Крылов Александр Владимирович
Приходится Сожалеть...

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Крылов Александр Владимирович (geant@yandex.ru)
  • Обновлено: 31/01/2015. 7k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ответ на письма читатей газеты Вперед, опубликованых после "Игры в большой суверинитет"

  •   ПРИХОДИТСЯ СОЖАЛЕТЬ...
      Шестого февраля газета "Вперед" напечатала мою статью "Игра в большой суверенитет". В ней было выражено беспокойство зарождением в республике организованного национализма. Доказывать опасность такого явления вероятно нет нужды.
      На статью газета получила письма, два из которых были опубликованы. Это В. Сбоевой (27 февраля) и А. Коняева (5 марта). Не ответить на них я просто не имею права, дабы не оставить читателей в заблуждении. Авторов писем, конечно, переубедить не смогу, так как в свою позицию они уверовали достаточно твердо, что достойно сожаления.
      Итак, к делу. Опускаю то, что у моих оппонентов выплескивается через порог приличия, и не корю их за это. Цивилизованная дискуссия требует от сторон должного интеллекта, а его нам подчас всем не хватает. А к А. Коняеву я обращаюсь с просьбой отыскать в моей статье место, где я написал о "ничтожестве коми народа" и подать на меня в суд за оскорбление нации. Заодно он разоблачит меня как "монополиста", "бюрократа", "мифолога". Есть путь короче и дешевле, это извиниться через газету. Человек я покладистый, прощу. Валентину Ильиничну я не трогаю, все-таки женщина. Поступить иначе - не по-рыцарски.
      Своей статьей я хотел обратить внимание на национализм, имеющий место в организации "Коми котыр". Это предельно четко выражено в работе 2-го съезда коми народа. То, что часть коренного населения недружелюбно относится к живущим рядом иноязычным гражданам, не ново. Прямо скажу, что так проявляют себя абсолютное меньшинство и лица с болезненным восприятием действительности.
      Приведу пример. Несколько лет назад уехал жить в Ригу мой хороший товарищ С.Н. Нестеров. Он воевал за этот город. Мы переписываемся, поэтому я знаю обстановку там из первых уст. Недавно я пригласил его к себе жить. Он ответил: "А где же гарантия того, что у вас не произойдет то же, что и в Латвии? Ведь говорил же наш общий знакомый "П", что вы, русские, приехали сюда, чтоб наш коми хлеб есть" (?). Кстати, подобное мне тоже приходилось слышать. Один мой хороший, достаточно образованный товарищ, очень любил в шутку поднимать тему: "Кто лучше?". Например, а мы, коми, в лаптях не ходили! Отвечаю: и не могли ходить, так как здесь липа не растет.
      Такие "дебаты" проходили вроде в шутку. Однако всякая мысль, высказанная вслух, исходит из корней, находящихся внутри человека, его мозга. Ведь родилось же у моего оппонента А. Коняева желание возвести своих соотечественников в ранг исторических героев как участников битвы на Куликовом поле. Увы, дорогой, вы ошиблись. В то время только началось зарождение народности коми-зырян. И назывались они тогда пермяками. А вот через 230 лет в отряде князя Скопина-Шуйского уже было 72 человека с Вычегды и Выми и 12 человек с Сысолы. Они принимали участие в освобождении Руси от поляков. Это уже, пусть небольшой, но подвиг нации.
      Я не исключаю того, что в войске Дмитрия Донского каким-то путем оказалось несколько человек с Севера России, но это аналогично восхождению какого-то любителя на Эльбрус верхом на велосипеде в наши дни. Интересно, героично, но этот факт не для истории, а для телепрограммы "Клуб кинопутешественников".
      Очень характерным примером национализма было избрание первым секретарем обкома КПСС И.П.Морозова. Помню, многие тогда захлебывались от восторга тем, что наконец-то избран "наш" человек. До этого попадались все русские. Чем обернулась деятельность "своего", хорошо сказано в статье В. Сбоевой, а именно - пренебрежением к национальным школам. Значит, дело не в национальной принадлежности, а в разуме и порядочности конкретной личности. Но урок с Морозовым не всем пошел на пользу. Находятся ретивые головы, которым сейчас не нравится русский Ю. Спиридонов. Опять слышны голоса: нужен "свой"! Не перехлёст ли это?
