Лапко Владимир Михайлович
Шаги

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Лапко Владимир Михайлович (dyukon@gmail.com)
  • Обновлено: 04/03/2007. 34k. Статистика.
  • Сборник стихов: Поэзия
  • 1965. Шаги
  •  Ваша оценка:

    ШАГИ


    Заводские трубы

    Сейчас зазвенит будильник,
    буду вставать с постели.
    Блестят на окошке льдинки.
    Тихо
    после метели.
    Стелется на пол рама.
    Какая луна пытливая!
    Поутру
    рано-рано
    сирена гудит крикливая.
    Она, как трубач огромный,
    призывно трубит рабочим.
    Виснут
    у нас над домнами
    зори
    и днем и ночью.
    У горна и в стужу знойно...
    Поглядываю на будильник.
    А рядышком спит спокойно
    дитя беспокойное,
    его
    и пушкой не разбудили б.
    Сирена меня лишь будит,
    мне одному на работу.
    И у него все будет:
    мечты свои и заботы;
    будут в пути удачи,
    удачи — не без отдачи.
    А вот и сирена зычно
    небо качнула горлом...
    Тянутся к солнцу
    трубы кирпичные —
    силушка города.


    У щита управления

    Как полночное небо,
    в своей красоте
    управления щит,
    щит электроключей.
    Звезды-лампы горят, говорят
    о машинах больших скоростей...
    Электроны послушными стали.
    Стоит ключ повернуть —
    слышен гомон прокатных клетей
    и бегут
    раскаленные ленты металла.
    Это полосы режутся, словно картон,
    на угодные мне величины.
    Повсеместно
    стоит на посту электрон,
    отключает, включает машины.
    Человечьи умы!
    Я приветствую вас!
    Пусть в бокалах шампанское пенится
    за народ,
    за прокат,
    за его электрический глаз,
    за ключи управления!


    * * *

    Я знаю сызмальства усталость.
    Война металлом грохотала,
    нас, беспризорных, столько стало —
    нам в детдомах
    портянок не хватало,
    нам не хватало отчих глаз.
    И чтобы жить и быть учащимся,
    я каждым зимним утром в чащи
    один шагал снежком хрустящим
    и в санки там себя впрягал.
    И этот труд нехитрый, тяжкий,
    как отчий глаз, меня оберегал,
    чтоб я не влез к жулью в болото...
    Отмыв следы смолы и пота
    (к друзьям охота ль, не охота),
    я — за уроки поскорей.
    Детей
    любая черная работа
    выводит на площадку взлета
    не хуже наших матерей!
    Я у работы был сынком любимым,
    она меня будила по утрам...
    И вот в семнадцать,
    грубый, нелюдимый,
    электротехнику
    грызу по вечерам.

    Ночами в небе зори колыхались,
    гудел металлургический завод...
    Росою мытый, солнышком коханый,
    я чту, как мать,
    священный пот
    любых работ!


    * * *

    Ни кола, ни коня —
    только женщины.
    В плуг впрягалось зараз по шесть их,
    друг за дружкою, в два ряда...
    Это горького времени шествие
    в память врезалось навсегда.
    Наши матери,
    мамы России,
    так работали — на износ,
    чтобы гитлеровцев осилить,
    чтобы нам по-людски жилось.
    Как мужчина, я был за пахаря,
    с ними рос на полях и креп,
    и, казалось,
    не солью,
    а сахаром
    посыпали они мне хлеб;
    если кто-то сомлел в упряжке,
    поднимали — и снова в плуг...
    Вся Россия
    в те годы тяжкие
    ела хлеб с материнских рук!
    И сегодня я в нашем счастье
    вижу
    жизни прошедший ключ.
    Вспоминаю я часто-часто
    женский говор, коптилки луч...
    Лег на волос тех женщин иней
    от забот, от работ полевых,
    без наград фронтовых
    эти женщины — героини!


    Мы — люди рабочие

    Небо — словно подкрашено купоросом.
    Слышатся в листьях ветра всхлипы.
    Развесив тугие косы,
    цветут светло-желтые липы.
    И тысячеваттные лампы лунами светят,
    над черными домнами — дым багряный,
    словно раскинул ветер
    большое-большое знамя.
    В цехе становится каждый подвижней.
    У домны становится каждый умней.
    ...Сколько сгорело рабочих жизней
    от домны Демидова
    до моей?!
    Нам
    приручить электроны поручено.
    Вечно железной лаве пениться.
    Будут
    у сталеваров подручными
    кнопки щитов управления!

