Кудрявицкий Анатолий Исаевич
Анатолий Кудрявицкий. Короткие рассказы

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 03/11/2016.
  • © Copyright Кудрявицкий Анатолий Исаевич (akudryavitsky@hotmail.com)
  • Обновлено: 07/06/2014. 64k. Статистика.
  • Сборник рассказов: Проза
  • Русская проза
  • Аннотация:
    В подборку избранных коротких рассказов Анатолия Кудрявицкого входят тексты из книги "Жужукины дети. Антология короткого рассказа. Россия, вторая половина 20-го века", издательство НЛО, Москва, 2000, а также цикл миниатюр "Жизнь Голубая" (печатается по журналу "Черновик").


  •   
       Анатолий Кудрявицкий
         
          ИЗБРАННЫЕ КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ
         
         
          Копирайт: Анатолий Кудрявицкий, разные годы.
          Все права защищены.
          Перепечатка без разрешения правообладателя будет преследоваться по закону.
          За разрешением обращаться: akudryavitsky[at]hotmail.com
         
         
          --------------------------------
          Минирассказы
         
          из цикла
         
          "ОКНА ДЛЯ ПОЛЕТА"
          --------------------------------
         
         
      
          ДВУХВОСТКА
         
          В гневе она светилась. Лина еще говорила: "Если у нас иссякнут батарейки в фонаре, будем сердить двухвостку".
          У двухвостки, конечно, не было двух хвостов, да и один-то был коротеньким, бурым и голым, как и вся зверушка, похожая больше всего на голую английскую кошку, которую мы как-то видели по телевизору, но меньше, гораздо меньше. "Так, крыса какая-то породистая, -- говорила Лина, -- с двумя хвостами".
          В этом и была самая соль шутки -- двумя хвостами были мы с Линой.
          Батарейки действительно вскоре иссякли, и вечерами мы ходили к реке с двухвосткой -- достаточно было слегка погладить ее против шерсти, вернее, в том направлении, в котором не росла бы шерсть, если бы она была, как тело зверька начинало испускать сиреневый свет -- неяркий, конечно, но позволяющий видеть тропинку. Перед тем как залезть в воду, Лина гладила двухвостку посильнее, зверек фырчал в негодовании и топорщил свои моржовые усики, зато свет его становился ярче и служил нам маяком, когда мы, замерзнув, плыли обратно. Свет двухвостки был виден даже с того берега. Растеревшись, мы долго сидели на сложенном вдвое полотенце, и ночь смотрела на нас такими же бусинками глаз, как двухвостка, и разговаривала с нами. Вдалеке краснели огни на какой-то высокой трубе.
          "Словно уходящий поезд, -- как-то сказала Лина. -- Уходит, уходит и никак не может уйти..."
          Место было безлюдное, в палатку наведывались только кузнечики и жуки, к большой радости двухвостки, которая устраивала "хрустальное пиршество", то есть пировала с хрустом.
          Вода с каждым днем становилась все холоднее, лето кончалось, кончалось и вот наконец кончилось. Мы сложили палатку и, отягощенные рюкзаками, побрели к станции.
          Смеркалось.
          -- Поезд через полчаса, -- сказала Лина. -- Наполни пока флягу.
          Она пошла прямо на перрон, я же отправился в унылый павильончик, желтевший огнями на дальней стороне площади. Там мне залили во флягу малиновую воду, таинственно густевшую в резервуаре.
          -- Московский отходит, -- зевнула продавщица, обращаясь к
          уборщице.
          Я обмер. Схватив флягу, я опрометью бросился через площадь к перрону. Тяжелый рюкзак мешал мне бежать.
          Вот и перрон. Лины нет, поезд набирает скорость, последний вагон почти уже у конца платформы.
          Когда я добежал туда, красные огни были далеко. И вдруг я увидел: к ним, к этим красным огням, добавился еще один, ослепительно белый -- как будто кто-то держал фонарь в высунутой из окна вагона руке.
          "Это же Лина с двухвосткой!" -- понял я.
          Никогда, никогда я не видел, чтобы двухвостка так светилась. Это была ярость, безумная, испепеляющая ярость!
          Огни все удалялись -- четыре красных и рядом ослепительно белый. Перед самым поворотом белый огонь как будто взорвался и рассыпался тысячей серебристых блесток.
          -- Вот хулиганье, из ракетницы стреляют, -- сказал кто-то за моей спиной, - когда там, откуда я не мог отвести глаз, воцарилась полная темнота.
         