      Мои оппоненты говорят о тех обидах, которые выпали на долю коми народа. Они возмущаются тем, что в крае проводилась христианизация. Но я не могу согласиться, что от нее был вред. Мы же чтим память Стефана Пермского. А ведь именно он начал эту работу, совмещая внедрение веры с просвещением. Кстати говоря, всякая религия приводит к единению народов (племен) и способствует образованию государств. В. Сбоева, как историк, очевидно не может отрицать этого.
      Что касается бедствий коми крестьян, можно сказать, что у них причин к тому было меньше, чем это имело место в центральной России. По всему северу не было крепостного права, нашествия татар, опустошительных войн. Конечно, их обманывали при скупке пушнины, но первыми обидчиками были свои же люди, скупавшие ее для перепродажи заезжим купцам (естественно, не в ущерб себе). Так образовывалась богатая прослойка, родившая свое местное купечество.
      Далее. В наш, советский период, крестьян здесь обижали не более, чем на всей территории России. В. Сбоева пишет, что в деревнях разваливаются дома, плохие дороги. Так вот, уважаемая Валентина Ильинична, на моей родине, Тверской земле, они уже давно развалились. В бывших деревнях торчат только трубы. Как в Хатыне. А дороги заросли настолько, что и следов не найдешь. Жизнь там теплится лишь вблизи больших трактов.
      Готов воевать с вами за крестьян, но причем здесь нация? Ведь в Усть-Цильме тоже живут крестьяне, хотя они и русские. По принципу "Коми котыр" они чужаки?
      Немного о культуре. Печально, что оппоненты не заметили моей мысли о том что культуру нельзя упрятать в скорлупу. Я приводил пример об участии Игоря Моисеева в художественном обогащении государственного ансамбля. Если этого мало, то добавлю еще два факта: неплохой балет Я. Перепелицы "Яг Морт", но он не смотрелся бы без костюмов, пошитых в мастерской Большого театра. Неплоха кинокомедия Н. Дьяконова "Свадьба с приданым". Но уберите из нее музыку Мокроусова и она станет серенькой трафаретной агиткой с портретом Сталина. Драматургу Дьяконову повезло в том, что уже отклоненный его сценарий почти случайно попал в руки хорошему композитору. Правда, награда была однобокой: Дьяконову — Сталинская премия, Мокроусову - ничего.
      Что касается национальной культуры, вообще рождается недоумение. Например, как цыгане за тысячу лет перекочевав из северной Индии в южную Европу, сумели сохранить свой язык, самобытность фольклора и бытовые каноны. Почти то же можно сказать о евреях. Ведь они не потеряли ни своего языка, ни музыки, ни религии. Я это сказал в назидание своим землякам: меньше хныканья, больше конкретных дел.
      И коротко еще об одной теме, о репрессированных гражданах. До какой степени неприязни, причем без всяких на то причин, можете вы, А. Коняев, говорить о раскулаченных. Ведь сейчас мы все знаем, что это был цвет нашего крестьянства. Они кормили Россию, Европу. Старших давно нет в живых, но остались их дети и внуки. Извинитесь перед ними за жестокость судьбы.
      Политзаключенные. Именно они построили грандиозную железную дорогу до Воркуты. Их кости лежат под каждой шпалой. Я хорошо помню, когда к нам в Микунь приезжал Воркутинский драмтеатр. В труппе театра половина была политзаключенных. Разве они не несли нам культуру? Черствая у вас душа А. Коняев! Исправьте свой текст в газете, а мы вам простим первичное невежество.
      В заключение. Сегодня я открываю забрала и говорю, что под псевдонимом "Владимиров" был Крылов Александр Владимирович. Это произошло по инициативе редакции, так как в одном номере газеты шли два моих материала. Один из них прошел пор псевдонимом. Хотя я и не планировал печатать под другой фамилией.
       А. КРЫЛОВ. г. Микунь

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Крылов Александр Владимирович (geant@yandex.ru)
  • Обновлено: 31/01/2015. 7k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.