходимо также учитывать распространенность неформальных институтов, таких как коррупция (взятки, "откаты"), ренториентированное поведение и т.д. Эти факторы могут либо оказывать антистимулирующее воздействие, либо значительно снижать эффективность стимулов к инновационной деятельности.
       ИСИП пронизывают всю структуру институциональной среды инновационной деятельности, присутствуя в составе как макро- и мезоинститутов, так и микро- и миниинститутов. В первом случае субъектом управления выступает государство в лице федеральных и региональных органов власти, а объектом управления (стимулирования) -- хозяйствующие субъекты. Во втором случае субъектом управления выступают организации, а объектом стимулирования - их работники и партнеры.
       При этом институты развития являются связующим звеном между институтами национальной инновационной системы (НИС) и ИСИП, поскольку воздействуют и на функционирующих, и на потенциальных участников НИС, в то время как ИСИП оказывают воздействие в первую очередь на потенциальных участников НИС, вовлекая их в инновационный процесс. Тем самым они способствуют распространению инновационного типа поведения, что позволит выровнять перекосы в уровне технологического развития национальной экономики, когда высоко технологичные отрасли уже формируют VI технологический уклад, а в остальных отраслях еще не завершен переход на IV технологический уклад.
      
       КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ ИНСТИТУТОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ
      
       В специальной литературе можно встретить классификацию ИСИП на основе следующих критериев [3, 4].
       По происхождению практически все ИСИП являются искусственными, поскольку сама по себе инновационная деятельность как экономическое понятие возникла недавно в результате сознательных действий наиболее развитых государств и корпораций. Единственным естественным институтом, косвенно стимулирующим инновационную активность, можно считать институт рыночной конкуренции.
       По уровню формализации данные институты могут быть как формальные, так и неформальные. К первым можно отнести законодательно установленные льготы для инновационных фирм, институт защиты интеллектуальной собственности и др. Ко вторым -- принятые в бизнес--среде нормы премиальных и поощрительных выплат для работников, активно занимающихся инновационной деятельностью, или нормы, согласно которым происходит отбор претендентов на венчурное финансирование.
       По типу возникновения ИСИП относятся к вторичным, т.е. для формирования данных институтов необходимо наличие исправно действующей системы институтов более общего порядка -- гражданского и уголовного законодательства, регламентов государственной гражданской службы, норм делового общения в бизнес--среде и т.д.
       По отношению к субъекту (фирме) данные институты могут быть как внешними (экзогеными), так и внутренними (эндогеными). Внешние институты обеспечивают взаимодействие фирмы с другими фирмами в процессе осуществления инновационной деятельности. Внутренние институты обеспечивают взаимодействие индивидов и подразделений внутри фирмы в процессе осуществления инновационной деятельности.
       По сфере функционирования ИСИП относятся к экономическим институтам, хотя нельзя отрицать их политическую и социальную составляющие.
       По степени определенности участников ИСИП в большей части классифицируются как институты, ориентированные на неопределенных участников, т.е. на всех, кто может выполнять соответствующие действия. Преимущество инновационной деятельности состоит в том, что ею могут заниматься любые экономические агенты.
       По характеру воздействия на поведение экономических агентов ИСИП являются стимулирующими. Другими словами, эти институты изменяют соотношение выгод и издержек экономических субъектов, тем самым создавая стимулы к инновационному поведению. Ярким примером стимулирующего института является институт налоговых льгот. Однако нельзя не учитывать сигнализирующее и регулирующее воздействия данных институтов.
       По степени эффективности ИСИП сильно различаются. Для экономики Российской Федерации характерно наличие довольно большого числа заимствованных институтов в рассматриваемой сфере, эффективность которых не однозначна (например, институт венчурного финансирования).
       По степени зрелости данные институты классифицируются как развивающиеся и развитые. Разрушающихся институтов пока нет, поскольку сама сфера инновационной деятельности относительно нова для экономики любой страны.
       По масштабу применения можно выделить пять уровней ИСИП:
       глобальные институты -- например, международные системы патентования и стандартизации;
       макроинституты - например, налоговая политика, защита интеллектуальной собственности;
       мезоинституты - например, отраслевые стандарты, региональные программы развития;
       микроинституты - например, финансирование инновационных проектов,
       миниинституты - например, способы стимулирования инновационной активности сотрудников фирм.
       По наличию внутренней структуры ИСИП разделяются на простые и сложные. Простые - те, которые нельзя разложить на более мелкие (например, институт патентования, институт налоговых льгот и др.). К сложным (составным) институтам относятся институты, которые можно разложить на более простые (например, технопарк, помимо своей основной деятельности, оказывает услуги, связанные с консультированием, предоставлением помещений, микрофинансированием). Отметим, что хотя сложные институты обеспечивают синергический эффект, их общая эффективность определяется эффективностью самого слабого звена.
       По способу функционирования можно выделить институты, действующие:
       непосредственно на основе институтов более высокого порядка, норм доверия и делового оборота (например, институт бизнес--ангелов);
       посредством органов и механизмов государственной власти и управления (например, институт налоговых льгот);
       с помощью специально созданных организаций -- институтов развития, объектов инновационной инфраструктуры (например, институт венчурного финансирования).
      
