Каралис Дмитрий Николаевич
Реклама пройдет быстро

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Каралис Дмитрий Николаевич (dn.karalis@gmail.com)
  • Обновлено: 17/02/2009. 7k. Статистика.
  • Миниатюра: Публицистика
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Реклама отнимает не только время, но и деньги


  •    Невское время, 16 февраля 2008г.

    Реклама пройдет быстро?

    Дмитрий Чернобуркин

       Не будем считать деньги в чужих карманах - посчитаем свои. Прикинем, бесплатно ли обходится каждому из нас принудительная реклама - на телевидении, радио, на улице, в газетах...
       Вот, например, реклама по телефону, когда вместо точного времени или справки о нужном абоненте вам предлагают прослушать под плавную музыку список вакансий, имеющихся на телефонном узле. Оплачивая каждую секунду общения по телефону, вы принудительно снабжаетесь информацией, которая, мягко говоря, вам до лампочки. И что самое изумительное - платите за навязанную услугу тому же, кто предоставил вам канал связи, - телефонному узлу. Если время действительно деньги, то воровство нашего с вами времени - уголовное преступление. Или не так? Ау, юристы, интересна вам эта тема? Присоединяйтесь. А мы, жильцы домов, можем пока в ответ потребовать от телефонных компаний платы за размещение в наших квартирах их каналов связи, попросту говоря, проводов и соединительных коробочек. Хотите, чтобы мы пользовались вашими горемычными услугами, - платите за право подводки телефонной линии в наши дома!
       Нынешняя реклама напоминает продажу товаров с нагрузкой в советское время. Помните? Ты хочешь купить дефицитную книгу, детектив? Бери, но с прицепом - вот тебе программа КПСС, "Малая земля" Леонида Ильича Брежнева и три номера журнала "Коммунист" под редакцией Егора Гайдара. Хочешь кило апельсинов и банку растворимого кофе? Пожалуйста, только вместе с пакетом картошки и килькой в томатном соусе.
       Только прицепы теперь другие. Смотришь детектив, и вдруг он прерывается, и тебе предлагают рассказ про майонез или шубу. Смотришь фильм про героическую оборону Ленинграда, вдруг тебе крупным планом контрацептив или "райский аромат". По типу - жизнь продолжается, не грусти, товарищ! Реально живем! Не грузи мозги, лучше заправь их лесными орехами в шоколаде! Слушаешь по радио песню "Валенки" в исполнении Людмилы Руслановой, и вдруг песня прерывается, и тебе начинают рассказывать про изящную линию колготок, которые ты просто обязан купить жене, матери или подруге. Намотал на ус про колготки? Слушай дальше про валенки.
       Девиз плебса времен римской империи "Хлеба и зрелищ!" как-то очень быстро проник и в нашу российскую жизнь. И поскольку хлеб дорожает, для общего баланса дешевеют зрелища. Например, на государственных каналах артисты, певцы и подпевалы давно уже поменяли профессию и готовят завтраки, салаты, коктейли, катаются на коньках, рассказывают о своих браках-разводах, а теперь вот будут выступать в цирке наравне с дрессированными животными - раскачиваться на трапециях и прыгать в обруч. Если прима-певица сиганет в обруч, а прима-пародист сунет голову в пасть льву, это будет круто! В смысле рейтинга передачи. В такой передаче минута рекламы будет стоить, как новенький "лексус".
       Не трудно догадаться: любой рекламный ролик, любая реклама - на улице, по радио, в метро, на заборе, в лифте - не только отнимает ваше время (которое, как мы приняли к сведению, - деньги), но и удорожает рекламируемый продукт. Посмотрев в принудительном порядке сюжет про правильное пиво, вы не только теряете время-деньги, но еще и оплачиваете безбедную жизнь целой команды рекламистов, когда покупаете это пиво. Такая вот двойная плата за одни и те же градусы. Между нами, телезрителями, радиослушателями и читателями, говоря, мы не нуждается в рекламе - нам хватило бы информации о свойствах продукта или изделия. В рекламе нуждается тот, кто продает товар, и тот, кто кормится от рекламы. Последних гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
       Конечно, реклама рекламе рознь. Например: "Продажа инструмента со склада производится по адресу..." и "Только в нашей керосиновой лавке сезонный обвал цен на все товары!" - это, как говорится, две большие разницы. В первом случае - информация, во втором - явное преувеличение, граничащее с надувательством. Рекламная отрасль хитра. Начиная песню о новых товарах и услугах, она как бы занимается популяризацией: смотрите, люди добрые, что мы для вас нашли! Пять вместо четырех! Копейка вместо десяти! Два в одном! Спешите! Не упустите! Но очень скоро из области открытий и откровений реклама соскальзывает в область внушения: "Как вы можете без этого жить!", "Все нормальные люди давно уже пользуются
       этим!" Реклама не производит нового материального продукта - она кормится за счет других товаров, как Лисица в сказке, которая делила поровну между двумя медвежатами головку сыра методом обоюдного отъедания.
       Представим себе ситуацию, когда кузнец, купивший на базаре мешок муки, собирается везти ее домой, но ему предлагают обменять часть муки на специальный красивый мешок для перевозки муки - с бантиками и надписью. Затем предлагают пестрый кузовок для телеги, в котором поедет красивый мешок с мукой. Специальные знаки на оглобли, чтобы издали было видно, что данная лошадь везет качественную муку, а не презренный навоз. Уговаривают купца отдать ведро муки за мерный ковшик с резной ручкой. Навязывают провожатых для проезда через "бандитский лес" и т. п. Одним словом, "разводят" кузнеца на ненужные ему товары и услуги, в результате чего купленный мешок с мукой оказывается пустым - хватает лишь на лепешку. И тем же манером лихие люди уговаривают крестьянина, купившего у кузнеца топор, приобрести специальный чехольчик для топора, специальный рюкзачок, чтобы носить в нем топор в чехольчике, специальную шапочку, чтобы всем было видно, что он владелец топора и рюкзачка, специальный жетон, дающий право на розыгрыш призов среди владельцев топора в шапочках...
       Если провести референдум по запрету рекламы на государственном ТВ, то ответ будет однозначный - запретить. Нынешний президент Франции Николя Саркози именно это и собирается сделать - освободить государственные каналы французского телевидения от рекламы. Он уверен, что деньги в бюджет (за счет налогов на рекламу) будут приносить частные каналы, на которых доля рекламы неминуемо увеличится. А сильное государство имеет законное право не путать божий дар с рекламной яичницей и прислушаться к мнению большинства своих граждан. Жаль, что озаботилось этим пока государство французское, а не российское. Но есть и у нас надежда. В словах телевизионных дикторов: "Оставайтесь с нами. Реклама пройдет быстро" - звучит скрытое признание неуместности рекламы на экране.
      
      
      
      
       1
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Каралис Дмитрий Николаевич (dn.karalis@gmail.com)
  • Обновлено: 17/02/2009. 7k. Статистика.
  • Миниатюра: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.