Лобановская Ирина Игоревна
Печальный пятый акт

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Лобановская Ирина Игоревна
  • Обновлено: 30/11/2012. 4k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

      
      ПЕЧАЛЬНЫЙ ПЯТЫЙ АКТ
      
      Список домашних сочинений у меня обычно довольно велик. Зато разнообразен.
      Среди обязательных для девятиклассников письменных работ по комедии "Горе от ума" одна всегда оставалась моей самой любимой. Это просьба окончить за Грибоедова пьесу, написать ее пятый акт, сочинить, что же случилось с героями дальше. Ведь автор заставляет нас расстаться с ними в тот момент, когда их будущее совершенно неясно.
      Сначала я рассказывала детям о "господах Молчалиных" Салтыкова-Щедрина, в свое время тоже дописавшего великую комедию, а потом предлагала дома изложить в тетради свой вариант. Ох, какой неудержимый вихрь фантазии обрушивался на меня!
      Целый день после получения домашних работ я наслаждалась. Никакая даже самая любимая книга не в силах заменить чтения этих замечательных детских творений, рожденных воображением. Писали и в стихах, расписывая действие по явлениям, как в пьесе, и в прозе, высказывая различные предположения. Некоторые даже оформляли работы фломастерами, создавая некое подобие иллюстраций.
      Но, читая как-то очередные продолжения комедии, я ощутила вдруг тревогу, сначала безотчетную, неясную, а потом уже осознанную до конца, серьезную, настоящую. Что происходит? Почему мои дети в основном повторяют одни и те же мотивы, которые раньше были не столь очевидны, почти незаметны?
      Сегодняшние девятиклассники рассматривают как вполне нормальный исход событий не только гибель Чацкого на Сенатской площади. В основном они прогнозируют возможное пьянство как Скалозуба и Молчалина, так и самого главного героя. Софья, разлученная с Молчалиным, в их представлении должна озлобиться, и, если ее выдадут насильно замуж за Скалозуба, вполне в состоянии убить мужа, например, подсыпать ему в кофе яд. Спивается у многих и Фамусов, у некоторых Софья сходит с ума и кончает свои дни в больнице для умалишенных. Молчалин скрывается с награбленным имуществом Фамусова и Софьи...
      И в каждой работе - безусловная бесперспективность и бессмысленность бытия героев, мрачные повороты сюжетов, горькие судьбы... Только скептицизм и пессимизм вовсе не обусловлены жизненным опытом подростков: слишком рано. Значит, это чужой опыт, опыт взрослых, наш с вами.
      И гибель героев - никак не расплата, не возмездие, не наказание. Отнюдь. Это просто бессознательно предначертанный детской рукой путь каждого, путь их и наш, путь страны...
      Да не может этого быть! Так не бывает! Юности свойственно верить в хорошее и ждать его, ей присущи оптимизм и надежда, граничащие порой с излишней самоуверенностью, тоже характерной для подростков.
      Но почему тогда в сочинениях девятиклассников почти все герои спиваются, грабят, убивают? Почему никто не счастлив, не удачлив (только если сбежавший с фамусовскими драгоценностями Молчалин!), никто ничему и никому не радуется? Откуда это несомненное желание убить героев, заставить их еще пострадать?
      Когда значительно легче бросить под паровоз героя (Светлов: "Я сам лучше брошусь под паровоз, чем брошу на рельсы героя"), тогда возникают серьезные опасения по поводу психического здоровья нации. Нации, сумевшей так великолепно внушить подрастающему поколению определенные настроения и мысли.
      Вокруг пьют? Конечно. Сходят с ума? Еще как! Грабят? Да подобными сообщениями буквально забита вся пресса! Убивают? Послушайте новости: каждый день! А если еще прибавить к этому фильмы ужасов, боевики с убийствами, многочисленные низкопробные детективы, которыми пестрят книжные прилавки... И чего можно хотеть, чего ждать от детей, неосознанно прихватывающих с собой в дорогу все, что они ежедневно видят вокруг, все, о чем слышат?!
      Вот откуда и психушки, и яд в кофе, и драки между Софьей и Скалозубом.
      Старая истина гласит: каждый народ заслуживает именно то правительство, которое имеет. А если еще народ заслуживает свое подрастающее поколение?!
      Они, конечно, очень разные, наши дети, но в одном они сегодня, увы, схожи: радости грядущего бытия подростки ощущают слабо.
      И с самим Александром Андреевичем Чацким не могло случиться ничего более страшного, чем произойдет со всеми нами, если мы вовремя не остановимся. Если не перестанем кормить детей определенной литературой и кинопродукцией и не поймем, что необходимо срочно многое менять в нашем культурно-просветительско-воспитательном королевстве. Опять в нем слишком неладно...

  • © Copyright Лобановская Ирина Игоревна
  • Обновлено: 30/11/2012. 4k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.