Кравцова М.
Воспитание детей на примере царственных мучеников

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 06/10/2011.
  • © Copyright Кравцова М. (blago-kniga@blago-kniga.ru)
  • Обновлено: 28/09/2010. 21k. Статистика.
  • Глава: Проза
  • О жизни
  • Оценка: 8.60*10  Ваша оценка:


    Марина Кравцова

    Воспитание детей на примере царственных мучеников

      
       ...В этой удивительной семье действовали слова Священного Писания: "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему... Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть" (Быт. 2; 18, 24).
       "Брак - это божественный обряд. Он был частью замысла Божия, когда Тот создавал человека, - читаем мы дневниковые записи государыни-мученицы Александры Феодоровны. - Это самая тесная и самая святая связь на земле... Без благословения Бога, без освящения Им брака все поздравления и добрые пожелания друзей будут пустым звуком. Без Его ежедневного благословения семейной жизни даже самая нежная и истинная любовь не сумеет дать все, что нужно, жаждущему сердцу. Без благословения Неба вся красота, радость, ценность семейной жизни в любой момент могут быть разрушены".
       Семья была для императрицы самым важным. Она, конечно, не предполагала, что наступит время, когда люди будут разводиться едва ли не после месяца совместной жизни из-за любого пустяка, но уже и тогда к разводам начинали привыкать, хотя они и не были делом легкодостижимым. Не миновало поветрие разводов и родственников императора. Николай Александрович очень переживал, например, из-за распада брака своей младшей сестры, великой княгини Ольги Александровны.
       Его супруга императрица Александра Феодоровна с грустью наблюдала, как люди вступают в брак или сватают детей, руководствуясь корыстью, легкомысленным увлечением, какими-то выгодами и прочими побудительными мотивами, далекими от христианского понимания брака. Она видела, что даже семьи, созданные по любви, рушатся из-за неумения потерпеть слабости второй половины, понести, по словам апостола, тяготы друг друга, и, наверное, предполагала, что вскоре станет совсем "просто": не сошлись характерами - и нет семьи, и неважно, что страдают дети.
       Государыня наблюдала, размышляла и записывала: "По вине тех, кто поженился, одного или обоих, жизнь в браке может стать несчастьем. Возможность в браке быть счастливым очень велика, но нельзя забывать и возможности его краха. Только правильная и мудрая жизнь в браке поможет достичь идеальных супружеских отношений.
       Первый урок, который нужно выучить и исполнить, - это терпение. В начале семейной жизни обнаруживаются как достоинства характера и нрава, так и недостатки и особенности привычек, вкуса, темперамента, о которых вторая половина и не подозревала. Иногда кажется, что невозможно притереться друг к другу, что будут вечные и безнадежные конфликты, но терпение и любовь преодолевают все, и две жизни сливаются в одну, более благородную, сильную, полную, богатую, и эта жизнь будет продолжаться в мире и покое".
       "Еще один секрет счастья в семейной жизни - это внимание друг к другу", - здесь Александра Феодоровна пишет, несомненно, о собственном опыте. "Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий: от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб.
       Еще один важный элемент в семейной жизни - это единство интересов. Ничто из забот жены не должно казаться слишком мелким, даже для гигантского интеллекта самого великого из мужей. С другой стороны, каждая мудрая и верная жена будет охотно интересоваться делами ее мужа. Она захочет узнать о каждом его новом проекте, плане, затруднении, сомнении. Она захочет узнать, какое из его начинаний преуспело, а какое - нет, и быть в курсе всех его ежедневных дел. Пусть оба сердца разделяют и радость и страдание. Пусть они делят пополам груз забот. Пусть все в жизни у них будет общим. Им следует вместе ходить в церковь, молиться рядом, вместе приносить к стопам Бога груз забот о своих детях и обо всем дорогом для них. Почему бы им не говорить друг с другом о своих искушениях, сомнениях, тайных желаниях и не помочь друг другу сочувствием, словами ободрения? Так они и будут жить одной жизнью, а не двумя.