       КЛАССИФИКАЦИЯ ИСИП ПО ТРЕМ КРИТЕРИЯМ
      
       Представляется целесообразной классификация ИСИП, основанная на сочетании трех критериев: по субъекту управления, по масштабу применения, по способу функционирования (табл. 2).
       Таблица 2
       КЛАССИФИКАЦИЯ ИСИП ПО ТРЕМ КРИТЕРИЯМ

    По субъекту управления

    По масштабу применения

    По способу функционирования

    ИСИП

       Государство
       Макроинституты
       Непосредственно (на основе норм доверия и делового
       оборота)
       Рыночная конкуренция
       Бизнес--ангелы
       Инновационные сети (экосистемы)
      
      
       Посредством органов государственной власти и управления
       Налоговые льготы
       Субсидии
       Экологические нормы и штрафы
       Принудительное лицензирование
      
      
       Мезоинституты
       С помощью специально созданных организаций (институтов развития и инновационной инфраструктуры)
       Венчурное финансирование
       Льготное кредитование
       Лизинг
       Бизнес--инкубирование
       Микрофинансирование
       Размещение в технопарке
       Коллективное пользование научным оборудованием
       Хозяйствующие субъекты
       Микроинституты
       Безвозмездная выдача лицензий Предоставление технической помощи
       Обучение персонала фирмы-- компаньона
       Введение отраслевых стандартов
       Оценка и распределение рисков
       Институты доверия (бизнес--репутация)
      
