Колташов Василий Георгиевич
Разум фантастики

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колташов Василий Георгиевич (koltashov@gmail.com)
  • Размещен: 17/05/2006, изменен: 17/05/2006. 11k. Статистика.
  • Интервью: Фантастика
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Интервью с автором фантастического романа "Торжествующий разум" Василием Колташовым

  •   Разум фантастики
      
       Интервью с автором фантастического романа "Торжествующий разум" Василием Колташовым
      
      О книге: "XXI век уже наступил. Вместе с тем начался и новый период в жизни людей. Однако старое, традиционное, материально ограниченное общество по-прежнему существует, ожидая тех, кто остановит отсчет его часов. Герой романа Павел Калугин отправляется в будущее и прошлое других миров, чтобы найти ключ к проникновению человечества в завтра. Затем, возвращаясь на Землю, он становится участником невообразимых событий. По сути, он и его друзья должны разбудить спящее будущее человечества. Побывавший на других планетах и видевший грядущее Калугин, как никто другой, осознает это. Невероятный шквал ждет его, готовясь, навалится свежей волной увлекательных приключений. Пират средневековой планеты Перуло и прогрессор, он должен стать одним из вождей Земной Революции, но смерть угрожает ему..."
      
       - Расскажи, как ты начинал свою книгу и что ты хотел этим достичь?
      
      - В тот момент, когда я приступал к созданию книги, у меня еще не было четких представлений о том, что должно получиться в итоге. Я не представлял себе конечный продукт целиком. Более того - первые главы книги поначалу были другими. Сосем не такими, какими они стали потом. Я люблю творчество Ефремова и Стругацких. Они являются важнейшими столпами советской фантастики, ее наиболее талантливым воплощением, без угодных руководству излишеств. Поэтому моим желанием было написать книгу, способную по форме соответствовать этой традиции. В то же время я понимал, что братья Стругацкие и Ефремов писали в определенной исторической реальности.
      
      Происходило "построение социализма в одной отдельно взятой стране". Люди искренне верили, что социалистическая революция в СССР победила, что основы социализма построены, что все и дальше должно складываться хорошо, что общество под мудрым руководством КПСС и дальше будет уверенно идти по направлению к светлому коммунистическому будущему. Тогда горизонты грядущего казались еще безоблачными. С таким настроением начинали свое творчество классики советской фантастики. Но постепенно к ним приходило ощущение, что в обществе "что-то не так". Это хорошо чувствуется в творчестве поздних Стругацких и - особенно - в "Часе Быка" Ефремова, ставшим объектом яростной официозной травли, но нашедшем понимание и отклик у читателя.
      
      Таким образом, моя задача сводилась к сохранению и продолжению первой составляющей традиции советской фантастики. В то же время нужно было преодолеть второй элемент, который по мере приближения советского общества к
      закату ощущался в литературе все заметнее. Развал СССР и разгул рыночных отношений способствовал тому, что ощущение тревоги в литературе переросло во всеобщее разочарование. Творчество скатилось в пучину коммерческих страстей.
      
       - В те годы действительно казалось, что коммунизм умер навсегда, что эта идея уже никогда не будет актуальной. Перестройка покончила с советским обществом, которое однозначно ассоциировалось с коммунистической идеей. Хотя, если проследить тенденции общественного развития в тот период, можно увидеть, наряду с противоборством советского консерватизма и оголтелого неолиберализма, и гораздо менее заметную коммунистическую составляющую нового поколения, олицетворяющую демократический социализм, выстраиваемый "снизу". Тогда, правда, эта тенденция не получила должного развития, будучи задавленной неолиберальной рыночной стихией. Но она показала, что не все так однозначно с левой идеей, что у нее еще немало резервов для развития - только всему свое время.
      
      - Надо сказать, что люди возлагали на перестройку определенные надежды на перемены к лучшему. Но власть имущие, мутировав из управляющей номенклатурной прослойки в господствующий класс капиталистического общества, как и следовало ожидать, обманули народ. Крушение СССР многими было воспринято как крушение коммунистической идеи вообще, как неоспоримый аргумент в пользу ее тупиковости. Соответственно, ни о каких попытках возродить коммунистическую фантастику и речи не было. Ни о каких заметных попытках в девяностые годы, по крайней мере, в нашей стране, изложить коммунистическую идею методами социальной фантастики, мне неизвестно.
      
      В 2000-е годы началось возрождение коммунистической идеи. Было очевидно, что грядут перемены. И это ощущение повлияло на мое эмоциональное состояние и предопределило мои будущие литературные замыслы.
      
       - Как ты построил сюжет романа, каковы его главные черты?
      
      - В книге можно выделить три основных элемента. Первый элемент - это революционная борьба коммунистов, причем отнюдь не под национал-патриотическими стягами или православными хоругвями. Это борьба классовая, борьба рабочих, борьба угнетенных народных масс за лучшее общество - в Латинской Америке и в России, где в будущем совершаются революции.
      