       Бойтесь малейшего начала непонимания или отчуждения. Вместо того чтобы сдержаться, произносится неумное, неосторожное слово - и вот между двумя сердцами, которые до этого были одним целым, появилась маленькая трещинка, она ширится и ширится до тех пор, пока они не оказываются навеки оторванными друг от друга. Вы сказали что-то в спешке? Немедленно попросите прощения. У вас возникло какое-то непонимание? Неважно, чья это вина, не позволяйте ему ни на час оставаться между вами.
       Удерживайтесь от ссоры. Не ложитесь спать, затаив в душе чувство гнева. В семейной жизни не должно быть места гордости. Никогда не нужно тешить свое чувство оскорбленной гордости и скрупулезно высчитывать, кто именно должен просить прощения. Истинно любящие такой казуистикой не занимаются. Они всегда готовы и уступить, и извиниться".
       После прочтения записей этой удивительной, любящей супруги начинаешь понимать, что слов: "Я тебя люблю" - еще недостаточно для семейного счастья - нужна постоянная работа над собой, основанная прежде всего на христианском мировоззрении. Гармоничные, здоровые отношения между супругами могут послужить залогом нравственного воспитания детей.
       Царственная чета не скрывала своей любви от детей. Мать не давала малышам повода думать, что только они являются предметом ее обожания. Когда государь в связи с началом Русско-японской войны вынужден был на время оставить семью, трехлетняя Анастасия спросила у матери: "Тебе грустно, что папа уехал?" Александра Феодоровна ответила: "Да". И тогда девочка сделала трогательную попытку утешить ее: "Не беспокойся - он скоро вернется".
       ...
       Центральное место в семье занимает отец. "Отец имеет силу и власть благословлять детей именем Божиим. Отец - господин для своих близких. Отец - это и слуга для своих близких. Отец семьи отчасти распространяет свое отцовство и на жену, как и Адам был по плоти отцом для Евы" (В. В. Ничипоров. "Введение в христианскую психологию").
       Государь Николай был отцом для своих пятерых детей, будучи при этом, во-первых и в главных, отцом для миллионов подданных. Эта его исключительная главенствующая роль в государстве налагала немалый отпечаток и на взаимоотношения с детьми.
       Вспоминает флигель-адъютант А. Мордвинов: "Государь был, конечно, счастлив в своей семье, как только может быть счастлив человек, обладающий именно такой идеально сплоченной, любящей семьей... Но удовлетворяться одним семейным счастьем может не всякий: другая обширная семья - его Родина, которой государь стремился служить не только потому, что судьба и рождение поставили его во главе страны, но и просто как русский, - занимала его мысли и вызывала скрытые, глубоко мучительные переживания..."
       Пьер Жильяр, близко соприкасавшийся, как воспитатель царевича Алексея Николаевича, с семьей последнего императора, отмечал: "В обыкновенное время государь видел своих детей довольно мало; его занятия и требования придворной жизни мешали ему отдавать им все то время, которое он хотел бы им посвятить. Он всецело передал императрице заботу о их воспитании и в редкие минуты близости с ними любил без всякой задней мысли, с полным душевным спокойствием наслаждаться их присутствием. Он старался тогда отстранить от себя все заботы, сопряженные с той громадной ответственностью, которая тяготела над ним; он старался забыть на время, что он царь, и быть только отцом".
       Жильяру вторит Анна Танеева: "Одно из самых светлых воспоминаний - это уютные вечера, когда государь бывал менее занят и приходил читать вслух Толстого, Тургенева, Чехова и так далее. Любимым его автором был Гоголь. Государь читал необычайно хорошо, внятно, не торопясь, и это очень любил. Последние годы его забавляли рассказы Аверченко и Тэффи, отвлекая на несколько минут его воображение от злободневных забот".
       Об этом же рассказывает и Татьяна Мельник-Боткина: "По вечерам его величество читал вслух великим княжнам, которые, выздоравливая, переехали в одну комнату... Его величество приходил к ним, когда они уже лежали в постелях. Великие княжны приготовляли для него кресло и маленький столик с лампой и книгой посреди комнаты, чтобы им всем было хорошо слышно, и трогательно было видеть, как дочери и отец искали утешения и развлечения в обществе друг друга".
