Крылов Александр Владимирович
История Северной железной дороги. 2. Первопроходцы

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Крылов Александр Владимирович (geant@yandex.ru)
  • Обновлено: 11/10/2009. 5k. Статистика.
  • Монография: История

  •   Крылов Александр Владимирович
      
      История Северной железной дороги
      
      2. Первопроходцы
      
      Одним из тех, кто в числе первых связал всю свою жизнь с коллективом локомотивного депо и с кем сегодня еще можно побеседовать, является Афанасий Алексеевич Челпанов.
      В мае 1939 года он поступил на годичные курсы помощников машинистов паровозов, организованные при управлении строительством в Княжпогосте. После их окончания до призыва в ряды Красной Армии, то есть до осени 1940 года, он работал на паровозе.
      В годы войны А. А. Челпанов служил в полковой артиллерии. Имеет боевые награды. В 1946 году он вернулся в Княжпогост и продолжил работу по своей довоенной специальности. С 1950 года вплоть до выхода на пенсию, то есть в течение 35 лет работал машинистом на поездном паровозе.
      Вместе с А. А. Челпановым учились А. М. Политова и Г А. Лыткин. Здесь же, на курсах, они и поженились.
      Григорий Андреевич Лыткин, будучи машинистом. в 1947 году был избран депутатом Верховного Совета Коми АССР. На курсы помощников машинистов он был направлен по путевке Сыктывкарского горкома комсомола. а Настя Политова - Удорского райкома.
      Их однокашником в Княжпогосте была также Аня Чикарина, ныне Анна Петровна Орел. Она работала помощником машиниста и машинистом. С этой должности в 1973 году А. П. Орел ушла на пенсию. В 1943 году награждена медалью "За трудовую доблесть".
      Годом позже начала свою трудовую жизнь Аня Ладанова, позже - Анна Ивановна Кравченко. Она рассказывает, что в мае 1940 года, по объявлению в газете, поступила на курсы помощников машинистов. Училась немного меньше чем предшественники, 9 месяцев. Нужда в кадрах торопила. После курсов Анна Ивановна работала помощником машиниста. Напомним, что паровозы тогда отапливались дровами. В течение одной поездки нужно было забросить в топку более 50 кубометров. Это входило в обязанность помощника машиниста, в данном случае девчонки.
      В августе 1942 года она самостоятельно подготовилась теоретически и сдала экзамен на машиниста. Конечно, если бы Аня работала плохо, то такой чести ее никто бы не удостоил, Дело в том, что образование у нее было 4 класса, да и те только на бумаге. А фактически она ходила в школу всего две зимы. После смерти матери три малолетних сестры остались на попечении мачехи, которая не в силах была окружить должным вниманием падчериц.
      Анна Ивановна работала на разных паровозах: энвешках (Нв), цаплях (Ц), Раисах (Р). На букашках (Б) водила пассажирские поезда Ухта- Котлас, а также пригородные до Айкино.
      В 1943 году государство наградило Анну Ивановну орденом Трудового Красного Знамени. Тогда она была единственным орденоносцем в своем коллективе.
      Машинистом она работала недолго, до 1945 года. По состоянию здоровья пришлось перейти на более легкую работу, дежурным помощником начальника депо. В обиходе эту должность называют "Дежурный по депо". В 1948 году по той же причине пришлось перейти работать нарядчиком паровозных бригад.
      С 1977 года Анна Ивановна на заслуженном отдыхе.
      В июне 1945 года газета "За Новый север" провела среди своих читателей анкету, задав им всего один вопрос: что вы делали в годы Великой Отечественной войны? Анна Ивановна написала, как стала машинистом. При этом ни слова о трудностях. Не упомянула она также о том, что после основной, далеко не легкой работы, она, вместе с другими деповчанами, помогала строить мост через Вымь. Очень он нужен был. Страна нуждалась в угле, а мосты были последним препятствием для больших перевозок.
      В числе почетных ветеранов депо состоит и сестра Анны Ивановны, Агния Ивановна, по мужу- Турьева. С 1942 года до-конца войны Агния Ивановна была зенитчицей. Защищала небо Москвы от фашистов.
      Зенитчицей была и третья Ладанова - Александра Ивановна Медведева. Сегодня ее нет среди нас. Она также после демобилизации работала на транспорте.
      А Агния Ивановна и сегодня еще трудится в депо. Ее портрет висит на видном месте среди людей, почитаемых в коллективе.
      Вместе с А. И. Ладановой в группе будущих помощников машинистов был и Саша, а ныне Александр Васильевич Попов. Тот самый, который возил хлеб проектировщикам. Здесь добавим, что он не только это делал, но и шагал с ними по трассе будущей железной дороги. Где рейку землемерную держал, где отмерял землю рулеткой, а где и колышки забивал.
      До 1942 года, то есть до призыва в Красную Армию, А. В. Попов работал на паровозе. Правда, не в Княжпогосте. Его после окончания курсов направили в Черемуху. Там тоже было основное депо. Оно обслуживало поезда от Котласа до Мадмаса.
      После демобилизации, около 20 лет Александр Васильевич работал в Микуньском депо, а затем по семейным обстоятельствам переехал в город Валуйки.
      Конечно, здесь перечислены далеко не все, кого можно назвать первопроходцами. Некоторые будут упомянуты в следующих разделах данного повествования.
      
      (c) Крылов В.А., г.Микунь, газета Вперед, 1987, выпуск 83 от 07.11
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Крылов Александр Владимирович (geant@yandex.ru)
  • Обновлено: 11/10/2009. 5k. Статистика.
  • Монография: История

  • Связаться с программистом сайта.