      Вторая важная часть книги - замысел показать коммунизм как общественный строй высокоразвитой инопланетной цивилизации. Сюжет построен в движении, в переходе общества из одного качественного состояния в другое. Написать все это, особенно про коммунизм, было непросто. Ведь это то, что мы не знаем и не представляем точно, но понимаем как возможное и предстоящее именно в таком виде. Коммунистическая сюжетная составляющая выражена во второй части романа, где главный герой видит своими глазами нерыночное, нетоварное, высокоинформатизированное, культурно свободное общество. Общество, в котором нет политической власти и нет классов. В нем, конечно, есть свои внутренние трудности, проблемы, но нет социальных антагонизмов. Именно эта увиденная им в гостях у коммунистической сверхцивилизации картина и служит главному герою идеалом, высокой целью, в его революционной борьбе на Земле. Он абсолютно точно знает, за что борется. И мне как автору было особенно важно показать в книге контраст эпох, их борьбу, смену общественных систем.
      
      Третий элемент сюжета - тот, где главный герой находится на планете, на которой происходит первая буржуазная революция. Это - начало книги, и именно здесь берет исток романтическая и философская составляющая романа, динамичный приключенческий сюжет. Здесь же, кроме приключенческого элемента, важной идеей выступает борьба народных масс. В основном, правда, военная.
      
      Борьба за новое, отвечающая интересам широких общественных слоев, присутствует во всей книге. В начале она показана на примере рушащегося средневековья, позднее ее дополняют: партизанская война в Латинской Америке, революция в России. Я постарался показать, что исторический прогресс заключается в борьбе, направленной на изменение общества к лучшему, и эта борьба в конечном итоге ведет к образованию коммунистического общества.
      
      Исторический процесс - важная идея романа. Но без нее, даже там, где она кажется только фоном, нельзя уловить прогрессорскую роль героев. Исторический процесс в книге - не просто той или иной цивилизации. Он - то динамичное поле, на котором действуют, продолжая важную традицию советской фантастики, "прогрессоры". Люди - представители коммунистического общества в цивилизациях низкого уровня развития. Они - не сторонние наблюдатели, а действующие лица не только научного порядка, но и исторического.
      
       - Здесь, кстати, возникают ассоциации с повестью Стругацких "Трудно быть богом". Когда я читал ту часть твоей книги, где описывается средневековье, я вспомнил именно это ставшим уже классическим произведение.
      
      - Все правильно, но надо подчеркнуть, что в этой повести Стругацких уже явно начинает просматриваться элемент тревоги, даже не связанной с угрозой фашизма (прямая ассоциация с событиями книги), а скорее с перспективами развития советского общества. К тому же я постарался по-другому показать героев. Румата у Стругацких, хоть и является прогрессором, но не может изменить ход событий. Он может лишь чуть-чуть помочь, например, спасти от расправы ценных для прогресса людей, но остановить маховик реакции не в состоянии. Финал получается настороженным, напряженным. В "Торжествующем разуме" я же постарался, чтобы все было иначе. Чтобы была борьба и чтобы герои принимали в ней самое активное участие. Не реакция вызывает тревогу, а прогресс вселяет силы - такая была цель. И дальше, где главный герой возвращается в буржуазную Москву, мы видим, что те качества, которые он приобрел в "будущем" и "прошлом", он переносит в ту социальную реальность, где вырос. И эти качества борца оказываются очень полезны для революции в России.
      
      Знание истории, культуры, экономики, психологии общества дают человеку силы бороться и побеждать. Торжество разума, стремление к справедливому, свободному обществу, коммунистическому обществу, стали для главного героя, преодолевающего разнообразные преграды на пути к цели, главной идеей жизни, с этой идеей он борется и побеждает.
      
       - И еще я бы отметил главную особенность твоей книги: она абсолютно четко подчеркивает торжество нового над старым; то, что прогресс творит новое поколение борцов. Это поколение в своей борьбе активно использует новые технические средства, и когда приходит к власти, первым делом стимулирует именно научно-технический прогресс. И это абсолютно закономерно и естественно.
      
      - Борьба за новое общество неотделима от технического прогресса. Книга связана с нашим поколением, родившимся в Советском Союзе, которое ощутило все беды реставрации капитализма. И мы, новое поколение борцов за социальную справедливость и прогресс, встаем на борьбу с мировой империалистической системой и понимаем, что эта борьба не ограничивается частью планеты. Эта борьба является всеобщей, всемирной, классовой, интернациональной. Характер борьбы в книге выражен подчеркнуто и однозначно. Революционеры-интернационалисты противопоставлены националистам-аппаратчикам, которые присутствуют в левом движении. При помощи националистической демагогии беспринципные аппаратчики пытаются обмануть трудящихся и отдалить торжество разума. В судьбе главного героя столкновение националистической мелкобуржуазной и революционной рабочей тенденции показано в конфликте внутри комсомольской организации, где борется Павел после возвращения на Землю. Я ставил своей целью изобразить, что революции совершаются не с иконами и идеологическими иллюзиями, а с разумом, знанием и уверенностью в том, что разумное и прогрессивное обязательно восторжествует.
      
       Беседу вел Игорь Герасимов,
       администратор левого футурологического интернет-проекта "2084.ru"
      
      "Торжествующий разум" можно найти:
      http://lit.lib.ru/k/koltashow_w_g/text_0080.shtml
      http://www.2084.ru/culture/razum.zip

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колташов Василий Георгиевич (koltashov@gmail.com)
  • Обновлено: 17/05/2006. 11k. Статистика.
  • Интервью: Фантастика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.