Исламутдинов Вадим Фаруарович
Исламутдинов В.Ф. Куриков В.М., Яцкий С.А. Институциональная среда присвоения нефтяной ренты в России: состав институтов и институциональные ловушки

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Исламутдинов Вадим Фаруарович (isvad@hotmail.ru)
  • Обновлено: 05/09/2017. 44k. Статистика.
  • Статья: Бизнес
  • Иллюстрации/приложения: 1 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ "Ретроспектива, специфика и прогнозирование эволюции экономических институтов ресурсодобывающего региона (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)", соглашение #15-12-86001/15 от 24.04.2015 г. Актуальность темы определяется изменениями глобальной экономической конъюнктуры, приведшей к падению цен на нефть и соответствующего сокращения размера нефтяной ренты. Это привело к необходимости более пристального изучения процесса присвоения нефтяной ренты на базе новейших достижений экономической науки, разработанных в рамках институциональной и эволюционной экономики. В статье рассмотрены основные этапы и участники процесса присвоения нефтяной ренты, разработана схема взаимодействия экономических субъектов в процессе присвоения нефтяной ренты, определен состав институциональной среды присвоения нефтяной ренты в России в целом и в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в частности. Выявлены институциональные ловушки в институциональной среде присвоения нефтяной ренты, предложены пути их преодоления.Статья опубликована в журнале "Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом". 2015. # 12. С. 16-21.


  •    УДК 347.464; 330.837

    ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА ПРИСВОЕНИЯ НЕФТЯНОЙ РЕНТЫ В РОССИИ: СОСТАВ ИНСТИТУТОВ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ЛОВУШКИ

    Вадим Фаруарович Исламутдинов (д-р экон. наук, доцент, зав. кафедрой экономики, +79129026577, V_Islamutdinov@ugrasu.ru)

    Владимир Михайлович Куриков (д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры экономики, +79224793101, )

    Сергей Александрович Яцкий (канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономики, +79129021034, Say21@mail.ru)

    (ФГБОУ ВПО "Югорский государственный университет", ХМАО-Югра, г. Ханты-Мансийск, ул.Чехова, 12)

      
       Аннотация: Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ "Ретроспектива, специфика и прогнозирование эволюции экономических институтов ресурсодобывающего региона (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)", соглашение N15-12-86001/15 от 24.04.2015 г. Актуальность темы определяется изменениями глобальной экономической конъюнктуры, приведшей к падению цен на нефть и соответствующего сокращения размера нефтяной ренты. Это привело к необходимости более пристального изучения процесса присвоения нефтяной ренты на базе новейших достижений экономической науки, разработанных в рамках институциональной и эволюционной экономики. В статье рассмотрены основные этапы и участники процесса присвоения нефтяной ренты, разработана схема взаимодействия экономических субъектов в процессе присвоения нефтяной ренты, определен состав институциональной среды присвоения нефтяной ренты в России в целом и в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре в частности. Выявлены институциональные ловушки в институциональной среде присвоения нефтяной ренты, предложены пути их преодоления.
      
       Ключевые слова: институты, институциональная среда, присвоение, экономический оборот, нефтяная рента, институциональные ловушки
      
       Несмотря на то, что вопросы формирования и изъятия нефтяной (в том числе нефтяной) ренты весьма подробно исследованы в трудах отечественных ученых [2,4,10,11], институциональная среда присвоения нефтяной ренты исследована довольно слабо. Наиболее исследованными являются лишь институты изъятия природной ренты, связанные с налогообложением.
       Институты, образующие институциональную среду присвоения нефтяной ренты, следует делить по этапам процесса ее экономического оборота:
        -- Создание (формирование);
        -- Первичное распределение;
        -- Диффузия (размывание);
        -- Изъятие;
        -- Вторичное распределение (перераспределение).
       Состав экономических субъектов, так или иначе участвующих в процессах создания, изъятия и распределения нефтяной ренты весьма разнообразен: общество в лице отдельных граждан и государственных служащих, собственники капитала, топ-менеджеры, наемные работники нефтяных компаний, их контрагенты, участники рынка нефти. Каждый из субъектов принимает участие как минимум в одном из этапов. Общая схема взаимодействия субъектов в процессе создания, изъятия и распределения нефтяной ренты приведен на рисунке 1.
       Этапы экономи-ческого оборота ренты

    Участники взаимодействия

      