       Миниинституты
       Оценка рисков и распределение ответственности
       Институты поиска новых возможностей и выявления "слепых зон"
       Обучение и стажировка персонала
       Материальное стимулирование (дифференциация оплаты труда)
       Способы снятия сопротивления переменам
       Источник: составлено автором.
       Рассмотрим подробнее каждый из представленных в табл. 2 ИСИП.
       Рыночная конкуренция -- наиболее мощный институт, стимулирующий инновационное поведение экономических субъектов. При этом имеется в виду так называемая "шумпетерианская" конкуренция, когда победителем в конкурентной борьбе становится экономический субъект, первым создавший и внедривший инновационную технологию или инновационный продукт. В этом случае экономический субъект получает квази--ренту (интеллектуальную ренту), связанную с временным технологическим превосходством, что собственно и является стимулом для инноваций. С одной стороны, этот институт достаточно прост. С другой стороны, его трудно воспроизвести искусственно в рамках национальной экономики, так как он может развиваться лишь самостоятельно на базе институтов более высокого порядка.
       Деятельность бизнес--ангелов во многом схожа с венчурным финансированием, однако есть коренное отличие - практическое отсутствие формальных процедур. Соглашение между инноватором и бизнес--ангелом часто бывает устным и лишь в случае успеха оформляется юридически. Как и рыночная конкуренция, данный институт не допускает искусственного "взращивания", бизнес--ангелы появляются сами при условии развитой институциональной среды. Стимулирующее действие проявляется в том, что инноватор, получив средства, может начать воплощать свои идеи на практике. Однако следует учитывать, что он несет моральную ответственность перед бизнес--ангелом за экономическую результативность проекта.
       Инновационные сети (экосистемы) также являются результатом процессов самоорганизации в инновационной сфере, когда фирмы используют общую технологическую платформу с целью снизить неопределенность внешней среды, повысить устойчивость финансовых результатов своей инновационной деятельности. Стимулирующее действие заключается в том, что организация оказывается перед выбором либо участвовать в инновационном процессе наравне со всеми участниками сети, либо быть исключенным из сети с далеко идущими последствиями.
       Налоговые льготы -- институт, наиболее часто используемый органами государственной власти во многих странах для стимулирования инновационного поведения. Налоговые льготы оказывают стимулирующее действие благодаря снижению издержек участников инновационной деятельности и увеличению финансовых результатов. Однако для многих потенциальных участников инновационной деятельности выгоды от снижения налогов часто нивелируются из-за дополнительных издержек на подготовку налоговой отчетности, отсроченного во времени эффекта, а также неопределенности результатов инноваций. Поэтому налоговые льготы чаще выступают дополнительным, а не основным фактором, определяющим выбор экономического субъекта.
       Субсидии увеличивают экономическую эффективность инновационной деятельности и, в отличие от налоговых льгот, действуют быстрее. Эффект от субсидий экономический субъект может увидеть сразу. В то же время получение субсидий сопряжено с преодолением известных формальных процедур, а значит, стимулирующий эффект снижается по мере их усложнения.
       Экологические нормы и штрафы можно отнести к стимулирующим институтам косвенно, поскольку по характеру воздействия они близки к классическим институтам (они содержат не поощрения, а санкции за несоблюдение установленных норм загрязнений). Стимулирующее воздействие заключается в необходимости поиска и внедрения экономическим субъектом технологий, обеспечивающих снижение выбросов до необходимого уровня.
       Принудительное лицензирование также оказывает стимулирующее воздействие косвенно. Суть в том, что по прошествии довольно небольшого периода времени после получения патента государство обязывает инноватора начать продавать лицензии на свою продукцию или технологию. Иначе он теряет патент и основанную на нем квази--ренту. Это заставляет инноватора начать производство и реализацию инновационной продукции сразу же после получения патента, чтобы успеть максимально извлечь интеллектуальную ренту. Таким образом, становится невозможными получение и скупка патентов с тем, чтобы просто положить их на полку. Инноватор оказывается перед выбором либо не патентовать инновацию и, вероятно, лишиться ее, либо патентовать и сразу начать внедрять.
       Венчурное финансирование предполагает участие венчурного инвестора не только в финансировании проекта, но и в управлении им на всех стадиях его продвижения. Стимулирующее воздействие проявляется, с одной стороны, в том, что открывается финансовая возможность для реализации проекта, с другой стороны, -- в помощи венчурной компании в управлении проектом. При этом инноватор, получив венчурное финансирование, становится несамостоятельным в принятии решений, что снижает риск неверных управленческих решений. Однако до конечной стадии (получения прибыли) доходит очень мало проектов (один из многих тысяч), так как отбор весьма жесткий. Проект может быть прекращен инвестором на любой стадии ввиду недостаточной проработки или явной экономической неэффективности.
       Льготное кредитование предполагает получение инноватором кредитов на относительно мягких условиях по сравнению с обычными (низкая процентная ставка, длительный срок, необременительные требования к обеспечению и т.д.). Возможность реализации проекта играет стимулирующую роль, но необходимость уплаты процентов - дестимулирующую. Кроме того, процедура предоставления таких кредитов значительно более сложная, так как вместо залога требуются государственные гарантии или другие виды обеспечения.
       Лизинг во много похож на льготное кредитование с тем отличием, что здесь участвует третья сторона - лизинговая компания, которая берет на себя риски невозврата заемных средств. Стимулирующий эффект лизинга заключается в том, что инноватор может получить необходимое оборудование для реализации проекта, а в случае неудачи просто вернуть его. Однако необходимость лизинговых выплат также оказывает дестимулирующий эффект.
       Бизнес--инкубирование предусматривает консультационную помощь начинающим предпринимателям, в том числе инноваторам. Стимулирующее воздействие заключается в том, что снижаются трансакционные издержки, связанные с освоением нового вида деятельности.
       Микрофинансирование предполагает предоставление инноваторам грантов для начала осуществления проекта. И хотя появляется финансовая возможность для реализации проекта, стимулирующее воздействие, например, в сфере информационных технологий, ограничено стартапами, не требующими значительных инвестиционных вложений.
