Лобановская Ирина Игоревна
"Минувшее - плохой учитель..."

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Лобановская Ирина Игоревна
  • Обновлено: 06/02/2010. 8k. Статистика.
  • Очерк: Литкритика
  •  Ваша оценка:

       ИРИНА ЛОБАНОВСКАЯ
      
      
       "МИНУВШЕЕ - ПЛОХОЙ УЧИТЕЛЬ..."
      
       Не отрешиться нам никогда от вопросов бытия нашего, от смысла существования человеческого и дел своих на Земле... Да и зачем отрешаться?.. Чтобы жить проще и легче? Чтобы спать беззаботнее и дольше? Чтобы голова не болела? Не знаю, не знаю... Это и впрямь легче? Может быть.
       Только люди все равно задаются и будут задаваться философскими проблемами, пробуют разрубить туго стянутый узел - клубок жизненных противоречий, понять, что же это такое - жизнь вокруг? Творцы, культура, книги?.. Сама мысль человеческая - ради чего она? И кому так уж потребна?
       На стыке таких попыток решения, на изломе литературного развития... нет, точнее - очевидного упадка литературы России и родилась книга-диалог "Ночные бдения с Иоганном Вольфгангом Гете". Автор - Вячеслав Пьецух.
       Прежде всего, его, как писателя, естественно тревожит роль и место в жизни тех, кто дерзнул творить. Это действительно дерзость, поскольку Творец лишь один - Господь.
       А потому прозаик утверждает: "...Если же ты берешь на себя дерзость творения - жди беды".
       Звучит чересчур пессимистично. Однако человечество изобрело атомную и водородную бомбы, напалм и химическое оружие. Человечество отравило океаны и моря, сгубило немало живых существ и продолжает этим "развлекаться"....
       И есть еще у человечества "время надурачиться всласть, учинить шестнадцать мировых войн и сорок две социалистические революции, окончательно отравить атмосферу, покрыть асфальтом альпийские луга, изжить остатки культуры и запродаться в рабство техническому прогрессу, прежде чем лопнет долготерпение Господнее и четыре всадника скажут "н-но!"".
       Для мыслящего человека, ибо, по словам прозаика, "культурные люди суть не столько разум всякой нации, сколько ее сомнение", пристально наблюдающего дни сегодняшние, четко видящего бесплодность и пустоту, и тщеславие мелких людишек, и отчаяние больших умов, жизнь порой непереносима. Отсюда горечь... Безнадежная горечь сознания, что и литература нынче - в упадке. И что сделать ничего нельзя, нельзя ничего исправить. Как невозможно предсказать все свершившееся на Земле...
       "... кто из просвещенных детей прошлого, изящного столетия мог подумать, что следующее столетие беременно страшным, всепожирающим оружием, способным за десять минут уничтожить жизнь на нашей "доброй, старой планете"? Кому могло прийти в голову, что двадцатый век даст несколько диких деспотий, неслыханных со времен Ашшурбанипала? Наконец, трудно было предположить, что наследники Гегеля и Толстого будут вечера напролет таращиться в дырку, через которую им показывают голые задницы и дурацкие викторины..."
       Прав Вячеслав Алексеевич, еще как прав... Но слышат ли его те, к кому он обращается?.. Боюсь, что люди, как обычно, слепы и глухи, когда дело касается не их самих и не их семей. Впрочем, неужели земная жизнь их не касается? Только думают они именно так - не переубедить.
       Композиционно произведение Пьецуха - диалог современного человека с Гете. Почему бы с ним и не побеседовать? Были когда-то прогулки с Пушкиным... А здесь - столкновение двух мнений людей, живущих в разные времена, рассуждения, и, конечно, "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет...". В беседе рождается правда.
       К диалогу добавлены еще короткие картинки нашей действительности - жизнь героя днем, когда исчезает Гете и начинаются столь узнаваемые наши российские будни. Пьянство, нищета, пустота...
       А вот из наблюдений прозаика следует, что "искусство существует не потому, что оно кому-нибудь нужно, а потому, что оно существует". И "Тысячелетиями книги пользовались успехом только потому, что нечем было заполнить унылые вечера. То же самое касается музыки: великому композитору дано слышать нескончаемую музыку мира и переносить ее на нотную бумагу, тем самым занимая досуг отборной публики, а бродячий шарманщик знай себе крутит ручку своего ящика, увеселяя наших немецких дурней, - и в результате все довольны".