    общество

    государ-ственные служащие

    собствен-ники капитала

    топ-менеджеры

    наемные работники

    контр-агенты

    участ-ники рынка

      

    Создание

       0x08 graphic
      
       0x08 graphic
      
      
      
       0x08 graphic
    0x08 graphic
       0x08 graphic
    0x08 graphic
    0x08 graphic
       0x08 graphic
    0x08 graphic
    0x08 graphic
    0x08 graphic
       0x08 graphic
    0x08 graphic
    0x08 graphic
       0x08 graphic
       0x08 graphic

    Первичное распределение

       0x08 graphic
      
       0x08 graphic
    0x08 graphic
    0x08 graphic
       0x08 graphic
       0x08 graphic
    0x08 graphic
    0x08 graphic
      
      
      
      

    0x08 graphic

    Диффузия

      
       0x08 graphic
      
       0x08 graphic
      
      
      

    0x08 graphic

    Изъятие

       0x08 graphic
    0x08 graphic
    0x08 graphic
    0x08 graphic
    0x08 graphic
      
       0x08 graphic
    0x08 graphic
    0x08 graphic
    0x08 graphic
    0x08 graphic
      
      
      
      

    0x08 graphic

    Вторичное распреде-

    ление

       0x08 graphic
    0x08 graphic
    0x08 graphic
    0x08 graphic
       0x08 graphic
       0x08 graphic
    0x08 graphic
    0x08 graphic
    0x08 graphic
       0x08 graphic
       0x08 graphic
       0x08 graphic
      

    Рисунок 1 - Схема взаимодействия экономических субъектов в процессе присвоения нефтяной ренты

       Состав институтов институциональной среды присвоения нефтяной ренты приведен в таблице 1
       Таблица 1 - Состав институциональной среды присвоения нефтяной ренты в России
       Институты создания /формирования ренты
       Институты первичного распределения ренты
       Институты диффузии / размывания ренты
       Институты изъятия ренты государством
       Институты перераспределения ренты
       Государственная собственность на недра
       Частная собственность
       Вертикально-интегрированные нефтяные компании
       Налог на добычу полезных ископаемы
       Заработная плата
       Конкурсный /аукционный порядок предоставления лицензий на месторождения
       Доля государства в капитале нефтяных компаний
       Трансфертное ценообразование
       Экспортные пошлины
       Дивиденды
       Институты поиска и разведки месторождений
       Соглашения о разделе продукции
       Офшоры
       Налог на прибыль
       Процент
       Организация и управление производством в нефтяных компаниях
      
       Социальные программы нефтяных предприятий
       Платежи за пользование недрами
       Инвестиции
       Биржевое ценообразование
      
