Кривошеин Никита Игоревич
Ум, Честь и Совесть нашей эпохи

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кривошеин Никита Игоревич (nikita.xenia@gmail.com)
  • Обновлено: 06/10/2009. 10k. Статистика.
  • Статья: Проза
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья в ЕЖе о "запретных темах" XX века


  •    "Ум, честь и совесть нашей эпохи"
       ( Имеется в виду не КПСС )
       22 СЕНТЯБРЯ 2009 г. НИКИТА КРИВОШЕИН
       http://www.ej.ru/?a=note&id=9469
       Но прежде: о книге протоиерея Георгия Митрофанова "Трагедия России. "Запретные" темы истории ХХ века", о катарсисе и арьергардных массовых перестрелках,  ею вызванных, и об игре зеркал.
       На отца Георгия накинулись многие: как, он предлагает видеть во Власове трагическую фигуру, жертву сталинского режима? В этом предателе?
       А вот в Германии две недели назад Бундестаг, все партии вместе, единодушно проголосовал за отпускную более чем тридцати тысячам немецких военных, расстрелянных и посаженных в годы Второй мировой войны "за измену присяге". Жертвами военных трибуналов вермахта и гестапо стали немцы в мундирах. У них на ремнях с пряжками готическим шрифтом было выбито Gott mit uns ("С нами Бог"), и это несмотря на то, что Гитлер с окружением были "оккультисты", как нам сегодня настойчиво напоминают. Эти реабилитированные сегодня военные вели пораженческую антинацистскую пропаганду, стремились попасть в плен, участвовали в саботаже. Во французском движении Сопротивления одним из добровольных осведомителей моего покойного отца И.А. Кривошеина (кавалера ордена Сопротивления, узника Дахау, а затем Озерлага в Тайшете) был майор Вильгельм Бланке. Он через отца передал в Лондон немало информации, почерпнутой им в штабе оккупационных войск во Франции. Случился провал: немецкий военный трибунал приговорил Бланке к расстрелу, отца к лагерям. Бланке работал по убеждению, хотел видеть свою родину свободной от нацизма, от денег за услуги сразу отказался, единственным условием поставил возможность проживания вне Германии после войны. В Музее антинацизма в Берлине Бланке давно отведён целый стенд. И это было сделано до всякой реабилитации Бундестага, которой пришлось ждать более полувека.
       Как относиться к этим тридцати тысячам "германских власовцев", в большинстве не коммунистам? Как оценить решения фельдмаршала фон Паулюса: после пленения в 1943-м он и многие офицеры вермахта не за лучшую пайку, а по совести создали в СССР комитет "Свободная Германия", участвовали в пораженческой агитации в германских войсках?
       Кто они, враги народа? Изменники родины? Ускользнувшие от бдительного гестапо "антинемецкие элементы"?
       Кстати, русская эмиграция во время войны во Франции в большинстве своём встала на антигитлеровские позиции - почти все критики о. Георгия Митрофанова ссылаются на отказ Деникина сотрудничать с оккупантами. Те же эмигранты сразу после окончания войны помогали бывшим власовцам и "перемещённым лицам" скрываться от советских репатриационных миссий, которые за ними охотились и вывозили в СССР на расстрелы и в лагеря. Огромную помощь этим несчастным оказала в Париже эмигрантская семья Курис.
       Смогут ли отыскать квадратуру этого порочного круга якобы православные, а на самом деле коммунисты-сталинцы, кинувшиеся охаивать отца Георгия Митрофанова, а заодно "литературного власовца" Солженицына и историка Николая Сванидзе за "внедрение в сознание масс пагубного западнического либерализма"?
       Эти авторы - увы, среди них есть и лица духовные, и не последние, отказывают русской белой эмиграции в причастности к России, якобы ими "добровольно" утраченной. И упрекают представителей эмиграции в том, что их жизнь сохранилась без целительных лагерей и ссылок.
       Буду им благодарен, если они скажут, как следует поступать немцам (да и нам как оценивать ситуацию?) с Вильгельмом Пиком и Вальтером Ульбрихтом? Ведь их от прекрасной нацистской родины укрыл в Москве Коминтерн? Что думать о Томасе Манне, Бертольде Брехте и Марлен Дитрих, "сбежавших" в США? Изменники-невозвращенцы?!
       Как немцам следует отнoситься к тем двум перебежчикам (кажется, коммунистам), которые 20 июня 1941 покинули свою часть, перешли границу и сообщили советским пограничникам о готовящимся нападении на СССР?  Для "нас" они были герои, но, если не ошибаюсь, Сталин распорядился им не верить и в благодарность за информацию расстрелять...
       Можно ли провести некую аналогию между "Молодой гвардией" и антинацистской организацией "Белая роза"? В этой группе состояли молодые интеллигенты протестанты Ганс и Софи Шоль, православный Александр Шморель. Они распространяли антигитлеровские листовки, были арестованы и казнены. Александр Шморель особо почитается Русской православной церковью за рубежом. Быть может, участники "Белой розы" заслужили ещё больших проклятия и забвения? Ведь они противостояли не противнику, а действовали против своей страны, такой, какой она тогда была. Но исходя из христианского долга как они его понимали.  