       Похоже, это истина в последнее инстанции. Констатация фактов. Расстановка акцентов. Иначе они, увы, не звучат. Мало что изменилось в мире искусства и литературы, и их роль... Она вовсе не так велика, как представляют некоторые.
       "...произведения изящной словесности вовсе не адресованы большинству, даже читающему большинству. Ибо всех ухищрений и красот этих произведений не способен освоить ни ремесленник, ни политик, ни бюргер, ни филистер. ... полностью исчерпать произведение изящной словесности, принадлежащее перу одного писателя, способен только другой писатель. ... Разве что гений увлекает за собой стихию литературы, поднимает ее до своего уровня и тем самым способствует развитию посредственности, способствует качественному росту увеселительно-демократической литературы, а она-то как раз обывателю по зубам".
       И снова - в точку. Что читает народ? Что ему предлагают? Буквально навязывают? А потом кричат, что это читательский выбор. Да нет у нашего читателя выбора этого самого! Его давно у читателя отобрали, подсунув взамен слоганы о королевах интриги и звездах детектива.
       Вот поэтому с великой грустью и рассуждает Вячеслав Алексеевич устами своих героев: "... изящная словесность кончается, постепенно сходит на нет, хотя бы по той причине, что пишут все больше, а читают все меньше, да и то преимущественно чепуху. Писателей же развелось как собак нерезаных, потому что при настоящем положении вещей, когда нужно только буковки переставлять, все пишут, кому не лень. В сущности, русская литература кончилась на Бунине, который закрыл рассказ, как закрывают математические разделы. ...Последним, и посему совершенным, наблюдателем в нашей словесности был Александр Пушкин. Гоголь уже объяснял реакции, так сказать, на молекулярном уровне и вывел формулу "Скучно на этом свете, господа". Наконец, Федор Достоевский явил фантастический реализм. ...Главное достижение этой школы состоит в том, что она дала неслыханное качество литературного вещества".
       От печальных литературных дел герои Пьецуха переходят к еще более глубинным проблемам. Мы и прошлое, мы и Бог, жизнь и смерть...
       И вывод напрашивается сам собой: "Вероятно, минувшее - плохой учитель, а люди - плохие ученики, если из столетия в столетие вершится примерно одно и то же. ... наш мир уже созрел для Страшного суда. А зло все растет от поколения к поколению. Мало того, что на нас ложатся грехи наших предков, мы еще передаем потомкам наследственные пороки, отягченные нашими собственными. ...Поэтому-то я и опасаюсь, что наступит время, когда человечество перестанет радовать Господа, и Ему придется все разрушить и сотворить мир заново".
       Будем надеяться, что это еще не скоро. И мы - явно не доживем. Хотя разве это надежда? Какое здесь удовольствие - понимать, что конец мира неизбежен?
       Для прозаика это именно так. Как непреложно и существование Бога.
       "...бытие Божие не опровергается наличием в мире зла, как оно не доказывается фактом изобретения стеарина. ...В силу рождения, воспитания и самостоятельного приобщения к культурным ценностям человек обретает частицу Святого духа и уже не принадлежит самому себе, ибо, например, насилие сильного над слабым в порядке вещей, а человек, как заколдованный, отвращается от зла и, по крайней мере, ориентирован на добро. То есть, если человек интуитивно склонен к добру, если эта склонность у него в крови, Бог безусловно есть".
       И есть, безусловно, силы человеческие, и умы, и души... Земля ведь не может оскудеть ими навсегда, так не бывает. Просто - сегодня для нас опять наступило время тягот и сомнений. Впрочем, почему - наступило?.. Оно было таковым всегда. Только не всегда его анализировали и постигали.

  • © Copyright Лобановская Ирина Игоревна
  • Обновлено: 06/02/2010. 8k. Статистика.
  • Очерк: Литкритика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.