Издательство Благо
Преподобный Серафим Саровский в Хх-Ххi веках

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 28/09/2015.
  • © Copyright Издательство Благо (blago-kniga@blago-kniga.ru)
  • Размещен: 11/10/2005, изменен: 17/02/2009. 24k. Статистика.
  • Глава: Проза
  • Духовное просвещение
  • Оценка: 7.35*10  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Чем же объяснить всенародное почитание и любовь, которыми и по сей день окружена память преподобного старца? Преподобного Серафима Саровского уже при жизни почитали как святого. Тысячами приходили к нему люди за поддержкой и утешением, со своими вопросами, со своей болью. У старца был великий дар утешения и способность помочь каждому в его горестях и скорбях.


  • Причины всенародного почитания преподобного Серафима Саровского

    У нас вера православная, Церковь, не имеющая никакого порока.

    Сих ради добродетелей Россия всегда будет славна, врагам страшна

    и непреоборима, имущая веру и благочестие, - сих врата адовы не одолеют.

       Прп. Серафим Саровский
      
       Чем же объяснить всенародное почитание и любовь, которыми и по сей день окружена память преподобного старца? Преподобного Серафима Саровского уже при жизни почитали как святого. Тысячами приходили к нему люди за поддержкой и утешением, со своими вопросами, со своей болью. У старца был великий дар утешения и способность помочь каждому в его горестях и скорбях.
       Преподобный Серафим так глубоко и полно стяжал своими подвигами Дух Святый, что мог, мысленно помолившись в сердце Господу Богу, попросить Его удостоить своего собеседника телесными глазами увидеть сошествие Духа Святого. И собеседник видел это.
       После земной кончины паломничество к отцу Серафиму продолжалось. Поток паломников после смерти старца даже возрос. Люди приходили на могилу преподобного, к его святому источнику и получали помощь и исцеление по молитвам к старцу.
       Посещавшие Саров богомольцы, невзирая на мнение игумена и старшей братии, стремились поклониться памятным местам, связанным с именем преподобного Серафима, побывать на его могиле. Особенно много паломников приходило к Серафимову источнику, надеясь получить и получая исцеление от купания в святой воде.
       В 1864 году скончался монах Феодосий, занимавший келию преподобного Серафима. И в дальнейшем келия его никем не занималась. Паломники стали заказывать отслужить в ней панихиды.
       В начале 1880-х годов в монастырских записях стали появляться сообщения о том, что и посещавшие Саров архиереи стали молиться на могиле и в келии отца Серафима, служить в память о нем панихиды. Постепенно стало развиваться "официальное" почитание старца монастырским и епархиальным начальством. В 1870 году начался сбор средств на строительство храма в память Серафима Саровского. В 1897 году началось строительство большого храма преподобного Серафима.
       В наше время произошло удивительное: известность батюшки Серафима только возросла. Каким-то непостижимым образом преподобный Серафим Саровский, с его удивительной родниковой чистотой, целомудрием, жизнеутверждающей добротой, живший на рубеже XVIII и XIX веков, смог вписаться в рамки нашего угловатого XXI века, в котором не пишут писем, не читают книг, где массовым увлечением стал интернет - эта "информационная свалка", по словам известного историка Бестужева-Лады... Хаос в жизни, мыслях, поступках, и в этом хаосе почитают великого русского святого - преподобного Серафима Саровского.
       И чем больше о нем узнаешь, тем ближе и необходимее он становится нам. Этого не объяснить только личными качествами и дарами, которыми наградил старца Господь за подвижническую жизнь, - в этом есть нечто загадочное, как и все, что было связано с жизнью старца, его кончиной и посмертными чудесами.
       "Все это мы уже видели, отчасти и на себе пережили. Многое изменилось и в нас. Тяжкий путь прошла русская интеллигенция - на родине почти погубленная, в изгнании тяжело дышащая (но живая!). Изгнание отделило ее физически от Сарова. Но прежнего Сарова ведь и нет. Саров уничтожен, разгромлен... лишь преподобный вознесен еще выше. Ослепительный его серафимический белый свет еще слепительней. Издали, с чужой бездомной земли, не ближе ли он русским людям, некогда его не прославившим?" (Борис Зайцев).
       "Когда меня не станет, - наставлял своих чад преподобный Серафим Саровский, - ходите ко мне на гробик. Все, что ни есть у вас на душе, все - припадите, да мне на гробик, припав к земле, как к живому, и расскажите. И услышу вас, и скорбь ваша пройдет! Как с живым со мною говорите, и всегда я для вас жив буду".
       И мы верим, что преподобный Серафим слышит нас и молится за нас, предстоя Престолу Божиему.
       И скорбь наша пройдет...
      