       Настоящий отец, в полной мере соответствующий этому имени, обладающий нравственным авторитетом в семье, всегда будет благодатно влиять на детей, даже когда его внешнее присутствие в семье ограничено. Ведь духовное присутствие отца рядом с семьей, его покров, его добрую силу чуткие дети всегда ощутят. Хороший отец при самой полной занятости любое свободное время посвящает жене и детям. Жертва ли это? Для иных мужчин, может быть, да. Здесь все зависит от силы чувства и осознания своей мужской ответственности за "погоду в доме".
       Из письма Николая Александровича супруге: "Я был так изумлен и тронут поведением Ольги, я даже предположить не мог, что она плачет из-за меня, пока ты не объяснила мне причину. Я начинаю сейчас чувствовать себя без детей более одиноким, чем раньше, - вот что значит опытный старый папа!"
       Пьер Жильяр восхищался отношениями государя Николая Александровича с детьми: "Их отношения с государем были прелестны. Он был для них одновременно царем, отцом и товарищем. Чувства, испытываемые ими к нему, видоизменялись в зависимости от обстоятельств. Они никогда не ошибались, как в каждом отдельном случае относиться к отцу и какое выражение данному случаю подобает. Их чувство переходило от религиозного поклонения до полной доверчивости и самой сердечной дружбы. Он ведь был для них то тем, перед которым почтительно преклонялись министры, высшие церковные иерархи, великие князья и сама их мать, то отцом, сердце которого с такой добротой раскрывалось навстречу их заботам или огорчениям, то, наконец, тем, кто вдали от нескромных глаз умел при случае так весело присоединиться к их молодым забавам".
       Несколько слов и понятий, взятых из этого отрывка, могут стать для нас ключевыми, положенными в основу здоровых отношений между отцом и детьми: "поклонение", "доверчивость", "дружба", "сердце раскрывалось навстречу заботам", "умел присоединиться к забавам". Прежде чем требовать чего-либо от детей, мудрые родители сами вложат в них гораздо больше, чем собираются потребовать. Речь идет, конечно, не о деньгах и вкусной еде, но о ненавязчивом, доброжелательном вхождении во внутренний мир ребенка, о поддержке его в тот период, когда растущий человек только начинает свой путь по дороге жизни. Мудрые родители знают, что, прежде чем воспитывать детей, необходимо воспитать себя.
       ...
       Есть одна прекрасная фотография, снятая в период, когда государь Николай уже не был императором. Выздоравливающая великая княжна Мария в кресле, возле нее - Татьяна и Анастасия, взгляды которых обращены друг к другу. Какая любовь, какая нежность передается нам через эту фотографию! Кажется, идиллия царила в кругу святой царской семьи, где вера в Бога определяла отношения между родителями и детьми, между сестрами и братом, где любовь ставилась превыше всего земного. И это было так, хотя, конечно же, и в этой семье время от времени возникали проблемы, присущие многим семьям. Идиллию видел и Пьер Жильяр: "Великие княжны были прелестны своей свежестью и здоровьем. Трудно было найти четырех сестер, столь различных по характерам и в то же время столь тесно сплоченных дружбой. Последняя не мешала их личной самостоятельности и, несмотря на различие темпераментов, объединяла их живой связью. Из начальных букв своих имен они составили общее имя - "Отма". Под этой общей подписью они иногда делали подарки или посылали письма, написанные одной из них от имени всех четырех".
       Но и царские дети ссорились, как и все дети. Иначе бы императрица не писала старшей дочери: "Не ссорьтесь друг с другом, это, в самом деле, просто безобразно. Всегда будьте любящими и добрыми".
       Нет сомнения, что ее дочери и сын были и добрыми, и любящими, но мало ли поводов найдут дети для разжигания маленьких обид? Если внимательно прочитать переписку императрицы с великими княжнами, можно догадаться и о ревности Марии по отношению к старшим сестрам, и о детском соперничестве между Ольгой и Татьяной. Великая княжна Ольга в детстве обладала неровным, вспыльчивым характером. "И не ворчи все время на Татьяну, - наставляет мать. - Будь доброй к Татьяне. Если ты будешь сердиться, то все ухудшишь".