    Хорошо! Зайдешь в кабинет:
    пред тобою — заказы и планы,
    выключатели, кнопки, неоновый свет
    и бушует мартен
    на телеэкране.
    Радует сердце
    моих механизмов работа.
    Они всемогущи
    содружеством с крепкой рукой,
    но пока еще в робе, испятнанной потом,
    стоит в коксохиме на вахте своей люковой.
    И сыплется пот крупнокалиберным градом,
    потом лицо прострочено...
    Сквозь неудачные поиски
    радость
    нам улыбается, счастье пророча.
    Верю в упорство людское, в стремление
    избавить рабочих
    от страшной работы в огне.
    Нас, вечно несущих огонь поколениям,
    поставят с героями битв наравне!
    Мы
    и реками правим,
    не сохнем в жаре у горнов,
    мы
    вековые стираем грани
    между ученым и дворником!
    Мы,
    от инженера до слесаря,
    не ради насущного хлеба
    держим за горло агрессора,
    чтоб вечно дышало весеннее небо,
    чтоб пели не пули, а пчелы в липовых косах,
    чтоб дети сшибали свинцовые росы,
    прыгали в воду с обрыва...
    И если где-то зло пулемет захохочет,
    сжимается сердце
    до взрыва.
    Мы — люди рабочие,
    мы поднимаем кварталов стены,
    как памятник жизни своей, на века.
    Трижды за сутки
    поют заводские сирены,
    передаются пришедшим на смену,
    как эстафета, ключи от верстака.


    * * *

    Ты говоришь:
    «Приходят гости,
    у нас даже вешалки нету».
    Милая,
    мы заколотим гвозди
    и будут висеть пальто и жакеты.
    Какая важность, что мне за ужином
    на чемоданчик пришлось усесться!
    В квартирах бывает хуже:
    ходит
    пустое, холодное сердце.
    Стулья и мы поставим.
    Видишь ты,
    в наших комнатах
    солнце ложится пластами
    на лица
    твоих и моих знакомых.


    Сердца не вымерить

    На глаз я с детства очень зоркий.
    Чиню машины до сих пор.
    Не лезу к сердцу я с отверткой,
    хоть и зовут его: мотор.
    В цехах моторов — тьма капризных
    и непослушных на разгон!
    У всех у них источник жизни
    незримый хитрый электрон.
    Но я чинил их.
    Вон их сколько
    стоят, гудят, как напоказ.
    ...Смогу ль вернуть я
    сердцу стойкость?
    Смогу ль изгнать тоску из глаз?
    Мне открывалась враз причина,
    что в смену к нам внесла простой,
    но молотком, ключом не чинят
    живое сердце-лепесток.
    Как главный жизненный исток,
    оно стучит, поет заветно,
    не зря зовут его: мотор,
    но я не лезу к сердцу с метром:
    в сердцах космический простор!


    * * *

    Я нажимаю кнопку, вызываю ток —
    несутся электроны по контактам,
    как моряки на боцманский свисток,
    сигналит лампочка:
    «Включились все контакторы"...
    Гудят моторы, шестерни в движении,
    раскатывают клети сталь,
    машины, люди в напряжении.
    Нажму другую — цех прокатный стал.
    Здесь все — моей работы отраженье:
    прокатка слитков и моторный гул...
    Веду за норму каждый день сражение...
    С интеллигентскими ладонями за пульт
    встает рабочий — повелитель напряжения.


    Шаги

    Мой город бетонный
    многооконный...
    Громады-здания,
    стремления к знаниям
    кудлатого, грубого
    меня привели сюда.
    Меня приголубили
    в городе шумном
    и многотрубном
    и научили
    электролиний
    натягивать провода.
    Работа, лекции,
    завода железные лестницы,
    трудно давались мне.
    Юный, ядреный,
    в нужде закаленный —
    молекула мира,
    жизнью простиранный,
    часто я видел во сне
    родную деревню,
    лесную, древнюю,
    где в избах лампы
    стены лапают.
    Не потому ли
    мы потянули
    в стужу и ливни
    электролинии
    через леса и болота
    пролет за пролетом,
    чтоб силоса тонны
    дорожкой торной
    носили
    электромоторы,
    чтоб и не знавшие
    правил грамматики,
    поклонники божьей матери
    поверили в автоматику,
    в силу мою человечью,
    в мечту,
    обновляющую извечное.
    Крепкий, ядреный,
    в нужде закаленный —
    в промасленной кепке
    несу семилетку я,
    несу постоянно,
    не зная стоянок.
    Руки у нас крепки
    и широки
    шаги.


