Лобановская Ирина Игоревна
Почему греховен Герасим

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Лобановская Ирина Игоревна
  • Обновлено: 30/11/2012. 5k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

      
      ПОЧЕМУ ГРЕХОВЕН ГЕРАСИМ
      
      В одном из пятых классов, где я преподавала литературу, оказалась девочка, отличавшаяся удивительной эрудицией. Дети хорошо понимали это и часто, не в силах отвеќтить на тот или иной мой вопрос, говорили:
      - Вы лучше спросите Алину. Она знает!
      И Алина, немного смущаясь, вставала и всегда давала четкий, продуманный и отлично сформулированный ответ, свидетельствующий об осмыслении отнюдь не на детском уровне.
      Сначала я считала, что девочка незаурядна или выросла в необычной семье. Но позже узнала, что Алина новеньќкая и перешла из православной школы. Тогда я впала в привычный стандарт: а почему обычная школа не в состоянии дать ребенку такой же уровень образования, как в православной?
      Но мои размышления быстро закончились.
      Слушая ответы Алины, я поняла, что основное в ее мировоззрении, сформированном православной школой, - это греховность человека. Девочка очень легко могла доказать низменность любого героя, как сделала, без труда организовав в классе дискуссию о том, насколько греховен Герасим, герой повести Турќгенева "Муму".
      Не знаю, насколько вы бы смогли доказать его грехи, а я тут пас... Я бы говорила о барыне. Но любые положительные качества героев из сознания Алины словно выпадали, она не обращала на них никакого внимания. Зато грехи...
      В результате мне стало не по себе. Никто не отрицает вечной греховности человека, но не видеть его противоречивости, высот и величия его души... Неужели так нужно учить детей?! По-моему, это противопоказано.
      На мой взгляд, подобное обучение делает ребенка ущербным, неспособным видеть хорошее в человеке. Одни сплошные негативы. Как будут жить такие дети, когда вырастут?
      Хотя история и литература в школе давным-давно настояќтельно требуют серьезного обращения к Священному писанию.
      Говорить на уроках литературы со взрослеющей душой, душой мечущейся, противоречивой, неустоявшейся, всегда достаточно сложно. И такие понятия, как любовь, добро и зло, совесть, свобода должны предстать перед детьми категориями осмысленными, безусловными. Отсюда постижение сути основных религиозных заповедей: величия всепрощения, покаяния, душевной чистоты.
      И для русской истории должен быть такой же ракурс: с позиции принятия христианќства на Руси как основной точки отсчета развития нравственности, духовности. Конечно, нельзя навязывать ни своих оценок, ни чьих-либо мнений, ни конкретќной жизненной философии. Была бы четкая ориентация да возможность сделать собственный, осознанный нравственный выбор.
      Религия - это проявление духовной жизни человека, и огонь, и очищение ее, и преображение. Недаром написано в конце Нового Завета: "Жаждущий пусть приходит и желающий пусть берет воду жизни даром".
      Кажется, простейшие доводы: понять до конца Николая Ростова невозможно, не обратив внимания на его молитву в сцене охоты, как нельзя по-настоящему постичь сущность Наташи без ее бессознательного тяготения к посту и храму. Много ли места в курсе литературы занимают эти моменты? Значение Неба в жизни князя Андрея? Масонства и Церкви в жизни Пьера? Религиозности княжны Марьи? Что значит образок, подаренный ею уходящему на фронт брату?
      А насколько подробно изучаются релиќгиозные мотивы в творчестве Достоевского - проповедника христианства? В творчестве Гоголя, отрекшегося в конце земного пути от мирской суеты? В творчестве Тютчева? В прозе Булгакова, сына священќника, чей роман отличается особыми религиозными сложностями и нюансами?
      Либо не изучаќются совсем, либо вскользь, по верхам, постольку поскольку.... И где взять время?
      Времени на это действительно не отведено. А в результате по-просту выпадают глубины мировоззрения писателей, суть произведений, будто поступки и настроения русского человека изна-чально обусловлены не законами религии, основами христианской морали, а чем-то совсем другим.
      Отечественное литературоведение никогда и не задавалось подобными проблемами, лишь изучая характеры героев, привычно давая пообразные оценки, где отсутствовали основы, стержень, доминанта... В результате выпускники не в состоянии рассказать о причинах отлучения от церкви Льва Толстого, о сути расхождения Гоголя и Белинскоќго, о непростом пути Пушкина к Богу... А патриархальность Гончарова, обращения к Богу Лермонтова, религиозные наќстроения Тургенева? Об этом у детей зачастую нет ни малейшеќго представления.
      Есть такие прекрасные книги Михаила Дунаева "Православие и русская литература". Вот их бы в школу, на уроки литературы... Да где там... Мечтать не вредно.
      

  • © Copyright Лобановская Ирина Игоревна
  • Обновлено: 30/11/2012. 5k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.