Лещинский Леонид Абрамович
Право на творчество

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Лещинский Леонид Абрамович (lleschinsky@yahoo.com)
  • Обновлено: 23/09/2012. 4k. Статистика.
  • Статья:
  •  Ваша оценка:

      В постановлении февральского (1988 г.) Пленума ЦК КПСС сказано: "Следует уделять первостепенное внимание развитию индивидуальных способностей учащихся, расширять дифференцированное обучение в соответствии с их запросами и склонностями. Развивать сеть специализированных школ и классов с углубленным "учением различных предметов".
       Есть и пути решения этой проблемы. Нужно предоставить школе право на творчество, на выбор методов обучения и организации учебно-воспитательного процесса, на отработку новаторских идей воспитания. Создавать различные модели школ, обеспечивающих развитие способностей детей и юношества,
       Бурным и необычным было открытое партийное собрание в ворошиловградской средней школе 25 им. А. М. Горького, Обсуждался вопрос - поддержать или отвергнуть идею создания комплексной специа-лизированной школы. Осуществление этой идеи позволило бы сделать попытку решить многие наболевшие вопросы жизни школы: развития интереса к учебе, профессиональная ориентация, конкурса в вузы, всеобуча и другие.
       Сколько трагедий, часто незамеченных, происходит в учебном заведении! Ученица Л. прекрасно пишет сочинения, любит стихи, рисует, но в математике разбирается туго, и вот уже с помощью учителя приклеивается ей ярлык "тупая", чуть ли не дура. Ребенок страдает от своей неполноценности, рана остается на всю жизнь.
      
      
       Но и в одном учебном предмете разных учеников привлекают разные стороны. Одних - строгость формул, эксперимент, других - борьба идей, гуманитарная основа. Как все это вместить в жесткие рамки классно - урочной системы, которую нередко называют конвейером убийства талантов?! Ведь нередко, чего греха таить, она порождает исполнителей чужой воли. Кто подсчитал, сколько десятиклассников самостоятельно усваивают все предметы? Или, может быть, у нас в школах нет шпаргалок и списывания? Или перевелись учителя, которые пересказывают параграф ученикам, а потом - наоборот? Так в чем же причина такого положения?
      
       Хотим мы или не хотим, но практически дети в школьном возрасте дифференцируются по состоянию здоровья на крепких и слабых, по воспитанию - на нормальных и аномальных, по образованию - на развитых и ограниченных. Среди них есть ребята и со средними данными. Взаимодействие большого количества факторов приводит к неравномерному и неоднородному развитию детей. Важно исправить ошибки, допущенные в их развитии.
      
       Для этого малыши, на наш взгляд, должны распределяться по трем потокам, в зависимости от подготовки в дошкольном периоде. В первый поток входят дети, не умеющие читать, писать и считать, или весьма слабо усвоившие один из этих навыков (в классе до 20 ребят). Во втором потоке - те, которые умеют читать и считать или читать и писать, а также воспитанники детсада, слабо усвоившие эти навыки (в классе до 25 учеников). А в третий поток попадают дети, хорошо усвоившие программу
       дошкольного воспитания и крепкого здоровья (в классе до З5 ребят). Заметим: в первый поток направляются очень опытные, хорошо подготовленные, творческие учителя.
       По окончании начального образования и на основании специальных карт индивидуального развития ученики распределяются по интересам и склонностям - гуманитарным, естественным, техническим и общим.
       Получив среднее образование, те из них, которые будут поступать в институт, распределяются по профилирующим направлениям науки и техники и проявленной одаренности. После окончания подготовительных отделений они без экзаменов принимаются в вузы в соответствии с призванием.
       Есть, конечно, в этой системе недостатки и нерешенные проблемы. Эксперимент потребует пересмотра деятельности учителей, повышения педагогического мастерства. Коллектив школы в целом поддержал эту идею и выразил желание начать эксперимент при условии укрепления материальной базы школы, которая и для обычного учебного процесса не годится.
       Поддержала нашу идею и кафедра научных основ управления школой пединститута, сотрудники которой выразили готовность помочь в ее реализации. Эксперимент нуждается в научной, методической и, главное,в материальной помощи.
       Л. ЛЕЩИНСКИЙ,
       учитель - методист средней школы 25.
       В. ГОНТАРЕВ,
       член родительского комитета.
       Ворошиловград.
       12 августа 1988 г. Газета "Ворошиловградская правда"

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Лещинский Леонид Абрамович (lleschinsky@yahoo.com)
  • Обновлено: 23/09/2012. 4k. Статистика.
  • Статья:
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.