    Раздумье

    Пусть себе бормочет скептик в бороду:
    «Коммунизм построить — не отгрохать город».
    Я
    сегодня заявляю гордо:
    да,
    предки зданье строили года —
    мы
    за год умеем ставить города,
    лишь одна беда:
    не подчиняются сады нам,
    без аллей и парков стройки молодые:
    здесь, действительно, нужны года.
    Но вчера
    я удивился:
    кранами садили
    тополя и клены в два ряда.
    Быть проспекту лучше Пикадилли!
    Все под силу нам: любые реки, космос,
    тайники глубинных руд:
    в покоренье рек, глубин и Космоса
    каждый
    прямо или косвенно
    вкладывает повседневный труд.

    Мы пройдем планетой не бесследно.
    Коммунизм построить — верно,
    не одеть в бетон всесильный Енисей.
    Жадность,
    ложь,
    бюрократизм
    остались нам в наследство,
    как сорняки,
    из-за которых
    хоть не сей.
    Только воля наша,
    сила рук — сильней осота,
    как желанья наши, силы нет сильней.
    И ведут прополку с самолетов
    хлеборобы Родины моей.
    И шумят хлеба, вливая в сердце гордость:
    кажется, что рядом коммунизм!
    И скажу кому-то не в угоду:
    коммунизм построить, точно город,
    если всем схватить за горло
    жадность!
    ложь!
    бюрократизм!


    * * *

    Я в мальчишестве часто
    с героями сказок бывал.
    Город мой,
    и сейчас про себя начертал я,
    будто это не я, а царевич Бова
    ищет милую девушку в скверах кварталов.
    Мне приятно идти по проспекту
    в ночной тишине,
    пусть плафоны вольют в мои волосы проседь
    и мою беспогонную черную,
    для меня дорогую, шинель
    ветерок разутюжит без спроса.
    Здесь шинели в училищах
    носят ребята не зря
    и пляшут чечетку, осилив последний экзамен...
    Вот опять над рекой распласталась заря,
    словно домна раскинула красное знамя.
    Знамя домны зовет коммунистом неистовым быть,
    неустанно шагать... и сгореть мне в дерзаниях,
    чтобы вместо старинной крестьянской избы
    по России вставали стоокие здания!


    * * *

    Надел шинель еще мальчишкой
    и не снимаю до сих пор.
    Колол, душил, стрелял фашистов
    на расстояньи и в упор.
    И бил за то, что враг затронул
    мой дом, мой край, судьбу мою.
    Меня лишь тронь,
    так распатронюсь,
    и если нет в стволе патрона —
    я кулаком врага убью.

    Навстречу смерти шел в атаку,
    в бою до страшного зверел...
    Друг попросил убить собаку,
    пока, мол, пес не одурел.
    Курок был к выстрелу готовым,
    но сердце дрогнуло мое.
    ...Мне показалось стопудовым
    его двухствольное ружье.


    Каска

    Свистели пули —
    пела каска.
    Она
    дождями мыта,
    ветром ласкана.
    Исчеркана осколками фугаса
    в боях испытанная каска.
    И до сих пор качает каски
    солдатский
    очень строгий строй.
    ...На стройке домны
    пахнет краской
    и работяги ходят в касках
    с короткой надписью:
    «Минстрой».
    И здесь людская жизнь в опаске.
    Конструкций звон.
    Моторный вой.
    Здесь тоже — бой!
    Над чертежом,
    как бы над картой,
    сидит прораб в заветной каске,
    как генерал заправский,
    как будто
    на передовой.
    ...В России люди ценят каску
    с гражданской надписью:
    «Минстрой»!


    Ключ управления

    Он собран из шайб ребристых,
    черная ручка с отливом —
    ключ
    электрощитов говорливых.
    Контакты его серебристые
    включают и отключают электролинии.
    Тронуть не смеешь его величество:
    он — ключ управления электричеством!
    Но если приспичит
    включить что-то нам,
    ори хоть на всю страну,
    ключ не включается сам,
    надо его повернуть.

    Проходит все через ключ управления.
    Он начеку дни и ночи,
    но каждое переключение
    производит простой рабочий!


