Колташов Василий Георгиевич
Хороший князь и варяжские террористы

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колташов Василий Георгиевич (koltashov@gmail.com)
  • Размещен: 15/06/2006, изменен: 15/06/2006. 5k. Статистика.
  • Статья: Культурология
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мультипликационный фильм "Князь Владимир"

  •   Режиссер: Юрий Кулаков
      
      В ролях: Сергей Безруков Рогволд Суховерко Александр Костричкин Юрий Беркун Александр Пинегин Дмитрий Назаров Владимир Гостюхин Николай Расторгуев-младший Ирина Безрукова Ольга Журавлева
      
      "Публика встретила премьеру "Владимира" аплодисментами",- так пишут некоторые авторы, восторженно повторяя, что бюджет мультфильма 5 миллионов долларов, а снимали его аж 7 лет. Все вызывает восхищение официальных критиков - и тема, и сюжет, и дух, и даже "могучий заряд любви, патриотизма и веры". Все ли действительно так хорошо?
      
      Приятно видеть мультфильм, посвященный истории Руси. Но вызывает сожаление, что к истории он имеет совсем немного отношения. Зато к идеологии политического режима России относится как раз прямо. Патриотизмом пересыпано все - державность через кадр просто раздражает. Политический заказ очевиден: злые язычники, коварные и алчные варяги, князь-простофиля - порядочный и глупый добряк, добрые греки, привозящие славянам дармовой виноград на лодке из Царьграда и милые овечки стада Христова. Мальчик, спасающий библию и коварный жрец Перуна - "вредного" языческого культа мешающего объединению Руси - все это должно выражать "правильные" идеи картины.
      
      События в "историческом" мультфильме развиваются совсем не так как в жизни - даже отдаленное приближение к ним сюжета почти не заметно. Выигрышны только музыкальные моменты и общие планы - сюжет воспринимается плохо.
      
      В истории все было по-другому - было гораздо сложнее и увлекательней, чем в мультфильме. Владимир, княживший в Новгороде ради престола в Киеве, не постеснялся скрестить мечи с братьями и погубить их, проявив немало вероломства и устремленности. В мультфильме он глупая жертва обстоятельств. Его натура не сильна и противоречива. Владимир, представая пешкой событий, безвинной и глупой фигурой низшего ранга, не ярок как персонаж (краски художников не в счет). Из зрительного зала не ясно, почему его сделали центральным в сюжете картины.
      
      Волшебство, которым перенасыщен мультфильм, странным образом играет против христианской идеи картины. Злой волхв Кривжа при помощи магии успешно дурачит князя, строит козни и совершает злодеяния против Руси. Кривой посох, символизирующий уродство, оказывается в руках этого героя куда более действенным орудием, чем распятие или святое писание - от которых в мультфильме никакой пользы нет.
      
      Возможно, такие магические перипетии сделаны не для того, чтобы дискредитировать христианские чудеса, но исходя из здравого смысла. Смысла, согласно которому что-либо волшебное еще можно приписать язычеству, свободному, далекому и таинственному, а не христианству - скучному в своих ритуалах, затертому и банальному. Все это, как азбука века, понятно даже старательно выполняющим заказ мультипликаторам.
      
      В прокате еще первая часть, но уже понятно как будут развиваться события во второй серии "Владимира", которую зрителю обещают показать через два года. Заочный роман Владимира и Анны, племянницы императора Византии, которой русский князь подарил дудочку, конечно, завершиться большой любовью и крещением Руси. Напрочь будет забыта реальность, согласно которой греческая царевна была лишь политическим трофеем, доставшимся вследствие военного конфликта с Византией - взятия Херсонеса и присоединения к Киеву Тмутаракани. Браком Владимира и Анны был закреплен политический блок, а принявший христианство князь отнюдь не пал жертвой мистики обрядов или слепящего света упавшего с небес. Более того, в порыве своей языческой реформы - это за несколько лет до крещения Руси - он устроил в Киеве настоящую резню христиан. Только потребность в идеологии смирения для угнетаемых феодалами масс подвигла его в объятия "истинного бога".
      
      Картины сюжета плохо связаны в мультфильме между собой. Герои второго плана, за редкими исключениями, показаны еще более односложно, чем главные лица сюжета. Общее для всех иррациональное поведение делает логику мультфильма такой, что понять ее невозможно. Порой кажется, что события фона и поведения персонажей создавались разными людьми, делавшими свою работу в отрыве друг от друга.
      
      Конечно, в итоге можно сказать, что отечественные мастера еще не научились по-новому работать и делать интересные сюжеты по голливудски. Однако, все это будет мишура. В действительности, выполняя патриотический заказ, они просто не могут сделать работу лучше - все получается кондово, не оригинально. И главное почему? Потому, что нельзя реализуя в искусстве патриархально-державные мотивы нарисовать картину реальную и приглядную. И дело даже не в том, что реальность прошлого была иной - иным является настоящее, с которым мишура реакционной пропаганды не вяжется. Приемы музыки и рисунка не меняют дело.
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колташов Василий Георгиевич (koltashov@gmail.com)
  • Обновлено: 15/06/2006. 5k. Статистика.
  • Статья: Культурология
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.