       Инсайдеры
       Валютная политика ЦБ
       Бюджетные расходы и трансферты
      
      
       Лоббирование
      
       Выплаты КМНС за использование родовых угодий
      
      
       Коррупция
      
      
       На первом этапе происходит создание ренты, то есть нефтяная рента на данном этапе вовлекается в экономический оборот, обособляясь от природной основы. Кроме того на этом этапе происходит формирование и определение величины всех составляющих ренты: абсолютной, монопольной, дифференциальной первого и второго рода. К институтам, действующим на данном этапе относятся: государственная собственность на недра, конкурсный /аукционный порядок предоставления лицензий на месторождения, поиск и разведка месторождений, организация и управление производством в нефтяных компаниях, биржевое ценообразование.
       Государственная собственность на недра является формальным институтом и установлена Законом РФ "О недрах" [5]. Данный закон закрепил монополию государства на недра и лицензионный порядок пользования недрами хозяйствующими субъектами, определил основы рационального использования и охраны недр, а также систему платежей при пользовании недрами. Благодаря монополии государства на недра образуется не только абсолютная, но и монопольная составляющие нефтяной ренты. Ограничивая доступ хозяйствующих субъектов к недрам, государство увеличивает величину ренты по сравнению с ситуацией неограниченного доступа. Кроме того, государственная собственность на недра позволяет государству более эффективно изымать ренту у недропользователей.
       Конкурсный /аукционный порядок предоставления лицензий на месторождения также является формальным институтом и закреплен тем же Законом "О недрах", а также Положением "О порядке лицензирования пользования недрами"[7]. Благодаря данному порядку формируется дифференциальная составляющая нефтяной ренты, поскольку участки недр сильно различаются по своим качествам и вышеописанный порядок предоставления лицензий призван определить того из недропользователей, который способен получить максимальную величину дифференциальной ренты.
       Поиск и разведка месторождений регулируется целым комплексом формальных и неформальных институтов, включая как государственное регулирование поискового и разведочного бурения, так и институты, регулирующие взаимоотношения между геологоразведочными и нефтедобывающими организациями. Данные институты позволяют уточнить величину дифференциальной ренты и определить экономическую эффективность разработки месторождения с учетом изъятия ренты в пользу государства.
       Институты организации и управления производством в нефтяных компаниях основаны в большей мере на сочетании формальных институтов, таких как Трудовой кодекс и внутрикорпоративные институты, и неформальных институтов взаимодействия работников в крупных коллективах. Данные институты способствуют полному извлечению нефтяной ренты и формируют величину дифференциальной ренты в натуральном выражении.
       Биржевое ценообразование является формальным институтом, формирует цены на нефть и нефтепродукты и тем самым определяет стоимостную величину природной ренты, в первую очередь абсолютной ее составляющей. Надо отметить, что довольно долгое время образование цены на нефть происходило на зарубежных биржевых площадках, например нефть отечественного сорта Urals торгуется в основном на Лондонской бирже. Лишь недавно начались торги нефтью на российской ММВБ за рубли и оплата рублями поставок нефти на экспорт [6].
       На втором этапе происходит первичное распределение ренты, без чего невозможно ее дальнейшее изъятие и присвоение. К институтам, действующим на данном этапе относятся: частная собственность, доля государства в капитале нефтяных компаний, концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции.
       Частная собственность на имущество нефтяных компаний является формальным институтом, регулируется Гражданским кодексом РФ и создает условия для первичного присвоения нефтяной ренты владельцами капитала. Именно благодаря институту частной собственности рента, созданная на предыдущем этапе, становится объектом экономических отношений и может участвовать в дальнейшем обороте.
       Доля государства в капитале нефтяных компаний также является формальным институтом, регулируется Гражданским кодексом РФ и позволяет государству напрямую участвовать в первичном присвоении нефтяной ренты, минуя этап изъятия ренты.
       Соглашения о разделе продукции является формальным институтом, регулируются Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" [9], и позволяют извлекать и присваивать нефтяную ренту в тех случаях, когда не срабатывают институты лицензирования участков недр.
       На третьем этапе происходит диффузия ренты, то есть ее размывание с целью незаконного присвоения и уклонения от изъятия. В результате возникают политическая и инсайдерская ренты. К институтам, действующим на данном этапе относятся: вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК), трансфертное ценообразование, офшоры, социальные программы нефтяных предприятий, инсайдеры, лоббирование, коррупция.
       Согласно Виноградовой А.В. [1] к механизмам размывания нефтяной ренты относятся создание затратных структур и перекрестное субсидирование, которые позволяют значительно снизить величину прибыли нефтяных копаний, а значит и величину уплачиваемых налогов. По нашему мнению, эти механизмы действуют благодаря формальному институту вертикально-интегрированных нефтяных компаний, только в рамках которых возможно занижение прибыли. Причем такая деятельность не является чем-то противозаконным и неформальным.