    В пути

    Июнь.
    Жара.
    Жара печет
    и тянет в сон неодолимо.
    Ведут колеса стыкам счет,
    над лесом тает струйка дыма.
    Лесная кончилась стена —
    опять просторы. Села. Пашни.
    И голубое поле льна.
    Мелькают
    воды рек опавших,
    на карту мира не попавших...
    Поет мне ровный стук колес:
    — В дороге ты и креп, и рос,
    и жизнь твоя, как паровоз,
    мечта твоя, как паровоз,
    и все б ты вез и вез, и вез!
    И вдруг
    знакомый мне откос,
    и ветерок жужжит в листве берез...
    Здесь все родное мне до слез.
    Стучать колеса перестали,
    я рад сойти,
    но паровоз
    везет в неведомые дали.


    Громоотвод

    Молнии бьются о мачты линий.
    Ливень.
    Охает небосвод.
    Чернеет
    под тучею говорливой
    проверенный грозами громоотвод.
    Молнии пляшут, и мрачен завод,
    Но лампы в цехах и квартирах горят.
    Громоотвод
    вскинут до неба недаром.
    Кончик его острия
    гасит зигзаги ударов.
    Стоит, укрощает небесные силы —
    и солнце выходит и светит...
    Люди,
    люди моей России
    громоотводом стоят на планете.
    Испытаны все мы железом, походами,
    накалом великих работ...
    Тянется к солнцу в любую погоду,
    проверенный грозами, громоотвод!


    Стучат сердца...

    Ежесекундно
    в сверхвысоком напряжении
    стучат сердца
    по шестьдесят, по сто годов.
    Удачи, взлеты, поражения
    проносит через сердце кровь.
    Его нетрудно
    взглядом, словом ранить,
    хотя оно вливает силы в жилы рук...
    В многоэтажных стенах зданий
    я слышу собственного сердца стук.

    Для взлета в космос не хватает силы,
    верчусь молекулой в круговороте дел,
    но и в межзвездной невесомой сини
    такой нагрузки не узнать машине,
    какую терпит сердце каждый день!


    Мечта зовет

    Когда б поднялись дедов деды,
    чтоб посмотреть на отчий край,
    во что обуты мы, одеты,
    они б решили:
    «Божий рай!»
    А мне еще так много надо:
    громадны замыслы мои.
    Я от Сибири принял клады,
    но не без боя. Шли бои.
    И шли они в труде, без звона
    громкоголосых медных труб.
    От лютой стужи и от зноя
    ложились резче складки губ.
    Не я один
    под вьюжью пляску
    в Сибири пролил сто потов
    и был бойцом без звездной каски,
    чтоб лучше всем жилось потом.
    Шагают мачты, как новинка,
    на Крайний Север в города,
    и в этом есть моя кровинка
    чистосердечного труда.
    И пусть прольется в наших буднях
    желанным счастьем соль труда,
    мне снова что-то надо будет —
    захватит новая мечта.


    Человека легко обидеть

    А. Кулеминой

    Труднее сорвать былинку,
    чем человека обидеть.
    Скажи о нем небылицу,
    скажи ему резкое слово
    или не скажи ни слова,
    будто бы и не виделись —
    и человек обиделся.
    Человека легко обидеть.
    Стоит лишь не увидеть
    мозолистых рук шершавых,
    натруженных
    рашпилем, шабером,
    что вечно
    в кладовых земного шара
    шарят и шарят.
    Стоит ему не поверить,
    что в жизненной крутоверти
    старался он
    и отчаивался,
    но
    не выполнил обещания;
    стоит вам глаз не заметить,
    бессонницей воспаленных,
    что после работы
    из месяца в месяц
    сидит за столом парнишка,
    неважно,
    что создает он:
    машину или же книжку.
    Не почувствовать только стоит,
    что человеку тяжко —
    на сердце
    обида стойкая
    слитком свинцовым ляжет.
    Станут не те движения,
    будет не та уверенность:
    сердечное напряжение
    обидою
    прервано.
    Человека легко порадовать
    не только большой наградой,
    человека легко порадовать
    без комплиментов
    и без парадности...
    Он сразу ускорит бег,
    стоит лишь вам заметить,
    что в жизненной крутоверти
    живет на земле человек!


    Счастье

    Счастье,
    ты призывало людей к оружию,
    из-за тебя
    рабочие шли в остроги.
    Мне ты, несказанное, голову кружишь!
    И сердце штурмует
    пороги, пороги...

    Я не забуду,
    да я и забыть не смею,
    как ради счастья
    мы голодали и мерзли,
    как в Брянских лесах человек, от пули немея,
    в бессмертие канул мертвым.
    На подвиг его провожали друзья и милая,
    и был поцелуй
    короткий такой, со стоном.
    Мы ради счастья громили
    доты железобетонные.