      
       Великая любовь
       Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
       1 Кор. 13, 4-7
      
       Не может не вызывать удивление и восхищение великая любовь преподобного Серафима Саровского к людям. Она проявлялась во всем: в том, как он говорил с окружающими, как стремился помочь тем, кто в этом нуждался, даже во взгляде его всегда были любовь и доброта. И в наши дни любовь святого Серафима льется солнечным потоком на нас с его икон, в ответ на молитвы, обращенные к нему, в святых местах, связанных с именем великого старца.
       Малыш в храме, уже после службы, стоит возле иконы святого Серафима Саровского и всем подходящим радостно сообщает: "Это батюшка Серафим". Рядом с ним пожилая женщина. Всех умиляет, что такой кроха вообще говорит, да еще знает православных святых. Выясняется, однако, что других святых на иконах малыш по малости лет пока не узнает. А преподобного Серафима узнает в любом храме, на любой иконке. "Но почему?" - спрашивает одна прихожанка. "Он самый добрый, поэтому его легко узнать", - отвечает малыш.
       Действительно, все иконы великого старца излучают доброту и любовь. Они притягивают людей, и если у вас неприятности и тяжело на душе, просто посмотрите подольше на икону Серафима Саровского, прочитайте молитву святому, и вам станет легче. Наверное, из-за этой удивительной способности икон преподобного Серафима Саровского они есть в каждом православном храме.
       От старца Серафима не просто исходила, из него щедро изливалась, как из источника, такая любовь, такое милосердие, такое сострадание, которые необходимы людям, живущим на этой грешной земле. Многих приходивших в Саровскую пустынь он исцелял, примирял с собою, а ведь это так важно - жить в мире не только с другими, но и с самим собой. Он умел давать людям уверенность в жизни и наполнять их душевным покоем.
       Только тот, кто пребывает в душевном покое и согласии с собой, способен на великую любовь к людям. Именно к людям, потому что любить Господа, особенно верующему человеку, легко и сладостно. А мысль о любви к конкретному грешному человеку иногда даже разум возмущает. Где уж тут любить! Он предал, оклеветал, из-за него потеряна вера в справедливость, он написал донос, нанес вред моим родным... А я его полюби?! Простить - конечно, но полюбить...
       Преподобный Серафим Саровский обладал совершеннейшим даром любви. И этот бесценный дар через века согревает наши души и сейчас, являясь одной из причин всенародного почитания преподобного Серафима Саровского.
      

    Добрый батюшка

    Ибо добро, ради Него сделанное, не только в жизни будущего века венец правды ходатайствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодатию Духа Святого, и притом, как сказано: "Не в меру бо дает Бог Духа Святого. Отец бо любит Сына и вся дает в руце Его". Так и извольте торговать добродетелью. Раздавайте дары благодати Духа Святого требующим по примеру свечи возжженной, которая и сам светит, горя земным огнем, и другие свечи, не умаляя своего собственного огня, зажигает во свечение всем в других местах.