      
        
         
        
         СЕГОДНЯ
         
          "А если пойдут дожди, а если порвется небо, а если подняться туда, в прореху?.."
          Не то чтобы это все утомляло, но было как-то скучно, хотя он понимал: вопросы дети задают дурацкие, так уж они, дети, устроены.
          Уходя, он забыл трубку, и обнаружилось это лишь внизу, у почтового ящика, где белела газета "Сегодня". "Что "сегодня"? -- подумал он. -- Дурацкое название -- там ведь не о сегодняшнем пишут, а о вчерашнем..."
          Вот и снова его дверь. Он разыскал трубку, проверил, на месте ли зажигалка, обвел глазами притихшую квартиру. "Возвращаться нельзя -- пути не будет", -- вспомнилось ему, когда он уже запирал дверь. Но ведь уже вернулся...
          Прихватив газету "Сегодня", он вышел на улицу. Здесь тоже играли дети. "Спасу нет от этих детей, -- проворчал он, когда прямо под ноги ему подкатился зеленый в черных ромбиках мяч. -- Ах да, газета".
          Читать он сел на бульваре. И опять вокруг дети, такие же крикливые. Читалось плохо. Отложив газету, он стал смотреть на девушек. Как всегда, ничего особенного. Он загадал, что двадцатая будет красивая. Но уже семнадцатая заставила его привстать с лавки. Черные волосы, зеленый пиджак с черным шарфиком, а главное, зеленые глаза...
          Он мгновение поколебался и пошел за девушкой. Она уже была далеко, но это и хорошо -- можно идти за ней незаметно. Они пересекли площадь и шли уже по другому бульвару. Раньше он подходил к девушкам, знакомился, но теперь -- есть ли смысл? Он стар!
          Впрочем, девушка, кажется, заметила его -- она оглянулась, улыбнулась, однако продолжала идти дальше. Он запыхался, но не отставал. Бульвар был уже какой-то незнакомый, так далеко он еще не заходил. Вдалеке маячила чья-то конная статуя. Он шел, шел, сердце стучало, девушка еще раз оглянулась. Вот памятник уже рядом, кругом люди...
          Он остановился, пригляделся -- и оторопел: вокруг памятника -- девушки, все одинаковые, в зеленых пиджаках и черных шарфиках, точные копии той, за которой он сюда шел. "Даже улыбки одинаковые", -- подумал он, когда все они разом повернулись к нему.
          И хлынули дожди, и порвалось небо, и бронзовый всадник взметнул его туда, в прореху. На гравии остались лежать трубка и газета "Сегодня".
         
           
         
         
       НОВОЕ ПЛАТЬЕ
         
          Она пришла со старой фотографии.
          -- Здравствуй! -- сказала. И еще сказала, спросила то есть: -- Как ты живешь?
          -- Живу, -- ответил я.
          -- Как жена?
          -- Спасибо, хорошо.
          -- Дочка растет?
          -- Растет.
          -- А мне нужно новое платье. Ты обещал.
          -- Господи, сколько лет прошло... Ты помнишь?
          -- Да, конечно. Ты очень хорошо шьешь.
          -- Шил. Я давно этим не занимаюсь.
          -- Но для меня ведь сделаешь?
          -- Сделаю, -- вздохнул я. -- Какое тебе?
          -- Белое. Воротник стоечкой.
          -- Уж не на свадьбу ли?
          -- На свадьбу.
          -- Поздравляю.
          -- Ты не поздравляй. Ты делай. Прямо сейчас, при мне.
          Уж не знаю как, но я это платье сшил. И Лика оказалась в нем. Красивая и бледная.
          -- Спасибо тебе, -- сказала Лика и поцеловала меня каким-то пуховым поцелуем. -- Просыпайся. Ну, просыпайся.
          И начала меня толкать. И оказалось, что это жена меня трясет, а я лежу на диване и в окне белым-бело -- буйствует снегопад.
          -- Лика погибла, -- сказала жена. -- Выпала из окна. Я как раз шла мимо ее дома, а там милиция, "скорая"... Она тихо так лежит, только лицо видно, а сверху снег нападал, белый-белый...
           