       Трансфертное ценообразование является формальным институтом, дополняющим ВИНК, т.к. внутри интегрированных структур возможно использование нерыночных цен, способствующих перетеканию и последующему размыванию ренты. Возможность трансфертного ценообразования вызвана несовершенством налогового администрирования.
       Вывод прибыли в оффшоры путем создания в офшорных зонах предпринимательских структур, контролирующих бизнес в России, является весьма действенным институтом получения инсайдерской ренты, поскольку чаще всего реальными собственниками нефтяных компаний являются их же топ-менеджеры через подставные лица и компании в офшорах. Данный институт хоть и является формальным, офшоры не запрещены, однако само использование офшоров для вывода прибыли является неформальным институтом, основанным на формальных правилах.
       Социальные программы нефтяных предприятий являются формальным институтом, основанным на коллективном договоре между работниками и работодателем. На первый взгляд социальные программы не являются институтом размывания ренты, но как справедливо утверждает Виноградова А.В. [там же], социальные расходы зачастую служат целям увеличения благосостояния топ-менеджеров в большей мере, чем целям выравнивания социального неравенства внутри компании.
       Инсайдеры, которые действуют внутри госслужбы, добывают информацию для топ-менеджмента нефтяных компаний, тем самым обеспечивая конкурентные преимущества и участвуют в формировании инсайдерской ренты. Данный институт является неформальным и близок к коррупции.
       Лоббирование интересов нефтяных компаний представляет собой неформальный институт, который формирует политическую ренту для государственных служащих и также способствует диффузии ренты. В истории постсоветской России можно привести множество примеров, когда лоббирование позволяло нефтяникам долго и успешно блокировать изменения в законодательство, так или иначе приводящие к увеличению величины изымаемой ренты.
       Коррупция также является неформальным институтом, размывающим нефтяную ренту и создающим политическую ренту для госслужащих. Причем масштабы коррупции, связанной с диффузией нефтяной ренты настолько велики, что затрагивают интересы высших эшелонов власти и тем самым, создаются условия для предотвращения любых попыток начать реальную борьбу с ней.
       На четвертом этапе происходит изъятие ренты, точнее изъятие частной нефтяной ренты в пользу государства. К институтам, действующим на данном этапе относятся: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), экспортные пошлины, налог на прибыль, Платежи за пользование недрами, валютная политика ЦБ.
       НДПИ является основным формальным институтом, с помощью которого осуществляется изъятие нефтяной ренты в пользу государства. Регулируется НДПИ Налоговым кодексом РФ. Многие ученые крайне негативно оценивают эффективность НДПИ как института изъятия нефтяной ренты. Например, Ханунов А.И. и Сапожникова О.А. [10] считают, что современная система налогообложения добычи нефти наоборот помогает субъектам бизнеса в сфере природопользования бесконтрольно истощать недра и умышленно занижать налогооблагаемую базу. С этим нельзя согласиться, т.к. налоговая нагрузка в нефтяном секторе составляет 65-70% по сравнению с 30-35% в среднем по российской экономике, и основной вклад вносит именно НДПИ.
       Экспортные пошлины являются вторым формальным институтом, который позволяет государству изымать нефтяную ренту. Регулируются экспортные пошлины Таможенным кодексом и подзаконными актами. На первый взгляд данный институт выглядит лишним при наличии НДПИ, однако на самом деле его наличие позволяет государству осуществлять тонкую настройку механизма изъятия нефтяной ренты, т.к. комбинация из НДПИ и экспортной пошлины позволяет осуществлять так называемый "налоговый маневр", перераспределяя рентную нагрузку внутри нефтяного сектора от экспортеров к тем, кто работает на внутреннем рынке и наоборот.
       Налог на прибыль, хоть и не является институтом, задуманным с целью изъятия нефтяной ренты, все же играет существенную роль в этом процессе, поскольку недостатки НДПИ не позволяю изымать нефтяную ренту в полном объеме, и нефтяные компании зачастую получают сверхприбыли. Данный институт тоже является формальным и также как НДПИ, регулируется Налоговым кодексом.
       Платежи за пользование недрами являются формальным институтом и устанавливаются законом "О недрах". Однако их роль в изъятии нефтяной ренты в России незначительна, поскольку величина их по сравнению с НДПИ и экспортными пошлинами просто символическая.
       Валютная политика ЦБ не является институтом, который изначально предназначался для изъятия нефтяной ренты. Данный институт является формальным и регулируется законом "О валютном регулировании и валютном контроле" [8] и внутренними нормативными документами ЦБ РФ. Однако использование данного института для целей изъятия нефтяной ренты является неформальным и началось сравнительно недавно. Нестандартное использование данного института стало возможно по двум причинам: зависимости величины НДПИ и экспортных пошлин от курса национальной валюты, заложенной в методике их расчета; перехода к плавающему валютному курсу с декабря 2014 года.
       На пятом этапе происходит вторичное распределение ренты, точнее перераспределение ренты между участниками процесса ее создания. К институтам, действующим на данном этапе относятся: заработная плата, дивиденды, инвестиции, процент, бюджетные расходы и трансферты, выплаты КМНС за использование родовых угодий.