       Прп. Серафим Саровский
      
       Преподобный Серафим Саровский, по свидетельствам современников, был очень добрым батюшкой. Его доброта была неотъемлемой частью его души, поскольку душа его жила в полном единении с Господом. Доброта батюшки Серафима располагала приходящих к нему к откровенности и покаянию. Приходящие чувствовали себя у преподобного как дома, в гостях у родного отца. Он всегда мог найти необходимые слова для человека, чтобы ободрить, вселить надежду, задуматься о жизни...
       Слово - большая сила. Оно может погрузить человека в пучины отчаяния, стать источником ненависти и агрессии. Оно же может вернуть человека к жизни, наполнить его добром и теплом. Как духовный врач, исцелял преподобный Серафим Саровский души людей "кротким словом, наставлением, а главное - исходившей от него любовью и радостью". За это его и чтут на Руси.
       Словосочетание "добрый человек" преподобный Серафим Саровский понимал как "человек, делающий добрые дела". А по учению батюшки Серафима, добрые дела наши тогда лишь идут нам во спасение, когда свершаются ради Христа. Эта устремленность души к Богу, желание делать все со страхом Господним и во славу Создателя и есть путь к стяжанию Святого Духа.
       Образ доброго батюшки - как яркий маяк перед глазами: яркий, спасающий, но такой далекий. Добрый батюшка поддержит и утешит, даже отчитает со всей строгостью, если нужно, но все для твоего блага, для твоего спасения.
       Одна раба Божия так написала об этом: "Добрый батюшка не будет потакать, когда жалуешься на кого-то, а строго спросит, глядя в глаза: "А сама-то ты кто такая?" И я, утопая в доброте его глаз, вмиг осознаю, что я полное ничтожество и ни в какое сравнение не иду со своими обидчиками. Но я исправлюсь, я буду стараться, мой добрый батюшка.
       В жизни я не встретила своего доброго батюшки. Написала - как будто осудила всех. Не одобрит этого отец Серафим. Ведь он и есть мой добрый батюшка - преподобный Серафим Саровский. Он смотрит на меня с иконы, в его глазах и во всем облике - неземная доброта. Почему мне всегда хочется плакать, когда я смотрю на него? И почему только этого святого я воспринимаю как живого человека, живущего где-то рядом?
       В одной руке он держит четки, и мне кажется, даже слегка их трясет.
       - Сколько раз в день творишь Иисусову молитву?
       - Ой, мало, батюшка, времени нет...
       За спиной у отца Серафима златоглавый храм с высокой колокольней.
       - А в храм каждый день ходишь?
       - Ой, редко, батюшка, хожу в храм, времени нет...
       - Ясно, радость моя, - говорит отец Серафим, - закрутилась ты в мирских делах, деток растишь.
       - Нет, батюшка, одна я живу...
       Преподобный Серафим прижимает правую руку к груди, как будто ему стало трудно дышать, и в огромных глазах его - наивное удивление.
       - Так куда же у тебя время уходит, горе ты мое?
       И я бросаюсь на колени перед иконой доброго батюшки Серафима, и осознаю себя полным ничтожеством, и рыдаю: "Я исправлюсь, я буду стараться, мой добрый батюшка...""
      
      

    "Радость моя..."

    Радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю: радуйтесь.

       Флп. 4, 4
      
       Серафим Саровский всех приходящих к нему встречал словами: "Радость моя!" Кто бы ни был приходивший к нему, бедняк или богач, с какими бы кто ни приходил нуждами, в каком бы греховном состоянии ни находилась его совесть, преподобный Серафим ко всем относился с любовью, всем кланялся до земли. Современники преподобного Серафима Саровского всегда указывают на одну его замечательную черту - жизнерадостность. По свидетельству всех знавших Серафима Саровского, духовная радость проникала Серафима настолько, что его никогда не видали печальным или унывающим, и это радостное настроение духа он старался передавать и другим.
       Из воспоминаний Надежды Аксаковой, старицы Шамординской обители: "Высокий лоб его и все черты его подвижного лица сияли радостью человека, достойно вкусившего Тела и Крови Христовых; в глазах его, больших и голубых, горел блеск ума и мысли. Он медленно сходил со ступенек паперти и, несмотря на прихрамывание и горб на плече, казался и был величаво прекрасен".
       Духовный взор преподобного Серафима так глубоко проникал в душу, что в каждом пришельце, в каком бы состоянии ни приходил к нему человек, преподобный видел черты образа Божия, видел то, кем мог бы быть сей человек, и радовался его сокровенной красоте.
       Преподобный Серафим Саровский пребывал в состоянии постоянной радости, но при этом из его жития видно, сколько он страдал. И более того, сам шел на страдания, совершал подвиги во имя Христа. Спаситель сказал, что "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11, 12). Преподобный Серафим стяжал богатые плоды духа (см. Гал. 5, 22-23), которыми щедро делился с приходящими к нему людьми.
      