       Размещение в технопарке позволяет резидентам данных организаций получать целый комплекс услуг, который включает предоставление офисных помещений и оборудования, доступ в Интернет, консультации по самым разным аспектам деятельности для начинающих инноваторов. Стимулирующее действие заключается в том, что снижаются трансакционные издержки, связанные с освоением нового вида деятельности.
       Коллективное пользование научным оборудованием дает возможность инноваторам воспользоваться редким и дорогостоящим оборудованием для проведения научных исследований и испытаний. Стимулирующее воздействие оказывает переход инновационного проекта на новый уровень - уровень опытных и демонстрационных образцов, что значительно увеличивает шансы привлечения потенциальных инвесторов.
       Безвозмездная выдача лицензий и предоставление технической помощи организациям--партнерам создают условия, при которых партнеры могут повышать свой технологический уровень, пропуская несколько стадий собственных НИОКР, а значит, сокращая затраты на инновационную деятельность. Организации--инноватору данный институт также приносит выгоду, поскольку организация--партнер либо становится постоянным клиентом, либо обеспечивает защиту от конкурентов на тех рынках, обслуживание которых не входит в сферу приоритетов.
       Обучение персонала фирмы--компаньона выполняет те же функции, что и безвозмездная передача лицензий и предоставление технической помощи.
       Введение отраслевых стандартов позволяет сформировать собственную сеть партнеров и контрагентов, которая в некоторой мере будет защищена от посягательств конкурентов. В результате повышается экономический эффект от инновационной деятельности, а также увеличивается его продолжительность. Таким образом, введение отраслевых стандартов увеличивает лояльность организаций--партнеров.
       Оценка и распределение рисков выполняют одновременно и сигнализирующую, и стимулирующую роли. Принятие одной организацией рисков и ответственности за результаты инновационной деятельности на себя является лучшим сигналом для потенциальной фирмы--партнера о серьезности намерений ее компаньона. Установление допустимого уровня риска представляет собой довольно сильный фактор, стимулирующий начало инновационной деятельности для дочерних организаций и небольших фирм--партнеров.
       Институты доверия (бизнес-репутация) обеспечивают условия для начала совместных инновационных преобразований. Совместные инновации предполагают осуществление вложений в специфические активы, а значит, велика вероятность оппортунистического поведения. Лишь безупречная бизнес--репутация фирмы может подвигнуть другую фирму совершить такие рискованные инвестиции.
       Оценка рисков и распределение ответственности оказывает сигнализирующее и стимулирующее воздействие. Если руководство берет на себя риски и ответственность за результаты инновационной деятельности, то для рядового персонала, а также для менеджеров среднего и низшего звена это означает, что курс на инновационные преобразования - не просто очередные "красивые слова", а программа "всерьез и надолго".
       Институты поиска новых возможностей и выявления "слепых зон" помогают генерировать инновационные идеи, а, значит, снижают издержки, связанные с этим процессом, и в первую очередь затраты времени. К таким миниинститутам можно отнести создание рабочих групп и команд, проведение "мозговых штурмов", использование стратегий "подрывных инноваций", "голубых океанов", ресурсов, процедур, ценностей и др. Они не только снижают издержки, но и повышают результативность инновационной деятельности.
       Обучение и стажировки персонала стимулируют инновационную активность благодаря повышению качества человеческого капитала, перениманию опыта инновационных преобразований. В конечном итоге сокращаются издержки, связанные с инновационной деятельностью, и повышается ее результативность.
       Материальное стимулирование (дифференциация оплаты труда) -- мощный стимул для повышения инновационной активности персонала, так как компенсирует моральные издержки и потери времени работников. Однако эффективность этого института во многом зависит от действенности остальных миниинститутов, а также более общих миниинститутов фирмы (таких, как учет и контроль). В противном случае активность может свестись к имитации инновационной деятельности ради премий и бонусов.
       Способы снятия сопротивления переменам могут быть самыми разнообразными. Как правило, они предусматривают сочетания различных миниинститутов, рассмотренных ранее. Например, сопротивление можно снять за счет перераспределения ответственности между руководителем и подчиненными, за счет обучения или стажировки сотрудника, за счет повышения заработной платы и т.д. Необходимость выделения этого вида деятельности в отдельный институт связана с его важностью, поскольку подспудное сопротивление переменам может свести на нет эффективность всех других миниинститутов. К специфическим действиям в рамках этого миниинститута относятся выявление скрытого сопротивления, установление и нейтрализация неформального лидера, внедрение агентов поддержки инноваций внутри коллектива и т.п. Одним из способов снятия сопротивления является постоянное информирование сотрудников об успехах коллег или организации в целом.
       В заключение отметим, что, исследование сущности и разновидностей ИСИП позволили расширить теоретические представления в этой отрасли знания. Предложенная классификация, систематизируя весь спектр рассматриваемых институтов, дает возможность сформировать методологический инструментарий для оценки эффективности данных институтов.

    ЛИТЕРАТУРА

        -- Корнейчук В.Б. Институциональная экономика: учебное пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2007.
        -- Киселева В.В., Колосницына М.Г. Государственное регулирование инновационной сферы. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.
        -- Ивинская И.В. Развитие детерминирующих экономических институтов в условиях становления в России экономики, основанной на знаниях. Автореф.....дисс. канд. экон. наук. -- Тамбов, 2012.
        -- Попов Е.В. Эволюция институтов миниэкономики. -- М.: Наука, 2007.
      
      
      
      
      
      
      
      
      

    12

      
      
      
       Стимулы
      
      
      
      
      

    Консерватив-ное поведение

      
      

    Рентоиска-тельское

    поведение

      
      

    Экономический субъект

      
      
      
      
      
      

    Институты стимулирования инновационного поведения

      

    Криминальное

    поведение

      
      

    Инновационное поведение

      
      

    Институты уголовного права, правоохранительных органов и судебной системы

      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Исламутдинов Вадим Фаруарович (isvad@hotmail.ru)
  • Обновлено: 21/02/2015. 35k. Статистика.
  • Статья: Бизнес
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.