         
         
         
          УМЕНИЕ ТАНЦЕВАТЬ
         
          Река была горячей. Мост через нее не имел настила, одни лишь перила. Нам надо было перебраться. Так, чтобы на ту сторону и чтобы обоим.
          Мы стояли на этой стороне, я криками отгонял людей, намеревавшихся прыгнуть в воду. Они отходили, ложились на песок, смотрели в небо.
          В небе летала вата: сквозь черную дыру Солнца ввинчивался ветер и разгонял ватные клочья, как хлопья снега.
          -- Жаль, что песок, -- сказала она. -- Я бы потанцевала. На пуантах.
          -- А ты умеешь?
          Я никогда не видел, чтобы она танцевала, хотя фигурка у нее вполне балетная.
          -- Во сне я танцую, -- ответила она.
          Я пошел в очередной раз пробовать воду, но в этот момент кого-то вытаскивали на берег. Сварившегося.
          Люди на берегу ахнули. Смотрели они при этом почему-то на мост. Я тоже поднял голову -- и оторопел: она стояла на перилах моста и явно намеревалась идти по ним на тот берег.
          -- Стой, куда ты?! -- закричал я изо всех сил.
          -- В другую жизнь, -- весело откликнулась она и побежала,
          полетела на пуантах...
          Когда я открыл глаза, она была на той стороне.
          -- Я умею, умею танцевать... -- донеслось до меня.
          И она уже уходила, убегала, утанцовывала прочь от берега.
          -- А как же я?! -- в отчаянии закричал я.
          -- ...когда река остынет... -- прошептал мне ветер.
         
         
         
         
          ПЛОХАЯ ПРИМЕТА
         
          -- Почему нельзя перед свадьбой фотографироваться вместе? --
          спросила девочка.
          -- Плохая примета, -- ответила ее мама. -- Или свадьбы не
          будет, или начнется такое, что лучше бы не жениться.
          -- Какое?
          -- Ну, например, ссоры или даже драки.
          -- Я никому не позволю со мной драться! -- с вызовом сказала
          девочка.
          -- Кто дерется, не спрашивает разрешения, -- ответила мама,
          прикрывая манжетой синяки на запястье.
          -- Я хочу, чтобы, когда я выйду замуж, у меня была дружная
          семья. Как наша. У нас ведь дружная семья?
          -- Дружная... -- вздохнула мама...
          Все так и вышло. Девочка вышла замуж, и у них с его и с ее родителями стала дружная семья. Большая семья. Перед регистрацией брака они даже сфотографировались все вместе, и карточку повесили напротив телевизора.
          А потом в телевизоре началась война, и с фотографии вдруг исчезли все мужчины -- как водой смыло. Вскоре их смыло и из жизни.
         
         
         
         
          ОСОБЫЙ ДАР
         
          -- Я умею удерживать самолеты, -- сказала она и посмотрела
          на меня чудесными облачными глазами.
          -- Как удерживать? -- не понял я.
          -- Ну, чтобы они не падали, -- смущенно потупилась она.
          Нам, как выяснилось, предстояло лететь вместе, поэтому такое ее умение оказалось весьма кстати. Надо сказать, это был год, когда одна за другой разбивались старые машины нашего самолетного парка.
          Действительно, с полетом все обошлось, а приземлились мы в любовь. Мне часто приходилось летать, но я теперь был спокоен: она и в самом деле удерживала мой самолет, даже не находясь в нем. Вместе мы больше не летали, она ждала меня на земле.
          Потом как-то летела она -- не на моем самолете, не я прокладывал для нее путь. Приземлилась она благополучно, но вот на обратном пути допустила промашку -- то ли забыла о своем даре, то ли не рассчитала сил... Нет, самолет не разбился, а совершил вынужденную посадку в Воронеже. Там она познакомилась с другим штурманом -- в таком же мундире, как у меня, и через три месяца уже была за этим человеком замужем.
          Мне пришлось расстаться с моей профессией -- я не мог заставить себя даже войти в самолет, я знал, что без нее он разобьется.
          Теперь я работаю носильщиком -- в другом аэропорту, не хочу, чтобы товарищи надо мной смеялись. Мне трудно принудить себя смотреть на девушек, но иногда я все же это делаю. Недавно я слышал, как одна из них сказала своему спутнику: "Я умею удерживать мужчин на земле".
         