       Заработная плата является формальным институтом, регулируемым Трудовым кодексом, с помощью которого часть нефтяной ренты распределяется между наемными работниками. Причем здесь участвуют как работники нефтяных компаний, которые получают часть ренты от собственников, и работники бюджетной сферы, которые получают свою часть ренты косвенно, через бюджет.
       Дивиденды являются формальным институтом, регулируемым Гражданским кодексом РФ, с помощью которого значительная часть нефтяной ренты окончательно присваивается собственниками нефтяных компаний. Однако следует отметить, что в России из-за наличия инсайдерской ренты зачастую дивидентная политика нефтяных компаний построена так, чтобы миноритарии не получали справедливых дивидендов.
       Инвестиционная политика нефтяных компаний в значительной мере является неформальным институтом, несмотря на то, что по закону, решения об осуществлении инвестиций должны приниматься коллегиально, на собрании акционеров или совете директоров, на деле, в значительной части случае эти решения принимаются единолично и волюнтаристски топ-менеджерами, которые благодаря использованию офшорных схе, одновременно являются и владельцами компаний.
       Проценты за пользование кредитами являются формальным институтом, регулируемым гражданским кодексом РФ. С помощью процентов часть нефтяной ренты перераспределяется в пользу владельцев банковского капитала.
       Бюджетные расходы и трансферты являются формальным институтом, регулируемым Бюджетным кодексом РФ, и с помощью которого происходит перераспределение части ренты, изъятой ранее в пользу государства.
       Выплаты нефтяных компаний лицам из числа коренных малочисленных народов Севера (КМНС) за использование родовых угодий являются неформальным институтом, возникшим в 90-е годы как реакция руководства нефтяных компаний на возмущение представителей родовых общин, связанное с захватом и загрязнением родовых угодий в результате нефтедобычи. В отличие от других стран, в России данный институт формально не закреплен и все зависит от доброй воли руководства нефтяных компаний.
       Таким образом, институциональная среда нефтяной ренты в России является весьма сложной и представляет из себя конгломерат формальных и неформальных институтов. Кроме того, существуют формальные институты, которые используются неформально, и институциональные ловушки, возникающие в связи с несовершенством институциональной среды.
       Институциональные ловушки в институциональной среде нефтяной ренты:
        -- Ловушка "политической ренты" [2] возникает в связи с недостаточной спецификацией прав собственности и незащищенностью частной собственности со стороны государства. В результате, владельцы нефтегазовых компаний тратят часть средств на лоббирование своих интересов вместо того чтобы инвестировать их в развитие производства и инновации, а чиновники стремятся использовать свое положения для получения ренты. Для преодоления данной ловушки требуется коренное изменение политического устройства государственной власти, поэтому в ближайшей перспективе данная ловушка вряд ли будет преодолена.
        -- Ловушка "инсайдерской ренты" [там же] также возникает в связи с недостаточной спецификацией прав собственности и незащищенности интересов мелких акционеров. В результате менеджеры нефтегазовых компаний получают возможность перераспределять в свою пользу денежные потоки, тем самым уменьшая налогооблагаемую базу и снижая возможности государства по изъятию ренты. Одним из проявлений инсайдерской ренты является распространенность офшорных схем, которые приводят к выводу капитала и ограничений возможностей по изъятию ренты государством. Данная ловушка может быть преодолена за счет внедрения международных стандартов финансовой отчетности и открытости нефтегазовых компаний, а также за счет объединения усилий по борьбе с оффшорами в международном масштабе.
        -- Ловушка "преобладания вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК)" состоит в том, что в российской нефтяной сфере только ВИНК способны эффективно конкурировать друг с другом. Это приводит к ограничению в развитии малых нефтяных компаний, что в свою очередь приводит к недоиспользованию природно-ресурсного потенциала и недополучению государством нефтяной ренты. Выход из данной ловушки возможен только за счет развития инфраструктурных институтов в нефтегазовой отрасли, таких как аренда или лизинг нефтегазового оборудования, доступ к транспортных схемам и т.д., а также за счет более жесткой политики при предоставлении лицензионных участков.
        -- Ловушка "избыточной рентабельности нефтедобычи" проявляется в том, что рентабельность нефтедобычи выше, чем рентабельность нефтепереработки, что приводит к экспортной ориентации нефтегазовых компаний и высоким ценам на нефтепродукты внутри страны. Кроме того, нефтяные компании не заинтересованы в развитии нефтепереработки внутри страны. В результате общество недополучает часть нефтяной ренты. Данную ловушку можно ликвидировать достаточно быстро, откорректировав налоговые ставку таким образом, чтобы экспорт сырой нефти стал менее выгоден, чем экспорт продуктов ее переработки.
       Подытоживая вышеизложенное, необходимо отметить, что институциональная среда нефтяной ренты несовершенна, многие институты недостаточно формализованы, присутствуют неформальные институты, позволяющие размывать ренту, имеют место институциональные ловушки. В результате российская институциональная среда нефтяной ренты не обеспечивает эквивалентность и справедливость распределения нефтяной ренты. Большая часть ренты остается у собственников капитала, несмотря на все усилия государства по ее изъятию и перераспределению. Однако часть институциональных ловушек может быть преодолена за счет совершенствования соответствующих институтов.
      