       Патриотизм
      
       Находящиеся вне Православной Церкви русские люди перестали осознавать, что они - великая нация. И только в последнее время, когда стали открываться православные храмы и обители и народ повернулся (хотя еще очень неуверенно) к Богу, происходит (впрочем, тоже робкий и неуверенный) рост национального самосознания. Мы ничего не делали, мы только осознали и сказали: "Мы - русские! Мы - православные!" И что тут началось! Защитники прав человека, "свободные журналисты" тут же кинулись обвинять русских людей в фашизме, шовинизме и пр. Нас испугались. Ведь патриотизм, любовь к Родине - это консолидация нации вокруг истинно национальных ценностей. Для России это единственно возможный способ выжить, сохранить себя истинной Россией, страной русской, православной, страной выдающейся культуры, героического духа, подвигов веры, родиной великих людей, православных святых...
       Среди добродетелей преподобного Серафима Саровского была и пламенная любовь к своему Отечеству - России. "Убедиться в этом будет нетрудно, если мы возьмем хотя бы жизнь преподобного Серафима... Однажды, перед теми событиями, когда вражеская злоба вооружилась против священной царской власти и произвела смятение в Петербурге (вероятно, речь идет о печальном событии 14 декабря 1825 года. - Сост.), ученик преподобного Иоанн... увидал, что какой-то военный человек быстрой походкой направляется к преподобному. Когда он подошел к последнему и стал просить у него благословения, старец лишил его оного и сказал: "Гряди туда, откуда пришел". Пришелец снова протянул к нему свои руки, но тут преподобный с удвоенной уже суровостью строго заметил: "Я тебе сказал: гряди туда, откуда ты пришел!"
       Пораженный гневным видом и голосом святого старца, военный смирился, но все-таки стал снова просить у него благословения. И тут преподобный не только по-прежнему лишил его оного, но на этот раз закричал громко и немилостиво, как на самого величайшего противника и отступника Церкви. Ученик преподобного, увидев егов таком страшном гневе, смутился и подумал, уж не находится ли старец в каком-либо искушении, потому что даже страшно было смотреть на него в эти минуты.
       Между тем, когда военный посетитель удалился, преподобный сказал своему ученику: "Видел ли ты этого человека, который ко мне приходил?" Ученик отвечал, что видел. Тогда святой старец снова повернулся к своему источнику и сказал ученику: "Посмотри в источник: он-то мне и показал этого человека, кто он такой". Ученик посмотрел в источник и увидел, что он сильно взбаламучен. Вода в нем до крайней степени в эту минуту была мутна и грязна, как бывает в колодезях, когда последние чистят, чтобы освободить их от ила, наростов мха, сора и всякой нечистоты. Когда после этого ученик взглянул на старца, тот сказал: "Вот видишь, как возмущен источник. Так этот человек, который приходил, хочет возмутить Россию". Ученик пришел в благоговейный ужас от дивного прозрения преподобного, равно как и от ревности его о Боге, которую он показал при встрече с этим тайным врагом Церкви, государя и Отечества.
       ...Тихий и благодушнейший старец возмущен был врагом Отечества. Каким гневом пылал против него, как несколько раз, возвышая свой голос, восклицал: "Гряди, гряди туда, откуда ты пришел!" Не пламенная ли, повторим, любовь к Родине тогда говорила устами преподобного? И не эта ли любовь невольно заставляла его возмущаться врагом Родины и так сильно гневаться на него? Да, именно она переполняла сердце старца Божия тогда, и она одна ратовала против намеревавшегося внести смуту и мятеж внутри нашего дорогого Отечества.
       Но и кроме этого случая преподобный не раз обнаруживал любовь свою к Родине. Так, он убеждал приходивших к нему государственных мужей быть всегда верными государю и Отечеству. Он напоминал им об обязанности их быть готовыми жертвовать для Родины всем, не исключая и своей жизни. И по своей любви
       к России он, наконец, всегда восторженно отзывался
       о ней. "Россия, - говорил он, - всегда будет славна
       и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие в щит и во броню правды; сих ради и врата адовы не одолеют ее". Что же еще может быть выше такой любви к Отечеству?"
      

    "Блаженны миротворцы..."

    Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи.