    Какое ты, счастье?
    В тебе я души не чаю.
    На трудные версты не кропаю жалоб.
    Только та самая,
    по которой скучаю,
    меня никуда еще не провожала.
    А хочется
    встречного ветра упругого
    и ласковой песни,
    что раздувает сердца горение,
    и хочется так задушевного друга,
    который бы стал
    стремлений моих продолжением,
    чтобы меня провожала на смерть и на поиски,
    как та партизанка,
    что с нами в боях принимала участие,
    и каждый бы день
    приходила к прибытию поезда
    и в том неспокойствии видела счастье.
    Такую встречал я,
    знакомила молодость,
    но только подумал любимой назвать я,
    она посмотрела
    и всеми сиренами города
    больно, бездушно
    сказала мне: — Хватит.
    Потукала к зданию в туфельках лаковых,
    родная, желанная, легкая, бодрая...
    Возможно, в ту ночь она
    очень наплакалась,
    жестоко себя проклиная за гордость.
    Если и были,
    то чисто весенние слезы.
    Ты гордое, счастье,
    ты с теми,
    чье сердце не дремлет,
    и, словно корни,
    чем чаще душевные грозы,
    тем гуще врастаешь в землю.
    Знаю, увидимся.
    Верю,
    нас вынесут кони
    навстречу и ветру, и ливню...
    Наверно, я самый из всех неспокойный,
    а значит,
    и самый счастливый.


    Косы

    До остановки сердца
    мне полюбились косы,
    черные-черные косы,
    длинные, аж до пояса.
    Врезаться так не сможет
    в сердце мое и память
    временная прическа,
    химическая прическа,
    химическая улыбка,
    химическая блондинка,
    химическая шатенка:
    все это — моды ветер,
    мода, она, как листья,
    лето — и отлетает.
    Ты откромсала косы!
    Утром твои кудряшки,
    витые часто наспех, —
    искусственная прическа, —
    будто копна кудлатая,
    растрепанная грозой.
    Утром всегда все видно:
    ночь умывает лица,
    смывает помады, краски
    и проявляет скрытое:
    годы, любовь, замужество...
    Ты в бигуди смешная,
    вырасти снова косы,
    выйдешь гулять по городу
    милая, обновленная,
    России моей стрекозка.
    Пусть отрастают косы.
    Тебя украшают косы.
    Ты отрасти лишь косы,
    и расцветешь, как девушка,
    и не поверят даже,
    что у тебя есть дети:
    будешь опять такая,
    как видел при первой встрече
    в семнадцать твоих неполных.
    Ах, разве я мог подумать,
    что острижешь ты косы
    длинные, аж до пояса,
    черные и тугие...
    Ну, отрасти же косы.
    Я терпеливо жду их.
    Хочется сердцу встречи,
    как было у нас когда-то
    в семнадцать твоих неполных.
    Хочется сердцу очень
    искренне быть влюбленным,
    нежно сказать:
    «Люблю».


    * * *

    Да,
    бывает такое в жизни;
    и любовь, и мечта умрет,
    а потом,
    словно солнце из тучи брызнет,
    вновь любовь тебя позовет.
    Ты готов,
    что ни есть — все бросить
    и в рубашке остаться одной,
    только чтоб в июльские росы
    видеть звездочку над собой;
    быть довольным
    простой удаче,
    эту жизнь до конца любя,
    без оглядки
    и без чудачеств
    по земле пронести себя;
    чтоб душа была неба шире,
    труд тяжелый был нипочем...
    Ну скажи мне «люблю»,
    скажи мне
    и склонись на мое плечо,
    чтоб, как в юности, шел и снова я
    не желал ни на миг присесть...
    Зорька ранняя,
    зорька новая
    засияла мне ярче всех!


    * * *

    Людмиле Л.

    Нынче грели душу мою
    во сне
    глаза такие синие...
    Искрился снег.
    Деревья были в инее,
    а я — в огне.
    Мы шли и шуткой тешились
    под лунами стеклянными.
    На звезды парни вешали
    всполохи-зори кранами.
    Гуляли мы по городу,
    по праздничному, зимнему,
    кричала сердцу молодость:
    — Возьми меня!
    Возьми меня!
    Дома толпились глыбами,
    встречали нас улыбками.
    Старик-мороз лицо калил,
    и лопались у цоколей
    шары электроламп,
    о мостовую цокали
    то там, то там...
    И будет часто сниться мне
    красивая, высокая,
    с длиннющими ресницами,
    родная, синеокая,
    стройна, легка,
    которую ни разу
    не ласкал.