       Материнские слова, а больше всего родительская любовь приносили благодатный плод: в юности старшие княжны, по многим свидетельствам, были связаны крепкой дружбой, составляли так называемую "старшую пару" в отличие от "пары младшей" - Марии и Анастасии.
       Маленькие дети способны испытывать очень сложные чувства, в том числе и ревность. Когда в семье рождается еще один ребенок, старший может посчитать себя несправедливо отвергнутым, решить, что его вообще разлюбили. Он будет страдать, поведение его начнет портиться, а родители, скорее всего, его не поймут. Сейчас врачи отмечают, что почему-то взрослые не склонны замечать ревность в своих "старшеньких". Может быть, потому что она не беспочвенна? А всего-то нужно: не требовать от старшего ребенка "взрослого" мышления, не заниматься "уравниловкой", т. е. не делить между детьми "поровну" родительскую любовь заодно с одеждой и подарками, а просто всем сердцем любить и старших и младших, почаще говорить им о своей любви, насыщать их заботой, уделяя каждому достаточное внимание, не сравнивать детей друг с другом ни в мыслях, ни на словах и принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Так было и в царской семье.
       На Руси старшие братья и сестры искренне почитались младшими, и, если родители умирали, старший брат заступал место отца, старшая сестра - матери. На первый взгляд доля самого младшего незавидна: не только родителей - всех приходится слушаться. Но ведь младший ребенок чувствует себя более защищенным. Рядом больше людей, которые помогают ему, заботятся о нем, которым можно довериться. Нередко случается, что дети, особенно в подростковом возрасте, не могут открыть родителям какие-то свои тайны, но охотно делятся ими со старшими братьями и сестрами.
       Все вышесказанное можно отнести к царевичу Алексею, младшему ребенку в семье Николая II. Всеобщий любимец, он всегда был почтителен к сестрам, постоянно баловавшим его. Татьяна Мельник вспоминает такой эпизод: "Иногда в этих объездах (лазаретов. - М. К.) принимал участие и Алексей Николаевич, очень любящий вступать в разговоры с ранеными. Однажды старшая сестра одного из лазаретов попросила офицеров, чтобы они как можно больше рассказали Алексею Николаевичу из жизни на фронте. И действительно, он был так заинтересован, что, когда великие княжны, бывшие в соседних палатах, пришли звать его домой, он сказал: "Ну вот, когда мне интересно, вы всегда уезжаете раньше, а когда скучно, так сидите, сидите без конца".
       Но, конечно, все-таки поехал тотчас же".
       Как в любой многодетной семье, старшие дети брали на себя часть родительских функций. Царь и царица смотрели на старших княжон как на помощниц в воспитании младших. Об этом свидетельствуют, например, выдержки из писем государыни Александры к дочери Ольге: "Прежде всего помни, что ты должна быть всегда хорошим примером младшим... Они маленькие, не так хорошо все понимают и всегда будут подражать большим. Поэтому ты должна обдумывать все, что говоришь и делаешь", "Будь хорошей девочкой, моя Ольга, и помогай четырем младшим быть тоже хорошими".
       Когда подросла великая княжна Татьяна, мать побуждала и ее стать образцом для младших детей. Впоследствии первенство само собой перешло к Татьяне, так как вторая дочь государя обладала большей силой характера, была сдержаннее и практичнее Ольги. Это совершенно не мешало искренней горячей привязанности старших княжон друг к другу.
       Среди записей государыни Александры Феодоровны сохранились и рассуждения об отношениях между братьями и сестрами. "Между братьями и сестрами должна быть крепкая и нежная дружба, - писала она. - В наших сердцах и нашей жизни мы должны беречь и растить все красивое, истинное, святое. Дружеские связи в нашем собственном доме, чтобы они были глубокими, искренними и сердечными, должны формировать родители, помогая сблизиться душам. Нет в мире дружбы чище, богаче и плодотворнее, чем в семье, если только направлять развитие этой дружбы.
       ...
      

