Каралис Дмитрий Николаевич
Другой Булгаков

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 141, последний от 18/05/2020.
  • © Copyright Каралис Дмитрий Николаевич (dn.karalis@gmail.com)
  • Размещен: 12/01/2009, изменен: 12/01/2009. 10k. Статистика.
  • Эссе: Проза
  • Скачать FB2
  • Оценка: 3.69*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Михаил Булгаков был удачливым и предприимчивым человеком. Его страдания от Советской власти - в значительной мере миф, придуманный литературоведами.

  • 1

    Другой Булгаков
    К 115-летию
    Михаила Афанасьевича Булгакова
    (Опубликовано в ж.Нева,?12, 2006г.)

    Михаил Булгаков родился в 1891 году в Киеве, в семье доцента Киевской духовной академии, учился в знаменитой Александровской гимназии (описанной, в частности, Константином Паустовским), с отличием закончил медицинский факультет Киевского университета, работал врачом, в гражданскую войну служил в военных госпиталях по разные линии фронта, несколько лет употреблял морфий, был трижды женат, пытался уехать за границу, писал письма Сталину и членам правительства, знал успех и горькие разочарования. Скончался в 1940 году в Москве, оставив миру несколько шедевров, главный из которых - роман "Мастер и Маргарита"- был издан лишь через три десятка лет после его смерти.

    Исследователи творчества Михаила Булгакова часто повествуют о жизни писателя в трагических тонах, замалчивая его успехи и возводя трудности в абсолют. Отношения Булгакова с властью, цензурой, Сталиным, наконец, представляются нескончаемой битвой таланта-одиночки с репрессивной машиной, гордой атакой Мастера на стальные лопасти коммунистических мельниц.

    Скажем, тому факту, что Сталин, поинтересовавшись в телефонном разговоре: "Мы что, вам очень надоели?", не поддержал желания талантливого писателя выехать за границу, придается исключительно негативное значение. А тот факт, что уже на следующий день Булгаков по протекции Сталина получил место режиссера в лучшем театре страны - у Станиславского в столичном МХАТе - и приличный заработок! - никак не комментируется. Как и сам звонок первого лица государства "писателю-белогвардейцу".

    Сказать, что сатирика Булгакова обижали и притесняли сверх обычного, цензурного, было бы неправильно. Наоборот, можно удивляться, как его - талантливого драматурга и писателя, чьи произведения при жизни издавались и ставились не только в СССР, но и за границей, а сам он был окружен неказенной славой, красивыми женщинами и яростной критикой, - как его пронесло мимо репрессий, и он умер своей смертью в возрасте сорока девяти лет.

    20-е годы, когда тридцатилетний врач, входивший в литературу, перебрался в Москву, были для него достаточно успешными. В 1921 году он с помощью Н.К.Крупской получает место секретаря литературного отдела Главполитпросвета при Народном комиссариате просвещения и прописывается вместе с женой в квартире ?50 (!) на Большой Садовой улице. Сотрудничает с московской редакцией берлинской газеты "Накануне", помещая в ней очерки о жизни Москвы, а в литературном приложении - рассказы. Пробует работать конферансье в маленьком театре, пишет хроники и фельетоны для московских газет. В "Гудке" Булгаков делает знаменитую "четвертую полосу" вместе с В. Катаевым, И. Ильфом, Е. Петровым, Ю.Олешей, работает штатным фельетонистом. Успех в журналистике подкрепляется литературным успехом: публикуются "Записки на манжетах", "Дьяволиада", "Роковые яйца", "Белая гвардия". И, наконец, в апреле 1926 года - премьера "Дней Турбинных" во МХАТе!

    В 1927 году в Париже напечатано полное издание романа "Белая гвардия"!