    Крушина

    Поспеет ягода-крушина,
    крушины — тьма у нас в лесу,
    ее совсем не беспричинно
    домой в корзинах не несут.

    Она сочней, черней черники,
    но птица ягод не клюет.
    К ней лишь за кожицу проникни,
    там горечь-семя, горький плод.

    Крушину в тяжкий год, кручинный,
    для баловства лишь дети рвут.
    Собачьей ягодой крушину
    в народе попросту зовут.

    Твои глаза черней крушины.
    Гуляешь ты по скверу чинно,
    всегда вся в праздничном, стройна...
    Тобой любуются мужчины,
    но ты совсем не беспричинно
    домой всегда идешь одна.
    Там, за дощатою оградой,
    отяжелел добротный сад,
    и пять блюстителей порядка:
    отец и мать, и ты нарядная,
    и два кавказских рыжих пса.

    Пусть о любви тоскуешь часто,
    и я хочу к тебе прийти —
    в твоей душе открыто панствует
    крушинья косточка — мещанство,
    и это мне претит.
    Великой волею мужчины
    желанным встречам ставлю крест.
    ...Поспеет ягодка-крушина,
    на ветках сохнет от кручины
    бесследно,
    будто пустоцвет.


    * * *

    Ах, ты любовь нескладная!
    Не вижу ненаглядную.
    ...Под новый год загадано:
    судьбу найду ль?
    Года идут.
    О ней всегда мечтается.
    Резцом творю детали я.
    Моя мечта металлится.
    Ищу судьбу не в ряженой,
    не знаю сам, когда же я
    увижу ту,
    свою мечту.
    Пою, шучу
    с другими я,
    учу
    и физику, и химию,
    и слышу,
    не по имени —
    по отчеству
    народ зовет.
    И бегать стал потише я,
    изжил
    налипшее, все лишнее,
    ну, а мечта мальчишечья
    живет.

    О чем всегда мечтается,
    по ком душа все мается,
    я верю,
    все сбывается.
    И вот оно:
    луна сквозь окна щурится
    и вижу я: снегурочка
    стучит в мое окно.
    Румяная, нарядная,
    как та, что мной загадана,
    стучится ненаглядная,
    люба.
    Эх, будь же ты неладная,
    моя судьба!


    * * *

    Меня легко слезинкой ранить,
    запой душевно —
    я растрогаюсь,
    а потому стихов огромный ранец
    несу по жизненной дороге.

    Я рвал стихи, поэмы в клочья,
    топил стихами печь свою,
    так нет,
    они ко мне построчно
    приходят в память и встают,
    и каждый молча улыбается...
    Мне от стола ни встать, ни лечь...
    Чтоб от своих стихов избавиться,
    на строчках душу надо сжечь.


    Запой мне песню

    Запой мне, синеокая,
    да так,
    чтоб песня-ласточка
    крылом коснулась ласковым
    до самого глубокого,
    чтоб вмиг душа оттаяла...

    Чтоб с песнею певучею
    я мог пойти и кручею:
    для сердца не хватает так
    улыбки, слова путного
    и ветерка попутного.

    Запой мне песню русскую,
    душевную и грустную,
    как Русь моя, раздольную,
    как синь небес, бездонную,
    чтоб ни на что не сетуя,
    шел с песней той по свету я.

    Ну что ты смотришь тучею?
    Молчанье сердце мучает.
    Пусть нет совета путного
    и пожеланья буднего.
    Пускай весны забыла такт,
    запой то, что запомнила...
    Чего мне не хватает так,
    хоть песнею заполнила б.


    Жизнь приходит в сновидения

    Приходит сон издалека непрошенно.
    Гоняют щуки волны.
    Мелюзга взъерошена.
    Поет разноголосо молотилка на току.
    И девушка
    в цветастом платье, больно уж хорошая,
    под вербами
    вплетает в косу девичью тоску.
    А луг! Ковром горит, ромашкою развышитый.
    И вдруг...
    Железный дикий визг — пылает улица моя.
    Все чаще снятся мне бомбежки, мессершмиты,
    и каждый раз со вскриком просыпаюсь я.
    Во сне брожу бездомником, раздетый,
    до седины продрогну в пушечном огне...
    Войной украденное детство
    приходит в сновидениях ко мне,
    приходит в кованых ботинках, в каске,
    с разлапистым эсэсовским крестом...
    Я детворе о войнах даже сказки
    рассказывать не стану ни за что.
    Пусть снятся им цветы, улыбки милые,
    пускай во сне смеются малыши всегда.
    Я так хочу,
    чтоб вой сирены, грохот минный
    не снился людям никогда.
    Готов работу каторжную делать,
    готов не видеть отдыха-весны,
    чтоб сны кошмарные не снились нашим детям —
    я досмотрю за них все эти сны!