    Отцы и дети

       В императоре и императрице не было ни капли родительского эгоизма. Огромная любовь к детям, которой жила Александра Феодоровна, не перешла в превозношение детей. Вот ее слова: "Родители иногда грешат чрезмерным беспокойством или неумными и постоянно раздражающими увещеваниями, но сыновья и дочери должны соглашаться с тем, что в основе этой чрезмерной заботливости лежит глубокая тревога за них... Нет на земле более подходящего для мужчины поступка, чем тот, когда мужчина в расцвете своих сил, как малый ребенок, с любовью склоняется перед своим немощным родителем, оказывая ему почитание и уважение... Пока живы родители, ребенок всегда остается ребенком и должен отвечать родителям любовью и почтением". Что делать, чтобы так происходило в действительности? Александра Феодоровна тут же отвечает сама: "Любовь детей к родителям выражается в полном доверии к ним. Для настоящей матери важно все, чем интересуется ее ребенок. Она так же охотно слушает о его приключениях, радостях, достижениях, планах и фантазиях, как другие люди слушают какое-нибудь романтическое повествование". Когда достигнуты такие взаимодоверительные отношения, лишь тогда родительские наставления могут принести реальную пользу. Так было в святом царском семействе.
       Чему же учила детей императрица Александра Феодоровна? Из письма к дочери Ольге: "Девочка моя, ты должна помнить, что одна из главных вещей - быть вежливой, а не грубой и в манерах, и в словах. Грубые слова в устах детей - это более чем некрасиво. Всегда обдумывай свое поведение, будь честной, слушай старших..."
       "Дети должны учиться самоотречению, - рассуждала императрица. - Они не смогут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль - ненамеренно, а просто по небрежности. Для того чтобы проявить заботу, не так уж много нужно - слово ободрения, когда у кого-то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства из-за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без помощи других, чтобы стать сильными и независимыми".
      
      

    "Наполните любовью свои дни"

      
       Христианские принципы жизни царской четы становились принципами воспитания детей: "Мы всегда должны думать о том, чтобы наша помощь другим приносила им какую-то пользу, учила их чему-то, изменяла к лучшему характер, делала их мужественнее, сильнее, искреннее, счастливее. В мире много людей, впавших в отчаяние, и мы должны иметь сказать им слово надежды или сделать доброе дело, которое выведет их из безысходности и даст силы вернуться к радостной, полной жизни. Любовь - это самое великое в мире. Мы должны стараться, чтобы все, что мы делаем, вся наша жизнь были на благо другим людям. Мы должны так жить, чтобы никому не навредить, чтобы наша жизнь служила примером для других...
       Даже то, что нам не нравится, мы должны делать с любовью и тщанием, и перестанем видеть то, что было нам неприятно. Мы должны оказывать помощь не только, когда нас об этом попросят, но сами искать случая помочь...
       Наш Господь хочет от нас, чтобы мы не предавали доверия. Верность - великое слово. Наполните любовью свои дни. Забудьте себя и помните о других. Если кому-то нужна ваша доброта, то доброту эту окажите немедленно, сейчас. Завтра может быть слишком поздно. Если сердце жаждет слов ободрения, благодарности, поддержки, скажите эти слова сегодня. Беда слишком многих людей в том, что их день заполнен праздными словами и ненужными умолчаниями, что они откладывают на потом свою заботу о ком-то. Мы не можем достаточно ясно представить себе, что многие вещи, если не сделать их сейчас, не следует делать вообще. Не уклоняйтесь от своих обязанностей, какими бы они ни были неприятными. Невыполненный долг в этот день оставит чувство пустоты, а позднее придет чувство сожаления. Делайте что-то нужное в каждый момент своей жизни. Каждый день, когда мы делаем что-нибудь хорошее в верности своей Христу, возвышает нас и устанавливает более высокую планку для нашей судьбы.
       Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения...
       Всегда любить - это долг" (страстотерпица Александра).
      

  • Комментарии: 1, последний от 06/10/2011.
  • © Copyright Кравцова М. (blago-kniga@blago-kniga.ru)
  • Обновлено: 28/09/2010. 21k. Статистика.
  • Глава: Проза
  • Оценка: 8.60*10  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.