         
         
         
          КОНЕЦ ВТОРОЙ СЕРИИ
         
          -- Что у тебя в кармане? -- спросила она.
          -- Да так, ерунда. Ключи, деньги.
          -- О, деньги! -- оживилась она. -- Пойдем в кино?
          И мы пошли в кино и смотрели нашу жизнь -- по отдельности, а во второй серии -- вместе.
          -- Тебя ждет третья серия, -- сказал я ей.
          -- Нас, -- поправила она меня.
          -- Да, нас, -- согласился я.
          -- А ты сегодня таял?
          -- Совсем чуть-чуть, -- соврал я.
          -- Пошли есть мороженое, -- проявила заботу она.
          Ей кажется, что холод мороженого может замедлить мое таяние.
          От мороженого у меня заболели зубы, а затем голова. Когда мы пришли домой, с моих ног натекла большая лужа.
          -- Не тай, пожалуйста, сегодня -- я устала, -- попросила она.
          -- Хорошо, не буду.
          -- Как здорово, что мы нашли причину твоего таяния и ты
          выбросил свое сердце, -- сказала она, засыпая. -- С ним бы ты
          давно растаял...
          -- Да, я бы давно растаял.
          Когда она уже крепко спала, я разделся, извлек из нагрудного кармана сердце, вложил его обратно в свою грудь и лег отдельно, на диване. Полурастаявшей рукой я еще успел написать на чистой библиографической карточке: "КОНЕЦ ВТОРОЙ СЕРИИ".
         
         
         
         
          Опубликовано в книге "Жужукины дети, или притча о недостойном соседе. Антология короткого рассказа, Россия, 2-я половина ХХ века". М.: Новое литературное обозрение, 2000.
         
         
         
         
         
          ---------------------------------------------------------------------------
          Из цикла
         
          КРИПТОМЕРОН, ИЛИ КАЛЕЙДОСКОП ИСТОРИЙ
          ---------------------------------------------------------------------------
         
         
          Это, верно, тот самый лес, где
          нет никаких имен и названий.
         
          Льюис Кэрролл. Алиса в зазеркалье
         
         
         
          
         
          ЧЕЛОВЕК-ВОЛК
         
          -- Сейчас он возьмет след, -- шепнул мне брат Мартинус.
          Человек-волк опустился на колени между стульями, принюхался к паркету, затем вдруг, отпихнув задом официанта, помчался на четвереньках между столиками.
          -- А теперь он скинет фрак, ибо тот мешает вести погоню, --
          опять зашипел мне на ухо брат Мартинус.
          Человек-волк скинул с себя не только фрак, но и вообще всю одежду. Шерсть его оказалась бурой и свалявшейся.
          -- За кем это он? -- поинтересовался я, пригубив аперитив.
          -- За добычей, а может быть, за самкой.
          -- Что нужно для того, чтобы стать хищником? -- задал я теоретический вопрос.
          -- Научиться есть других и не есть себя.
          -- Вот как... Гм-м... А откуда вы так хорошо все это знаете?
          -- Я мог бы сказать вам, что в результате наблюдения за человеко-волчьей природой, -- молвил мой собеседник. -- Но скажу правду: мы с ним братья.
          С этими словами брат Мартинус откинул капюшон своей мантии. Под ним была овечья голова.  
         
         
         
      
         ВЫШЕСТОЯЩАЯ ИНСТАНЦИЯ
         
          -- Вы можете поговорить с Богом, - сказали мне и дали телефонную трубку.
          -- Господи, - возопил я, - почему жалованье такое маленькое?
          -- Жалованье - от кесаря, - послышалось в трубке.
          -- А цены почему такие большие?
          -- Цены - от лукавого, - сообщил голос. - Тебе что, больше не о чем меня спросить?
          -- А откуда взялись кесарь и лукавый? - вскричал я в последнем пароксизме разумения.
          -- О, вот они-то - от Бога, - ответила трубка. - Поговорим
          лучше о мироздании...
          Тут космическая связь прервалась, а меня в цепях потащили к кесарю.
          -- Так это ты жаловался в вышестоящую инстанцию?! - смерил меня взглядом кесарь.
         