    Над трубами — знамена

    Поют на кранах башенных моторы,
    и вычерчены улицы огнями.
    Электровозы медным басом
    свои дороги проверяют.
    Бегут платформы, полные металла.
    И машет сизыми чубами
    колонна труб моих мартенов,
    задымленных гудящих аглофабрик...
    И в зорях плавок домны, подбоченясь,
    стоят незыблемой шеренгой.
    Симфония дымов над комбинатом.
    И флагманом проходит проходную
    творец, мыслитель, укротитель
    летящих с гулом электронов,
    командующий механизмами,
    простой рабочий человек.
    Он не за личным счастьем вышел
    и не стремится к личной славе —
    в своей суконной грубой робе,
    как бог Антей,
    в мартене
    огнем печи и сталью правит,
    и будет вечно самым первым
    и всеми признанный, что первый:
    он правит пламенем для счастья,
    он всем нутром — за коммунизм!
    Рабочий знает силу века,
    его урановую тяжесть.
    От плеч рабочего исходит
    к Луне космическая трасса.
    Его мозолистые руки
    несут, как носит мать ребенка,
    творенье разума и солнца —
    всю красоту моей планеты
    и кибернетику — в века!
    Опять над городом в зените
    померкли звезды от сполоха,
    дымы окрасились багрянцем
    и, кажется, над трубами — знамена!
    Стоит, как страж труда и мира,
    орденоносец-комбинат.


    Шумно уходят годы

    Т. П. Вороновой

    Шумно уходят годы
    и незаметно очень,
    будто волны Волги.
    И отцветают лица,
    точно лилии.
    Электромагнитные линии
    лягут у глаз моих,
    только мне будет помниться
    первая клякса
    первого класса,
    преподаватель первый,
    и будут помниться
    светлые комнаты,
    хозяйка маленьких комнат —
    критик мой и редактор —
    в мои девятнадцать лет.
    Бойко входила в комнаты,
    нагруженная тетрадками,
    уставшая за день в школе,
    здоровалась по-ребячьи
    и целовала мужа
    весело так, открыто,
    ласково, нежно, звонко,
    будто ребенка,
    и при случайных встречных,
    чаще при очень близких.
    Звонко она смеялась,
    пела, шутила звонко...
    У подоконника
    стояли в передней комнате
    грустные-грустные,
    как березы,
    легкие-легкие,
    как туманы,
    будто морские травы,
    сказочные цветы.

    Здесь в человека верили.
    Будущие поэты,
    будущие художники
    здесь открывали замыслы
    под фирменные чаи.

    Рыцарем и чекистом
    в сказочном емком ритме
    расхаживали по комнатам
    стихи «Середины века»,
    и проявлялась мудрость —
    бессонница наших гениев —
    лунная вся от древности,
    мудрость
    московской сказки,
    мудрость
    народной песни...

    Были всегда открыты
    лица хозяев, двери.
    Часто мечтали громко
    и говорили громко,
    каждой улыбке верили.
    Исподволь, терпеливо,
    влюбленно меня учили
    соль извлекать из сказки —
    мудрость поступков жизни
    мне открывали здесь.

    Будто погода, годы.
    Было у нас и солнце,
    были у нас и тучи,
    оттепель,
    гололедица...
    Помните, как мы падали,
    очень неосторожные,
    бесхитростные, как дети?
    Головы были в шишках,
    мы поднимались,
    шли,
    пели наивные песни,
    пили горячие годы,
    милые годы — молодость!

    Шумно уходят годы
    и незаметно очень,
    точно волны Волги,
    и выливается песня...
    Песня с собой уносит
    от каждого нерва клетки,
    уносит их безвозвратно.
    С вылетом новой песни
    страшно слабеет сердце,
    кажется мне ночами,
    что промозолил мозг я,
    что лопаются мозоли
    под черепом у виска,
    а песня идет за песней
    и требует нервных клеток...
    Каторжная работа,
    печеночная работа
    бессонницей отшлифовывать
    высокого напряжения
    вызванный жизнью стих.
    Но что бы там ни случилось,
    буду я вечно помнить
    первую школу жизни,
    первый источник песни —
    светлые-светлые комнаты,
    доброе-доброе сердце,
    мудрость московской сказки,
    ритм «Середины века»,
    грустные-грустные,
    как березы,
    легкие-легкие,
    как туманы,
    будто морские травы,
    сказочные цветы!