       Авторов, утверждающих, что у власовцев мотивы были только шкурнические, что ими двигало желание худшего для России, - легион. Немало околоцерковных сайтов, блогов, печатных СМИ дают им приют...
       Считаю за благо перенести эту одиозную полемику на страницы более чем светского "ЕЖа".
       Отца Георгия самого едва ли не обвиняют в переходе на сторону врага: доводы наступающих нелепы, многословны и однообразны. Ограничусь лишь одной цитатой: "Да, это было страшно и не дай Бог нам увидеть что-то вроде раскулачивания, ГУЛАГа и воронков по ночам, но если бы этого не произошло, сейчас уже не было бы не только русского народа, но и многих других, примкнувших к нему лет 200 назад племён. Большевики воссоздали страну после либерально-революционного погрома ценой жизни миллионов её сыновей и дочерей".
       Из сердоболия к автору этой фашистской и действительно "языческо-оккультистской" белиберды не называю его имени, но он профессор...
       Дело не в "защите" Власова, тем более Гитлера. Война началась между социализмом расистским и социализмом универсальным ("пролетарии всех стран..."). Отечественной она стала довольно скоро: когда народы России почувствовали, что вермахт вовсе не армия-освободительница от большевиков, а те же колхозы, Бабий Яр, казни заложников и насильственные вывозы в Германию. Когда т. Сталин из инстинкта самосохранения стал во время войны открывать церкви, распустил Коминтерн и стал взывать к Димитрию Донскому и  к "братьям и сёстрам". Плюс погоны, новый гимн... всё это внушило и русской интеллигенции (Пастернак, Твардовский...), и многим простым людям надежду на декоммунизацию СССР после победы.
       А Власов, его генералитет и офицерство, что ж, действительно персонажи трагические. Если вспомнить Софокла с Еврипидом: довольно быстро они осознали, что выхода нет, выбрать наименьшее зло не получилось. Это ли не трагедия?
       В местах исполнения наказания (лагерь Дубровлаг) я застал последних пребывающих там рядовых из РОА. Чаще всего это были не очень грамотные крестьянские дети, у которых на глазах красные комиссары-горожане разрушали церкви, отнимали последнее у близких, раскулачивали, насаждали колхоз с поборами и недоеданием, потом шли аресты, теплушки и лагеря. А у других мобилизация, паническое отступление, окружение. О Треблинке они не знали.
       Солженицынский образ власовской РОА, "коней, мечущихся в горящей степи", абсолютно точен. От соседей по бараку, рано состарившихся от сидения, я неоднократно слыхал: "Что Гитлер, что Ус - один фуй". Вот и весь спрос. У меня эти сосидельцы вызывали, не боюсь сказать, сочувствие.  
       Власов - совсем не главный герой книги о "запретных темах". Главное - то, что именно книга священнослужителя о. Георгия оказалась детонатором жесточайшей полемики, в которую вовлеклись самые разные круги, в том числе церковные.
       Решение дилеммы, кому быть верным, России или Советам, или им обоим в одном лице, частично (исчерпывающий ответ невозможен) данo в "Основах социальной доктрины Русской православной церкви": не должно христианину исполнять приказов, противоречащих вере и морали (цитирую по памяти). Действительно: правильный выбор по совести между добром и злом приоритетен по отношению к чувству этнической верности - тем более когда свой этнос начинает заниматься антропофагией!
       Задача этого текста - не миссионерская агитация за православие, оно в нём не нуждается.
       Да, Церковь должна заниматься политикой. "Слесарю - слесарево" - так говорилось при диктатуре пролетариата. И она делала это даже в советские годы - священники, несмотря на запреты, с амвона говорили, что аборты грех. Папа Пий XI издал энциклику Mater et magistras, в которой отлучил от церкви коммунистов и голосующих за них. Святой Патриарх Тихон занимался политикой, отвергая большевиков. Патриарший местоблюститель Сергий, свободно, и до Сталина, призвав к защите Отечества, выступил как политик...
       О полемике вокруг РОА и книге протоиерея Георгия Митрофанова сказали свое слово Синод РПЦЗ и архиепископ Марк Берлинский - это тоже церковное различение правды и неправды.
       Пример этих жёстких экзистенциальных диспутов и попытка найти ответы на сложнейшие вопросы - это пример того, как церковное слово способствует химчистке, психотерапии, начавшихся давно: 5 марта 1953-го. И без книги о. Георгия тема продолжала бы оставаться спящей инфекцией в коллективном сознании.
       В постсоветском обществе, ещё поныне не протрезвевшем от большевизма и застоя, не излечившемся от страха, лишений и спровоцированного ими цинизма, Церковь (тоже всем перечисленным, увы, поражённая) всё же стала умом, честью и совестью нашей эпохи.
      
      
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кривошеин Никита Игоревич (nikita.xenia@gmail.com)
  • Обновлено: 06/10/2009. 10k. Статистика.
  • Статья: Проза
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.