Мартьянов Виктор Сергеевич
Интеллигенция и воля к власти

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Мартьянов Виктор Сергеевич (urfsi@yandex.ru)
  • Обновлено: 07/03/2012. 7k. Статистика.
  • Эссе: Публицистика, Политика, Обществ.науки
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мартьянов В. С. Интеллигенция и власть // Общество без интеллигенции - Российская интеллигенция: критика исторического опыта. Тезисы докладов Всероссийской конференции, посвященной 80-летию сборника "Смена вех", 1-2 июня 2001 г. С. 254-256. Основной чертой, сплачивающей интеллигенцию, является её воля к власти. На наш взгляд, именно волей к власти конституируется сегодня интеллигентское самосознание, ведущее борьбу за сохранение своей уникальности.

  •   Основной чертой, сплачивающей интеллигенцию, является её воля к власти. На наш взгляд, именно волей к власти конституируется сегодня интеллигентское самосознание, ведущее борьбу за сохранение своей уникальности. Самосохранение интеллигенции в качестве социальной группы без специальной поддержки государства уже невозможно. Последнее осуществимо лишь на идеологическом (политическом) уровне, посредством идей, вырывающих интеллигенцию из различных индивидуальных и профессионально-корпоративных контекстов и сплачивающих ее общностью проблем общенационального, государственного уровня. Обладание властью или же стремление к ней является условием выхода на проблематику подобного уровня, где служение, демонстративное отстранение или же оппозиция действующей власти представляют всего лишь различные тактики ее присвоения.
      1. В первую очередь воля интеллигента к власти проявляется в морализации политики и стремлении поставить политику в зависимость от моральных императивов. Причем именно интеллигенция объявляется носительницей моральных норм общества, что само собой дает ей право на власть, указывая "что хорошо, а что плохо" для всего общества.
      2. Если с точки зрения должного задача политики состоит в достижении наибольшего блага для всех граждан (Аристотель), то реальная политика всегда связана с принципом наибольшей эффективности государственных действий и законов (Макиавелли). Во избежание большего зла и с целью минимизации потерь власть обязана иногда поступаться всеобщим благом. При этом критика власти, осуществляемая интеллигенцией из сферы должного, исходящая из не свойственных природе политической власти законов, освобождает самого "истца" от действия этих правил, то есть политической ответственности.
      3. Интеллигенция всеми силами стремится превратить свою образовательную, просвещенческую роль в функцию господства. С помощью авторитета спорного знания устанавливается относительная истина, становящаяся впоследствии единственно возможной нормой. Борьба за власть связана здесь с борьбой за норму, то есть за право заключать в нее свои интересы.
      4. Интеллигент как "агент символического порядка" претендует, прежде всего, на власть идеологическую, на формирование систем ценностей. Даже не имея непосредственных властных полномочий в реальности, он стремится к воспроизводству ее моделей, которые использует власть.
      5. Также интеллигенция претендует на некое посредничество власти и общества, интерпретацию общественных представлений и т. д. Причем интеллигенция в своей посреднической функции претендует на изъявление как народных чаяний, их выражение и транскрипцию, так и на "чтение между строк", объяснение властных импульсов "для народа". Тем самым взаимодействие власти и общества превращается в разговор слепого и глухого, живущих в своих параллельных мирах, где всей полнотой власти и представлений о ситуации обладает лишь посредник. Претендуя на посредничество, интеллигенция тем самым превращается в инородное тело, отчуждающее государство и общество друг от друга, препятствующее их непосредственному взаимодействию, переводя его из реального на виртуальный уровень, в котором она сама формирует правила игры. Власть интеллигенции растет в условиях непрозрачности власти, дефицита информации, некоммуникативности государства и общества, отсутствии эффективной обратной связи между ними, что позволяет интеллигенции взять на себя роль интерпретатора.
      6. Именно в Советское время интеллигенция, получив официальную прописку в общественной структуре как отдельная социальная группа, достигла пика своего влияния, формируя государственную идеологию и монополизировав замкнутый дискурс властных значений.
      7. Интеллигенция отвергает свою функциональность. Она, как правило, пренебрегает своей культурообразующей функцией. Ее сокровенные устремления направлены на превращение своей роли служителей и созидателей культуры в функцию господства над обществом посредством этой культурой.
      8. а) Власть достигается интеллигенцией путем превращения субъективного в объективное, относительного во всеобщее, частного в универсальное, исторического во вневременное и т. д. Первые элементы этих оппозиций, соответствующие тем или иным социальным интересам, превращаются во вторые и трактуются как единственно возможные.
      б) Целью познания объявляется не поиск истины, а установление норм. Вечно меняющаяся, находящаяся под сомнением истина вытесняется не терпящими возражений нормами, которые и кладутся в основу социальной справедливости. Правовая парадигма, которая служит критерием эффективности политической практики, скрытно подменяется нормативной оппозицией добро-зло.
      9. Знание интеллигенции является символическим капиталом. Последний конвертируется во власть. Иерархия знания аналогична властной иерархии. И накопление знания, следуя подобной логике, ничем не отличается от продвижения по властной лестнице.
      10. Интеллигент всегда недоволен своим социальным статусом, стремясь превзойти его. Отсюда его извечная неукорененность в устойчивой социальной структуре и маргинальность как попытка преодолеть свое социально-профессиональное предназначение.
      11. Интеллигенция дорожит не столько своей свободой, поскольку последняя и ответственность, и "осознанная необходимость", сколько своей независимостью, являющейся основанием объективности в сфере политического, а, следовательно, и авторитета ее слов. Интеллигенция стремится присваивать власть, играя роль политического арбитра.
      12. Интеллигенция, выполняя функцию "оракула", пытается не только выражать, но и формировать общественное мнение, которое является базовым условием легитимации власти в демократическом обществе. Как только интеллигенция утрачивает стремление к глобальному мышлению и разговору с властью на равных, она превращается в типично западную категорию "белых воротничков", интеллектуалов, чье сознание в лучшем случае корпоративно, а устремления ограничены профессиональной самореализацией, что вполне устраивает реальную элиту, интересы которой они обслуживают. Только воля к власти, связанная с идеологической креативностью интеллигенции, ее способностью господствовать над общественным мнением, формировать как актуальную политическую повестку дня, так и долгосрочную национальную идеологию, влиять на массовые умонастроения, способна сохранить ее как политический класс. В противном случае интеллигенция выпадает из намечающейся общественной стратификации и растворяется в новых общественных группах.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Мартьянов Виктор Сергеевич (urfsi@yandex.ru)
  • Обновлено: 07/03/2012. 7k. Статистика.
  • Эссе: Публицистика, Политика, Обществ.науки
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.