    * * *

    Собаки — слуги вековые,
    на верность их не проверять,
    но люди часто говорят:
    — Топи кутят,
    пока слепые...
    Как их топить?
    Сердца живые
    стучат у немощных кутят.

    Но если древо кормят корни,
    кутенка хлебом, кашей кормят,
    его лишь знай все поучай,
    пускай он глуп,
    но он покорный,
    не можешь вырастить —
    отдай.
    Найдутся каждому у века
    свои заботы и гужи...
    Рожденное
    для человека —
    ему обязано служить!

    Да что кутят —
    мои творенья,
    мне без чего не петь, не пить,
    литпрокуроры без зазренья
    не раз пытались утопить.

    Ну что ж,
    мой стих порою серый
    и где-то штрих не тот лежит,
    но в каждой строчке бьется сердце,
    а сердце бьется, чтобы жить!

    Я не отстаиваю песни,
    что никогда не прозвучат,
    но ведь извечно
    псов чудесных
    народ растит из собачат.


    * * *

    Твои улыбки —
    радости мои,
    твои морщинки —
    слабости мои...
    Сквозь все
    улыбки наши
    и седины
    сердца
    сливает время
    воедино.


    Звоночек

    Часто мамам больно, трудно,
    учащенный сердца стук:
    плачут дети
    звонко, трубно.
    Просят ласки, просят рук.

    Всяк ребенок,
    как звоночек,
    чуть затронь — уже звонит.
    Среди шумов разных, прочих,
    детский очень знаменит.

    Слышу днем и слышу ночью,
    будто мчится тройка влет,
    заливается, хохочет,
    заливается звоночек,
    все зовет меня, зовет...


    * * *

    Я думал,
    что моя судьба с твоей
    связалась,
    и был до чертиков, безумец, рад,
    но жизнь твердит:
    «Тебя, голубчик, взяли,
    как вещь,
    как «Волгу»,
    напрокат».

    Я видел сам, как девка-пламень
    брала послушное такси,
    трясла, как книжечкой, рублями:
    «Ну, конь железный, выноси!
    Хочу блеснуть перед народом,
    что жить неплохо,
    что сильна...
    Мотор иль крылья поуродуем, —
    я заплачу за них сполна».

    И только пыль дорогой стелется.
    Ей нынче с парнем петь и пить...
    ...Но вот за шрам,
    оставленный на сердце,
    она не сможет заплатить.


    Фанфары юности поют

    По всей истории —
    страданья войн и ужасы.
    Я знаю сам, как мать-земля горит,
    уж сколько лет хожу по ней контуженным
    и по слогам учусь, как в детстве, говорить.
    Людское сердце рвется к звездной сини —
    коснись — тебе я руку подаю.
    Простая девочка России,
    укрась мой сон, судьбу мою.
    В твоих глазах — бодрящий дух озона,
    небесной сини первозданная краса,
    ты для меня — мадонна и в комбинезоне,
    России девочка, шелковая коса.
    Со мной всегда твоя романтика,
    твоей улыбки ясный теплый луч...
    Не потому ли с темпераментом фанатика
    электролинии
    натягиваю аж у самых туч?
    Ты слышишь?
    Дробным звоном каждой жилки
    мои певучие электропровода
    поют
    и будут вечно петь, что жил я,
    полям, озерам, рощам, городам.
    Пусть упаду в пути,
    не увидав, что снилось,
    пускай другие счастье докуют,
    мне быть в пути, пока есть в жилах сила.
    Фанфары юности поют!
    И я зову тебя, моя мадонна,
    израненную землю обновлять.
    Дай ощутить огонь твоих ладоней,
    России девочка, любовь моя.
    Ну, кто еще, как я, скажи на милость,
    и просыпается,
    и засыпает с думой о тебе,
    кому еще ты каждой ночью снилась
    и помогала набирать разбег?
    И пусть не мной
    к твоей душе открыта дверца,
    не говори,
    что я не мил тебе, что есть родней —
    пусть мне поют до остановки сердца
    фанфары юности моей!

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Лапко Владимир Михайлович (dyukon@gmail.com)
  • Обновлено: 04/03/2007. 34k. Статистика.
  • Сборник стихов: Поэзия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.