         
         
         
          МУЗА
         
          Однажды я увидел на стене дома тень - и влюбился в нее. Классических форм была эта тень.
          И я пошел за нею. Кто ее отбрасывал, я так и не понял - тень двигалась сама собой. Может быть, это Муза ко мне снизошла? - тихо надеялся я.
          Так мне хотелось ее догнать, что если на нашем пути оказывались дома, я отодвигал их в сторону. Вот наконец догнал я эту тень, стою, а она как будто от меня самого исходит.
          - Эй, а где же Муза? - воскликнул я.
          Тут раздался чей-то нехороший смех, и небо надо мной сгустилось в колпак.
          Ага, это капюшон Музы, понял я. Гляжу, а колпак этот серой шерстью весь порос, прямо не капюшон, а котюшон какой-то!
          - Он самый, - усмехнулся тот же голос. Котюшон откинулся и показалась огромная усатая кошачья голова. - Я думала, ты за мной шлейф будешь носить, а ты, оказывается, дома наловчился двигать, так что, будь добр, иди впереди.
          - Ты кто такая? - испуганно спросил я.
          - Как кто, твоя Муза! - ответила голова, снова скрываясь в котюшоне.
          Видно, во взгляде моем изобразилось сомнение, потому что из котюшона послышалось:
          - А ты на меня не смотри, лучше на тень мою смотри. Ты же знаешь, у нее самые что ни на есть классические формы!
         
         
         
         
          КОНВЕРГЕНЦИЯ ОБРАЗОВ
         
          Когда настал мой черед охранять покой многоуважаемых сограждан, я оделся потеплее и потопал во двор, где меня должен был ждать напарник. Внизу меня перехватил сосед.
          - Ты знаешь, с кем идешь?
          - Нет. А что?
          - Он же псих! Принимает лошадь за свою жену!
          - ...Какую лошадь?
          - Любую. Жена от него сбежала с человеком по фамилии Коновал, вот он теперь и сходит с ума. Врачи сказали, конвергенция образов!
          - А что он делает с лошадью, если встречает?
          - Не знаю. Но все говорят, обращается с ней так, как будто это его жена.
          Несколько ошарашенный таким предостережением, я вышел во двор. Напарник уже ждал меня, пере-минаясь с ноги на ногу.
          Я его знал плохо. То есть не так плохо, как остальных соседей, а намного хуже.
          С виду он казался нормальным, только глаза у него были какие-то мечтательные.
          "Наверное, это признак безумия", - подумал я.
          Шли мы молча. Снег скрипел под нашими валенками. Оружия нам не давали, только свистки; завидев хулиганов или разбойников, мы должны были свистеть изо всех сил, пока те не испугаются. Впрочем, я бы на их месте испугался наших синих от холода лиц.
          Интересно, что же он сделает с лошадью, если увидит, думал я. Наверное, начнет бить. Бедная лошадь! Хотя ведь и лошади - существа норовистые, еще неизвестно, чем это кончится.
          И я тяжело вздохнул.
          Напарник мой вздохнул тоже. Смотрю, на лице его такая кротость написана, ни за что не скажешь, что он способен бить лошадь!
          А может, все наоборот? - пришла мне в голову мысль. Может, он очень любил жену и, завидев лошадь, встанет на колени, заплачет, будет умолять вернуться?
          Только я это подумал, из-за угла лошадь выходит. Взнузданная, оседланная. Верно, наездник где-то сзади идет, разговаривает с кем-то, а может, и убежала она.
          Ну, думаю, что же сейчас будет? Рассердится он или в умиление придет? Я уж на всякий случай свисток достал.
          Напарник мой подошел к лошади, похлопал ее по загривку, сел на нее и неторопливо поехал по направлению к дому.
         
         
         
          Из журналов "Дружба народов", "Новое литературное обозрение", "Стрелец", "Преображение", книги "Жужукины дети, или притча о недостойном соседе. Антология короткого рассказа, Россия, 2-я половина ХХ века". М.: Новое литературное обозрение, 2000.
         