    Список литературы

        -- Виноградова А.В. Институциональный механизм диффузии природной ренты и его особенности в нефтегазовом комплексе России // Journal of Institutional Studies. 2011. - N2. - Т.2. -С. 98-103.
        -- Виноградова А.В. Теоретические аспекты формирования и распределения природной ренты (на примере нефтегазового комплекса России). Автореф... канд. экон. наук. - Нижний Новгород, 2008. - 24 с.
        -- Виноградова А.В. Институциональные механизмы создания и присвоения природной ренты в экономике России // Журнал экономической теории. 2011. - N3. - С. 20-28.
        -- Дмитриев А.С. Развитие системы распределения природной ренты как фактор становления социально ориентированной экономики. Автореф... канд. экон. наук. - Москва, 2009. - 31 с.
        -- Закон РФ "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (действующая редакция от 31.12.2014)
        -- Первые нефтерубли // Деловая газета "Взгляд" - [Электронный ресурс]: http://vz.ru/economy/2014/10/29/712898.html
        -- Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения "О порядке лицензирования пользования недрами" (в ред. Федеральных законов от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
        -- Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
        -- Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О соглашениях о разделе продукции"
        -- Ханунов А.И., Сапожникова О.А. Современный опыт и проблемы изъятия природной ренты // Вестник Самарского государственного университета. - 2014. - N6 (116). - С. 20-31.
        -- Чернявский С.В. Концепция реформирования изъятия дифференцияальной горной ренты в нефтедобывающей промышленности России. Дисс... д-ра экон. наук. - Москва, 2013. - 353 с.

    INSTITUTIONAL ENVIRONMENT OF APPROPRIATION OF OIL RENTS IN RUSSIA: COMPOSITION OF INSTITUTIONS AND INSTITUTIONAL TRAPS

    Vadim F. Islamutdinov (doctor of economic sciences, docent, head of chair of economics, +79129026577, V_Islamutdinov@ugrasu.ru)

    Vladimir M. Kurikov (doctor of economic sciences, professor, professor of chair of economics, +79224793101, )

    Sergey A. Jazky (candidate of economic sciences, docent, docent of chair of economics, +79129021034, Say21@mail.ru)

    (Yugra State University, Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra, Khanty-Mansiysk city, Chekhova str. 12.)

      
       Abstract: This article was prepared within the framework of research on the grant of Russian Humanitarian Foundation "Retrospective, specificity and prediction of the evolution of economic institutions in the resource-mining region (on example the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra)", agreement N15-12-86001/15 dated 24.04.2015. The relevance of the topic is determined by changes in the global economic conditions, which led to a drop in oil prices and a corresponding reduction in the size of the oil rent. This led to the need for more careful study of the process of appropriation of oil rents on the basis of the latest achievements of economic science developed within the institutional and evolutionary economics. The article describes the main stages and participants in the process of appropriation of oil rents, the scheme of interaction of economic agents in the process of appropriation of oil rents, determined the composition of the institutional environment of appropriation of oil rents in Russia in general and in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra in particular. Identified institutional traps in the institutional environment of appropriation of oil rents, suggested ways to overcome them.
      
       Key worlds: institutions, institutional environment, appropriation, economic turnover, oil rent, institutional traps
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

    Собствен-ность на недра

      
      

    Предос-тавление лицензий

      

    Нефтяная рента

      
      
       Капитал
      

    Менеджмент

      

    Рабочая сила

      

    Сырье, материалы, услуги

      

    Рыноч-ная цена

      

    Государ-ственная рента

      
      

    Частная рента

      

    Полити-ческая рента

      

    Инсайдер-ская рента

      
      

    Налоги и пошлины

      

    Доход

      

    Прибыль

      

    Бюджет

      

    Трансферты

      

    Бюджетные расходы

      

    Чистая прибыль

      

    Дивиденды, инвестиции

      

    Бонусы, премии

      

    Заработная плата

      

    Расчеты

      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Исламутдинов Вадим Фаруарович (isvad@hotmail.ru)
  • Обновлено: 05/09/2017. 44k. Статистика.
  • Статья: Бизнес
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.