    Имя Михаила Булгакова - на устах читающей и пишущей Москвы. Его зазывают в гости, приглашают на литературные вечера, им восхищаются. На одном из таких вечеров, устроенном в честь Алексея Толстого в особняке Бюро обслуживания иностранцев, Булгаков знакомится с Любовью Евгеньевной Белозерской, вернувшейся чуть раньше своего мужа-литератора из-за границы. Вскоре он разводится с женой - дочерью саратовского дворянина Татьяной Лапа, с которой был знаком еще с гимназических времен. (Она провела с ним тяжелые годы его жизни - не дала погибнуть от морфинизма, выходила в 1920 году во Владикавказе от тифа, но в Москве оказалась далека от литературной жизни.) По свидетельствам очевидцев, новая жена Белозерская была интереснее Булгакову и с точки зрения обширных литературных знакомств.

    "Дни Турбиных" смотрит Сталин. Пьеса ему нравится. Считается, что вождю импонировал образ полковника Турбина в блестящем исполнении Николая Павловича Хмелева - образ сильного, не карикатурного врага, признающего перед смертью неизбежность победы коммунистов в гражданской войне. Сталин с непонятным упрямством несколько раз смотрел эту пьесу о "всесокрушающей силе большевизма".

    Именно эта пьеса принесла Булгакову широкую известность. Тысяча спектаклей на мхатовской сцене при неизменном аншлаге! Постановки в театрах страны! Но критика с самого начала громила "белогвардейский" спектакль. То, что прощал Булгакову прошедший гражданскую войну Сталин, не могли простить бдительные бойцы идеологического фронта и коллеги-писатели: в 1929 году спектакль изъяли из мхатовского репертуара (в 1932 году по указанию Сталина восстановили).

    Булгаков весь в работе. Хронология московского периода жизни Булгакова, которую чуть ли не по часам восстановили его биографы, показывает, что все годы писатель постоянно творил: писал либретто к операм, готовил инсценировки своих и классических произведений, сотрудничал с киностудиями, сам выступал в спектаклях МХАТа, переделывал старые вещи и готовил новые.

    В 1929 году Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, женой начальника штаба Московского военного округа. Начинается роман. В 1932 году после долгих выяснений отношений и угроз мужа застрелить соперника она уходит к Булгакову и становится третьей, последней, женой писателя. Елена Сергеевна послужила прообразом Маргариты в известном романе.

    Некоторые исследователи полагают, что на рубеже 20-30-х годов "Булгаков оказался в наихудшем положении: пьесы его были сняты с репертуара, травля в печати не ослабевала, возможность публиковаться отсутствовала. В этой ситуации писатель вынужден был обратиться к высшей власти, прося либо предоставить ему работу, либо отпустить за границу". Повоспоминаниям Е. Шиловской, письмо было отправлено Сталину, Молотову, Кагановичу, Калинину, Бубнову (тогдашний нарком просвещения) и др.

    Чем закончился телефонный разговор со Сталиным, мы знаем: Булгаков получил место штатного режиссера во МХАТе, куда не мог устроиться собственными стараниями. Удивляет другое. Никто не вспоминает, что пьесы Булгакова в это время с успехом шли во Франции, Германии, Англии, Америке, и он получал через своего младшего брата Николая, живущего в Париже, причитающиеся от спектаклей гонорары. Никто не упоминает, что в это время Булгаков постоянно инсценировал классику и писал либретто к операм советских композиторов, за что платились приличные гонорары и постановочные отчисления от спектаклей. Как-то забывается и то, что Булгаковы жили в приличной трехкомнатной квартире писательского кооператива в двадцати минутах ходьбы от МХАТа, постоянно ездили отдыхать. Булгаков сообщал в одном из писем: "Япишу "Мертвые души" для экрана и привезу с собой готовую вещь. Потом начнется возня с "Блаженством". Ох, много у меня работы! Но в голове бродит моя Маргарита, и кот, и полеты..."

    Он творил! Он любил и был любимым!