         
         
         
          Копирайт Анатолий Кудрявицкий, 1996, 1998, 1999, 2000
         
         
         
         
          ---------------------------
          ЖИЗНЬ ГОЛУБАЯ
          Апокриф
          ---------------------------
         
         
          1. Генезис
         
          В начале был Никто. Он не становился Кем-то, потому что стыдно, потому что не нужно, потому что все равно еще станет.
          Никто жил нигде. В этом нигде было очень темно и пахло сыростью и мышами, но Никто этого не знал, потому что мышей пока еще не было.
          - А будет свет? - как-то раз спросил у самого себя Никто, потому что больше спрашивать было не у кого.
          И ответил себе:
          - Да, будет свет.
          Он имел в виду отдаленное будущее, но свет, как и дети, рождается , когда не ждешь.
          Раздался стук в двеь, которой, впрочем, тоже не было. Потом эта несуществующая дверь скрипнула - и...
          ...и кто-то вошел. Все пространство залил бирюзовый свет.
          - Ты кто? - испуганно спросил Никто.
          И был ответ:
          - Я Голубай.
          И Никто понял, что этот необозримый Голубай притек всерьез и надолго, а ведь от всего, даже от хорошего, надо отдыхать.
          Никто думал ровно двенадцать часов, а вернее, думал ровно столько, сколько он думал; вы, наверное, догадываетесь, почему мы не можем сказать точнее.
          И скрипнула дверь, и вошло серебристое сияние.
          - Я Луной, - представилось оно.
          Бирюзовый свет исчез.
          Надо сказать, что Голубай и Луной с самого начала никогда не встречались: когда являлся один, другого уже не было. Однако эти двое знали друг о друге всё. Не знали они лишь одного: где обретается Голубай, когда приходит Луной, и наоборот. Этого не знал никто. Но вот Никто это знал.
          Голубай, как оказалось, улетал к антиподам и работал тем же Голубаем оставшуюся часть суток, а именно пел и танцевал вальс на скользких влажных облаках. Отдыхал он в уютном пространстве между часовыми поясами - время там не шло, а пояса были упругими, как гамак.
          Луной перемещался к тем же антиподам, зажигал белый круглый фонарь, вешал его на небо, а сам уходил писать унылые стихи. Потом, бледный, плохо выспавшийся, он появлялся из-за горизонта, с трудом взбирался на небо и обозревал мир пустым белым глазом.
          - Какая романтическая луна! - восхищались мечтатели.
          - Какие скучные у нас мечтатели, - скрипел рентгеновским снежком Луной и пил разбавленный кефир для лучшего функционирования своего желчного пузыря.
         
         
          2. Выбор души
         
          - Учился ли ты голубизне? - спросил Голубая учитель детства.
          - Я учился детству, - тихо засиял Голубай.
          Небо углубилось долгими кольцами уходящих ввысь рядов аудитории.
          - Надо учиться зрелости и ремеслу, - изрек учитель детства.
          Голубай смущенно голубел.
          - Хотим кино! - закричали откуда-то из-под парт питекантропы.
          - Видишь? Они хотят кино, зрелости жанра, - нравоучительно сказал учитель детства. - Сейчас я им его покажу.
          И на небе нарисовались голые самки и дерущиеся самцы.
          - Это картинки зрелости? - осведомился Голубай.
          - Это выбор души, - заявил учитель детства, после чего отправился собирать с питекантропов плату за сеанс.
          Голубай пожал плечами, стер с неба все картинки и отменил учителя детства, после чего впал в безудержную голубизну. Вечером пришел Луной, посмотрел на питекантропов, хмыкнул и показал им двенадцатичасовой статический фильм под названием "Звезды на небосводе".
         