       Прп. Серафим Саровский
      
       Преподобный Серафим Саровский оставил православным важные наставления относительно обретения и хранения душевного мира. Прежде всего, мир душевный приобретается скорбями, говорит батюшка Серафим. Господь попускает духам злобы испытывать стремящихся к праведной жизни. Непрерывные скорби и стеснения приводят истинно любящих Бога к выводу положиться во всем на волю Вседержителя и в молитвах и добрых делах преодолевать земные стеснения. Словно огонь, скорби опаляют, превращают помыслы тщеславия, самомнения и гордыни в презренный тлен. Говорит же псалмопевец Давид: "Проидохом сквозе огонь и воду, и извел еси ны в покой" (Пс. 65, 12).
       Ничто так не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание, молитва и редкая беседа с другими. Преподобный Серафим указывает, что погружение человека внутрь себя есть мощнейшее средство преодоления земных страданий. В таком состоянии происходит непрерывное делание нового, истинно христианского сердца, очищающегося от греховных помыслов, ведущих к конфликтам и вражде.
       По словам преподобного, благодать Божия осеняет такого человека, и он бывает сперва в мирном устроении, а постепенно облекается в премирное. Состояние мирное означает жизнь с благой совестью, соблюдение заповедей, мужественное перенесение тягот, частое посещение души Святым Духом. Премирное же состояние видится чудотворцу, когда его ум созерцает в себе благость Святого Духа, а сердце изливается ангельской любовью и радостью. Тогда еще более преображается не только лик и сердце - поступки такого христианина выражают деяния Святого Духа.
       В житии преподобного Серафима повествуется, как в Саров однажды заехал некий генерал Л., человек весьма надменный, гордый и тщеславный. Как только он вошел в келию, Серафим подошел и неожиданно поклонился генералу в ноги. Генерала это смутило. Через несколько минут из келии Серафима послышался плач. К удивлению, плакал генерал. Еще через полчаса дверь отворилась, и Серафим вывел генерала под руки.
       В свидетельствах отмечается, что когда во время горячей беседы генерала с батюшкой у него свалились ордена, то старец сказал ему: "Это потому, что ты получил их незаслуженно". Забывший спесь генерал Л. впоследствии сообщил другим, что он проехал всю Европу, видел много людей, но впервые в Сарове увидел человека столь прозорливого: старец раскрыл перед ним всю его жизнь.
       Другой частью учения преподобного о мире являются наставления о том, как сохранить мир душевный.
       С целью сохранения внутреннего мира преподобный Серафим призывает внимательно оберегать ум и сердце от непристойных колебаний. Ежеминутное внимание к своим помыслам и чувствам должно с Божией помощью и молитвами удержать человека от гнева и злобы. Оскорбления от других должно переносить равнодушно и искать сердечной тишины, перенося оскорбления как милость Божию.
       "Надобно всеми мерами стараться, чтобы сохранить душевный мир и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески удерживаться от гнева и посредством внимания оберегать ум и сердце от непристойных колебаний. Оскорбления от других должно переносить благодушно и приобучаться к этому расположению, как бы они не до нас касались. Такое упражнение может доставить нашему сердцу тишину и соделать его обителью Самого Бога" (преподобный Серафим Саровский).
      

    Новые чудеса батюшки Серафима

       В самых различных жизненных обстоятельствах с теплою верою обращаются православные люди к преподобному Серафиму.
      
       * * *
       Елена из города Самары очень переживала, что у них с мужем не было детей. В июле 1999 года она с подругой отправилась в Дивеево помолиться прп. Серафиму о рождении ребенка, подобно тому, как в начале века, в 1903 году во время пребывания на Саровских торжествах, усердно молилась прп. Серафиму царская чета о даровании наследника. И как через год в царской семье появился долгожданный младенец, так и искреняя вера Елены в благодатную помощь прп. Серафима не осталась тщетной - в следующем году у нее родился сын.
       Вот что она написала: "Подруга моя - удивительный человек, глубоко верующий, может быть, именно ее молитвы дошли до Неба. В Дивееве я причастилась Святых Христовых Таин, искупалась в нескольких источниках, горячо молилась о даровании мне дитя. После приезда домой мы с моими родителями и мужем ездили на святой источник в Ташлу. И через девять месяцев у меня родился сын Павел. Слава Богу за все. Пусть мой рассказ послужит людям на пользу и во славу Божию".
      
       * * *
       Военнослужащий Александр, семья которого проживает в Смоленске, сообщил о чудесной помощи Божией Матери и прп. Серафима его сыну Константину при поступлении в университет. На подготовительных курсах Константин набрал хорошие баллы, экзамены можно было не сдавать. Смущала "четверка" по химии, и для улучшения результата он решил сдавать на общих основаниях. Но сдал еще хуже, получил "тройку". Константин заметно приуныл и расстроился. Три дня вся семья усердно молилась и дома, и в кафедральном соборе. Два раза заказывали молебен Божией Матери и прп. Серафиму. Александр пишет. "Сам же я поехал в собор. Молился перед иконой батюшки Серафима, кланялся чудотворной Смоленской иконе Божией Матери. Просил за сына, часа полтора вообще не вставал с колен. Отстоял вечернюю службу. В последний день молились все. На следующий день поехали в университет и узнали, что Костя зачислен в студенты бесплатно. А денег на платное образование у нас нет. Вот такая радость. Вот так, явно по молитвам, по помощи Божией Матери и прп. Серафима, грешных, наш сын стал студентом. Мы пошли в собор и заказали два благодарственных молебна всем святым".

  • Комментарии: 1, последний от 28/09/2015.
  • © Copyright Издательство Благо (blago-kniga@blago-kniga.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 24k. Статистика.
  • Глава: Проза
  • Оценка: 7.35*10  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.