Каралис Дмитрий Николаевич
Кто кого кошмарит?

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Каралис Дмитрий Николаевич (dn.karalis@gmail.com)
  • Обновлено: 16/06/2011. 6k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Авторская колонка в Литературной газете за 15 июня 2011.


  • Кто кого кошмарит?

       Если верить прокатившейся по экранам телевизоров волне разоблачительных передач, то возникает стойкое убеждение, что предостережение не "кошмарить бизнес" и отмена обязательных ГОСТов на продукты питания обернулись для всех жителей нашей страны потребительским кошмаром. Мимолётный просмотр сюжета о множестве форм существования обычной копчёной колбасы не оставляет сомнений - торговый бизнес взял верх и злостно кошмарит нас, потребителей.
    Оказывается, за содержание колбасы, творога, сметаны или хлеба, а также за качество всех остальных продуктов питания, включающих детское, теперь отвечает не государство, а... добросовестная конкуренция.
    Обнаружил, например, покупатель тухляк на прилавке магазина - и пошёл делать покупки в соседний магазин: наказал, так сказать, недополученным рублём недобросовестного продавца. А если съел бяку, то, выписавшись из больницы, легко засудил гастрономщика на миллион рублей морального вреда и стоимости лечения. Примерно так должны строиться взаимоотношения потребителей и свободного бизнеса.
    А как обстоят дела в реальности? Из множества передач на разных каналах я понял, что ничего не понял в существующей системе взаимоотношений покупателя, продавца, производителя и контрольных органов. Руководитель крупной торговой сети говорит, что проверяющие идут косяком, буквально стоят в очередь перед кабинетом директора или администратора. Представительный контролёр уверяет, что это ложь: проверять торговые точки можно раз в несколько лет, лишь предварительно уведомив торговлю, что именно они собираются проверять и когда "нагрянут с проверкой". Общество потребителей уныло поясняет, что получить компенсацию за некачественный товар удаётся лишь пяти процентам обратившихся в суд. Тут же делятся откровениями работники мясного отдела универсама - рассказывают, как позеленевшую колбасу или куриный окорок снова сделать розовыми и бодрыми, чтобы не платить за их списание из своего кармана. А продвинутые специалисты, повернувшись к камере спиной, рассказывают, как приготовить сметану или масло без единого грамма живого молока. Насмотревшись закулисных чудес торгового бизнеса, хочется вывалить содержимое холодильника на помойку и вознести руки к небесам: "За что! Как так получилось! Где строгий к иностранцам господин Онищенко? Наша торговля всех травит!"
    Но всех ли? Тут я делаю паузу и пытаюсь осмыслить свидетельство одного журналиста, со слов которого нынешний шеф-повар экс-президента СССР Михаила Горбачёва на вопрос, какие продукты к столу своего патрона он может безбоязненно покупать в центре современной Москвы, сначала назвал только куриные яйца, но, поразмыслив, усомнился и в их кондиции. Если бывший президент имеет своего шеф-повара, который весьма придирчив к продуктовой корзине, то как обстоят дела у нынешних руководителей государства? Иными словами, кому в нашем отечестве некогда заниматься наказанием нерадивых продавцов-поставщиков, некогда ходить из магазина в магазин, обнюхивать разложенные на прилавках свёртки и судиться с мясниками и бакалейщиками? Кто передоверил нам, простым гражданам, реализацию этого механизма конкурентной борьбы за качество?
    Что-то мне подсказывает, что в первую очередь это президент со своей администрацией, а также премьер с заместителями и члены правительства. (Хотя рейды по торговым сетям с участием высоких лиц государства и встречаются в телевизионной картинке.) Если я прав, то несколько тысяч человек, свободных от применения метода проб и ошибок, уже наберётся. А как быть с лидерами думских партий? Неужели у Геннадия Андреевича и Владимира Вольфовича есть время пожёвывать колбасу, не отходя от кассы? Едва ли. Добавляем их в наш список. А чем тогда хуже их заместители и члены фракций? Не хуже. А члены законодательного собрания - сенаторы? Тоже не хуже. Если они отравятся восстановленным шашлычным мясом или третьим переделом колбасы в "столичном" салате и не выйдут на работу, то замрёт важный государственно-законодательный механизм, направленный на простых тружеников нашего социального государства. Значит, добавляем ещё тысячу человек как минимум. Итого - несколько тысяч ртов.
    Но, простите, скажет искушённый читатель, а генералитет, силовики, прокурорские работники? А мэры и губернаторы крупных и средних городов, изначальный цейтнотный статус которых обозначен мигалками и крякалками, - им что, вылезать из машины, идти в универсам, топтаться в очередях и слушать рассуждения населения, как одним плевком отличить поддельный творог от натурального, а встряхиванием бутылки палёную водку от качественной? Нет, конечно, скажет читатель. Ибо все звенья вертикали власти не должны терять время, отпущенное на модернизацию, топтаться в очередях, лежать в больницах и судиться с торговлей. Они должны есть всё самое свежее и проверенное, чтобы выглядеть бодрячками. И читатель, рассуждающий таким образом, будет прав. Нельзя, чтобы бизнес, чья финансовая доблесть составляет основу государства, устраивал кошмар кошелькам и желудкам высокостатусных граждан.
    А кому, - спросим в порядке риторического вопроса, - можно устраивать этот кошмар?
    Может быть, детям, беременным и кормящим мамочкам, школьникам, старикам и ветеранам войны, находящимся под защитой государственных программ, нужен этот гастрономическо-больничный кошмар? Список можно и дальше выстраивать по какому угодно признаку - профессиональному (учителя, солдаты, водители трамваев...) или географическому (москвичи, хабаровчане, сочинцы, орловцы...), возрастному (дети, молодёжь, старики) или сословному (рабочие, крестьяне, духовенство, государственные служащие, интеллигенция...). Но смысл не изменится, а лишь прояснится - всех жителей России кинули этим распоряжением под танк свободного (от норм морали) предпринимательства.
    Но народ не теряется. Петербуржцы потянулись за натуральными и дешёвыми продуктами в соседнюю Финляндию. Едут машинами, едут продуктовыми автобусами - на один день, чтобы закупить элементарное: чай, мёд, сыры, колбасы, хлеб, масло, рыбу! И пропускной способности пограничных пунктов уже не хватает - очереди выстраиваются многочасовые. Народ голосует за качество продуктов ногами и колёсами: очереди стоят и на границе с Польшей и Китаем. И что делать? Прорубать новые окна-двери на государственной границе? Или наводить порядок в своей стране?
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Каралис Дмитрий Николаевич (dn.karalis@gmail.com)
  • Обновлено: 16/06/2011. 6k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.