         
         
          3. Голубай и девушка
         
          Голубаю понравилась девушка. Жила эта девушка где-то в районе пищевода, поэтому у нее дома всегда водилась пища.
          Голубай был голубой и прозрачный, с серебряно-облачной бородой.
          - Ты живешь напряженной духовной жизнью, - умилялась девушка.
          Голубай от удовольствия сгущался где-то под потолком.
          - А ты свободен? - как-то раз спросила девушка.
          Голубай минут пять полетал вокруг дома, чтобы показать, насколько он свободен.
          - Нет, я не в том смысле, - сказала девушка. - Ты не женат?
          Голубай от удивления несколько позеленел и стал похож цветом на морскую волну.
          - Да-да, вижу, ты меня не обманываешь, - сказала девушка. - А какое у тебя материальное положение?
          Голубай снова заголубел и стал сиять всеми фибрами души, чтобы показать, насколько он материален.
          - Понятно, с деньгами у тебя плохо, - вздохнула девушка. - Но раз ты меня любишь...
          И Голубаю было позволено остаться при девушке весь день, а лет через пять - и всю ночь. Девушка сидела и думала: вот наконец сегодня ночью...
          Ночью к девушке явился лысый Луной.
         
         
          4. Голубай и родина
         
          Пришел генерал и сказал Голубаю:
          - Пора послужить родине.
          Голубай обозрел земли, которые он заливал светом, подумал, еще подумал, потом спросил:
          - А кому я служу сейчас?
          - Ты служишь всем, а это не в счет, - заявил генерал. - Вот тебе мундир.
          И Голубай, со многими мучениями сжавшись до размеров мундира, в него облачился. И поставили Голубая в голубом мундире на пост.
          - Вон оттуда придут враги, - сказал генерал. - Ты их не пускай.
          Голубай лег не травку, дождался, пока уйдет генерал, а потом взлетел повыше и принялся искать врагов. Таковых не оказалось. Все спокойно, сказал он себе и стал играть в прятки с облаками.
          Стемнело, и на пост, вместо Голубая, заступил Луной. Последнего мучил ревматизм, поэтому он накрылся густой тучей и лег спать.
          Утром оказалось, что приходили враги и унесли таки кусок нашей любимой родины.
         
         
          5. Затмение
         
          Утро серело и никак не хотело светлеть. Самодостаточно горели фонари.
          Прилетел Голубай, зевнул, расправил крылья и приготовился воссиять.
          - Погоди минутку, - желтыми глазами замигали фонари. - У тебя есть лицензия?
          Голубай, от удивления чуть не вывихнув челюсть, закрыл таки рот и при этом прикусил язык.
          - Ну да, лицензия, - не дождавшись ответа, продолжали фонари. - Вот гляди.
          И один из них протянул Голубаю гибкую шею, на которую была навязана уныло-лиловая бирка с надписью: "Устройство второго класса для борьбы с темнотой пространства. Разрешается светить сообразно накалу".
          - А без бумажки нельзя? - грустно спросил Голубай.
          Фонари возмущенно замотали тонкими шеями. И Голубай улетел за горизонт переживать свое отлучение от любимого дела.
          Пришел Луной и вывесил табличку: "ЗАТМЕНИЕ", после чего убыл в командировку с целью написания стихов.
          На следующий день Голубай спросонья забыл про лицензию и засиял сообразно собственному накалу. Все вокруг заголубело. Претензий почему-то никто не высказывал. "Что же со мной было вчера?" - безуспешно вспоминал Голубай, но потом обнаружил диагноз на оставшейся с вечера табличке.
         
         
         
         
          6. Голубай и Солнце
         
          - Веруешь ли ты в Солнце? - спросили Голубая сидевшие кружком славословы.
          - Верую, - заулыбался Голубай из-за облачка. - Солнце есть.
          - А веруешь ли ты, что Солнце - это всё и нет ничего, кроме Солнца?
          - Ничего тоже есть, - закружился бабочкой Голубай.
          - И звезды другие есть, и они для нас - это всё, - тихо закричали из-за горизонта пусурманы.
          - Ах, вот как?! - возмутились славословы и отодвинули горизонт настолько, что пусурманам пришлось очень потесниться.
          Стемнело. Явился Луной и растянул в небе такую чудесную черную шаль с изумрудами, что самому убежденному славослову должно было стать ясно: звезды есть. Однако славословы все как один удалились в сон. Не спали одни лишь пусурманы. Они скопом отодвигали горизонт обратно, используя тягловую силу своих ишаков, верблюдов и жен.
         