    В черновике письма от 30 мая 1931 года, сохранившемся в архиве писателя, Булгаков признавался: "Хочу сказать Вам, Иосиф Виссарионович, что писательское мое мечтание заключается в том, чтобы быть вызванным лично к Вам. Поверьте, не потому только, что вижу в этом самую выгодную возможность, а потому, что Ваш разговор со мной по телефону в апреле 1930 года оставил резкую черту в моей памяти. Вы сказали: "Может быть, вам действительно нужно ехать за границу..." Я не избалован разговорами. Тронутый этой фразой, я год работал не за страх режиссером в театрах СССР".

    Но вождь так и не вызвал Булгакова для разговора. Булгаков всю оставшуюся жизнь ждал этой встречи или нового звонка из Кремля. Он хотел, чтобы власть любила его, чтобы Хозяин признал в нем Мастера. В одном из сохранившихся набросков письма Сталину Булгаков просил его "стать моим первым читателем", явно ориентируясь на опыт взаимоотношений Пушкина и Николая I и, вероятно, рассчитывая, что печать сталинского одобрения послужит для его произведений пропуском во все театры страны, как это случилось с "Днями Турбиных".

    В те советские годы писатели начинали ездить за границу: Есенин, Леонов, Пильняк, Маяковский, Ильф с Петровым. Они привозили гонорары и авто, ходили в шикарных костюмах и ботинках, танцевали в ресторанах фокстрот и, покуривая сигареты с золотым ободком, выступали на диспутах о роли женщины при социализме. В 1931 году благодаря посредничеству М.Горького выехал во Францию Е. Замятин с супругой, автор скандального романа "Мы", - Булгаковы с завистью махали вслед уходящему поезду...

    Булгаков еще несколько раз писал письма в разные инстанции с просьбой отправить за границу "на тот срок, на который сочтет возможным Правительство", но ответ всегда был отрицательный.

    Выскажу крамольную мысль: если бы Сталин отпустил Булгакова за границу, роман "Мастер и Маргарита" мог бы не состояться...

    Для того времени, в котором жил и творил Михаил Булгаков, его бытовая и литературная биографии достаточно благополучны. Вспомнить хотя бы судьбы повесившегося (или повешенного?) Есенина, расстрелянного Бориса Пильняка, застрелившегося Маяковского, хлебнувшую тюремного горя Ольгу Берггольц, погибших в заключении Николая Клюева и Осипа Мандельштама, отодвинутого от литературы Андрея Платонова и многих других литераторов, чьи жизни оказались в руках желтоглазого человека с оспинами на смуглом лице.

    Написав едко-сатирические "Собачье сердце", "Зойкину квартиру", "Дьяволиаду" и "Роковые яйца", Булгаков, конечно, бросил вызов власти - вольно или невольно. Сатириков не любит никакая власть. А если любит, значит, это не сатирик, а барахло, "смехопанорама" какая-нибудь. Пламенный революционер Л.Б. Каменев отозвался о "Собачьем сердце" как об остром памфлете на современность, печатать который ни в коем случае нельзя. Прислушались - не печатали шестьдесят два года. Лишь М. Горький заступился - назвал "Роковые яйца" "остроумной вещью". Кстати, позднее, чтобы поддержать коллегу, против которого ополчились критики, Горький заказал Булгакову книгу о Мольере для серии "Жизнь замечательных людей". Правда, другой литератор - А.С. Тихонов (Серебров) - "накатал" на книгу такой отзыв, что хоть на Соловки высылай.

    Михаил Булгаков умер в возрасте сорока девяти лет от нефросклероза и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

    Да, не все было гладко в его жизни. Но он творил, знал успех и неудачи. Умирая, понимал, какой художественной силы роман оставляет после себя. Он любил и был любимым! Он любим до сих пор - его имя в списке самых читаемых авторов.


  • Комментарии: 141, последний от 18/05/2020.
  • © Copyright Каралис Дмитрий Николаевич (dn.karalis@gmail.com)
  • Обновлено: 12/01/2009. 10k. Статистика.
  • Эссе: Проза
  • Оценка: 3.69*5  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.