          
          7. Голый Голубай
         
          - Голубай, почему ты голый? - возник вопрос у оралистов.
          - Я не голый, - удивился Голубай и в смущении прикрылся облачком.
          - Все равно видно, - констатировали оралисты. - Почему ты не купишь себе одежду?
          - Что за одежда будет мне впору? - вслух задумался Голубай.
          - Мы одеваемся в дома, - сказали оралисты. - Иногда нам снится, что каждый из нас - город.
          - Какой страшный сон, - вздрогнул всем небесводом Голубай и полетел в выси думать о будущем гардеробе.
          Ничего лучшего, чем облачиться в белоснежный шелк, он не придумал. В таком наряде Голубай стал похож на ангела.
          Видно, это понравилось не всем, потому что из болота восстало грязное пятно и отправилось марать девственно-чистые голубаевские шелка, что ему, пятну, отлично удалось.
          - Ага, - сказали оралисты. - Мы всегда знали, что ты не свят.
          - Я не свят, - ответствовал Голубай. - Я свет.
          С этими словами он сбросил свой замаранный наряд на головы оралистов.
          Пока шелка падали, настала ночь. Явился Луной, на лету выдрал кусок шелка вместе с пятном и в дальнейшем использовал эти запасы для заплат на прохудившийся ночной небосвод. Оставшиеся же шелка упали прямо на плечи оралистов, потому что когда же высокие оральные качества не были поощрены свыше?
         
         
          8. Голубизна и бесцветье
         
          Голубай написал картину во все небо. Картина называлась "Голубизна" и, например, в стране Трахея оголубляла жизнь трахиков, которая и в самом деле была достаточно трахична: страна задыхалась от духоты, да и камни падали невзначай, не в то горло.
          Пришли знатоки небописи, влезли на высокую горку для полноты обзора, потоптались на вершине и спросили:
          - А какое у вашей картины идейное содержание?
          Голубай от смущения поблек, сгустился облачком и подумал: идейное содержание - чтобы трахики дышали менее судорожно в своей задушевной державе. Но будучи художником скромным, вслух он этого не произнес.
          Знатоки небописи вынесли приговор: "Бесцветье!" - и стали спускаться по крутому склону.
          Тем временем стемнело, пришел Луной, поглядел через сильные очки на знатоков небописи, гадливо поморщился и выключил свой белый фонарный глаз. Так знатокам открылось, что такое настоящее бесцветье, граничащее с личной трахедией.
         
         
          9. Голубай и городовой
         
          - А почему вы голубой? - возмутился городовой. - У нас нельзя быть голубым.
          Голубай засмущался и начал было говорить, что это его естественный цвет, что ну просто он такой.
          - Какой? - грозно спросил городовой.
          Голубай промолчал.
          - Чтобы больше не... - загадочно проговорил городовой.
          Назавтра вместо дня наступило "не". Городовой бегал во мраке и трехэтажно разыскивал Голубая.
          - Я здесь, - прозвучало над самым его ухом.
          - Это саботаж! - крикнул городовой. - Не можете поменять цвет!
          - На какой? - вкрадчиво спросил Голубай.
          - На зеленый... Нет, на красный... Нет, на коричневый... Все не то... Давайте остановимся на желтом.
          Зажегся мертвенный желтый свет, и городовому стало так жутко, как будто мать родила его обратно.
          - Ой-ей-ей, хочу, чтобы как было... - слабо застонал городовой.
          И стало как было. И больше уже не было как стало. Но городовых от этого не убавилось.
          "Ничто не ново под..." - задумчиво вывел по ночному небу Луной одно из самых известных своих лирических одностиший и расписался пониже длинным серебристым самолетным следом.
         
         
         
          Опубликовано в журнале "Черновик" номер 14.
         
         
          Крпирайт: Анатолий Кудрявицкий, 2001
         
         
         
          Копирайт: Анатолий Кудрявицкий, разные годы.
          Все права защищены.
          Перепечатка без разрешения правообладателя будет преследоваться по закону.
          За разрешением обращаться: akudryavitsky[at]hotmail.com
      

  • Комментарии: 1, последний от 03/11/2016.
  • © Copyright Кудрявицкий Анатолий Исаевич (akudryavitsky@hotmail.com)
  • Обновлено: 07/06/2014. 64k. Статистика.
  • Сборник рассказов: Проза

  • Связаться с программистом сайта.